Значение скульптора клыкова в военно патриотическом воспитании. Клыков Вячеслав Михайлович. Справка. Премии и награды

2.06.2006. - Умер скульптор Вячеслав Михайлович Клыков

Памяти соратника

Вячеслав Михайлович Клыков (19.10.1939 – 02.06.2006) – выдающийся русский патриот, скульптор и общественный деятель. Родился в селе Мармыжи (Курская область) в крестьянской семье. Учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 г., работал на производстве. В 1960 г. поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. , который окончил в 1968 г. по специальности скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

Клыков – лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), золотой медали (Гран-при) на международной выставке "Квардиеннале" в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств, народный художник России.

Среди его многочисленных работ выделяются памятники духовно-символического значения во многих городах и весях нашей страны. Это, в частности, памятники Н.М. Рубцову в Тотьме (1985), К.Н. Батюшкову в Вологде (1987), в Радонеже (1988), в селе Григорове Нижегородской области (1988), в Москве (1991), свв. (1992) в Москве, в Херсонесе (1993), в Орле (1995), в селе Тайнинском (1996; на постаменте слова: "Русский Народ с покаянием") и Подольске (1997), в Муроме (1999), в Курске (2000), в Саратове (2002), в Пскове (2003), В.М. Шукшину на Алтае (2004), в Иркутске (2004), (в память его победы над хазарами) в Запорожье (2005) и в Белгороде и др. За границей – в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, русским воинам в Пирее (Греция). В 1995 г. по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память павшим в битве на Курской дуге.

В.М. Клыков, имея все возможности быть обласканным властями и служить им, купаясь в лучах славы, подобно некоторым своим коллегам – записным патриотам, избрал по долгу совести путь сопротивления криминальному олигархическому режиму и борьбу за восстановление русской исторической государственности.

Эта его общественная оппозиционная деятельность прежде всего выразилась в создании Международного фонда славянской письменности и культуры (1987). По инициативе Фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник Славянской письменности и культуры 11/24 мая под давлением общественности стал государственным и география его расширилась практически на всю Россию.

Увидев, однако, что при нынешней компрадорской власти русскую культуру не защитить, Вячеслав Михайлович создает Всероссийское Соборное Движение для популяризации идеи будущего Всероссийского Земского Собора как единственной легитимной власти в России в нынешнее смутное время после падения монархии. Всероссийское Соборное Движение с этой целью провело областные Соборы: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге.

В начале 2005 г. Клыков одним из первых поставил свою подпись под и принял активное участие в развитии возникшего на основе этого документа . Он стал председателем возрожденного им 21 ноября 2005 г. , и, несмотря , верные соратники Вячеслава .

Какая странная и горькая, несвоевременная, неуместная по нашему военному времени тяжелая утрата в разгар боя…

Он вытерпел мучительные страдания (рак), но отказался от обезболивающего и умер утром 2 июня с улыбкой на лице, перед этим соборовавшись, исповедавшись и причастившись святых таин.

Сегодня, 4 июня 2006 г., в яркий солнечный день мы прощались с ним в Сретенском монастыре. Около трех тысяч человек пришли отдать ему последний долг, но казалось, собралась вся Россия: соратники из многих городов, известные патриотические политики, писатели, деятели культуры… И, конечно, тек ко гробу поток того простого православного люда, без которого в Москве никогда не происходит ничего духовно важного. Были прихожане и РПЦЗ(Л), и РПЦЗ(В).

На литургии в этот день читается Евангелие от Иоанна (гл. 17: 1-13) со словами Христа, обращенными к Богу Отцу: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно… Я уже не в мiре, но они в мiре, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы ».

Это напоминает нам и о том, что сделал для нашего народа христианин Вячеслав Клыков в своей многогранной деятельности. Не станем перечислять его многочисленные произведения, награды и звания, потому что не это в нем для нас главное.

Главное: Клыков был образцом настоящего, крепкого силою и духом русского человека. Он был православным монархистом с имперским размахом, мужественным воином, лишенным малейшего страха иудейска, талантливым, независимым, необыкновенно работоспособным, статным, щедрым, откровенным, добрым, умеющим прощать чужие слабости, но не позволявшим их себе… Родом из простых крестьян, он явил нам образец высокого благородства, до которого далеко большинству новорусских заседателей дворянских собраний, кичащихся своими титулованными предками и заискивающих перед олигархической антирусской властью.

В силу таких своих качеств Клыков естественно стал вождем современного русского православного движения, отдавая ему все свои силы и средства: Славянский Фонд, Всероссийское соборное движение, Союз Русского Народа, возрождение казачества как "спецназа" Третьего Рима, движение "Жить без страха иудейска!". Он дал всем прекрасный пример того, что православный раб Божий – это мужественный воин Божий в идущей Мiровой войне сил добра и зла. В нем был и живой образец современного казака – витязя удерживающего Третьего Рима: «Иду на вы!» – как поступал и , один из первых наших военных вождей, которому народный художник России поставил один из своих последних, воинствующий и сам по себе воюющий памятник.

Энергичную духовную мощь Клыкова уважали даже те, кто уважает только материальную мощь – представители властей. В его присутствии, при его искренности, трудно было юлить и лицемерить, так что даже либеральные конформистские представители высокого духовенства изо всех сил старались выглядеть теми, кем они должны быть по сану.

Безкомпромиссные же батюшки и архиереи с надеждою благословляли все патриотические начинания раба Божия Вячеслава. Поэтому отсутствие высшего благословения Клыкова никогда не останавливало. В одном из своих последних выступлений в Славянском Центре на вопрос, «кто благословил воссоздание Союза Русского Народа?», – Клыков ответил: «Господь Бог».

