Нотное письмо. Знаки сокращения в музыке

Испокон веков через искусство люди воплощали свои чувства, мысли и переживания. Одни рисовали шедевры живописи, изображая предметы вдохновения, повседневную жизнь, а также запавшие в память эпизоды из собственной биографии. Другие строили различного рода сооружения и памятники, придавая им какое-то символическое значение. Самые экстраординарные из них стали именоваться чудесами света. Из-под рук третьих одна за другой выходили страницы будущих поэм, романов, эпопей, где к каждому моменту сюжета было подобрано крепкое, уместное, на взгляд автора, слово.

Однако были и те, кто находил вдохновение в звуке. Они создавали специальные инструменты, чтобы выразить обуревавшие их эмоции. Именно эти люди и зовутся музыкантами.

В наши дни понятию "музыка" даётся огромное количество определений. Но если рассуждать объективно, то это вид искусства, главным субъектом которого является тот или иной звук.

Примечательно, что на многих древних языках это слово обозначает «деятельность муз».

Советский ученый Арнольд Сохор, в свою очередь, считал, что музыка своеобразно отражает реальность, а также оказывает на человека воздействие через осмысленные и особым образом организованные по высоте, а также во времени звуковые последовательности, основными составляющими частями которых являются тона.

Краткая история музыки

С древности люди любили музыку. На территории древней Африки с помощью различных песен, являющихся частями ритуалов, пытались связаться с духами, богами. В Египте же музыку использовали в основном для религиозных гимнов. Существовали такие понятия, как «страсти» и «мисетрии», приравнивающиеся к жанрам. Самыми известными произведениями Египта были «Книга мертвых» и «Тексты пирамид», описывающие «страсти» египетского бога Осириса. Древние греки были первыми людьми в мире, которые в своей культуре смогли достигнуть высшего Стоит добавить сюда и тот факт, что они же впервые и заметили существование своеобразной закономерности между математическими величинами и звуками.

С течением времени музыка формировалась и развивалась. В ней стали выделяться несколько основных направлений.

Согласно классической теории, к IX веку на земле существовали следующие музыкальные жанры: (то есть различного рода церковные пения, литургии), бардовская песня и светская музыка (яркий пример подобного жанра - гимн). В процессе взаимодействия людей эти жанры постепенно смешивались друг с другом, образуя новые, непохожие на прежние. Так, в конце XIX века появился джаз, который стал прародителем для многих современных жанров.

Какие существуют музыкальные знаки и символы?

Как же можно записать звуки? Музыкальные нотные знаки - это условные графические символы, которые расположены на Основной их функцией является обозначение высоты, а также относительной длительности того или иного звука. Ни для кого не секрет, что является практическим фундаментом музыки. Однако дается она отнюдь не всем. Изучать музыкальные знаки - довольно трудоёмкий процесс, плоды которого смогут вкусить только самые терпеливые и усидчивые.

Если мы сейчас начнём углубляться в особенности современной нотации, то эта статья станет, мягко говоря, очень большой. Для этого необходимо писать отдельную, довольно объёмную работу про музыкальные знаки и символы. Одним из самых известных символов, является, конечно же, «скрипичный ключ». За время своего существования он стал неким символом музыкального искусства.

Что такое музыкальные инструменты и какие они бывают?

Предметы, дающие возможность извлекать различного рода звуки, необходимые для создания произведения, называются музыкальными инструментами. Инструменты, существующие на сегодняшний день, в соответствии со своими способностями, назначением, звуковыми качествами делятся на несколько основных групп: клавишные, ударные, духовые, струнные и язычковые.

Существует множество других классификаций (в качестве яркого примера можно привести систему Хорнбостеля-Закса).

Физической основой практически любого инструмента, который производит музыкальные звуки (исключением являются различные электрических устройства), является резонатор. В качестве него может выступать струна, так называемый колебательный контур, столб воздуха (в определенном объёме) или же любой иной объект, имеющий возможность запасать переданную ему энергию в виде колебаний.

Резонансная частота устанавливает первый обертон (иначе говоря, основной тон) звука, который производится в данный момент.

Стоит отметить, что музыкальный инструмент имеет возможность одновременно воспроизводить количество звуков, равное числу использованных резонаторов. Конструкция может предусматривать разное их количество. Извлечение звука начинается в том момент, когда в резонатор вводится энергия. Если музыканту необходимо прекратить звук в принудительном порядке, то можно прибегнуть к такому эффекту, как демпфирование. В случае использования некоторых инструментов резонансные частоты возможно изменить. В некоторых инструментах, которые производят немузыкальные звуки (например - ударные), это устройство не используется.

Что такое и какие они бывают?

