Рубинштейн антон григорьевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Пианист Николай Рубинштейн: биография, творчество и интересные факты

Родился 16 ноября 1829 года в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана, ученика Фильда. По словам Р., Виллуан был для него другом и вторым отцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 году - в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний назвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнил свое первое сочинение для фортепиано "Ундина". В 1841 году Р. играл в Вене.


С 1844 до 1849 года Р. жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер. Чрезвычайно тепло относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сделался заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны. К этому времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской".

1854 - 1858 годы Р. провел за границей, концертируя в Голландии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце великой княгини Елены Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением Р., при участии хора любителей. В 1859 году Р., при содействии друзей и под покровительством великой княгини Елены Павловны, основал Русское музыкальное общество (см. XXI, 623).

В 1862 году была открыта "Музыкальная школа", в 1873 году получившая название консерватории (см. XVI, 40). Р., назначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и считался первым, который получил его. С 1867 года Р. предался опять концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 году. До 1887 года Р. жил то за границей, то в России. С 1887 до 1891 года вновь был директором Санкт-Петербургской консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 года). Помимо гениальной передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная с XVI столетия и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц.А. Кюи под заглавием "История литературы фортепианной музыки" (Санкт-Петербург, 1889). В этот же период времени возникли, по инициативе Р., общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 году исторические концерты, данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе.

В 1889 году торжественно отпразднован в Санкт-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув консерваторию, Р. опять жил то за границей, то в России. Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 года и похоронен в Александро-Невской лавре. Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и, вообще, развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры этого необычайного пианиста.

Сам Р. говорил в своей статье "Русская музыка" ("Век", 1861): "Воспроизведение - это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Р. публикой и, отчасти, критикой, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства.

Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50 произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон-Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра, торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина "Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 году и пр.).

Кроме того, им написаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах - "Суламит", 13 опер: "Дмитрий Донской, или Куликовская битва" - 1849 год (3 действия), "Хаджи Абрек" (1 действие), "Сибирские охотники" (1 действие), "Фомка-дурачок" (1 действие), "Демон" (3 действия) - 1875 год, "Фераморс" (3 действия), "Купец Калашников" (3 действия) - 1880 год, "Дети степей" (4 действия), "Маккавеи" (3 действия) - 1875 год, "Нерон" (4 действия) - 1877 год, "Попугай" (1 действие), "У разбойников" (1 действие), "Горюша" (4 действия) - 1889 год, и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р. давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 году, "Нерон" - в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне, "Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" - в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене (1895).

В Западной Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в Санкт-Петербурге, под председательством Р., в 1890 году, второй - в Берлине, в 1895 году. Педагогическая деятельность не была любимым занятием Р.; тем не менее из его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй.

Как дирижер, Р. был глубоким истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные труды Р.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография, изданная М.И. Семевским в 1889 году и переведенная на немецкий язык ("Anton Rubinstein"s Erinnerungen", Лейпциг; 1893) и "Музыка и ее представители" (1891; переведена на многие иностранные языки).


/1829-1894/

А. Г. Рубинштейн вошел в историю русской культуры как многосторонний музыкально-общественный деятель, один из величайших пианистов мира, композитор, педагог. Его кипучая творческая жизнь явилась примером патриотического служения отечественному искусству.

Рубинштейн - основоположник профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория (ныне Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова). Музыкальному просвещению русского общества содействовали концертные выступления Рубинштейна в качестве симфонического дирижера и пианиста. Гениальный пианизм Рубинштейна сыграл громадную роль в утверждении славы русского искусства за рубежом.

Значителен вклад, внесенный в русскую музыку Рубинштейном-композитором. Ряд созданных им произведений (таких, как опера «Демон», многие романсы и фортепианные пьесы) занял почетное место среди классических образцов русского музыкального наследия и пользуется любовью слушателей до наших дней. Некоторые произведения Рубинштейна явились ступенями к высочайшим шедеврам, созданным его младшими современниками и композиторами последующих поколений. Так, например, Рубинштейн предвосхитил развитие русского симфонизма, будучи первым русским музыкантом, обратившимся к жанру четырехчастной симфонии, а его «Демон» стал первой русской лирической оперой и оказал непосредственное влияние на «Евгения Онегина» Чайковского.

Неутомимая энергия, идейная целеустремленность сближают Рубинштейна с другими выдающимися музыкантами эпохи. Но ряд причин обусловил некоторую обособленность его позиции среди других музыкальных деятелей его времени.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Антон Григорьевич Рубинштейн родился 16 ноября 1829 года в селении Выхватинцы на берегу Днестра, на границе Бессарабии (ныне Молдавская ССР), в культурной семье. На третьем году жизни он был перевезен в Москву. Музыкальное дарование его выявилось чрезвычайно рано. Занятия мальчика фортепианной игрой начались под руководством матери, затем его. учителем стал выдающийся педагог А. И. Виллуан. Первое публичное выступление Рубинштейна-пианиста состоялось, когда ему не было еще полных десяти лет.

Ближайшие вслед за этим годы он проводит, в сопровождении Виллуана, в концертных поездках по крупнейшим городам Западной Европы. Выступления маленького виртуоза вызывают повсюду восторженный прием. Его слушают виднейшие музыканты, в том числе Шопен, Лист; последний называет его наследником своего искусства. Изданное тогда же первое произведение Рубинштейна (небольшая фортепианная пьеса «Ундина») было сочувственно отмечено Шуманом. После непродолжительного пребывания на родине юный Рубинштейн едет вторично на несколько лет за границу вместе с матерью и младшим братом Николаем. Около двух лет он проводит в Берлине, где, по совету Мендельсона и Мейербера, берет уроки у известного теоретика 3. Дена (с которым ранее занимался Глинка).

