Искусство краткое определение. Понятие «искусство». Виды и жанры искусства. Задачи искусства. Художественная роспись по керамике

Искусство представляет собой уникальный вид деятельности человека, который направлен на образное (художественное) познание мира, формирующие творческие способности человека, связанное с восприятием мира по законам красоты.

Особенности и специфика искусства:

Главной особенностью искусства заключается в создании особого творческого языка, языка – художественных образов. Художественные образы всегда ассоциативны, содержат в себе сравнения, требуют творческого подхода, предполагает соединение творческого вымысла с реальным опытом художника. Помимо этого создание художественного образа предполагает единство и тесное взаимодействие рационального и эмоционального начала.

Способы создания художественного образа и произведения:

В теории искусства принято выделять три базовых способа создания художественного образа:

  1. От прототипа художественного образа к типу художественного образа.
  2. Создание художественного образа безотносительно конкретного лица или события.
  3. Диалектический способ создания художественного образа, единство формы образа и его содержания.

Форма художественного образа – это выразительные средства, с помощью которых создается творческое произведение.

Какие существуют виды искусства?

Классификация искусства:

1. Пространственные виды искусства , при котором художественный образ выражается в реальной форме и в пространстве (архитектура, скульптура, живопись).

2. Временные виды искусства (музыка, литература)

3. Пространствено-временные (кино, театр, цирк).

Для чего существует искусство, каковы его функции?

Функции искусства:

1. Познавательная функция искусства (предмет познания – весь мир): специфика творческого познания – открытия в искусстве несут в себе открытия в обличии человеческих взаимоотношений. Искусство выводит опыт одного конкретного человека на общечеловеческий уровень. Искусство способно к опережающему отрешению действительности.

2. Воспитательная и идеологическая функция искусства . Искусство обладает способностью внушать, формировать определенные эстетические идеалы и представления, нести определенную идеологию. Воспитательная функция не является первичной, но влияние этой функции нельзя недооценивать, воздействие может происходить не заметно для человека и общества.

3. Коммуникативная функция искусства . Эта функция может быть реализована как диалог между человеком, создающим художественный образ и воспринимающим его обществом, так же в рамках этой функции раскрывается диалог между людьми разных поколений эпох, стран, культур и этносов.

4. Эстетическая и этическая функция искусства . Важнейшая функция искусства, связана с эстетическим наслаждением от восприятия художественного образа и формирование определенных культурных установок.

Всемирно-историческое назначение искусства - воспринимать мир во всей его полноте, сохранять целостность личности, культуры и жизненного опыта человечества. 1. Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Искусство - творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника. Например, порабощенный исландский народ создавал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные герои-богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы о свободе и независимости. Мечты народа об освобождении от власти татаро-монгольского ига отражены в русских былинах. Эротизм кино и романов XX в. во многом определил сексуальную революцию 60 -70 гг. 2. Компенсаторная (искусство как утешение). Воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности. Компенсаторная функция имеет три основных аспекта: отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный); утешающий; способствующий духовной гармонии человека (собственно ком пенсаторный). Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство способно утешить человека, увести его в мир грез. Своей гармонией оно дает человеку равновесие, порой помогающее ему удержаться на краю пропасти, дает возможность жить дальше. 3. Познавательная (искусство как знание и просвещение) Философия Платона и Гегеля считала искусство низшей формой познания истины, проявляла недоверие к познавательным возможностям искусства. Однако они огромны, их нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Из романов Ч. Диккенса можно узнать о жизни английского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов той эпохи, вместе взятых. Формула воды Н2О, но в ней нет прелестного журчания ручья, напоминающего голос любимой, нет лунной дорожки на поверхности моря, нет таких бурлящих волн как на картине И.В. Айвазовского «Девятый вал». Конкретно-чувственное богатство и сотни свойств воды остаются за пределами научного обобщения. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в самые глубины психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли, раскрывает источники и побудительные мотивы действий и поступков людей. 4. Коммуникативная (искусство как общение). На коммуникативности искусства основывается его современное рассмотрение как знаковой системы. Искусство имеет свои условности. Многие виды искусства (музыка, живопись, танец) не требуют для их понимания перевода на другие языки. Искусство сближает людей, позволяет им лучше узнать друг друга (культурный обмен между странами). 5. Воспитательная (искусство как катарсис). Искусство формирует целостную личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством, оно проявляется подсознательно. Аристотелевская теория катарсиса состоит в том, что показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Человек обогащается опытом других людей и быстрее и качественнее вырабатывает собственные ценностные установки. 6. Эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации ). Искусство формирует художественный вкус, способности и потребности человека, пробуждает его творческое начало. 7. Гедонистическая (искусство как наслаждение). Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер, и еще древние греки отличали его от плотских удовольствий. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды. Также по праву принадлежащим искусству можно выделить функции: внушающую, информационную, анализирующую, предвосхищения.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особыйсинкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства - это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства - звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности - роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы - драма, эпос и лирика и многочисленные жанры - трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки - опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца - вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи - портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили - готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, - посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств - оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

