Развитие музыкально ритмических движений в подготовительной группе. Музыкально-ритмические движения - вид музыкальной деятельности детей. «Плавные ручки»- поднимание и опу

Ирина Чичина
Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду»

Музыкально-ритмические движения в детском саду

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку .

И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»

Анна Иосифовна Буренина

Музыка - самое эмоциональное искусство (Д. Б. Кабалевский) . Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются , а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Можно не редко услышать такую фразу : «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха ». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги - музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности , т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей . И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности .

Что же такое музыкальность ? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности : слушании, пении, движении .

Музыкально-ритмические движения - являются синтетическим видом деятельности - это один из видов, в котором содержание музыки , ее характер, образы передаются в движениях . Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух , и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция) . Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей , a также пластичности и выразительности движений . Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально -ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование» , проникновение в музыку , творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях , вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений , c другой – движения поясняют музыку , основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма , которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание , делает его более осознанным.

Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов . Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких , заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению , у них совершенствуется моторика, координация движений , развивается произвольность движений , невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений .

Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки . Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением , дыханием. Профессор-музыковед Л . Медушевский писал : «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке , считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - соинтонированием, пантомимическим движением ». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки .

Б. М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т . д.) . Также исследованием проблемы музыкально -ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них : Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. И. Бурёнина и многие другие.

Приобщение детей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально -ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных предложений – упражнений, музыкальных игр , танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку , проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять форму, выразительные средства.

Музыкально -ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.

В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи

1. Обогащать музыкальные впечатления детей , создавать радостное настроение.

2. Развивать ритмичность движений под музыку .

3. Подводить к выразительному исполнению движений , к совместным и индивидуальным действиям.

Наряду с постановкой воспитательных задач происходит выработка музыкально-ритмических навыков :

Самостоятельно начинать движения после вступления ;

Самостоятельно изменять движения в зависимости от формы (2 и 3-частной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий) ;

Выполнять движения , в общем, для всех темпе, координировать их;

Двигаться в умеренном, быстром темпе.

Во время разучивания музыкально -ритмических заданий педагог пользуется различными методическими приёмами , учитывая возрастные особенности детей.

Один из важнейших приёмов обучения - целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины . Педагог один (или с ребёнком) может показать разучиваемое движение под музыкальное сопровождение . Правильный показ движений , точные указания помогают ребёнку технически правильно выполнить то или иное движение .

Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку , чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности , понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре , обогащается его духовный мир.

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку , но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение , возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку . Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение , но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка : запоминание отдельных движений и движений в комплексе , координация движений , способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект.

Музыка , движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем. Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движения - это лёгкость и радость. Очень мне нравится девиз Г. П. Фёдоровой : «Танцевать - ум развивать» . Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений , при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.

У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях - все они не предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением , но и образными упражнениями, сложными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию взрослых.

Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и великими творцами. Творит ребёнок не только рисунки или фигурки из пластилина, не только танцевальные композиции и незамысловатые песенки - творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и волю.

Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям.

Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики : «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие М. Монтель», поможет решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки , ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний .

Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.

P.s.:В детском саду вместо термина "ритмика" вначале пользовались терминами "ритмические движения ", "музыкально -двигательное воспитание", затем "движение под музыку ", "музыкальное движение ", "музыкально-ритмические движения ", "музыкально -ритмическая деятельность". На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально -ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку "исходным моментом" в ритмике, а движение - средством ее усвоения.

Ольга Арутюнян (Шерстякова)
Методы и приемы разучивания музыкально-ритмических движений

«Методы и приемы разучивания »

Ольга Арутюнян

Тема «»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания и обучения дошкольников основам музыкального развития , влияющее на последующее становление личности ребенка. Музыкально -ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, объединяющим музыку , пение, движение и слово . Ведь овладевая навыками ритмического, выразительного движения , ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка.