В , в мае, отвечая на вопрос о путях выхода из сложившейся ситуации в России, Клыков, как всегда, был прям:

«Я думаю, только национально-освободительная революция. Другого пути нет. Потому что все прогнило: начиная с высшего аппарата и кончая иерархами в Церкви. Меня поражает теплохладность и равнодушие… Вы простите меня, но я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои … Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Я за последние двадцать лет ни разу не видел, чтобы наша Православная Церковь в лице ее иерархов, возвысила голос в защиту русских писателей, патриотов. С кем Вы, господа иерархи? С жидовствующими или с русскими? Или живете страха ради иудейска? А мы решили так: все, хватит бояться, завеса снята. И помоги Бог таким людям…

Я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все "кремлевский пиар". Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это! » (газета «Дух христианина». М., 2006. № 11. 1 июня).

В этом интервью он говорил и о необходимом очищении страны от жидобольшевицкой и масонской символики, и о необходимости народного покаяния за грехи революции – для ее духовного преодоления хотя бы столетие спустя.

Разумеется, такого русского человека уже за одни его личные качества («лучшего из гоев – убей») ненавидели, но могли лишь трусливо чернить, уязвлять в СМИ, писать доносы и разнообразно вредить враги России во главе с хорошо известным их "отцом" (Ин. 8:44). Эти гнусные закулисные интриги оказались безсильны сломить дух русского воина (последнее было ). Но многочисленных козней "отца" не выдержало даже крепкое тело…

Почему Господь попустил русскому делу столь огромную, невосполнимую утрату?

Смерть лучших, смерть патриотов-подвижников попускается народу прежде всего для того, чтобы мы покаянно и сокрушенно осознали, как мало сами делали для Русского Дела, как теплохладно относились к призывам тех лучших, кто звал нас на подвиг русскости в океане апостасии и предательства. Из нашего стыда за эту теплохладность должно стократно рождаться наше ответное стремление загладить свою вину перед Богом за то, что не были такими, как он, за вину пассивного уклонения от выполнения своего русского долга.

От нас, участников движения "Жить без страха иудейска!", лучшим венком на могилу и лучшей памятью Вячеслава Михайловича будет продолжение его борьбы, укрепление и расширение столь ценимого им нашего движения ЖБСИ посильными делами каждого русского человека.

вот такие высасывания из пальца и порождают нездоровые сенсации

Великая летопись России
Игорь Квинто
Светлой памяти Вячеслава Михайловича Клыкова.

Вот Россия – Матушка!
Ушёл ещё один талант!
Безвозвратно, понимаешь???
Гений, скульптор, бриллиант.

Трудно говорить.
Его уже нет рядом.
Историю вершить,
Мог этот мастер взглядом.

Посмотри, какой размах,
Любви и уважения,
В бронзовых изломах,
Достойных восхищения.

Мечтал величием работ,
От Балтики до Мирового,
В опале жизненных забот,
Прозрить чиновника глухого.

На служение Отечеству,
Во имя поколений,
Искусство – человечеству,
В духовности стремлений.

Вячеслав Михайлович Клыков,
Достиг в профессии вершин.
Его назвал Совет старейшин,
Русский – Гражданин.

Городам, меняя облик,
Мастерством своих творений,
Камень вроде не велик,
А стал темой изменений.

Мне не стыдно возвеличить,
Памятников географию.
Славян Великих перечислить,
Историю и биографию.

Встали памятники на Руси,
Героям и Святым,
Настойчивостью и трудом,
Характером литым.

Дорогой наш, близкий друг.
Мы головы склонили в травы.
Пред именем и чередой заслуг,
В лучах твоей бессмертной Славы.

02.06. 2006 года ______________ И.Н. Сорокин

Вечная память и Царствие Небесное рабу Божию Вячеславу!

На ТВ про него и не упоминают. Даже на "Культуре". Если бы не сайт - не узнал бы и не услышал. Спасибо. А Скульптору - Царствия Божьего!

Нет слов, какую роль сыграл в нашей жизни Вячеслав Михайлович Клыков.
Статья М.В.Назарова достойна такого человека!

Русский скульптор

Клыков Вячеслав Михайлович (19.10.1939-2.06.2006), русский скульптор и общественный деятель, глава Земского Собора, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, президент Славянского экономического союза; член Товарищества русских художников; лауреат Государственных премий СССР и РСФСР; с 1995 - в Социально-патриотическом движении “Держава”, член Национального комитета; автор памятников Жукову, Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, вел. кн. Елизавете Феодоровне, Пушкину в Тирасполе, Батюшкову в Вологде, Рубцову в Тотьме, автор уничтоженного врагами русского народа памятника Николаю II в Тайнинском.

Большим событием в русской культуре стало создание памятника величайшему подвижнику Земли Русской Сергию Радонежскому. Впервые с 1917 образцом для поклонения становилось духовное лицо, монах. Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, изображающее легендарный эпизод биографии подвижника. Установлению памятника в селе Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой предшествовали драматические события. Сам скульптор при поддержке патриотической общественности намеревался установить его осенью 1987. Однако космополитические власти запретили это делать. Погруженный в машину и направляющийся к месту установки памятник был “арестован” и препровожден обратно с эскортом милиции. Запрет установки памятника сопровождался злобными нападками представителей “малого народа” на личность великого русского подвижника. Потребовались месяцы борьбы, чтобы преодолеть сопротивление космополитических сил. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988.

О. Платонов

«КЛЫКОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ
НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ АВТОР ЗВОННИЦЫ».
Памятник открыт в 2007 году на Прохоровском поле.
Его автор - давний друг Клыкова,
белгородский скульптор
Анатолий Александрович Шишков.

Политическая биография

Клыков Вячеслав Михайлович, политическая биография скульптора, председателя Высшего Совета Союза Русского Народа, главы Всероссийского Соборного Движения (ВСД), президента Международного Фонда славянской письменности и культуры.