В широком смысле музыкальное произведение, или же, как его называют, опус, - это любая пьеса, импровизация, народная песня. Иначе говоря, практически все, что можно передать через упорядоченные колебания звуков. Как правило, ему свойственна определённая внутренняя законченность, материальное закрепление (через музыкальные знаки, ноты и т. д.), некая своеобразная мотивированность. Также важна также уникальность, за которой, как правило, стоят чувства и переживания автора, которые он желал преподнести слушателям своего произведения.

Стоит отметить, что термин «музыкальное произведение» как устоявшееся понятие появился в сфере искусства сравнительно недавно (точная дата неизвестна, но где-то в районе XVIII-XIX века). До этого момента его всячески заменяли.

Так, например, и Иоганн Гердер вместо этого термина употребляли слово «деятельность». В эпоху авангардизма название заменялось на «событие», «акцию», «открытую форму». В настоящее время существует огромное количество различных музыкальных произведений. Предлагаем рассмотреть самые известные, интересные и необычные из них.

I. Песня (или песнь)

Песня - одно из самых простых, но распространенных музыкальных произведений, в котором поэтический текст сопровождается простой мелодией, которая легко запоминается.

Стоит отметить, что песня является одним из самых развитых направлений в том плане, что в настоящий момент существует большое количество различных её форм, жанров и т. д.

II. Симфония

Симфонией (в переводе с греческого - «стройность, изящность, созвучие») называют музыкальное произведение, которое в первую очередь предназначено для исполнения оркестром, который может быть духовым, струнным, камерным, а также смешанным. В некоторых случаях в симонию может быть включен вокал либо хор.

Зачастую это произведение сближают с иными жанрами, тем самым образуя смешанные формы (например, симфония-сюита, симфония-поэма, симфония-фантазия и т. д.)

III. Прелюдия и фуга

Прелюдия (от латинского prae - «предстоящий» и ludus - «игра») - это небольшое произведение, которое, в отличие от других, не имеет строгой формы.

Главным образом прелюдии и фуги создаются для таких инструментов, как клавесин, орган, фортепьяно

Изначально эти произведения предназначались для того, чтобы музыканты имели возможность «размяться» перед основной частью выступления. Однако позже их стали выделять уже как самобытные независимые произведения.

IV. Туш

Данный тип также довольно интересен, так как ему уделяется не так уж и много внимания. Туш - (с французского «ключ», «вступление») это музыкальное произведение, исполняемое в знак приветствия. Впервые термин был употреблен в середине XVIII века в Германии.

Основным предназначением такого произведения является привлечение внимания аудитории к происходящему, а также внесение соответствующей эмоциональной окраски в мероприятие (как правило, это различные торжественные церемонии). Зачастую музыкальное произведение в знак приветствия исполняет духовой оркестр. Наверняка каждый слышал туш, который исполняют в момент вручения наград и т. п.

В нашей сегодняшней статье мы разобрали, какие бывают музыкальные инструменты, знаки, произведения. Надеемся, что она была полезна и познавательна для читателей.

1. Если необходимо повторить какую-либо часть музыкального произведения, то вместо двойного написания этой части используют знаки репризы . Реприза - это повторение, обозначается в нотной записи следующим образом:

Первые два такта повторяются два раза. Третий так повторяется три раза, о чем соответствует надпись "3х"

2. Следующий прием повторения - это . Она используется если необходимо повторить отрывок музыкального произведения с другим концом. Поясним знак сокращения вольты на примере:

Играются сначала два первых такта после чего играется снова первый так, перескок через второй и играет третий такт.

3. Сеньо и фонарь.

Сеньо (в переводе " сигнал", итал.) обозначается в нотной грамоте следующим образом , а фонарь вот так . При сокращении таким образом применяются два фонаря и два сеньо. Сокращение происходит следующим образом - мы "проходим" первый Сеньо, затем когда дойдем до второго Сеньо, то прыгаем опять вначало к первому Сеньо и начинаем играть опять с него. Теперь как мы дойдем до первого фонаря, то прыгаем ко второму фонарю.

4. Повторение такта . Обозначается в нотной грамоте в виде косых палочек. При этом количество косых палочек соответствует количеству тактов для повтора.

Картинка №1 Повтор одного предыдущего такта
Картинка №2 Повтор двух предыдущих тактов
Картинка №3 Повтор трёх предыдущих тактов

5. Здесь вам могут понадобиться знания об интервалах.

В нотной грамоте повторение одного звука обозначается как бы перечеркнутой нотой. При этом Если "перечеркнута" Нота длительностью в четверь, то она эквивалента двум восьмым. То есть мы делим ноту на количество косых палочек на ней.

6. Знаки арпеджиато (очень быстрый перебор аккорда)

Обозначается волнообразной чертой рядом с аккордом:

Пример использования всех знаков сокращения:

1 - играем и доходим до завершающего знака репризы (две точки после первой вольты)
2 - возвращаемся к первому знаку репризы
3 - играем репризу, но дойдя до первой вольты - перепрыгиваем на вторую
4 - игрыем до знака Сеньо2
5 - возвращаемся к Сеньо1
6 - играем до второго знака репризы
7 - возвращаемся к первому знаку репризы
8 - играем повтор, перескакивая знак вольты "1"
9 - играем до первого фоноря и перескакиваем на
10 - играем от второго фонаря дальше.

