Художник куликов иван семенович картины. Художник иван куликов и вопросы к сюжетам его картин на бытовые сцены. Наследие Ивана Куликова несправедливо забыто в истории русского искусства. Ученик Ильи Репина, один из его главных помощников в создании широко

Предлагаю вниманию любителей русского изобразительного искусства небольшую подборку картин, к сожалению, не слишком известного в наше время, но, безусловно, талантливого художника Ивана Семёновича КУЛИКОВА (1875 - 1941) с моими комментариями к ним.

Автопортрет (1939 г.):

Родившийся в провинциальном Муроме, в крестьянской семье, И. С. Куликов, ставший учеником И. Е. Репина, закончил Академию художеств СПб. Он стал известен своими портретами и бытовыми сценами из крестьянской жизни России конца XIX - начала ХХ в.

Впрочем, к его картинам есть вопросы .

Вот, например, картина, просмотр которой натолкнул меня на написание этого поста:

Она называется "Зимним вечером" .

Вы ничего странного в ней не находите? Присмотритесь внимательнее.
Если в крестьянской избе зимний вечер, то почему из окна бьет якрий, явно дневной свет, делающий совершенно не нужным никакое внутреннее искусственное освещение?
И, действительно, мы здесь не видим ни керосиновой лампы, ни лучины, не говоря уже о "лампочке Ильича". Да в них и нужды нет. Свет из окна настолько ярок, что огонька лампадки под иконами совершенно не видно, зато женщины в праздничных нарядах (мальчик тоже в красной рубахе, явно не ежедневной) занимаются рукоделием.
Объясните мне, тупому, каким образом зимним вечером в России может быть так светло на улице.
Или, может быть, дело происходит не в России, а на картине изображена семья эмигрантов куда-нибудь в Аргентину, Австралию или Новую Зеландию, где зима - это наше лето? Кстати, не подскажете, бывают ли на юге Австралии или в Патагонии белые ночи (ведь, напомню, что на картине изображен зимний вечер)? Или этой русской семье пришлось поселиться где-нибудь на Огненной Земле?

Вот на этом полотне ("В крестьянской избе" , 1902 г.) все более или менее понятно. Но и к ней есть вопросы.


Опять дневной свет из окна, крестьянская изба, в которой явно отмечается какой-то праздник (красные рубахи все-таки по будням не надевали); женщины пьют чай, а мужики, как видно, кое-что покрепче.
Семья, изображенная на картине, к бедным не относится. Такой самовар (смотрите в правом нижнем углу картины) стоил немалых денег и далеко не любым крестьянам был по карману. Об этом же говорит и керосиновая лампа, висящая над столом.
Но и здесь зима! Посмотрете на окно, внешняя рама которого покрыта снегом.
Какой же праздник отмечают персонажи картины И. С Куликова зимним днем (керосиновая лампа не горит, да и за окном светло)? Явно не Рождество и не Крещение (это все вечером), вряд ли Пасху (должна быть весна). Может быть, помолвку? А что? Похоже. Почему бы тогда художнику так и не назвать свою картину?

Несмотря на то, что картина "Старинный обряд благославления невесты в городе Муроме" , была написана И. С. Куликовым спустя 7 лет после "В крестьянской избе", а именно, в 1909 году, возникает такое впечатление, что мы видим на ней некоторых тех же самых персонажей, и она является продолжением предыдущего полотна:


И снова из окна яркий свет. Ну никак не может без этой детали обойтись художник!

Здесь никакого окна с дневным светом уже нет, но опять-таки, картина "Семья лесника" , написанная в том же 1909 году, представляет нам, если я не ошибаюсь, все-тех же персонажей:


Молодые супруги или сбежали из деревни, или отправились на заработки в город, оставив двух малолетних детей на воспитание своим родителям? Не прихватили ли они с собой в город самовар с керосиновой лампой? А также всё, что можно было прихватить. Обратите внимание на безысходность взглядов лесника и его жены.
А всё потому-что не нужно было потакать молодоженам!

Бородач, на этой картине И. С. Куликова "С праздником (Зарделась)" , написанной в 1911 году, не похож на "снохача", скорее он смотрит на неё с осуждением.


А вот девушка со штофом и кружкой, очень похожей на те, что раздавали на Ходынском поле при торжествах в честь коронации Николая II 1896 года (всем известно, чем закончившихся), явно имеет какие-то "задние" мысли (возможно и в отношении своего тестя).

И вот последняя картина: "Семья за столом" :

Нет уже никаких крестьянских девушек, красных рубах, икон и лампадок. Излюбленное художником окно с дневным светом тоже отсутствует. Вместо керосиновой лампы над потолком электрическая люстра.
Самовар - есть, хотя, тоже наверняка электрический.
Вот только это чаепитие какое-то печальное.
Глава семейства (уж не сам ли автор картины? еще один автопортрет?) читает журнал, но мысли его явно далеко от прочитанных статей об успехах второй пятилетки. Супруга его тоже думает о своем, и радостной ее никак назвать нельзя.
Не то что на этом портрете 1916 года :

Ссутулившаяся над письмом (?) их дочь (?) вряд ли рада известиям, полученного ею письма...
А что там на картине, закрывающей окно, в котором больше нет дневного света? Неужто монах в рубище на фоне храма?
Кот, похожий на кляксу в нижнем правом углу картины делает её окончательно депрессивной.
И дата - 1938 год.

Огромное уважение вызывает деятельность И. С. Куликова по спасению исторических реликвий из дворянских усадеб Владимирской области, обреченных на уничтожение во время Гражданской войны и годов богоборчества. За что честь ему и хвала!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.


Художник Иван Семёнович Куликов.

Иван Семёнович Куликов (1 апреля 1875, Муром — 15 декабря 1941, Муром) — выдающийся, русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Биография

Куликов родился в городе Муроме в семье крестьян — выходцев из д. Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Савиновой Александры Семёновны. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.
Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева Куликов знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.
В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.
Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского. Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину.
Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901—1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее.
В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.
C 1903 по 1905 год — на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.
в 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.
С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове.
В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова.
В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Возвращение из города. 1914

Павловский кустарь. 1937

Портрет Александра III

Международный Юношеский день. 1929

Автопортрет. 1896

Старик. 1898

Крестьянка с блюдцем. 1899

Е.Н. Чириков, 1904

Задумалась. 1906

Итальянки. 1905

мечтательница.

Русская девочка.

В праздничный день, 1906.

"Ярмарка в Муроме" (1912 г.)

Весна. 1912

Николо-Зарядская церковь. 1916
Ленин, 1924
Юнгштурм. 1929

Девочки. 1918

За роялем. 1938

Купеческий бал. 1899

Муромские монастыри. 1914

В.П. Чкалов, 1940

М. Горький, 1939

Самый большой и знаменитый групповой портрет в Русском музее "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" создан великим русским художником И. Репиным вместе с его "значительнейшими учениками Б.Кустодиевым и И.Куликовым", - так писал выдающийся художественный критик В. Стасов. Но не только этой работой знаменит художник.

