Немецкие нобелевские лауреаты по литературе. Премия по литературе

ИСТОРИЯ РОССИИ

«Prix Nobel? Oui, ma belle» . Так шутил Бродский задолго до получения Нобелевской премии, являющейся самой важной наградой практически для любого писателя. Несмотря на щедрую россыпь русских гениев литературы, только пятерым из них удалось получить высшую награду. Однако многие из них, если не все, получив ее, понесли громадные потери в своей жизни.

Нобелевская премия 1933 года «За правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».

Бунин стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию. Особый резонанс этому событию придавал тот факт, что Бунин уже 13 лет, даже как турист не появлялся в России. Поэтому когда его известили о звонке из Стокгольма, Бунин не мог поверить в случившееся. В Париже новость разлетелась мгновенно. Каждый русский, независимо от финансового положения и должности просаживал в кабаке свои последние гроши, радуясь, что лучшим оказался их соотечественник.

Оказавшись в шведской столице, Бунин был, чуть ли не самым популярным русским человеком в мире, на него подолгу засматривались, оглядывались, шептались. Он удивлялся, сравнивая свою известность и почет со славой знаменитого тенора.



Церемония вручения Нобелевской премии.
И. А. Бунин в первом ряду крайний справа.
Стокгольм, 1933

Нобелевская премия 1958 года «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»

Кандидатура Пастернака на Нобелевскую премию обсуждалась в Нобелевском комитете ежегодно, еще с 1946 по 1950 года. После личной телеграммы главы комитета и уведомления Пастернака о награде, писатель ответил следующими словами: «Благодарен, рад, горд, смущен». Но через некоторое время, после спланированной общественной травли писателя и его друзей, публичного гонения, сеяния нелицеприятного и даже вражеского образа в массах, Пастернак отказался от премии, написав письмо уже более объемного содержания.

После присуждения премии всю ношу «гонимого поэта» Пастернак пронес на себе не понаслышке. Причем ношу эту он нес вовсе не за свои стихи (хотя именно за них, по большей части, ему была присуждена Нобелевская премия), а за «антисовесткий» роман «Доктор Живаго». Нес, даже отказавшись от столь почетной премии и солидной суммы в 250000 крон. По словам самого писателя, он бы все равно не взял эти деньги, отправив их в другое, более полезное место, нежели собственный карман.

9 декабря 1989 года, в Стокгольме, сыну Бориса Пастернака, Евгению, на торжественном приеме, приуроченному лауретам Нобелевской премии того года были вручены диплом и Нобелевская медаль Бориса Пастернака.



Пастернак Евгений Борисович

Нобелевская премия 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» .

Шолохов, так же как и Пастернак, неоднократно появлялся в поле зрения Нобелевского комитета. Более того, их пути, как и их детища, невольно, да и вольно тоже, не раз пересекались. Их романы, без участия самих авторов «мешали» друг другу завоевать главную награду. Бессмысленно выбирать лучший из двух блестящих, но таких разных произведений. Тем более, что и давалась (и дается) Нобелевская премия в обоих случаях не за отдельные произведения, а за общий вклад в целом, за особую составляющую всего творчества. Однажды, в 1954 году, Нобелевский комитет не присвоил Шолохову награду лишь из-за того, что письмо-рекомендация академика Академии наук СССР Сергеева-Ценского пришло позже на пару дней, и у комитета не было достаточно времени для рассмотрения кандидатуры Шолохова. Считается же, что роман («Тихий Дон») на то время не был выгоден Швеции политически, а художественная ценность всегда играла для комитета роль второстепенную. В 1958 году, когда фигура Шолохова выглядела айсбергом в Балтийском море, премия досталась Пастернаку. Уже седому, шестидесятилетнему Шолохову в Стокгольме была вручена его заслуженная Нобелевская премия, после которой писатель прочел такую же чистую и честную, как и все его творчество, речь.



Михаил Александрович в Золотом зале Стокгольмской ратуши
перед началом вручения Нобелевской премии.

