Почему в советском союзе так любили тимуровцев. Тимуровское движение: прошлое и настоящее первых добровольцев ссср

Акция «Сумка дружбы»

С10.11.2008.- 10.12.2008 была проведена акция «Сумка дружбы». По её условиям в классах проходили ярмарки милосердия, благотворительный концерт, сбор макулатуры. В акции приняли участие все школьники МОУ СОШ №35 На вырученные денежные средства были приобретены подарки для детей Ярцевской школы-интерната. Активистами тимуровского движения была подготовлена и проведена концертная программа. После концерта ярцевским детям были подарены подарки, которые собирали всей школой. Концерт прошел с огромным успехом. Завязалась переписка с детьми из школы-интерната. Скоро делегация из Ярцева собирается приехать с ответным визитом в МОУ СОШ №35.

Тимуровцы оказывают гуманитарную помощь детскому приюту, госпиталю ветеранов Великой Отечественной войны, социально-реабилитационному центру «Вишенки». Постепенно тимуровское движение в школе набирает силу.

И в летний период работа тимуровского отряда «Ровесник» остается активной. Работающие в школе, ребята еженедельно оказывают социальную помощь одиноким и престарелым людям: по их просьбе ходят за хлебом, лекарствами.

Ребята работают по плану и все сведения о проделанной работе заносят в «Копилку добрых дел». За небольшой срок деятельности тимуровцы уже успели сделать много добрых дел. Материального вознаграждения за труд, конечно, не предусмотрен, но, все же, помощь тем, кто в ней нуждается, в большем почете у школьников. Лисовская Зоя Степановна-ветеран педагогического труда, которой помогали по хозяйству ребята, осталась очень довольной проделанной «тимуровцами» работой.

Несомненно, на сегодняшний день деятельность тимуровцев необходима и значима. В этом успели убедиться и педагоги, и дети. Поэтому в 2009 - 2010 учебном году создается штаб тимуровского движения в школе, а тимуровские отряды планируется сформировать в каждом классе.

Тимуровское движение в школе призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей школы в активную внеурочную деятельность.

Социально-ориентированное проектирование как одна из форм развития тимуровского движения в МОУ COШ №35 города Смоленска

В последние десятилетия в современном российском обществе происходит два разнонаправленных процесса: демократизация и идеологизация всех сфер общественной жизни. Эти явления, несомненно не могли не затронуть и систему образования, не оставив её в стороне от происходящих изменений.

Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались?

Проблема развития гражданского самосознания детей и подростков, воспитание их патриотических чувств и духовно-нравственных начал стоит перед любым современным обществом, эту задачу следует считать общепедагогической. Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям. Не поэтому ли родители часто уклоняются от решения данной проблемы? Помочь обществу, семье справится с задачей развития гражданского самосознания подрастающего поколения призваны в первую очередь образовательные учреждения.

С переходом подростков в старший школьный возраст изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Все большее место в их жизни занимают серьезные дела, самосовершенствование, появляется осознанное стремление непосредственного участия в строительстве красивого и надежного будущего и поиск достойной социальной ниши. Для молодого поколения во все времена характерны энергичность и избирательность интересов.

Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально — значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...»

В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации подростков в том числе и через участие в тимуровском движении.

В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.

Наша цель- научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: если они научаться делать добро, то вырастут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Обездоленные дети-сироты и сироты при живых родителях, бездомные животные и просто наши больные соседи- все хотят внимания и сострадания. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Социально-ориентированный проект «Поколение NEXT» -

Добрая традиция в МОУ СОШ №35 г. Смоленска. Он реализуется в течение 3 лет, имея при этом самую разнообразную тематику: «К человеку с любовью», «Служу Отечеству», «Если б не было войны...», «Шаги великой Победы», «Мы за здоровый образ жизни!», «Родная природа - наша боль, красота и тревога». В 2007-2008,2008 -2009 и 2009 - 2010 учебных годах проект «Поколение NEXT» реализовывается по темам «Время выбрало нас!» и «Память сердца», посвященным возрождению и развитию тимуровского движения в преддверье 65-летия великой Победы.

Проект «Поколение NEXT» имеет социальную направленность и ориентирован на решение проблем подросткового возраста:

Адекватную оценку социума и позитивную адаптацию в нем;

Определение нравственных приоритетов;

Выработка зрелой гражданской позиции.

Разработке проекта предшествовала двухгодичная подготовительная работа, реализованная в форме конкурса по патриотическому воспитанию в рамках Федеральной программы. Анализ массовости, тематики, содержательности материалов, представленных классными руководителями на обсуждение, выявил большую заинтересованность и информированность классных коллективов в предложенных областях исследований и, кроме того, серьезную озабоченность всесторонним неравновесием современного мира. Во многих предложениях были представлены рациональные взгляды детей на решение проблем, связанных с помощью пенсионерам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями, детям-сиротам, воспитанникам приютов и детских домов, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации . Одним из действенных способов решения этой проблемы является тимуровское движение , как деятельность, имеющая огромную социальную значимость, как для самих подростков, так и для окружающих. Таким образом, объективно назрела необходимость создания социального проекта «Поколение NEXT» .

Цель проекта:

сформировать у молодого поколения высокие гражданские чувства, социальные ориентиры, уважение к славным историческим традициям Отечества.

Задачи проекта:

  • воспитание у молодого поколения ответственности за судьбу Родины;
  • воспитание потребности в самодисциплине;
  • формирование национального самосознания;
  • развитие в социально — значимой деятельности.

С точки зрения педагогической технологии проект можно характеризовать как:

  • исследовательский, индивидуально-групповой - по методологическому подходу;
  • социогенный - по основному фактору развития участников проекта;
  • деятельностно- развивающий — по механизму освоения опыта;
  • светский, гуманитарно-воспитательный — по характеру содержания;
  • активный поисково-исследовательский, творческий - по способу реализации;
  • компенсирующий - по отношению к системе общего образования.

Проект «Поколение NEXT» предполагает разработку нескольких актуальных направлений деятельности обучающихся:

  • социально-ориентированное (целенаправленное изучение социума и проблем в нем);
  • нравственное (позиции становления личности молодого человека);
  • гражданско-патриотическое (воспитание ценностного отношения к Родине, ее истории, культуре, традициям).