Пребывание Рубинштейна в Берлине (а также в Вене) во второй половине 40-х годов сыграло существенную роль в его идейном формировании. Молодой музыкант соприкоснулся с революционно настроенной интеллигенцией, посещал литературно-художественный кружок, в котором вопросы эстетические обсуждались в тесной связи с вопросами социально-политическими. Революционные события в марте 1848 года оставили глубокий след в его сознании.
Впечатления этих лет заложили основу прогрессивных элементов его мировоззрения. По возвращении в Россию Рубинштейн в течение некоторого времени общался с М. Буташевичем-Петрашевским и посещал собрания его кружка.

В начале 50-х годов начинается активное участие Рубинштейна в музыкальной жизни Петербурга. Он выступает как пианист, между прочим в Университетских концертах, имевших в те годы большое музыкально-просветительное значение. В них он впервые пробует свои силы и как дирижер. Тогда же Рубинштейн составляет проект Музыкальной академии, то есть консерватории, не встретивший в тот момент никакой поддержки. Идея создания в России высшего музыкально-учебного заведения смогла осуществиться лишь десять лет спустя.

Одновременно с этим композитор много сочиняет в различных жанрах, в том числе и в оперном; в начале 50-х годов была поставлена первая его опера «Дмитрий Донской» («Куликовская битва»).

Непрочность материального положения заставила Рубинштейна принять должность пианиста при дворе одной из представительниц царской фамилии - великой княгини Елены Павловны, разыгрывавшей роль меценатки, покровительницы музыкального искусства. Замечательный музыкант остро переживал свою вынужденную зависимость от придворных кругов, с горечью сравнивая свое положение с положением придворного шута. В его письмах неоднократно высказывается страстное стремление «удрать отсюда, из этой среды» и мечта получить возможность жить «независимо от великокняжеских милостей».

Во второй половине 50-х годов Рубинштейн снова проводит несколько лет за границей. «Познакомить с моими сочинениями, напечатать их, побольше послушать хорошей музыки, самому поработать...» - так определил он цель поездки в письме к матери. Во время этой поездки укрепляются дружеские взаимоотношения его с Листом, с которым он встречается в Веймаре.

Наиболее широкий размах деятельность Рубинштейна приобретает после его возвращения в Россию в конце 50-х годов. Изменения в общественно-политической обстановке этих лет создали благоприятные предпосылки для осуществления давно вынашивавшихся им планов реорганизации русской музыкальной жизни.

Рубинштейн понимал, что одним из важнейших условий дальнейшего плодотворного развития русской музыкальной культуры было широкое распространение музыкального просвещения. Для этого необходимо было создание постоянных, регулярно функционирующих, рассчитанных на широкую аудиторию концертных организаций. Осуществление данной задачи требовало, в свою очередь, многочисленных отечественных профессиональных музыкальных кадров, выдвижение которых тормозилось отсутствием в России специальных музыкальных учебных заведений. Всем этим и были продиктованы основные мероприятия, осуществленные по инициативе и при активнейшем участии Рубинштейна в конце 50-х - начале 60-х годов.

С момента открытия Русского музыкального общества Рубинштейн в течение первых восьми сезонов бессменно дирижирует симфоническими концертами общества. Он же возглавляет и консерваторию, совмещая должность директора с большой педагогической работой по фортепиано, инструментовке, по классам ансамбля и оркестровому.

Организация созданных Рубинштейном учреждений и руководство ими столкнулись в условиях царской России с многочисленными трудностями. Преодоление этих трудностей, требовало колоссального напряжения сил, на которое мог быть способен лишь человек столь неисчерпаемого запаса воли и энергии, каким был Рубинштейн. Положение его трагически осложнялось еще тем, что со стороны ведущих русских музыкантов он такж не встретил сочувствия и поддержки своим начинаниям.

Как и другие передовые музыканты, Рубинштейн руковод¬ствовался в своей деятельности прогрессивным стремлением к демократизации музыкальной культуры, горячим желанием содействовать ее дальнейшему росту и расцвету. Однако пути дальнейшего развития русской музыки Рубинштейн и его современники представляли себе по-разному. Рубинштейн считал самым существенным и необходимым условием прогресса русской музыки создание прочной основы профессионального музыкального образования.

Противники Рубинштейна резко выступили против созданной им консерватории. Последняя несла, с их точки зрения, опасность распространения узкопрофессионального, ремесленного отношения к искусству и игнорирования национальных идейно-творческих задач.

Историческая правота в этом споре была в конечном счете на стороне Рубинштейна, а не его противников. Борьба его за профессионализм была исторически необходима и имела огромное прогрессивное значение. Выступления же Стасова и Серова против профессиональной системы музыкального образования объективно означали утверждение устаревших, исторически отсталых форм воспитания музыкантов. Вместе с тем Рубинштейн недооценивал важнейшую задачу дальнейшего активного развития национально-самобытного музыкального творчества, которую выдвигали в качестве основной, ведущей задачи члены балакиревского кружка. Эта недооценка не случайна - она была связана с некоторыми ошибками Рубинштейна в его взглядах на проблему народно-национального начала в музыке вообще.

Ограничивая область выражения национального характера только народными песнями и танцами, Рубинштейн отрицал возможность создания национально-самостоятельных крупных форм профессиональной музыки, в частности оперы. Этим он ставил под сомнение великое историческое дело Глинки и ту напряженную борьбу за дальнейшее развитие русской музыкальной школы, которую вели кучкисты.

