Игра из какой сказки. Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок. Ход совместной деятельности


Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»

Цель: развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов.

Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.


«Назови сказку по главному герою»

Цель : развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу.

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др


«Расскажи сказку по иллюстрациям»

Цель: побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.

Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.


«Закончи»

Цель: закреплять знания о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве.

Кощей - … (Бессмертный) Змей- …(Горыныч) Конёк - …(Горбунок) Крошечка - … (Хаврошечка) Василиса - … (Прекрасная, Премудрая) Баба - … (Яга) Мальчик - … (с-пальчик) Марья - …(искусница) Курочка - … (Ряба) Иван - … (дурак) Воробей - … (крылатый) Мышонок - … (мохнатый) Блин - … (масленый) Сивка - … (бурка)


«Волшебные предметы»

Цель: закрепить знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог.

Яблоко с блюдечком – телевизор Клубок ниток – навигатор Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема

Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»

Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу. «Хаврошечка» Печка – автомобиль. «По щучьему велению»


«Отгадай загадку»

Цель: развивать аналитическое мышление, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой.

Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала. Шила рубашки, узор вышивала. Лебедью белой в танце плыла. Кто мастерица эта была?

(ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)


Вёдра он послал на речку,

Сам спокойно спал на печке. Спал он целую неделю. А зовут его… (ЕМЕЛЯ)

Он герой нам всем известный И с волшебным словом вместе Может целую неделю На печи лежать … (ЕМЕЛЯ)


Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный. Ходит в чёрном он плаще И зовётся царь…

(КАЩЕЙ)

Кощеем заколдована,

Иваном очарована,

Зелёная подружка – (Царевна - ЛЯГУШКА)


«Разрезные картинки»

Цель: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление. Дети составляют картину из частей.

«Разукрась героя сказки»

Цель: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развивать творчество, мелкую мускулатуру пальцев рук.


«Узнай сказку по нарисованному предмету»

Цель: закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи). Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.

«Найди пару»

Цель: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки). Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.


« Найди!»

Цель: развивать память, закреплять знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке.

наталья пинчук

гра «Из какой я сказки

Цель : закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок , творческое воображение, двигательную активность. Воспитывать у детей интерес к сказкам . Развитие математических способностей, закрепление счета. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь. Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

Ход игры: 1 вариант :

Воспитатель садится вместе с детьми, достает из коробочки фигурку животного (игрушка из «киндр сюрприза» ) и спрашивает :-В какой сказке есть этот герой ? Дети вспоминают, отвечают.

2 вариант : воспитатель описывает фигурку (игрушку из коробочки, также можно загадать загадку. Дети узнают по описанию, что это за животное. При угадывании воспитатель достает эту фигурку, и отдает ее ребенку. (Воспитатель раздает фигурки детям в процессе отгадывания) Затем дети могут обыграть сказку в которой присутствуют эти герои.

3 вариант : индивидуально с 1 ребенком, или несколькими детьми. Воспитатель предлагает выбрать например только 3 белочки, а затем к ним в гости пришли 2 слона (ребенок выбирает 2 слонов из всей массы игрушек) . Сколько животных у нас теперь стало? И т. д.

4 вариант : Возможна командная игра . Дети делятся на команды, затем воспитатель раздает каждой команде задание. Например 1 команда выбирает только тех животных которые присутствуют в сказке «Заюшкина избушка» , 2 команда только тех героев которые присутствуют в сказке «Лисичка со скалочкой» и т. д.

Публикации по теме:

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Угадай, из какой это сказки» Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Угадай из какой это сказки» Программное содержание: 1. Упражнять детей в правильном.

Дидактическая игра по развитию речи для средней группы «В гостях у сказки» Цель: Учить использовать фигурки в игровой деятельности по придумыванию новых сюжетов, комбинируя различные события реалистического, сказочного,.

Цель. Закреплять представления детей о составе чисел первого десятка. Задачи. -Закрепить представления детей о составе чисел из двух меньших.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДАРКИ ОТ БУРЕНКИ!» Настольно-печатная игра для детей 4-5 летнего возраста ВИД ИГРЫ Познавательной направленности.