Накопленный опыт работы в процессе организации музыкально -ритмического развития в дошкольном учреждении показал, что существует проблема на которую необходимо обратить внимание, это как научить детей запоминать разнообразные танцевальные движения , их последовательность, смену рисунка в танце. Анализ накопленного опыта работы заставил меня искать эффективные средства активизации музыкально-ритмических движений и творчески подойти к подбору методов и приемов работы . В связи с этим мной была изучена и использована в работе следующая литература, которая позволила определиться с целью и задачами по заданному направлению. Поставленная мною цель-научить детей запоминать последовательность танцевальных движений и смену рисунка танцев используя эффективные методы и формы работы . Задачи направленны на :

1. Развитие двигательной памяти, при поэтапном разучивании танцев , используя все виды шага.

2. Обогащение двигательного опыта детей по кругу и в парах, совершенствование танцевальных движений с помощью образа .

3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении, выразительности в движении под музыку , воспитание рыцарства.

Были определенны направления работы по организации и обучению музыкально-ритмических движений , это поэтапное разучивание танцев ; движения с помощью образа ; движение по кругу и парами ; понятие правой руки и ноги; воспитание рыцарства. Для выполнения заданных направлений подобранны следующие методы и приемы работы , что позволило добиться мне эффективности в разучивании музыкально-ритмических движений с детьми . Это

1. Наглядно-слуховой метод , используется мной при ознакомлении детей с музыкальным произведением , с помощью которого в дальнейшем строится музыкально -ритмическая композиция.

2. Наглядно-зрительный, двигательный метод , применяется при показе игр, плясок, отдельных танцевальных элементов.

3. Словесный метод , этот метод , который очень важен для меня, потому что без правильного, четкого объяснения нельзя добиться положительного результата. Используется мной в танцах, музыкальных играх , при пояснении хода выполнения движений , многократном повторении и подаче нового материала).

Работа над первым направлением- поэтапным разучиванием танцев , проходила на занятии по музыкальному воспитанию и в кружке. В своей работеруководствовалась постепенным, поэтапным разучиванием танца , объединяя в единое целое все разученные движения , как бусинки на нитку. В процессе освоения танцевального материала условно выделила для себя три этапа обучения.

На первом этапе - опиралась на способность детей к подражанию, поскольку дети повторяют все движения автоматически , подражая взрослому.

Второй этап для меня характерен тем, что время от времени прекращаю показ в процессе совместного исполнения и предлагаю детям продолжать исполнять движения самостоятельно , для тренировки произвольного внимания, памяти, воли. Только после нескольких повторений, я позволяю детям исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца, подсказывая в начале некоторыми жестами. Это так называемый птичий язык или как его еще называют в методике «условный язык» . Например, при кружении еле заметно кручу пальчик перед собой, а при выполнении лодочки складываю ладони перед собой гнездышком,

«крестик» в вальсе, показываю с помощью скрещивания двух пальцев крестиком и т. д. Если дети уже хорошо знают порядок движения в танце , то им эти подсказки- скорее нужны как психологическая поддержка.

На третьем этапе поэтапного разучивания танцев– с учетом двух первых этапов происходит формирование у детей умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения, владеть собственным телом, тонкостью музыкального восприятия .

Закрепление материала проходит не только на занятиях по музыке , кружке, но и на занятиях по физической культуре, где с детьми закрепляется боковой галоп, ковырялочка, шаг польки.

Чтобы выучить определенное движение на всех этапах разучивания танца , себе на помощь я зову трех друзей кукол : мальчик Шажок- шагает различными шагами;

мальчик Прыжок –делает прыжки; девочка Пружинка- сгибает ножки, пружинит.

Например, при разучивании танцевальных движений использую четверостишье :

Вот солдатики стоят, Начинается парад!

Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем мы шагать. (приходит мальчик Шажок)

Ножки быстро поднимай и прыжками забавляй. (приходит мальчик Прыжок)

Мы коленочки покажем,

Как пружиночки запляшем (приходит девочка Пружинка)

Все наши танцевальные движения состоят из трех друзей, объясняю детям :

Боковой галоп =прыжок+приставной шаг

Шаг польки = Подскок (прыжок) + 2 шажка

Поскок = шаг + прыжок

Использование в обучении «Трех друзей» , необходимое условие в использовании здоровье сберегающих технологий. Так что только система занятий, закрепление и отработка выразительности и эстетики выполнения движений в итоге дают тот танец, которым и мы, и дети довольны.

Движения с помощью образа- это второе направление, которое используется мной в обучении музыкально-ритмическим движениям с использованием игровых приемов .

Игровой прием "Спокойный шаг" применяю с младшей группы предлагая детям просто «погулять» (дети свободно, естественным, неспешным шагом гуляют по залу, при этом предлагаю им рассмотреть во время ходьбы зал или предлагаю погулять, отдыхая от предыдущего танцевального движения .

Игровой прием "Мягкий шаг" или" кошечка", используется мной со средней группы. Ассоциируется у детей этот прием с мягкими шажками и движениями кошечки , которая мягко и изящно двигается.

Игровой прием "Бодрый шаг", применяется мной с младшей группы. Его еще можно назвать шаг солдатика и использовать с показом куклы мальчика.

Игровой прием "Стремительный шаг" применяю в старшей-подготовительной группе - "шагаем, как спортсмены" - колени не сгибаем, выносим прямую ножку стремительно вперёд, носочек тянем" (снова показ мальчика Шажка) .

Игровой прием «Рисуем цветочек» или «Выставление ноги на носок» - используется во всех возрастных группах. Этот прием очень эффективен на практике, потому что просто добиться вытягивания носка у ребенка сложно. Как только начинаешь с ним играть в карандашик, который рисует цветочек, то дети проявляют свое воображение дополняя движение «как-бы цветным карандашиком» . Цветной карандашик может определяться по цвету колготок, носочек, гольф.

А если еще и подбадривать детей словами отточенный, новенький, остренький, положительный результат не заставит себя ждать.

Как только был найден образ карандашика, отточенного – всё! – ни о каком согнутом колене уже не было и речи!

Движение по кругу и парами . Это сложное направление в обучении музыкально- ритмическим движениям . Для эффективности обучения использую в работе прием – «карусель» с использованием четверостишья.

Мы пришли на карусели, И устроили веселье –

Покатались дружно все На огромном колесе.

С песней, с музыкой , с игрой! Как нам весело с тобой!

Карусель кружится, а лошадки друг на друга не наезжают напоминаю всегда детям.

Игровой прием «платок» - позволяет закрепить работу в парах и в круге, где все дети, стоящие в парах и держась за платок, стараются не сломать круг и не выйти из пары, чтобы платок не помялся, не искривился и не потеряет свою красоту.

Наш платочек голубой, Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок по кругу, Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши И платочек ты держи!

Стоит детям понять принцип движения , приобрести минимальный опыт, навык,- как уже легче обращаться к ним с просьбой не отставать и соблюдать круг… просто уже в начале обучения мы осваиваем материал с помощью игровой формы, что позволяет получать удовольствие от танца.

Используя прием игровой- музыкальный «Прятки» , учу детей держать круг ровным, красивым, например,

Спрячься, спрячься, и сейчас будет ровным круг у нас!

Ты за мной шагай, мой друг, не ломай красивый круг!"

Кто неровно зашагал - тот цепочку разорвал,

Спрячься, спрячься, поскорей, будет наш кружок ровней!"

Проверено : игра в "прятки" друг за друга в хороводном шаге- в 100 раз эффективнее, чем простые просьбы идти ровнее!

Понятие правой руки и ноги одно из направлений необходимых для обучения детей танцам. Обучение правой и левой руки, ноги происходит с применением знакомого нам уже четверостишья.