Указанные ошибки Рубинштейна явились исходным пунктом отрицательного отношения к его музыкально-организаторской деятельности со стороны виднейших современников - членов балакиревского кружка, а также Серова. В образовании антагонистического отношения крупнейших русских музыкантов к Рубинштейну сыграл также роль известный консерватизм его музыкальных вкусов. Преклоняясь преимущественно перед классическим искусством прошлого, он остался чужд ряду прогрессивных новаторских явлений современности (в частности, творчеству Берлиоза и Листа, высоко ценившемуся в балакиревском кружке). Указанные слабые стороны эстетики Рубинштейна нашли отражение и в его собственном творчестве, особенно в его крупных произведениях. Зависимость последних от западных образцов (в частности, от нелюбимого балакиревцами Мендельсона) вместе с присущими многим его сочинениям общими недостатками (см. ниже, стр. 44) вызывала соответственную критику Рубинштейна и как композитора. Упрекам подвергались также программы концертов РМО, якобы недостаточно внимания уделявшего творчеству русских композиторов.

Одновременно с этим все более обострялись отношения Рубинштейна с придворными кругами. Вмешательство Елены Павловны в музыкальные дела и образовавшаяся в среде консерваторской профессуры оппозиция Рубинштейну с его строгим, не терпевшим никаких компромиссов отношением к искусству делали положение замечательного музыканта все более тягостным и привели в конце концов к его уходу из консерватории и отказу от работы в РМО (1867). Рубинштейн снова отправляется в длительную заграничную концертную поездку. Последующие годы его жизни проходят в многочисленных выступлениях в качестве пианиста и (реже) дирижера как в России, так и за рубежом. К этому времени его пианистическое искусство достигает своего полного расцвета и зрелости.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времен. Среди своих современников он может быть сопоставлен лишь с одним Листом, «единственным преемником и соперником» которого назвал Рубинштейна известный немецкий пианист и дирижер Г. Бюлов. «Он был гениальнейший, глубочайший по духу и поэзии, изумительнейший пианист - такой, выше которого никогда, конечно, не бывало, кроме его товарища и современника - Листа...» - писал о Рубинштейне Стасов.

Основными чертами исполнительской индивидуальности Рубинштейна были полнокровное, мужественно-волевое начало, огромный темперамент и исключительная глубина проникновения в авторский замысел. Общий характер пианизма Рубин¬штейна, неразрывно связанного с его просветительской деятельностью, его облик исполнителя-оратора, обращающегося со страстно-взволнованной музыкальной речью к большой аудитоии,- все это было исторически новым, прогрессивным явлением н русском фортепианном исполнительстве, в противоположность распространенному в первой половине XIX века интимно-домашнему или внешне блестящему салонному пианизму. В многочисленных отзывах современников об игре великого пианиста постоянно встречаются такие определения, как «стихийная сила», «богатырский размах», «титаничность». Наряду с потрясающим воплощением образов мощно-волевого, героического, трагедийного характера (исполнение музыки Бетховена принадлежало к величайшим достижениям рубинштейновского пианизма) в равной мере близки были ему и область задушевной лирики и образы, проникнутые изяществом, тонкостью. Соответственно многокрасочна была его звуковая палитра, одинаково поражавшая и колоссальной мощью и прозрачнейшими, воздушными звучаниями. Исключительны были также достижения Рубинштейна в искусстве «пения» на фортепиано. Замечательная кантилена Рубинштейна и необыкновенное богатство звуковых красок были связаны, между прочим, с особым, только ему свойственным применением педализации.

Поразительная яркость музыкальных образов в исполнении Рубинштейна властно подчиняла себе слушателей: «.. .Казалось, будто от него исходит мощная волна магнетизма, и ему аплодировали, потому что аудитория не могла не аплодировать. Он овладевал ею властно, решительно»,- вспоминал один из современников. С. В. Рахманинов, замечательнейший продолжатель традиций Рубинштейна в русском пианизме, слышавший его в юности, писал: «По моему мнению, ни один современный пианист даже не приближается к великому Рубинштейну».

Присущий натуре Рубинштейна размах сказался и во внешних масштабах его пианистической исполнительской деятельности. Такова, например, его поездка в 70-х годах в Америку (совместно со знаменитым скрипачом и композитором Г. Венявским), где им было дано свыше 200 концертов в течение 8 месяцев. Грандиознейшим предприятием Рубинштейна-исполнителя явился проведенный им в середине 80-х годов цикл «Исторических концертов». Цикл этот состоял из семи концертов, демонстрировавших развитие фортепианной музыки от ее истоков в конце XVI - начале XVII века до современности. Программа последнего концерта включала произведения русских композиторов - Глинки, кучкистов, Чайковского, Лядова и самого Рубинштейна. Серия «Исторических концертов», проведенная параллельно в Петербурге и в Москве, была затем повторена в ряде крупнейших западноевропейских городов, при этом дважды - с входной платой для обычной публики и бесплатно для учащейся молодежи. Этот цикл, неслыханный по масштабу в мировой концертной практике, свидетельствовал не только о широте репертуара гениального пианиста, но и о его из ряда вон выходящей неутомимости и энергии, одновременно ярко характеризуя его как музыканта-просветителя.

После выступлений с «Историческими концертами» Рубинштейн осуществил нечто сходное, но для более узкой аудитории: это был проведенный им в консерватории в двух учебных сезонах, специально для студентов и преподавателей, курс истории фортепианной литературы. Исполнению произведений предшествовали словесные пояснения самого Рубинштейна, содержавшие много метких и глубоких наблюдений и мыслей. В конце 80-х годов Рубинштейн снова на несколько лет (1887-1891) принял на себя руководство Петербургской консерваторией. В этот период появляется ряд новых его проектов, направленных на дальнейшее развитие русской музыкальной культуры. Из замыслов Рубинштейна осуществлен был только учрежденный им и получивший его имя международный конкурс пианистов и композиторов. Средства для проведения первого конкурса (состоявшегося в 1890 году) были пожертвованы им же из сумм, собранных с «Исторических концертов».

