Все о татьяне снежиной читать. Татьяна Снежина - Душа как скрипка. Биография, стихи, воспоминания. огромное количество песен

Жизнь Татьяны Снежиной, поэтессы,
композитора, автора и исполнителя
своих песен, трагически оборвалась
в самый расцвет ее таланта.
Творчество этой одаренной, прекрасной
девушки получило признание после ее
гибели...

"Я жду тебя, Счастье! Я жду во сне,
когда ночь тихонько опускает вуаль на
мои ресницы, когда холодные сияющие
звезды уносят меня в просторы
Вселенной. Я жду тебя, когда
вступает в права суетный день,
затягивающий меня в круговорот
забот, дел и проблем, и даже под
тяжестью неразрешимости я ждуи жду
тебя, Счастье!

Я ищу тебя, Счастье! Ищу тебя
повсюду, даже там, где, казалось
бы, бессмысленно искать. И все
же ищу, перебирая возможное и
невозможное.

Я надеюсь на тебя, Счастье! Надеюсь, когда все потеряно, когда нечего вернуть, когда
уже нет места надежде, я надеюсь, что не забыта тобою, Счастье, и что ты различишь
меня в лабиринте судеб и надежд. Но может быть, в этом и есть сущность твоя, чтобы
искать, ждать и надеяться, о Счастье?!"

Мне не станет больнее
Мне, наверно, не станет больнее,


Мне не станет труднее, не станет,
Не отправлюсь я вслед за тобой.
Может, сердце болеть перестанет,
Когда ты ему дашь вновь покой.

Я не буду, конечно, не буду,
Горько плакать и слезы скрывать.
Я забуду, мгновенно забуду,
И не буду тебя вспоминать.

То, что было, прошло и уплыло.
Ничего не исправишь теперь.
Я остыла, теперь я остыла.
И забудь, как стучать в эту дверь.

Было больно так жить в ожиданьи
Редких встреч и столь частых разлук.
Было больно бежать на свиданье,
Чтоб почувствовать холодность рук.

И теперь мне не станет больнее,
Если ты, дверью хлопнув, уйдешь.
Может, даже вздохну с облегченьем,
Только ты это вряд ли поймешь.
1990 год, Москва

Если я умру раньше времени
Если я умру раньше времени,
Вы отдайте меня белым лебедям,
Между перьев их крыл я запутаюсь
И умчусь вместе с ними в мечту свою.

И не надо священника в дом мой звать,
Да и в церкви не надо меня отпевать.
Пусть меня отпоют ветры вольные,
Отпоют мою душу обездоленную.

Ну а тело мое опустевшее
Забросайте землей отсыревшею,
Да поставьте ему, некрещеному,
Крест, чтоб Богом была я прощенная.

На могилку мою не кладите цветов,
Пусть она зарастет буйною травой.
Пусть весной незабудки распустятся,
Да зима белым снегом опустится.

Если я умру раньше времени,
Пусть меня унесут белы лебеди,
Далеко, далеко в край неведомый,
Высоко, высоко в небо светлое...
29 сентября 1991 года, Москва

"Звезды... Как часто мы смотрим в ночное небо! Как возрождается, излечивается наша душа, наполняясь звездным сиянием, идущим из далекого ночного неба...
Звезды... Звезды - это счастливые мгновения, которые, отслужив свое на Земле, возвысились в небо и остались там, чтобы вечно напоминать о себе по ночам, когда люди освобождаются ото всего, могут поднять головы и устремить свои взоры туда, где светит их ушедшее когда-то счастье. Но иногда звезды покидают небо и вновь спускаются на Землю, чтобы озарить счастьем своего избранника. Наверное, поэтому мы так часто с тоской смотрим в глубине ночи на звезды, боясь пропустить свою счастливую звезду. И даже если не находим ее, то все равно звездный свет, подобно целебному бальзаму, смазывает наши душевные раны, сглаживает рубцы на сердце и очищает нас от земной суеты."

(Из повести "Дождь", 1990 год, Москва)

Звезда моя
Звезда моя, ты не сияй в печали,
Не обнажай души моей при всех,
К чему всем знать, что нас с тобой венчали
И райский ад и непорочный грех.

Зачем теперь ты светишь бесполезно
На боль мою, сломавшую мне грудь?
Мы встретимся с тобой у края бездны,
Я прилечу к тебе когда-нибудь...

Ты знаешь все - то много или мало,
Была со мной ты в каждый миг земной,
Ты в счастье мне так ласково сияла
И плакала в тоске ночей со мной.

Мы прятали за светом дня пороки
И падали бессильно в ночь страстей.
Звезда моя, мы слишком одиноки
В потоке лет и беспросветных дней.

Штыками лжи изранена в сраженьи,
Душой скитаясь в глубине веков,
Я не смогла признаться в пораженьи,
И исповедь не снимет всех оков.

И вот теперь твой свет, как откровенье,
Из чистоты не плачущих небес
Зовет меня к спасению забвеньем...
Звезда моя, ты Ангел или Бес?..
Весна 1994 года, Новосибирск

"Когда ночь опускает свой тяжелый шелковый занавес на театральную сцену дня, начинается совсем другая - тихая, у каждого своя, закулисная жизнь.
Настает очередной антракт в спектакле. Мы уходим за кулисы, чтобы подправить грим, немного отвлечься от своей роли и попросить еще раз "Главного Режиссера" дать распоряжение, в конце концов, сменить декорации, которые уже совсем некстати и только мешают актерам видеть друг друга.
Я тоже ухожу за кулисы, чтобы в темноте на ощупь, вслепую найти тебя, мой Нежный Ночной Мираж. Я нахожу тебя, моя Песня, пестую, как дитя, и отпускаю навстречу утренней звезде: "До встречи в следующей сцене спектакля, но пока в тех же декорациях..."

4 сентября 1993 года, Новосибирск

Позови меня с собой
Снова от меня ветер злых перемен
Тебя уносит,
Не оставив мне даже тени взамен,
И он не спросит,
Может быть, хочу улететь я с тобой
Желтой осенней листвой,
Птицей за синей мечтой.

Позови меня с собой,
Я пройду сквозь злые ночи,
Я отправлюсь за тобой,
Что бы путь мне ни пророчил.
Я приду туда, где ты
Нарисуешь в небе солнце,
Где разбитые мечты
Обретают снова силу высоты.

Сколько я искала тебя сквозь года
В толпе прохожих.
Думала, ты будешь со мной навсегда,
Но ты уходишь.
Ты теперь в толпе не узнаешь меня,
Только, как прежде, любя,
Я отпускаю тебя.

Позови меня с собой,
Я пройду сквозь злые ночи,
Я отправлюсь за тобой,
Что бы путь мне ни пророчил.
Я приду туда, где ты
Нарисуешь в небе солнце,
Где разбитые мечты
Обретают снова силу высоты.

Каждый раз, как только спускается ночь
На спящий город,
Я бегу из дома бессонного прочь
В тоску и холод.
Я ищу среди снов безликих тебя,
Но в двери нового дня
Я вновь иду без тебя.

Позови меня с собой,
Я пройду сквозь злые ночи,
Я отправлюсь за тобой,
Что бы путь мне ни пророчил.
Я приду туда, где ты
Нарисуешь в небе солнце,
Где разбитые мечты
Обретают снова силу высоты.
13 марта 1994 года, Новосибирск

Музыкант
Скрипучей старой телегой устало
Сползала ночь на застывший закат...
И там, где света полоска осталась,
Словно призрак возник музыкант.

Он был послан мне светом далеким,
Сочетаньем таинственным звезд,
Тихим голосом пел невысоким
Мне о том, что меня дальше ждет.

Музыкант до рассвета
Пел мне песенку эту.
Я забыла беды свои.
Что найду, я не знала,
И уже не искала
Я к дороге обратной следы.

В телеге ночи мы ехали рядом,
Упряжку звезд погоняли ветра,
Я согрета была нежным взглядом
И мелодией снов до утра.