(танец буги –вуги)

Чтобы дети запомнили правую ногу и не путались, я привязываю красивую ленточку к правой ноге. (особенно в парах) . Дети видят, что ленточка находится на противоположных ногах, что ножки не ударяются и свободно можно выставлять их вперед. А нога на которой нет ленточки- левая, она тоже может свободно двигаться вперед и назад.

Знание Правой руки и ноги -самое первое правило для танца : начинаем любое танцевальное движение с правой ноги , поворачиваемся при кружении в правую сторону (догоняем правую руку) .

Воспитание рыцарства, еще одно, не «музыкальное » , но очень важное направление в моей работе по обучению музыкально-ритмическим движениям . Именно это направление помогает мне на занятиях привить навык культурного поведения в движении . Например, со средней группы - приучаю мальчиков подходить к девочкам с поклоном и выводить на танец. И обязательно после танца отводить девочек на место, так же с поклоном, и садиться рядом - или на свободный стульчик. Эта традиция закрепляется уже в старших группах, у детей начинают проявляться задатки рыцарства.

При разучивании и закреплении детьми ритмического рисунка (или движения ) использую следующие приемы : прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами; прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди; пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя) .

Музыкально- ритмическое движение , как и любой другой вид деятельности с детьми требует результативности выполненных действий. В своей деятельности с детьми применяю следующую систему оценивания- система поощрительных значков. Такая система включает в себя три вида поощрения за успехи в освоении танцевальных движений в танцевальном творчестве : "Орден волшебной туфельки" для девочек; «Орден волшебной туфельки" для мальчиков; за успехи в парных танцах. (приложение№1)

Из выше сказанного можно сделать определенный вывод, что методы и приемы , использованные мной на музыкальных занятиях способствуют более активному развитию музыкально-ритмического движения , позволяет в доступной форме приобщить детей к основам музыкального искусства . Спасибо за внимание.

Музыкальное занятие в подготовительной группе: «Колобок»

Программное содержание:

Учить детей перед упражнениями и плясками принимать исходное положение;

    учить детей самостоятельно начинать движение после вступления;

    учить детей ориентироваться в пространстве;

    закрепить умения выполнять перестроения, чувствовать единство

    и сплочённость всех марширующих;

    учить детей придавать основным движениям (ходьбе, бегу, подскокам) и элементам танца, пляски выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры, пляски;

    развивать умение непринуждённо придавать движениям пружинный, плавный, маховый характер, в зависимости от особенностей музыкального образа;

    закреплять умение самостоятельно создавать музыкально-

ритмический образ на музыку весёлого, энергичного,

игрового характера;

    развивать творческое воображение, наблюдательность, фантазию;

    привлекать детей к сочинению коротких сказок, историй.

Методы и приёмы: беседа, показ упражнений, загадки, подговорки, словесное объяснение, стихи, сюрпризный момент, манок.

Оборудование и материал: Демонстрационное пособие к музыкально- ритмическим движениям, карточки к образным движениям, магнитофон, стол, подставка, платочки, игрушка «Колобок».

Продолжительность занятия: 30 минут.

Пятки вместе, носочки несколько раздвинуты, ноги выпрямлены, но не напряжены. Плечики и шея слегка отведены назад, руки свободно висят вдоль корпуса, голова чуть приподнята.

3.Приветствие детей: «Здравствуйте, ребята!»; Ответ детей: «Здравствуйте!»

Пение по трезвучию

4.Творческое задание: «Волшебные игрушки»

Дети превращаются в сказочных героев

5.М.р.: Сегодня я вас приглашаю отправится в волшебное путешествие. А помогать нашему путешествию будет, послушайте мою загадку:

Дети: Колобок.

Ребята, давайте вместе «испечём колобка»,он нам будет показывать дорогу, чтобы мы не заблудились. Посмотрите какой красивый, румяный колобок у нас получился.

М.р.:Вы готовы?

Дети: Да.

М.р.: Тогда в путь!

«По сусекам он скребён,

На сметане он мешон,

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл»

(Колобок)

Показ игрушки

Упражнения для рук: «фонарики»-вращение кистями рук, «тарелочки»-скользящие хлопки, ритмичные хлопки, «мягкие ручки».

6. «Марш, бег, марш»

Энергичная ходьба, бег на носочках.

М.р.: Катился колобок и прикатился на большую полянку, где решил немного потанцевать.

7. Музыкальная разминка

Построение круга, разведение рук в стороны «показ большой полянки».

«Часики» - наклон головы в право, в лево, вперёд, назад.

«Весёлые плечики» -поднимание и опускание плечиков поочерёдно и вместе.

«Приглашение»- разведение рук с наклоном корпуса вперёд

«Полочка»-руки перед грудь, сложены друг на друга

«Распашонка»- руки сложены перед грудью, при приседании руки разводятся в стороны покажи «Грибочек» -наклоны туловища и руки в право и влево

«Носочек» -выставление ноги на носок

«Каблучок» -выставление ноги на пяточку

«Пружинка»- плавное полуприседание.

М.р.: И покатился колобок по тропинке дальше, прикатился в весенний лес. А на веточке сидит воробей, колобок решил поиграть с ним.

В Лесу растут большие и маленькие деревья.

Дует ласковый ветерок и качает веточки деревьев.

8.Музыкально- ритмическое упражнение

Слышите,как поют в лесу птицы.

«И запоют, засвищут все подряд».

«Змейка» бег на носочка друг за другом.

«Чик-чирик, на дорожку прыг»

Этюд: «Воробьи»-творчество детей.

«Плавные ручки»- поднимание и опу

скание рук поочерёдно и вместе.

Слушают музыку: «Пение птиц»

(дети сидят на коврике)

Игра на воображение «Хор- птиц», дети делятся на группы («кукушка»- ку-ку, «дятел»- хлопки в ладоши, «воробей»- чик- чик, «ворона»- кар- кар, «сова» -у-у-)

Игра: «Найди свой домик».(платочки)

М.р.: Нам очень понравилось в весеннем лесу, но нужно отправляться дальше. Куда это мы попали, в болото, в самую трясину нужно поскорее выбираться из него.

9. Психогимнастика, логоритмика.

«Волшебные тропинки»-широкий и

узкий шаг

«Кочки»-приставной шаг

Игра: «Тропинка» (тропинка, кочка, ямка, мох)

«Болото»- творчество детей.

М.р.: Ребята, посмотрите на лугу пасётся лошадка. Давайте мы вместе с колобком на неё сядем и поедем дальше.

10. Творческое задание

«Я скачу, скачу, скачу

И копытами стучу»

Этюд: «Лошадка»

(прямой и боковой галоп)

М.р.: Лошадка привезла нас на речку.

11. Музыкально- ритмические упражнения

Этюды: «Полоскание», «Игра с

водой».

12. Образные движения

Бег на носочках по кругу, расши

рение и сужение круга.

«Зимою беленький,

а летом серенький»-(зайчик)

«Везде рыщет, добычу ищет»-(волк)

«Ночью бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.»

(медведь)

«Хитрая плутовка,

Рыжая головка» (лиса)

М.р.: Лисичка есть колобка не стала, а подружилась с ним.

13. Музыкально- ритмические движения, танцевальные движения.

Построение пар, кружение в парах «лодочка»,танцевальные движения на

выбор детей.

14.М.р.: «Вот и сказочки конец,

А кто показывал тот молодец!» М.р. благодарит детей за совместную

работу.

Девочки делают «пружинку»,

Мальчики «поклон»

Пусть тает снег,

Пусть тает лёд.

Весна цветы ребятам шлёт

Из недр весенних кладовых

Букет подснежников лесных.

М.р. раздает детям «подснежники»

15 Подведение итогов занятия.