Речевое развитие детей один из важнейших приоритетов. Речевая активность индивидуальна (по возможности большему количеству детей надо.

Игра-викторина «Что за прелесть - эти сказки!» Цель: обобщение знаний по сказкам Задачи: образовательные: вспомнить и закрепить знания о героях и названиях детских сказок; развивающие:.

Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.

Настольная дидактическая игра (на развитие речи) для детей 2-3 лет сказки «Репка» и «Колобок» Татьяна Владимировна Мизева, Елена Николаевна.

Светлана Шмелева
Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок

«Кто за кем?»

Цель игры : Закрепление знания сказок . Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами : за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления : сначала, потом, первый, второй, последний.

Материал сказки («Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.); кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных

Ход игры:

1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить : кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.

2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.

За правильное выполнение задания ребёнок получает жетон.

«Что изменилось?» .

Цель игры

Материал : используются фигурки героев одной сказки («Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) и предметов; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры;

1. Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на фланелеграфе сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать , что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает тот кто наберет больше всех жетонов.

2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.

«Расскажи о картинке » .

Цель игры : Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Материал : используются фигурки героев одной сказки («Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др., кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка , которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его : рассказывает как он выглядит , добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т . д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал .

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы : например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

«Найди по силуэту» .

Цель игры : Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.

Материал : используются фигурки героев одной сказки («Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.). Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.

Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки , предметы.

«Покажи одинаковое» .

Цель игры : Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям : сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.

Материал : фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами , выбранной сказки .

Ход игры.

Ведущий рассказывает о том , что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.

Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.

«Раскрась по описанию» .

Цель игры : развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт» ; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения.

Материал : фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку » , выбранной сказки ; загадки к героям сказки ; цветные карандаши, бумага.

Ход игры.

Ведущий рассказывает детям сказку , и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки . Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки .

Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком .

Ведущий переворачивает карточку и просит найти точно такую же фигурку – силуэт.

Дети, каждый на своём месте, обводят силуэт. После этого опорные картинки убираются , и рассказчик вместе с ведущим должен описать изображение, а дети должны дорисовать и раскрасить силуэты, не глядя на фигурку.

Вначале рекомендуется играть простыми фигурами (репка, колобок, теремок, рукавичка) . После каждого описания показывайте фигурку и сравнивайте, у кого какой силуэт получился. Следующим рассказчиком становиться тот , у кого точнее всех получился рисунок, или можно загадать загадку про следующего героя.

«Кто самый наблюдательный?» .

Цель игры : Закреплять умение составлять рассказ по картинке , развивать внимание, расширять словарный запас.

Материал : сюжетные картинки из игры «Собери и расскажи сказку » .

Ход игры.

Взрослый показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит детей описать, что изображено на картинке . Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы. За каждый правильный ответ они получают жетоны.

Детям 3 – 5 лет можно играть два – три раза по одному сюжету. Если дети старше пяти лет, они играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.

«Разведчик» .

Цель игры : Развитие речи, внимания, образной памяти; закрепление понятий : на, над, под, перед, с, внутри и т. д.

Материал : Фигурки героев сказок ; картинки с сюжетами сказок ; бумага, цветные карандаши, загадки.

Ход игры:

Взрослый загадывает загадку. Тот, кто её отгадал, становятся «разведчиком» . Ему показывают картинку – сюжет , и он должен описать картинку с героем как можно точнее, а другие дети, используя фигурки, рисуют у себя картинку по описанию .

Взрослый помогает «разведчику» описать картинку более точно .

«Цветные кружочки» .

Цель игры : Развитие связной речи, образной памяти, обучение детей мнемотехникам.

Материал : Цветные кружочки, отличающиеся цветом и размером в соответствии с героями сказок ; фигурки героев сказки ; картинки с сюжетами сказки .

Ход игры:

Расскажите сказку детям и попросите их показать соответствующие фигурки. Попросите малыша разыграть сюжет из сказки .

Если ребёнок не справляется, покажите ему картинку – сюжет , и пусть он расскажет сюжет, используя фигурки.

Затем расскажите ему сказку , выкладывая лишь кружочки. После этого он должен заменить героев кружочками и пересказать сказку , используя кружочки.