Родился 19 октября 1939 в селе Мармыжи Курской области, русский.
Окончил Курский педагогический институт.
Скульптор.
В 70-е годы участвовал в оформлении Детского музыкального театра.
Автор скульптурного памятника В.Хлебникову на могиле поэта в д.Ручьи.
В 80-е гг. работал над скульптурами Меркурия перед зданием Центра международной торговли, памятником Батюшкову (Вологда) и др. И Меркурий, и Батюшков входят в число лучших работ Клыкова.
В 1985-87 был членом Патриотического объединения "Память". Автор проекта памятника на Поклонной горе, за который ратовала в 1986-87 "Память". Принимал участие в митинге "Памяти" на Манежной пл. 6 мая 1987.
Вместе с художником Игорем Сычевым руководил в сентябре 1987 попыткой установить памятник Сергию Радонежскому (своей работы) в Радонеже.
С 1989 года - член Товарищества русских художников (ТРХ).
В марте 1990 года баллотировался в народные депутаты РСФСР (Москворецкий округ N35) при поддержке Блока общественно-патриотических организаций, но проиграл демократу Льву Пономареву.
С 1990 года - президент Международного Фонда славянской письменности и культуры (в Совете фонда состоят Валентин Распутин, Владимр Крупин, Сергей Шуртаков и др.; фонд стал учредителем газеты "Русский вестник").
8 февраля 1992 был избран в состав Центральной Думы Российского Народного Собрания. 22 февраля 1992 на Центральном Думе Российского Народного собрания избран одним из 29 членов президиума и одним из троих сопредседателей (два других - Михаил Астафьев и Николай Павлов; председатель правления Думы - Виктор Аксючиц).
В ноябре 1993 провел учредительный съезд Славянского Экономического союза (СЭК), избран его президентом.
С конца 1993 - член Совета Российского Земского движения (РЗД, председатель - Елена Панина), с декабря 1996 - член президиума и сопредседатель РЗД.
В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении "Держава" Александра Руцкого. Вышел из "Державы" в августе 1995 вслед за Аксючицем и Ко.
На выборах 1995 в списке избирательного блока "Земский собор" получил первый номер (список подписей не собрал).
На президентских выборах 1996 поддержал кандидатуру Геннадия Зюганова.
На учредительном съезде Народно-Патриотического союза России (НПСР) 7 августа 1996 был избран членом Координационного Совета НПСР и членом Президиума КС НПСР.
С октября 1996 - Глава Всероссийсского Соборного Движения, выдвигающего своей целью путем созыва Всероссийского Земского Собора "восстановить Государственный Закон, разрушенный в феврале 1917 года международной кучкой террористов-заговорщиков". В своем "Обращении к русскому народу" призывает "в единой Соборной воле... счищать с себя струпья жидовской, большевистской проказы, срывать с себя ярлыки расчленителей всех мастей (от заокеанских, до доморощенных)".
25-27 октября 1996 провел в Новочеркасске Донский Земский Собор - первый из территориальных земских соборов, 1 марта 1997 - Курский Земский Собор (второй по времени создания).
На II съезде НПСР 27 ноября 1998 избран одним из 8-ми сопредседателей НПСР.
В мае 1999 избран сопредседателем Славянского союза России (председатель - Анатолий Дувалов, 2 других сопредседателя - Виталий Журавлев, Валерий Иванов).
22 октябре 2000 неудачно баллотировлася на пост губернатора Курской области: 1,64% - 6-е место из 8-ми (во второй тур вышли первый секретарь обкома КПРФ Александр Михайлов (поддержан НПСР) - 39,52%, федеральный инспектор по области, генерал ФСБ Виктор Суржиков - 21,58%, остальные - мэр Курска Сергей Мальцев - 8,42%, председатель совета директоров АО ГК "Агрохолдинг" В.Стекачев - 7,28%, областной депутат, генеральный директор корпорации "ГриНН" Николай Грешилов - 6,16%, скульптор Вячеслав Клыков - 1,64%, Владимир Безымянный - 0,54%, председатель движения "Достойная жизнь" С.Савельев - ?, против всех -12,26%. Явка 51,79%. Губернатор Александр Руцкой снят с регистрации вечером в субботу за несколько часов до выборов).
В январе 2003 г. подписал "Обращение деятелей науки и культуры по поводу событий 18 января в Музее Сахарова".
В ноябре 2004 возглавил Координационный комитет по возрождению Союза Русского Народа (СРН) - крупнейшей антисемитской организации начала XX века (лидерами которой были Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Николай Марков-второй).
В январе 2005 г. подписал антисемитское "письмо 500", в котором "представители русской общественности" обратились к генеральному прокурору с требованием закрытия "всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских".

21 ноября 2005, в столетнюю годовщину Союза Русского Народа, провел восстановительный съезд СРН. Избран председателем Высшего Совета СРН.
В конце марта 2006 подписал обращение группы национал-патриотических деятелей, связанных с Международным фондом славянской письменности и культуры, к генпрокурору, директору ФСБ, министру внутренних дел, спикерам обеих палат и др. с требованием лишить раввина Берл Лазара российского гражданства, "а его религию статуса "традиционной"".

Входил в редколлегии газеты "День" (1991-93), газеты РАУ "Обозреватель" (1992).
Монархист, сторонник призвания Царя Земским Собором. Считает, что "ни одна из ныне здравствующих ветвей Романовых... не имеет по законам Российской Империи прав на престол. В том числе Леонида Георгиевна, Мария Владимировна, ее сын Георг Гогенцоллерн". Предлагал избрать Царя из числа потомков маршала Георгия Жукова.
Выражал надежду, что Г.Зюганов и его сторонники в КПРФ "придут со временем к идее монархии".
Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Обладатель Золотой медали Академии художеств. Автор памятников маршалу Жукову (многие считают эту работу неудачной), Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, Великой княгине Елизавете Федоровне, Пушкину в Тирасполе, Батюшкову в Вологде, Рубцову в Тотьме.
Создал проект памятника Николаю II , который предлагал установить в Москве на площади между Кремлем и Домом Пашкова (27 мая 1996, в столетнюю годовщину венчания Николая II на царство, памятник открыт в пригороде Москвы в пос.Тайнинское, 1 апреля 1997 взорван террористами-комсомольцами).

В.Прибыловский

Перепечатывается из Интернет-библиотеки "Антикомпромат", с адреса http://www.anticompromat.ru/klykov/klykbio.html

Клыков Вячеслав Михайлович (р. 19.10.1939), скульптор и общественный деятель.