И накинув пиджак мне на плечи,
Этот призрак мне тихо сказал:
"Спой со мной и тебе станет легче,
Я себя только песней спасал".

Музыкант до рассвета
Пел мне песенку эту.
Я забыла беды свои.
Что найду, я не знала,
И уже не искала
Я к дороге обратной следы.

Музыкант был судьбы воплощеньем,
Зыбкой жизни моей силуэт.
Он был послан ко мне как спасенье,
Словно рифме забытой поэт.

Он меня воскресил из забвенья.
Он мне душу вернул и любовь.
Музыкант стал моим вдохновением,
И я знаю, что с ним встречусь вновь.

Музыкант до рассвета
Пел мне песенку эту.
Я забыла беды свои.
Что найду, я не знала,
И уже не искала
Я к дороге обратной следы.
1994 год

"Тот, кто любил по-настоящему, поймет, что так бывает. В настоящей любви всегда встречаются чудеса, которые понятны только влюбленным, которые видны только добрым и верящим в них людям. Чудеса встречаются в любви на каждом шагу. Надо только заметить их и не пройти мимо. Когда ждут любовь долго и загадывают ее на двенадцатый удар курантов под Новый Год, мало того, сами прилагают все усилия для ее приближения, тогда любовь сама тянется к таким людям и одаривает их счастьем. И если ты поверишь в это, в чудеса, в настоящую любовь, покоряющую века, то такая любовь, сильная и вечная, придет и к тебе."

Ты меня забыть не сможешь
Ты меня забыть не сможешь,
Я останусь тенью рядом,
Ты устало руки сложишь,
В пустоте блуждая взглядом.

Все останется как прежде,
Только нет меня с тобою,
Будешь ты таким же нежным,
Но вот только с пустотою.

И забыть меня не в силах -
Образ мой всегда с тобою,
В буднях серых и унылых
Тихий голос за спиною.

Теплых рук моих касанье
Сохранили твои плечи,
Наших памятей венчанье
Совершат немые свечи.

Ты меня забыть не сможешь,
Я останусь тенью рядом.
Ты обреченно руки сложишь,
В пустоте блуждая взглядом.

Так будет еще не однажды,
Тени встречаются дважды -
В свете сего дня роскошного
И завтра - в сумраке прошлого.
26 декабря 1993 года, Новосибирск

"У меня с некоторого момента в душе что-то переключилось. Я стала смотреть на чужое горе как бы с другой стороны - не с внешней, а с внутренней. Нужно постараться заглянуть в душу человека, особенно старого. Не считать его разговоры за нелепость и сумасбродство, как это часто бывает, а дать человеку возможность открыть тебе душу, выложить все, что наболело. Ведь иногда душе некому довериться, и надо суметь помочь ей..."
(Из рассказа "С новым счастьем")

Мы в этой жизни только гости
А душа улетит
И все забудется.
Ну, а Бог ей все простит.
Была б душа легка...



Кто раньше, кто поздней.
Всё поначалу было просто.
Чем дальше, тем трудней, и жизнь летит быстрей,
И мы бежим за ней.

Как свеча горяча,
Стекает струйкой воска
Тихо жизнь твоя,
И нет пути назад.
Никогда не клянись,
Не обещай, что проживёшь,
Как надо жизнь.
Взгляни судьбе в глаза.

Мы в жизнь приходим по закону
Всевластвующей судьбы, на смену тем, кто был,
И тем, кто не успел.
Всё будет, как угодно Богу.
И может, я спою все то, что до меня
Ушедший не допел.

Два пути не пройти.
И от судьбы, как ни старайся,
Не уйти.
И жизнь возьмёт свое.

А назад не смотри,
Не вспоминай свои ошибки
На пути, иди
И всё пройдёт.

Нам в жизни так бывает больно,
Израненной душой стремимся к небесам.
И можно быть судьбой довольным,
Но так и не понять, что есть ты на земле.
Отдавшись в небеса.

А душа улетит
И всё забудет.
Ну, а Бог ей всё простит,
Была б душа легка.
Просто так надо жить,
Чтоб неустанно радость и любовь дарить
Всем тем, кто здесь в гостях.

Мы в этой жизни только гости.
Немного погостим и станем уходить,
Кто раньше, кто поздней...
22 февраля 1993 год, Новосибирск

Мы узнали о ней лишь после ее трагической гибели в 1995 году. Лишь тогда, когда примадонна отечественной эстрады, ушедшая вроде бы на почетную музыкальную пенсию, вернулась. Бог знает, стало бы это возвращение триумфальным, если бы не общепризнанный хит: песня на стихи Татьяны Снежиной - "Позови меня с собой".

"Жизнь моя - память в душах ваших тепло нашедшая" - Татьяна Снежина

Узнать о Татьяне Снежиной можно на сайте, посвященном ее жизни и творчеству.

Татьяна Снежина. Душа как скрипка. Биография, стихи, воспоминания

ПРЕДИСЛОВИЕ

Посвящается моей семье

О Татьяне Снежиной написано уже немало. Есть что-то вроде биографий, есть статьи о ее творчестве. Но написано все это, на мой взгляд, в стиле - «констатация фактов»: родилась, жила, любила, была любима, писала песни, стихи, картины, пела и… погибла. Иногда вместе с рассказом о тех или иных событиях в ее жизни высказывались предположения и давались оценки: была талантлива, на грани мистики предчувствовала свою смерть… Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю: что-то осталось недосказанным, что-то очень личное и потому важное. Кажется, для того чтобы понять эту девушку, понять как складывалась ее судьба, как формировалась душа, где источник ее таланта мало одних лишь умозрительных предположений, надо просто попытаться увидеть жизнь ее глазами. После себя Татьяна оставила множество картин, рисунков, музыкальных произведений, стихов, набросков, в том числе в прозе, короткую, на двух страничках, автобиографию, несколько первых интервью. Куда же более, чтоб представить себе ее короткую жизнь, представить, как она видела эту жизнь? Но меня долгие годы не оставляла мысль о том, что нечто неуловимое, может потаенное, то что мы храним в самой глубине души, что хранила, наверное, и она, все равно ускользает от нашего внимания.

В этом сборнике я попытался в коротких новеллах отразить мир, в котором жила наша семья, его оттенки, детали, ощущения, наши чувства, которые менялись по мере того как мы росли и как менялся мир вокруг нас. Показать все это глазами брата, от тех мгновений, когда счастливыми глазами семилетнего мальчика, я впервые смотрел на это «чудо» - родившуюся сестренку, до тех минут, когда я, мужчина, которому выпало на веку хоронить любимую сестру, видел Татьяну в последний раз.

Татьяна Снежина оставила после себя много стихов, песен и набросков прозы. Я объединил эти наброски в этом сборнике, т. к. они, на мой взгляд, являются неотъемлемой частью ее истории, а некоторые из описанных событий, наверное, происходили или с ней, или со мной, или с ее друзьями или… были отражением мира, созданного ее фантазией… Но это лишь мысли вслух. Ответ знала только Татьяна.

Вадим Печенкин Апрель 2010 г.

АВТОБИОГРАФИЯ

Самые дорогие воспоминания любого человека - воспоминания о своем детстве, отце, маме, о том беззаботно-радостном восприятии мира, которое никогда уже не повторится.

Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприемника около детской кроватки и мамина колыбельная. Мне не исполнилось и полугода, когда судьба перебросила меня из теплого, плодородного края на суровую землю Камчатки. Первозданная красота Природы… Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана. И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск березовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена.

Наше старое пианино… Я иногда смотрю на него, и мне кажется, что оно все эти годы было членом семьи, радовалось и печалилось, болело и выздоравливало вместе со мной. Я еще не умела говорить, но, своими детскими пальчиками ударяя по клавишам, пыталась показать окружающему миру свои чувства и мысли.