Ещё в Муромском земском училище учитель рисования советовал юному Ивану по-настоящему учиться искусству. Однако 14-летний подросток, окончив училище, должен был помогать отцу в малярных работах. Но желание учиться у него осталось. И вот благодаря счастливому случаю он подготовился и поступил в Петербургскую академию художеств.

"С трепетом вошёл я в это здание", - писал уже зрелым художником Иван Семёнович в своей автобиографии.

В 1898 г. на выставке студенческих работ профессору академии И. Репину понравились этюды Куликова, и Илья Ефимович предложил ему учиться в своей мастерской. Это была высокая честь.

По рекомендации Репина в 1900-1903 гг. для издательства "Знание" Куликов исполнил ряд иллюстраций к рассказу "Коновалов" и поэме "Двадцать шесть и одна". Так он стал одним из первых иллюстраторов произведений Максима Горького. Типы горьковских босяков художник находил среди бродяг родного Мурома. Он рисовал их с натуры. Эти зарисовки интересны как документальный материал к истории дореволюционного города.

В Муроме проходила и подготовительная работа над дипломной картиной "Чаепитие в крестьянской избе". Эта тема была хорошо знакома художнику с детства. Он длительное время жил в доме деда в деревне Афанасово. Дипломант изобразил дружную крестьянскую семью, разместившуюся вокруг стола у самовара. Все объединены между собой жестами и взглядами. Картина многокрасочная, радостная.

Репин восторгался ею. Полотно отметила и официальная критика. Куликов получил диплом об окончании Академии художеств и золотую медаль "За отличные познания в живописи и научных предметах", а также поездку за границу за казённый счёт для изучения искусства разных стран Европы.

Художник много работал. В Муроме он написал картину "Пряхи", получившую премию Общества поощрения художеств, а также "Портрет матери", за которую был награждён большой серебряной медалью на всемирной выставке. Шедевром названа и его "Девушка у прясла". На картине талантливо изображена босоногая крестьянская девушка в простом русском народном красочном платье.

Значительным событием в жизни художника-реалиста стало активное участие на 36-й выставке Товарищества передвижников в 1908 году. На неё он представил восемь произведений.

Илья Репин высоко ценил творческие способности своего любимого ученика. И когда Ивану Семёновичу предложили должность профессора Академии художеств, И. Репин дал ему совет: "Не стремитесь в профессора. Вы истинный художник... Работы ваши дышат свежестью, здоровьем".

И Куликов остался жить и работать в Муроме. Он, как и Б.Кустодиев, создал большую галерею произведений на темы народных гуляний, ярмарок и базаров. Богатый материал давали воспетые в песнях муромские ярмарки. "Было шумно, весело и нарядно, - писал о них художник в своих воспоминаниях, - съезжались купцы с товарами из Касимова, Владимира, Нижнего Новгорода и других мест... И город на две летние недели наполнялся народом".

По сложности композиций и обилию персонажей особенно интересны две его большие картины "Ярмарка" (1910 г.) и "Ярмарка в Муроме" (1912 г.).

Известность художника с каждым годом становилась всё заметнее. И в 1915 году он был удостоен самого высокого звания - академика живописи.

После революции талант Ивана Куликова был невостребован. Его "Боярышни", "Ярмарки", "Пряхи" стали никому не нужны. Да и сам он, "царский академик," тоже стал никому не нужен. Прекратилась связь с Петербургом и Москвой. Деньги в банке, на которые он планировал построить мастерскую, "лопнули". Удрать за границу как истинно русский человек он не мог, да и не пытался. Художник впал в отчаяние. К активной жизни вернуло преподавание рисунка и живописи на курсах учителей и в изостудии. С удовольствием Иван Семенович взялся и за организацию городского Художественного музея. Он стал его и основателем, и первым директором, научным сотрудником. Основу составили произведения искусства, хранящиеся в Карачаровском особняке графини Уваровой, других муромских коллекций. Теперь художник жил среди картин великих мастеров, произведения которых он видел в Эрмитаже и разных европейских музеях. Как и в молодости, вновь стал изучать великих итальянцев Тьеполо и Доссо-Досси, фламандцев и голландцев. Интересовался и произведениями русских старых мастеров.

Долгих десять лет Куликов не создавал ничего значительного. Творческий подъём вызвало у него образование Общества художников имени И.Репина. На них экспонировались картины на молодежную тему.

В тридцатых годах художник написал более двухсот произведений для музея в Павлово-на-Оке. С возрастом его талант не ослабевал. В 1940 году И.Куликов начал работу над самой большой и содержательной картиной "Выход Нижегородского ополчения в 1612 году". Началась Великая Отечественная война. Работа над исторической картиной приобрела военно-патриотический характер. Но в декабре 1941 года художник неожиданно умер. Картина осталась в эскизах и рисунках.

Свой талант Куликов посвятил жизни простого народа. Более 500 его произведений экспонировались на многочисленных выставках в России и других странах. Его полотна украшают 60 музеев мира. Есть они и во Владимире. И, конечно, в его доме-музее и историко-художественном, им самим основанном.

В русском наряде,(Портрет жены Е.А.Куликовой),1916.

Автопортрет Куликова Ивана Семёновича 1928 год

Семья за столом.1938

Портрет отца, 1898

Куликов. Портрет моей матери (1903)

Портрет Е.А.Куликовой, 1925

Надя (Портрет сестры), 1909

С фонарями в саду, 1906

Портрет дочери, 1927

АЛЬБИНА АНУЧКИНА, ДИРЕКТОР МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ: "Иван Семенович один из первых сотрудников музея. Человек, который передал свои коллекции, этнографические, бытовые живописные в наш музей. Это дань памяти великому художнику, мастеру, первому музейщику Мурома".

Здесь же на выставке - коллекция декоративно-прикладного искусства, собранная Иваном Куликовым. Все это мастеру необходимо было для работы, детальной прорисовки. Живопись - дело всей его жизни.

ОЛЬГА СУХОВА, СОТРУДНИК НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛА МУРОМСКОГО МУЗЕЯ: "В области это единственный академик живописи, которому было присвоено звание академика живописи еще до революции, до Октябрьского переворота. Это ученик Репина, друг Кустодиева".