Родился в с. Мармыжи Советского р-на Курской обл. в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959, работал на производстве. В 1960 поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился 2 года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, который окончил в 1968, получив специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках. С 1969 - член Союза художников СССР. Его работы выставлены в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в С.-Петербурге и др. картинных галереях и музеях страны. Созданные им памятники и скульптурные изображения украшают площади многих городов и поселений России и зарубежья, наиболее известны из них: св. равноап. вел. кн. Владимиру в Белгороде и Севастополе, прп. Илье Муромцу в Муроме, св. блгв. вел. кн. Александру Невскому в Курске, прпмц. вел. кн. Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве, свв. равноап. Кириллу и Мефодию в Москве, прп. Сергию Радонежскому в Радонеже, прп. Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, А. С. Пушкину в Тирасполе, русским воинам в Пирее (Греция), Г. К. Жукову в Москве, памятник Победы на Прохоровском поле и др. За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий. Он - лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), обладатель золотой медали (Гран-при) на международной выставке «Квардиеннале» в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный художник России.

С 1990 Клыков является президентом Международного фонда Славянской письменности и культуры. Организация ставит основной своей задачей пропаганду наследия свв. равноап. Кирилла и Мефодия. По словам самого Клыкова, фонд следует их заветам во всей своей деятельности - «будь то в вере, будь то в политике, будь то в отношении к русскому языку, к славянам, к славянскому миру». Фондом проведено множество симпозиумов и конференций. В 1992 был проведен международный конгресс славянских культур. Впервые через все славянские страны был пронесен благодатный огонь от Гроба Господня и установлен в нише цоколя памятника Кириллу и Мефодию, который был подарен скульптором Москве. По инициативе фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник славянской письменности и культуры стал государственным, и география его расширилась практически на всю Россию. Ныне 24 мая - День славянской письменности - празднуется во всех городах и весях. 1-2 июля 2001 по инициативе фонда в Москве в помещении Малого театра прошел съезд триединого Русского Народа, в работе которого приняли участие весьма представительные делегации России, Украины и Белоруссии, а также представители славянской общественности Приднестровья, Средней Азии и Югославии. Всего собралось более тысячи чел. Это был, по сути, первый съезд братских славянских народов после того, как они были искусственно разделены в 1991 предательским Беловежским соглашением. На съезде присутствовал ряд видных политиков, в его адрес пришли поздравления от Святейшего Патриарха Алексия II, президентов России и Белоруссии. Сам Клыков является рьяным поборником объединения триединого Русского Народа в единое государство, заявляя: «Наша задача - сделать все возможное, чтобы объединение свершилось как можно быстрее. Это важно для славян: и для украинцев, и для русских, и для белорусов. Мы не можем друг без друга жить. Наша история это доказывает. А процессы разъединения инспирируются врагами славян, врагами России».

Клыков был членом руководящих органов многих национально-патриотических организаций, но любимым его детищем является Всероссийское Соборное Движение (ВСД), которое было им организовано в 1995 и бессменным главой которого он является до сих пор. Цель ВСД - восстановление законной российской государственности, каковой является Православная Самодержавная Монархия. Движение ратует за созыв Всероссийского Земского Собора, который только и сможет восстановить государственный закон, разрушенный в февр. 1917 международной кучкой террористов-заговорщиков. ВСД провело уже четыре Собора: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге. Целью этих Соборов было объединение единомышленников и пропаганда монархической идеи. Движение активно выступало за прославление Царя-Мученика Николая Александровича. Были организованы Крестные ходы и крестные облеты вокруг России. Сам Клыков создал памятник умученному Русскому Царю, который был установлен в Тайнинском Московской обл. (первоначально планировалось установить его в Москве). На постаменте памятника выбиты слова: «Русский Народ с покаянием». Сегодня Клыков ведет большую работу, главным образом в провинции, пытаясь снизу объединить патриотические силы.

Большаков В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Князь Святослав Игоревич убивающий хазарского жидовина.
Памятник работы скульптора В.М. Клыкова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Жизнь и творчество В.М. Клыкова

1. Биография

клыков скульптор общественный

Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006), русский скульптор - удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих многосторонних дарований.

Родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи ныне, Советского района Курской области в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 году. Работал на производстве.

В 1960 году поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года. В 1962 году Клыков поступил на факультет скульптуры МГАХИ имени В.И. Сурикова, который окончил в 1968 году под руководством Н.В. Томского и получил специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

С 1969 года - член Союза художников СССР, работы выставлены в Третьяковской галерее и Государственном Русском Музее.

Получил известность скульптурным оформлением Центрального детского музыкального театра (1979) и фигурой «бога торговли» Меркурия у Центра международной торговли (1982). Почти все его произведения завершаются в виде бронзовых отливок с четким, обобщенным силуэтом. Творчество скульптора отличается классическим европейским монументализмом, суровым нордическим стилем, русским национально-романтическим пафосом.

В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы - я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. - необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив - мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота - по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков - чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Он считал, что должно укреплять свой дом и отвечать за каждое свое дело перед потомками и перед Богом. Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине - в селе Мармыжи в Курской области. На месте, где сейчас возведен храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время. «Встанет храм - возродится село», - считал Вячеслав Михайлович.

В.М. Клыков оставил после себя многие десятки художественных памятников - памятников великим поэтам, воинам, государственным деятелям, святым. Вот лишь немногие из них: художественное оформление Детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, памятники Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, памятник императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково в Курской области, звонница на Прохоровском поле в Белгородской области, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и в Москве на Славянской площади, олицетворяющие праздник - Дни славянской письменности и культуры, и многие, многие другие…

Эти памятники ярко и зримо являют свою воспитательную и гражданскую миссию. Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди стекаются к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят парады.

Много уже написано о В.М. Клыкове, снят фильм, назван в его честь проспект в Курске, поставлены два памятника ему. Но самое главное - его идеи - воплощаются в жизнь. Он успел увидеть, как стал государственным праздником День славянской письменности и культуры, как начали привозить в Россию Благодатный огонь из Иерусалима, от которого теперь возжигаются все пасхальные лампады. А впервые (после советского времени) затеплился Благодатный огонь у подножия памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Благодатный огонь, который возгорается по субботам накануне православной Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме, был пронесен тогда через славянские страны как бы по стопам Кирилла и Мефодия и по прямому духовному пути Православия: Иерусалим, Константинополь, Москва, Троице-Сергиева лавра и обратно в Москву - и был установлен в постаменте памятника просветителям словенским на бывшей площади Ногина, которую тогда же переименовали в Славянскую.