Организационно проект «Поколение NEXT» представляется пятью этапами , на каждый из которых отводится определенное время.

I этап - организационный, предусматривает создание рабочего оргкомитета; разработку и утверждение положения о Проекте; определение состава участников; проведение информационных консультаций с участниками проекта по основным позициям Проекта.

II этап - исследовательский - реализуется в режиме реального времени, т.е. тема (проблема) изучается непосредственно на текущий момент. На втором этапе определяются темы работ, всесторонне изучаются проблемы (с изучением официальных документов различного уровня), формируется представление о современном положении дел по теме исследования, осуществляется стажировка участников в общественных организациях, готовых помочь обучающимся и реализация путей решения проблемы («Тимуровский десант»).

III этап — информационный. На этом этапе участники проекта выступают на страницах школьной газеты «ШАГ» с материалами по теме Проекта

IV этап - творческий (практический) - реализуется в перспективном плане. На четвертом этапе участники Проекта разрабатывают собственные варианты решения проблемы

Система организации проекта «Поколение NEXT» предусматривает равные для всех участников стартовые возможности.

При условии полной реализации Проекта результатами его должны стать:

Активизация позитивных социальных интересов подростков (инициативности, самостоятельности);

Развитие аналитических умений обучающихся (планирования, определения путей поиска и обработки информации);

Развитие коммуникативных качеств и умения конструктивного публичного выступления молодых людей;

Личностный рост участников Проекта.

Управление Проектом осуществляет Совет Представителей школьного детского объединения «ЭМКиД».

Организация методического обеспечения Проекта осуществляется творческой группой из числа педагогов МОУ СОШ №35- участников Проекта.

Информационное сопровождение осуществляется школьной газетой «ШАГ».

Новизна проекта «Поколение NEXT» заключается в том, что он имеет нетрадиционный характер. Участниками его могут стать все желающие в возрасте 13 - 17 лет: от активистов школьного детского объединения «ЭМКиД» и победителей олимпиад до подростков с девиантным поведением. Кроме того, при явном регламентировании направлений и этапов реализации, участникам предоставляется полная свобода выбора форм, методов исследования и разработки прикладных материалов, что определяет необходимость творческого подхода к участию в Проекте и в перспективе может способствовать позитивному личностному развитию подростков.

По большому счету, тимуровцами были почти все школьники СССР. Желание помочь нуждающимся было абсолютной нормальной реакцией на то или иное событие. Быть может, это нравственность, быть может, это воспитание. Но благодаря такому отношению к миру, эти дети, тимуровцы, со временем стали настоящими и отзывчивыми людьми. У них традиции тимуровского движения навсегда сохранились. И это, наверное, самое главное…

Книга, которой могло не быть

Тимуровское движение возникло в 1940-м. То есть когда только-только А. Гайдар опубликовал свою последнюю книгу о некой помогающей людям. Произведение называлось, конечно же, «Тимур и его команда».

Спустя неделю один из отрывков уже был напечатан. Кроме того, начались соответствующие радиотрансляции. Успех книги был просто колоссальным.

Через год произведение вышло довольно большим тиражом. Несмотря на это, пришлось его допечатывать несколько раз.

Хотя этой книги могло вообще не оказаться на полках магазинов. Дело в том, что идея Гайдара об объединении детей, которые заботятся о старших, выглядела очень подозрительно. Напомним, шли последние годы 30-х.

К счастью, ответственность за опубликование произведения взял на себя секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Михайлов. Когда книга была напечатана, появилась и одноименная кинокартина. Удивительная популярность ленты объяснялась жизненностью образа главного героя. Тимур стал примером и идеалом юного поколения той эпохи.

Трилогия о Тимуре

Еще до опубликования произведения Гайдар был заинтересован проблемами военного образования школьников. Во всяком случае, следы подобных интересов отразились в его дневнике и всех произведениях о Тимуре. О мы только что говорили. Но немногим позже писатель написал и второе произведение. Оно называлось «Комендант снежной крепости». Персонажи уже занимались некой военной игрой. Ну а в самом начале войны Гайдар успел написать и киносценарий «Клятва Тимура». Со страниц он поведал о необходимости детской организации в военных условиях. Члены этого сообщества будут дежурить во время затемнения и бомбежек. Они будут охранять территорию от диверсантов и шпионов, будут помогать семействам красноармейцев и крестьянам в их сельскохозяйственных работах. Собственно, так и случилось. Другой вопрос, хотел ли автор в действительности своими произведениями о Тимуре создать некую альтернативу пионерской организации… К сожалению, доподлинно это мы уже не узнаем.

Идея Гайдара

Говорят, что Гайдар в книгах о Тимуре он описывал опыт деятельности скаутских организаций в 10-х двадцатого столетия. Кроме того, в свое время он руководил дворовой командой. И тайком, как и его персонаж Тимур, делал добрые дела, не прося за них никакой награды. По большому счету, подростков, которые помогают нуждающимися, именуют сейчас волонтерами.

Кстати, о подобной детской организации писали в свое время такие именитые личности, как Антон Макаренко и Но только одному Гайдару, вольно или невольно, удалось воплотить этот замысел в жизнь.

Старт

Какое событие послужило началом тимуровского движения? Ответ на этот вопрос кажется вполне очевидным. Именно после появления книги о Тимуре началось неформальное тимуровское движение. Появились и соответствующие отряды.

Сами тимуровцы стали, по сути, частью идеологической системы Советского Союза. При этом им удалось сохранить некий дух волонтерства.

Тимуровцы были образцовыми подростками. Они бескорыстно совершали хорошие поступки, оказывали помощь престарелым людям, помогали колхозам, детским садам и многое-многое другое. Одним словом, появилось настоящее массовое движение школьников.

Кто был основателем тимуровского движения? Самый первый отряд появился в 1940-м в Клине, что в Московской области. Кстати, именно здесь Гайдар написал свою «нетленку» о Тимуре и его команде. В этом отряде было всего лишь шесть подростков. Они учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли и по всей территории Советского Союза. Причем, порой в одной из небольших деревень существовали 2-3 таких команды. Из-за этого происходили и курьезы. Скажем, подростки неоднократно рубили дрова для пожилого человека и трижды подметали двор...