В последние годы жизни, после проведения «Исторических концертов», великий пианист почти вовсе отказалря от концертной деятельности, выступая лишь изредка с благотворительными целями. Во время своего вторичного директорства Рубинштейну удалось добиться у царского правительства предоставления для консерватории старого здания петербургского Большого театра. Перестройка началась еще при жизни Рубинштейна, одним из последних произведений которого была увертюра на открытие нового здания консерватории. Однако этого события ему не пришлось дождаться: переезд консерватории в новое помещение (занимаемое ею и посейчас) произошел уже после кончины ее основателя, внезапно наступившей в ночь на 8 ноября 1894 года на его даче в Петергофе (в окрестностях Петербурга).

Творческое наследие А. Рубинштейна, насчитывающее 119 опусов (не считая многочисленных произведений, не имеющих обозначения опуса), охватывает почти все музыкальные жанры Ч При этой громадной продуктивности композитора творчество его, однако, очень неравноценно по своему художественному значению.

Лучшие произведения Рубинштейна отличаются прежде всего большой эмоциональной насыщенностью и мелодической выразительностью. Наиболее удавалась ему область лирики, а также колоритные образы восточного характера. Вместе с тем, несмотря на ряд ценных качеств, творческое наследие Рубинштейна в большей своей части оказалось нежизнеспособным - лишь сравнительно немногие произведения сохранили силу воз¬действия до нашего времени. Создавая очень много и быстро, композитор не склонен был добиваться продуманной, тщательной отделки своих сочинений. Музыка Рубинштейна нередко страдает однообразием фактуры. Оркестровка его малохарактерна, лишена красочности. Неровность музыкально-художественного содержания особенно дает себя знать в произведениях большого масштаба - операх, ораториях, в крупных инструментальных формах.

Музыкальный стиль Рубинштейна объединил в себе различные элементы. Одним из его истоков была русская городская романсно-песенная и инструментальная бытовая музыка. Имевшие существенное значение для большинства русских композиторов интонации крестьянской песенности не были характерны для музыкального языка Рубинштейна. В тяготении Рубинштейна к музыкальному Востоку можно видеть связь его с одной из характерных традиций русской музыки, восходящей к Глинке. Из представителей западноевропейского музыкального искусства Рубинштейну внутренне наиболее близки были Шуман (особенно в романсной лирике) и Мендельсон, к которому во многом примыкают по стилю оратории и крупные инструментальные произведения композитора.
Оперное творчество Рубинштейна очень разнообразно по тематике и по жанрам. Наиболее соответствовал его дарованию жанр лирической оперы, лучшим образцом которого является «Демон» - самое яркое и популярное произведение Рубинштейна.

Среди крупных инструментальных произведений композитора наибольшей известностью пользовалась в свое время программная Вторая симфония «Океан». Рубинштейном было создано также несколько одночастных программных симфонических сочинений («Дон-Кихот», «Иван Грозный»). К лучшим его достижениям в области инструментальной музыки принадлежит Четвертый фортепианный концерт, исполняемый и в наши дни. Большую популярность в широких кругах любителей музыки приобрел еще при жизни композитора ряд его мелких фортепианных произведений и романсов. В этих жанрах более всего проявилась связь Рубинштейна с бытующими интонациями и раскрылись сильные стороны его дарования - лирика и связанное с ней господство мелодического начала.

Николай Рубинштейн - популярный российский композитор и дирижёр. Известен как один из создателей Московской консерватории (занимал пост первого директора).

Краткая биография

Николай Рубинштейн был рождён 14 июня 1835 года на территории Москвы в семье мелкого фабриканта. Ранее семья Николая проживала на территории небольшого села Выхватинца (Приднепровье), но за 3 года до рождения мальчика его родителями было принято решение переехать в будущую столицу России.

В период с 1844 по 1846 года Николай вместе со своим старшим братом Антоном и матерью проживали в Берлине.

В возрасте 12 лет Рубинштейн с семьей снова возвращается в Москву, где будущий музыкант и прожил практически до конца своей жизни.

Кем был по профессии? В возрасте 20 лет юноша окончил Московский университет и получил профессию юриста.

Поскольку вся жизнь молодого человека была пронизана музыкой, то параллельно с обучением на юриста он гастролировал, и в 1858 году (через 3 года после получения профессии) он принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.

В 1859 году Николай приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве.

Читателю с первых строк статьи стало известно, что основал Николай Григорьевич Рубинштейн. В 1866 году мужчина занял пост директора этой же Московской консерватории. Должность он занимал до конца своей жизни.

Плодотворным для пианиста был 1872 год, в это время он отыграл широко известный концерт в Вене и организовал концерт на Всемирной музыкальной выставке в Париже.

Смерть этого выдающегося музыканта зафиксирована в 1881 году на территории столицы Франции, но похоронили мужчину в Москве, на просторах Новодевичьего кладбища.

Отношения с братом

И Николай) всегда были довольно дружны, поскольку оба не представляли своей жизни без музыки.

Когда Николаю исполнилось 9 лет, его вместе с братом Антоном перевезли в Германию, в Берлин, где мальчики изучали музыку. В то время они гастролировали практически по всем европейским городам.

Николай всегда брал пример со своего старшего брата, даже созданная им Московская консерватория была попыткой повторить успех брата. Ведь Антон открыл консерваторию в Петербурге на 14 лет раньше.

Музыкальная деятельность

Свою музыкальную деятельность Николай Рубинштейн, интересные факты из жизни которого вы можете узнать из этой статьи, начал ещё в возрасте 4 лет под строгим контролем матери, а уже с 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на всевозможные концертные выступления как на территории России, так и в странах Европы.