В 1985 году именно из оргкомитета по проведению праздника равноапостольных Кирилла и Мефодия был образован Общественный международный фонд славянской письменности и культуры (зарегистрирован в 1989 году), который впоследствии В.М. Клыков возглавил, оставаясь его руководителем до конца своей жизни. Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия впервые вышел на улицы в Мурманске в 1986 году по инициативе митрополита Питирима (Нечаева), возглавлявшего в то время Издательский отдел Московского Патриархата, его помощника архимандрита Иннокентия (Просвирина), Н.И. Толстого, русских писателей В. Распутина, В. Белова, В. Маслова, С. Шуртакова и многих других. После Мурманска праздники проходили в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, в Крыму…

В 1998 году в одном из своих интервью В.М. Клыков сказал: «Но накапливается огромный потенциал, который рано или поздно даст качественный скачек русского, славянского сознания. Может быть, мы ярких внешних проявлений этого пока не видим, а видим одни поражения, как в славянском мире, так и в русском, но эти силы подспудно копятся. И в этом, я считаю, огромная заслуга движения за поднятие этого праздника». Сейчас День славянской письменности и культуры объявлен государственным праздником, и мы видим, с каким растущим размахом он проводится. Дело принесения Благодатного огня было продолжено фондом Андрея Первозванного, и мы с радостью возжигаем свечи на пасхальном богослужении от огня, привезенного из Иерусалима.

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России - по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом - брюлловская колонна, на Прохоровском - звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем - храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы - 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, - Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, - святой Георгий Победоносец, на южной стороне - изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, - Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.

«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, - был убежден В.М. Клыков. - По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это - маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».

Мало кто знает, что еще в 1993 году Фонд славянской письменности и культуры подготовил обстоятельную историческую справку и в своем обращении в правительство предложил восстановить надвратные иконы на башнях Кремля. Брошенное зерно дало всходы, и в 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированных икон.

Клыков был монархистом. На многочисленные нападки, что его «монархизм» отрицательно скажется на творчестве, он отвечал: «Жизнь любого человека невозможно разорвать на составные части: что тебе положено, а что нет. Как можно отстраниться от проблем экономики, политики, культуры и замкнуться на своем творчестве? Что тогда может натворить художник, оторванный от жизни своего народа, не знающий, не чувствующий его бед? В нашей жизни все взаимопроникаемо и взаимосвязано. Только врагу народа придет в голову указывать «свое место» ученому, военному, художнику…»

Клыков стоял на том, что единственной законной властью, Богом данной, является самодержавие. В самое напряженное для Руси время государь всегда призывался главным народным собранием - Земским Собором, во главе которого, естественно, стояли представители того же самого народа. По правде, по традиции, по закону, кроме Собора никто и никогда не имел исторического права решать эту проблему. Клыков был реалистом и в одном из своих интервью - 1997 года - говорил: «При сегодняшней политической обстановке мы не можем собрать Всероссийский Земский Собор, но посредством земского движения мы можем проверить обстановку в регионах, провести региональные земские собрания для того, чтобы поднять сознание людей до уровня правильного понимания этой проблемы. Необходимо, чтобы народ осознал свои исторические законные права, а уж потом будем говорить о главном решении судьбы и устройства нашей жизни - о самодержавном правлении в России как исторической правде, а значит, необходимости. Эти права исконные, тысячелетние». Клыковым, возглавлявшим земское движение, было проведено первое монархическое совещание в Белгороде, а также Донской, Крымский, Курский и Невский региональные земские соборы.

Еще до канонизации царской семьи Русской Православной Церковью в Отечестве Клыков приложил все свои возможности к тому, чтобы возвеличить в общественном сознании через искусство имя последнего русского царя - государя императора Николая II. Так, к 100-летию коронации Николая II, после проведения конференции «Романовы и российская государственность» в Ипатьевском монастыре в Костроме, которая тогда принимала Дни славянской письменности и культуры, после молебна отправился крестный ход с хоругвями и иконами в Подмосковье. Здесь, в селе Тайнинском, 27 мая состоялось открытие памятника Николаю II. Дважды в Тайнинском бывал император - в 1893 и 1896 годах, перед коронацией, по пути в Троице-Сергиеву лавру. Потом памятник был взорван и был восстановлен…

В.М. Клыков остро чувствовал то, что нужно для спасения нашего Отечества. Спасти плодородные земли, спасти крестьянство. Разрушение крестьянской жизни есть разрушение страны - это хорошо понимал Клыков, родившийся и выросший в небольшом селе, затерявшемся на просторах курской земли.

Земля умирает молча, а вместе с ней и весь живой мир. Поэтому В.М. Клыкову принадлежит идея регулярного проведения широких народных собраний, на которых в едином ключе должны решаться задачи охраны природы, развития и укрепления русского Черноземья. Под руководством В.М. Клыкова прошли первые две научно-практические конференции в Курске (1992) и на Прохоровском поле (2000). Эти конференции продолжаются и сейчас. Благодаря огромной работе было принято законодательство об охране окружающей среды, которым русский чернозем был признан национальным достоянием.

Но В.М. Клыков всегда прекрасно понимал, что земля - это категория не только экономическая, но и нравственная. Две фигуры традиционно возвеличены в народном сознании - пахарь и воин. Пахарь - хозяин на своей земле, и всегда осуждался перекупщик, торговец землей. Земля принадлежит одному Богу, а хранителем ее должен быть крестьянин. Клыков любил народное искусство, народное пение: ежегодное проведение музыкальных фестивалей имени Надежды Плевицкой на ее родине в селе Винниково, которые были начинанием Клыкова, тоже продолжают свою жизнь.