Потом, года в три-четыре, первые «эстрадные» выступления. Мамина косметика, мамина юбка и что-нибудь из репертуара 70-х. Помните: «Ах Арлекино, Арлекино…» или еще лучше - «Очи черные…». И, конечно, бурные аплодисменты гостей и родителей, влюбленных в свое чадо. Под занавес «концертов» - первые детские стишки. Одним словом - Детство.

Потом школа и новый переезд, на этот раз в Москву. И первое осознанное потрясение в жизни - потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-шаловливым детским строфам про «червячков и букашек» в голову вместе с ночными слезами по первой любви, «который там, далеко, в краю далеком и суровом», стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки. Их нельзя было назвать еще стихами, скорее, теми зернами, которым суждено прорасти позже. А почву питали томики Цветаевой, Пастернака, Гейне, подсунутые незаметно заботливой рукой старшего брата, который все видел и понимал.

Чужие стихи, чужие песни, подружка Лена, вечера, переходящие в ночь у пианино, это все на людях, а ночью тайком свое - в тетрадку, плохое, но свое. А позже первый слушатель - мама, самый близкий мне человек, и ее слезы, слезы радости и грусти. Только тогда я поняла, что то, что я долгие годы вынашивала и таила, способно вызвать чувства не только у меня. И постепенно круг людей, которым я стала доверять, говорить о самом сокровенном, личном, стал шириться. Но это было позднее, когда я поступила во 2-й Московский мединститут. Не знаю, можно ли было уже тогда говорить о творчестве, не мне судить, но я этим жила, я просто восполняла внутреннее одиночество, жажду чего-то прекрасного и… несбыточного, и это нравилось людям. Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно, кто-то из них незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж, первая радость творческого удовлетворения. Сразу даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще. Постепенно стихала старая боль, появились новые друзья, короче, не было границ счастью и беззаботности…

И тут ЕГО смерть. Смерть великого Человека и Поэта - смерть Игоря Талькова… и сны, сны о нем. Сколько еще не написано, сколько не спето. Почему столь нужные России люди уходят рано - Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков? Сны снились вещие, тяжелые. Потрясение, снова душевный вакуум. Не могла ходить, думать, писать. Оставались друзья… И новый удар судьбы, которая, не считаясь ни с чем, бросает меня опять за тысячи километров от дома, друзей, моей жизни - в Сибирь, в город на Оби - Новосибирск. Тоска по всему, что я потеряла, как когда-то, вновь тоска, не оставлявшая меня ни днем, ни ночью. И стали рождаться песни, на этот раз я могу сказать уверенно - именно песни, иногда по две-три за ночь. А за окном все тот же снег, может, поэтому я Снежина - снег, холод, пустота. И звонки из прошлого, издалека, из Москвы, от друзей, от брата: «Мы с тобой. Запиши что-нибудь новое и вышли». Если бы не они… И кассеты, которые я уже записывала сама в домашней студии, летели в столицу. Одна из них, по воле все той же судьбы, случайно отклонилась от назначенного маршрута и попала на Таганку в студию «КиС-С». Через день звонок: «Готовы работать». Через два часа я уже в промерзшем аэропорту Новосибирска, еще через пять - спускаюсь по темным ступенькам в святая святых моего 94-го года, в студию, - я шла навстречу моей мечте. Мечта, впрочем, меня быстро окатила ушатом воды, словами моего первого аранжировщика Александра Савельева: «Работать и работать… но что-то в этом есть». Я вдруг услышала, как мне тогда показалось, божественные звуки таинственной мелодии, которые через пару секунд оказались всего лишь талантливой аранжировкой моей песни школьных лет «Роза».

Её песен и стихов мы никогда больше не услышим вживую, потому как её уже нет.
Пусть я жила без времени,
Пусть я жила неправедно.
Вы лишь теперь простите мне
И всё поймите правильно.

Т. Снежина
(«Пусть я жила без времени»)
В автобиографии Татьяна напишет: «Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприёмника около детской кроватки и мамина колыбельная». Как много должно было случиться, чтобы родились такие строки:

***
Мы не знали, что кого ждёт.
Не понимали, к чему нас жизнь ведёт.
Дальние дали теперь уж позади,
А мы и не узнали, что было впереди.
(«В конце пути»)

Не случайно сейчас я так сблизила младенчество Тани и её стихотворение «В конце пути». Жизнь – мгновение, особенно, когда она так коротка, как жизнь Татьяны.
Татьяну внешняя сторона жизни не прельщала, не являлась самоцелью. Главное для неё было – писать песни и петь их для людей, пробуждая давно забытые чувства:

***
И пусть будет так – мгновенье или вечность,
И будет всю жизнь в небе ночью звезда,
Я верю, что мы улетим в бесконечность,
Друг друга, любя сквозь миры и года.
(«Где ты? Кто ты?»)

Когда уходит из жизни талант, уходят из мира Душа и его Творчество. Но, тем не менее, как это часто случается, особенно в России, после смерти поэта острее становится восприятие его лирики, глубже понимание его прозрений, его жизненной Философии. Так случилось и с Татьяной и её Творчеством.

Фактически впервые официально её песни увидели свет на сороковой день после её гибели. В Москве был издан первый магнитоальбом «Вспомни со мной» с двадцатью песнями Т. Снежиной. Тогда же выходят первый документальный фильм о Т. Снежиной «Они были молоды».
На краю жизни Татьяна повстречала свою настоящую любовь – Сергея Бугаева. Их свадьба была назначена на 13 сентября, а 21 августа 1995 года на 196 километре Черепановской трассы Барнаул – Новосибирск микроавтобус «нисан» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате этого дорожно-транспортного погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса:

***
Музыкант был создан воплощеньем
Зыбкой жизни моей силуэт!
Он был послан ко мне как спасенье,
Словно рифме забытой поэт.
(«Музыкант»)

Не о Сергее ли эти строчки? Не о мистическом ли предчувствии появления его в жизни Т. Снежиной? Можно только догадываться и предполагать.
Татьяна была наполнена светом, её вера в добро безгранична:

***
Вот секунда прошла, как столетье,
И звезда, улыбаясь, погасла.
Нету больше звезды, но заметьте,
Что Земля её светом прекрасна.
(«Сказка»)

Как и любую творческую личность, Татьяну мучили своей невыразимостью муки творчества:
***
Душе порою трудно так излиться
И выплеснуть всё, что накопилось в ней.
И бесполезно в этот миг молиться,
Чтобы вернуть мгновенье светлых дней.
(«Душа – как скрипка»)
Как близка становится Таня, какою родною предстаёт перед нами, когда делится с нами своими чувствами в стихотворении «Ушли навсегда те минуты».

***
Ушли навсегда те минуты,
Когда я кричала со зла,
И жаль, что уже не вернуть их,
Чтоб скрасить, хоть каплей добра.

И что-то навечно ушло,
И стали другими лица,
И стало слабее крыло,
И жизнь моя не повторится.

Исчезнут навечно с Земли
Улыбка моя и походка,
Застрянет на ранней мели
Моя незаметная лодка.

И станет кому-то легко,
И станут шаги чьи-то шире.
А кто-то слезинку платком
Смахнёт за меня в этом мире.

Укроются пыльной вуалью
Тетради мои со стихами….
5.04.92г.

Пятнадцать лет назад написано это стихотворение для того, чтобы через 15 лет дойти до меня, и не просто дойти, а вдохновить на эту работу о светлой лирике Татьяны Снежиной. Как много точек соприкосновения наших душ я открыла для себя, как близка, мне Танечка стала:
***
Сюда я уже не вернусь,
Останется всё, как было, -
Книги вразброс, и грусть
В глаза попадёт, как мыло…

Я слишком уже далеко,
Чтоб руку пожать на прощанье.
И мне не понятно легко
Расплавиться в этом молчаньи.

