Международный фестиваль новый европейский театр net. Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр. Тибетская книга мертвых

В этом году международный театральный фестиваль NET (Новый Европейский Театр) проходит с 17 ноября до 6 декабря, а его программа нацелена на то, чтобы показать, в каких новых формах и жанрах сегодня реализуется современный театр в России и за ее пределами. Нас ждут самые неожиданные форматы, в том числе нечто среднее между спектаклем, перформансом, пластическим шоу…

Даже не сомневаемся, что с такой установкой NET вновь удивит зрителей неожиданными и яркими открытиями, а чтобы ничего не упустить, предлагаем подробную навигацию по фестивальной программе от The Vanderlust.

Праздники будущего

Forced Entertainment, режиссер Тим Этчеллс, Великобритания

Гирлянда на сцене, небольшой деревянный помост... С него герои, мужчина и женщина, вещают о своем видении будущего. Поначалу кажется, что ничего захватывающего вас не ждет, но по ходу персонажи озвучивают все более дикие и парадоксальные версии, и происходящее превращается в аттракцион-баттл на тему не столь отдаленных перспектив человечества…

Это и смешно, и страшно, и невероятно увлекательно, а в какой-то момент ловишь себя на том, что чем абсурднее очередное предположение, тем больше оно похоже на правду. Посыл, в общем-то, довольно прост: будущее зависит от нас, но чтобы понять это, иногда нужно на полтора часа с головой окунуться в мир воспаленных фантазий...

Тибетская Книга Мертвых

Режиссер Василий Березин, Россия


Обычный театр начинается с вешалки, но здесь устроители, наоборот, просят одеваться потеплее: заброшенное депо на Курском вокзале, где разворачивается это необычное действо от Театр.doc, точно не самое теплое местечко. Граффити по стенам, таинственные тени, непонятные персонажи (то ли актеры, то ли реальные обитатели этого пространства), потусторонние звуки - обстановка обеспечит острые ощущения и настоит на нужный лад.

Но самое главное - сохранять ироничный настрой, потому что жанр своего инфернального детища сами создатели определяют как комедию. Если над проблемой можно посмеяться, то это уже не проблема - с такой установкой и стоит идти на «Тибетскую Книгу…»: оптимистов она развлечет и порадует, пессимистам вернет вкус к жизни.

10 10 10

Группа Anonymus, Германия


Спецпроект фестиваля - мультимедийный перформанс от креативной команды выпускников знаменитой берлинской школы Баухаус, созданный по мотивам произведений Берроуза, Бродского, Вулфа, Достоевского, Кафки, Манна, Миллера и Набокова. Как и почему объединились в одном зрелище творения столь разных авторов - на этот вопрос нам и предстоит искать ответы.

Даем подсказку-ключ: лейтмотивом всех историй станет отель. И вполне может быть, что в его номерах обитают не только постояльцы, но и никому не видимые призраки, которые только ждут часа, чтобы обнаружить свое присутствие избранным… Избранными, естественно, окажутся все, кто придет на перформанс.

Смотрим: Новое пространство Театра Наций, 20-28 ноября с 16:00 до 21:00, вход свободный

Разговоры беженцев

Режиссер Владимир Кузнецов, Россия


В основе этого спектакля-променада не документальные материалы последних лет, а пьеса Бертольда Брехта, написанная в начале 1940-х в Финляндии. Правда, действие происходит не на вокзале в Хельсинки, как в оригинале, а на Ленинградском вокзале в Москве, но вот разговор двух героев оказывается более чем актуальным, хотя написаны диалоги без малого 80 лет назад.

Задача минимум для зрителя - перемещаться в наушниках по вокзальному пространству и внимательно слушать текст, задача максимум - распознать актеров в людской толпе и, возможно, составить им молчаливую компанию. Какой вариант променада выбрать, решать вам.

Золотой осел. Разомкнутое пространство работы

Режиссер Борис Юхананов, Россия



Пятидневный проект-эксперимент включает и дневные показы, во время которых ткань постановки все время меняется, и вечерние, когда публика получает уже готовые эпизоды и апулеевский текст переплетен с импровизированными комментариями артистов. Структура проекта сложная, авторы уподобили его композицию строению бабочки: нижняя и верхняя части крыльев и тельце посередине.