«Собери из частей» .

Цель игры : развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

Материал : разрезные картинки героев сказок , фигурки героев сказок из «Сказочного сундучка » , соответствующие разрезным картинкам , загадки.

Ход игры:

Взрослый показывает детям фигурки героев сказок . Спросите, как их зовут. Затем покажите, что из частей можно сложить фигурку любого из героев.

Затем части карточек перемешиваются , и взрослый просит малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя.

«Шляпа фокусника» .

Цель игры : закрепление знания сказок ; развитие речи; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, внимания и образной памяти.

Материал : резиновые игрушки из настольного театра, шляпа или коробка, платок.

Ход игры:

Взрослый показывает шляпу и платок : «Это шляпа фокусника, в ней лежат герои сказок . Вам надо по очереди на ощупь определить героя, назвать его и сказать , из какой он сказки .

«Я назову, а вы продолжите» .

Цель игры : развитие речи, закрепление знания сказок , развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название .

Младший и средний возраст

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (Серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

Старшая и подготовительная группа

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

«Из какой сказки герой .

Цель игры : Закрепление знания сказок

Материал : большая карточка с изображением героя сказки ; маленькие карточки , с изображением сюжетов разных сказок .

Ход игры:

Детям раздаются большие карточки . Ведущий показывает карточки с сюжетами сказок . Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки , называет сказку и берёт карточку себе .

Выигрывает тот, кто быстрее соберет все сказки .

«Помоги герою найти свою сказку » .

Цель игры : Закрепление знания сказок , развитие речи, мышления, памяти.

Материал : На листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок , в которых этого героя нет, и одна картинка , в которой этот герой есть.

Ход игры:

Взрослый показывает детям картинку и говорит , например : «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку ». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку .

«В какую сказку попал Колобок .

Цель игры : Закрепление знания сказок , развитие речи, мышления, памяти.

Материал : Картинка с изображением сюжета сказки , на которую приклеен Колобок.

Ход игры : Взрослый показывает детям сюжетную картинку . Дети называют сказку , и описывают картинку .

«Сказочная путаница »

Цель игры : Закрепление знания сказок , развитие речи, мышления, памяти.

Материал : Картинка с изображением двух разных сказок .

Ход игры : взрослый показывает картинку . Дети должны назвать какие сказки перепутались .

«Кто как кричит?»

Цель : Развитие ЗКР.

Материал : Картинки , изображающие животных, загадки.

Описание игры : Взрослый загадывает загадку о животных, дети её отгадывают. Взрослый показывает картинку и говорит : «Как говорит это животное?» Дети имитируют животного.

«Собери и расскажи сказку » .

Цель : Закрепление знания сказок ; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти.

Материал : картинки с изображением сюжетов, выбранной сказки .

Ход игры : Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки , затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки .

«Чья песенка» .

Цель : Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок .

Описание игры : Воспитатель читает слова героя из сказки . Дети называют сказку и героя , которому принадлежат эти слова. Например :

Я, Колобок, Колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Сказка «Колобок» , песенка Колобка)

Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, Коща, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечка во сыру землю.

(Сказка «Волк и козлята» , песенка Козы)

Вы, детушки, вы, батюшки

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла,

Полны копытся водицы!

Сказка «Волк и козлята» , песенка волка)

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Её подружки в лес заманили,

Заманили – покинули.

(Сказка «Снегурушка и лиса» , песенка Снегурушки).

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(Сказка «Маша и медведь» , песенка Маши).

Как выскочу, как выпрыгну –

Полетят клочки по закоулочкам.

(Сказка «Лиса, заяц и петух» , песенка лисы).

Петушок, Петушок

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

(Сказка «Кот, петух и лиса» , песенка лисы).

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы!

Котик-братик,

Выручи меня!

(Сказка «Кот, петух и лиса» , песенка Петушка).

Эта ложка простая – Петина,

Эта ложка простая – Котова,

А это ложка не простая, - точёная,

Ручка золочёная, -

Эту ложку я себе возьму.

(Сказка «Жихарка» , слова Жихарки)

Ку – кА – ре – ку!