7. Знаки повышения и понижения на октаву. То есть, если необходимо играть на высоких ладах или же на очень низких, то чтобы при этом не задействовать много выносных линии для нот, целесобразно отрезок записывать на основных пяти полосках нотного стана, а в нужном месте ставить знак повышения на октаву. Приведем пример.

Для записи музыкальных звуков применяются особые знаки, которые называются нотами. Нотные знаки состоят из следующих частей:

  1. головки
  2. штиля (палочки), соединяющихся с нотной головкой слева вниз или справа вверх;
  3. флажка (хвостика) , соединяющихся со штилем только справа от него или вязки (продольной линии) соединяющей штили нескольких нот.

Ноты размещаются на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом. Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д.

Ноты на нотном стане располагаются на линиях или между ними. Нижняя линия нотного стана - Ми. Любая нота, располагающаяся на этой линии играется как Ми, пока нет понижающих или повышающих знаков. Следующая нота (между линейками) это нота Фа и т.д. Ноты могут также распространятся за пределами нотного стана и записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца. На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем и называются нижними добавочными линейками, а считаются сверху вниз от нотного стана.

Ключи

В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков.

Скрипичный ключ (или ключ соль) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.

Басовый ключ (или ключ фа) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.

Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) - такты. Такт - это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета - четверть, половинная, и т.д.). Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С - это равнозначно размеру 2/2.

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков - акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") - сильная, вторая ("два") - слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") - сильная, вторая ("два") - слабая, третья ("три") - слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Знаки альтерации

Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара .

Такие знаки называются знаками альтерации. Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез - на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез - на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком. Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту - это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко.

Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные. Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа - до - соль - ре - ля - ми - си для диезов, для бемолей - си - ми - ля - ре - соль - до - фа. Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.

Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной головкой без штиля, а также ее половинные деления: половина (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения. Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов.

Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой — палочкой, соединяющей концы штилей. При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые — двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд.

Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига — дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот. Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину ее звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых — это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.

Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи.

Перерыв в звучании называется паузой. Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот). Целая пауза (8) равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая (11), шестнадцатая (12) и тридцать вторая (13) паузы равны по длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками.

Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.

Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.

Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата - знак, указывающий исполнителю, на то, что он должен увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение.

Знаки повторений

При исполнении пьесы часто приходится повторять ее фрагмент или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения - репризы. Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. Иногда при повторении бывают разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки - вольты. Это значит, что в первый раз играются такты окончания, заключенные в первую вольту, а при повторении - такты первой вольты пропускаются и вместо них играются такты второй вольты.

Темп

В нотной записи также указывается темп композиции. Темп - это та или иная скорость исполнения музыкального произведения.

Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая. Основной темп указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов: Медленно - адажио (Adagio), Не спеша, спокойно - анданте (Andante), Умеренно - модерато (Moderato), Скоро - аллегро (Allegro), Быстро - престо (Presto). Средний из названных темпов - модерато - соответствует скорости спокойного шага.

Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп. Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами: Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) - ускоряя, Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. - замедляя, а tempo (а темпо) - в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).

Громкость

При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами. Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие: pp (пианиссимо) - очень тихо, p(пиано) - тихо, mf (меццо-фортэ) - со средней силой, f(форте) - громко, ff (фортиссимо) - очень громко. А также знаки < (крещендо) - постепенно усиливая звук и > (диминуэндо) - постепенно ослабляя звук.

Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие на характер исполнения музыки произведения, например: певуче, нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д.

Знаки мелизмов

Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее. Существуют следующие виды мелизмов:

Вот, вроде и все, что необходимо знать, для начала, каждому гитаристу. Если Вы хотите больше узнать о нотной записи, Вам следует обратиться к специальной учебной литературе.


Нотная запись

Современная музыкальная нотация , 5-линейная тактовая нотация - разновидность западноевропейской линейной нотации , применяемая для кодификации музыки.

Символы

Линии

Но́тный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи - линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда . Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней - первой, до самой верхней - пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой - акколадой .
Доба́вочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних - вниз).
Та́ктовая черта́
Используется для отделения тактов (см. ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.
Двойна́я та́ктовая черта́
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.
Пункти́рная та́ктовая черта́
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.
Акколада , скобка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).

Ключи

Интересно:

Остановки

Люфтпауза (люфт-пауза)
Небольшая пауза для вдоха в духовых инструментах и снятия руки на фортепиано. Обычно не влияет на темп произведения.
Цезура
Короткий период тишины неопределённой длительности. В оркестре длительность задается дирижёром.