Нобелевская премия 1970 года «За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

Об этой премии Солженицын узнал еще в лагерях. И в душе он стремился стать ее лауреатом. В 1970 году, после присуждения ему Нобелевской премии, Солженицын ответил, что за наградой приедет «лично, в установленный день». Однако, как и двенадцатью годами ранее, когда Пастернаку также угрожали лишением гражданства, Солженицин отменил свою поездку в Стокгольм. Трудно сказать, что он слишком жалел об этом. Читая программу торжественного вечера, он то и дело натыкался на помпезные детали: что и как ему говорить, смокинг или фрак надевать на том или ином банкете. "...Почему обязательно белая бабочка, - думал он, - а в лагерной телогрейке нельзя?" "И как говорить о главном деле всей жизни за "пиршественным столом", когда столы уставлены яствами и все пьют, едят, разговаривают...".

Нобелевская премия 1987 года «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

Конечно, Бродскому было куда «легче» получить Нобелевскую премию, чем Пастернаку или Солженицыну. На тот момент он был уже затравленным эмигрантом, лишенным гражданства и права вьезда в Россию. Новость о присуждении Нобелевской премии застала Бродского за ланчем в китайском ресторанчике, неподалеку от Лондона. Известие практически не изменило выражения лица писателя. Он лишь отшутился первым репортерам, что теперь ему придется трепаться языком целый год. Один журналист спросил у Бродского, кем он себя считает: русским или американцем? «Я еврей, русский поэт и английский эссеист», - ответил Бродский.

Известный своим нерешительным характером, Бродский взял в Стокгольм два варианта Нобелевской лекции: на русском и на английском. До последнего момента никто не знал, на каком именно языке писатель прочтет текст. Бродский остановился на русском.



10 декабря 1987 года русскому поэту Иосифу Бродскому была вручена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

Нобелевская премия по литературе

Награждаются : писатели за достижения в области литературы.

Значение в области литературы : самая престижная литературная премия.

Премия учреждена : по воле Альфреда Нобеля в 1895 году. Вручается с 1901 года.

Кандидаты выдвигаются : членами Шведской академии, других академий, институтов и обществ с аналогичными задачами и целями; профессорами литературы и лингвистики; лауреатами Нобелевской премии в области литературы; председателями авторских союзов, представляющих литературное творчество в соответствующих странах.
Отбор кандидатов производит Нобелевский комитет по литературе.

Победители выбираются : Шведской академией.

Премия присуждается : один раз в год.

Лауреаты награждаются : медалью с изображением Нобеля, дипломом и денежной премией, размер которой меняется.

Лауреаты премии и обоснование награды :

1901 — Сюлли-Прюдом, Франция. За выдающиеся литературные добродетели, особенно же за высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необыкновенное объединение душевности и таланта, о чём свидетельствуют его книги

1902 — Теодор Моммзен, Германия. Одному из выдающихся исторических писателей, перу которого принадлежит такая монументальная работа, как «Римская история»

1903 — Бьёрнстьерне Бьёрнсон, Норвегия. За благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отмечалась свежестью вдохновения и редчайшей чистотой духа

1904 — Фредерик Мистраль, Франция. За свежесть и оригинальность поэтических произведений, которые правдиво отображают дух народа

Хосе Эчегарай-и-Эйсагирре, Испания. За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы

1905 — Генрик Сенкевич, Польша. За выдающиеся заслуги в области эпоса

1906 — Джозуэ Кардуччи, Италия. Не только за глубокие знания и критичный ум, а прежде всего за творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу, характерную для его поэтических шедевров

1907 — Редьярд Киплинг, Великобритания. За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя

1908 — Рудольф Эйкен, Германия. За серьёзные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию

1909 — Сельма Лагерлёф, Швеция. Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения

1910 — Пауль Хейзе, Германия. За художественность, идеализм, которые он демонстрировал на протяжении своего долголетнего и продуктивного творческого пути как лирический поэт, драматург, романист, автор всемирно известных новелл

1911 — Морис Метерлинк, Бельгия. За многогранную литературную деятельность, а особенно за драматические произведения, которые отмечаются богатством воображения и поэтической фантазией

1912 — Герхарт Гауптман, Германия. Прежде всего на знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства

1913 — Рабиндранат Тагор, Индия. За глубоко чувствительные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, которое стало, по его словам, частью литературы Запада

1915 — Ромен Роллан, Франция. За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи

1916 — Карл Хейденстам, Швеция. В знак признания его значения, как виднейшего представителя новой эпохи в мировой литературе

1917 — Карл Гьеллеруп, Дания. За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы

Хенрик Понтоппидан, Дания. За правдивое описание современной жизни Дании

1919 — Карл Шпиттелер, Швейцария. За несравненный эпос «Олимпийская весна»

1920 — Кнут Гамсун, Норвегия. За монументальное произведение «Соки земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям

1921 — Анатоль Франс, Франция. За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом

1922 — Хасинто Бенавенте-и-Мартинес, Испания. За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы

1923 — Уильям Йейтс, Ирландия. За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух

1924 — Владислав Реймонт, Польша. За выдающийся национальный эпос — роман «Мужики»

1925 — Бернард Шоу, Великобритания. За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой

1926 — Грация Деледда, Италия. За поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом

1927 — Анри Бергсон, Франция. В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены

1928 — Сигрид Унсет, Норвегия. За запоминающееся описание скандинавского средневековья

1929 — Томас Манн, Германия. Прежде всего, за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растет

1930 — Синклер Льюис, США. За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры

1931 — Эрик Карлфельдт, Швеция. За его поэзию

1932 — Джон Голсуорси, Великобритания. За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах»

1933 — Иван Бунин. За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы

1934 — Луиджи Пиранделло, Италияю. За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства

1936 — Юджин О’Нил, США. За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии

1937 — Роже Мартен дю Гар, Франция. За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни

1938 — Перл Бак, США. За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры

1939 — Франс Силланпяя, Финляндия. За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой

1944 — Вильхельм Йенсен, Дания. За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля

1945 — Габриэла Мистраль, Чили. За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки

1946 — Герман Гессе, Швейцария. За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль

1947 — Андре Жид, Франция. За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью

1948 — Томас Элиот, Великобритания. За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию

1949 — Уильям Фолкнер, США. За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа

1950 — Бертран Рассел, Великобритания. Одному из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашному борцу за свободу слова и свободу мысли

1951 — Пер Лагерквист, Швеция. За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством

1952 — Франсуа Мориак, Франция. За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни

1953 — Уинстон Черчилль, Великобритания. За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности

1954 — Эрнест Хемингуэй, США. За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море»

1955 — Халлдор Лакснесс, Исландия. За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии

1956 — Хуан Хименес, Испания. За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии

1957 — Альбер Камю, Франция. За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести

1958 — Борис Пастернак, СССР. За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа

1959 — Сальваторе Квазимодо, Италия. За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени

1960 — Сен-Жон Перс, Франция. За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени

1961 — Иво Андрич, Югославия. За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны

1962 — Джон Стейнбек, США. За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением

1963 — Йоргос Сеферис, Греция. За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов
1964 — Жан-Поль Сартр, Франция. За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время

1965 — Михаил Шолохов, СССР. За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время

1966 — Шмуэль Агнон, Израиль. За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами

Нелли Закс, Швеция. За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа

1967 — Мигель Астуриас, Гватемала. За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки

1968 — Ясунари Кавабата, Япония. За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания

1969 — Сэмюэл Беккет, Ирландия. За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом

1970 — Александр Солженицын, СССР. За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы

1971 — Пабло Неруда, Чили. За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента

1972 — Генрих Бёлль, Германия. За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы

1973 — Патрик Уайт, Австралия. За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк

1974 — Эйвинд Юнсон, Швеция. За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе

Харри Мартинсон, Швеция. За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса

1975 — Эудженио Монтале, Италия. За выдающиеся достижения в поэзии, обозначенные огромной проникновенностью и освещением правдивого, без иллюзий, взгляда на жизнь

1976 — Сол Беллоу, США. За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве

1977 — Висенте Алейсандре, Испания. За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами

1978 — Исаак Башевис-Зингер, США. За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы

1979 — Одисеас Элитис, Греция. За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость

1980 — Чеслав Милош Польша. За то, что с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами

1981 — Элиас Канетти, Великобритания. За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести

1982 — Габриэль Гарсиа Маркес, Колумбия. За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента

1983 — Уильям Голдинг, Великобритания. За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание

1984 — Ярослав Сейферт, Чехословакия. За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека

1985 — Клод Симон, Франция. За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал

1986 — Воле Шойинка, Нигерия. За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии

1987 — Иосиф Бродский, США. За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии

1988 — Нагиб Махфуз, Египет. За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества

1989 — Камило Села, Испания. За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости

1990 — Октавио Пас, Мексика. За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью

1991 — Надин Гордимер, ЮАР. За то, что своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству

1992 — Дерек Уолкотт, Сент-Люсия. За яркое поэтическое творчество, исполненное историзма и являющееся результатом преданности культуре во всем её многообразии

1993 — Тони Моррисон, США. За то, что в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности

1994 — Кэндзабуро Оэ, Япония. За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод

1995 — Шеймас Хини, Ирландия. За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое

1996 — Вислава Шимборская, Польша. За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности

1997 — Дарио Фо, Италия. За то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных

1998 — Жозе Сарамаго, Португалия. За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность

1999 — Гюнтер Грасс, Германия. За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории

2000 — Гао Синцзянь, Франция. За произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире

2001 — Видиадхар Найпол, Великобритания. За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято

2002 — Имре Кертес, Венгрия. За то, что в своем творчестве Кертеш дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность

2003 — Джон Кутзее, Южная Африка. За создание бесчисленного количества обличий удивительных ситуаций с участием посторонних

2004 — Эльфрида Елинек, Австрия. За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы

2005 — Гарольд Пинтер, Великобритания. За то, что в своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения

2006 — Орхан Памук, Турция. За то, что в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур

2007 — Дорис Лессинг, Великобритания. За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин

2008 — Гюстав Леклезио, Франция, Маврикий. За то, что Леклезио пишет «о новых направлениях, поэтических приключениях, чувственных восторгах», он — «исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации»

2009 — Герта Мюллер, Германия. С сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных

2010 — Марио Варгас Льоса, Испания. За картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида

2011 — Тумас Транстрёмер, Швеция. За точные и богатые образы, которые дали читателям по-новому взглянуть на реальный мир

2012 — Мо Янь, Китай. За его умопомрачительный реализм, который объединяет народные сказки с современностью

2013 — Элис Манр, Канада. Мастеру современного короткого рассказа

Нобелевская премия по литературе присуждена в 107-й раз - лауреатом 2014 года стал французский писатель и сценарист Патрик Модиано. Таким образом, с 1901 года премии по литературе удостоились уже 111 авторов (четыре раза награда присуждалась одновременно двум писателям).

Альфред Нобель завещал вручать премию за «самую выдающуюся литературную работу в идеальном направлении», а не за тиражи и популярность. Но понятие «книга-бестселлер» существовало уже в начале XX века, а объемы продаж хотя бы отчасти могут сказать о мастерстве и литературной значимости писателя.

РБК составил условный рейтинг нобелевских лауреатов по литературе на основе коммерческой успешности их произведений. Источником послужили данные крупнейшего в мире книжного ретейлера Barnes & Noble о самых продаваемых книгах нобелевских лауреатов.

Уильям Голдинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года

«За романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают осмыслить существование человека в современном мире»

За почти сорокалетнюю литературную карьеру английский писатель издал 12 романов. Романы Голдинга «Повелитель мух» и «Наследники» входят в число самых продаваемых книг нобелевских лауреатов по версии Barnes & Noble. Первый, выйдя в 1954 году, принес ему всемирную известность. По значимости романа для развития современной мысли и литературы критики нередко сравнивали его с сэлинджеровским «Над пропастью во ржи».

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Повелитель мух» (1954 год).

Тони Моррисон

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1993 года

« Писательнице, которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».

Американская писательница Тони Моррисон родилась в Огайо, в рабочей семье. Она начала заниматься творчеством во время учебы в Говардском университете, где она изучала «английский язык и литературу». Основой для первого романа Моррисон под названием «Самые голубые глаза» послужил рассказ, написанный ею для университетского кружка писателей и поэтов. В 1975 году её роман «Сула» выдвигался на Национальную книжную премию США.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Самые голубые глаза» (1970 год)

Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1962 года

«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением»

Среди самых знаменитых романов Стейнбека - «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях». Все они входят в первую дюжину бестселлеров по версии американского магазина Barnes & Noble.

К 1962 году Стейнбека выдвигали на премию уже восемь раз, и сам он считал, что ее не заслуживает. Критики в США встретили награждение в штыки, полагая, что его поздние романы были намного слабее последующих. В 2013 году, когда были раскрыты документы Шведской академии (они хранятся в секрете на протяжении 50 лет), выяснилось, что Стейнбека - признанного классика американской литературы - наградили, поскольку он был «лучшим в плохой компании» кандидатов на премию того года.

Первое издание романа «Гроздья гнева» тиражом 50 тыс. экземпляров было иллюстрированным и стоило $2,75. В 1939 году книга стала бестселлером. На сегодняшний день продано более 75 млн копий книги, а первое издание в хорошем состоянии стоит более $24 тыс.

Эрнест Хемингуэй

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года

«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние, которое он оказал на современный стиль»

Хемингуэй стал одним из девяти лауреатов по литературе, которому Нобелевская премия была вручена за конкретное произведение (повесть «Старик и море»), а не за литературную деятельность в целом. Помимо Нобелевки, «Старик и море» принес автору Пулитцеровскую премию в 1953 году. Впервые повесть была опубликована в журнале Life за сентябрь 1952 года, и всего за два дня в США было куплено 5,3 млн экземпляров журнала.

Интересно, что Нобелевский комитет всерьез рассматривал вручение премии Хемингуэю в 1953 году, но тогда остановил свой выбор на Уинстоне Черчилле, который написал за свою жизнь более десятка книг исторического и биографического характера. Одним из основных мотивов «не затягивать» с награждением бывшего британского премьер-министра был его почтенный возраст (Черчиллю на тот момент было 79 лет).

Габриэль Гарсиа Маркес

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года

«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента»

Маркес стал первым колумбийцем, получившим приз Шведской академии. Его книги, в числе которых «Хроника объявленной смерти», «Любовь по время холеры», «Осень патриарха», превзошли продажи всех когда-либо изданных книг на испанском, кроме Библии. Роман «Сто лет одиночества», названный чилийским поэтом и нобелевским лауретом Пабло Нерудой «величайшим творением на испанском языке после «Дона Кихота» Сервантеса», был переведен на более чем 25 языков, по всему миру было продано более 50 млн копий книги.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Сто лет одиночества» (1967 год).

Сэмюэл Беккет

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года

«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом»

Уроженец Ирландии, Сэмюэл Беккет считается одним из самых ярких представителей модернизма; наряду с Эженом Ионеску он основал «театр абсурда». Беккет писал на английском и французском языках, а самое известное его произведение - пьеса «В ожидании Годо» - было написано на французском. Главные герои пьесы на протяжении всего действа ждут некоего Годо, встреча с которым может внести смысл в их бессмысленное существование. В пьесе практически отсутствует динамика, Годо так и не появляется, и зрителю остается самому истолковывать, что это за образ.

Беккет любил шахматы, привлекал женщин, но вел замкнутый образ жизни. Нобелевскую премию он согласился принять только с условием, что не будет присутствовать на церемонии вручения. Вместо него премию получал его издатель Жером Линдон.

Уильям Фолкнер

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1949 года

«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа»

Ехать в Стокгольм получать премию Фолкнер первоначально отказывался, но его уговорила дочь. На приглашение президента США Джона Кеннеди посетить обед в честь лауреатов Нобелевской премии Фолкнер, который про себя говорил «я не писатель, а фермер», ответил, что «слишком стар, чтобы ехать так далеко ради обеда с незнакомыми людьми».

По версии Barnes & Noble, самой продаваемой книгой Фолкнера является его роман «Когда я умирала». «Шум и ярость», который сам автор считал своим самым удавшимся произведением, долгое время не имел коммерческого успеха. За 16 лет после публикации (в 1929 году) роман разошелся лишь трехтысячным тиражом. Однако на момент получения Нобелевки «Шум и ярость» уже считался классикой американской литературы.

В 2012 году британское издательство The Folio Society выпустило «Шум и ярость» Фолкнера, где текст романа напечатан 14 цветами, как этого хотел сам автор (чтобы читатель мог видеть разные временные плоскости). Рекомендуемая издательством стоимость такого экземпляра составляет $375, однако тираж был ограничен всего 1480 копиями, и уже на момент релиза книги предзаказана была тысяча из них. На данный момент на eBay можно купить лимитированное издание «Шума и ярости» за 115 тыс. рублей.

Дорис Лессинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года

«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин»

Британская поэтесса и писательница Дорис Лессинг стала самым пожилым лауреатом литературной премии Шведской академии, в 2007 году ей было 88 лет. Лессинг также стала одиннадцатой женщиной - обладательницей этого приза (из тринадцати).

Лессинг не пользовалась популярностью массовых литературных критиков, поскольку ее произведения часто были посвящены острым социальным вопросам (в частности, ее называли пропагандистом суфизма). Тем не менее, журнал The Times ставит Лессинг на пятое место в списке «50-ти величайших британских авторов после 1945 года».