Во время проживания в Берлине мальчик занимался у таких выдающихся людей, как Теодор Куллак (изучал основы игры на пианино и фортепиано) и Зигфрид Ден (изучал теоретические основы музыки). В Москве перешёл он обучался у известного российского музыкального педагога Василия Виллуана.

В возрасте 23 лет молодой человек уже полностью определился со своей жизненной целью и покинул юридическую сферу ради регулярной концертной деятельности.

В 1859 году Николай получил должность дирижера симфонических оркестров в отделении Императорского российского музыкального общества.

В 1866 году он занял должность преподавателя по фортепиано в Московской консерватории.

За всю жизнь Рубинштейн провёл около 250 концертов в роли дирижёра. Концерты проводились как в Москве, так и в других городах России.

А в 1870 году Николай провёл 33 концерта, а все вырученные финансы были пожертвованы Красному Кресту.

За рубежом мужчина не любил проводить концерты, единственными странами, ради которых он делал исключения, были Австрия и Франция. Но даже выступая на концертах за границей, он всё равно отдавал предпочтение российской музыке, за что его прозвали ярым пропагандистом.

Николай предпочитал исполнять уже известные музыкальные произведения. За свою жизнь он сочинил только несколько пьес и романсов для игры на фортепьяно.

Необычайная общительность музыканта

Пианист Николай Рубинштейн всегда обладал особенным талантом: он мог сойтись с любым человеком независимо от его возраста, пола и взглядов на жизнь. Именно поэтому в молодые годы музыканта пригласили вступить в «молодую редакцию» выпускаемого Погодиным журнала «Москвитянин». А затем молодой человек стал участником артистического кружка, членами которого были самые выдающиеся творческие личности того времени.

Отмечено, что в 1859 году, когда Боткин, Толстой и Оболенский разрабатывали проект Общества камерной музыки в Москве, именно Рубинштейна видели в его главе. К сожалению или к счастью, жизнь сложилась таким образом, что Николай посвятил всего себя Московской консерватории.

Развитие Московской консерватории под руководством Рубинштейна

Когда в 1866 году Николай Рубинштейн, биография которого насыщена интересными фактами, поспособствовал открытию в Москве музыкальной консерватории и занял пост её директора, практически никто (даже его брат) не верил, что таким образом мужчина хоть немного продвинет музыкальную сферу в массы.

Но уже через несколько лет благодаря особым управленским и организаторским способностям мужчины консерватория стала лучшим музыкальным заведением не только на территории Москвы, но и практически во всей России.

Именно Николай Рубинштейн поспособствовал тому, что консерватории было выдано право преподавать по собственным учебным программам - их разрабатывали непосредстенно преподаватели учебного заведения. Кроме того, там была создана единственная на территории всей России кафедра древнерусского церковного пения.

В коллективе преподавателей консерватории находились лучшие композиторы и музыканты того времени.

Судебное разбирательство

Несмотря на высокие достижения мужчины в музыкальном плане далеко не все представители власти того времени с уважением относились к Рубинштейну. За малейший промах Николаю сразу же вспоминали его принадлежность к еврейской народности и низкий чин.

Особенно ярко подобное отношение проявилось в период с 1869 по 1870 года во время судебного разбирательства. Суд был связан с тем, что Рубинштейн выгнал из своего кабинета ученицу, которая нарушала все существующие правила, некую П. К. Щебальскую. На первый взгляд незначительная ситуация оказалась предметом судебного разбирательства из-за того, что эта ученица оказалась дочерью генерала, а музыкант был всего лишь губернским секретарем.

Решение суда было принято не в пользу Николая. Суд постановил, что Рубинштейн как низший по чину нанёс оскорбление дочери генерала и теперь обязан выплатить им штраф в сумме 25 рублей. Если у Николая не было бы этих денег, то он вынужден был бы провести 7 дней в тюрьме.

Согласно газетным вырезкам того времени, практически все москвичи обсуждали это дело, и только благодаря вмешательству Сената приговор отменили.

Второе столкновение с властью

Не успел Николай Рубинштейн отойти от прошлого позора, как его заклеймили в деспотизме.

В 1879 году Советом профессоров Московской консерватории было принято решение запретить преподавателю данного заведения Шостаковскому выступать на публике для того, чтобы не позорить ни себя, ни консерваторию.

Но Шостаковский не был согласен с таким положением и объявил, что Рубинштейн деспот и завистник, поскольку не хочет, чтобы равный ему по силе пианист стал известным. Слова Шостаковского закреплялись тем, что он тоже был сыном генерала, а его семья находилась под покровительством брата Александра II.

И снова всё пошло по второму кругу. Началась травля музыканта в газетах и за глаза. Снова пришлось вмешаться Сенату.

Николай Рубинштейн и Чайковский

Среди преподавателей Московской консерватории, которые входили в число друзей Рубинштейна, присутствовал известный российский композитор Пётр Чайковский.

Когда Пётр Ильич узнал о гонении на Рубинштейна из-за предполагаемых деспотичности и зависти, он просто не мог терпеть подобную клевету, поэтому написал письмо российскому художественному критику Владимиру Васильевичу Стасову, который чуть ли не сильнее всех оскорблял Рубинштейна.

Письмо включало в себя следующие строки: «Там, где предо мною открывается свет, польза и величайшие заслуги, вы видите только темноту, вред и даже некие преступления. Но я вам хочу сказать, что все ваши обвинения, направленные на Рубинштейна, безосновательны. Я 12 лет проработал под его руководством, и мне просто невероятно обидно слышать гнусные обвинения в сторону светлого человека. Подобные обвинения могут только привести к тому, что Николай бросит своё детище. Если рассуждать со стороны его карьеры, то этим он только продвинется вверх, но мне не хочется, чтобы погибали дела, так трепетно созданные ним».