Альтерация

Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют. Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

Бека́р (знак отказа)
Отменяет действие любого другого символа альтерации.
Дубль-бемоль (дважды бемоль)
Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.
Полтора бемоля или полуторабемоль
Понижает высоту ноты на три четверти тона (применяется в микротоновой музыке (см. Г.Когут. Микротоновая музыка. К., Наукова думка, 2005)) . Обозначение состоит из знака бемоль и пол-бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четвертьтоновый бемоль).
Бемо́ль
Понижает высоту ноты на один полутон.
Четвертьтоновый бемоль или полубемоль
Понижает высоту ноты на четверть тона. . Обозначение может быть и другим: не зеркальное отображение знака бемоль, а обычное, только с закрашенной нижней частью по контуру.
Четвертьтоновый диез или полудиез
Повышает высоту ноты на четверть тона. (применяется в микротоновой музыке) .
Дие́з
Повышает высоту ноты на один полутон.
Полтора диеза или полуторадиез
Повышает высоту ноты на три четверти тона (применяется в микротоновой музыке) .
Дубль-диез (двойной диез)
Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.

Ключевые знаки альтерации действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.

Бемольные тональности
В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Диезные тональности
В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Метр

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

Произвольный размер
Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) - длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте).
Четыре четверти
Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4.
Alla breve (Алла бреве)
Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2.
Темп метронома
Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот).

Объединение нот

Ли́га связующая
Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.
Ли́га фразировочная
Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.
Лега́то
Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.
Глисса́ндо
Плавный переход от одной ноты к другой.
Лигату́ра
Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.
Трио́ль
Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот.
Акко́рд
Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интерва́лом .
Арпе́джио (Арпеджиа́то)
Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.

Динамика

Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.

Piano pianissimo [Пиано пиани́ссимо] или Pianississimo [Пианисси́ссимо]
Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).
Pianissimo [Пиани́ссимо]
Очень тихо.
Piano [Пиа́но]
Тихо.
Mezzo-piano [Меццо-пиа́но]
Умеренно тихо.
Mezzo-forte [Меццо-фо́рте]
Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.
Forte [Фо́рте]
Громко.
Fortissimo [Форти́ссимо]
Очень громко.
Forte fortissimo [Форте форти́ссимо] или Fortississimo [Фортисси́ссимо]
Обозначение максимально возможной громкости звука.
Sforzando [Сфорца́ндо]
Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрячь силы»).
Crescendo или cresc. [Креще́ндо]
Постепенное увеличение силы звука.
Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декреще́ндо])
Постепенное уменьшение силы звука.
Rinf., rf., rfz. Rinforzando или rf. [Ринфорцандо]
Внезапное усиление звука.

Изредка встречаются обозначения типа pppp или ffff и т. д., указывающие на крайнюю степень громкости (интенсивности) звука.

Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости звука в фонах и сонах .

Обозначение Наименование Уровень громкости,фон Громкость, сон
fff Форте-фортиссимо - самое громкое 100 88
ff Фортиссимо - очень громкое 90 38
f Форте - громкое 80 17,1
p Пиано - тихое 50 2,2
pp Пианиссимо - очень тихое 40 0,98
ppp Пиано-пианиссимо - самое тихое 30 0,36

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу - под нотой.

Стакка́то
Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
Стаккати́ссимо
Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. На длительность ноты это обозначение не влияет.
Акце́нт
Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты - два, один под другим.
Пиццика́то левой рукой или Зажатая нота
Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе.
Щёлкающее пиццика́то
Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком.
Натуральный флажоле́т или Открытая нота
На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет. Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков.
Тену́то
Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.
Ферма́та
Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.
Смычок вверх
Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра сверху вниз.
Смычок вниз
Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх.

Мелизмы

Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.

Вибрато
Быстрое и периодическое небольшое изменение высоты звучания.
Трель
Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты.
Мордент
Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором - нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине.
Группетто
Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний.
Форшлаг (долгий форшлаг)
Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты.
Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг)
Длительность дополнительной ноты - очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты.

Перенос на октаву

Знаки переноса октав - октавные пунктиры - повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.

Выше на октаву
Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано.
Ниже на октаву
Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву ниже, чем записано.
Выше на две октавы
Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы выше, чем записано.
Ниже на две октавы
Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы ниже, чем записано.

Чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз - под ними.

Александрова мария

Исследовательская работа ученицы направлена на более глубокое понимание музыки через символы, в частности, музыки И.С.Баха и С.В.Рахманинова. В процессе исследования выясняется, что эти два композитора похожи по эмоциональной направленности в своем творчестве,т.е.и там, и там основой музыкальных символов является Библия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение–Лицей№62 Октябрьского района, города Саратова

Проектно-исследовательская работа:

« Символы в музыке – миф или реальность?»