Чтобы не запутаться, что где, и увидеть «бабочку» целиком, придется посвятить этому почти неделю, или же попробовать познакомиться с нею и по частям. Да, немаловажный момент для фанатов античной литературы: текст «Золотого осла, или Метаморфоз»» тут используется полностью, практически без купюр.

Vangelo

Режиссер Пиппо Дельбоно, Италия-Хорватия



Сложносочиненная работа, в которой смешались евангельские мотивы и современность, опера и хореография, современная музыка и духовное пение, страннейшие персонажи, от балерин в масках до явных фриков, видео и страстный монолог самого режиссера, который то кричит, то почти шепчет со сцены...

Здесь звучат темы войны и памяти, греха и расплаты, личной драмы и трагедий целых народов, при этом «Евангелие» (так переводится название) остается очень интимным высказыванием, поскольку посвящено матери режиссера, завещавшей сыну обратиться в творчестве к религиозным сюжетам.

Карина и Дрон

Режиссер Дмитрий Волкострелов, Россия


Это спектакль творческого тандема режиссера Волкострелова и драматурга Пряжко о поколении нулевых. Его юные герои непонятны окружающим, а порой и самим себе, у них свой язык, жесты, условные сигналы и символы, не всегда ясно, чего они хотят и о чем разговаривают…

Воплощено все это настолько буквально и с такой реалистичной точностью, что кое-кто в зале начинает не на шутку раздражаться: мол, звук не выстроен, актеры слишком тихо говорят, акустика плохая - а дело вовсе не в этом, все звучит именно так, как и было задумано. И в это невнятное "говорение" очередного поколения Х врывается время от времени таинственный гул Земли - предвестник конца света и начала новой эры.

Дыхание

Режиссер Марат Гацалов, Россия



Дуэт Людмилы Трошиной и Романа Шаляпина разыгрывает пьесу британца Дункана Макмиллана в постановке Марата Гацалова.

На первый взгляд, сюжет прост до банальности: пара размышляет о своей готовности стать родителями. Но если копнуть, оказывается, что речь идет совсем о другом: о желании современного, продвинутого и прогрессивного человека все взять под свой контроль, рассчитать, спрогнозировать, поместить в рамки готового сценария - и о нежелании жизни подчиняться такому разумному и взвешенному насилию над естественным ходом событий. Реалистичная, минималистичная, философская работа - для тех, кто «про подумать». Что важно, это репертуарная премьера Театра Наций, так что если вы не попадете на нее во время фестиваля, наверстаете позже.

Gala

Режиссер Жером Бель, Франция-Россия


Движение, как известно, жизнь, танцевальное движение - тем более, но что делать тем, кто не обучен искусству танца? Жером Бель отвечает на тот вопрос однозначно: двигаться и танцевать в меру своих возможностей - и выводит на сцену не просто непрофессиональных танцоров, а людей зачастую неуклюжих, неловких, комичных, но готовых окунуться в стихию танца и показать все, на что они способны с неподдельной искренностью.

По сути, это, конечно, любительство чистой воды, но режиссер нарочно возводит его в ранг искусства - ему интересен и эффект причастности к «высокому», и неповторимая энергия, которая рождается в результате этого эксперимента.

Climax

Режиссер Ясмин Годдер, Израиль


Новаторский танцевальный спектакль-перформанс, резкий, страстный, кричащий, одновременно притягивающий и отталкивающий - странный ритуал, невольными свидетелями и участниками которого мы становимся, вызов и вопль о помощи. Зрелище магическое, сложно поддающееся описанию, но то, что это уникальный визуальный опыт и новое слово в хореографической драматургии, сомнению не подлежит. Если еще учесть, что израильские театры у нас гостят не часто, идти нужно в обязательном порядке.

Вернувшиеся

Режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти, Россия


Жанр заявлен как мистическое шоу, кадры тизера заставляют вспомнить «Калигулу» Тинто Брасса, в основе - пьеса Генрика Ибсена «Приведения», отнюдь не скандальная, но жестко критичная в отношении современной писателю морали XIX века (сегодня мы определили бы ее как «двойные стандарты»), а по факту мы имеем дело с новым иммерсивным спектаклем, которых в Москве, похоже, в ближайшее время будет становиться все больше.

Вместо театра - особняк, вместо лиц вокруг - маски, вместо удобных кресел - потайные ходы и загадочные комнаты, так что настраивайтесь на настоящее приключение, полное неожиданных поворотов в прямом и переносном смысле, рассказывать о которых было бы просто нечестно...

Смотрим: Дашков переулок, 5, превью 27 ноября с 18:00, премьера 1 декабря с 19:00

Остается только добавить, что в рамках NET в Галерее на Солянке с 24 ноября до середины января 2017 года будет проходить мультимедийная выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением», посвященная творчеству известного немецкого художника, режиссера и актера; а в рамках фестивальной Программы off 10 и 11 декабря в ЦИМе покажут «техногенную мистерию для шестнадцати моделей, шести музыкантов, четырех экранов, трех камер и двух голосов» от творческого объединения ORTA. С 20 по 27 ноября в Боярских палатах на Страстном будет работать фестивальный клуб со своим специальным репертуаром, от кинопоказов до диджейских сетов и перформансов. Полное расписание событий .

Генеральный партнер фестиваля: Фонд Михаила Прохорова.

У NET больше нет. Однако на его афишу нынешнего года вместе с этим печальным обстоятельством повлияло и другое, более оптимистичное — в России появилось много нового, интересного, поискового театра. В афише — разные форматы, от иммерсивного (то есть вовлекающего зрителя в действие) шоу до спектакля-бродилки. Кроме них в афише одна выставка, открывающая для российской публики имя немецкого художника , и несколько мастер-классов, в том числе звезды contemporary dance, израильтянки Ясмин Годдер. В офф-программе — казахский проект «Медея. Материал» молодого режиссера и продюсера Рустема Бегенова. Нынешний NET как будто утверждает, что теперь театр живет в одном поле, в ситуации большого диалога и обмена идеями, а паспорт, как и прописка, принципиального значения не имеют. Парадоксальная в эпоху неоконсерватизма мысль на самом деле отражает реальное положение дел: русское конвертируется. «Газета.Ru» выбрала из программы NET те события, на которые корреспонденты намерены отправиться сами.

«Карина и Дрон» (Творческая лаборатория «Угол», Казань)

«Карина и Дрон»

Первая постановка режиссера-минималиста Дмитрия а за пределами столиц была сделана в Казани. Здесь усилиями молодого продюсера Инны Ярковой и ее команды открылось пространство «Угол» — настоящий угол в бывшем фабричном здании, где начинающие художники работают с новыми текстами и формами и куда приходит не испорченная театром аудитория. Волкострелов вместе с актрисой сначала провели кастинг среди казанской молодежи, а потом и сам спектакль по пьесе «Карина и Дрон». Герои пьесы белорусского драматурга Павла Пряжко, старшеклассники 15 лет, разговаривают друг с другом через гаджеты и живьем, разбираются в путаных отношениях, ездят из одной точки города в другую и заставляют зрителя прислушиваться к гулу времени, который еле заметно, но вполне определенно сопровождает нашу жизнь. Поставленные на постаменты в отдалении друг от друга, герои «Карины и Дрона» инсталлированы в музейное пространство — мы смотрим на них как на диковинные, но при этом сверхобыденные экспонаты, пришедшие на сцену прямо с улицы.

«Gala» (Компания Жерома Беля; совместный проект фестиваля NET, Театра наций и Французского института в России)

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Уникальная возможность увидеть сочинение французского хореографа Жерома Беля — концептуалиста, работающего над эмансипацией зрителя и низвержением роли художника как бога-демиурга. В его постановках участвуют любители — как The Show must go on, а также люди с особенностями развития — как в Disabled Theater. Для спектаклей Беля есть термин non-dance , то есть отказ от «хорошо сделанного» танца в пользу перформанса. «Gala» и в самом деле представляет собой гала-концерт — коллективное шоу с участием непрофессионалов, в котором физическое несовершенство тел не только не скрывается, но является объектом восхищения художника.

«Climax» (Компания Ясмин Годдер, Тель-Авив)

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Работа Ясмин Годдер, выпускницы школы мастера contemporary dance Марты Грэм, знакомит с новым именем современного израильского танца (хотя воспитывалась Годдер в Нью-Йорке). Изначально сделанный для выставочного пространства, «Climax» является одновременно исследованием специально разработанного языка движения и голоса. И шире — амбивалентности положения современного человека внутри маленьких сообществ и большого мира, которое оборачивается то покоем, то тревогой, так хорошо знакомой жителям Израиля.

«Разговоры беженцев» (Летний фестиваль искусств «Точка доступа», Санкт-Петербург)

«Разговоры беженцев»

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Счастливая идея сделать променад-спектакль на Финляндском вокзале в Петербурге принадлежала Константину Учителю, педагогу Театральной академии и великому умельцу фантазировать на любую увлекательную тему. Спектакль (а его можно играть на любом вокзале) номинировали на «Золотую маску» в категории «эксперимент». Но еще до «Маски» можно прогуляться с двумя героями брехтовской пьесы, Циффелем и Калле, которых играют два отличных питерских артиста — и . «Беженцы» с микрофонами-петличками мимикрируют под обычных пассажиров, растворяясь в толпе и снова материализуясь, как в фильмах про шпионов. А зритель будет следить (предварительно выбрав, как именно) за двумя живыми людьми, перемещаясь по кафе, вокзальным перронам и закоулкам, невольно примеряя на себя личину невидимок в штатском.

«Дыхание» (Театр наций)

«Дыхание»

Екатерина Григорьева/netfest.ru

Свежая премьера театра — камерный и очень чисто сделанный спектакль , экс-главного режиссера Новой сцены Александринки. После трехгодичной и очень насыщенной работы в Петербурге сделал версию пьесы британца Дункана Макмиллана, известной по спектаклю в «Шаубюне» (его, кстати, тоже показывали в рамках фестиваля NET). Стерильная, подчеркнуто лаконичная история двух одиночеств — мужчины и женщины, благополучно пребывающих в состоянии «отношений», которые на самом деле друг от друга далеки, как видеоизображение — от реального человека. Две хорошие актерские работы, и из новосибирского «Глобуса», концептуальное и очень красивое пространство художницы , звукосреда композитора , точная работа с физикой тела хореографа — в этом «Дыхании» есть все признаки «европейского театра», что бы это ни значило.

«Золотой осел. Разомкнутое пространство работы» (Электротеатр «Станиславский»)

«Золотой осел»

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Пятидневный проект , худрука Электротеатра «Станиславский», прописан в Москве — но, будучи включенным в афишу фестиваля NET, он невольно становится зрелищем уникальным. Так оно и есть: именно увидев всю картину целиком, зритель «Золотого осла» обнаруживает силу нового формата, смысл которого — в принципиальной незавершенности и открытости. Сложенные нелинейным образом по сюжетам романа Апулея части-модули сочинены очень разными режиссерами-учениками Юхананова и комментируются им самим тут же, в присутствии публики. Эти комментарии (выраженные иногда в мягком, иногда — в брутальном ключе, но всегда — максимально развернуто к общекультурному контексту) во многом являются подарком зрителю. Хоть неофиту, хоть профессионалу — обоим таким образом открывается возможность широкого, великолепно оснащенного ликбеза.

«Медея. Материал» (Творческое объединение ORTA совместно с Гете-Институтом Казахстана, при участии Казахской национальной консерватории имени Курмангазы)

«Медея. Материал»

netfest.ru

Решенный по рецептам «ландшафтного музыкального театра», этот проект Рустема Бегенова — попытка перекинуть мост между универсальным и уникальным, глобалистским и локальным, техногенным и наивным. Соединив тексты немца Хайнера Мюллера и казаха Олжаса Сулейменова, девушек из модельного агентства и музыку современного казахского композитора Санжара Байтерекова, русский и казахский языки, режиссер выскочил из гетто профессионального театра. Идея «Медеи» заключена в застревании сегодняшнего человека между разными культурами и временами — сегодня о мультикультурализме говорить больше не приходится, и двуязычный спектакль не о том, что все друг друга понимают. У Бегенова все в первый раз: и московский показ в рамках офф-программы NET, и создание нового казахского театрального центра; к этому режиссеру нужно присмотреться.

Выставка «Стена Кристофа Шлингензифа: между реальностью и воображением»
(куратор Маргарита Осепян. Государственная галерея на Солянке )

Выставка «Стена Кристофа Шлингензифа»

Фестиваль NET (Новый европейский театр)/netfest.ru

Сокровище программы нынешнего фестиваля — организованная при поддержке Гете-Института московская выставка немецкого художника, режиссера, акциониста Кристофа Шлингензифа, умершего в 2010 году в неполные 50 лет. Шлингензиф известен своими акциями, взрывавшими общественное пространство и становившимися причиной репрессий в адрес художника: так, после одного из уличных перформансов с участием безработных ему был запрещен вход в берлинский универмаг KDW. В конце 1990-х он создал мифическую политическую партию «Шанс-2000» и участвовал в выборах (эта затея обрела новое обличье уже в 2000-е, когда эстонский театр NO99 придумал партию «Единая Эстония» и баллотировался с ней в Рийгикогу, то есть в парламент этой страны). Словом, Шлингензиф — фигура острая, политически заряженная, радикальная и беспощадная к самому себе. На выставке, которая является частью цикла «Стены перформанса» галереи на Солянке, покажут видео из его перформансов и спектаклей, фрагменты интервью с художником и фотографии.£

», он же NET. Ежегодный праздник театрального урожая со всей Европы проходит уже в 18-й раз. В программу входят только экспериментальные работы, для кураторов Марины Давыдовой и Романа Должанского понятие «театр» не имеет четких границ и спектаклем может называться любое действо. Аббревиатура NET намекает на концепцию фестиваля - вовлечение российского зрителя в международный контекст, в мировую театральную сеть. The Village рассказывает о главных событиях 18-й программы.

«Праздники будущего»

Театр наций (малая сцена)

Режиссер

Тим Этчеллс

Крошечная английская труппа Forced Entertainment квартируется в маленьком провинциальном Шеффилде, что не мешает ей представлять актуальный британский театр на важнейших международных фестивалях - например, в Авиньоне и Эдинбурге. «Праздники будущего » - камерное разговорное шоу, напоминающее стендап на двоих: актеры Кэти Нейден и Джереми Киллик обсуждают перспективы человечества в формате мозгового штурма. За час с небольшим они выдвинут и тут же оспорят десятки гипотез, правдоподобных и безумных, шуточных и серьезных, пытаясь угадать, как изменятся политика, география, быт и физиология. Возможно, мы научимся менять тело, как одежду. Возможно, расы, нации и государства исчезнут. Или популяция сократится до шести человек, и каждому достанется по континенту. Это лаконичный, стремительный спектакль эпохи мессенджеров и твиттера, умный и в то же время развлекательный - нетипичное для театра сочетание.

«Разговоры беженцев»

Ленинградский вокзал

По приглашениям

Художественный руководитель

Константин Учитель

режиссер

Владимир Кузнецов

Зрители собираются на вокзале, чтобы подслушать беседу двух немцев, эмигрирующих из нацистской Германии. Их голоса непрерывно слышны в наушниках, но самих героев предстоит найти и опознать в толпе пассажиров. Для публики предусмотрены разные опции: можно оставаться на месте или преследовать кого-то из артистов. Необычный выбор места подсказан текстом: персонажи Бертольта Брехта - физик Циффель и рабочий Калле - рассуждают о политике и обществе на Центральном вокзале города Хельсинки. В годы Второй мировой, когда писалась пьеса, антифашист Брехт и сам был немецким эмигрантом в Финляндии. К слову, родная площадка спектакля - Финляндский вокзал Петербурга.

Постановка сделана на средства молодого петербургского фестиваля «Точка доступа», который целиком посвящен Site-specific art - искусству, созданному для конкретной локации и в диалоге с этой локацией. По заданию фестиваля художники и режиссеры обживают общественные пространства - парки, набережные, магазины, - всякий раз наполняя хорошо знакомое публике место новым содержанием. Зрители спектакля «Разговоры с беженцами» переживают прогулку по вокзалу как эстетический опыт, и для авторов это не менее важно, чем ревизия Брехта.

Vangelo

Театр наций (основная сцена)

От 700 рублей

Режиссер

Пиппо Дельбоно

Итальянец Пиппо Дельбоно - характерный персонаж эпохи, которую специалисты называют постдраматическим театром. Законы драматургии и режиссуры для него - ненужный балласт, равно как и нормы хорошего вкуса. Формат его спектаклей невозможно определить одним словом - то ли это драма, то ли танец, то ли перформанс. Артисты Дельбоно не прячутся за личинами персонажей, а представляют на сцене самих себя: в исполнителе режиссера интересует личность, а не сумма навыков. Поэтому в его постановках часто заняты люди с выдающейся биографией: скажем, любимец Дельбоно, неслышащий актер Винченцо Каннаваччиоло, известный под псевдонимом Бобо, больше 30 лет провел в психиатрической клинике, где его и нашел режиссер. Постановщик и сам регулярно выходит на сцену, что роднит его с художниками-акционистами и перформерами.

Vangelo переводится с итальянского как «Евангелие». Дельбоно поставил этот спектакль в память о матери-католичке, старавшейся перед смертью заинтересовать его религией. В этом проекте режиссер пытается помириться с Христом: он появляется перед зрителями убежденным атеистом и за полтора часа приходит к такому варианту христианства, который ему нравится. Все это с музыкой, дикими танцами и еще бог знает чем.

«Карина и Дрон»

Новое пространство Театра наций

От 1 000 рублей

Режиссер

Дмитрий Волкострелов

В Москве или Петербурге премьера режиссера Дмитрия Волкострелова - беспроигрышный вариант для открытия новой площадки. В Казани - другое дело, но руководитель арт-пространства «Угол» Инна Яркова все-таки рискнула. Дело в том, что Волкострелов предельно далек от энтертейнмента. Далеко не любой зритель согласится признать его работы спектаклями (проверьте себя: прослушать лекцию композитора Кейджа в исполнении двух невидимых артистов - это считается за визит в театр или нет?). Для постановки в Казани Волкострелов выбрал пьесу своего любимого драматурга Павла Пряжко «Карина и Дрон» о повседневной жизни школьников. В этом тексте толком нет сюжета, все 14 страниц - просто болтовня старшеклассников. Сверхспособность автора - феноменальный слух на будничную речь. Пьеса похожа на расшифровку диктофонной записи и вся состоит из реплик вроде «Давай лучше потом, на обратной дороге я бы с тобой поехала». Предмет интереса Пряжко - язык 15-летних, которым он овладел как родным: не каждый драматург сможет органично вписать в диалог «омномном» или «узбагойся».

Волкострелов своей постановкой нарушил, наверное, все театральные конвенции. Он отобрал непрофессиональных актеров-подростков, выстроил их на сцене в ряд, минимизировал освещение и отказался от микрофонов, предложив аудитории битый час пялиться на неподвижных людей, которых почти не видно и плохо слышно. Режиссер буквально иллюстрирует поговорку «чужая душа - потемки», только в роли чужого здесь - целое неизученное поколение., француза Жерома Беля, танец - не ремесло нескольких посвященных, а доступный каждому способ выражать эмоции.

Выводя любителей на настоящую театральную сцену наравне с артистами-профессионалами, хореограф реабилитирует искусство непрофессионалов, над которым принято подшучивать. В его системе координат не существует понятия «балетное телосложение»: танцевать могут худые, толстые, пожилые, молодые - было бы желание. В Gala участвуют в том числе люди с дополнительными потребностями - исполнители с синдромом Дауна, артисты, передвигающиеся в инвалидном кресле. Среди создателей проекта нет художника по костюмам - каждый сам решает, как будет выглядеть на сцене. Gala - альтернатива не только профессиональному танцу, но и профессиональному творчеству вообще: вместо того чтобы оценивать мастерство художника, зрителю предлагают принять и полюбить его индивидуальность.

фотографии: обложка, 3 – Pippo Delbono/Театр Наций, 1 – Hugo Glendinning/Forced Entertainment, 2 – «Точка доступа», 4 – Рамис Назмиев/Творческая лаборатория «Угол», 5 – R.B. Jérôme Bel

Можно ли увидеть на фестивале «NET – Новый европейский театр» ужасный спектакль? Конечно, да – хотя бы потому, что критерии «прекрасного» и «ужасного» у каждого свои, а понравится всем, разве что, купюра в 100 евро (ненавистники есть, поди, даже у Чарли Чаплина ). Но совершенно точно, что на NET"е не бывает ненужных, никчемных, необязательных спектаклей: арт-директора фестиваля Марина Давыдова и Роман Должанский идеально чувствуют, что такое живой актуальный театр.

NET-2016 открывается 17 ноября неожиданно камерно – почти stand up’ом британской группы Forced Entertainment «Праздники будущего» , занимательным футурологическим конгрессом для камерной аудитории: о том, что нас, возможно, ждёт, шеффилдские искусники расскажут с Малой сцены Театра наций . Но не спешите сетовать на нынешний скромный бюджет феста, в былые годы привозившего в Москву большие и дорогие постановки суперзвезд – Марталера и Фабра, Тальхаймера и ван Хове, Питера Брука, Кэти Митчелл, Жозефа Наджа, Корнеля Мундруцо, Деклана Доннеллана, Филиппа Кена: список можно длить и длить. В последние дни фестиваля компания израильского хореографа Ясмин Годдер покажет перформанс Climax, одно из главных событий летнего венского фестиваля Wiener Festwochen. Выдающийся французский хореограф Жером Бель устроит на большой сцене Театра наций Gala с участием непрофессиональных танцовщиков. А вторым, неофициальным открытием NET"а станет гастроль уникального итальянского режиссера Пиппо Дельбоно со спектаклем «Евангелие» .

Уничтожение границ между искусствами – генеральная тенденция современности, которую фиксирует NET: рядом со спектаклями разной степени нетрадиционности на фестивале есть место выставке великого немецкого хулигана Кристофа Шлингензифа (она открывается 24 ноября в галерее на Солянке ) и видеоинсталляции берлинского коллектива Anonymus «10 10 10» (с 20 по 28 ноября в Новом пространстве Театра наций ). Логическая кода фестиваля – Climax Ясмин Годдер, радикальный микс физического театра и contemporary art, где ничто не разделяет танцовщиков и зрителей, а политический контекст рождается из близости наблюдателей и артистов.

Впрочем, и для «Евангелия», заключенного в привычный прямоугольник сцены, понятие границ относительно. Его автор Пиппо Дельбоно – грузный человек с замечательной пластикой, доверяющий своему только кажущемуся неуклюжим телу. Актер и режиссер, делающий достоянием общественности свою жизнь, семью, память, грёзы, политические и эротические пристрастия – в поэтических фильмах-эссе и многофигурных театральных композициях: труппа Дельбоно – по сути, его семья, и её маленький солдат – глухонемой 80-летний Бобо, освобожденный Дельбоно из психиатрической клиники, после 50 лет заточения, – для Пиппо не менее важен, чем его недавно скончавшаяся мать (она когда-то и спрашивала блудного неверующего сына, отчего бы ему не инсценировать Евангелие? ). В «Евангелии», как всегда у Дельбоно, – хотя нет, острее, чем всегда – «личное» сливается с «общественным»: среди героев спектакля – настоящие герои нашего времени, беженцы из Сирии, Афганистана и Африки, угроза (или надежда? ) старой Европы. У этого спектакля есть «двойник» – одноименный фильм, показанный на . Театральное «Евангелие», увидеть которое может только «чистая», обеспеченная публика, Пиппо посчитал буржуазным и, дабы вернуть теме ясность, а себе – смысл жизни, отправился в лагерь беженцев, чтобы разыграть тот же сюжет с нелегальными эмигрантами, ожидающими решения своей судьбы в новом европейском лимбе.

NET традиционно открывает новые театральные пространства – причем, буквально: так один из самых незабываемых проектов, спектакль-«бродилку» английского театра dreamthinkspeak «Не оглядывайся» играли в цехах «Фабрики»: они превращались в царство мертвых, по которому блуждали уподобившиеся Орфею зрители. В 2016-м на NET’е тоже будет свой Аид – проект «Театра.doc» «Тибетская книга мертвых» ; его играют в заброшенном депо на Курском вокзале. А рядом в афише – спектакль, привязанный всё к той же больной теме вынужденной эмиграции – это «Разговоры беженцев» Константина Учителя и Владимира Кузнецова, «внедряющие» пьесу Бертольта Брехта в реальное пространство: в Москве это Ленинградский вокзал.

Возвращаясь к звездам режиссуры, без которых немыслим NET. К ним без натяжки можно причислить и нашего соотечественника Дмитрия Волкострелова. NET привозит спектакль «Карина и Дрон» , поставленный им по пьесе Павля Пряжко в казанской творческой лаборатории «Угол» – с начинающими актерами, ровесниками героев пьесы о современных тинейджерах, чьи отношения и даже язык для многих сродни инопланетным. Спектакль начинается со слов Карины «Хочу съесть бигмак и большую картошку », заканчивается репликой Дрона «Зашкалило на косплей », между ними – 55 минут подростковой трепотни, непонятной, странной, смешной и бездонной. Большинство ремарок драматурга – вроде «целуются, обнимаются, прощаются », «берет планшет, переписывает домашнее задание на листик » – режиссер либо сводит к аскетичной пластике (в прямой контакт шестеро героев не вступают и с мини-подиумов вдоль сцены ни разу не спускаются ), либо заменяет игрой света, либо вообще игнорирует. Но вот вступительную ремарку Пряжко – о громком тягучем звуке, вроде бы шедшем из недр Земли в 2012-м году, – Волкострелов материализует: гул, смешивающийся с обычным городским шумом, беспрестанный. И предполагает множество трактовок: это и не поддающийся рациональному объяснению саунд Вселенной. И мощный барьер – между героями с их teenage angst’ом, микроскопическими трагедиями, любовными объяснениями, необходимостью перекрикивать друг друга. Между поколениями – за старшее отвечает публика, которой приходится напряженно вслушиваться в текст. Между индивидуумами, для которых ни одно новое время не отменит проблему экзистенциального одиночества. Космические темы, космический спектакль.

Один из ярчайших театральных фестивалей России вновь порадует зрителей прорывными работами европейских драматургов и смелыми экспериментами отечественных служителей Мельпомены.

С момента своего появления в 1998 году, «Новый Европейский Театр» или NET прочно закрепил за собой образ «передового форпоста» прогрессивной западной сцены на постсоветской почве. Создатели арт-форума поставили перед собой цель привнести в столичный, – а, в более широком понимании, и в русский, – культурный ландшафт все самое смелое и авангардное, чем живут сегодня ведущие театры Европы. Сделать Москву международным полюсом притяжения, где будут встречаться «новые волны» европейского и российского искусства. Для решения столь масштабной задачи «Новый Европейский Театр» использует богатейшую жанровую палитру современного театра – от новаторского взгляда на классическую драму до мультимедийного перформанса.

Площадками фестиваля NET ежегодно становятся лучшие культурные пространства столицы, среди которых – Театр Наций, Центр им. Вс. Мейерхольда, Электротеатр Станиславский, Государственная галерея на Солянке. Согласно духу новаторского творчества, лежащему в концептуальной основе NET, действие фестивальных показов легко покидает «насиженные» театральные подмостки. Живыми декорациями для спектаклей и танцевальных представлений становятся музейные залы, ночные клубы или депо московских вокзалов. К основным площадкам театрального фестиваля обычно присоединяется уютный лофт «Боярские Палаты» в здании Союза театральных деятелей России, где разворачивает свою работу Фестивальный клуб NET.

Цена билетов фестиваля NET – от 700 рублей. Часть мероприятий культурного форума доступна для бесплатного посещения.