Дело В.М. Клыкова продолжает служить России и после его земной жизни. Некоторые неосуществленные им проекты были реализованы Международным фондом славянской письменности и культуры совместно с мастерской художника. В 2007 году был установлен в Москве памятник братьям Лихудам, основателям Славяно-греко-латинской академии.

В 2008 году на Прохоровском поле встали бюсты князю Дмитрию Донскому, генерал-фельдмаршалу Михаилу Кутузову и маршалу Георгию Жукову, символизирующие связь трех ратных полей России, а в 2009 году установлен в г. Серпухове Московской области памятник Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, сыгравшему важную роль в Куликовской битве. Эти два проекта были исполнены в натуральную величину старшим сыном художника Андреем Клыковым.

В 2010 году установлен памятник великой княгине Елизавете Федоровне в с. Усово Московской области у церкви Спаса Нерукотворного образа.

Монументы работы Клыкова порой сопрягались с целым рядом сенсаций - так, Сергий Радонежской явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции, Николай II (в Тайнинском) был в 1997 взорван антимонархистами. В 1990-е годы скульптор, войдя в число идейных вождей «патриотической оппозиции», развернул широкую общественную деятельность, прежде всего в качестве председателя созданного им Международного фонда славянской письменности и культуры.

Он всей душой болел за Россию, всегда оставался человеком неукротимой энергии и воли, когда речь заходила о русском народе, о России. Все его деятельность, и творческая, и общественная, была актом духовного сражения. «Главное - не уступить в духе!» - неизменно повторял Вячеслав Михайлович. В своих скульптурах он оставил нам героическую летопись России, в которой прославил ее великих полководцев, праведников, выдающихся деятелей, писателей и поэтов. Эта была настоящая проповедь в скульптуре, подвижническое служение Христу и России.

2. Обществен ная и политическая деятельность

В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении «Держава» Александра Руцкого. Вышел из «Державы» в августе 1995 вслед за Виктором Аксючицем.

В марте 1990 года баллотировался в народные депутаты РСФСР, однако проиграл Л.А. Пономарёву. С 1990 года - президент Международного фонда славянской письменности и культуры (в совет фонда входили В.Г. Распутин, В.Н. Крупин, С.И. Шуртаков и др.).

На президентских выборах 1996 года поддержал кандидатуру Г.А. Зюганова. Клыков считал, что Зюганов и его сторонники в конце концов поддержат идею восстановления монархии в России.

7 августа 1996 года на учредительном съезде Народно-патриотического союза России (НПСР) избран членом его координационного совета и членом президиума. В октябре 1996 года возглавил Всероссийское соборное движение. Входил в редколлегии газеты «День» (1991-1993), газеты РАУ «Обозреватель» (1992), был главным редактором журнала «Держава» .

В январе 2005 года подписал обращение в Генпрокуратуру с требованием проверки еврейских религиозных организаций на предмет нарушения ими законов об экстремизме - т. н. «Письмо 5000» .

21 ноября 2005 года в столетнюю годовщину Союза Русского Народа провёл восстановительный съезд Союза русского народа, был избран его председателем. В марте 2006 года подписал обращение с требованием лишить раввина Берла Лазара российского гражданства

3. Премии и награды

За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий:

· Государственная премия СССР (1982) - за участие в оформлении здания МГАДМТ имени Н.И. Сац

· Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина (1988) - за памятник К.Н. Батюшкову в Вологде

· Золотая медаль АХ СССР (1989)

· Золотая медаль (Гран-при) на международной выставке «Квадриеннале» в Любляне(1973),

· Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995) - за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

· заслуженный деятель искусств Российской Федерации (20 октября 1999 года) - за заслуги в области искусства

· заслуженный художник России

· народный художник Российской Федерации (20 октября 1999 года) - за большие заслуги в области изобразительного искусства

4. Работы скульптора

· памятник Н.М. Рубцову в Тотьме (1986)

· фигура бога торговли Меркурия у Центра международной торговли в Москве (1982)

· памятник К.Н. Батюшкову в Вологде (1987)

· памятник св. Сергию Радонежскому в Радонеже (1987)

· памятник Александру Даргомыжскому в посёлке Арсеньево (Тульская область) (1988)

· памятник великой княгине Елизавете Фёдоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве (1990)

· памятник протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991)

· памятник Кириллу и Мефодию в Москве (1992)

· памятник Владимиру Святому в Херсонесе (1993)

· памятник Игорю Талькову на Ваганьковском кладбище (1993)

· памятник Сергию Радонежскому в Новом-Саде, Сербия (1993)

· храм-звонница в память битвы на Курской дуге на поле под Прохоровкой (1995, с соавторами)

· памятник И.А. Бунину в Орле (1995)

· памятник маршалу Г.К. Жукову в Москве (1995)

· памятник Петру I на площади Петра Великого в Липецке (1996)

· памятник Николаю II в селе Тайнинском (1996)

· памятник Николаю II в Подольске (1998)

· памятник Владимиру Великому в Белгороде (1998)

· памятник Илье Муромцу в Муроме (1998)

· памятник К.К. Рокоссовскому в Курске (2000)

· памятник Александру Невскому в Курске (2000)

· памятник Ф.М. Достоевскому в Старой Руссе (2001)

· памятник А.С. Пушкину в Софии, Болгария (2001)

· памятник братьям Баташевым в Выксе (2001)

· памятник княгине Ольге в Пскове (2003)

· памятник св. Савве Сербскому в Белграде, Сербия (2003)

· памятник А.В. Колчаку в Иркутске (2004)

· памятник В.М. Шукшину на родине писателя в селе Сростки (2004)

· памятник Прасковье Луполовой в Ишиме (2004)

· памятник Святославу Игоревичу в селе Холки Белгородской области (2005)

· памятник Георгию Победоносцу в Рязани (2005)

· памятник преподобному Серафиму Саровскому в Сарове

· памятник преподобному Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни

· памятник св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия)

· памятник А.С. Пушкину в Тирасполе

· памятник русским воинам в Пирее (Греция)

· памятник Святославу Храброму в Запорожье (2005)

· памятник Дмитрию Донскому в Москве (2013)

· барельеф П.А. Столыпину в Общественной палате Российской Федерации.