Работу выполнила учащаяся 8 «в» класса:

Александрова Мария,

Научный руководитель:

Ласточкина М.М

Саратов, 2012

Введение

Я очень много слышала о символике в музыке, но не задумывалась и проходила мимо этого явления. Но так, как я занимаюсь в музыкальной школе, я часто сталкиваюсь с таким понятием, как «символика» в музыке Баха. Так вот, я подумала, что будет интересно узнать об этом явлении

в музыке Баха, и может, быть тогда я по-другому буду воспринимать его музыку, знание символики поможет мне глубже понять гениальную музыку Баха.

Вообще, есть такое направление в искусстве, называемое символизм. Возникло оно во Франции 1870-80гг. Но ведь Бах жил намного раньше, то есть спустя примерно 100 лет после смерти Баха возникает это направление.

В ходе нашей работы мы поставили перед собой цели и задачи:

1. исследовать музыкальный язык, как знаковую систему особого рода.

2. Рассмотреть превращение музыкального образа в символ.

В наше время, когда НЛО, «космические пришельцы» и нецензурная брань поп звезды занимают умы людей больше, чем музыка высокой профессиональной традиции, трудно обратить внимание людей на проблемы последней. А тем более – найти что-то новое в достаточно известном сочинении, что бы заинтересовало искушенных профессионалов. Все кажется давно понятным и изученным.

Научная новизна исследования:

1.Осуществлено доказательство, что музыка вся пронизана символами, что она является символическим искусством. Что символ является всеобщим признаком для музыки, а не просто содержит отдельные символы.

2. Показано. Что отражение действительности, многообразия жизни в музыкальном творчестве не может быть понятно без анализа языка музыки, роли знаков и символов в искусстве вообще, и в музыке в частности.

Глава 1

Символы в музыке Баха.

Лучшие исполнители музыки И.С.Баха, такие как Святослав Рихтер, например,или Ван Клиберн, интуитивно ощущают ее глубокий смысл, однако этот смысл не конкретизируется. Я думаю, что осознание его даст возможность усилить воздействие баховской музыки на слушателя и полнее донести до него ее духовное содержание. Большая часть символов имеет сакральный смысл, восходящий к мелодиям и соответствующим текстам церковных хоралов эпохи Барокко. Мотивы - символы имеют различную структуру. Ими являются, например, мелодии хоралов или их отрезки. Во времена Баха в странах Западной Европы хоральные мелодии и связанное с ними сакральное содержание были известны каждому. Поэтому у исполнителей и слушателей той эпохи легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания, с кругом церковных праздников или ритуальным действом, которым соответствовал данный хорал. Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Таков символ « креста», состоящий из четырех разнонаправленных нот; если графически связать первую с третьей, вторую - с четвертой, образуется рисунок креста - X. Символ креста, например, служит темой фуги до-диез минор I тома ХТК; се содержание - моление Христа о чаше в Гефсиманском саду. Символ воскресения на третий день представляет собой постепенно восходящий мотив из трех звуков, трижды повторенный каждый раз на ступень выше, как в теме фуги ми минор из II тома: ее образ» - Вознесение Христа. Вообще, с точки зрения человека эпохи Барокко-всякое явление действительности обязательно имеет скрытый смысл, и задача художника состояла в его раскрытии. Язык искусства - это язык символов. Символ является той связью, которая объединяет духовное с чувственным, абстрактное с конкретным. В наше время пласт культуры эпохи барокко оказался в значительной степени забытым, подобные ассоциации у большинства уже не возникают. Его возрождение открывает новые возможности для постижения инструментальной музыки И. С. Баха. В наследство от XIX века нам достался эмоционально-интуитивный подход к музыке Баxa . Заложенное в ней глубочайшее духовное содержание всеми явственно ощущается, но не проявляется на уровне ясных смысловых и образных представлений. Оказался забытым пласт музыкальной культуры барокко, включающий лексикон эпохи и выражаемый им психически-умственный мир человека того времени.
А ведь современниками Баха его музыка читалась как понятная речь. Для слушателей времени Баха его инструментальные сочинения представали не как произведения «чистой» музыки, они были наполнены конкретным образным, психологическим и философско-религиозным содержанием.
Люди слушали в ту эпоху иначе, чем теперь. В те времена приходили слушать не эмоционально, а слушали привычные для них виды мелодии, которые они знали наизусть и моментально вспоминали словесный текст и образы текста.
Мелодические обороты - интонации, выражающие определенные понятия, эмоции, идеи, составляют основу музыкального языка И. С. Баха. Владение этим языком, как им владели современники Баха, позволяет раскрыть (тайные, скрытые) «послания», которыми наполнены его сочинения. Все это - внутренний смысловой мир его музыки». Баху было известно, какую роль играют в Библии числа - "сакральные числа".