Эпоха великой войны

Во время войны тимуровское движение в СССР росло в арифметической прогрессии. В 1945-м в уже было порядка 3 миллиона тимуровцев. Эти подростки на самом деле оказались незаменимыми.

Такие отряды функционировали в детских домах, в школах, при дворцах пионеров и внешкольных учреждениях. Подростки шефствовали над семьями офицеров и солдат, продолжали помогать собирать урожай.

Также отряды провели колоссальную работу в госпиталях. Так, тимуровцам Горьковской области удалось организовать для раненных почти 10 тысяч представлений Они постоянно дежурили в госпиталях, по поручению солдат писали письма, выполняли ряд разнообразных хозяйственных работ.

Другой пример тимуровского движения произошел летом 1943-го. Пароход «Пушкин» отправился по маршруту «Казань - Сталинград». На судне в качестве груза - подарки, которые были собраны тимуровцами республики.

А в осажденном гитлеровцами Ленинграде движение тимуровцев приобрело особое значение. В 753 тимуровских отрядах северной столицы действовали двенадцать тысяч подростков. Они оказывали помощь семействам фронтовиков, инвалидам и пенсионерам. Им приходилось заготавливать для них топливо, убирать квартиры и получать по карточкам продовольствие.

Кстати, в начале 1942-го по всей территории СССР были проведены первые слеты тимуровцев. На этих мероприятиях они рассказывали о результатах своей успешной деятельности.

Также к этому времени появляются первые песни о тимуровском движении, среди них «Четверка дружная ребят», «Как высоко над нами наше небо» и, конечно, «Песня тимуровцев» Блантера. Позднее были написаны такие популярные музыкальные композиции, как «Гайдар шагает впереди», «Песня красных следопытов», «Орлята учатся летать», «Тимуровцы» и пр.

Уральский отряд

Возвращаясь к периоду войны, одной из известных тимуровских команд был отряд из шахтерского городка Пласт, что в Челябинской области. В нем участвовало двести подростков. А возглавляла его 73-летняя Александра Рычкова.

Отряд был создан в августе 1941-го. На первом же сборе Рычкова заявила, что трудиться придется буквально на износ. При этом не будет никаких скидок на возраст. Она объявила, что, если кто-то передумает, может сразу уйти. Но никто не ушел. Подростков разбили на отряды и назначили главных.

Каждый день Рычкова раздавала план работ. Они помогали нуждающимся, рассказывали горожанам о ситуациях на фронтах, проводили концерты для раненных в госпитале. Кроме того, они собирали лекарственные растения, металлолом, заготавливали дрова, трудились на полях, шефствовали над семействами фронтовиков. Также им доверяли и серьезное дело: тимуровцы заползали в отвалы шахт и отбирали горные породы.

Заметим, несмотря на работу, подростки всё-таки продолжали ходить на школьные уроки.

В результате, за шесть месяцев команда из Пласта смогла завоевать поистине безукоризненную репутацию. Даже чиновники выделили ребятам комнату для своего штаба. О тимуровцах из этого шахтерского городка неоднократно писали в периодике. Между прочим, данный отряд упоминается в энциклопедии Великой Отечественной.

Процесс слияния пионеров и тимуровцев

В 1942-м педагоги были в некотором смятении. Дело в том, что тимуровские отряды, по сути, начали вытеснять пионерские дружины. Напомним, книга о Тимуре повествовала о «самодисциплинирующемся» коллективе. В нем все обязанности подростки брали на себя и сами решали все проблемы, без контроля взрослых.

В итоге, руководители ВЛКСМ приняли решение, связанное с объединением пионеров и тимуровцев. Через некоторое время комсомольцам удалось взять их под свой контроль.

По большому счету, в данной ситуации были и свои очевидные плюсы, и большие минусы. Деятельность тимуровцев стала считаться дополнительной формой работы пионерии.

Послевоенный период

Сразу после победы над фашистскими захватчиками тимуровцы продолжали помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым. Также они старались ухаживать за могилами красноармейцев.

Но одновременно движение начало угасать. Быть может, причиной стало то, что тимуровцы не испытывали особого желания «вливаться» в ряды пионерской организации. Они теряли свободу выбора.

Возрождение движения началось только при хрущевской «оттепели»…

60-80-е

История тимуровского движения в России продолжалась. В этот период подростки продолжали заниматься общественно полезной деятельностью. Лучшим вручали награды. К примеру, одиннадцатилетней школьнице М. Наханговой из Таджикистана удалось перевыполнить норму для взрослого человека в семь раз по сбору хлопка. Ее наградили орденом Ленина.

Тимуровцы начали заниматься и поисковой работой. Так, они стали изучать жизнь А. Гайдара и, в результате, помогли открыть музеи писателя в ряде городов. Также организовали библиотеку-музей имени писателя в Каневе.

А в 70-х при редакции известного советского журнала «Пионер» был сформирован так называемый Всесоюзный штаб Тимура. С завидной регулярностью проходили и сборы тимуровцев. Активно слагались и читались стихи про тимуровское движение. В 1973-м в лагере «Артек» состоялся первый Всесоюзный слёт. На мероприятии присутствовали три с половиной тысячи делегатов. Им тогда удалось принять даже программу тимуровского движения, направленную на его активное развитие.

Заметим, такие команды был созданы в Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Крах и возрождение движения

В самом начале 90-х роль ВЛКСМ и пионерии была объявлена исчерпанной. Эти организации официально прекратили существовать. Соответственно, такая участь ждала и тимуровское движение.

Но зато практически одновременно была создана «Федерация детских организаций», независимая от любой политической партии. Через несколько лет российский президент объявил о создании движения школьников России. Заметим, эту идею поддержали и педагоги.

Немногим ранее официально было сформировано и новое тимуровское (добровольческое) движение, которое призвано помочь социально незащищенным группам населения.

Новое время

Таким образом, в наше время традиции тимуровского движения сохранились. Такие отряды существуют в нескольких регионах. Скажем, в Шуе, что в Ивановской губернии, функционирует молодёжное движение тимуровцев. Как и раньше, они не только помогают нуждающимся, но и стараются быть полезным обществу.

Радует, что это движение снова распространяется повсеместно…

«Отечество - 2013»

Из истории детского движения

Городская научно-практическая туристско-краеведческая конференция «Отечество», посвященная 270-летию основания г. Оренбурга

Тимуровское и волонтёрское движение: черты сходства и различия


г. Оренбург

С одержание


Введение……………………………………………………………………

3

1.

Особенность тимуровского и волонтёрского движений: добровольчество ………………………………………………………......

4

2.

Тимуровское движение …………………………………………………...

7

3.

Волонтёрское движение…………………………………………..………

11

4.

Волонтёрское движение Оренбуржья……………………………………

14

5.

Результаты социологического опроса школьников…………………......

17

Заключение…………………………………………………………….......

19

Список использованных источников.……………………………………

20

Приложение………………………………………………………………..

21

Введение


Книгу А.П. Гайдара «Тимур и его команда» знают многие. Имя Тимур мы связываем сразу с «тимуровцами», то есть оно стало как бы нарицательным. А слово «команда» - синоним слову «друзья». Получается под названием книги «Тимур и его команда» подразумевается «тимуровцы, друзья».

О тимуровцах я узнал ещё в детстве. Смотрел художественный фильм «Тимур и его команда». А вот о волонтёрах я узнал совсем недавно, когда к нам в школу пришел выпускник нашей школы Байрамов Фариз. Именно он познакомил меня со своей деятельностью. Отряд волонтёров проводит различные акции, разрабатывает и реализует социальные проекты.

На «Первом форуме добровольцев» я узнал, что существует множество других подобных организаций. Там же я узнал о том, что начало волонтёрского движения уходит глубоко в историю. Именно поэтому мне и стала интересна эта тема.

Данная работа связана с изучением добровольческих организаций, а именно волонтёров и тимуровцев.

Цель работы: найти сходства и различия между этими движениями.

Объект исследования: тимуровское и волонтерское движение.

Предмет исследования: роль тимуровского и волонтерского движений в общественной жизни.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

Определить характер тимуровского и волонтерского движений;

Изучить исторические аспекты развития тимуровского и волонтерского движений;

Провести социологический опрос учащихся;

Провести анализ результатов социологического опроса;

1. Особенность тимуровского и волонтёрского движений: добровольчество

Добровольничество основано на вовлечении различных слоев населения в процессы решения социальных проблем. Но часто возникает вопрос: добровольчество – это новое или хорошо забытое старое?

Термин «добровольчество» в современном его понимании или, тем более, «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов XX века. До этого времени «добровольцами», в первую очередь, называли людей, которые в военное время, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли защищать свою страну. Так было и в первую мировую войну, и в Великую Отечественную. Практика многопланового толкования этого термина существовала и за рубежом. В Италии безвозмездная социальная помощь называется «социальным волонтерством».

И в нашей стране в советское время была масса людей, которые добровольцами ехали на целину, на строительство БАМа.

Сегодня мы вкладываем в термин «добровольчество» нечто другое. Существует Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 7 июля 1995 г. Но законодатель ограничил круг деятельности, которую можно отнести к благотворительной, а также и круг организаций, называемых благотворительными. Но добровольческую активность трудно ограничить. Очень широк круг работ, выполняемых добровольцами, организаций, которые привлекают к работе добровольцев, поэтому правильнее будет звучать следующее определение.

Доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем.

Но для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к более глубокой истории нашей страны. Здесь также нет четкой терминологии, но налицо добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, чему в российской истории есть множество примеров.

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.

Случается, что термин «доброволец» оказывается связанным с другими реалиями нашей жизни. В декабре 1996 г. на Новосибирском радио был проведен прямой эфир. Передача называлась «Почему люди работают бесплатно?». Название передачи некоторыми радиослушателями было связано с многомесячными задержками выплаты заработной платы. Люди звонили и говорили о своем тяжелом положении, требовали призвать к ответу директоров предприятий и правительство. Многие в возникшей дискуссии называли себя добровольцами. Их аргумент был следующий: «Мы работаем и не получаем за это оплату, следовательно, мы - добровольцы». Но можно ли людей, которым задерживают заработную плату, называть добровольцами? Я уверен, что нет.

Отличительной особенностью добровольца является то, что, выполняя ту или иную работу, он осознанно идет на полное отсутствие денежного вознаграждения или же соглашается на значительно заниженную оплату своего труда, имея при этом реальную возможность за свои услуги в это же время получить более высокий заработок. Согласились бы люди, звонившие во время радиопередачи, работать бесплатно, отказавшись даже от надежды получить причитающиеся им деньги в будущем? Вероятно, нет. Задержки выплаты заработной платы - очень тяжелая проблема, но с добровольчеством у нее ничего общего нет.

Сегодня добровольчество продолжает оставаться в обществе сравнительно новой идеей, воспринимаемой неоднозначно. Одни воспринимают как стартовую площадку, другим оно кажется непонятным и, следовательно, не очень нужным.


  1. Тимуровское движение

Тимуровское движение - массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло оно в СССР в начале 40-х гг. ХХ века под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Тимуровское движение - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов.

Освободительная борьба советского народа против фашизма явилась мощным стимулом развития тимуровского движения, возникшего ещё в мирное время. «День рождения» этого изумительного по своей природе и направленности движения вполне определенно датируется временем появления на экранах страны в 1940 году кинокартины «Тимур и его команда» (сценарий А. Гайдара, постановка режиссера А. Разумного). Исключительная популярность фильма заключалась в том, что фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей - быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. Фильм раскрыл детям романтику их простых дел, заставил всмотреться в окружающую жизнь, быть чуткими и внимательными. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 миллионов человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам.

Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. В одной лишь Челябинской области в 1942-1943 учебном году 3138 тимуровских команд, объединявших 28 тысяч учащихся, помогали свыше 15 тысячам семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тысячи тимуровских команд ремонтировали квартиры семье фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тысяч школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Тимуровцы провели также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941-1942 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. В августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

Размах тимуровского движения, полнокровность содержания работы обеспечивались постоянным вниманием, заботой и повседневным руководством местных партийных и комсомольских организаций. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тысяч пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941-1942 учебном году только в 17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3818 ребят. В 1943-1944 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тысяч школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тысяч тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тысяч теплых вещей, 6 тысяч индивидуальных посылок.

Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность Коммунистической партии и Советского правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходили традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артеке состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития тимуровского движения. Даже в настоящее время в некоторых регионах нашей страны сохранились тимуровские отряды, в которых ребята хотят помогать людям.


  1. Волонтёрское движение

Слово «волонтер» произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius и в дословном переводе означает доброволец, желающий.

Волонтерское движение можно разделить на 4 вида деятельности:

1. Военное волонтёрство.

2. Трудовое волонтёрство.

3. Миссионерское волонтёрство.

4. Общественное волонтёрство.

В данной работе я рассматриваю общественное волонтёрство.

В последние два года в российском волонтерском движении произошли изменения в направлении деятельности волонтеров. Сейчас большинство волонтерских движений делится на три группы:

первая (самая многочисленная) – профилактическая работа по борьбе с ВИЧ/СПИДом, заболеваниями, передающимися половым путем;

третья (новое направление) – просветительская деятельность, направленная на формирование культуры здорового образа жизни, работа проводится с теми категориями населения, которых волонтеры могут заинтересовать и способствовать формированию у них культуры здорового образа жизни. Волонтерское движение уходит корнями глубоко в историю. Еще английский гуманист и писатель Томас Мор, пытаясь определить суть идеальных взаимоотношений личности и общества, подчеркивал их неразрывную связь и ее добровольный характер: «Эти двое – общество и индивид - неразрывны. У вас не может быть подлинного общества, если оно не состоит из истинных индивидуумов, и вы не можете быть индивидуумом, если вы не вовлечены свободно глубочайшим образом в дела общества».

Словарь Вебстера дает такое определение волонтерству: «Добровольное (на основе собственного побуждения) участие в каком-то действии или системе».

Историю волонтерского движения довольно трудно проследить, поскольку ранее точно никто не фиксировал действия такого рода. Но сама история человечества указывает на то, что не одному обществу были не чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство - понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором им довелось родиться и жить.

Добровольческая помощь может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности и т.д.

В некоторых государствах система волонтерства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий. Например, в Великобритании такой способ комплектования армии оставался до 1961 года.

В России волонтерство связывают не просто с добровольной бесплатной работой в интересной области, но с жертвенным бескорыстным служением немощным, больным, неимущим.

В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая. Никакого закона о добровольческом труде не было. Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России приобрело конкретную форму только в 90-е годы одновременно с зарождением так называемого третьего сектора, который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. 7 июля 1995 года появился закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который дает определение волонтера: «Волонтеры – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

4. Волонтерское движение Оренбуржья

Большинство волонтеров России - в Оренбуржье.

В 2012 году областной молодежной общественной организацией «Союз оренбургских студентов» был проведен ряд мероприятий, основными показателями которых стала поддержка молодежных советов, как на предприятии, так и в учебных заведениях в области.

В рамках содействия студенческой молодежи были проведены молодежные образовательные лагеря «Активация», «Первый шаг», «Лагерь-сбор для руководителей молодежных общественных объединений», а для развития творческого потенциала фестивали «Любимая песня» и «На Николаевской». Для работающей молодежи были проведены III областной образовательно-туристический слет работающей молодежи, ряд тренингов на развитие личностного роста, профессиональной коммуникабельности и творческого потенциала.

Завершающем мероприятием стало участие Оренбургской области в XII Всероссийском Фестивале творчества и спорта работающей молодежи «ЮНОСТЬ», на котором делегация области получила Гран-при фестиваля и 1 места в творческих и спортивных направлениях фестиваля.

Кроме того, Оренбургская область занимает 1 место в рейтинге регионов Российской Федерации по развитию добровольческого движения и объединяет 35 429 волонтера.

Ярким примером является работа волонтёров в Реабилитационном клубе «Радуга» Оренбургской клинической психиатрической больнице № 1 и в клубе «Эдельвейс» Областного психотерапевтического центра ОКПБ № 2. Волонтёры способствуют активному вовлечению в социум больных, особенно утративших социальные связи.

При более частом взаимодействии студенты получают и закрепляют навык установления контакта, ведения беседы с душевнобольным, раскрытия его внутренней картины болезни. Последующее обсуждение в группе волонтёров под руководством специалиста способствует не только закреплению знаний полученных по учебной программе, но и расширению понимания психологического состояния пациента. Опытные волонтёры проводят занятия с вновь пришедшими студентами-волонтёрами, тем самым, передавая собственные навыки, формируя преемственность клубной работы и систематизируя собственные знания («уча - учимся»).

В реабилитационном клубе существует 7 кружков пациентов, пять из которых ведут студенты-волонтёры с опытом групповой досуговой работы с пациентами от 1 до 4 лет.

Кроме внутрибольничной работы, волонтёры вместе с пациентами участвуют в мероприятиях, проводимых за пределами больницы. Здесь их роль особенно велика, так как любой выход из привычных условий является для пациентов стрессовой ситуацией. Волонтёры помогают пациентам подготовиться, заранее обсуждают с ними возможные трудные ситуации, а затем сопровождают их и поддерживают. Ярким примером подобного сотрудничества явилась городская спартакиада для инвалидов. Пациенты больницы, при поддержке волонтёров, активно участвовали в спортивных соревнованиях и завоевали пять призовых мест.

Во время встреч пациент и волонтёры вместе посещали магазины, рынки, делали покупки, оплачивали коммунальные услуги, ходили в кино, в театры, музеи, гуляли, общались с другими людьми. Отношения с добровольцами являлись образцом, по которому пациенты в дальнейшем могли реконструировать социальные и практические навыки, необходимые члену сообщества (например, умение договариваться о встречах, налаживать контакты, планировать какую либо деятельность, посещать общественные учреждения, самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя).

Подводя итоги опыта волонтёрского движения в Оренбургской области необходимо отметить значительную пользу, как для пациентов, так и для самих студентов-волонтёров, а именно:

1) в процессе волонтёрской деятельности студенты определяются с выбором своей будущей профессии, приобретая первые навыки работы с душевнобольными уже со студенческой скамьи, тем самым решается проблема пополнения психиатрической службы молодыми кадрами;

2) несмотря на то, что волонтёрство в психиатрии в России - относительно новый вид психосоциальной помощи, развитие этого движения является одной из основных составляющих формирования «психиатрии с опорой на сообщество»;

3) активное участие волонтёров создаёт возможность применения новых прогрессивных форм и методов психосоциальной работы, которые осваивают студенты;

4) происходит расширение социальных связей пациентов через возможность организации их досуга, улучшается социальное функционирование и качество жизни больных;

5) снижается уровень самостигматизации пациентов, а поскольку волонтёры несут психиатрическую культуру в общество, то они тем самым способствуют снижению стигматизации психиатрии в социуме в целом;

6) улучшается компетентность пациентов к различным формам психосоциальной реабилитации, в результате чего, повышается эффективность лечения.

Следует отметить, что в июне 2010 на базе Областного психотерапевтического центра ОКПБ № 2 (заведующий д.м.н. Бабин С.М.) состоялось учредительное заседание Общественного Совета по психическому здоровью Оренбургской области, который призван объединить усилия общественных организаций нашего региона, работающих в области психического здоровья. Одной из приоритетных задач Совета и является активная поддержка развития волонтёрского движения в психиатрии.


  1. Результаты социологического опроса школьников

В ходе работы был проведён опрос учащихся 9-11 классов нашей школы. В опросе принимало участие 43 человека. Вопросы были следующими:

Слышали вы о тимуровском движении?

Чем, по вашему мнению, занимались тимуровцы?

Слышали ли вы о волонтёрском движении?

Чем, по вашему мнению, занимаются волонтёры?

Как вы думаете, тимуровцы и волонтёры - это одно и то же?

Считаете ли вы понятие «тимуровцы» устаревшим?

Какими качествами должен обладать волонтёр?

Цель данного опроса - узнать, что думают о тимуровском и волонтёрском движении ученики и знакомы ли они с этими понятиями вообще.

Проводя социологический опрос, мне хотелось узнать, какими качествами, по мнению моих сверстников, должен обладать волонтёр. После опроса учеников, у меня получились следующие результаты. Самым важным качеством волонтёра оказалось трудолюбие. Также немаловажными качествами оказались доброта, милосердие, жалость, отзывчивость, понимание, добросовестность, общительность, бескорыстность, благородство, щедрость, ответственность. Ребята решили, что такие качества, как сочувствие, ум, честность, целеустремлённость и патриотизм тоже не помешали бы волонтёру. И лишь единицы считают, что волонтеру свойственны раскованность, терпеливость, самостоятельность, искренность, пунктуальность, чувство юмора, идейность и сила воли. К сожалению, среди качеств волонтёров лишь небольшое количество ребят назвали сочувствие. На мой взгляд, большая часть опрошенных ребят нашей школы не смогут помогать тяжелобольным или инвалидам.

Результаты показали, что только 21% опрошенных имеют понятие о волонтёрах, в то время как 70% имеют понятие о тимуровском движении. Стоит отметить, что многие знают о тимуровцах из книжки Гайдара.

Самый распространённый ответ на вопрос «Чем занимаются тимуровцы?» был «помогают людям и переводят бабушек через дорогу». К сожалению, многие не знают, чем занимаются волонтёры. Среди ответов на вопрос «Чем занимаются волонтёры?» были такие ответы: «Может быть, защищают природу» и «Ездят по разным странам или по России, помогают собирать урожай, например. За это бесплатно отдыхают». Действительно, существуют такие люди и их тоже называют волонтёрами.

На вопрос «Тимуровцы и волонтёры это одно и то же?» 72% ответили отрицательно. 5% опрошенных считают, что понятия «волонтёры» и «тимуровцы» значат одно и то же. А 23% не знают, похожи ли эти движения или нет. Возможно, это связано с тем, что ученики незнакомы с особенностями каждого из движений.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что немного ребят в нашей школе знакомы с тимуровским, а особенно, волонтёрским движением. Именно поэтому, я планирую познакомить ребят нашей школы с основными направлениями деятельности тимуровского и волонтёрского движений.

Заключение

Изучив историю, направления деятельности и проведя опрос среди школьников, я сделал вывод, что понятия тимуровцы и волонтёры различны, хотя направления их деятельности иногда совпадают. Волонтёрское движение не является продолжением тимуровского движения, каждое из этих движений имеет свою собственную историю.

Подводя итоги, хотелось бы указать сходство волонтёрского и тимуровского движения.

1. Деятельность этих движений направлена на оказание помощи, которая носит общественный характер.

2. Помощь оказывается людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: пожилым, детям, больным и др.

3. Дух романтизма пронизывает оба эти движения.

В наше время тимуровское движение не столь широко распространено, как в 40-70 годы прошлого столетия. Волонтерское движение развивалось и развивается в настоящее время в разных странах мира.

Список использованных источников
Литературные источники

1. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. 2-е изд. - Новосибирск: «Ин-кварто», 2002. - 98 с.

2. Ухъянкин С. П. Пионеры-тимуровцы. - Москва, 1961.

3. Камов Б. К. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар).- М.: Молодая гвардия, 1971. - 415 с.

4. Фурин С. А., Симонова Л. С. Юным тимуровцам. - Москва, 1975.

5. Школьный французско-русский и русско-французский словарь.

Материалы Интернет-сайтов

6. www.webster.ru -- Электронный английский толковый словарь

7. www.kdm56.ru – молодежный информационный портал Оренбургской области

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Сбор информации

Встреча с волонтером Байрамовым Фаризом

Приложение 4

Социологический опрос учащихся школы

Повесть «Тимур и его команда» А. Гайдара появилась на свет в начале сентября 40-ого года. Успех был просто огромный. Тексты транслировались по радио и декламировались на улицах. Печатные экземпляры буквально за несколько дней исчезли с полок. Вплоть до 70-ых годов произведение имело огромное значение для каждого ребенка в Советском Союзе.

Повесть «Тимур и его команда» А. Гайдара появилась на свет в начале сентября 40-ого года // Фото: Topwar.ru


Практически сразу после выхода первого тиража во всех уголках страны начали возникать отряды с тимуровцами. Бывали случаи, что в довольно маленьких городках их оказывалось сразу несколько. Они соперничали за количество совершенных добрых дел и по несколько раз стирали белье, убирались в домах или рубили дрова.

