Диоскуры на конногвардейском плацу. Центральный выставочный зал манеж Почему афина разместилась на бывшем конногвардейском манеже

Как известно, Лейб-гвардия Конного полка всегда славилась красотой и величием своих построек. Центральный выставочный зал, который ранее был зданием Конногвардейского манежа, является одним из немногих сооружений начала XVIII века, сохранившихся до наших дней. Знаменитый зодчий Джакомо Кварнеги возводил это здание на совесть.

Конногвардейский манеж

Начало строительства Конногвардейского манежа датируется 1804 годом. Удобное месторасположение, вдоль Адмиралтейского канала, позволило решить вопрос с доставкой необходимых строительных материалов, которые транспортировались водным путем. Неповторимый фасад Манежа, обрамлявший прямоугольную постройку, украшен массивными колоннами и длинной лестницей. Приглашенный заграничный скульптор Августино Трискорни придал ему торжественность за счет барельефа, на котором изображено награждение победителей в конных состязаниях. Статуи античных богов и героев на фронтоне постройки по сей день привлекают к себе внимание туристов.

Спустя два года, после того как зодчий начал возводить свое строение, он заказал у итальянских скульпторов статуи из мрамора. Самой знаменитой из них является сцена с изображением седлания коня. Кроме того, до сих пор это произведение искусства считается одним из самых эффектных и знаменитых во всем Петербурге. А государственный орел на тимпане здания придавал манежу официальный статус.

Именно в XVIII веке формируется образ Санкт-Петербурга, который можно видеть и по сей день. Конногвардейский манеж, а ныне Центральный Выставочный зал, вписался в этот образ очень органично. Государственный орел на типмане здания появился лишь в 1844 году, заменив декоративные украшения, которые ему предшествовали. А первый ремонт и реставрация были проведены уже в 1853 году; они придали свежесть и первозданность постройке Гвардейского полка. В том же году с фасада были сняты итальянские скульптуры, утратившие красоту под воздействием большого количества осадков.

В конце XVIII века будущий Центральный выставочный манеж был обновлен архитектором Д. Гримом. В первую очередь он наладил систему отопления и обновил облицовку постройки, придавая ей первозданность. Камень ризалит теперь встречался здесь часто, особенно в императорских ложах. Кроме того, Грим несколько расширил здание Манежа за счет нового вестибюля, где было принято встречать гостей и царских особ.

Выставочный зал

До Октябрьской революции на территории Конногвардейского манежа нередко проводились светские мероприятия и рауты, а также выставки и экспозиции. А уже после нее, когда конногвардейский полк был полностью расформирован, здание долгое время не использовалось. Период Великой Отечественной войны окончательно разрушил это эту удивительную постройку. Власти Санкт-Петербурга приняли решение возродить Манеж в 1973 году, а чуть позже было решено переконструировать его под выставочный зал, который можно наблюдать и по сей день. Сегодня капитальный ремонт и реконструкция идут полным ходом.

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге составляет с Исаакиевским собором единую архитектурную композицию. Старинное здание прекрасно сохранилось и является не только одной из достопримечательностей города, но и модным выставочным комплексом.

Строительство Конногвардейского Манежа

Во времена Петра I на месте современного Конногвардейского бульвара находился Галерный канал, по которому лес доставлялся на верфь Адмиралтейства. В начале XIX века казармы Лейб-гвардии конного полка переносят с окраины Петербурга в центр.

Для возвращавшейся с наполеоновских войн привилегированной гвардейской роты, которой покровительствовал сам император, рядом с Исаакиевским собором возводят целый комплекс: казармы для солдат и жилье для офицеров, полковой храм, а также помещение для выучки коней.

Архитектором Конногвардейского манежа стал создавший в Петербурге немало прекрасных зданий. Площадку для верховой езды лейб-гвардейцев он строит в 1804-1807 гг, предусматривая, что неподалеку будут располагаться стойла. Кстати, они сохранились до наших дней на ул. Якубовича.

Кваренги пришлось решать непростую задачу: как вписать в узкое пространство бывшего канала здание с определенным функциональным назначением, при этом сохранить архитектурное и стилевое единство Исаакиевской площади?

Архитектор находит гениальный выход. Боковые фасады прямоугольного вытянутого здания оформляются просто, без излишеств, зато фасад, выходящий на площадь, декорируется в эффектном классическом стиле. Он украшается элегантным пропорциональным портиком, который венчает треугольный фронтон. На фронтоне располагались барельефы, выполненные по рисункам Кваренги, на них изображалась раздача призов после конных соревнований.

Образующий фасадный портик двойной ряд колонн подчеркивает основательность всего здания, выглядит торжественно и нарядно.

Внутренняя часть манежа представляла собой огромный зал для выучки коней и тренировок гвардейцев в верховой езде. Чтобы скакунов было удобнее заводить, ко входу пристроили пандусы.

Украшение Манежа

Только в 1817 портик был окончательно оформлен: по обе стороны от входа поставили скульптурные изображения юношей, укрощающих коней.

Живописные статуи из лучшего были скопированы с римских образцов итальянским скульптором Трискорни специально для Манежа в СПб. Фигуры изображали мифологических персонажей Кастора и Полукса, неразлучных братьев, сыновей Зевса.

Но украшали фронтальную часть недолго. Уже в 1840 по требованию священников Исаакиевского собора фигуры обнаженных язычников были переставлены в тыл, к казарменным воротам.

Лишь спустя почти сто лет, в 1954, скульптурные композиции вернулись на место.

Перестройка здания

В 70-е годы XIX ст. Конногвардейский манеж было решено перестроить. Выполнить заказ поручили архитектору Д. Гримму. Он сделал пристройку с западной стороны, расширив внутреннюю часть, и превратил обычную ложу в императорскую. Здание украшают и снаружи: на фронтоне размещают барельефы, выполненные из терракоты скульптором Д. Иенсеном. Барельефы соответствовали назначению здания и изображали конные состязания в античные времена. Современники признали их неудачными.

Железные кони в Манеже

После революции 1917 здание пустовало.

В 30-е годы прошлого столетия произошел пожар, уничтоживший внутреннее убранство. Перестроить здание поручили архитектору Н. Лансере, который разделил помещение на 2 этажа, убрал барельефы Иенсена и пристроил пандусы, после чего здание Конногвардейского манежа превратилось в гараж для автопарка НКВД.

Во время блокады Ленинграда манеж был поврежден. После ремонтно-восстановительных работ помещение отдали ленинградским художникам для проведения выставок.

В 1973 началась масштабная реконструкция внешнего и внутреннего убранства. Этим занимались реставраторы П. Архипова, М. Братчиков, А. Тульков, они постарались вернуть Манежу на Исаакиевской площади тот вид, который задумывал Д. Кваренги. Внутренняя просторная часть превратилась в экспозиционную территорию.

Зал торжественно открыли в 1977 г, приурочив событие к 60-летию революции. Первой стала выставка «Искусство принадлежит народу».

В 2000, а затем в 2001-2003 годах фасад и скульптуры Манежа снова реставрировали.

Немного мистики

Всякое примечательное здание в Санкт-Петербурге непременно овеяно легендой или имеет пару-тройку связанных с ним примет. Конногвардейский манеж - не исключение.

Хотя между зданием на Исааевской площади и Зимним дворцом расположен Александровский сад, считалось, что под землей оба здания соединены туннелем, по которому проскачет конный. Обыватели полагали, что таким образом император незамеченным проникает в манеж и смотрит на обучение своих любимцев, лейб-гусаров.

Современность Манежа

В наши дни Конногвардейский манеж - это прекрасный современный Его площадь - более 4,5 тысяч кв.м.

На этом крупнейшем в городе экспозиционном пространстве проводятся лекции, симпозиумы, круглые столы и семинары на разнообразные актуальные темы, кинопоказы, художники дают мастер-классы, устраиваются уникальные выставки. Манеж - непременная площадка для проведения международного культурного форума.

Выставки проводятся не только внутри здания, но и занимают территорию вокруг, знакомя петербуржцев и гостей города с явлением стрит-арта.

Кроме того, Манеж в СПб - это еще и концертная площадка, на которой звучит камерный хор, джаз, народные мелодии, электроакустика и многое другое.

Центральный выставочный зал "Манеж" работает с 11 до 20 часов, а по средам до 21 ч.

Для удобства посетителей открыты кафе и книжный магазин, действует wi-fi. Для отдыха и интернет-серфинга на 1-м этаже установлены удобные скамейки-парапеты.

Как найти

Конногвардейский манеж находится в центре Северной столицы, на Исаакиевской площади, 1. Пройти удобнее со стороны

Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию , ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона . Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни. Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена, которые впоследствии были демонтированы в советское время. Тогда же в тимпане императорского орла сменили серп и молот.

В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии мраморных статуй Кастора и Поллукса, украшающих известный Фонтан диоскуров . Каждая композиция представляет собой юношу, укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа .

Деятельность с 1977 года

Конногвардейский манеж (статуя диоскура на портике)

Центральный выставочный зал «Манеж». Основное направление деятельности «Манежа» - организация и проведение некоммерческих художественных выставок. Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки », «Озерки», «Арт-центр «Пушкинская, 10» »)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения - инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).

Выставки

1977
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября
1978
  • «Интерпрессфото - 77». Международная выставка фотографии 1978
  • Персональная выставка А. А. Пластова. Живопись
  • Выставка молодых художников Ленинграда к 60-летию ВЛКСМ
  • Персональная выставка Н. М. Ромадина.
  • «Художники России - детям»
1979
  • XVIII дипломная выставка выпускников художественных ВУЗов СССР
  • Искусство Советской Эстонии
  • Из фондов Центрального военно-морского музея
  • «Человек труда в произведениях ленинградских художников»
  • 8-я выставка ленинградской книжной графики
  • «Наш современник».
  • Выставка произведений ленинградских художников
  • «Оформление Ленинграда к Олимпиаде - 80»
  • Агитационно-массовое искусство первых лет Октября
  • Охрана и реставрация памятников архитектуры Ленинграда
  • «Мы строим БАМ». Всесоюзная художественная выставка
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «Голубые дороги Родины». Всесоюзная художественная выставка*
1980
  • «Голубые дороги Родины». Всесоюзная художественная выставка
  • «Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях русских и советских художников»
  • Выставка произведений ленинградских художников к 110-летию со дня рождения В. И. Ленина
  • IV Всероссийская выставка плаката
  • «Петербург - Петроград - Ленинград в изобразительном искусстве»
  • Зональная выставка произведений ленинградских художников. Живопись, скульптура
  • Искусство Советской Грузии
1981
  • Искусство Ярославля XIII-XIX веков
  • «Наш современник». Выставка произведений ленинградских художников, посвященная XXVI съезду КПСС
  • «Боевому карандашу - 40 лет»
  • Искусство Советского Казахстана
  • «Мы строим коммунизм». Всесоюзная художественная выставка
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «КПСС в борьбе за мир». Выставка плаката, посвященная 75-летию со дня рождения Л. И. Брежнева
1982
  • Русская графика XVIII-XX веков. Из собрания Я. Е. Рубинштейна и И. В. Качурина
  • Портреты русских и советских художников первой половины XX века. Из собрания Я. Е. Рубинштейна
  • Новые открытия советских реставраторов
  • Кукрыниксы. Политическая сатира
  • Выставка произведений ленинградских художников к 60-летию СССР и 50-летию ЛОСХа. Живопись, скульптура
  • Выставка произведений И. Н. Масленниковой. Графика
  • Выставка произведений Н. С. Кочукова. Скульптура
  • Выставка произведений А. М. Герасимова. Живопись
  • Садово-парковое искусство Ленинграда в произведениях художников и архитекторов
  • Искусство Советской Украины
  • «По родной стране». Республиканская выставка
1983
  • Искусство Финляндии (1900-1960). Финляндия строит (1976-1981)
  • «Монументальное искусство в градостроительстве». Выставка ленинградских художников-монументалистов
  • «Человек и природа в современной живописи и графике». ФРГ
  • Новые открытия советских реставраторов
  • «На страже завоеваний социализма». Всесоюзная художественная выставка
  • Искусство Советской Латвии
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников
1984
  • «Битва за Ленинград». К 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады
  • «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». По материалам всесоюзной выставки
  • Персональная выставка В. К. Нечитайло. Живопись, графика
  • «Отстоим мир». Выставка ленинградских художников
  • «А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве». Из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина
  • Реставрация художественных ценностей в СССР
  • Искусство Советской Армении
1985
  • «Наш Ленинград». Выставка работ ленинградских художников
  • «40 лет великой Победы». Выставка работ ленинградских художников
  • «Люди». Ю. Рост. Фото
  • «Аранжировка русского народного лубка» (А. Максимов, Н. Воронков, Л. *Курзенков). Графика
  • Выставка М. и Ф. Примаченко. Живопись
  • Выставка Т. Юфа. Книжная графика
  • «Мир и молодежь». Выставка молодых ленинградских художников, посвященная XII Всемирному фестивалю молодежи в Москве
  • Выставка проекта и модели памятника Октябрьской революции
  • Искусство Советского Узбекистана
  • Зональная выставка, посвященная XXVII съезду КПСС
1986
  • Русское искусство XVIII - начала ХХ веков из частных собраний Ленинграда
  • «Юный художник». Выставка детского творчества
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников
  • «Театр. Образы и реликвии». Из фондов Театрального музея
  • Персональная выставка И. С. Глазунова. Живопись, графика
  • «Наш современник». Выставка произведений ленинградских художников
  • Персональная выставка Ю. Н. Тулина. Живопись, графика
1987
  • Из фондов Русского музея. Живопись, декоративно-прикладное искусство
  • «А. С. Пушкин и его современники». Межмузейная выставка
  • «Я славлю тебя, земля Ленинградская». Выставка творчества самодеятельных художников
  • «Искусство Костромской земли»
  • Выставка произведений Б. В. Щербакова. Москва. Живопись
  • Всесоюзная выставка филателии
  • «Художники Ленинграда». К 70-летию Великого Октября
  • Современное искусство Индии последних трех десятилетий из собрания Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели. Живопись, графика, скульптура
1988
  • Выставка конкурсных проектов монумента в честь Великой Октябрьской социалистической революции
  • Современное искусство Индии последних трех десятилетий из собрания *Национальной галереи современного искусства в Нью-Дели. Живопись, графика, скульптура
  • «Реставрация и исследования произведений искусства». Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, Москва
  • «Спасенные фрески». Реставраторы Грековы. Новгород
  • Выставка произведений Ю. П. Кугача. Москва. Живопись, графика
  • Русское театрально-декорационное искусство из коллекции Никиты и Нины *Лобановых-Ростовских
  • Современный текстиль и текстиль племен Индии с показом моделей одежды
  • Выставка произведений Е. А. Николаева. Скульптура, графика
  • «Уорлд Пресс Фото - 88»
  • IX Всесоюзная выставка молодых художников
  • Выставка И. С. Глазунова . Живопись, графика
1989
  • «Современное искусство Ленинграда». Выставка ленинградских художников
  • Русская живопись и графика конца XIX - начала XX веков. Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы XVIII-XIX веков из собрания И. М. Эзраха
  • «Музыкальный Петербург - Петроград - Ленинград»
  • «Милан с утра до вечера». Мода и товары повседневного спроса. Милан в проектах
  • Выставка произведений А. Шилова. Живопись
  • Основные направления итальянского искусства. Рим, 1947-1989 годы
  • «Американский дизайн»
1990
  • «Мир Пушкина». Межмузейная выставка
  • Выставка М. Кулакова. Италия - СССР. Живопись
  • «Забытые шедевры». Западноевропейская живопись XV-XVIII веков. Из музеев СССР
  • «Забытые шедевры». Сто лет русского искусства (1889-1989). Из частных коллекций Москвы и Ленинграда
  • «Забытые шедевры». Русская и советская живопись (1900-1930). Из фондов Музея изобразительного искусства Киргизской ССР
  • «Забытые шедевры». Николай Мыльников и Федор Тулов - русские портретисты XIX века
  • «Забытые шедевры». Плакаты первых лет революции. Из частных коллекций Москвы и Ленинграда
  • Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Живопись, графика, скульптура
  • «Финляндия сегодня». Живопись, графика, скульптура
  • Современная скульптура ФРГ
  • Выставка И. С. Глазунова. Живопись, графика
  • Фестиваль ленинградских галерей. («Анна», «Ариадна», «Дельта», «Палитра», «Современное искусство», «10-10», Ассоциация «Мир», ЛТСХ «Невский 20», Фонд Ленинградская галерея)
  • «10 + 10». Советско-американская молодежная выставка. Живопись
  • «Небо и твердь». Выставка ленинградских художников. Живопись, скульптура, ДПИ
  • «Юный художник». Выставка детского творчества

Ещё, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони...
А.С.Пушкин

Мало кто сейчас знает, что более 100 лет скульптуры Трискорни украшали не Манеж, а Конногвардейский плац и находились не на Исаакиевской площади, а в Конногвардейском переулке.

Здание Конногвардейского манежа было построено архитектором Дж. Кваренги в 1807 году к 100-летию Лейб-Гвардии Конного полка. Манеж предназначался для тренировок в верховой езде. В первые годы существования манежа у современного входа стояли не Диоскуры, а два кентавра. С 1817 года их сменили мифологические братья-близнецы Полидевк и Кастор, прозванные Диоскурами. Они умели укрощать диких коней.

Скульптуры Диоскуров выполнил в мраморе известный итальянский скульптор Паоло Трискорни в 1810 году. Существует правдоподобная версия Ю.Захарова о том, что Диоскуров выполнил Трискорни в Карраре, а в Петербург они прибыли в 1816 году. По заказу Джакомо Кваренги, Паоло Трискорни выполнил Диоскуров, прообразом которых послужили скульптуры, установленные на самом высоком холме Рима -Квиринале, где стала потом селиться высшая церковная власть. Безусловно, невооруженным взглядом заметны различия питерских близнецов и римских, хотя некоторые ошибочно считают трискорниевых Диоскуров точной копией Квиринальских братьев. Паоло Трискорни работал и умер в Карраре, а в Петербурге, довольно удачно занимался коммерцией его брат Августин Трискорни.

В 1840 году наши скульптуры неожиданно перенесли к казармам Конногвардейского полка в Конногвардейском переулке. Столичное духовенство, смущавшееся видом мужских гениталий, потребовало убрать “неприличные обнаженные фигуры”, оказавшиеся по соседству со строящимся кафедральным Исаакиевским собором.

Надо заметить, Римскую церковь не смущали античные скульптуры, даже факт обнаружения этих статуй в термах Константина никак не повлиял на судьбу Диоскуров. Удивительно, но первый проект фонтана был воплощен в 1588 году по заказу ПАПЫ Сикста V. Тогда статуи Кастора и Поллукса были перенесены из терм Константина и добавлены в архитектурный ансамбль фонтана. В конце 1780-х гг. по приказу ПАПЫ Пия VI площадь была перестроена, а Фонтан Диоскуров перенесён на современное место, где был дополнен обелиском.

Санкт-Петербургские Диоскуры отправились на выселки от кафедрального собора, где простояли целых 104 года.

В архиве семьи Тэрвидис сохранилась фотография Надежды Владиславовны Тэрвидис-Гавриловой, дочери Дин Санны, подруги моей прабабушки. Они проживали в квартире №3 нашего дома, Надежда работала гимнасткой в Госцирке. На фотографии на заднем плане хорошо видны скульптуры в Конногвардейском переулке. Фотография была сделана в начале 1950-х годов.

После войны советское правительство вдруг вспомнило про "сосланные" скульптуры в конце Почтамтской и решило вернуть их на первоначальное место -Исаакиевскую площадь.

В 1954 году Диоскуры вернулись обратно к Манежу. Старые постаменты из полированного красного гранита остались на месте бывшего Конногвардейского плаца, а новые – из блоков серого гранита, мягко говоря, коротковаты…

Существует предание, что император Николай Первый, учитывая казус с наготой скульптур, попросил скульптора Клодта прикрыть отдельные фрагменты обнаженного тела будущих укротителей Аничкого моста. А старожилы поговаривали, что экипаж барона Клодта обогнал императорского кучера, за что получил нагоняй от барона. Сын скульптора пошёл по стопам отца и стал художником. Много преданий передавались из поколения в поколения - об императорском коне - Лорде и др. Кстати, император изображен в мундире полковника конного полка, как и император Николай Второй на 300-летние Дома Романовых в рассказе "Портрет последнего императора".

В доме на Почтамтской №20, уж так тесен мир, проживала семья часовщика дяди Павла. Пращуром мамы дяди Павла, Софьи Адамовны, был тот самый скульптор, Петр Карлович Клодт. Скульптор скончался в нищете, как это у нас полагается, как и скульптор памятника Александра Невского в наши дни. Барон Клодт покоится в Александро-Невской лавре...

Сейчас многое изменилось, спилили тополя, да и чугунной ограде досталось в 1990-е годы - почти всю разломали на цветмет, многие фрагменты отломаны. Только братья-близнецы радуют глаз у манежа, а пустые постаменты в Конногвардейском переулке, как будто ждут кого-то...

Конногвардейский манеж был построен в 1804-1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги на Конногвардейском бульваре, который находится на месте бывшего Адмиралтейского канала. Это здание входило в комплекс Конногвардейского полка и использовалось для верховых занятий солдат и офицеров в осеннее и зимнее время года.

Конногвардейский полк был создан на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, участвовавшего в Северной войне и Прусском походе, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б. П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Роты этого полка принимали участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, отличились в войне с Францией и Отечественной войне 1812 года. Конногвардейский полк считался одним из наиболее привилегированных и пользовался особым вниманием императоров.

Манеж представляет собой простое прямоугольное здание, украшенное строгим портиком с фронтоном. В глубине портика расположен барельеф неизвестного автора, изображающий сцены конных состязаний в Риме. На постаментах перед портиком поставлены парные скульптуры Диоскуров, удерживающих коней. Они были отлиты в Италии скульптором П. Трискони в 1817 году, а прообразом для них послужили античные статуи мифических Диоскуров перед Квиринальским дворцом в Риме. В 1840-х годах статуи перенесли к казармам Конногвардейского полка, но в 1854 году они были возвращены на прежнее место.

В конце 19 века с западной стороны манежа появилась пристройка, а в тимпанах фронтонов – терракотовые барельефы работы Д. И. Иенсена. В первой половине 20 века по проекту Н. Е. Лансере здание было переоборудовано в гараж и приобрело второй этаж с ведущими на него пандусами, лишившись достаточно неудачных терракотовых барельефов. С 1967 года манеж используется Союзом художников Санкт-Петербурга как выставочный зал.

Как добраться

Адрес: Конногвардейский бульвар, 2
Станция метро: Гостиный двор

Доехать до станции метро “Садовая” или “Сенная площадь”, выйти на переулок Гривцова и идти по нему до пересечения с набережной реки Мойки, на которой нужно повернуть налево и идти до Исаакиевской площади. Затем нужно пройти через площадь к Конногвардейскому бульвару.

Историческая справка

1700-1721 гг. – война Северного союза против Швеции.
1706 г. – создание лейб-шквадрона А. Д. Меньшикова.
1711 г. – Пруcский поход.
1721 г. – создание Конногвардейского полка.
1735-1739 гг. – русско-турецкая война.
1741-1743 гг. – русско-шведская война.
1804-1807 гг. – строительство Конногвардейского манежа.
1805-1807 гг. – война с Францией.
1812-1814 гг. – Отечественная война.
1817 г. – создание статуй Диоскуров.
1840 гг. – перенос скульптур Диоскуров к зданию Конногвардейских казарм.
1842 г. – Адмиралтейский канал заключен в трубу.
1854 г. - возвращение статуй Диоскуров к зданию манежа.
1873 г. - установка терракотовых барельефов Д. И. Иенсена.
1930 гг. – переоборудование здания под гараж.
1967 г. - передача здания Союзу художников.

Легенды и мифы

О Конногвардейском манеже, как и о многих других зданиях, которые часто посещали российские императоры, ходили слухи, приписывающие ему подземное сообщение с Зимним дворцом. От других легенд, посвященных подземным ходам, эта отличалась любопытной подробностью – рассказывали, что потолок хода между Зимним дворцом и манежем сделан таким высоким, что по нему можно проехать верхом на лошади.