"З" – символ Св. Троицы (это число и числительные от него упоминаются в Библии 212 раз);

"6" - шести "рабочих" дней, в которые Бог сотворил мир:

"7" - символ Св. Троицы и Творения и целом, а также Св. Духа;

"10" - десяти заповедей;

"12" - Церкви, апостолов и конгрегации. Примеры использования этих чисел у Баха хорошо известны.

"10". И пробыл там Моисей, у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил и т.д.

  1. символ креста, распятия, Страстей Господних (до-диез-/си-диез-вверх ми/ре диез.)

этот символ в обращенном виде означает искупление через свершившуюся крестную муку. (ре-диез-ми-вниз си-диез-до-диез)

  1. Постижение воли Господней – восходящий тетрахорд. (до-ре-ми-фа)
  1. Символ неминуемого свершения (восходящий и нисходящий секстаккорд, нередко заканчивающийся символом предопределения (ля-до-диез-фа-диез))
  1. Символ чаши страдания (соль-фа-соль-ля-соль)

5)символ печали –падение на терцию

Как видим, музыкальные символы и хоральные мелодии имеют ясное смысловое содержание. Их прочтения позволяет расшифровывать нотный текст. Наполнить его духовной программой.

Мотив B-A-C-H

О «баховском числе» у нас уже шла речь. Теперь необходимо сказать о «баховском мотиве». Образуется он из звуков, соответствующих буквам фамилии BACH. Как это происходит?
Все знают, что ноты имеют названия. История их возникновения давняя, и не она нас в данном случае интересует. Скажем лишь, что в русском языке получили распространение названия нот до, ре, ми, фа и т.д., пришедшие из латинского языка (акростих одного латинского гимна). Но существует - и имеет не меньшее распространение - буквенная (по латинскому алфавиту) система. Согласно этой системе, у букв фамилии «Bach» есть музыкальное значение: В - си-бемоль, А - ля, С - до, Н - си.

Людвиг ван Бетховен

Одним из первых, кто задумал использовать баховский фамильный мотив, был Бетховен. Его замысел остался неосуществленным. Сохранился, однако, нотный лист с наскоро записанной на нем темой, причем подписанной буквами - Бетховен намеревался написать на эту тему оркестровую увертюру. Примечательно, что на этом же листке записаны его мысли о Десятой симфонии (не сочиненной).
Обычно эту тему проводят в виде четырех ровных длительностей. Так это делал сам Бах. Бетховен вносит свое глубоко личное начало: он разрывает тему на две пары звуков и группирует их в остро пунктирном ритме, наделяя тему бунтарским характером. Поразительно, как всего лишь одним приемом Бетховену удается сразу же превратить баховскую тему в свою собственную, бетховенскую!

Эскиз увертюры «BACH» Людвига ван Бетховена

Роберт Шуман

В 1845 г. Роберт Шуман написал цикл «Шесть больших фуг на имя BACH для органа». Это грандиозный музыкальный монумент Баху. «Над этим произведением, - писал Шуман нотоиздателю, - я трудился весь прошлый год, стремясь, чтобы оно хоть в чем-то было достойно великого имени, которое носит; думаю, что, быть может, этот труд намного переживет другие мои сочинения».
Шуман своими фугами создал собственный цикл «Искусство фуги», в котором полифонические приемы и высочайшие художественные достоинства музыки конгениальны баховским. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Шуман ни разу не использовал (преднамеренно?) тональность ре минор, в которой написан баховский цикл «Искусство фуги»: у Шумана большинство фуг в си-бемоль мажоре.
Шумановский цикл - первый в ряду монументальных органных (и не только органных) произведений на тему BACH Листа, Регера, Шостаковича...

Графические знаки в музыке (нотная запись)также являются своеобразным кодом запечатления музыкальной информации, при расшифровке которой большое значение имеет личность воспринимающего субъекта. Второй композитор, музыку которого я очень люблю- это С.В.Рахманинов. поэтому я решила провести небольшое исследование его творчества с точки зрения «символики».Мне кажется. что музыкальное наследие Баха и музыка Рахманинова очень близки по своему эмоциональному наполнению, несмотря на то, что жили и работали они в разные эпохи. Но это только кажется на первый взгляд, что если эпохи разные, то и в творчестве не может быть ничего общего.

Глава 2

Символы в музыке С.В. Рахманинова.

Изучая стиль С. Рахманинова, мы интуитивно ощущаем явную личностную, субъективную составляющую его музыки (даже автопортретность во многих моментах). Музыка Рахманинова личностнозависима, то есть полна самонаблюдений и самоописаний, самооотражений и погружений в себя, внутренних монологов и диалогов с самим собой.