Прощаются.

«До свиданья!.» (поют)

Дети под музыку идут в группу


Учимся танцевать, играя

Милые коллеги! Вы, наверняка, согласитесь со мной, что на музыкальном занятии такие разделы как: слушание, пение, музыкальная дидактика предполагают наглядность и игру, и только МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ выпадают из этого ряда.
У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту вот так", не всегда успешно.
Кроме того, обучение музыкально-ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей - сухой неоднократный повтор за музыкальным работником или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни музыкантов.
Неужели пустить всё на самотёк и вести эту монотонную и иногда безуспешную работу и дальше?
Как привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста?
Конечно, тоже через игру , чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз. Что понятно - то выполнимо!
Итак, делаем вывод: музыкально - ритмические движения всегда были предметом обязательной скрупулезной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым.
В музыкально - ритмических движениях игровые приемы практически не используются, и у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности.
Я решила пересмотреть и этот вопрос и постараться сделать так,
чтобы дети получали навыки музыкально - ритмических движений в ИГРЕ и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.
А за свои успехи получали бы
"Волшебную туфельку " - /все эти значки печатаются и отдаются детям в «копилку» своих побед и достижений/
Начали мы с разноцветной и весёлой разметки музыкального зала . Дети с удовольствием стали играть в эту танцевальную карусель, что, несомненно, улучшило качество построений в танцах: ведь теперь у каждой пары возник свой "домик". Эти обозначения помогли сохранять круг, теперь малыши двигаются по звёздочкам, не сбивая его при движении, что значительно сэкономило время музыкального занятия, которое так ценно и которого так не хватает на всё.

Далее я стала размышлять логически, анализировать и пришла к выводу, что все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке».
Дети с 1 мл. группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны.…Но что такое для малыша «пружинка»? В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему
полуприседание взрослой тёти называется «пружинка»? И вот тогда родилась идея создать куклу -
Девочку Пружинку , у которой ножки будут сделаны из настоящих пружинок. Куколку, с которой можно играть, потрогать её спиральные ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта игрушка стала для ребят весёлой подружкой, они с лёгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать!

А чтобы ей не было скучно, я придумала для неё верных товарищей - мальчиков по имени Шажок и Прыжок .



Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать - кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения.
Например: выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок + Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп» - нужно добавить к ним еще «Прыжок» , и т.д.
То есть, мы не просто играем в музыкально ритмические движения, мы задаем детям вопросы поискового характера, и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения.
Старшие ребята могут использовать не куклы, а их символы.

А для малышей любимой подружкой стала вот такая Девочка Пружинка:

Войдя в атмосферу игры, захотелось остаться в ней и дальше, мотивировать любое музыкально- ритмическое движение игровой ситуацией, интересным для детей сюжетом или знакомыми образами, захотелось привнести в логику движений немного воображения, вот и родилась идея танцевать, играя, сначала словесно, а затем и зрелищно.
Так и возник «АЛЬБОМ ПУТЕШЕСТВИЙ В СТРАНУ ДВИЖЕНИЙ» .
Иллюстрациями для него послужили красочные, игровые, яркие картины большого формата, удобного для восприятия детей.

Для МЛАДШЕЙ ГРУППЫ - это сказочная поляна, по чьей тропинке мы идём и встречаем игрушечную машину (топающий шаг), лошадку (галопчик), солнышко (и наши ножки - как солнечные лучики), зайчика (прыжки на 2-х ногах) и т д, а девочка ПРУЖИНКА, мальчик ШАЖОК и мальчик ПРЫЖОК всегда рядом с нами, чтобы не дать ребятам ошибиться.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ наш путь пролегает через бабушкину деревню, где нас встречает кошечка (мягкий шаг), на пути - берёзовая роща, где мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, а ПРЫЖОК, ПРУЖИНКА и ШАЖОК обучают нас поскокам.

СТАРШАЯ ГРУППА приглашает детей в Танцевальный Класс.
Тут Магистр Танцевальных Движений проводит свой занимательный танцевальный урок.

А в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ мы попадаем к Королеве Танцев, где продолжаем готовиться к балу, осваивая всё новые и новые движения, знакомимся с жителями Города Танцев: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т д. и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить на балу.

Все эти картины сопровождаются игровым текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе.
Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ успешно нашел своё применение и в этом виде музыкальной деятельности.
Просто необходимо сделать так, чтобы в обучении музыкально - ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, будет стимулирует их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях.

5 минут музыкально-ритмических движений в подготовительной группе

Развитие музыкально ритмических движений детей дошкольного возраста

Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" г. Сельцо Брянской области
Описание материала: Данный материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования.
Цель: углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирования на этой основе у детей дошкольного возраста навыков выразительного движения.
Задачи: формировать красивую осанку и навыки выразительного движения детей дошкольного возраста;
развивать творческие способности детей.
" Танец - это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве" К. Закс
Музыкально ритмическая деятельность особенно привлекательна для дошкольников. Ритмика прекрасно развивает творческое воображение, овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка, координация, улучшается осанка.
Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости и точности.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начинать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Музыкально ритмические движения развивают образное мышление потому что музыка способствует созданию новых образов. В таком творческом процессе педагог вместе с детьми обсуждает эти образы, подбирая правильные сравнения. Например, движения в танце под музыку А. Варламова "Красный сарафан" должны быть легкими, плавными, благородными. Исполняя танец "Мотыльков" И.С. Баха, ребята представляют себя легкими "невесомыми". В танце "Троллей" Э. Грига, нужно представить движения фантастических существ.
Музыкально ритмические движения развивают не только художественно творческие умения, но и способность к математике. Например, музыкальный руководитель даёт ребятам задание построиться в один большой круг, встать в два круга, перестроиться парами.
Музыкально ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально волевых качеств личности.
Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность.
Таким образом музыкально ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Ритмические упражнения
Муравьиная зарядка
1. Муравьи проснулись рано
(дети потирают глаза, сидя на корточках)
Потянулись, встали прямо.
(встают, руки поднимают вверх, затем опускают)
2. Прыг да скок, прыг да скок!
(прыгают на двух ногах, руки на поясе)
Новый начался денёк!
3. Вместе весело живем
(шагают на месте)
Хорошо быть муравьём!
4. Улыбнулись всем друзьям
(останавливаются, улыбаются друг другу)
Побежали по домам
легко бегут в одном направлении)
Музыкально игровая гимнастика
1. Мы идём, идём по кругу,
Друг за другом, друг за другом.
(ребята маршируют)
2. Превратились дети в мишек,
Прогуляться мишки вышли.
Бурые мохнатые
Мишки косолапые.
(ходьба на внешней стороне стопы)
3. Превратились в петушков,
Ножки поднимаем
"Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!"-
Песню распеваем.
(ходьба с высоким подъёмом ног)
4. Превратились все в лошадок,
И теперь спешим, спешим
Как лошадки, как лошадки
Резво скачут малыши.
(прямой галоп)
5. Побежали наши ножки,
Побежали по дорожке.
(легкий бег друг за другом)
"Научились мы ходить"
1.Научились мы ходить,
Ножки поднимая,
Вот как наши малыши
Весело шагают
(ритмичная ходьба друг за другом)
2. Мы идём, мы идём,
Громко песенку поём!
Прыгнем раз да прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда!
(прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
3. А теперь, как петушки,
Ножки поднимаем.
Вот как наши малыши
Хорошо шагают.
(ходьба с высоким поднимаем ног)
4. А теперь барашки,
Серые кудряшки,
По дорожке побежали,
Только ножки замелькали.
(легкий бег)
5. А теперь скорей в кружок,
Чтобы получить флажок.
(построение в круг)