Педагогические способности

Многие ученики Рубинштейна утверждали, что он просто невероятный педагог, в особенности это проявлялось в следующих моментах:

  1. Рубинштейн считал, что ученики должны разбираться во всех музыкальных сферах, а не делать акцент только на чём-то одном.
  2. Николай требовал от учеников выражения индивидуальности, а не беспрекословного подражания другим выдающимся личностям.
  3. Был требовательным. Если ученик не был готов к занятию, он нагружал его таким потоком информации и заданий, что в следующий раз такой оплошности никто не допускал.
  4. Делал акцент на увлечённости. Если ученику действительно что-то нравится, значит, у него всё получится.

Изречения учеников Рубинштейна

Несмотря на всю строгость пианиста все ученики были в восторге от его преподавания. Это проявляется в некоторых их изречениях:

  1. Э. Зауэр: «У него было особое чутье, которое позволяло выявить сильные стороны каждого ученика. Он утверждал: каждому - своё. Каждый отдельный талант требует индивидуального подхода, а если его обеспечить, то талант заиграет яркими красками».
  2. А. Зилоти: «На уроках Николай Рубинштейн показывал нам такое мастерство, что невольно хотелось достигнуть хотя бы небольшого количества его способностей. При этом каждому своему ученику он играл по-разному, чтобы затронуть отдельные струны души».

Похороны Рубинштейна

Несмотря на неоднозначное отношение к пианисту во время жизни его похороны действительно были почетными.

В знак траура на территории всей Москвы зажгли уличные фонари. На панихиду люди принесли огромное количество венков из лавра, возле гроба было сложено несметное количество цветов.

Для того чтобы Николай Рубинштейн, краткая биография которого была представлена вашему вниманию в статье, всегда оставался в памяти и сердцах людей, Чайковский написал в честь него трио a-moll «Памяти великого артиста».

Этот человек достоин уважения, и он действительно до сих пор остаётся в сердце каждого ценителя музыки.

Рубинштейн - один из величайших пианистов, создатель русской пианистической школы. Для его искусства, нередко ломавшего традиционные исполнительские каноны, характерна вдохновенная импровизационность. Рубинштейн-композитор оставил большое творческое наследие, охватывающее все основные музыкальные жанры.

(16(28).11.1829, деревня Выхватинец Подольской губернии, -

8(20).11.1894, Петергоф, ныне Петродворец)

Русский пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель. Происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Игре на фортепиано обучался под руководством матери, затем - пианиста А. И. Виллуана. В 10 лет выступил публично как пианист в Москве, в 1840-43 с триумфом концертировал в европейских городах. В эти годы были изданы его первые сочинения. В 1844-48 находился за границей (Берлин, Вена), занимался по теории музыки у З. Дена, встречался с Ф. Мендельсоном и впоследствии с Ф. Листом, оказавшими влияние на формирование творческой личности Рубинштейна. В 1848 возвратился в Россию, поселился в Петербурге. Выступал как пианист и дирижёр (главным образом с собственными произведениями). В 1854-58 концертировал в странах Западной Европы. По возвращении в Россию занимался музыкально-общественной деятельностью: в 1859 по инициативе Рубинштейна и под его руководством организовано Русское музыкальное общество (вошёл в состав дирекции, участвовал в качестве дирижёра и пианиста во всех концертах общества, возглавил открытые обществом Музыкальные классы); в 1862 основал первую в России Петербургскую консерваторию. В 1862-67 и был её директором и профессором (руководил оркестром, хором, вёл классы фортепиано, ансамбля, инструментовки; среди его учеников - П. И. Чайковский). В 1872-73 с успехом выступал со скрипачом Г. Венявским в США, в 1885-86 провёл в России и крупнейших городах Западной Европы цикл Исторических концертов, в которых дал картину эволюции фортепианной музыки от её истоков до современных ему русских композиторов. Последние годы жизни (1891-94) провёл преимущественно в Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.

Рубинштейн - один из величайших пианистов, создатель русской пианистической школы. Для его искусства, нередко ломавшего традиционные исполнительские каноны, характерна вдохновенная импровизационность. Рубинштейн-композитор оставил большое творческое наследие, охватывающее все основные музыкальные жанры. Одно из лучших его сочинений - опера «Демон» (по поэме М. Ю. Лермонтова, 1871, постановка 1875, Мариинский театр, Петербург). Ему принадлежат также оперы: «Дети степей» (1861), «Фераморс» (по поэме-сказке Т. Мура «Лалла Рук», 1863), «Вавилонское столпотворение» (1870), «Маккавей» (1875), «Нерон» (1877, пост. 1879), «Купец Калашников» (по поэме Лермонтова, 1879, пост. 1880, Мариинский театр), «Горюша» (по повести Д. В. Аверкиева «Хмелевая ночь», 1889); 6 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, многочисленные произведения для фортепиано, романсы, песни, в том числе «Персидские песни». Написал «Автобиографические воспоминания. 1829-1889» (1889), книгу «Музыка и её представители. Разговор о музыке» (1891) и др. По инициативе Рубинштейна был организован Международный конкурс пианистов и композиторов им. Рубинштейна (1890).