Ключом для раскрытия значений того мелодического комплекса, который выполняет функции лейттемы автора, является малозаметная на фоне рахманиновских шедевров вокальная пьеса, сочиненная «на случай». Речь идет о «Письме К. С. Станиславскому от Рахманинова» – произведении, предназначавшемся явно «не для печати», написанном на собственный прозаический текст в шутливой манере, уместной в дружеской компании или в театральном «капустнике». Однако, именно в этой пьесе композитор единственный раз, очевидно, не намеренно дал нам «ключ», зафиксировал ту интонацию, с которой он ассоциирует свое «я», как бы назвал мелодическую формулу – аналог свого имени в музыке. О том, что это было сделано естественно, безыскусно, спонтанно, а вовсе не было специально рассчитано, продуманно и мастерски скомпоновано, свидетельствует предельная простота, аскетичность (чтобы не сказать скудность) мелодической линии, автор явно не старался искусственно сделать ее краше. На словах «Ваш Сергей Рахманинов» тоном легкой самоиронии композитор «проговорил» ту элементарную интонационную формулу, которую мы находим в разных вариантах в его серьезных сочинениях. «Письмо К. С. Станиславскому от Рахманинова» позволяет достоверно установить и осознать ассоциативную связь важнейших моментов рахманиновской музыки с его «я».

Все эти варианты темы встречаются в инструментальной музыке Рахманинова и имеют смысл лейтмотива.

Тема I части Второго концерта:

Лейтмотив, встроенный в тему II части Второго концерта:

В III части Второго концерта по существу вся тематическая ткань основана на лейтмотиве «я».

Все случаи появления лейтмотива «я» в этих и других произведениях Рахманинова еще ждут своего программного истолкования, особого для каждого конкретного эпизода.

С. Рахманинов - великий русский «православный» художник ХХ века. Православный не только по традиции и воспитанию, но и по делам. Трудно в русской музыкальной культуре отыскать другую столь положительную личность, исполненную, наряду с гениальным дарованием, еще и истинного благочестия, красоты поступка, скромности и мужества. Множество разных людей, близко знавших Сергея Васильевича, отмечают его глубокую религиозность.

Обратим наше внимание на последнее крупное симфоническое произведение Рахманинова «Симфонические танцы»,произведение, которое было закончено в 1940 году - как будто достаточно подробно рассмотрены в отечественном музыкознании, их многие сравнивают с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

На самом деле, автор нигде не раскрывает содержание «Танцев», что само по себе любопытно. И хотя многие элементы их «сюжета» прочитаны, целостная картина содержания произведения, по-видимому, все еще не раскрыта. Что же ускользнуло от внимания пытливых исследователей?

«Симфонические танцы» - это условное название, скорее, вуалирующее, нежели раскрывающее их содержание. На самом деле, они оказываются сочинением на религиозную тему, своеобразным духовным завещанием Рахманинова, зашифрованным в музыкальных образах без привлечения слова. Зачем же Рахманинову понадобилось шифровать содержание «Танцев»?

Теперь мы можем только предполагать мотивы автора. Но с большой долей уверенности можно сказать, что Рахманинов скрыл истинный замысел сочинения, ради того, чтобы донести его до адресата. «Симфонические танцы» посвящены религиозной роли России в Последние времена. Благодаря затенению смысла в названии, композитор получил возможность исполнения «Танцев» на далекой родине уже спустя три года после их написания. Он видимо, надеялся, что «Танцы», войдя в музыкальный обиход России с музыкальной стороны, постепенно, с возвращением к вере народа, будут осмыслены и со стороны религиозного содержания.

Что же «закодировано» в «Симфонических танцах»?

Замысел Рахманинова был, по-видимому, всеобъемлющим. Он в симфонической форме воплотил в них образы «Апокалипсиса», «Dies irae», судьбу гибнущего мира и роль России в Последние времена. Кроме того, Рахманинов отразил в них свои собственные переживания и пророческие видения.

Апокалиптическое восприятие действительности для Рахманинова, по-видимому, было совершенно естественным. Ощущение приближения Страшного суда в сознание художника вносила сама жизнь. Он оказался очевидцем Первой мировой войны, крушения Российской империи, избиения Предержащего и миллионов русских патриотов во время революции. Позднее, живя в Европе, С.В. Рахманинов стал свидетелем появления фашизма в Италии и Германии, факельных шествий нацистов, круговращения фашистских свастик на стадионах, начала Второй мировой войны. Как мог реагировать на все это православный художник С. В. Рахманинов?

Свое отношение к происходящему в мире он, обычно скупой на оценки, раскрывает в письме к С.А. Сатиной от 27 января 1941 г. «Мы живем, поистине, в страшное время - пишет Рахманинов. - Даже то, что мы переживали во время мировой войны (по нашему- Первой) , кажется, в сравнении с настоящим, чем-то другим. Тогда были где-то, в каких-то странах, светлые пятна. Сейчас же кажется, что катастрофа распространяется на весь мир и поглотит всех и вся. Не дай, Господи! Советы жить только настоящим днем, по совести говоря, не выдерживают никакой критики. Кто же живет только сегодняшним днем и кто это, кто не думает хотя бы о близком будущем? И как можно о нем не думать! Ведь не звери же мы! Но, думая о будущем, ничего, кроме ужаса, себе не представляешь. Как с этим справиться и как себя вести, скажи мне?». Хотя эти строки написаны год спустя после создания «Танцев», можно с уверенностью предположить, что именно мысли о настоящем и «близком будущем» С.В. Рахманинов воплотил в содержании этого произведения. Каковы конкретно эти идеи и как они воплощены в «Симфонических танцах»? Рахманинов опирается на хоральный склад, создавая ряд тем. Русский хорал - это емкий символ для Рахманинова. Рассмотрим, как претворяются образы в каждой из трех частей «Симфонических танцев».

В первой части музыкальными средствами воспроизводятся образы начальных глав «Откровения» и раздумья автора о роли России.

Вот эти строки из «Откровения»: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. 2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. 3. И когда Он снял вторую печать, я услышал второе животное, говорящее: иди и смотри. 4. И вышел другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. 5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. 7. И когда Он снял четвертую печать, я услышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. 8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним»

Рахманинов не разрабатывает этот текст в музыке подробно. Он воплощает его как бы сквозь призму живописного восприятия. Изображение четырех всадников, включая «смерть» на бледном коне, можно понять как аллегорию вселенской катастрофы. Но ведь Рахманинов писал это сочинение как раз в начале Второй мировой войны…

Вторая часть «Симфонических танцев» - это печально-ностальгический образ русского бала. Бал в русской и, в частности, в дворянской культуре занимал важное место со времен Петра. Он выполнял особую задачу восхваления императора и царской власти в ритуальных формах поведения, жеста, танца и пения. Бал подчеркивал единство царя со своим народом, олицетворяемым избранным кругом людей - Светом. С 1917 г. балы в России прекратились, как только был отстранен от власти, а затем и убит Предержащий - русский император, адресат этой танцевальной церемонии. А вместе с ним были уничтожены и те идеалы, которые он олицетворял: хранителя веры, величия и красоты царской власти, идеалов справедливости и порядка. Автор создает визуальную картину ада музыкальными средствами. И, наконец, третья часть- наиболее значительна по содержанию. Основная тема «День гнева» - читаем: «Какой будет трепет, когда придет Судия, который правдиво все рассудит…»И на пике развития этой темы вдруг звучит гимн «Благословен Господи» . Проведение этой темы имеет важное значение-оно отражает веру композитора в великое предназначение России. В наше время, когда в России возрождается православие, подобные мысли воспринимаются как иллюстрация нынешнего состояния мира. Но ведь «Симфонические танцы» были написаны 66 лет назад - во времена гонений на православие в Советском Союзе, когда взрывали храмы и убивали священников. И в этой ситуации нужно было обладать особым даром духовного предвидения, чтобы размышлять о перспективе православного возрождения России, о ее роли в будущем так, как ее показал Рахманинов в «Танцах». Поэтому тем более важно нам, людям 21 века отнестись с благоговением и восхищением к предвидениям великого русского композитора. Его пророчество о России, воплощение в музыкальном духовном завещании - «Симфонических танцах», сбываются с поразительной точностью.

Заключение

Итак, мое исследование показывает, что символы в музыке есть, и у каждого композитора,конечно же они свои. В следующей своей работе я попытаюсь глубже понять музыку В.А.Моцарта и П И Чайковского и найти что-то общее. В заключение следует отметить, что музыка все-таки является одним из результатов культурной деятельности человека. Это особая форма жизнедеятельности, искусственная среда, созданная людьми на протяжении тысячелетий, выработавшая свои специфические символы. Предметом отражения музыки выступает мир, окружающий человека (объективная реальность), мир человеческих эмоций, чувств, переживаний и аффектов, сферы мышления, запечатленный развитой системой символов (субъективная реальность).

Передача эстетического отношения человека к происходящему в действительности, показ его разнообразных переживаний является целью музыкального творчества, где возможно изображение различных явлений и предметов окружающей действительности, а также фантастических, иррациональных предметов, абстрактных понятий со всей убедительностью в форме художественных образов. Как следствие этого - обильное использование музыкальным искусством знаков, как изображения, так и выражения, между которыми иногда трудно провести четкую грань.

Музыка - символический мир, где находят свое бытие звуки различного рода (в ней присутствуют как высотно определяемые звуки (тоны), так и неопределяемые (шумы), обладающие рядом специфических свойств), каждый из которых имеет определенное значение, знание которого позволяет глубже проникать в его тайны. При соблюдении определенных условий (использование в музыкальном сообщении; комплексное восприятие свойств звука, с выявлением основного качества звучания; рассмотрение звука в сочетании с другими звуками музыки в единстве с ними (лад), все вышеназванные виды звуков становятся музыкальными.

Музыка - субъективный мир, особая реальность, где каждый звук имеет определенное значение, знание которого позволяет глубже проникать в тайны этого искусства.