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи!

Поди лиса, вон!

(Сказка «Лиса, заяц и петух» , песенка Петушка).

Стрень, брень, гусельки,

Золотые стунушки,

Дома ли лиса?

Выходи лиса!

(Сказка «Кот, петух и лиса» , песенка Кота).

Сяду на пенёк

Съем пирожок.

(Сказка «Маша и медведь» , песенка медведя)

«Сказочные зайцы » .

Цель : развитие речи, воображения, наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры : Взрослый предлагает детям вспомнить сказки , в которых есть зайцы. Желающие рассказывают , какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки . Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц .

«Большой – маленький» .

Цель : Упражнять в образовании слов по аналогии. Развитие речи, наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры : Воспитатель называет название взрослого животного. Ребёнок называет название его детёныша. Затем изображают детёныша животного.

«Волшебный кубик» .

Цель : Закрепление знания сказок , развитие речи, памяти.

Материал : разноцветный кубик, на каждую грань которого, с помощью липучки, прикрепляются герои или сюжеты сказок .

Описание игры :

I вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки . Дети называют героя и сказки с его участием .

II вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки . Дети изображают этого героя.

III вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные ) . Дети называют сказку и её героев .

IV вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки , и называет героя и сказки с его участием .

V вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные , и называет сказку и её героев .

«Опиши героя» .

Цель : Развитие грамматического строя речи, умения подбирать прилагательные.

Материал : Сказка , картинка или фигурка героя для описания; карточки со схематическими изображениями эмоций, цвета, строения тела.

Ход игры:

I вариант (для детей 3 – 4 лет) :

После прочтения сказки , воспитатель спрашивает : (например, сказка «Лиса и заяц» ) – Какой Петушок?

Дети отвечают : «Добрый, смелый и т. д.»

II вариант (для детей 4 – 7 лет) :

После прочтения сказки , или при сравнении сказок , воспитатель просит описать одного из героев, используя схематические карточки .

«Я начну, а ты продолжи» .

Цель : Закрепление знания сказки , развитие связной речи, умение внимательно слушать друг друга.

Материал : персонаж – герой выбранной сказки .

Ход игры : Дети сидят в кругу. У воспитателя в руках персонаж – герой сказки , которую дети будут рассказывать . Воспитатель начинает сказку (говорит одно – два предложения) и передаёт сидящему рядом ребёнку. Ребёнок продолжает, говоря тоже одно – два предложения, и передаёт следующему.

«Маски» .

Цель : Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Материал : маски сказочных персонажей – животных.

Описание игры : Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки , но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

«Угадай сказку » .

Цель : , развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Материал : используются фигурки сказочных героев одной из сказки .

Ход игры : Взрослый прикрепляет на фланелеграф фигурки сказочных героев персонажев какой - либо сказки и просит детей назвать эту сказку .

«Назови сказку »

Цель : Закрепление знания сказок и сказочных героев , развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.

Материал : игровое поле, на котором помещены сюжеты разных сказок ; кубик.

Ход игры : Ребёнок бросает кубик на игровое поле. Когда кубик остановиться на одном из сюжетов, ребёнок называет сказку и её героев .

«Что изменилось?» - 2.

Цель игры : Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Материал : Игрушки из настольного театра.

Ход игры;

На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки . Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает : «Кто убежал в лес?» Дети должны сказать , что изменилось.

«Найди сказочных героев » .

Цель : . Развитие речи, памяти, внимания, мышления.

I вариант :

Материал : Фигурки сказочных героев , сюжеты сказок .

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям фигурки или резиновые игрушки сказочных героев . На столах разложены сюжеты разных сказок . По команде воспитателя дети к каждому сюжету ставят своего сказочного героя .

II вариант.

Материал : большие карты , на которой изображен сюжет какой – либо сказки ; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки .

Ход игры:

Игра проводиться по принципу лото. Детям раздаются большие карты . Ведущий показывает маленькие карточки . Дети, у которых герой из сказки , изображенной на большой карте , называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту .

«Кто лишний?»

Цель : Закрепление знания сказок и сказочных персонажей , развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Материал : используются фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе или из настольного театра.