Заключение

Умер Вячеслав Михайлович 2 июня 2006 года в Москве. А 19 октября 2007 года, в день его рождения, на Родине, в городе Курске, открыт памятник великому Мастеру. Именем Вячеслава Клыкова назван проспект в Северо-западном микрорайоне Курска, где и установлен памятник. Его автор - молодой и талантливый скульптор Андрей Вячеславович Клыков. «Открытие памятника отцу, для меня - важное и святое дело. Идея памятника родилась легко, это любимая поза отца после работы. Единственный вопрос состоял в том, что именно изобразить сзади, просто каркас, а потом решил, Прохоровка, это же Курская Дуга. Это звонница находится в Белгороде, я подумал, почему ей не быть в Курске…». Сын изобразил отца сидящим на рабочем станке после работы. Кажется, что он присел только на минутку, передохнуть, вот-вот встанет и продолжит работать…

За годы своей творческой деятельности Вячеслав Михайлович создал более 200 скульптурных произведений. Есть и проекты, которые еще ждут своего часа на полках мастерской…

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности хайтека в архитектуре, история его становления и развития. Краткая творческая биография Ренцо Пияно, этапы его личностного становления и факторы, повлиявшие на формирование стилистики. Анализ архитектурных произведений данного автора, оценка.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2014

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления великого итальянского архитектора А. Гауди. Анализ его работ, самые известные постройки: дворец Гуэля в Барселоне, эль Каприччо, дом Висенс, Мила, Бальо, парк Гуэля, храм Святого Семейства.

    презентация , добавлен 17.06.2015

    Краткая биография и своеобразие творческого пути К.С. Мельникова. Реализованные и неосуществлённые архитектурные работы. Проект саркофага для Мавзолея В.И. Ленина, павильона "Махорка", Ново-Сухаревского рынка. "Золотой период" творчества архитектора.

    реферат , добавлен 06.06.2012

    Характеристика и особенности эпохи Возрождения. Биография Ф. Брунеллески - великого итальянского архитектора. Характеристика его основных работ: церкви Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, Палаццо Питти, купол собора Санта-Мария дель фьори, капелла Пацци.

    реферат , добавлен 05.06.2010

    Краткая характеристика района строительства, основные технические нормативы и показатели дороги. Разработка и обоснование проектных решений, расчет объемов и основные этапы реализации строительно-монтажных работ. Определение необходимых для этого сроков.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2015

    Изучение жизни и творческой деятельности Андрея Никифоровича Воронихина - русского архитектора и живописца, представитель классицизма, одного из основоположников русского ампира. Краткий обзор и характеристика основных работ выдающегося зодчего.

    презентация , добавлен 27.01.2013

    Краткая биография Людвига Мис ван дер Роэ. Сущность метода "универсального пространства". Характеристика ряда знаменитых архитектурных произведений данного направления: концепция зданий, конструктивное решение, особенности организации пространства.

    реферат , добавлен 05.02.2012

    Биография: детство, юность, творчество за границей, на родине. Архитектурные сооружения Баженова. Проект института благородных девиц. Создание большой модели Кремлёвского дворца. Строительство Царицыно. Дом Пашкова-жемчужина русского зодчества.

    реферат , добавлен 14.12.2007

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Антонио Гауди - испанского (каталонского) архитектора, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне. Уникальные творения великого зодчего. Новые архитектурные формы Гауди.

    реферат , добавлен 09.09.2013

    Общая характеристика объекта строительства, данные об участке и его геологических условиях. Составление генерального и календарного плана строительства, методика и основные этапы проведения работ. Технико-экономическое обоснование данного проекта.

Вот уже пять лет, как нет с нами великого скульптора и общественного деятеля Вячеслава Михайловича Клыкова. Это был удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих многосторонних дарований.

В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы – я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. – необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Ему, как русскому человеку, было больно смотреть на все происходящее в России. Он считал, что до лжно укреплять свой дом и отвечать за каждое свое дело перед потомками и перед Богом. Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине – в селе Мармыжи в Курской области. На месте, где сейчас возведен храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время. «Встанет храм – возродится село», – считал Вячеслав Михайлович.

В.М. Клыков оставил после себя многие десятки художественных памятников – памятников великим поэтам, воинам, государственным деятелям, святым. Вот лишь немногие из них: художественное оформление Детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, памятники Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, памятник императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково в Курской области, звонница на Прохоровском поле в Белгородской области, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и в Москве на Славянской площади, олицетворяющие праздник – Дни славянской письменности и культуры, и многие, многие другие…

Эти памятники ярко и зримо являют свою воспитательную и гражданскую миссию. Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди стекаются к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят парады.

Много уже написано о В.М. Клыкове, снят фильм, назван в его честь проспект в Курске, поставлены два памятника ему. Но самое главное – его идеи – воплощаются в жизнь. Он успел увидеть, как стал государственным праздником День славянской письменности и культуры, как начали привозить в Россию Благодатный огонь из Иерусалима, от которого теперь возжигаются все пасхальные лампады. А впервые (после советского времени) затеплился Благодатный огонь у подножия памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Благодатный огонь, который возгорается по субботам накануне православной Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме, был пронесен тогда через славянские страны как бы по стопам Кирилла и Мефодия и по прямому духовному пути Православия: Иерусалим, Константинополь, Москва, Троице-Сергиева лавра и обратно в Москву – и был установлен в постаменте памятника просветителям словенским на бывшей площади Ногина, которую тогда же переименовали в Славянскую.