(«Сюда я уже не вернусь»)
Одни только книги «вразброс», которые в моей квартире везде: на полу, на окне, в шкафах…сблизили нас, и думаю навсегда:
***
Друг не сможет обмануть,
Не навеет грусть.
Друг поможет выбрать путь
На любом распутье.
(«Друг»)

Дружеское отношение Татьяны к миру проявляет себя этими строчками. Дружеское отношение ко мне, неизвестной для поэтессы, читательницы. Неоспоримо, она жива, такая Душа не может бесследно исчезнуть – она – жива, она – рядом.
Вот как вспоминает Алла Пугачёва исполнение песни «Позови меня с собой»:
«Когда я подошла к микрофону… я не знаю, что вдруг со мною случилось, но возникло ощущение, что это не я пою. Кто-то поёт моим голосом! Хотите – верьте, хотите – нет». Я верю Алле Борисовне, верю:

***
Надо мною в тихой мгле
Вьётся сладкий сон,
И звучит в тишине
Лунный саксофон.

Лунный саксофон –
Это только сон…
(«Лунный саксофон»)
Надеюсь, наша встреча с Татьяной не сон. Хотя умом я понимаю, что её нет, а душа твердит – «здесь, в её стихах, открой книгу, прочти, и ты – с ней».
Разве кто-нибудь из нас, хотя бы раз в жизни, не задавал себе такие вопросы: Зачем эта жизнь нам дана? Чего она стоит такая жизнь? Вот и перед Татьяной вставали такие вопросы:

***
Скажи, что стоит жизнь моя?
Рисунков пару черно-белых,
Да несколько стихов незрелых?
Ответь мне правду, не тая.
(«Что стоит жизнь моя?»)

Не всегда всё светло и хорошо получается в жизни, были такие минуты и у Татьяны. Здесь особо хочется отметить, что некоторые психотерапевты и психологи, например, Валерий Синельников и Луиза Хэй, утверждают, что мысли строят наше будущее. Я всё чаще и чаще нахожу подтверждение этим высказываниям:

***
Тот, кто жизни построил фундамент,
Не учёл, что будет всё не так –
Не горит со стихами пергамент,
И не греет огонь на холстах.

Получив от судьбы по заслугам,
Я от мира хотела уйти,
Только Божьи Архангелы туго
Завязали узлом все пути.

Жизнь меня одарила ненастьем,
Неудачи кругом – там и тут!
Полоснуть бы ножом по запястью,
Так опять же уйти не дадут.
(«Тот, кто жизни построил фундамент»)

Дали… как утверждает доктор Синельников: «Вселенная шуток не понимает». Таня хотела уйти, Вселенная забрала её, но забрала в зените её счастья. Справедливо это, или несправедливо, спорить не будем. Слишком много стихов Татьяны Снежиной посвящены её раннему уходу. Некоторые из них мы уже рассмотрели с Вами. Может, в этом разгадка многих и многих злосчастий, которые приключаются с нами, может, наши несчастья нами же и приглашены бывают?
И, тем не менее, считаю, что лирика Татьяны Снежиной – светлая и… печальная, печаль нисколько не оттеняет её, а, наоборот, придаёт ей такое высокое, нежное звучание, такое неповторимое, как всё, что связано с именем Т. Снежиной и её творчеством:
Надежда

Безымянная моя
Неразлучная с душой,
Одинокая моя,
Ты всегда, всегда со мной.

И когда меня не станет,
Мир весь для меня растает,
Только ты, моя Надежда,
В эту землю не уйдёшь,
Ты пойдёшь по белу свету…
9.12.92г.

И пока жива Надежда Т. Снежиной, будет жить и её обаяние, её Живая Душа живого поэтического Слова. И закончить хочется опять же словами Аллы Пугачёвой, обращёнными к молодым женщинам: «Берегите себя, думайте о хорошем».
Елена Зайцева
(13.04.07)

Судьба и лирика Татьяны Снежиной.

(Литературно- музыкальный вечер памяти Т.Снежиной)

«Колыбельная» Т. Снежина

Вед: В погожий день украинской весны 14 мая 1972 года в г. Луганске в семье старшего лейтенанта советской армии Валерия Печенкина и его жены, технолога местного завода Татьяны, родился второй ребёнок- девочка и назвали её Таней. Так на свет появилась талантливая поэтесса и композитор, в последующем ставшая известной всем как Татьяна Снежина.

(мелодия)

Вед: Офицерская судьба непростая и зачастую не считается со сложностями жизни. В тот же год 26 июля отца Татьяны командируют служить на суровые земли Камчатки. Спустя месяц его верная супруга, собрав немудреные пожитки семьи военных, держа в одной рукой семилетнего сына Вадима, другой прижимая к груди трёхмесячную дочку, вылетела вслед за мужем.

Вед: Первой дорогой покупкой на новом месте стал подарок любимой жене пианино. Тихие вечера наполнились божественными мелодиями Шопена и Бетховена. Сама Татьяна вспоминала о том, что ё музыкальное восприятия мира формировали « Завывание пурги за окном, треск берёзовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии». Первые уроки музыки Татьяна получила от мамы ещё в совсем детском возрасте, годика в три. Позже, в четыре года, Татьяна начинает проявлять задатки актёрского мастерства, устраивая различного рода домашние представления для родных. Тогда же появляются первые собственные « Стишки»

Окинуло взором туманным

Утро осеннюю тишь,

Солнечный зайчик обманный

Сверкнул вдруг на инее крыш.

Вед: Позже Таня поступает и успешно учится в музыкальной и среднеобразовательной школах. Почти каждый день дом наполнен дружными соседями, школьными подругами, прибегающими к ней после уроков попеть песни и поесть пирожков её мамы.

(песня Песня не улетай лето )

Вед: Хорошие годы…жизнь постепенно вошла в свою колею, появились друзья, вокруг красота дикой природы, уют и особая атмосфера приморского города. И … семья вместо предусмотренных службой трёх лет остаётся на Камчатке на целых девять. Однажды летом 1981 года, улетев после второго класса на каникулы к бабушке на Украину, Татьяна уже не смогла вернуться на Камчатку- отца вновь откомандировали, на этот раз в Москву.

(песня « Туман над городом туман»)

Вед: Потеря друзей, тоска по родному дому, удивительному и прекрасному камчатскому краю рождаются первые лирические наброски в её тетрадях. В поисках сопереживания Татьяна увлеклась чтением поэзии. Особенно её привлекают произведения Цветаевой, Пастернака, Гейне. Постепенно её наброски начинают обретать уверенные стихотворные формы. Всё больше и больше времени она проводит у пианино. Стихи ложатся на музыку, иногда музыка рождает поэзию…

(песня « Мы в этой жизни только гости»)

Вед: Тогда же в ней обнаруживается талант художника. Первая любовь. Новые друзья, красота природы- вот основные мотивы её творчества в школьные годы.

Как плачет соловей,

Как только дождь пройдёт.

И ворон, спрыгнувший с ветвей,

Кружит день напролёт.

Всё это странно происходит

На протяженьи сотен лет.

Любовь весною к нам приходит,

Чтобы зажечь огонь в душе твоей.

Как дождь обрушился на землю,

Внезапно так любовь пришла.

И как туман опутал небо,

Мне помутила разум мгла.

Вдруг мне сказали: «Тебе я нравлюсь»,

И вот так быстро сон прошёл.

С подругой в классе я осталась,

А ты из школы в жизнь ушёл. (май 1987)

(песня Было время )

Вед: В 1989 году Татьяна поступает во Второй медицинский институт. Именно в этот период у Татьяны появляется первая публика. Любительские записи её песен, сделанные на магнитофоне, начинают расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. (песня Спроси меня)

Частыми становятся « творческие» вечера с друзьями у пианино. В лирике Татьяны в этот период появляется много весёлых и шуточных песен и стихов.

(песня Праздник лжи)

Как здорово что есть весна,

Вопящие на крышах кошки!

Как хорошо, что мир сполна

Весной врывается в окошки!

Как сладок тёплый ветерок,

С собой несущий пробужденье!