Ход игры:

На столе или на фланелеграфе выставляются герои одной из сказок и один лишний герой . Детям до 5 лет, взрослый называет сказку . Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился.

Дети после пяти лет, должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

«Отгадай слово» .

(для тех кто знает буквы)

Цель : закрепление первого звука в слове, закрепление знаний о сказочных героях , развитие ЗКР, мышлении, памяти, внимания.

Материал : двухстороннии карточки : с одной стороны буква, с другой стороны изображение сказочного персонажа название , которого начинается на эту букву.

Ход игры:

I вариант :

Воспитатель показывает картинку сказочного персонажа . Ребёнок проговаривает название и выделяет первый звук. Воспитатель переворачивает карточку .

II вариант :

Воспитатель выкладывает из карточек слово картинками вверх . Ребёнок проговаривает название каждой картинки , выделяя первый звук. Воспитатель переворачивает карточку буквой вверх , ребёнок складывает (прочитывает) загаданное слово.

«Расскажи сказку по картинке » .

Цель : развитие связной речи; закрепление знания сказок , памяти.

Материал : Сюжетные картинки к сказкам .

Ход игры : Воспитатель показывает ребёнку сюжетную картинку . Ребёнок называет сказку и описывает , что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью .

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дидактическая игра «Угадай сказочного героя» Составила – Митина Ирина Васильевна.

Цель: Закреплять знания детей о героях любимых сказок. Развивать речь, интонационную выразительность, воображение, способность анализировать поступки сказочных героев. Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать небольшое четверостишие про сказочного героя. Дети должны угадать героя из сказки и с помощи мимики, жестов передать особенности его характера.

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор...

Скачет баба на метле. Страшная и злая. Кто она такая?

Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовёт И в дороге слёзы льёт.

Что за странный Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт он длинный Кто же это? - ...

У Алёнушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят.

Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался...

Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло в ночи, как днём.

Она красива и мила, А имя ей от слова «зола».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительнос...

подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"

Развивающие дидактические игры...

КВН по сказкам Александра Сергеевича Пушкина

Дети разделены на две команды: «Лукоморье» и «Синеморье».

Учитель:

В клуб пришёл, не хмурь лица,
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель, ты не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнём играть.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т.п. всё это очень интересно!
Сейчас мы вспомним любимые вами сказки Александра Сергеевича Пушкина и пригласим в гости героев сказки.

Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто там живёт.
(Звучит мелодия песни «Где водятся волшебники?»)

1 конкурс: «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ГЕРОЙ?»


Учитель: Каждая команда получит список сказочных героев, где они должны угадать, из каких сказок эти герои.
(1 команда: старик со старухой; царь Дадон, колдун, три девицы;
2 команда: царица-мачеха, чёрт, шамаханская царица, белка)

Дети называют героев:
(1 команда: старик со старухой- «Сказка о рыбаке и рыбке»; царь Дадон – «Сказка о Золотом петушке», колдун – «Руслан и Людмила», три девицы – «Сказка о царе Салтане»;
2 команда: царица-мачеха – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», чёрт – «Сказка о попе и о работнике его Балде», шамаханская царица, белка)

2 конкурс: «ЛУЧШИЙ ЗНАТОК СКАЗОК А.С. ПУШКИНА?»

Учитель: А сейчас проведём конкурс «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина. Вы должны вспомнить строчки из сказок и прочитать их.
1 команда:

(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)


(Кири-ку-ку. Царству лёжа на боку)


(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)


(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…)

2 команда:
1. Какими слова обращался старик к золотой рыбке?
(Смилуйся, государыня рыбка!)

2. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
(Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.)

3. А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
(Я там был, мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.)
4. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»?
(Сказка ложь да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

3 конкурс: «СОБЕРИ СТРОКУ ИЗ СКАЗКИ»
Учитель: Я предлагаю командам за 1 минуту собрать строчки из сказок Пушкина.
1 команде : Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.
2 команде : Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.