В 1985 году именно из оргкомитета по проведению праздника равноапостольных Кирилла и Мефодия был образован Общественный международный фонд славянской письменности и культуры (зарегистрирован в 1989 году), который впоследствии В.М. Клыков возглавил, оставаясь его руководителем до конца своей жизни. Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия впервые вышел на улицы в Мурманске в 1986 году по инициативе митрополита Питирима (Нечаева), возглавлявшего в то время Издательский отдел Московского Патриархата, его помощника архимандрита Иннокентия (Просвирина), Н.И. Толстого, русских писателей В. Распутина, В. Белова, В. Маслова, С. Шуртакова и многих других. После Мурманска праздники проходили в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, в Крыму…

В 1998 году в одном из своих интервью В.М. Клыков сказал: «Но накапливается огромный потенциал, который рано или поздно даст качественный скачек русского, славянского сознания. Может быть, мы ярких внешних проявлений этого пока не видим, а видим одни поражения, как в славянском мире, так и в русском, но эти силы подспудно копятся. И в этом, я считаю, огромная заслуга движения за поднятие этого праздника». Сейчас День славянской письменности и культуры объявлен государственным праздником, и мы видим, с каким растущим размахом он проводится. Дело принесения Благодатного огня было продолжено фондом Андрея Первозванного, и мы с радостью возжигаем свечи на пасхальном богослужении от огня, привезенного из Иерусалима.

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России – по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом – брюлловская колонна, на Прохоровском – звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем – храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы – 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, – Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, – святой Георгий Победоносец, на южной стороне – изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, – Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.

«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, – был убежден В.М. Клыков. – По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это – маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».

Мало кто знает, что еще в 1993 году Фонд славянской письменности и культуры подготовил обстоятельную историческую справку и в своем обращении в правительство предложил восстановить надвратные иконы на башнях Кремля. Брошенное зерно дало всходы, и в 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированных икон.

Клыков был монархистом. На многочисленные нападки, что его «монархизм» отрицательно скажется на творчестве, он отвечал: «Жизнь любого человека невозможно разорвать на составные части: что тебе положено, а что нет. Как можно отстраниться от проблем экономики, политики, культуры и замкнуться на своем творчестве? Что тогда может натворить художник, оторванный от жизни своего народа, не знающий, не чувствующий его бед? В нашей жизни все взаимопроникаемо и взаимосвязано. Только врагу народа придет в голову указывать “свое место” ученому, военному, художнику…»

Клыков стоял на том, что единственной законной властью, Богом данной, является самодержавие. В самое напряженное для Руси время государь всегда призывался главным народным собранием – Земским Собором, во главе которого, естественно, стояли представители того же самого народа. По правде, по традиции, по закону, кроме Собора никто и никогда не имел исторического права решать эту проблему. Клыков был реалистом и в одном из своих интервью – 1997 года – говорил: «При сегодняшней политической обстановке мы не можем собрать Всероссийский Земский Собор, но посредством земского движения мы можем проверить обстановку в регионах, провести региональные земские собрания для того, чтобы поднять сознание людей до уровня правильного понимания этой проблемы. Необходимо, чтобы народ осознал свои исторические законные права, а уж потом будем говорить о главном решении судьбы и устройства нашей жизни – о самодержавном правлении в России как исторической правде, а значит, необходимости. Эти права исконные, тысячелетние». Клыковым, возглавлявшим земское движение, было проведено первое монархическое совещание в Белгороде, а также Донской, Крымский, Курский и Невский региональные земские соборы.

Еще до канонизации царской семьи Русской Православной Церковью в Отечестве Клыков приложил все свои возможности к тому, чтобы возвеличить в общественном сознании через искусство имя последнего русского царя – государя императора Николая II. Так, к 100-летию коронации Николая II, после проведения конференции «Романовы и российская государственность» в Ипатьевском монастыре в Костроме, которая тогда принимала Дни славянской письменности и культуры, после молебна отправился крестный ход с хоругвями и иконами в Подмосковье. Здесь, в селе Тайнинском, 27 мая состоялось открытие памятника Николаю II. Дважды в Тайнинском бывал император – в 1893 и 1896 годах, перед коронацией, по пути в Троице-Сергиеву лавру. Потом памятник был взорван и был восстановлен…

В.М. Клыков остро чувствовал то, что нужно для спасения нашего Отечества. Спасти плодородные земли, спасти крестьянство. Разрушение крестьянской жизни есть разрушение страны – это хорошо понимал Клыков, родившийся и выросший в небольшом селе, затерявшемся на просторах курской земли.

Земля умирает молча, а вместе с ней и весь живой мир. Поэтому В.М. Клыкову принадлежит идея регулярного проведения широких народных собраний, на которых в едином ключе должны решаться задачи охраны природы, развития и укрепления русского Черноземья. Под руководством В.М. Клыкова прошли первые две научно-практические конференции в Курске (1992) и на Прохоровском поле (2000). Эти конференции продолжаются и сейчас. Благодаря огромной работе было принято законодательство об охране окружающей среды, которым русский чернозем был признан национальным достоянием.

Но В.М. Клыков всегда прекрасно понимал, что земля – это категория не только экономическая, но и нравственная. Две фигуры традиционно возвеличены в народном сознании – пахарь и воин. Пахарь – хозяин на своей земле, и всегда осуждался перекупщик, торговец землей. Земля принадлежит одному Богу, а хранителем ее должен быть крестьянин. Клыков любил народное искусство, народное пение: ежегодное проведение музыкальных фестивалей имени Надежды Плевицкой на ее родине в селе Винниково, которые были начинанием Клыкова, тоже продолжают свою жизнь.


Дело В.М. Клыкова продолжает служить России и после его земной жизни. Некоторые неосуществленные им проекты были реализованы Международным фондом славянской письменности и культуры совместно с мастерской художника. В 2007 году был установлен в Москве памятник братьям Лихудам, основателям Славяно-греко-латинской академии.

В 2008 году на Прохоровском поле встали бюсты князю Дмитрию Донскому, генерал-фельдмаршалу Михаилу Кутузову и маршалу Георгию Жукову, символизирующие связь трех ратных полей России, а в 2009 году установлен в г. Серпухове Московской области памятник Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, сыгравшему важную роль в Куликовской битве. Эти два проекта были исполнены в натуральную величину старшим сыном художника Андреем Клыковым.

В 2010 году установлен памятник великой княгине Елизавете Федоровне в с. Усово Московской области у церкви Спаса Нерукотворного образа.

Есть и проекты, которые еще ждут своего часа на полках мастерской…