Оригинал записи и комментарии на

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний

    Постоянно расширялся. Если вначале художника удовлетворяли незначительные жанровые сцены из жизни русской деревни, то в период расцвета его творческих сил у него появляются произведения исторического жанра. Одной из его тем становится изображение сцен из жизни бояр. Раскрывая красоту старинного уклада, в значительной мере идеализируя его, Куликов создает радостные по колориту произведения. Из этого цикла произведений характерными для художника являются: «Сбор невесты» (1906), «В зимние дни» (1907), «В боярском тереме» (1912) , «Боярышни в саду» (1913), «В русском наряде» (1916). Куликов в спокойных неторопливых образах теремной жизни заставляет зрителя увидеть жизнь, полную эмоций и страстей. В качестве одного из характерных примеров можно назвать картину «Сбор невесты». Эта картина впервые была показана художником на Весенней выставке в 1907 г. На холсте изображена сцена подготовки к свадьбе. Две красивые девушки провожают свою подругу, а может быть и старшую сестру. Все они живут своей жизнью, своей судьбой, своими надеждами. В центре немного смущенная, счастливая невеста. На ней роскошные старинные одежды. Пожилая женщина примеряет ей серьги. Девушка справа оперлась на спинку стула. Она, кажется, не участвует в этой сцене, погрузившись в свои мечты, задумавшись о своей судьбе. Лицо сидящей слева подруги выражает грусть неотвратимого расставания. Недаром на Весенней выставке это произведение получило вторую премию Общества поощрения художников по историческому жанру.

    В боярском тереме

    Сбор невесты

    В зимние дни

    В кокошнике

    С праздником (Зарделась)

    Нельзя не остановиться на одном из крупных произведений Куликова из этого цикла — картине «Боярышни» («Убор невесты»), находящейся в Ярославском художественном музее. Значительное по своим размерам произведение было экспонировано художником на нескольких выставках, в том числе на Весенней выставке и на выставке в Венеции в 1908 г. Молоденькая красивая девушка в богатых одеждах и кокошнике сидит с ларцом, наполненным драгоценными украшениями. Она спокойна и сосредоточена на какой-то понятной ей одной мысли. Едва скрытая улыбка говорит о том, что она думает о счастье. Окружающие ее подруги осторожно, с любопытством заглядывают в ларец. Молодость и красоту девушек подчеркивает пожилая женщина в простой крестьянской одежде, стоящая рядом. На ее лице грустная улыбка. Эта группа заполняет всю светелку, интерьер которой написан до предела обобщенно. Так же как и в предыдущем произведении, художник создает композицию из пяти действующих лиц с различными характерами и настроением.

    Хотите чувствовать себя защищённым? Для вас качественные и надёжные входные двери на сайте http://portes.com.ua/i/cPath/vhodnie-dveri Porte\’s. Широкий выбор дверей на любой вкус от самых известных компаний-производителей.

    Боярышни (Убор невесты)

    Одним из последних произведений этого цикла является портрет-картина «В русском наряде» (1916). Для этого произведения художнику позировала его жена Елизавета Аркадьевна Соколова. Не исключено, что Елизавета Аркадьевна оказала влияние на создание целого ряда полотен, в которых она «играла» ведущую роль. Она преображалась то в миловидную крестьянку в картине «У околицы», то в современную городскую женщину в картине «Черемуха», а в картине «В русском наряде» изображена русская красавица в дорогих парчовых одеждах, в расшитом жемчугом кокошнике, с ожерельем из драгоценных камней, серьгами. После смерти Ивана Семеновича Елизавета Аркадьевна стала активным пропагандистом творчества своего мужа, она организовала дом-музей, который возглавляла более 30 лет до глубокой старости и в который передала многие произведения художника, являвшиеся семейными реликвиями. Отдав своего рода дань «теремной» теме, которой в эти годы увлекались многие художники, Куликов оставался художником-бытописателем, отражающим в своем творчестве бытовые уклады и жизнь простого народа, жителей деревни и города начала XX века.

    В русском наряде

    У околицы

    Черемуха

    Будучи старожилом Мурома, постоянно проживая в нем, Куликов не мог не обратить внимания на одну из характерных черт купеческого города — знаменитые муромские базары и ярмарки. В 1907 г. он впервые создает полотно на эту тему: «Базар в Муроме», выставленное им на Весенней выставке в 1908 г. Как и в большинстве произведений, сюжет до предела прост. В летний солнечный день шумит многоцветная базарная толпа. Она показана настолько обобщенно, что многие лица и фигуры являются фоном, на котором вырисовываются несколько фигур переднего плана. В этом произведении Куликов вновь применил ставший для него излюбленным прием изображения фигур, освещенных против света. Фигуры смотрятся силуэтом либо на фоне узкой полоски неба, либо на фоне освещенного солнцем пейзажа. На зрителя справа движется миловидная девушка в темно-зеленом платье и малиновом платке. Она задумчива и сосредоточенна. Ее движения неторопливы и изящны. Слева размещен чиновник, разглядывающий лежащие на земле старинные книги и вещи, и продающая их старая женщина под освещенным солнцем зонтом.

    «Базар в Муроме» («Базар у карусели»), «Базар с баранками», «Мальчики на базаре» — все эти произведения хотя и написаны в разные годы, но написаны как бы в одном стиле, в одном духе. Некоторые женские персонажи можно увидеть в нескольких произведениях Куликова. Таким примером является изображение крестьянки в зеленом платье и малиновом с цветами платке, изображенной на нескольких произведениях. На полотне «В праздничный день» эта крестьянка размещена на переднем плане в центре композиции. В то же время на полотне «Ярмарка в Муроме» она размещена среди ярмарочной толпы.

    Являясь знатоком русского национального костюма, Куликов уловил любовь крестьян к ярким кумачовым рубахам и сарафанам, синим и желтым платкам и полушалкам, расписным прялкам, саням и дугам. Умелое применение дополнительных цветов в колористическом строе произведений подчеркивало их оптимистическое и жизнеутверждающее настроение. Степенные старики и старухи, миловидные девушки, веселые парни, крестьяне и мещане — представители основных сословий провинциального торгового городка были героями его полотен. И, как правило, на переднем плане, а иногда и в центре композиции как бы для контраста в празднично одетой толпе художник выделяет темную фигуру нищего с холщовой торбой для подаяний через плечо.

    Базар в Муроме

    Базар у карусели

    Ярмарка в Муроме

    Базар с баранками

    В жаркий день

    Мальчики на базаре

    Портрет артиста А.Л.Дурова

    Базар у церкви

    За два года до начала первой мировой войны Куликов создает социально-заостренное произведение «Рекрутский набор» (1912). Недавно закончившаяся русско-японская война, гибель русских людей, мобилизация многих родных и знакомых из Муромского уезда — все это не могло не произвести впечатления на молодого художника. В картине изображена празднично одетая толпа. В центре композиции здоровые русские парни-новобранцы. Они готовы идти в огонь и в воду. Один из парней — разудалый гармонист. Он растянул меха тальянки, стараясь одновременно и поднять настроение провожающих и заглушить тоску разлуки. Второй — ушел в себя, переживая острую боль расставания с молодой красивой женой, красота которой подчеркивается праздничным нарядом, и стариком отцом. Оба они — и жена и отец — надолго, а может быть и навсегда, остаются без кормильца и любимого человека.

    Рекрутский набор

    На Весенней выставке 1910 г. Куликовым выставлено несколько произведений, в том числе такие, как «Старинный обряд благословения невесты», «Семья крестьянина», «Нищий», «Рулевой» и другие. Он вновь показывает свое стремление отразить в произведениях крестьянскую жизнь с ее обычаями и обрядами.

    В картине «Старинный обряд благословения невесты» художник отразил старинный обряд, который бытовал в крестьянской среде в начале ХХ века. В центре картины на полу, устланном по старинному обычаю соломой, стоит на коленях невеста. Ее лицо, изображенное в профиль, обращено к родителям, отец и мать с хлебом-солью — все по издревле заведенному порядку. Справа на картине изображены близкие родственники: здесь и бабушка, которая, видимо, жалеет свою внучку, и старшая, уже взрослая сестра, очень похожая на мать, и совсем еще девочка-подросток, с интересом смотрящая на происходящую сцену. В склоненной фигуре невесты чувствуется покорность судьбе и молчаливое согласие с волей родителей. На лицах присутствующих нет ни одной улыбки. Все сосредоточенно обращены к невесте и полны к ней сочувствия и жалости. Как и во многие другие произведения, в эту картину Куликов вводит целые плоскости ярких интенсивных тонов, взятых в полную силу. Богатая палитра художника, построенная на гармоничном сочетании красного, синего, розового и фиолетового оттенков, повышает эмоциональное воздействие произведения.

    Старинный обряд благославения невесты

    Семья лесника

    В 1914 г. Куликов создает жанровую картину «Возвращение из города». На фоне уходящего в зимнюю дымку городского пейзажа со старинными муромскими соборами крестьянские парень и девушка возвращаются из города. Их движения плавны и неторопливы. По всей видимости, парень провожает свою молодую жену из города в деревню. Они грустны и сосредоточенны. Миловидная девушка с красивым овалом лица, с печальными и задумчивыми глазами олицетворяет собой нежность и чистоту. Она одета в дубленую, охристого цвета, шубку и покрыта клетчатой шалью. Через ее плечо перекинут короб с городскими гостинцами. Судя по молодцевато завязанному шарфу, по залихватски надетой шапке, модным для городских мещан усикам, в психологии молодого человека произошли существенные изменения. У него появились другие интересы и взгляды. Он успел отвыкнуть от тяжелого крестьянского труда. Несмотря на то, что молодые люди идут вместе, их неуловимые движения, взгляды, выражения лиц подчеркивают назревший конфликт. Возможно, что эти проводы являются последними, и еще мгновение — и молодой человек останется в городе, а девушка с тяжелыми думами и переживаниями возвращается к себе домой в деревню. «Возвращение из города» написано в любимых автором тонах, характерных для первого периода его творчества. Фиолетово-черная одежда парня контрастирует с охристыми и коричневатыми оттенками одежды девушки. Контрастность эта подчеркивается и четким силуэтом фигур на фоне зимнего пейзажа.

    Возвращение из города

    В октябре 1915 г. И.С.Куликов был удостоен высшего признания: академическим Советом ему присвоено звание академика живописи. Но не только масляной живописью интересен этот художник. Начиная с 1907 г. Куликов принимает участие во многих выставках акварелей Общества русских акварелистов (1907, 1908, 1912, 1914, 1917), галереи Лемерсье (1913) , Общества художников имени И. Е. Репина (1927, 1928, 1929) и других. На этих выставках Куликов выступал в качестве художника, изображающего быт русского крестьянства, создавая в основном акварельные портреты миловидных крестьянок в русской национальной одежде, ярких ситцевых платках, иногда в шалях. Незамысловатые по своей теме сюжеты привлекали любителей изобразительного искусства простотой исполнения, изяществом, тонкостью проработки, душевным отношением художника к деревенским жительницам. Большое количество акварельных работ выполнено Куликовым в послеоктябрьский период.

    В настоящее время сохранилось небольшое количество акварельных работ Куликова. Многие акварели приобретались сразу же после выставок, значительная часть из них вывозилась за границу. Замечательна по своему мастерству жанровая акварель «За водой» (1904), хранящаяся в Русском музее. На фоне зимнего деревенского пейзажа изображены две миловидные девицы. Одна из них смотрит на зрителя. Она одета в полушубок, на плече коромысло с ведрами. На голове — полушалок красно-коричневого цвета. Вторая девушка в ярко-красном платке и темной одежде. Обе фигуры девушек освещены слабым утренним зимним солнцем. Вдалеке изображена группа женщин у колодца. Для большинства акварельных произведений характерна простота сюжета, подчеркивающая ту или иную деталь крестьянского быта.

    Еще в академические годы Куликов пробовал свои силы в темперной и пастельной техниках. Его работы отличаются мягкостью, нежными цветовыми отношениями, легкостью и воздушностью. К числу лучших произведений относится небольшая работа «Пряха» (1904), находящаяся в фондах дома-музея, портрет неизвестной (1906), портреты девушек (1908 и 1910). Иногда в пастельные работы Куликов вводит уголь. Большого успеха Куликов достиг в портретах, выполненных сангиной в сочетании с углем или итальянским карандашом. Этой техникой Куликов в основном овладел еще в Академии. Уже тогда в академических рисунках с применением сангины Куликов увидел, что при помощи сангины возможна передача теплоты человеческого тела, большой естественности изображения.

    Портрет крестьянки

    Портрет матери

    После 1917 г. Куликов создал галерею портретов современников. Куликов выбирает людей, близких ему по характеру, творческому складу, социальному положению. Почти в каждом портрете он показывает свой мягкий и доброжелательный характер, душевность и человечность. Он видел людей именно такими, каким он был сам. Почти во всех без исключения портретах (кроме одного «Защитника, произносящего речь»), мы не найдем движения, какой-либо экспрессии, излишних жестов. В каждом портрете спокойная поза, выразительное лицо. Женские портреты отмечены сочетанием красоты и нежности. И хотя Куликов не считался большим психологом в портретной живописи, в его работах можно найти глубину характера. Многие художники-портретисты репинской школы оставались верными реалистическому изображению человека с его сложным внутренним миром. Для каждого портрета тех лет характерны не только индивидуальные черты той или иной личности, в каждом портрете создавался образ человека, являвшегося частицей общества.

    Значительное количество портретов в два карандаша Куликовым сделано в 1920-е гг. Известны портреты солдат-красноармейцев, участников гражданской войны, а начиная с 1925 г. художник создал большое количество женских портретов. Среди этих портретов едва ли не лучшим является портрет жены художника, выполненный в 1925 г. Изящный профиль, тонкие черты лица, лучистые серые глаза, обнаженные шея и плечо, обрамленные каштановыми волосами и темно-серой меховой накидкой, — все это подчеркивает красоту сорокалетней любимой художником женщины, его спутницы и натурщицы. В этом портрете художник как бы синтезировал образ своей спутницы жизни и, подобно образу матери, он создал обобщенный образ любимой женщины.

    В 1930-е годы Куликовым сделано несколько портретов известных муромских врачей: хирурга Н. Н. Печкина, бывшего главного хирурга Боткинской больницы, детского врача А. Г. Младова, портреты многих общественных деятелей города.

    Портрет Е.А.Куликовой

    Портрет Е.С.Калининой

    Портрет хирурга Н.Н.Печкина

    Портрет М.О.Меньшикова

    Первая мировая война и февральская революция не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на творчество Куликова, если не считать картины «Рекрутский набор», созданной в преддверии войны, и нескольких набросков и этюдов, сделанных художником в дни февральской революции в Муроме, где он был в это время. Находясь в конце февраля 1917 г. в Муроме, Куликов стал свидетелем митингов и демонстраций. В начале ноября 1918 г. руководством города было принято постановление об открытии музея местного края в особняке Н.А.Зворыкина. Особняк, расположенный в центре города, построенный в стиле ампир, был наиболее подходящим для музея. Анфилада помещений второго и третьего этажей была удобна для организации экспозиции. Куликов взялся за работу по организации музея. Являясь знатоком археологии и этнографии, владельцем уникальной коллекции русского национального костюма и декоративно-прикладного искусства, Куликов со своими помощниками создает первую экспозицию музея с 1 500 экспонатами и открывает музей 1 января 1919 г. В музей Куликов отдает наиболее ценные экспонаты из своей коллекции — предметы декоративно-прикладного искусства, древнерусскую одежду, обувь, украшения, свои живописные произведения, которые до сих пор являются основным фондом музея, хотя количество экспонатов и возросло в десяти раз. В экспозицию музея были включены и произведения Куликова, который в качестве художника впервые выступил перед жителями города. По поручению Отдела народного образования в начале 1919 г. Иван Семенович возглавил комиссию по отбору произведений искусства картин, гравюр, скульптур, фарфора, мебели, книг, брошюр, художественных изделий и других коллекций из собрания графини Уваровой для организации общественного музея. Под его руководством разрабатывается положение о подотделе по делам музея и охране памятников искусства и старины.

    Осенью 1918 г. Куликов обращается в Отдел народного образования с предложением о необходимости организации в Муроме рисовальной школы. После назначения Куликова руководителем рисовальной школы он со всей страстностью художника отдается воспитанию нового поколения. Он не только проводит практические занятия по рисованию и живописи, передает свои знания о художниках Возрождения, импрессионистах и барбизонцах, передвижниках и учениках И.Е.Репина, но и разрабатывает теоретический курс, в котором он дает основные понятия о живописи и композиции, о цвете и свете, о линии и перспективе, о пропорциях и плоскости. В июле 1919 г. под председательством Куликова состоялось заседание, на котором произошло объединение художников. Одновременно было принято решение о приеме в художественную школу всех желающих учиться в ней.

    Не имея возможности принимать участие в художественных выставках Москвы и Ленинграда, в январе 1926 г. Куликовым была организована персональная выставка в Доме работников просвещения, который размещался в бывшем реальном училище. Эта выставка привлекла внимание городской общественности, любителей изобразительного искусства. Занятый организационной работой в музее, на рисовальных курсах и художественной мастерской Куликов не имел возможности творчески работать. Часть времени приходилось уделять и домашнему хозяйству, без которого в эти годы прожить было трудно. Средств к существованию было недостаточно, ему приходилось содержать семью за счет обмена на продукты вещей, иногда уникальных. В 1919 г. у художника родилась дочь.

    Таня с бантиками

    Таня с кошкой

    За роялем

    Портрет Т.И.Куликовой

    Семья за столом

    В 1923 г. в Петрограде организована выставка художников всех направлений за 5 лет (1918-1923), на которой после революции впервые принимает участие Куликов. Эта выставка была одной из первых выставок, в которой могли участвовать мастера различной творческой ориентации. В 1918 г. в Петрограде был создан профессиональный союз художников, в который в 1922 г. вступил Куликов в качестве безработного живописца. В Петрограде он делает попытку получить какие-либо заказы, чтобы обеспечить минимальный прожиточный уровень своей семье. Встречи в Петрограде с товарищами по искусству утвердили его в мысли, что в этот сложный период ему не следует отрываться от родной земли. Оставшаяся в Муроме семья настоятельно требовала возврата домой, так как их материальное положение было самым критическим. Осенью 1923 г. Куликов возвращается в Муром, где и продолжает работать в созданном им музее в качестве научного сотрудника в отделе живописи и старинного русского быта.

    Многие художники, особенно портретисты, получили возможность создавать оплачиваемые частными лицами заказы. В эти годы Куликов исполняет большое количество заказных, в основном женских, портретов в два цвета, выполненных сангиной и итальянским карандашом или углем. Минимальными средствами художник добивается большой живописности и портретного сходства. Теплые оттенки сиенского камня в сочетании с холодными тонами карандаша или угля, тонкая прорисовка деталей и украшений создавали иллюзию живописного изображения. К сожалению, сохранилось лишь несколько произведений художника, выполненных им в этой манере. Многие из них находятся в частных собраниях, многие безвозвратно утеряны. Большинству же заказных портретов он не придавал значения. Однако сохранившиеся и известные по выставкам портреты могут быть своеобразной галереей женских образов.

    В 1921-1925 гг. для Владимирского и Муромского музеев Куликов делает несколько авторских повторений с дореволюционных произведений: «Гулянье зимой» («Погулянка») (вариант 1914 г.), «Бабушка с курами» (вариант 1907 г.), «У околицы» (вариант 1913 г.) и другие. Продолжая работу в музее, Иван Семенович делает несколько этюдов с Муромских памятников архитектуры, большинство из которых входит в экспозицию музея в качестве своего рода иллюстраций, в том числе делает этюды Богородицкого собора, Николо-Зарядской и Рождественской церквей, торговых рядов. В этих этюдах художник фиксирует архитектурные памятники древнего Мурома, сохранив их образы для потомства. В этюдах найдены точные и характерные черты памятников, которые формировали городскую среду и являлись примером высокого уровня архитектурного творчества муромских зодчих.

    Дом в Панфилове

    Муромские монастыри

    Николо-Зарядская церковь в Муроме

    Николо-Набережная церковь в Муроме

    Улица старого Мурома

    Положительное влияние на творческую активность Куликова оказало восстановление деятельности общества имени И.Е.Репина. В выставке Общества имени И.Е.Репина приняли участие около 100 ведущих художников России. На первой выставке общества Куликов показал 10 графических работ, в основном портреты, выполненные сангиной и углем, акварели. В следующем году на выставку он представил 18 произведений. Однако многие полотна были либо авторскими повторениями произведений дореволюционного периода — «Старушка с курами», «Ярмарка», «Пастух», «Настя», либо несложные по своему сюжетному замыслу небольшие этюды природы и архитектурных пейзажей города: «Площадь крестьянина в Муроме», «Уголок Мурома» и другие. После многолетнего перерыва Куликов вновь возвращается к акварельной технике, которую он считал наиболее трудной в изобразительном искусстве. Впервые Куликов обращается к теме изображения молодежи, которая в последующие годы будет для него одной из важнейших тем в его творческой деятельности. С выставками Общества имени И. Е. Репина Куликов как бы снова обрел силу, включившись в творческую жизнь. Встречи на выставке со своими единомышленниками, творческие дискуссии, ощущение товарищеской взаимопомощи — все это открыло второе дыхание художника и заставило включиться в активную творческую жизнь.

    На выставке Общества имени И. Е. Репина в 1929 г. Куликов показал ряд произведений. Среди них «Физкультурница», «Юнгштурм», «Пионеры». В «Физкультурнице» художник изобразил девушку в минуту отдыха. Она одета в белую с черными полосами футболку, подчеркивающую изящные линии фигуры. В руках девушки волейбольный мяч. Полный оптимизма и веры в будущее взгляд подчеркивает ее веселый и общительный характер. Для «Физкультурницы» Куликов выбрал ткачиху Пану Иванову, которая подкупала своей жизнерадостностью и активностью. Она была комсомольским вожаком фабрики, а впоследствии стала секретарем горкома комсомола. В дальнейшем «Физкультурница» много раз репродуцировалась, а в 1939 г. экспонировалась на выставке советского изобразительного искусства в Филадельфии.

    Физкультурница

    Портрет В.И.Ленина

    Одновременно с «Физкультурницей» на выставке Куликовым был показан второй портрет современницы под названием «Юнгштурм». На фоне развевающегося красного знамени с серпом и молотом и едва намеченного силуэта завода изображена задорная молодая девушка-комсомолка в гимнастерке. На смуглом лице девушки веселая улыбка, которая подчеркивает ее общительный характер и женственность. Портрет построен на сочетании контрастных цветов — красного и зеленого, находящихся в том равновесии, которое создает впечатление цельности художественного произведения.

    Юнгштурм

    Значительный интерес представляют «Старик с газетой» («За чтением») и «Маляр Шамилин». Пожилой крестьянин в меховой ушанке и полушубке с большим вниманием читает газету. Изобразительные средства весьма скупы. Яркий свет падает на фигуру сзади справа, что создает контрастность освещения. Одна часть лица находится в тени. Охристая гамма создает оптимистическое настроение и подчеркивает глубину психологического состояния крестьянина.

    За чтением

    Маляр М.И.Шамилин

    Среди произведений, которые Куликов экспонировал на выставке Общества имени И.Е.Репина, была композиция «Международный юношеский день» (1929). У Ивана Семеновича возникло желание сделать живописное полотно, отражающее одну из сторон жизни молодежи. Произведение насыщено праздничным и радостным настроением, которое подчеркивается ярким светом солнечного дня, развевающимся на ветру знаменем и красными косынками девушек. Для Куликова самым важным был поиск образа современника, и на выставке в 1929 г. он доказал, что нашел этот образ.

    Международный юношеский день

    Пионервожатый

    Создавая галерею портретов современников, Куликов не мог не обратить внимания на труд рабочих. В эти годы Куликов пишет портреты ударников труда Бушуевой и Судакова (оба 1931), а также одного из первых стахановцев города — кузнеца Рудникова (1937).

    Рабочий-ударник Судаков

    Портрет Бушуевой

    Летом 1932 г. республиканским объединением «Росинструмент», куда входили предприятия городов Горьковской области, Мурома, Павлова-на-Оке, Вачи и Ворсмы, Куликов был приглашен для выполнения работ, иллюстрирующих прошлое, настоящее и будущее промышленных предприятий большого района. Как ученый археолог и этнограф Куликов изучает историю бывшего села Павлова, знакомится с его старожилами, делает рисунки старинных домов и улиц, выполняет галерею портретов. Он пытается воссоздать образ старого Павлова. В его записных книжках появляются биографии и воспоминания павловских старожилов о жизни дореволюционного села, о нравах и обычаях: о петушиных боях, о павловских лимонах. Появляются рисунки «Домик кустаря на улице Грязнушка», «Улица Острожная», «Улица Исподняя», названия которых говорят сами о себе. Постепенно возникает галерея портретов павловских старожилов, в основном бывших кустарей, создававших свои произведения прикладного искусства — затейливые замки, многопредметные перочинные ножи, наборы инструментов еще в царское время. Первая задача, поставленная художником, — воссоздание образа старого Павлова, в 1936-1938 годах завершилась созданием нескольких произведений, среди которых наиболее значительными являются «Собенщик» (1936), «Павловский кустарь» (1937), «Кузнец» (1937), «Петушиный бой» (1937), «Ночная скупка» (1938). В 1936 г. в Павлове был открыт Промышленный музей, первая экспозиция которого была создана при активном участии Куликова. Большинство произведений, которые художник делал по заказу «Росинструмента», были переданы в музей.

    Павловский кустарь

    Ночная скупка

    Петушиный бой

    В январе 1935 г. был организован Союз художников, и Куликов становится членом Горьковского отделения (ГОССХ) и созданного при нем Товарищества. Несмотря на плохое здоровье, Куликов продолжает заниматься живописью. Ряд лет он увлекается пейзажем и натюрмортом. В пейзаже, правда, ограничивается небольшими этюдами, характеризующими природу древней муромской земли, проявляя себя тонким лириком, знающим законы пленэрной живописи. Просторы окских берегов, синие дали речки Илемны, окраины пригородных деревень Подболотни, Нежиловки, Ямской Слободы, мастерски исполненные Куликовым, насыщены простором и светом, солнцем и воздухом.

    Подболотня

    На состоявшейся в Горьком выставке пейзажей в 1940 г. Куликов экспонирует более 20 пейзажей, получивших одобрение зрителей и художественной общественности. В 1935 г. он принимает участие в 3-й Горьковской краевой выставке, где выставляет две работы. Значительным событием художественной жизни страны была организация в 1940 г. выставки произведений художников периферии, на которой Куликов выставил несколько портретов, выполненных в графике, и выставки «Художники старшего поколения РСФСР», на которой многие работы Ивана Семеновича пользовались заслуженным успехом. Среди них наибольшее внимание зрителей привлекли «Автопортрет» (1939) и «Семейный портрет» (1938). В «Автопортрете» передан характер мягкий и добрый. Живое лицо пожилого художника подчеркивает его мудрость, какую-то скрытую притягательную силу. Портрет может быть сравним лишь с мастерски написанным портретом матери. С большим мастерством написаны руки художника. За свою жизнь Куликовым написано большое количество автопортретов, каждый из которых может характеризовать определенный этап творчества художника; автопортреты являются тем зеркалом, которое раскрывает глубину миросозерцания художника, глубину его души.

    Автопортрет

    В 1938 г. Куликов возглавляет группу художников по росписи пригородного зала Ярославского вокзала в Москве, для оформления которого им выполнено несколько превосходно написанных натюрмортов с фруктами. Случайно сохранившийся натюрморт «Персики», находящийся в местном музее, написан в той классической манере, которой владели старые мастера. Превосходно написаны натюрморты «Маки», «Яблоки», «Овощи» и многие другие. Его натюрморты отличаются добросовестностью исполнения, непосредственностью восприятия натуры, оригинальностью. Каждый натюрморт — цветы, фрукты или овощи - написан сочной живописной манерой, пронизан солнцем и воздухом, вызывает чувство радости.

    После трагической гибели выдающегося летчика нашего времени В. П. Чкалова Иван Семенович решает воссоздать образ Валерия Павловича. Он собирает фотографии, знакомится с семьей Чкалова, делает этюды квартиры и дачи, где проживал Чкалов, знакомится с одним из соратников В.П.Чкалова летчиком Г.Ф.Байдуковым. Создание образа бесстрашного летчика, покорителя воздушных пространств и одновременно мягкого и любящего отца и мужа было непросто. Куликов пишет портрет В. П. Чкалова. Мощная фигура летчика в гражданском костюме, на лацкане которого высшие награды Родины за беспримерные перелеты через Северный полюс в США. Сосредоточенное лицо в трехчетвертном повороте характеризует Чкалова как целеустремленного волевого человека.

    Портрет летчика В.П.Чкалова

    Портрет летчика М.М.Матвеева

    В конце 1940 г. после выставки «Художники старшего поколения РСФСР» Куликов вновь включился в активную жизнь. Всю зиму он работает над эскизами к большому задуманному им историческому полотну «Выход Нижегородского ополчения в 1612 году». В марте 1941 г. эскиз был закончен. Произведение должно было быть закончено к художественной выставке «Наша Родина» к 25-й годовщине Великого Октября. Для создания исторической правдоподобности Куликов вновь изучает исторические события Смутного времени, оружие, костюмы, нравы, делает многочисленные рисунки в Государственном историческом музее в Москве, в Горьковском и Муромском краеведческих музеях. Сохранившиеся эскизы «Ополчения» создают полное впечатление законченного произведения. По ним можно судить о грандиозном замысле автора. На полотне изображен Дмитрий Пожарский и войско народного ополчения в окружении массы народа, жителей Нижнего Новгорода. В центре композиции князь Пожарский в боевых доспехах на белом коне во главе войска спускается к реке через Ивановские ворота кремля. Слева виднеется широкое Заволжье, откуда двигаются ратные люди, чтобы присоединиться к головному отряду. Остающиеся в городе старики, женщины и дети каждый по-своему переживают событие: одни смотрят на идущих защитников Отечества с завистью, другие переживают разлуку с мужьями и сыновьями.

    Эскиз. Выход Нижегородского ополчения в 1612 году

    Работа над «Ополчением» совпала с началом Великой Отечественной войны. Не считаясь с возрастом, состоянием здоровья, возникшими бытовыми сложностями, необходимостью ночных дежурств, Куликов продолжал работу над произведением, совершенствуя композиционное решение, цветовой строй, делая натурные этюды. В первые дни войны вместе с другими художниками города он принимает активное участие в оформлении города, рисует плакаты, помогает оформлять госпиталь, передает в него большое количество своих произведении.

    Куликов не отличался хорошим здоровьем. Оно резко ухудшилось в связи с начавшейся Отечественной войной, когда на художника легли тяжелые заботы о содержании семьи, об отоплении и освещении дома, ночные дежурства. 15 декабря 1941 г. во время перевозки дров с топливного склада Куликов скончался. Через несколько дней после его кончины исполком городского Совета депутатов трудящихся принимает решение об увековечении памяти художника, его дом преобразовывается в дом-музей, улица, проходящая через бывшую Ярмарочную площадь в Муроме, называется его именем.

    В славной плеяде репинских учеников имя Ивана Семеновича Куликова находится среди верных последователей реалистической школы живописи. Ему были чужды различного рода отступления от правды. Благодаря цельности его натуры почти не представляется возможности выделить в его творчестве какие-либо этапы. Он всю свою сознательную жизнь совершенствовал полученные в Академии знания. Он никогда не расставался с карандашом и блокнотом, этюдником и красками. Куликов всегда работал с полной отдачей. Может быть, поэтому его произведения отличаются покоем и умиротворением, нежностью и лиризмом. Герои его спокойны и уравновешенны, без внешних эффектов, но полные внутренних сил и энергии, обаяния и любви. Живописные произведения Куликова насыщены русским национальным духом. Богатая цветовая гамма, мастерство исполнения — все эти качества являются характерными для творчества Куликова.

    Куликов Иван Семенович

    Иван Семенович Куликов родился 14 апреля 1875 года в деревне Афонасово в крестьянской семье.

    Куликов Иван Семенович

    После окончания начальной школы Иван Куликов поступил в Муромское уездное училище. Учился он прилежно и переходил из класса в класс с похвальными грамотами. Особенно любил мальчик уроки рисования, которые живо проводил Николай Иванович Товцев.
    Летом 1891 года около Мурома поселился академик живописи А.И. Морозов. Живя на хуторе Дедово, Морозов часто писал этюды. Однажды в поле его встретил Куликов. Сначала юноша не мог вымолвить ни слова, так велико было его восхищение мастерством неизвестного ему человека! Потом они разговорились. Александр Иванович пригласил застенчивого парня в свою мастерскую на хуторе Дедово. После этой встречи сын муромского кровельщика загорелся желанием учиться. Он попросил Морозова давать ему уроки.
    Вот как об этом говорит в записях сам Куликов:
    «Я обратился к академику Морозову, не согласится ли он давать мне уроки частные. К счастью, он согласился. У Морозова много можно было получить указаний в смысле техники живописи, реставрации картин и прочих практических сведений».
    А.И. Морозов подготовил Ивана Куликова к поступлению в Петербургскую школу рисования. Занимаясь под руководством художника Э.К. Липгардта, юноша часто заходил в мастерскую своего знаменитого учителя. Он пристально рассматривал наброски и этюды, созданные Морозовым к жанровой картине «Обед на сенокосе».
    В 1902 году Иван Куликов написал дипломную работу «В крестьянской избе». Художник изобразил бытовую сцену: семья в шесть человек сидит за утренним столом. Идет торжественное чаепитие из нового тульского самовара. Образы крестьян решены художником с хорошим знанием жизни. Колорит полотна яркий и теплый - характеризует автора, как человека влюбленного в живописную технику.
    Итог значительного труда золотая медаль, звание художника и командировка за границу (на казенный счет).
    В 1904 году Куликов посетил Париж, Венецию, Флоренцию и Рим. Молодой художник тщательно изучал произведения мировых мастеров. Особенно его волновали шедевры Микеланджело, Тициана и Веласкеса. Полон ярких впечатлений вернулся из-за границы Куликов. Поселился в родном городе на Оке.
    Живя в , Куликов не прерывал деловых связей с художниками Петербурга и Москвы. Он вел переписку с товарищами по Академии, посещал мастерские Архипова, Коровина, Горбатова. Несколько раз Иван Семенович был в гостях у великого Репина. Однажды он привез из Финляндии книгу «Воспоминания и письма», подписанную Репиным. Любопытно содержание некоторых писем учителя к своему ученику:
    «Недавно я взглянул на ваш этюд девочки... Я залюбовался: это-внушительная вещь. Какая пластика, какая живопись! Какая моделировка! Большой мастер писал этот этюд!».
    Так гениальный художник прямо и откровенно выражал свои чувства, не ведая зависти. И это очень характерно для Репина, который, по воспоминаниям современников, никогда не терял юношеского задора и горячего восторга.
    В 1912 году Иван Семенович показывает в Петербурге картину «Уголок базара». На первом плане добротно написан крепкий старик. Он держит под узцы рыжеватую лошадь. Чувствуется, прожил трудную жизнь этот крестьянин с умным лицом, обрамленным серебром бороды и усов. Но как еще ладно сидят на eго статной фигуре и поддевка, и картуз! Слева, в стороне, изображена старуха под зонтом, пьющая чай. Вдали кровля лабаза и луковки церквушки... Вся композиция решена энергичным живописным приемом. Молодой художник написал эту картину, находясь под впечатлением могучего творчества Серова.
    В 1913 году Куликов заканчивает большое полотно «Гулянье зимой». На переднем плане-четыре девушки и парень с гармошкой в руках. Девушки-в шубках и ярких шалях, парень-в меховой шапке с бархатным верхом. Новую поддевку прикрывает серый армяк, накинутый на плечи. На втором плане-заснеженная деревенская улица.
    Невольно вспоминаются записи самого художника: «Все впечатления моего детства были мне милы всегда и послужили позже темам для многих моих картин». Помимо бытовых композиций Иван Семенович создал ряд первоклассных портретов.
    В 1915 году по решению Совета Академии художеств Куликов получил звание академика живописи.
    После Великого Октября творчество ученика Репина обогащается новыми темами и сюжетами. В центре внимания Куликова находится боевая комсомольская молодежь. Ряд интересных этюдов и картин написал Иван Семенович, живя в Павлове на Оке.
    В 1938 году академик живописи оформляет Ярославский вокзал в Москве.
    Умер Куликов в суровую военную зиму 1941 года.

    В. Фильберт

    Союз художников России

    Дом музей И.С. Куликова


    Дом музей И.С. Куликова (в настоящее время закрыт)
    г. Муром, ул. Свердлова, 9

    Неотъемлемой частью исторической жизни Мурома является мемориальный дом-музей Ивана Семеновича Куликова. Этот дом таит в себе особые секреты. За его стенами хранятся великие произведения искусства. Дом, в котором сейчас находится музей, был окончательно построен в 1899 г. отцом великого художника. Таким образом, два года назад дому исполнилось 100 лет. За этот немалый срок он ни разу не подвергался серьезным реконструкция.
    Когда в 1919 г. открылся Муромский историко-художественный музей, Куликов передал ему свои основные работы, которые и по сей день находятся в экспозиции. На протяжении нескольких лет художник был директором музея. Тем более что в первые пост революционные годы он не был востребован как живописец. Поэтому музей для него в те годы был единственным местом, куда он вкладывал все свои силы и всю свою душу. Большое количество работ Иван Семенович с супругой Елизаветой Аркадьевной хранили у себя дома, берегли их.
    15 декабря 1941 г. Иван Семенович Куликов неожиданно умирает, а ровно через 10 дней Исполком Городского Совета принимает постановление об организации мемориального дома-музея. И даже в те тяжелые военные годы необходимость его создания была очевидна. В то время в провинциальных российских городах насчитывалось мене десятка крупных музеев. К тому же даже жители Мурома не знали, что рядом с ними живет всемирно известный художник.




    Произведения художника

    Итак, в 1941 г. в одной из комнат на первом этаже дома Куликова состоялась первая выставка работ художника. Но, в связи с тем, что наша страна тогда находилась в состоянии войны, музей был открыт лишь в 1947 г.
    Сейчас единственным хранителем музея является Николай Андреевич Беспалов заслуженный архитектор России. Нелюбимых экспонатов у него нет: каждый дорог, с каждым связаны особые воспоминания. По словам Николая Беспалова. Он живет сразу в двух веках. Виной тому экспонаты начала 30-го века и современная жизнь музея. У музея есть своя душа. Ей пропитано здесь все: начиная с калитки и заканчивая самым маленьким, неприметным предметом, говорит хранитель музея.
    Вся экспозиция музея разделена на две большие части. Первую часть составляют картины. Их около ста: больших и маленьких, ярких и мрачных, загадочных и открытых. В музее собрана коллекция картин, которая отражает определенные вехи в творчестве Куликова.
    Одной из первых серьезных работ Ивана Семеновича является портрет его матери, который был написан в 1903 г. А к последней своей работе Выход нижегородского ополчения 1612 г. художник приступил в 1939 г. и работал над ней вплоть до своей кончины. Он собрал огромное количество исторического материала, нарисовал множество эскизов и рисунков, но, к сожалению, картина так и осталась незаконченной.
    Вторая часть экспозиции имеет свою собственную историю. Иван Семенович после окончания Художественной Академии и после посещения многих русских музеев, заинтересовался произведениями народного творчества. В конечном итоге, он собрал одну из самых лучших частных коллекций в России. Особо в ней выделяется собрание народных костюмов.
    Сейчас в доме-музее насчитывается около 400 наименований произведений русского народного творчества. Некоторые предметы стоят на одном уровне с экспонатами Этнографического музея в Санкт-Петербурге.
    Сейчас музей открыт только для коллективных экскурсий, хотя, в последнее время их количество сократилось. Музей живет, живы картины и экспонаты народного быта, жива память и душа художника. Пусть меняются времена и люди, но неизменным остается одно любовь к картинам и уважение перед тем, кто их создавал. А это и есть основная задача музея сохранить и донести до будущих поколений все самое ценное, что оставило прошлое.