4 конкурс: «КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?»
Учитель: Вот я только что получила телеграммы, но вот беда они не подписаны. Командам предлагается узнать, кто отправил телеграммы.
1 команде:
1. – Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)
2. Вижу я, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (Молодая царевна)
2 команде:
1. В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене… (Третья сестрица)

2. Подарите мне девицу,
Шамаханскую царицу! (Мудрец)

5 конкурс: ВИКТОРИНА «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ ПУШКИНА?»
1 команде:
1. Кто так говорил: «Чего тебе надобно, старче?» (Золотая рыбка)
2. С помощью какого предмета, царица-мачеха умертвила молодую царевну? (Яблока)
3. Назови имя героя, который вместе со свой матерью попал на необитаемый остров в бочке? (князь Гвидон)
4. За какую плату нанялся работать Балда у попа? (3 щелчка)
5. Кого подарил царю Дадону Мудрец? (Золотого петушка)
2 команде:
1. Кто так говорил: « Дурачина, ты, простофиля!» (Старуха)
2. К кому обращался за помощью королевич Елисей, чтоб отыскать молодую царевну? (солнце, месяц, ветер)
3. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
4. К кому послал поп Балду за оброком?? (к чертям)
5. Кого нёс колдун через леса, через поля? (Руслана)

6 конкурс: КРОССВОРД ПО СКАЗКАМ

Кроссворд

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Тот, кого выудил из моря Балда? (бес)
2. Сколько раз закидывал старик невод? (три)
3. Как звали работника у попа? (Балда)
4. Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)
5. Под кого бесенок залез? (под кобылу)
6. С каким предметов всегда разговаривала царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)
7. Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)
8. За что работал Балда? (щелчки)
9. Что не заплатила бесы попу? (оброк)
10. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

11. Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)
12. Кто помогал старику выполнять все желания старухи? (рыбка)
13. Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)
14. Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)
15. Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)
16. С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)
17. Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)
18. Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)
19. Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи в золотой скорлупе)
20. Кого не смог обогнать бесёнок? (зайца)

Учитель: А сейчас подведём итоги КВН. (Награждение)

I конкурс «Разминка»

1команда

Вопросы задаются командам поочередно, если команда на вопрос ответить не может, пытается ответить другая команда. За правильный ответ команда получает лишние очки.

1. Слышала я как - то слова такие: «Кто много читает…», а вот дальше не помню. Продолжите

(Ответ: тот много знает)

(Ответ: учение)

3. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Вопрос для 1-ой команды:

Скажите, где находится эта волшебная страна?

(Эта страна в сказках Александра Сергеевича Пушкина)

Вопрос для второй команды:

Что означает само слово «лукоморье»?

(Лукоморье – излучина берега моря, залив)

4. Назовите, пожалуйста, день рождения царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (6 января – в сочельник).

5. Что требовала старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Старуха хотела получить новое корыто, новую избу, потом стать столбовой дворянкой, владычицей морскою).

6. Чем занимаются богатыри из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», живя в лесу?

(Ответ: богатыри охраняют государство, охотятся)

7. Назовите главных героев «Сказки о царе Салтане»

(Ответ: главные герои «Сказки о царе Салтане» - царь, царица, повариха, ткачиха, баба Бабариха, царевич, Белая Лебедь, князь Гвидон)

8. Кого Балда назвал своим меньшим братом? (зайца)

9. За скольких человек ел и работал Балда?

(ел за четверых, работал за семерых)

Ведущая:

Закончен конкурс наш, и снова
Жюри мы предоставляем слово

А пока жюри подводит итоги двух конкурсов, мы поиграем с болельщиками.

В волшебном лесу Лукоморья много разных чудес. Помните, как сказано у Пушкина:

Там лес и дол видений полны…

Каких же видений полон лес?

Ответ:

Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон и дверей…
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама с собой;
Там царь Кощей над златом чахнет.

Слово жюри :

Жюри прошу вас, не томите
И выступленья оцените

II конкурс «Художники»

Ведущая:

Кто с детства любит рисование?
Настал и ваш черёд блеснуть.
Есть для художников задание.
Что ж, нарисуем что- нибудь

Этот конкурс для команд является домашним заданием. Команды представляют свои рисунки, и противоборствующие стороны отгадывают, герои каких сказок или предмет из какой сказки А.С.Пушкина изображены.


  • 1команда: орешек, шатер, шмель

  • 2 команда: цепь, корона, шлем
Ведущая:

Рисунки ваши просто класс!
Жюри сейчас оценку даст.

Вопросы к болельщикам:

У меня в руках волшебная корзинка. А в ней находятся предметы, которые принадлежат какой-то сказки А.С. Пушкина.

Из какой сказки эти предметы: яблоко, белочка, зеркало, петушок

(зрители отвечают)

Слово жюри:

III конкурс «Знаешь ли ты сказки А.С. Пушкина»

Блиц - турнир

(Вопросы задаются поочередно, если команда отгадать не может, то принимается ответ от другой команды и добавляется лишнее очко)

1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)

2. Что кричал петушок, сидя на спице?

(«Кири- ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)

3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

4. Как обращался старик к золотой рыбке?

(Смилуйся, государыня рыбка!)

5. Какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

(Я там был, мед пиво пил –
И усы лишь обмочил)

6. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

(Три девицы по окном
Пряли поздно вечерком)

7. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке»

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

8. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…)

9. Как звали собаку в «Сказке о мертвой царевне»? (Соколко)

10. Что сделалось с попом после первого щелчка? (поп подпрыгнул до потолка)

Молодцы! Вы настоящие знатоки сказок А.С.Пушкина.

И как всегда жюри даем мы слово, чтоб подвели итог

Ученик:

Читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

IVконкурс « Сказочные объявления»

Ведущий:

У меня в руках конверт, в нем первый выпуск газеты «Волшебные известия», которые полностью посвящены публикациям сказочных объявлений.

Кто мог дать такое объявление?

1) Предлагаю свои услуги:


  • запрягать лошадь;

  • топить печь;

  • закупать продукты на рынке;

  • варить кашу;

  • нянчить детей.
Мой адрес…(Балда. «сказка о попе…)

2) Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес… Обращаться к …(Царице-мачехе из «Сказки о мертвой царевне»)

3) Тем, кто не может проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес…(«Сказка о золотом петушке»)

4) Кто желает поменять старое корыто на новое? Или квартиру на дом?

Обращаться к…. (Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

5) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:


  • кругом лавки крытые коврами;

  • печь с лежанкой изразцовой;

  • под святыми стол дубовый.
Мой адрес… («сказка о мертвой царевне»)

6) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:


  • укусы правого и левого глаза;

  • волдыри на носу.
Начало ближайших занятий … (Сказка о царе Салтане»)

Слово жюри

V конкурс «Сказочные яблочки»

На доске расположены листы, вырезанные в виде яблок. С обратной стороны записаны вопросы. Игроки из команд подходят по очереди, берут по одному яблоку, читают вопрос вслух и отвечают на него.

С каких слов начинается «Сказка о попе …»

(Жил- был поп, толоконный лоб)

Последнее желание сварливой старухи? (Стать владычицей морскою)

С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

(Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

Верный страж царя Додона? (Петушок)

В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

(В комара, муху, шмеля)

Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах?

(Заморскими винами, печатными пряниками)

Из чего сделан Петушок? (из золота)

Где жили черти из «Сказки о попе и работнике его Балде? (в море)

Ученик:

Читает отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

VI. Кроссворд

Вписать в вертикальные клетки ответы на вопросы:

1. Кто звал балду тятей? (попенок)

2. Как назывался остров, мимо которого проплывали корабли в царство Салтана? (Буян)

3. В кого превратился злой Чародей, чтобы погубить царевну Лебедь? (коршун)

4. Одежда, в которой старуха стояла на крыльце терема, поджидая старика? (душегрейка)

5. Чем заедала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (пряник)

6. Ветхое жилье старика и старухи. (землянка)

VI I конкурс «Домашнее задание»

Каждая команда показывает сценку из сказки Пушкина.

«Книголюбы»- отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

«СОЦ – мамы» - отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке»

Ведущий:

Зря волновалась я в начале
Команды нас не подкачали
Они старались, и сейчас
Жюри свою оценку даст.
Жюри подведите итоги
Да будьте милы и нестроги

Класс делится на две команды «Сказочники» и «Умная сказка».

Итак, друзья, начнём программу

Затей у нас большой запас:

А для кого они?

ДЛЯ ВАС!

Мы знаем вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет интересней для детворы,

Чем наши волшебные сказки .

Ведущий (учитель): «Ребята! Сегодня у нас праздник, на котором мы покажем, кто лучше вспомнит произведения и факты жизни русского поэта А. С. Пушки­на.

Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, и смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.

1 конкурс. Вопросы по биографии А.С.Пушкина

Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:

В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)

В каком городе родился Пушкин? (в Москве)

Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, На­дежда Осиповна)

В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царско­сельском лицее)

Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Оль­га и брат Лев)

К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?... (к няне Арине Родионовне)

О каком городе Пушкин писал: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

(О Петербурге)

2 конкурс «Разминка».

Назвать героев сказок А.С.Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Руслан и Людмила»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,

«Сказка о царе Салтане…»,

«Сказка о попе и его работнике Балде».

3 конкурс. Блиц-викторина по произведениям А. С. Пушкина :

1) Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоком)

2) Мимо какого острова проплывали гости-господа? (мимо острова Буяна)

3) В какой сказке Пушкина «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?» («Сказка о царе Салтане»)

4) От кого князь Гвидон спас царевну-Лебедь? («Ты не коршуна убил, Чародея погубил»)

5) В кого превратила царевна-Лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

6) В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салта­не»)

7) В поэме «Руслан и Людмила» есть такая строчка: «Там чудеса, там леший бродит...». Кто такой леший? (Леший - в славянской мифологии - хозяин леса)

8) Из какой это сказки:

Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе,

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья? (из «Сказки о царе Салтане»)

9) Из какой это сказки:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

10) А эти вопросы об известной всем вам сказке А. С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»:

Сколько лет рыбачал старик? («... он рыбачил 30лет и 3 года»).

Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (2 раза).

Кем предстала перед стариком его старуха в пер­вый раз? (Столбовой дворянкой)

Сколько времени была царицей старуха? («вот не­деля, другая проходит»... - две недели)

Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Че­тыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)

Последнее желание сварливой старухи? («... стать владычицей морскою»)

И что из этого получилось? Какой вывод можно сде­лать?

11) В синем небе звёзды блещут.

В синем море волны плещут. («Сказка о царе Салтане…»)

12) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет («Сказка о царе Салтане…»)

13) В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)

14) Как изображает А.С.Пушкин царевну-лебедь? (Месяц под косой горит )

15) Кто говорит:

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее. »

4 конкурс «Лучший знаток сказок и произведений А.С.Пушкина».

1. Из какой сказки эти строки:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

2. Что кричал петушок на спице?

(Кири-ка-ку царствуй лёжа на боку )

3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб.

Что же приговаривал Балда с укоризной?

(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).

4. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

(Жил старик со своею старухой у самого синего моря).

5. Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

(Смилуйся государыня рыбка… )

6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном пряли поздно вечерком… ).

7. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

(Я там был, мёд, пиво пил – и усы лишь обмочил. )

8. Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намёк.

Добрым молодцам урок!)

5 конкурс «Знаешь ли ты…»

Что ответило зеркальце злой мачехе в конце сказки?

Что пообещал царь Дадон мудрецу?

Ведущий: «А сейчас, ребята, посмотрите на эти таблич­ки-на них последние слова строчек четверостиший из знаменитых стихотворений А. С. Пушкина. Вы должны вспомнить и прочитать все четверостишие и назвать произведение:

1. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью, кот ученый

Все ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)

2. Зима, крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью, как-нибудь. («Евгений Онегин»)

3. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. («Зимний вечер»)

6 конкурс – Конкурс чтецов .

Рассказать наизусть любое стихотворение А.С. Пушкина.

7 конкурс «Кто отправил эти телеграммы».

Да вот верёвкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить. (Балда)

Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола

Горе! Смерть моя пришла! (Царь Дадон)

Ведущий: А теперь подведем итоги викторины и назо­вем лучшего знатока сказок А. С. Пушкина.

Методическая разработка урока - викторины по литературному чтению в 4 классе. Обобщение знаний