Юрий Безелянский

Антон Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в местечке Выхватинец Подольской губернии. Когда мальчику было пять лет, семья переехала с берегов Днестра «в громадной фуре целым родом» в Москву, где за Яузой сняли большой дом. Отец будущего композитора Григорий Романович Рубинштейн из «житомирского первой гильдии купеческого сына» превратился в «московского третьей гильдии купца Голутвинской слободы». Отец Рубинштейн предпринимателем был не очень удачным, но при этом он никогда не терял добродушия и жизнелюбия. Его жена, мать Антона Калерия Христофоровна, была родом из прусской Силезии и «получила порядочное образование, а в особенности музыкальное». Она обучала детей, а их было пятеро, игре на фортепиано. В десятилетнем возрасте Антон Рубинштейн дал в Петровском парке свой первый публичный концерт. Затем учитель повез его за границу. Они объездили всю Европу. Антон выступал с концертами, в том числе и при королевских дворах, и был представлен всем знаменитым тогда музыкантам, в частности Ференцу Листу, который назвал мальчика из России наследником своей игры.

А пока Антон Рубинштейн утверждал себя в европах как вундеркинд, подрастал его младший брат Николай (он родился 2 (14) июня 1835 года в Москве), и его, как и старшего Антона, усадили за фортепиано. Как отмечали современники, Николай Рубинштейн учился с еще большей легкостью и считался даже даровитее старшего брата. Мальчики стали выступать вместе, на одном таком совместном концерте в 1843 году присутствовал поэт Афанасий Фет. «Блистательная игра мальчиков продолжалась около часу», — вспоминал Фет, а потом им дали конфет, фруктов и каких-то игрушек. «Мальчики эти были братья Рубинштейны, с которыми позднее мне случалось встречаться не раз в период их славы». На том концерте Антону было 13 лет, а Николаю — восемь.
Оба, Антон и Николай, виртуозно играли на рояле. Князь Одоевский говорил по поводу младшего брата: «Положите ему какую хотите музыку — он читает ее, как газеты...»
Талант талантом, но и труд был тяжелый и упорный. «Нас, то есть детей, — вспоминал позднее Николай Рубинштейн, — будили в шесть часов утра даже зимой, и вот после чашки молока я должен был садиться за фортепиано и непременно положенное время играть упражнения. Мать садилась с работой в смежной комнате, из которой в небольшое оконце видно было фортепиано. Бывало, в комнате утром темно, холодно, иногда одолевал сон, но как только задремлешь, сейчас же слышится стук в оконце, мгновенно пробуждаешься от дремоты, потому что знаешь, что стук даром не пройдет». Педагогическое наказание было строгим: палки и пощечины. Вряд ли сегодня так учат, но в те времена все было именно так. И никакого миндальничания.
В 1844 году Калерия Христофоровна повезла сыновей в Европу для продолжения музыкального образования. Ехали через Петербург, где мальчики дали концерт при царском дворе. Младший сыграл ноктюрн своего сочинения. Императорская чета была в восхищении, и Николай I благословил юных братьев Рубинштейнов: «Учитесь, не балуйтесь, вы сделаете русским честь». Следует отдать дань прозорливости Николая I: он предугадал, что братья Рубинштейны принесут славу русской музыкальной культуре.
Из Петербурга — в Берлин, Париж. Концерты как способ зарабатывания денег на дальнейшее музыкальное образование. Знакомство с композиторами Мендельсоном, Мейербером. Восхищен братьями был Фредерик Шопен. Разумеется, мать была счастлива от высоких похвал. Но счастье не ходит поодиночке — пришло известие о смерти мужа. Калерия Христофоровна с младшим Николаем возвратилась в Россию, а Антон отправился с концертами по Европе.
Так как братья временно расстались, разъединим и мы рассказ о них. Сначала поговорим о старшем Антоне, а потом вернемся к младшему Николаю.
«Великие люди сами сооружают для себя пьедестал», — писал Виктор Гюго. А вот что говорил сам Антон Рубинштейн: «Меня всегда интересовало исследовать, может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния общественной культуры и т. д. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей...»
Расставшись с матерью и братом, Антон Рубинштейн переехал в Вену и там сделал карьеру исключительно своими усилиями, благодаря выработанному в детстве трудолюбию, независимости и твердости характера, ну, и, конечно, таланту. Он стал истинным музыкантом-профессионалом, гениальным пианистом и, по существу, первым русским музыкантом, добившимся всемирной славы, концертируя по различным странам Европы и США.
Рубинштейн-старший сочетал в себе таланты пианиста, дирижера и композитора. Он оставил немалое музыкальное наследство: 13 опер и четыре духовные оперы-оратории, шесть симфоний и несколько десятков сочинений для оркестра и камерно-музыкальных ансамблей, более 200 фортепианных пьес и почти столько же романсов. Да, он написал много, но не все написанное им равноценно: Антону Григорьевичу мешала подчас быстрота процесса сочинения, и он порой не доводил свои произведения до совершенства.
Из творчества Антона Рубинштейна следует выделить ораторию «Вавилонское столпотворение» и оперы. Первая опера была посвящена Куликовской битве, затем последовали другие: «Фомка-дурачок», «Сибирские охотники», «Дети степей», «Нерон» (знаменитая эпиталама), «Купец Калашников». Но все затмила опера «Демон», написанная в 1871 году и поставленная в Мариинском театре в Петербурге 13 января 1875 года (премьера в Большом театре — 23 октября 1879 года). Опера сочинена по одноименной поэме Лермонтова. Грандиозные страсти, эмоциональные вспышки. Роль князя Гудала исполнял Федор Шаляпин, он же выпустил граммофонную пластинку с арией «На воздушном океане/ Без руля и без ветрил,/ Тихо плавают в тумане/ Хоры стройные светил». И тот же Шаляпин со сдержанной, тихой страстью выводил слова одной из «Персидских песен» Антона Рубинштейна: «О, если б вовеки так было...»