    по количеству использованных средств - простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

    по соотношению произведения искусства и реальности - изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

    по отношению к пространству и времени - пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);

    по времени возникновения - традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

    по степени применимости в быту - прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Каждый культурный человек стремится использовать свой досуг для того, чтобы прочитать книгу, пойти в кино или театр, послушать музыку. Почему же именно искусству отдаем мы свой досуг? Не потому ли, что оно дает нам возможность получить эстетическое наслаждение?

Однако ни нарочитая назидательность, ни пустое развлекательство не способны доставить нам подлинного, глубокого эстетического наслаждения. Его мы испытываем лишь при восприятии тех произведений, содержание которых идейно значительно и вместе с тем художественно. В этом случае от произведения искусства мы получаем такие познания и впечатления, которые обогащают наш собственный духовный мир, пашу человеческую личность. А эти впечатления необычайно многообразны и многоплановы. Их совокупность мы называем эстетическим переживанием.

Эстетическое переживание - явление сложное по своей природе. Во-первых, сложен сам его предмет, т. е. художественное произведение, воспринимаемое человеком. В нем отражается целый ряд явлений: правдивые картины человеческой жизни, нравственность и психология личности определенной эпохи, разные моменты идеологического порядка (идеи, представления, идеалы и т. д.). Бесполезно было бы, например, пытаться выделить какое-либо одно чувство, рождающееся при восприятии подлинно художественного творения. Разве спектакль дает нам удовлетворение только тем, что мы благодаря ему узнали многое о жизни? Или тем, что мы оказались очевидцами столкновения человеческих страстей, к которым невозможно остаться безучастным и которые потрясают? Или тем, что художник всегда воплощает в произведении свои сокровенные думы, чувства и идеалы, адресуя их нам? Или тем, что спектакль прекрасен по форме и поражает режиссерскими находками и актерским исполнением? Нет, эстетическое переживание, которое мы испытываем начиная с того момента, как погас свет и раздвинулся занавес, не однозначно, а многогранно, как и его предмет - данный спектакль.

Во-вторых, впечатления от произведения рождаются в сознании, в воображении человека. Поэтому эстетическое переживание связано с идейными, нравственными, психологическими ассоциациями, обусловленными жизненным опытом человека. Все это обогащает воспринимаемый художественный образ, дополняет или дорисовывает его, подтверждает или опровергает мысль художника, выраженную в нем. Эстетическое переживание зависит не только от характера произведения, но и от человека, его воспринимающего. С этим связана огромная эмоциональная убедительность и «заразительность» искусства, его способность потрясти человека, переубедить его, если он занимает неверную позицию, заставить его рассмеяться или заплакать, поверить в то, что рассказывает художник, верный принципу художественной правды.

Целостное восприятие и воздействие искусства обусловлены жизненностью художественных образов, воспринимаемых человеком как конкретные явления (будь это реальные предметы или переживания). Неверно полагать, что какая-то часть содержания искусства воздействует на мировоззрение человека, другая - на нравственность, третья - на его вкус и что все эти «части» механически отделены друг от друга. Нет, искусство воздействует всем своим содержанием на все способности человека. И только в теории мы можем и должны выделить разные способы, формы этого воздействия. Это помогает нам глубже, всестороннее понять эстетическую потребность человека в искусстве социально богатом, неизмеримо более содержательном, чем простое развлечение.

Искусство - «вымысел»! Лишь сравнительно небольшое число произведений прямо заимствует свой материал в жизни. Никогда не было реальной Анны Карениной, чеховского Дымова, не существовало именно того революционера, который входит в комнату своих родных в репинской картине «Не ждали». И даже, когда художник использует для создания своих образов реальные прототипы, он их видоизменяет, по-иному строит их судьбу: профессор Полежаев («Депутат Балтики») - и Тимирязев и все же не Тимирязев, Шахов («Великий гражданин») - это и Киров и вместе с тем не Киров.

Огромной работы ума и сердца требует от художника глубокое проникновение в жизнь, сильное и концентрированное обобщение ее пестрого материала, интенсивное и до конца отчетливое выражение в произведении виденного, передуманного и пережитого. И большой душевной работы требует восприятие любого настоящего создания художника. Леность мысли и мелочная чувствительность непозволительны при встрече с художественным шедевром. Он всякому способен дать удивительно мощное наслаждение, порою граничащее с потрясением, но это требует от человека не только многое освоить, но многое и потратить; истинное искусство вознаграждает нас сторицей. Щедрость души, столь необходимая художнику, нужна и тому, кто хочет по-настоящему наслаждаться искусством.

«Над вымыслом слезами обольюсь», - говорил о поэзии Пушкин. И это именно так, потому что искусство на самом деле совсем не «вымысел» в смысле какой-то произвольной прихоти творящего, а конденсация колоссальной жизненной мудрости, огромного опыта народа, поколений передовых людей человечества. В этом секрет власти настоящего искусства над людьми.

Оно подымает человека, укрепляет его дух, будит его мысль, является могущественным средством формирования в людях всего подлинно человеческого.

Люди видят в искусстве мудрого и чуткого наставника. И когда этот наставник несет человеку фальшивые мысли, будит фальшивые чувства и стремления, не у всякого хватает проницательности сразу разглядеть оскорбительный обман. «Сладкозвучные» стихи талантливого Бальмонта нанесли большой вред многим легковерным головам и неопытным душам. Они несли в себе яд самовлюбленности и мелочного эгоизма, убеждали, что настоящая красота в вычурной жеманности, толкали презирать все лучшие, веками выстраданные идеалы борющегося за счастье человечества.

Что дает нам настоящее искусство? Прекрасные художественные произведения потрясают нашу душу, вызывают слезы, восторг, негодование, оставляют глубокий след в сознании. Исчезает радость первого, непосредственного впечатления, но произведение не забывается! Благодаря ему мы узнали вдруг о тех сторонах жизни, которые, быть может, были до сих пор нам неизвестны, мы на многое посмотрели с иной точки зрения, «иными глазами». Искусство открывает путь к знанию о прошлом народов, об их быте и нравах, об общественных порядках, которые для нас являются давно пройденной историей, о национальных героях. По произведениям Пушкина, Руставели, Толстого, Шевченко, Репина, Сурикова, Мусоргского, Чайковского и других великих художников нашей Родины мы познаем историю и людей страны. Кинематограф переносит нас в отдаленнейшие страны, города и села, знакомит с пейзажами и архитектурными памятниками, а главное - с людьми. Чувства и мысли, характеры и поступки человека, решения жизненных проблем, а также многое другое открывает нам искусство. Оно, следовательно, имеет громадное "познавательное значение. Противоречит ли это значение искусства его эстетическому воздействию на человека? Конечно, нет! Эстетическое наслаждение включает в себя радость открытия, обогащения сознания новыми впечатлениями. Поэтому механическое повторение старых, избитых сюжетов и образов в отдельных произведениях никогда не вызывает активного интереса в массах народа.

Искусство

Предмет -

Цель

Функции искусства :

· эстетическая

· социальная -

· компенсаторная -

· гедонистическая

· познавательная

· прогностическая

· воспитательная

Виды искусства

Литература

Музыка

Танец

Живопись

Архитектура

Скульптура

Декоративно-прикладное

Театр

Цирк

Кино

Фотография

Эстрада

Понятие о художественном образе в искусстве.

К изобразительным искусствам безоговорочно относят живопись, графику, скульптуру. Одним из ключевых принципов создания образов служит здесь принцип подражания – мимесис. Образы строятся как подобия реальных предметов или явлений, они узнаваемы и рассчитаны на зрительное восприятие. Созданный художником образ как бы отсылает зрителя к своему источнику – прообразу или прототипу.

Выразительными искусствами считаются музыка, танец, архитектура. Образы, создаваемые этими искусствами не имеют прямых прообразов среди окружающих предметов или явлений, они могут вызывать лишь некоторые ассоциации. Произведения музыки, архитектуры создаются не на основе наблюдения конкретных явлений, а на основе «суммарных» впечатлений от действительности, которое художник черпает из своего внутреннего мира.

Поэзия, театр, кино занимают промежуточное положение – выразительность и изобразительность присущи им в равной степени. Такому соединению способствует соединение на сцене или на экране достижений других искусств.

Несколько сложнее обстоит с поэзией или словесным искусством. Главная особенность поэзии заключена в ее особом материале – слове. Слово обладает многоплановостью воздействия: несет в себе идейное содержание – мысль, создает зримые картины - образы, обладает выразительной «телесностью» – фонемой.


Искусство Древнего Египта

В божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего религии. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами.

В эпоху Древнего царства уже сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Считалось, что после смерти наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог счастливо жить за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле - вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. В гробницу помещали портретную статую умершего. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица остается отвлеченным, психологически не расшифрованным. По крайней мере в Древнем царстве портреты были спокойно-бесстрастными. Множество небольших статуэток - так называемых "ушебти" - заменяли покойному слуг. На стенках гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий. Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Ведущие художники - зодчие, скульпторы и живописцы (особенно зодчие) - были высокопоставленными лицами, их имена были известны и окружены почетом. В Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй: стоящей - фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей - руки симметрично положены на колени или одна рука согнута с локте, торс также выпрямлен, взор также устремлен вдаль. Сдержанной и непестрой была и раскраска - рельефы всегда раскрашивались. Преобладали сочетания желтых и коричневых с голубыми и зелеными - тона земли и безоблачного неба Египта.

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не оставалось совершенно тем же самым. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территориях номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не осмеливался на сооружение таких фантастически-гигантских усыпальниц, как Хеопс и Хефрен. Можно заметить известную двойственность в эволюции стиля. С одной стороны - снижается пафос монументальности: поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то и в искусстве, особенно в искусстве местных школ, появляется оттенок сниженности, обиходности. Отсюда усиление жанровых "вольностей" в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. Зато много непосредственности в мелкой пластике Среднего царства - деревянных и фаянсовых статуэтках слуг, пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов. В массе своей эти фигурки исполнены на другом уровне мастерства, чем статуи фараонов и вельмож: довольно примитивно, ремесленно. Часто они комбинировались в группы, в целые жанровые сценки. В Древнем царстве стены усыпальниц расписывались редко, преобладали раскрашенные рельефы. Теперь их все чаще заменяли живописью темперой, вероятно, просто потому, что это менее трудоемкая работа, да и не всякий камень годился для высекания рельефа. Однако росписи имели и свои художественные преимущества, допуская большую гибкость рисунка и богатство цвета.

Искусство Нового царства импозантно и величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой. Естественно, что при таком наплыве светских мотивов со старыми изобразительными канонами начинают обращаться свободнее. Хотя прежняя фризово-ритмическая композиция и прежняя трактовка фигур сохраняются, все чаще появляются непривычные позы и ракурсы - в фас, в три четверти, даже со спины: фигуры заслоняют одна другую; рисунок, сравнительно с прежним, становится изысканным. Живописные вольности редко допускались в росписях царских гробниц - там каноны сохранялись строже - но в границах номархов художники отваживались на новаторство.


Древнегреческая скульптура.

В начале периода архаики в статуях VII века до н. э. - корах и куросах - возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. К числу хорошо сохранившихся женских фигур относится «Богиня с гранатом» из Кератеи, «Богиня с зайцем» из Герайона. Ярким примером мужских изображений является скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная Полимедом Аргосским.

Одновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Здесь важнейшую роль играет рельеф, дающий по сравнению со статуями более широкие возможности для повествовательных композиций на мифологические темы. Ранним примером решения композиции фронтона является скульптура храма Артемиды в Керкире.

Одним из раннеклассических примером взаимодействия скульптуры с архитектурой являются фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина, изображающие войну греков с троянцами. Старой, ещё архаичной чертой композиции западного фронтона является стоящая по центру фронтальная фигуры Афины. Вместе с тем в фигурах воинов, в особенности в изображениях павших и умирающих, лежащих в узких углах фронтона, много нового. Особенно отличается одна из фигур восточного фронтона, передающая постепенное угасание жизненных сил павшего. Характерно исчезновение архаической улыбки, присутствующей ещё на первом фронтоне.

Одним из важных памятников, знаменующих собой переход к высокой классике, считается бронзовая статуя Посейдона. Бог моря представлен в шаге, занесшим руку, некогда державшую трезубец. Здесь, как представляется, впервые была решена задача сочетания грозного, энергичного движения и монументальной устойчивости фигуры.

В период Поздней классики греческая скульптура, не утратив своего совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим столько замечательных произведений в век Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота. Изменился также материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения.

Живопись модерна

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.

В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, всё изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром.

Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетались в причудливый узор, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ.

Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические сюжеты (война, смерть, грех, любовь), мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти (трепет, игру, вихревое движение). Благодаря таким качествам живописный язык модерна нередко использовали символисты для воплощения своих идей и образов.

С живописью модерна связаны П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, Е. Поленовой, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России.


Архитектура модерна

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки - все тщательно проектировалось в едином стиле.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.

Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо(сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.

В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Другие архитекторы, напротив, мало опирались на наследие прошлого, щеголяли свободой творчества и, в поисках новых решений, часто вступали на путь изобретательства.


Живопись М. Врубеля

Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы, причем в русле церковного искусства.

Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан", "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень", пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Экспрессивно-драматичны и портреты. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" – в картинах "Демон" и "Демон поверженный".

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", Портрет Валерия Яковлевича Брюсова), – работ, переходных от модерна к авангарду. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.


Понятие искусства. Виды искусства и их характеристика.

Искусство - особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Предмет - мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства - художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Средства для воспроизведения реальной действительности : для литературы это слово, для музыки - звук, для изобразительного искусства - цвет, для скульптуры - объем.

Цель искусства двойственна: для творца - это художественное самовыражение, для зрителя - наслаждение красотой.

Функции искусства :

· эстетическая - позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

· социальная - искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

· компенсаторная - позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

· гедонистическая - отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

· познавательная - позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

· прогностическая - отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

· воспитательная - проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Виды искусства - это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы - драма, эпос и лирика и многочисленные жанры - трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную и инструментальную. Жанры музыки - опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца - вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи - портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили - готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, - посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств - оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • Искусство

В широком смысле искусство означает искушенность, мастерство, творческое самовыражение в том, где можно достичь совершенных результатов. В более узком смысле это творчество, следующее законам красоты. Произведения искусства, даже созданные по этим законам, остаются реальными свидетельствами человеческой, национально-исторической и общественной жизни своего времени.

Предметы искусства, созданные в далекие века и дошедшие до , позволяют и получить наслаждение и почувствовать мысль автора, обращенную к потомкам. Шедевры, которые человечество получило в наследство от Древнего Египта и Греции, до сих пор являют нам непревзойденные образцы мастерства и вдохновения, которые связь между многими поколениями людей и их единство в восприятии прекрасного.Ценность искусства в том, что оно являет собою единство между субъектом, человеком, и объектом – изучаемым произведением искусства, в котором в обобщенном виде передаются переживания человека. Ценность его состоит в том, что зритель или читатель имеет возможность прикоснуться к тому, что волновало автора , согласиться или поспорить с ним, сопоставить свои поступки и мысли с героем этого произведения. Это диалог без слов, на уровне мыслей и чувств, который может вызвать эмоции гораздо более сильные, чем просто беседа между двумя людьми.Такие произведения искусства, как эпос, танец, скульптура, поэзия или пантомима очень различаются между собой по особенностям средств и способов отражения изображаемых в них жизненных событий. Но на каждом их них лежит четкий отпечаток национально-исторического периода, в котором они были созданы, и обобщенно передаются особенности переживаний и чувств людей того периода. Лев Толстой определил искусство как способ обмена чувствами между людьми, тогда, как науку он называл способом обмена мыслями. Искусство позволяет другим людям почувствовать отношение автора и посмотреть на происходящее через мысли и чувства художника. Искусство, таким образом, дает нам возможность расширить свое сознание и обратить внимание на те жизненные явления, которые не оставили равнодушным автора произведения.Искусство воздействует и на эмоции, и на интеллект человека. Оно подсознательно помогает формированию его системы ценностей и установок, а не просто побуждает человека к действию. Влияние искусства на человека и его мировоззрение трудно переоценить, оно пробуждает духовные способности человека, взывает к его лучшим качествам. Вот почему нам так необходимо искусство.

Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил мировое наследие художественной культуры. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Таким образом, эстетическая функция является основополагающей для искусства.

Люди ценят образы искусства за то, что они доставляют нам наслаждение: радуют глаз, ласкают ухо, но самое главное - радуют душу своей гармонией, возвышают ее, когда мы приобщаемся к творческому полету гения. В этом состоит самая приятная, гедонистическая функция искусства.

Искусство всегда было прекрасным общественным посредником, выполняло функцию социальной коммуникации. Художник стремится донести до людей свои переживания, при этом эстетический объект способен порождать множество "прочтений" своего смысла. Более того, многообразие возможных трактовок свидетельствует о глубине созданного художественного образа. В этом "секрет" произведений, ставших классическими. В их число попадают те, которые способны вновь и вновь пробуждать в людях эстетическое чувство; те, в которых любое поколение может открыть адекватные своим запросам смыслы. Искусство - посредник в коммуникации не только между автором и публикой. Люди с неподдельным интересом поддерживают между собой разговор о музыке, книгах, фильмах, что способствует общению и познанию внутреннего мира окружающих.

Искусство выступает специфической формой познания мира, "мышлением в образах". Выполняя познавательную функцию, искусство несет нам особое знание о мире. Это знание о социальных и духовных процессах подчас глубже научного. По крайней мере, литература знает о душе человека не меньше, а то и больше, чем специальная наука психология. Но дело не только в том, что искусство дает то же знание, что и наука, оно дает ценностно-окрашенное знание, сразу выделяет в нем важное и значимое для людей. Так, искусство не раз выполняло функцию предвосхищения, предупреждая об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.

Произведения искусства оказывают сильнейшее воздействие на ум и чувства людей, воспитывая у нас представления о правильном положении вещей. Эстетически приятное становится для нас символом нравственно-положительного, художественное произведение исподволь внушает определенную ценностную ориентацию. Нельзя переоценить воспитательную функцию иссусства.

В истории существовали группы деятелей искусства, которые сознательно стремились формировать общественное мнение и считали художественное творчество лучшей формой пропаганды общественных идей. Такова была литература эпохи "Бури и натиска" в Германии (60-70 гг. XVIII в.), когда романтизм как художественное направление стал средством критики косной немецкой действительности. Аналогичные задачи ставило перед собой русское товарищество художников-передвижников (XIX в.), чьи полотна стали форменным обличением тяжелого положения простого народа.

Общество в целом также стремится поставить силу искусства на службу своим интересам. Военные марши должны приободрять солдат в трудных переходах (а раньше и на поле битвы). Красота соборов, музыка и пение во время церковной службы должны возвышать душу верующего и укреплять его религиозные чувства. Развешанные по городу плакаты призваны внушать его жителям различные идеи: от патриотических до коммерческих. Реклама так широко использует художественные средства, что сама уже стала претендовать на звание особого вида искусства.

Описанная выше позиция основана на убеждении, что искусство играет в обществе служебную роль, оно должно положительно воздействовать на жизнь, т.е. самая главная его функция - общественно-преобразующая. Те произведения, которые не выполняют этой задачи, не имеют ценности. Они бесполезны, а может быть даже вредны, так как не отвечают господствующим общественным интересам. Подлинное же искусство должно давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала.

Между тем социальные и нравственные идеи, "общественное благо" могут быть результатом художественной деятельности, но не должны быть ее главной целью. Если создатель начинает работать по теории, по заказу, по указке, произведение оказывается "правильным", но зачастую малоинтересным.

Поскольку искусство действует через чувства, разум при этом может и не заметить, какие ценности завладевают душой. Произведение искусства часто словно завораживает нас, выполняя функцию внушения, подсознательного сообщения идей и смыслов.

Страх перед неконтролируемым, "опьяняющим" действием искусства иной раз был так велик, что всякое общение с ним считалось безнравственным. Пуританская мораль (XVII-XVIII вв.) объявляла танцы "бесовскими", стремление украшать жилище - "суетным", отвергала любую литературу, кроме нравоучительной. В рассказе Л.Н. Толстого "Крейцерова соната" развивается идея о том, что иная музыка настолько чувственна, что развращает людей, например, подталкивает женщину к измене мужу. В современном обществе не раз ставился вопрос о том, как защитить нравственное и психическое здоровье людей от разрушительного воздействия иной аудио - и видеопродукции.

Чтобы художественное произведение было эстетически значимым, в нем должно быть запечатлено нечто великое и универсальное, что позволит произведению пережить свое время, а его создателю почувствовать себя творцом непреходящих ценностей. Такие работы оказываются наиболее соответствующим общественным интересам, только не сиюминутным задачам, а глубокой потребности человечества стать совершеннее. Из века в век, несмотря на смену направлений, стилей, приемов, гуманизм оставался смысловым стержнем искусства, искусство выполняет гуманизирующую функцию.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Виды искусства отличаются друг от друга, как предметом изображения, так и использованием различных изобразительно-выразительных средств и приемов.

Архитектура

Архитектура - вид искусства, целью которого является создание зданий и сооружений для жизни и деятельности людей. Архитектура призвана служить удовлетворению как утилитарных, так и духовных человеческих потребностей, поэтому в ней воедино сливаются польза и красота, техническое и эстетическое начала. Этот вид искусства использует исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов, включающую выбор архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений, формирующих архитектурный стиль той или иной эпохи или национальной культуры.

Наряду с жанрами гражданской и промышленной архитектуры в преобразовании предметной среды большое значение имеет "архитектура монументальных форм": речь идет о мостах, триумфальных арках, телевизионных мачтах. В разработке пространства городов не меньшую роль играет и "архитектура малых форм" (киоски, урны, тумбы для рекламы, фонарные столбы и т.д.) Весьма привлекательные результаты дает и садово-парковое искусство, включающее в себя ландшафтную архитектуру (скамейки, беседки, гроты и т.п.).

Изобразительные искусства

Изобразительными искусствами называются виды художественного творчества (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), воспроизводящие конкретные явления жизни в их видимом предметном облике. Здесь художественный образ воплощает зрительное восприятие мира в пространстве, но не во времени.

Живопись представляет собой вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основным изобразительным приемом является колорит, система цветовых сочетаний. Живопись разделяется на монументальную (роспись фасадов зданий, стен, потолков) и станковую (собственно картины). Основными жанрами живописи являются:

пейзаж - изображение природы, сельский, городской, индустриальный пейзаж;

натюрморт - изображение естественных предметов (цветов, фруктов, дичи, рыбы, бытовых вещей);

сюжетно-тематическая картина - исторического, батального, жанрово-бытового содержания;

портрет - изображение человека.

Особое место в живописи занимает миниатюра - произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве. Миниатюры выполняются гуашью, акварелью, эмалью, маслом, лаком, темперой.

Графика основана на однотонном рисунке и использует в качестве изобразительных средств контурную линию, точку, штрих, пятно. В зависимости от назначения графика делится на станковую, представляющую собой оригинальные произведения, имеющие самостоятельное значение, и на прикладную-печатную (гравюра, литография, офорт, карикатура и т.д.).

Скульптура воспроизводит действительность в объемно-пространственных формах. Основные материалы, применяемые в скульптуре: камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию и трактовке образов скульптура делится на:

монументальную (памятник, монумент, многофигурный рельеф);

станковую (портрет, жанровые сцены, статуи);

скульптуру малых форм (игрушки, медали, резьба по камню).

По форме изображения различают:

объемную трехмерную скульптуру, допускающую измерение по высоте, толщине, ширине и обход со всех сторон;

рельефно-выпуклые изображения на плоскости, которые подразделяются на:

барельеф (низкий), применяемый на монетах и медалях);

горельеф (высокий), используемый в монументальной и станковой скульптуре;

контррельеф (вогнутый), применяемый на печатях и различных формах.

Фотография - один из новых видов искусства, порожденных техническим прогрессом. Современный фотографический снимок - это не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем выбора объекта фотографирования, освещения, специального наклона аппарата может создать подлинно художественный образ.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - один из древнейших видов творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных как для практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. Большим разнообразием отличаются технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, вышивка, роспись и др.

Литература

Литература - письменная форма искусства слова - являет-ся наиболее аналитическим из всех видов искусства. Литература при помощи своего главного изобразительного и выразительного средства - слова - создает "художественную действительность", живое бытие образов.

Литература делится на три рода:

К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка. Эти произведения сюжетны, в них действительность и человеческие судьбы раскрываются наиболее развернуто. Специфической чертой эпической литературы является повествование в сочетании с монологами и диалогами персонажей.

К лирическим произведениям относятся стихотворные жанры, такие как: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Предметом выражения в лирике являются внутреннее состояние, переживания и настроения человека. Субъективные переживания, хотя и связаны с мыслями и чувствами самого автора, в поэтическом тексте приобретают общезначимые характеристики.

Драма предназначена для сценического воплощения. Ее жанрами являются: собственно драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и др.

Музыка

Музыка - вид художественного творчества, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы. Музыкальный звук появился как результат творческой деятельности сознания и общего развития художественной культуры. Интонация является главным выразительным средством музыки. Другими компонентами музыкальной выразительности становятся: мелодия, лад, гармония, ритм, метр, темп, динамические оттенки, инструментовка.

Жанровое многообразие этого вида искусства складывается из оперной, симфонической, камерной, инструментальной, вокальной, вокально-инструментальной музыки.

Синтетические искусства

Под синтезом искусств понимается органический союз равноправных, самостоятельных видов искусства.

Театр. Главным элементом театрального зрелища является сценическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Театральный синтез искусства включает авторское содержание, режиссерское прочтение, актерское исполнение, с участием музыки, хореографии, художественного оформления. Театр объединяет самые разные жанры: драму и балет, оперу и пантомиму.

Истоки театрального искусства восходят к религиозным образам и карнавальным действиям. Как профессиональное искусство он сложился только в эпоху Возрождения, когда театр становится и зданием, где проводятся представления.

Долгое время главной фигурой в театре был актер, иногда объединяющим началом мог быть автор пьесы (Шекспир, А.Н. Островский). Зрелый режиссерский театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко возник в России в самом конце XIX века. В ХХ веке театральная практика пополнилась множеством экспериментальных форм: появился театр абсурда, камерный театр, политический театр, театр улицы и. т.д.

Кино. Специфика кинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями таких его выразительных средств, как киноизображение и монтаж. Исторически в кинематографе сложились три жанра: игровой (художественный), неигровой (документальный и научно-популярный) и мультипликационный.

В игровом кино художественный образ создается на основе сценария. С помощью специфических средств жизненный материал воспроизводится, создавая иллюзию безусловной реальности экранного действия. Неигровое кино выражает действительность, минуя фабулу и сюжет. Информация здесь обладает наибольшей степенью подобия, реалистичности. Основой поэтики мультипликационного кино являются метафоричность, иносказательность, позволяющие через условности графического или объемного (кукольного) образа создать иллюзию его прямого соответствия действительности.

Все виды и жанры искусств на современном этапе плотно взаимодействуют между собой, что является признаком живого художественного процесса.