Когда началась Великая Отечественная движение приобрело еще большего размаха. Практически в каждом дворе копошилось множество детей, которые что-то делали. При этом им вовсе не приказывали. Действовали они полностью на добровольной основе. Но, тогда как в довоенные годы волонтерство в тимуровском отряде было ничем иным как обыкновенным соперничеством. То теперь это стало острой необходимостью. Со временем к движению начали присоединяться и взрослые люди.


Невыдуманная идея

Отряд, который Гайдар описал в своей книге вовсе не был выдумкой. Будучи ребенком он сам создал подобную организацию. Мальчишка был негласным командиром дворовой банды. Вместе они в тайне от всех делали добрые дела и ничего за это не просили. На сегодняшний день подобное волонтерство не является диковинкой. Но на то время такая доброта удивляла практически каждого. Подростки действовали без участия взрослых и планировали все самостоятельно. С такой командой волонтеров когда-то столкнулся Константин Паустовский. Он вспоминал, что группа мальчишек помогла ему отыскать крайне редкие медикаменты. Они нужны были для лечения тяжелой болезни маленького ребенка.

Вместе тимуровцы в тайне от всех делали добрые дела и ничего за это не просили // Фото: http:// Дкгк.рф

Идеология тимуровцев

Во времена войны основной задачей тимуровцев была помощь семьям фронтовиков. Они ремонтировали разрушенные дома, готовили, убирались, ухаживали за детьми. Особо внимание уделялось дорогам. Тщательно отслеживалось их состояние, потому как по ним постоянно курсировали машины с грузами, везущими боеприпасы на фронт.

Также важным аспектом была работа в подшефных госпиталях. Там они выполняли роль развлекающих. Они устраивали концерты, писали письма для родственников раненых солдат. Также некоторые дети выполняли хозяйственные работы. И каждый был занят своим делом.
Уже к августу 1941 года на сельскохозяйственной ниве работало свыше 5 тысяч учеников школ. Мальчишки и девчонки в возрасте от 11 до 13 лет ежедневно ходили в колхозы, где ухаживали за животными и обрабатывали земли. Тимуровци отметились тем, что собрали огромное количество металлолома из него государство в последующем сделало боевой танк. Его назвали «Таня» и посветили одной маленькой девочки-героини, оказывающей помощь под Сталинградом. Кроме того, из собранного металлолома собирались ящики для мин, лыжи, минометные стволы и многая другая полезная утварь.


Деятельность тимуровцев была высоко оценена, потому как они внесли весомую лепту в военные годы. Членов организации уважали все Коммунистические партии и даже пионерские отряды.

Объединение тимуровцев с пионерами

Сегодня некоторые считают, что тимуровцы и пионеры практически одно и то же. Однако это не так. Они существовали как две самостоятельные организации в довоенные годы. И только после начала военных действий слились воедино.


Сегодня некоторые считают, что тимуровцы и пионеры практически одно и то же //Фото: Philanthropy.ru


В 1942 году тимуровское движение достигло таких размеров, что начало понемногу вытеснять пионеров. В итоге руководители пионерских групп приняли решение объединиться с «конкурентом» и придушили его своей авторитетностью. Работа тимуровцев превратилась в один из многочисленных видов деятельности пионеров. Руководители лагерей перебрали на себя все бразды правления.

Султанова Аида

Предмет

Литература

Класс

6 класс

Руководитель

Нургалиева НагимаХадыровна

2013-2014 г.

ПРОЕКТ

« Тимур и его команда» и современное тимуровское движение.

Проблема:

Возрождение традиций тимуровского движения и формирование тимуровского отряда.

Цель и задачи проекта :

1. Пропаганда идеи тимуровского движения.

2. Развитие у ребят чувство сопереживания проблемам общества.

3. Вовлечение ребят в различные виды милосердной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Актуальность

2. Биография А.П. Гайдара.

3.Повесть А.П.Гайдара « Тимур и его команда»

4.Современное тимуровское движение

5.Заключение

6. Используемая литература.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Пока книги Гайдара стояли на полке в каждой семье,

пока миллионы школьников занимались тимуровской работой,

у наших детей были точные нравственные ориентиры: честь,

достоинство, самоотверженность,мужество,

доброта, верность близким, своей Родине.

Среди бывших тимуровцев оступившийся человек был большой редкостью».
Б.Н. Камов

Когда-то имя писателя Аркадия Гайдара было известно каждому жителю нашей огромной страны. Его произведения изучались в школе, его биографию знал каждый, о нем пели песни, снимали кинофильмы. Кто из людей старшего и среднего поколения не слышал и не напевал «Гайдар шагает впереди»?..

Имя Гайдара Аркадия Петровича (Голикова) вошло в детскую литературу замечательными произведениями, такими как «Чук и Гек», «РВС», «Школа», «Тимур и его команда» и многими другими. Повесть «Тимур и его команда» принесла ему настоящую славу. Литературный герой, Тимур Гараев, стал для нескольких поколений ребят нашей Родины примером справедливости и милосердия. Этот придуманный образ словно сошёл со страниц любимой детской книжки в реальную жизнь, положив начало и дав имя детскому движению. Движению, в котором участвовали несколько поколений юных граждан Страны Советов.

Суть тимуровского движения – творить добро, заботится о ветеранах Великой Отечественной войны, семьях воинов, погибших на фронте, престарелых людях.

Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене.

Но сейчас мало тех, кто знает писателя Аркадия Гайдара. Его произведения пылятся на книжных полках, его книги не читают. И поэтому многие не знают его знаменитых героев: Тимура, Чука и Гека, пионера Серёжу и многих других.

Выбрав тему проекта, я провела анкетирование с учащимися 5-7 классов с целью изучения мнений обучающихся о тимуровском движении и отношении к нему. Выяснилось, что не многие учащиеся нашей школы знают о тимуровцах. И тогда я решила заполнить пробел в их и своих знаниях.

Я познакомилась с биографией и творчеством писателя,прочитала повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда». С вопросом о возрождении тимуровского движения выступила на заседании актива нашей школы.

БИОГРАФИЯ АРКАДИЯ ПЕТРОВИЧА ГАЙДАРА.

Гайдар – это псевдоним писателя.

Почему писатель назвал себя Гайдаром – точно никто не знает. Слово «Гайдар» есть в монгольском языке. К огда в давние времена шли в поход воины-конники, они посылали вперёд всадника.Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривался в даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром.

Об этом Гайдар мог узнать, когда воевал с белыми бандами в монгольских степях. А может быть, это слово особенно понравилось писателю потому, что оно напоминало его любимый боевой клич – «Гей»!, «Гай-да!»
Очень подошло Гайдару это имя, ведь он и в жизни, и в своих книгах был человеком, смело идущим впереди.

Детство Гайдара кончилось в 13 лет, когда в октябре 1917 года ему разрешили взять винтовку для патрулирования улиц. В декабре 1918 года Аркадий Голиков уходит добровольцем в Красную Армию. Служит сначала адъютантом, затем начальником команды связи, в 1919 – командует взводом. В июне 1921 года, в возрасте 17 лет его назначают командиром полка.

Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, радость побед. Аркадий Голиков мечтал всю жизнь посвятить армии, но его сразила тяжёлая болезнь: сказались ранения, контузия головы. Врачи признают его непригодным к военной службе.

Гайдар решает попробовать себя в литературе. Он становится детским

писателем. Аркадий Петрович подарил нам много интересных книг:

«Р.В.С.», «Школа», «Четвертый блиндаж», «Пусть светит», «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Горячий камень»

Несмотря на приступы тяжёлой болезни, свое место Гайдар нашел сразу, как только заиграла боевая труба. С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар поспешил на фронт.

Однажды небольшая группа бойцов отправилась в разведку - Аркадий Петрович шел впереди. (И снова вспоминается псевдоним...) Неожиданно отряд наткнулся па вражескую засаду. А.П. Гайдар первым увидел эсэсовцев, быстро оценил ситуацию и бросился навстречу немцам, защищая своих товарищей. Пулемётная очередь прошла сквозь его сердце,

Так погиб А.П. Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих героев, до последней минуты своей жизни делом подтверждая правду каждого написанного им слова.

Погиб Гайдар 26 октября 1941 года. Было ему 37 лет.

Аркадий Петрович Гайдар прожил короткую, но очень яркую жизнь.
И всегда у писателя за спокойными светлыми страницами звучит настораживающий, тревожный голос: « Смотри! Слушай! Береги Родину!
Любите жизнь, радуйтесь всему хорошему в ней! Любите людей, больше доверия друг другу! Берегите мир в своей большой семье» – говорил Гайдар.

ПОВЕСТЬ А.П. ГАЙДАРА « ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»

События повести разворачиваются в Подмосковье. Главными действующими лицами повести Гайдара "Тимур и его команда" являются группа мальчишек и 2 дочери советского военачальника, Женя и Ольга. Они переезжают в дачный поселок, где младшая Женя обнаруживает, что на их участке в заброшенном сарае находится место встречи мальчишек поселка, деятельность которых хорошо организована вожаком Тимуром Гараевым.
(Тимур Гараев – образ собирательный, который автор наделил лучшими чертами, присущими советским ребятам: смелостью, добротой, честностью, верностью дружбе, любовью к Родине, горячим желанием уже сейчас приносить ей посильную пользу).
Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает старикам, малышам - тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. В первую очередь тимуровцы опекают семьи военных, защитников Родины. Тимуровцы совершают свои добрые дела тайно. Знак тайного покровительства тимуровцев - пятиконечная звезда на воротах дома, обитатели которого попадали под их защиту. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив: Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков и другие ребята. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине.
Тимуровцы умели не только делать добро, но и противостоять злу, бороться с ним, не проходить мимо подлости, бесчестия, грубости; учились не только помогать младшим, старым, слабым, но и защищать их. Мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны.

Ребята из книги А. Гайдара "Тимур и его команда" делают добрые дела, не рассчитывая на благодарность и зачастую тайно. Их цель – заменить ушедших в армию родственников, облегчить жизнь оставшихся в поселке. Бескорыстное служение обществу без расчета на похвалу, награду – основной смысл повести Аркадия Гайдара.

СОВРЕМЕННОЕ ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

С вопросом о возрождении тимуровского движения я выступила на заседании актива нашей школы. Ребята единогласно поддержали меня.

До начала работы в зоне полезного действия мы посетили школьную библиотеку, где наш библиотекарь Гульнара Каримовна провела с нами беседу по творчеству А.П.Гайдара

Узнав о том, что в школе создаётся тимуровский отряд, нас пригласили в сельскую библиотеку. Сельский библиотекарь Быкова Наталья Викторовна организовала яркое мероприятие по повести А.П. Гайдара « Тимур и его команда».

На первом своём заседании выбрали девиз, название команды, командира. Далее составили план действий, разработали Устав отряда. От планов сразу же перешли к действиям.

За короткий период была проведена работа по выявлению жителей села, нуждающихся в дополнительной опеке и заботе. Ими оказались: ветеран войны и труда Медведев Михаил Михайлович, престарелые люди- Скребнева Анастасия Александровна, Зайцева Любовь Егоровна, Колесникова Антонина Ивановна , Перова Надежда Ивановна, Нургалиева Василя, Костючек Зинаида Николаевна.

Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь, ведут записи воспоминаний. Наряду с этим мы оказываем им моральную поддержку: поздравляем по случаю праздников.

Участвуем во всех благотворительных акциях,ярмарках,субботниках.

Взяли шефство над могилой неизвестного солдата.

Смастерили и укрепили в школьном саду кормушки для зимующих птиц.

Тимуровцы -частые гости в детском саду, в библиотеке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

За небольшой срок деятельности наша тимуровская команда уже успела сделать много добра и добрых дел.

Я не знаю, кем станут они в будущем, но уверена в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть нашего движения – помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание.

Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.Гайдар «Повести», Ярославль, Верхнее- Волжское книжное издательство 1984г.

2. А.Гайдар,Собрание сочинений в 3-х томах, 2,3 том, Москва, издательство «Правда» 1986 г.

3. К.В. Стародуб “А.. Гайдар. Жизнь и творчество” Москва, 1991 год.

4. Емельянов Б.”Рассказы о Гайдаре”, Москва 1958 год.

5. Собрания сочинений (Вступителҗная статҗя Л.Кассиля. Том 1-4, Москва, 1964-1965 г.

6. Повесть А.П. Гайдара « Тимур и его команда».