Антон Григорьевич достиг вершины как общественный деятель, как педагог, как создатель Петербургской консерватории. Идея зародилась летом 1858 года в селе Богородском под Москвой (ныне это Сокольники). Там собиралась рубинштейновская семья: мать, сестры, братья. «Музицированию не было конца». А Антон и Николай серьезно прорабатывали план создания в России общества для «распространения музыки и развития вкуса к этому искусству путем концертов, конкурсов, поощрений и тому подобное». Общий замысел принадлежал старшему брату, план практических действий — младшему. Поле деятельности Антона был Петербург, Николая — Москва.
1 мая 1859 года при поддержке великой княгини Елены Павловны и под руководством Антона Рубинштейна в Петербурге было основано Русское музыкальное общество, а 8 сентября 1862 года в городе на Неве открылась первая в России консерватория. Антон Рубинштейн вложил свои деньги в строительство нового здания консерватории на Театральной площади напротив Мариинского театра. Он стал и первым директором консерватории, собрал блестящий состав преподавателей. Первый выпуск петербургской консерватории состоялся в 1865 году, и среди выпускников — Петр Ильич Чайковский, ученик Антона Григорьевича.
За более полувека Петербургскую консерваторию окончили около 2 тысяч человек, среди которых было много евреев (Осип Габрилович, Самуил Майкапар, Шлема Лэзерсон, Иузель Ахрон и многие другие, включая Лейблу Строка, он же Оскар Строк, автор знаменитых песен-танго «Черные глаза» и т. д.).
Антон Григорьевич много сил отдавал Петербургской консерватории и несколько раз ее покидал, концертировал по Европе, возвращался снова и продолжал благородное дело популяризации классической музыки в России. Нагрузки были огромные. Сил хватило только на 65 лет жизни. Антон Григорьевич Рубинштейн умер 8 (20) ноября 1894 года на своей даче в Петергофе близ Петербурга.
Еще меньше — всего 45 лет — прожил младший брат Николай Григорьевич Рубинштейн. Когда в Россию приехала Полина Виардо и корреспондент «Московских ведомостей» спросил ее, кто из пианистов «первенствует теперь в Европе», она ответила: «Не грех ли вам спрашивать об этом? У вас есть дома два лучших пианиста Европы — братья Рубинштейны».
Николай Рубинштейн, как и брат Антон, — пианист, это да, но еще и настойчивый просветитель, одаренный педагог, талантливый организатор. В 1860 году он организовал Московское отделение Русского музыкального общества. Были открыты музыкальные классы, на их основе возникла Московская консерватория, директором которой и стал Николай Григорьевич. К занятиям он привлек много талантливых педагогов, в том числе и Чайковского. В то время Москва, по словам Петра Ильича, «была дикая страна по отношению к музыке». Эту дикость и преодолел Николай Рубинштейн своей энергией и талантом. В 1865 году Николай Григорьевич учредил Артистический кружок, который собрал почти всю интеллигенцию Москвы, включая известных историков Забелина и Ключевского.
Кончилась эпоха барского усадебного музицирования. Благодаря усилиям братьев Рубинштейнов музыка из приятного времяпровождения дворянских барышень превратилась в одно из ярчайших явлений национальной культуры. А какое огромное влияние имел Николай Рубинштейн на Чайковского! «Я бы, конечно, никогда не сделал себе имени, если бы у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты», — с благодарностью писал Чайковский Николаю Рубинштейну.
В 1871 году для консерватории было приобретено новое здание — особняк Воронцова на Большой Никитской, где она помещается и ныне (здание перестроено). Здесь же в отдельных квартирах жили Рубинштейн и Чайковский.
В 1878 году Николай Рубинштейн организовал на Всемирной выставке в Париже концерты русской музыки, в которых выступал как дирижер и пианист. Концерты прошли с триумфальным успехом.
17 марта 1879 года Николай Григорьевич дирижировал впервые показанной оперой Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении консерваторских учеников. Ну, а потом «Евгений Онегин» покорил все сценические площадки. Перечислять заслуги и достижения Николая Рубинштейна можно долго. «Такие люди, как он, то есть люди с бешеной энергией и притом забывающие себя ради любимого дела, — страшная редкость», — отмечал Чайковский. В своих личных потребностях Николай Григорьевич был очень скромен, жалованье назначал себе значительно меньше, чем другим ведущим профессорам, соответственно, и обстановка в квартире была у него непритязательная. Короче, бессребреник. Но бессребреник неотразимого очарования, обладавший сильным, почти гипнотическим воздействием на окружающих. Как написал кто-то: «Он не смотрел на званье, чин и лица,/ Чужих заслуг не унижал,/ Бессребреником жил, как Б-жья птица,/ Презренный не копил металл».
Николай Рубинштейн был, по свидетельству современников, настоящим «хозяином музыкальной Москвы». «И какой милый Рубинштейн!» — воскликнул Лев Толстой при знакомстве с Николаем Григорьевичем. Ученики боготворили его.
Николая Рубинштейна приглашали работать в Америку, но он отказался: вне Москвы себя не представлял. В 1880 году стал одним из главных устроителей Пушкинских торжеств в Белокаменной. Музыкальная часть пушкинского праздника получилась блестящей. Но здоровье Рубинштейн-младший подорвал своим подвижническим трудом. По совету врачей в феврале 1881 года отправился на лечение в Ниццу, сделал остановку в Париже и скончался в Гранд-отеле 12 (24) марта. Тело Николая Рубинштейна перевезли в Москву и захоронили рядом с Гоголем на кладбище Данилова монастыря. В 1939 году прах перенесли на Новодевичье. Чайковский откликнулся на смерть Рубинштейна трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Памяти великого артиста».
Такова вкратце судьба двух братьев Рубинштейнов — Антона и Николая. Их рисовали многие художники, и со всех полотен на нас глядят вдохновенные лица благородных мастеров и организаторов музыки, отдавших свои жизни России.
И склоним головы в память о братьях.
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия