В какой семье родился тропинин. История и этнология. Факты. События. Вымысел. Натуре Тропинина был также близок гедонизм искусства XVIII века, утверждающий наслажде­ние, удовольствие как самую высшую цель и главный мотив поведения человека, его упоение кр

К 240-летию со дня рождения

МАСТЕР РУССКОГО ПОРТРЕТА

Русский художник Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами той эпохи. Будучи «последним сыном XVIII века», в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века - верность натуре, аналитический взгляд на мир - и вплотную подошел к критическому реализму второй половины столетия. В портретах Тропинина современники отмечали его умение передать «характерность» каждого жизненного типа. Картины художника обладают особой ценностью еще и потому, что по точности отбора социальных типажей русского общества середины XIX века и глубине их воссоздания не имеют себе аналогий в отечественном искусстве своего времени. Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников.

Художник и исследователь изобразительного искусства А.Н. Бенуа писал о Тропинине: «Что дает Тропинину особенно почетное место в истории русской живописи, это то, что он посеял семена того реализма, на котором вырос и окреп впоследствии чисто московский протест против чужого и холодного, академического, петербургского искусства. Все его «девушки-садовницы», «кружевницы», «швеи», «молочницы», «гитаристы» и прочие предвещали своими «жанровыми» ужимками, почти анекдотическим заигрыванием последующее блуждание москвичей в «типах» и «рассказиках» и являлись прямой параллелью той непосредственности взгляда на природу, которая была драгоценнейшей чертой, например, в венециановском творчестве».

Тропинин родился в Новгородской губернии в крестьянской семье и до 1823 года оставался крепостным графа И.И. Моркова. В 1798 году имевший склонность к рисованию юноша стал вольнослушателем в петербургской Академии художеств, но в 1804 году был отозван своим помещиком. В 1812-18 годах Тропинин жил с Морковыми в Москве, где выполнил два семейных групповых портрета

Семейный портрет графов Морковых

Портрет Морковых. Этюд. Начало 1810-х

и исполненный внутренней значительности портрет историка Н.М. Карамзина.

В пожаре 1812 года погибли многие из его ранних работ. С 1821 года художник постоянно жил в Москве, где быстро приобрел славу портретиста. В 1823 году Тропинин получил от Моркова вольную, а позже удостоился звания академика Академии художеств. Отказавшись от официальных постов, он поселился в квартире с мастерской в доме на углу улиц Ленивки и Волхонки, где проработал большую часть жизни. Именно сюда зимой 1826-27 годов приходил позировать для своего портрета А.С. Пушкин.

Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом. Портрет полно передает и внешность, и духовную сущность поэта. 1820-30-е годы - время творческого расцвета Тропинина. Художник сумел выразить некоторые специфические черты умонастроения московского общества, противопоставлявшего свободный стиль общения официальной регламентированности петербургской жизни. Портреты 1820-х годов - Н.А. Майкова, П.А. Булахова и, особенно, Пушкина - отличаются романтической воодушевленностью, внутренней динамикой, яркой эмоциональностью цветового строя. Тропинин мастерски передавал индивидуальность моделей и нередко при помощи острохарактерных деталей подчеркивал их особый московский колорит (например, портрет В.А. Зубова).

Оставаясь до середины XIX века главным московским портретистом, Тропинин создал более трех тысяч портретов, запечатлев представителей родовой московской знати, купечества, творческой интеллигенции (скульптора И.П. Витали, акварелиста П.Ф. Соколова, актера П.С. Мочалова, драматурга А.В. Сухово-Кобылина). В 1832 году художник перебрался в левый флигель той же усадьбы - на Ленивку. Своеобразный итог творчества Тропинина и его неразрывная связь с Москвой выражены в «Автопортрете на фоне Кремля».

Считается, что окно, изображенное на картине, - это окно мастерской художника на Ленивке. С 1833 года он стал заниматься с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московского училища живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году Тропинин избран почетным членом Московского художественного общества. В 1855 году он купил окруженный фруктовым садом маленький домик на Большой Полянке (не сохранился). Умер Тропинин в 1857 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

На доме № 9 по улице Волхонке есть мемориальная доска, посвященная Тропинину. Удивительно, но доска установлена на доме, построенном через двадцать один год после смерти Тропинина на месте главного дома усадьбы, в котором художник не жил. В 1969 году в Москве был открыт музей Тропинина и московских художников его времени (Щетининский пер., 10). Собрание музея насчитывает несколько тысяч предметов. Кроме картин Тропинина там есть произведения И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и других художников.

Музей Василия Тропинина

Видеофильм о музее:

http://vk.com/video159262563_171446529

"Конфетный художник"-звучит, может быть, немного невежливо. Но не по отношению к Тропинину! Свое мастерство он оттачивал в Петербургской кондитерской, куда его определили из графского имения учиться, потому что изделия для хороших домов требовали вкуса и кулинарного, и художественного. До сих пор работы Тропинина можно увидеть на конфетных коробках!
Романтические портреты- Кружевница, Гитарист, кудрявый Арсений, сын художника -с шоколадом вполне рифмуются. За теплый колорит, голландский стиль, понятный натуралистичный рисунок симпатичных персонажей эти изображения любили и в советское время. Художник писал много простых людей- крестьян, мещан, мастеровых и в каждом видел присущую особенность и красоту.

Впрочем, у Тропинина была Академическая школа- в Петербурге успел поучиться, но графом-хозяином Морковым был отозван в имение на Украине, вместе с семьею. Был слугой, архитектором, пастухом и художником при графе. Такая разносторонность занятий оказалась полезна художнику- сам признавался в воспоминаниях. Писал и графских знакомцев, и дворовых, и бедноту. Из крепостной зависимости был отпущен уже известным. Представил работы в Петербурге, получил звание академика и место преподавателя в художественном классе. За свою жизнь написал более тысячи портретов.

Тропинин В.А. Портрет Александра Федоровича Заикина. 1837. Из собрания Приморской картинной галереи


Тропинин В.А. Портрет А.Ф.Заикина. Этюд. Около 1837. Из собрания Государственного исторического музея


Автопортрет

. «Портрет Ф.П. Крашенинникова» (1824)

«Портрет А.В. Васильчикова»

Портрет Константина Георгиевича Равича. . 1823

«Портрет Н.И.Морковой»


В.А.Тропинин. Портрет А.И.Тропининой(матери художника). 1820


Портрет сестры


Портрет сына художника


В.А.Тропинин. Портрет сына(?) художника за мольбертом. 1820-е

В.А.Тропинин. Портрет К.П.Брюллова. 1836

«Портрет Александра Александровича Сапожникова»

Портрет Е.В. Мешковой, урожденной Билибиной

Портрет писательницы Л. Н. Кожиной. . 1836.

Портрет Е.В. Мазуриной
1844 гг., холст, масло, 67.2 х 57.2 см (овал)
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва

Самые известные упоминавшиеся работы "Кружевница", "Гитарист", "Портрет сына" и портрет Александра Сергеевича Пушкина- вошедший в большинство учебников, известный и в мире, был написан художником Тропининым в крепостном состояньи. Проявить и реализовать свой талант и труд можно на всяком месте. И вполне успешно, как видим на примере Василия Тропинина.


Гитарист


Кружевница, 1823. ГТГ

"Наиболее ярко и сам жанр как новое явление в русском искусстве, и позиция самого художника, его отношение, его понимание цели и задач жанра проявились в одной из самых первых работ этого рода живописи — знаменитой “Кружевнице” (1823). Природа жанра определила и сам характер композиции. Мы как бы вместе с художником заглянули туда, где трудится эта красивая молодая девушка. И она на наш неожиданный визит, словно на мгновение, отвлеклась от своих коклюшек и внимательно, как это и присуще портретам Тро-пинина, смотрит на нас. Но в ее взгляде нет ни кокетства, ни любопытства. Напротив. В этих широко открытых глазах — какой-то свой потаенный мир, какая-то полнота чувств и мыслей, которые тесно переплелись в ее душе, как это тонкое, прозрачное кружево, что не выставлено на показ, как свидетельство ее труда, а виднеется маленьким фрагментом, теряющимся в широких складках белой ткани — основы. Эта картина не о социальной характеристике труда, а о его творческом начале, рождающем красоту, обогащая окружающий нас мир. Тонкий нос, красивые очертания припухлых губ, мелкие завитки волос, выбивающиеся из-за ушей, и какой-то глубоко сокрытый темперамент, сила жизни в этих глазах и в этом взгляде. И сама эта девушка — вся как бы соткана из ощущения красоты, которую художник привнес и в живопись ее лица, и в этот плавный, изысканный изгиб ее руки, эти пальцы, легко, изящно перебирающие коклюшки, и в эту ткань, ниспадающую красивыми изломами. И лицо девушки, тронутое нежным румянцем, и фисташковый отлив ее платья, красиво гармонирующий с кисейным платком, будто сотканным из солнечных лучей, и руки, тонко прописанные прозрачной лессировкой, да и сам предмет ее труда — все это залито здесь светом. Им, можно сказать, живет, дышит пор-трет, обнаруживая, как писал тогдашний критик, “чистую, невинную душу” "
(М. Петрова. Мастер русского портрета)


Мальчик с пушкой. Портрет кн. М. А. Оболенского. Около 1812


Портрет писательницы В. И. Лизогуб. 1847


На академической выставке 1804 года была представлена картина В. Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.


Девушка со свечой


Портрет Ж.Лович. Этюд. 1810-е


Портрет П. И. Сапожниковой. 1826


Портрет Е. И. Нарышкиной. Не позднее 1816


Портрет Левицкой-Волконской. 1852


Портрет А. И. Тропининой, жены художника


Женщина в окне (казначейша) 1841

Портрет Е. А. Сисалиной


Портрет Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок. 1842


Портрет Е.И. Корзинкиной


Золотошвейка


«Голова девочки»

Девочка с канарейкой.


Мальчик с жалейкой. . 1820-е.


Девочка с куклой, 1841. ГРМ


Портрет Н. И. Уткина. 1824


Старик-ямщик, опирающийся на кнутовище Этюд. 1820-е


Портрет С.К.Суханова


ПОРТРЕТ ТЕОДОСИЯ БОБЧАКА, СТАРОСТЫ СЕЛА КУКАВКИ. 1800-Е

В.Тропинин. Нищий старик.

Старый солдат. 1843

Разбойник (Портрет кн. Оболенского). 1840-е

Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния - 3 мая 1857, Москва) - русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова, и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова - подольскую деревню Кукавку на Украине - и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.

У него появился сын - Арсений. До 1821 года жил в основном на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу - под влиянием новых веяний граф безвозмездно отпускает его на волю. Через некоторое время свободными становятся и его близкие. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.

Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Он скончался 3 (15) мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Тропинин Василий Андреевич (1776- 1857), живописец.

Родился 30 марта 1776 г. в селе Карпове Новгородской губернии. Крепостной графа Б. К. Миниха, затем графа А. Моркова.

Выдающиеся способности Тропинина, проявленные ещё в детстве, побудили Моркова определить юношу в Академию художеств в Петербурге (1798 г.), где его учителем был известный портретист С. С. Щукин.

В 1804 г. Тропинин представил на конкурс свою первую картину «Мальчик с умершей птичкой». Художнику не удалось окончить курс обучения - по прихоти помещика он был отозван из Петербурга.

До 1821 г. жил на Украине. Получив свободу только в 47 лет (1823 г.), переехал в Москву, где трудился до конца жизни.

Тропинин прекрасно усвоил наследие русских портретистов XVIII в., но при этом сумел выработать неповторимую живописную манеру. С большой теплотой и любовью он раскрывает внутренний мир изображаемых им людей.

Среди лучших работ - портреты жены (1809 г.), И. И. и Н. И. Морковых (1813 г.), сына (1818 г.), императора Николая I (1825 г.), Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина (1827 г.), Я. В. Гоголя, композитора П. П. Булахова (1827 г.), В. А. Зубовой (1834 г.), К. П. Брюллова (1836 г.), автопортрет (1846 г.). Их отличает нежный колорит, чёткость объёмов.

В картинах «Кружевница» (1823 г.), «Золотошвейка», «Гитарист», этюде «Старик-нищий» Тропинин создал выразительные, привлекающие душевной красотой образы людей из народа.

Живописец несколько раз добивался звания члена Академии художеств, но получил его лишь в 1824 г. за портрет медальера Лебрехта, отличающийся гармоничностью и законченностью исполнения. Всего Тропинин оставил более 3 тыс. работ, оказав значительное влияние на портретную живопись московской школы.

(1780 – 1857)

Среди русских живописцев первой половины 19 века Василий Андреевич Тропинин особенно дорог нам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает его работы: превосходные в художественном отношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены.

Велика роль Тропинина и в общем процессе демократизации отечественного искусства, в становлении реалистического метода. Обаяние творческой индивидуальности художника глубоко связано с русской культурой его времени, его художественное наследие – закономерное и необходимое звено в общем потоке национального развития.

Тропинин принадлежит всей России, но, может быть, наибольшее право считать его своим имеет Москва. Здесь в полную силу развернулось дарование художника, здесь он прожил большую часть жизни. Неслучайно, именно в Москве открыт потрясающий музей В.А.Тропинина и художников его времени.

Для живописи Тропинина характерна предельная простота. Художник считал, что портрет должен быть безыскусен, прост и максимально приближен к действительному облику человека.

Для его произведений характерно смешение жанров, где портрет органично соединен с бытовой обстановкой. Везде присутствует типаж в сочетании с неким действием, как правило, простым и однозначным.

От всех этих полотен без исключения веет покоем, умиротворением, уютом… Тропинин напоминает нам о ценности каждой минуты нашего скоротечного бытия. Природа дарования художника была такова, что в своих полотнах он отражал жизнь поэтически, а не критически. Тропинин так и говорил: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица?»

А ведь жизнь самого художника была отнюдь не легкой. Художник родился 17 (28) марта в деревне Карпово Чудовской волости Новгородской губернии в семье крепостных. Только благодаря своему таланту, трудолюбию и упорству сумел пробиться к успеху вопреки неблагоприятным обстоятельствам своей жизни.

Состоял «посторонним» учеником ИАХ (1798-1804) в портретном классе у С.С.Щукина. В 1804 по воле хозяина, графа И.И.Моркова, переехал в его имении в Подольской губернии и жил на Украине (1804-1812 и 1818-1821). Весной 1823 Василий Тропинин получил вольную, жил и работал в Москве.

Осенью 1823 за портрет Е.О.Скотникова (ГТГ), картины «Кружевница» (ГТГ) и «Старик нищий» (ГРМ) признан «назначенным» в академики. За программу «Портрет К.А.Либерехта» (НИМ РАХ) в 1824 удостоен звания академика.

Портретист, писал пейзажи, жанровые и религиозные композиции. Участвовал в выставках ИАХ, принимал участие в деятельности московского Художественного класса.

1. Тропинин Василий «Портрет неизвестной в кружевном чепце» 1800-е Холст, масло 61х53 Государственная Третьяковская галерея 2. Тропинин Василий «Портрет А.И.Тропининой» Около 1809 Холст, масло 51,5х40,4 Государственная Третьяковская галерея

3. Тропинин Василий «Дионис с козлом» 1802-1804 Бумага, графитный и итальянский карандаши, мел 59,5х44 Государственный Исторический музей 4. Тропинин Василий «Портрет неизвестной с зонтиком в руке» 1810 Холст, масло 130х93 Собрание А.Смузикова

5. Тропинин Василий «Пряха» Конец 1800-х — начала 1810-х Холст, масло 60,3х45,7 Государственная Третьяковская галерея 6. Тропинин Василий «Мальчик с пушкой. Портрет князя М.А.Оболенского (?)» Около 1812 Жесть, масло 14х12 Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

11. Тропинин Василий «Портрет графа И.И.Моркова» Не ранее 1815 Холст, масло 34,7х29,5 Государственная Третьяковская галерея 12. Тропинин Василий «Портрет графини Н.И.Морковой. Этюд» Между 1812 и 1815 Холст, масло 50,7х22,2 Государственная Третьяковская галерея

13.. Тропинин Василий «Семейный портрет графов Морковых» 1815 Холст, масло 226х291 Государственная Третьяковская галерея 14. Тропинин Василий «Семейный портрет графов Морковых (в процессе реставрации)» 1815 Холст, масло 226х291 Государственная Третьяковская галерея

Художник Василий Андреевич Тропинин биография. Художник родился в крестьянской семье 30.03.1776 г в имении графа Миниха Антона Сергеевича, что находилось в селе Корпово в окрестностях Новгородской губернии. Как часто бывало в те времена, будучи собственностью графа отец Тропинина за заслуги по службе получил свободу от рабства а его крепостная семья в составе с молодым художником Тропининым была передана в собственность породнившегося с Минихом графу Моркову И. И. как часть приданного с дочерью Миниха Натальей.

В имении Моркова Василию Тропинину было поручено управление домашним хозяйством. Потом Морков направил его обучаться ремеслу кондитера. Все бы, конечно хорошо, но брат графа приметил у мальчика не дюжинные способности к рисованию и склонив к согласию брата стал настойчиво ходатайствовать к зачислению Тропинина в академию художеств в Санкт Петербурге в 1798 году.

Проучившись в академии под руководством академика Степана Семеновича Щукина до 1804 года добился за свои заслуги серебряной и золотой медали, в это время его заметной работой был портрет "Мальчик тоскующий о погибшей птичке", картина была выставлена в академии и была всем по нраву, что даже растрогало саму императрицу, что натолкнуло на мысль в руководстве академии о дарении свободы крепостному художнику. Но волей случая этому не суждено было сбыться, в связи с гибелью отца Тропинина по требованию его хозяина графа Моркова вынужден был переехать в новое поместье графа обосновавшегося в Украине в деревне с интересным названием Кукавка.

В имении Тропинин был назначен управляющим имением графа. Заочно художник много рисовал, исполнял картины порученные Морковым. склонный к портретной живописи писал портреты людей из своего окружения попутно изучая близкие образы крепостного народа. Женился в 1807 году его избранницей стала Катина А. Н., вскоре у них родился сын названный Арсением.

В 1809 написан "Портрет жены Анны". В 1810 написана картина с романтическими акцентами Мальчик со свирелью Портрет И. Моркова, в этом же году он пишет портрет своего сына Портрет Арсения. Вообще художник любит рисовать детей и часто создает композиции с изображениями детей вместе с различными домашними животными

Как мы все знаем в 1812 году по известным причинам в Москве был пожар в этом пожаре пострадал и дом Моркова, в частности картины художника хранившиеся в этом доме также сгорели вместе с другим имуществом. Тропинин был назначен графом к отъезду в Москву для восстановления картинной галереи с картинами семьи графа и хозяйства после пожара.

После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Прожив немного в более демократичной Москве, под давлением современников граф решается дать свободу уже не молодому художнику Тропинину, но в рассвете творческих сил и способностей. На радостях художник работает с упоением совершенствуя свои способности на вольной ниве и выставляет в 1823 году на суд зрителей новые картины на академической выставке раскрывающие новый стиль портретной живописи того времени среди которых, приятная восприятию картина Кружевница отражающая жизненный уют и прекрасный образ красотки девушки, лукаво вглядывающейся на зрителя. Произведение получило много лесных отзывов у современников.

Также на выставке были выставлены картины: "Нищий старик", "Портрет художника Скотникова Е. О.. За эти работы Василию Тропинину присваивают звание назначенного художника. Ожидавший большего художник не унывает и снова находясь в поисках новых живописных решений и обладая уже набравшимся опытом и смекалкой художника пишет портрет Леберехта Карла Александровича. Картина выставляется в академии в 1824 году и Василию Андреевичу Тропинину присваивают почетное звание академика. В 1826 году создание портрета "Золотошвейка" В 1827 году художник создает портрет известного поэта Александра Сергеевича Пушкина.

830 годы наибольший рассвет творчества Василия Тропинина, он много получает заказов от дворянского сословия, пишет портреты губернаторов, чиновников различного ранга, знаменитых актеров и актрис того времени, огромную массу купечества его приглашают участвовать в различных сообществах, занимается обучением в Московском училище живописи, в 1843 году избран почетным членом художественного союза Москвы.

За свою творческую историю художник создал просто огромное количество портретов по подсчетам арт исследователей насчитывается более трех тысяч. Можно с уверенностью сказать Василий Андреевич Тропинин прожил нелегкую но счастливую жизнь востребованного художника, он скончался в 1857 году весной 15 мая, похоронили художника в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Тропинина и сегодня изучают многие современники его картины можно увидеть в различных музеях, а с недавнего времени в 20 веке в 1869 году в Москве был открыт Тропининский музей в Щетининском переулке, дом 10, строение. 1, основанный Московским коллекционером Вишневским Феликсом Евгеньевичем