Ему, поддавшись, двадцать строк

Рука напишет в наваждении.

Как трудно, что бывает ночь,

Пруд серебрится лунным светом.

В такую ночь уходят в прочь

Печаль и боль, и сон. И нету

Прекрасней места на Земле,

Прекрасней ночи и покоя,

И только я, торча в окне,

Сумела разглядеть такое. (Апрель 1990 г. Москва)

Вед: Но тут снова судьба вмешивается в её жизнь- в 1991 году отца переводят служить в Сибирь, в город Оби, Новосибирск.

Опять тоска… тоска по тому, что успела полюбить, к чему успела прирасти. Эти чувства дают новый толчок творчеству. Песни рождаются одна за другой… особенно ночью…когда никто не мешает, когда не нужно притворяться… иногда две- три за ночь. (песня Только б мне повезло )

Как я скучаю по дождю.

Ах, если б знал кто, Боже!

Как я Москву свою люблю,

Москву, что всей земли дороже.

В стране, где солнце постоянно,

Хочу идти, бежать туда,

Где есть та улица Солянка,

Туда, где дождь и суета.

Я не хочу туманов Лондона,

Там мы не встретимся с тобой.

Любовь моя столице отдана,

И счастье здесь найдёт любой.

Как я скучаю по дождю.

По той квартирке в центре города,

Которую я так люблю,

Вед: Убитое постоянными перевозками старое пианино помогает вспоминать, мечтать, творить…. Но только для себя. Отец, видя «мучения» дочери, делает дорогой подарок для военнослужащего тогда подарок - синтезатор « Электроника» и отдаёт свой магнитофон « Юпитер». Теперь её маленькая комната превратилась в предел её мечтаний- в « настоящую студию»!Одна за другой пишутся пленки. По просьбе друзей, родных они переписываются и переписываются, дарятся. Иногда просто отдаются. Никто до сих пор не знает точно, сколько песен было написано и просто отдано в чужие руки … безвозвратно.

(фон Город мой )

Вед: Круг почитателей ширится, кассеты расходятся по рукам. Одна из таких кассет в ноябре 1993 года попала в Москве в самодеятельную студию «КиС- С». Почувствовал потенциал её творчества, работники студии предложили обсудить варианты перепродажи этих произведений другим авторам и исполнителям. Но Татьяна приехав в Москву, категорически отказывается от предлагаемой сделки и предлагает альтернативный вариант - записать пару песен в её исполнении. Записали … не бесплатно… понравилось всем… Неизвестно, то ли желание заработать, то ли в вера в её талант, но студийцы убеждают Татьяну за её счёт, записать с ними музыкальный альбом, уверяя, что дальнейшую « раскрутку и реализацию, при их связях в Москве» они возьмут на себя. Мечта казалось такой близкой … Таня, заручившись поддержкой семьи, согласилась… С начала 1994 года началась работа над будущим альбомом. Татьяна даёт первые интервью по радио. Именно тогда она берёт себе псевдоним Снежина. В марте 1994 года дебют в Театре эстрады. Для неё это было все в первые – репетиции, записи в студии, работа с аранжировщиками… и все это в короткие приезды в Москву, в студенческие каникулы и на выходные.

(Песня Город мой )

Понимая, что опыта катастрофически не хватает,Татьяна старается петь, где только представиться возможность- на студенческих конкурсах, в ночных клубах, дискотеках. Самостоятельно занимается вокалом и хореографией. В одном солидном ресторане Новосибирска, прослушав Татьяну, сделали одолжение, разрешив «бесплатно» исполнять несколько раз в неделю эстрадные шлягеры для их посетителей. Исполненная однажды собственная песня, вызвала гром аплодисментов и … постепенно репертуар песен Снежиной почти полностью вытеснил традиционный. Ресторан стал переполняться в вечера её выступлений - публика «шла на неё».

(Песня Морячок )

Вед: В студии за год была записана 21 песня, которые она мечтала объединить в альбом под названием « Вспомни со мной». К тогда говорила Татьяна: « Это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слёз и моих радостей, из моей жизни». В начале февраля 1995 года- очередной приезд в Москву. Приезд за итоговым материалом. Приезд с сердцем, полным надежд на «друзей из студии», которых она полюбила и которые ей много обещали. Обещали…Можно долго писать про низкое качество итоговых записей, про несостоятельность их « прожекторов раскрутки», про требование дополнительных денег… Но для молодой девушки это было - просто предательство. Полная разочарований Татьяна вернулась в Новосибирск, перестала мечтать, перестала верить в справедливость, перестала творить.

Отрекись от меня злая судьба.

Отдохни без меня хоть чуть- чуть.

Дай спокойно пройти мой путь.

А хочешь- предай! Я за это прощу,

И за счастья сочту измену.

Ты меня обижала, но я не ропщу,

Я терплю и иду на арену.

Выхожу без ботфорт, без щита и кнута…

Эй, смотрите, какой поединок!

Становитесь за мной, в ком трепещет мечта,

Обещаю вам бой без запинок.

Раскаленное жало скользит под рукой,

Обжигая мне душу безбожно…

Я уже не могу быть покорной такой,

Жить, как прежде, уже невозможно.

Отрекись, отвернись, не преследуй меня,

За себя я уже не ручаюсь,

Не боюсь твоего хулигана- огня,

Об него я уже обжигалась…

Проиграли, и хватит, давай отдахнём,

Помолчим, чтоб утихли тревоги.

Мы рукой на прощанье друг другу махнём

И по разным пойдём дорогам.

Отрекись от меня, злая судьба,

Отдохни без меня хоть чуть – чуть.

Не держи, отпусти, обойдусь без тебя,

Дай спокойно пройти мой путь… («Монолог к судьбе» январь 1992г. Москва.)

Вед: Конец февраля 1995 года. Татьяна, пересилив разочарование, начинает поиск в Новосибирске нового творческого коллектива. В числе других аудиоматериал Татьяны Снежиной получает и прослушивает музыкальный продюсер и руководитель студии «М & L Art» Сергей Бугаев. Как он потом сам признался не раз в кругу друзей, кассета с её песнями незаметно перекочевала из стен студии к нему в автомобиль, и он несколько недель слушал Танины песни, слушал, забывая на миг, что это материал для работы.

(Песня Будь со мной )

В марте 1995 года от Сергея Бугаева Татьяне Снежиной поступило предложение о сотрудничестве… и через пару месяцев - дебют её новой песни, «Музыкант».Огромную популярность сразу приобрели « Музыкант» в исполнении Кристины Орбакайте, « Сон»-Татьяны Овсиенко, «Песня для тебя»-Михаила Шуфутинского, «Было время»-Льва Лещенко, «Дом на высокой горе» - Лолиты Милявской, « Что стоит жизнь моя «- Николая Трубоча и многие другие.

(песня « Музыкант» К. Орбакайте)

Вед: Студия была поражена её талантом Татьяны и приступает к подготовке записи ещё двух песен. Для них Снежина была находкой, ведь это удача- найти в одном лице и автора музыки, песен, и талантливого исполнителя. У Татьяны стала появляться своя аудитория. Победы на конкурсах, овации, телевизионные интервью и выступления, поклонники. Но Таня не поддавалась внешней стороне успеха. Она продолжала творить. Творила везде, где могла, писала стихи на салфетках в кафе, на билетах в транспорте.

(песня Трамвайчик) микшируется

Вед: Но опять жизнь не давала ей передышки - учёба в институте, занятие хореографией, уроки вокала, репетиции, записи… Казалось, что именно сейчас ей улыбнулась счастливая звезда- у неё была любимая работа, талантливый продюсер и друг, хороший творческий коллектив. Прослушав Татьянины домашние плёнки и окинув взглядом поэтические тетради, Бугаев как-то заметил: «Только с этим нам работы хватит лет на двадцать».

Планировалось уже в сентябре выпустить магнитоальбом, потом ряд клипов, к зиме за рубежом - лазерный диск. Но, очевидно помня о своём нелёгком пути к успеху, о тех трудностях, которые преодолевают молодые таланты, Татьяна вместе с Сергеем создают проект Благотворительного культурного фонда помощи молодым исполнителям. В дополнение ко всему в следующем году она готовилась стать врачом. Впереди было много целей и задач, и она бы с ними справилась…

Не жалею не о чём,

Всё, что было, утекло ручьём.

То, что будет - все само прейдёт,

За собою следом уведёт.

Если солнце, сделав круг,

Вновь вернётся, все согрев вокруг,

Значит, будет новый путь с утра,

Будет завтра лучше, чем вчера.

Если ветер в парусах,

Если небо синее в глазах,

Значит, твёрдым будет шаг в пути,

Значит, к счастью мы должны прийти.

Вед: И тут судьба сделала ещё один подарок Снежиной - Любовь. В мае Сергей признался Татьяне, что любит её, и вскоре сделал ей предложение выйти за него замуж. В июле она даёт согласие.

15 августа 1995 года радиостанция «Европа плюс» сообщит о предстоящей свадьбе Бугаева и Снежиной.

(песня Твой портрет )

Не забывая о творческих планах, они окунаются в приятные хлопоты. Уже куплены обручальные кольца и свадебное платье, подготовлены приглашения друзьям.

Грусть печальная, тоска бездонная,

Жизнь туманная, любовь бездомная.

Бездна сумрака с тусклым лучиком.

Пыль дорог и свет зари.

Коршун над горой парит.

Над избушкою дымок.

В лесу дремучем теремок.

Пусть широк - долёк лежит.

Грусть печальная, тоска бездонная-

Колечко обручальное виделось во сне.

Жизнь туманная, любовь бездомная-

Музыка венчальная плачет не по мне.

Белый свадебный наряд

Не к лицу мне, говорят.

Под венец пойду одна,

Вед: До венчания оставалось меньше месяца.

Телевидение рассказывало об этом событии и молодой талантливой певице Татьяне Снежиной. Настоящим потрясением для собравшихся на этой « тусовке» были неожиданно исполненные Татьяной, вместо эстрадных песен, два романса «Звезда моя» и « Если я умру раньше времени…»

Звезда моя, ты не сияй в печали,

Не обнажай души моей при всех,

К чему всем знать, что нас с тобой венчали

И райский ад, и непорочный грех.

Вед: Через три часа Сергей и Татьяна уедут, и последнее, что услышит публика из её уст, будут слова романса:

Если я умру раньше времени,

Пусть меня унесут белы лебеди

Далеко, далёко, в край неведомый,

Высоко, высоко, в небо светлое….

18 августа 1995 года в 17 часов они и их друзья отправились в предсвадебное путешествие в горы Алтая.

Вед: Последней из близких, кто видел их взаимное счастье, была мать Тани, когда из окна своего дома, она провожала взглядом маленький микроавтобус. Кто бы знал тогда, что он увозит их навсегда…

(фон. инструментальная)

За то, что мир изменить хотела,

За то, что гордо себя несла,

За то, что песни свои я пела,

Но только допеть не смогла.

За то, что зла не кому не желала,

За то, что радость дарить могла,

За то, что слёзы свои скрывала,

Я расплатилась с полна.

За то, что мстить не когда не хотела,

За то, что чистой дорогой шла,

И не на видеть совсем не умела,

Когда обида мне душу жгла.

За то, что дружбу ценить умела,

За то, что я так любить могла,

За то, что к солнцу взлететь хотела,

За это сломали мне оба крыла.

За то, что я так свободу любила,

За то, что счастья желала всем,

Что за врагов я Богу молилась,

За это проклял меня Эдем.

За то, что душу свою сохранила,

За то, что просто хотела жить-

За это жизнь меня невзлюбила,

Вед: «21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул- Новосибирск микроавтобус « Нисан» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате этого дорожно- транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса6 директор МЦК «ПИОНЕР» Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки «Мастер- веет» Игорь Головин, его супруга врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик».

(песня Нас больше нет )- микшируется

Вед: Так трагически ушла из жизни прекрасная двадцатитрёхлетняя девушка, талантливая поэтесса и композитор, Татьяна Снежина. За свою нелёгкую, но светлую жизнь она успела написать более 200 песен, большое количество стихов и произведений прозы.

Вед: Рукописи не горят. Всё, что было создано Татьяной Снежиной, останется с нами. Останутся её стихи, останутся её песни, останутся её искренность и доброта, останется её душа, светлая, как венчальное платье, ставшее в тот роковой день погребальным, и чистая, как российский снег.

Микшируется песня «Нас больше нет»

Подготовила:Бубликова Ю.А 2014г.

(по материалам книги «Не жалею ни о чём»)

Позови меня с собой

1. Снова от меня ветер злых перемен

Тебя уносит,

Не оставив мне даже тени взамен,

И он не спросит,

Может быть, хочу улететь я с тобой

Жёлтой осенней листвой, птицей за синей мечтой.

ПРИПЕВ: Позови меня с собой,

Я пройду сквозь злые ночи,

Я отправлюсь за тобой,

Что бы путь мне не пророчил.

Я приду туда, где ты

Нарисуешь в небе солнце,

Где разбитые мечты

Обретают снова силу высоты.

2. Сколько я искала тебя сквозь года

В толпе прохожих.

Думала, ты будешь со мной навсегда,

Но ты уходишь.

Ты теперь в толпе не узнаешь меня,

Только, как прежде, любя,

Я отпускаю тебя.

3. Каждый раз, как только спускается ночь

На спящий город,

Я бегу из дома бессонного прочь

В тоску и холод.

Я ищу среди снов безликих тебя,

Но в двери нового дня

Я вновь иду без тебя.

Судьба и лирика Татьяны Снежиной.

(Литературно- музыкальный вечер памяти Т.Снежиной)

«Колыбельная» Т. Снежина

Вед: В погожий день украинской весны 14 мая 1972 года в г. Луганске в семье старшего лейтенанта советской армии Валерия Печенкина и его жены, технолога местного завода Татьяны, родился второй ребёнок- девочка и назвали её Таней. Так на свет появилась талантливая поэтесса и композитор, в последующем ставшая известной всем как Татьяна Снежина.

(мелодия)

Вед: Офицерская судьба непростая и зачастую не считается со сложностями жизни. В тот же год 26 июля отца Татьяны командируют служить на суровые земли Камчатки. Спустя месяц его верная супруга, собрав немудреные пожитки семьи военных, держа в одной рукой семилетнего сына Вадима, другой прижимая к груди трёхмесячную дочку, вылетела вслед за мужем.

Вед: Первой дорогой покупкой на новом месте стал подарок любимой жене пианино. Тихие вечера наполнились божественными мелодиями Шопена и Бетховена. Сама Татьяна вспоминала о том, что ё музыкальное восприятия мира формировали « Завывание пурги за окном, треск берёзовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии». Первые уроки музыки Татьяна получила от мамы ещё в совсем детском возрасте, годика в три. Позже, в четыре года, Татьяна начинает проявлять задатки актёрского мастерства, устраивая различного рода домашние представления для родных. Тогда же появляются первые собственные « Стишки»

Окинуло взором туманным

Утро осеннюю тишь,

Солнечный зайчик обманный

Сверкнул вдруг на инее крыш.

Вед: Позже Таня поступает и успешно учится в музыкальной и среднеобразовательной школах. Почти каждый день дом наполнен дружными соседями, школьными подругами, прибегающими к ней после уроков попеть песни и поесть пирожков её мамы .

(песня Песня не улетай лето )

Вед: Хорошие годы…жизнь постепенно вошла в свою колею, появились друзья, вокруг красота дикой природы, уют и особая атмосфера приморского города. И … семья вместо предусмотренных службой трёх лет остаётся на Камчатке на целых девять. Однажды летом 1981 года, улетев после второго класса на каникулы к бабушке на Украину, Татьяна уже не смогла вернуться на Камчатку- отца вновь откомандировали, на этот раз в Москву.

(песня « Туман над городом туман»)

Вед: Потеря друзей, тоска по родному дому, удивительному и прекрасному камчатскому краю рождаются первые лирические наброски в её тетрадях. В поисках сопереживания Татьяна увлеклась чтением поэзии. Особенно её привлекают произведения Цветаевой, Пастернака, Гейне. Постепенно её наброски начинают обретать уверенные стихотворные формы. Всё больше и больше времени она проводит у пианино. Стихи ложатся на музыку, иногда музыка рождает поэзию…

(песня « Мы в этой жизни только гости»)

Вед: Тогда же в ней обнаруживается талант художника. Первая любовь. Новые друзья, красота природы- вот основные мотивы её творчества в школьные годы.

Как плачет соловей,

Как только дождь пройдёт.

И ворон, спрыгнувший с ветвей,

Кружит день напролёт.

Всё это странно происходит

На протяженьи сотен лет.

Любовь весною к нам приходит,

Чтобы зажечь огонь в душе твоей.

Как дождь обрушился на землю,

Внезапно так любовь пришла.

И как туман опутал небо,

Мне помутила разум мгла.

Вдруг мне сказали: «Тебе я нравлюсь»,

И вот так быстро сон прошёл.

С подругой в классе я осталась,

А ты из школы в жизнь ушёл. (май 1987)

( песня Было время )

Вед: В 1989 году Татьяна поступает во Второй медицинский институт. Именно в этот период у Татьяны появляется первая публика. Любительские записи её песен, сделанные на магнитофоне, начинают расходиться по знакомым, друзьям, родственникам . (песня Спроси меня)

Частыми становятся « творческие» вечера с друзьями у пианино. В лирике Татьяны в этот период появляется много весёлых и шуточных песен и стихов.

(песня Праздник лжи)

Как здорово что есть весна,

Вопящие на крышах кошки!

Как хорошо, что мир сполна

Весной врывается в окошки!

Как сладок тёплый ветерок,

С собой несущий пробужденье!

Ему, поддавшись, двадцать строк

Рука напишет в наваждении.

Как трудно, что бывает ночь,

Пруд серебрится лунным светом.

В такую ночь уходят в прочь

Печаль и боль, и сон. И нету

Прекрасней места на Земле,

Прекрасней ночи и покоя,

И только я, торча в окне,

Сумела разглядеть такое. (Апрель 1990 г. Москва)

Вед: Но тут снова судьба вмешивается в её жизнь- в 1991 году отца переводят служить в Сибирь, в город Оби, Новосибирск.

Опять тоска… тоска по тому, что успела полюбить, к чему успела прирасти. Эти чувства дают новый толчок творчеству. Песни рождаются одна за другой… особенно ночью…когда никто не мешает, когда не нужно притворяться… иногда две- три за ночь . (песня Только б мне повезло )

Как я скучаю по дождю.

Ах, если б знал кто, Боже!

Как я Москву свою люблю,

Москву, что всей земли дороже.

В стране, где солнце постоянно,

Хочу идти, бежать туда,

Где есть та улица Солянка,

Туда, где дождь и суета.

Я не хочу туманов Лондона,

Там мы не встретимся с тобой.

Любовь моя столице отдана,

И счастье здесь найдёт любой.

Как я скучаю по дождю.

По той квартирке в центре города,

Которую я так люблю,

Вед: Убитое постоянными перевозками старое пианино помогает вспоминать, мечтать, творить…. Но только для себя. Отец, видя «мучения» дочери, делает дорогой подарок для военнослужащего тогда подарок - синтезатор « Электроника» и отдаёт свой магнитофон « Юпитер». Теперь её маленькая комната превратилась в предел её мечтаний- в « настоящую студию»!Одна за другой пишутся пленки. По просьбе друзей, родных они переписываются и переписываются, дарятся. Иногда просто отдаются. Никто до сих пор не знает точно, сколько песен было написано и просто отдано в чужие руки … безвозвратно.

(фон Город мой )

Вед: Круг почитателей ширится, кассеты расходятся по рукам. Одна из таких кассет в ноябре 1993 года попала в Москве в самодеятельную студию «КиС- С». Почувствовал потенциал её творчества, работники студии предложили обсудить варианты перепродажи этих произведений другим авторам и исполнителям. Но Татьяна приехав в Москву, категорически отказывается от предлагаемой сделки и предлагает альтернативный вариант - записать пару песен в её исполнении. Записали … не бесплатно… понравилось всем… Неизвестно, то ли желание заработать, то ли в вера в её талант, но студийцы убеждают Татьяну за её счёт, записать с ними музыкальный альбом, уверяя, что дальнейшую « раскрутку и реализацию, при их связях в Москве» они возьмут на себя. Мечта казалось такой близкой … Таня, заручившись поддержкой семьи, согласилась… С начала 1994 года началась работа над будущим альбомом. Татьяна даёт первые интервью по радио. Именно тогда она берёт себе псевдоним Снежина. В марте 1994 года дебют в Театре эстрады. Для неё это было все в первые – репетиции, записи в студии, работа с аранжировщиками… и все это в короткие приезды в Москву, в студенческие каникулы и на выходные.

( Песня Город мой )

Понимая, что опыта катастрофически не хватает,Татьяна старается петь, где только представиться возможность- на студенческих конкурсах, в ночных клубах, дискотеках. Самостоятельно занимается вокалом и хореографией. В одном солидном ресторане Новосибирска, прослушав Татьяну, сделали одолжение, разрешив «бесплатно» исполнять несколько раз в неделю эстрадные шлягеры для их посетителей. Исполненная однажды собственная песня, вызвала гром аплодисментов и … постепенно репертуар песен Снежиной почти полностью вытеснил традиционный. Ресторан стал переполняться в вечера её выступлений - публика «шла на неё».

( Песня Морячок )

Вед: В студии за год была записана 21 песня, которые она мечтала объединить в альбом под названием « Вспомни со мной». К тогда говорила Татьяна: « Это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слёз и моих радостей, из моей жизни». В начале февраля 1995 года- очередной приезд в Москву. Приезд за итоговым материалом. Приезд с сердцем, полным надежд на «друзей из студии», которых она полюбила и которые ей много обещали. Обещали…Можно долго писать про низкое качество итоговых записей, про несостоятельность их « прожекторов раскрутки», про требование дополнительных денег… Но для молодой девушки это было - просто предательство. Полная разочарований Татьяна вернулась в Новосибирск, перестала мечтать, перестала верить в справедливость, перестала творить.

Отрекись от меня злая судьба.

Отдохни без меня хоть чуть- чуть.

Дай спокойно пройти мой путь.

А хочешь- предай! Я за это прощу,

И за счастья сочту измену.

Ты меня обижала, но я не ропщу,

Я терплю и иду на арену.

Выхожу безботфорт, без щита и кнута…

Эй, смотрите, какой поединок!

Становитесь за мной, в ком трепещет мечта,

Обещаю вам бой без запинок.

Раскаленное жало скользит под рукой,

Обжигая мне душу безбожно…

Я уже не могу быть покорной такой,

Жить, как прежде, уже невозможно.

Отрекись, отвернись, не преследуй меня,

За себя я уже не ручаюсь,

Не боюсь твоего хулигана- огня,

Об него я уже обжигалась…

Проиграли, и хватит, давай отдахнём,

Помолчим, чтоб утихли тревоги.

Мы рукой на прощанье друг другу махнём

И по разным пойдём дорогам.

Отрекись от меня, злая судьба,

Отдохни без меня хоть чуть – чуть.

Не держи, отпусти, обойдусь без тебя,

Дай спокойно пройти мой путь… («Монолог к судьбе» январь 1992г. Москва.)

Вед: Конец февраля 1995 года. Татьяна, пересилив разочарование, начинает поиск в Новосибирске нового творческого коллектива. В числе других аудиоматериал Татьяны Снежиной получает и прослушивает музыкальный продюсер и руководитель студии «М & LArt » Сергей Бугаев. Как он потом сам признался не раз в кругу друзей, кассета с её песнями незаметно перекочевала из стен студии к нему в автомобиль, и он несколько недель слушал Танины песни, слушал, забывая на миг, что это материал для работы.

(Песня Будь со мной )

В марте 1995 года от Сергея Бугаева Татьяне Снежиной поступило предложение о сотрудничестве… и через пару месяцев - дебют её новой песни, «Музыкант».Огромную популярность сразу приобрели « Музыкант» в исполнении Кристины Орбакайте, « Сон»-Татьяны Овсиенко, «Песня для тебя»-Михаила Шуфутинского, «Было время»-Льва Лещенко, «Дом на высокой горе» - Лолиты Милявской, « Что стоит жизнь моя «- Николая Трубоча и многие другие.

( песня « Музыкант» К. Орбакайте)

Вед: Студия была поражена её талантом Татьяны и приступает к подготовке записи ещё двух песен. Для них Снежина была находкой, ведь это удача- найти в одном лице и автора музыки, песен, и талантливого исполнителя. У Татьяны стала появляться своя аудитория. Победы на конкурсах, овации, телевизионные интервью и выступления, поклонники. Но Таня не поддавалась внешней стороне успеха. Она продолжала творить. Творила везде, где могла, писала стихи на салфетках в кафе, на билетах в транспорте .

(песня Трамвайчик) микшируется

Вед: Но опять жизнь не давала ей передышки - учёба в институте, занятие хореографией, уроки вокала, репетиции, записи… Казалось, что именно сейчас ей улыбнулась счастливая звезда- у неё была любимая работа, талантливый продюсер и друг, хороший творческий коллектив. Прослушав Татьянины домашние плёнки и окинув взглядом поэтические тетради, Бугаев как-то заметил: «Только с этим нам работы хватит лет на двадцать».

Планировалось уже в сентябре выпустить магнитоальбом, потом ряд клипов, к зиме за рубежом - лазерный диск. Но, очевидно помня о своём нелёгком пути к успеху, о тех трудностях, которые преодолевают молодые таланты, Татьяна вместе с Сергеем создают проект Благотворительного культурного фонда помощи молодым исполнителям. В дополнение ко всему в следующем году она готовилась стать врачом. Впереди было много целей и задач, и она бы с ними справилась…

Не жалею не о чём,

Всё, что было, утекло ручьём.

То, что будет - все само прейдёт,

За собою следом уведёт.

Если солнце, сделав круг,

Вновь вернётся, все согрев вокруг,

Значит, будет новый путь с утра,

Будет завтра лучше, чем вчера.

Если ветер в парусах,

Если небо синее в глазах,

Значит, твёрдым будет шаг в пути,

Значит, к счастью мы должны прийти.

Вед: И тут судьба сделала ещё один подарок Снежиной - Любовь. В мае Сергей признался Татьяне, что любит её, и вскоре сделал ей предложение выйти за него замуж. В июле она даёт согласие.

15 августа 1995 года радиостанция «Европа плюс» сообщит о предстоящей свадьбе Бугаева и Снежиной.

(песня Твой портрет )

Не забывая о творческих планах, они окунаются в приятные хлопоты. Уже куплены обручальные кольца и свадебное платье, подготовлены приглашения друзьям.

Грусть печальная, тоска бездонная,

Жизнь туманная, любовь бездомная.

Бездна сумрака с тусклым лучиком.

Пыль дорог и свет зари.

Коршун над горой парит.

Над избушкою дымок.

В лесу дремучем теремок.

Пусть широк - долёк лежит.

Грусть печальная, тоска бездонная-

Колечко обручальное виделось во сне.

Жизнь туманная, любовь бездомная-

Музыка венчальная плачет не по мне.

Белый свадебный наряд

Не к лицу мне, говорят.

Под венец пойду одна,

Вед: До венчания оставалось меньше месяца.

Телевидение рассказывало об этом событии и молодой талантливой певице Татьяне Снежиной. Настоящим потрясением длясобравшихся на этой « тусовке» были неожиданно исполненные Татьяной, вместо эстрадных песен, два романса «Звезда моя» и « Если я умру раньше времени…»

Звезда моя, ты не сияй в печали,

Не обнажай души моей при всех,

К чему всем знать, что нас с тобой венчали

И райский ад, и непорочный грех.

Вед: Через три часа Сергей и Татьяна уедут, и последнее, что услышит публика из её уст, будут слова романса:

Если я умру раньше времени,

Пусть меня унесут белы лебеди

Далеко, далёко, в край неведомый,

Высоко, высоко, в небо светлое….

18 августа 1995 года в 17 часов они и их друзья отправились в предсвадебное путешествие в горы Алтая.

Вед: Последней из близких, кто видел их взаимное счастье, была мать Тани, когда из окна своего дома, она провожала взглядом маленький микроавтобус. Кто бы знал тогда, что он увозит их навсегда…

(фон.инструментальная)

За то, что мир изменить хотела,

За то, что гордо себя несла,

За то, что песни свои я пела,

Но только допеть не смогла.

За то, что зла не кому не желала,

За то, что радость дарить могла,

За то, что слёзы свои скрывала,

Я расплатилась с полна.

За то, что мстить не когда не хотела,

За то, что чистой дорогой шла,

И не на видеть совсем не умела,

Когда обида мне душу жгла.

За то, что дружбу ценить умела,

За то, что я так любить могла,

За то, что к солнцу взлететь хотела,

За это сломали мне оба крыла.

За то, что я так свободу любила,

За то, что счастья желала всем,

Что за врагов я Богу молилась,

За это проклял меня Эдем.

За то, что душу свою сохранила,

За то, что просто хотела жить-

За это жизнь меня невзлюбила,

Вед: «21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул- Новосибирск микроавтобус « Нисан» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате этого дорожно- транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса6 директор МЦК «ПИОНЕР» Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки «Мастер- веет» Игорь Головин, его супруга врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик».

(песня Нас больше нет )- микшируется

Вед: Так трагически ушла из жизни прекрасная двадцатитрёхлетняя девушка, талантливая поэтесса и композитор, Татьяна Снежина. За свою нелёгкую, но светлую жизнь она успела написать более 200 песен, большое количество стихов и произведений прозы.

Вед: Рукописи не горят. Всё, что было создано Татьяной Снежиной, останется с нами. Останутся её стихи, останутся её песни, останутся её искренность и доброта, останется её душа, светлая, как венчальное платье, ставшее в тот роковой день погребальным, и чистая, как российский снег.

Микшируется песня « Нас больше нет»

Подготовила:Бубликова Ю.А 2014г.

(по материалам книги «Не жалею ни о чём»)

Позови меня с собой

1. Снова от меня ветер злых перемен

Тебя уносит,

Не оставив мне даже тени взамен,

И он не спросит,

Может быть, хочу улететь я с тобой

Жёлтой осенней листвой, птицей за синей мечтой.

ПРИПЕВ: Позови меня с собой,

Я пройду сквозь злые ночи,

Я отправлюсь за тобой,

Что бы путь мне не пророчил.

Я приду туда, где ты

Нарисуешь в небе солнце,

Где разбитые мечты

Обретают снова силу высоты.

2. Сколько я искала тебя сквозь года

В толпе прохожих.

Думала, ты будешь со мной навсегда,

Но ты уходишь.

Ты теперь в толпе не узнаешь меня,

Только, как прежде, любя,

Я отпускаю тебя.

ПРИПЕВ:

3. Каждый раз, как только спускается ночь

На спящий город,

Я бегу из дома бессонного прочь

В тоску и холод.

Я ищу среди снов безликих тебя,

Но в двери нового дня

Я вновь иду без тебя.