Самой популярной книгой на Barnes & Noble является роман Лессинг «Золотая тетрадь», изданный в 1962 году. Некоторые комментаторы причисляют его к классике феминисткой прозы. Сама Лессинг с этим ярлыком категорически не соглашалась.

Альбер Камю

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года

«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Французского эссеиста, журналиста и писателя алжирского происхождения Альбера Камю называли «совестью Запада». Одно из самых популярных его произведений - роман «Посторонний» - увидело свет в 1942 году, а в 1946 году в США начались продажи английского перевода, и всего за несколько лет было продано более 3,5 млн экземпляров.

Во время вручения писателю премии, член Шведской академии Андерс Экстерлинг сказал, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между принятием земного бытия и осознанием реальности смерти». Несмотря на частое соотнесение Камю с философией экзистенциализма, сам он отрицал свою причастность к этому течению. В своей речи в Стокгольме он сказал, что его творчество построено на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Элис Манро

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года

Премия была присуждена с формулировкой «мастеру современного жанра короткого рассказа»

Канадская новеллистка Элис Манро писала рассказы с подросткового возраста, но первый сборник («Танец счастливых теней») был издан лишь в 1968 году, когда Манро было уже 37. В 1971 году писательница опубликовала сборник взаимосвязанных рассказов «Жизни девочек и женщин», охарактеризованный критиками как «роман воспитания» (Bildungsroman). Среди прочих литературных работ - сборники «А кто ты, собственно, такая?» (1978), «Спутники Юпитера» (1982), «Беглец» (2004), «Слишком много счастья» (2009). Сборник 2001 года «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» послужил основой для канадского художественного фильма «Вдали от нее» (Away from Her) режиссера Сары Полли.

Критики называют Манро «канадским Чеховым» за повествовательный стиль, характеризующийся ясностью и психологическим реализмом.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Дорогая жизнь» (2012 год).

Нобелевская премия была учреждена промышленником, изобретателем и инженером-химиком из Швеции, Альфредом Нобелем, и названа в его честь. Она считается самой престижной в мире. Лауреаты получают золотую медаль, на которой изображен А. Б. Нобель, диплом, а также чек на крупную сумму. Последняя складывается из размеров прибылей, которые получает Нобелевский фонд. В 1895 году составил завещание, по которому его капитал был помещен в облигации, акции и займы. Доход, который приносят эти деньги, каждый год делится поровну на пять частей и становится премией за достижения в пяти сферах: в химии, физике, физиологии или медицине, литературе, а также за деятельность по укреплению мира.

Первая Нобелевская премия по литературе была вручена 10 декабря 1901 года, и с тех пор выдается ежегодно в эту дату, являющуюся годовщиной смерти Нобеля. Награждение победителей происходит в Стокгольме самим шведским королем. После получения награды лауреаты Нобелевской премии по литературе должны в течение 6 месяцев выступить с лекцией на тему своей работы. Это непременное условие получения награды.

Решение о том, кому вручить Нобелевскую премию по литературе, принимает Шведская академия, находящаяся в Стокгольме, а также сам Нобелевский комитет, который оглашает лишь количество претендентов, не называя их имен. Сама процедура выбора засекречена, что вызывает иногда злые отзывы критиков и недоброжелателей, заявляющих о том, что награда вручается по политическим мотивам, а не за литературные достижения. Главный аргумент, который приводится в доказательство, - это обойденные премией Набоков, Толстой, Бохрес, Джойс. Однако список получивших ее авторов все равно остается внушительным. Из России лауреаты Нобелевской премии по литературе - пятеро писателей. Подробнее о каждом из них читайте ниже.

Нобелевская премии по литературе 2014 года была присуждена в 107 раз, ее получил Патрик Модиано, и сценарист. То есть с 1901 года обладателями награды стали 111 писателей (поскольку четыре раза она была присуждена двум авторам одновременно).

Перечислять всех лауреатов и знакомиться с каждым из них - это довольно долго. Наиболее известные и читаемые лауреаты Нобелевской премии по литературе и их произведения предлагаются вашему вниманию.

1. Уильям Голдинг, 1983 год

Уильям Голдинг получил премию за свои знаменитые романы, которых в его творчестве насчитывается 12. Наиболее известные, "Повелитель мух" и "Наследники", являются одними из самых продаваемых книг, написанных Нобелевскими лауреатами. Роман "Повелитель мух", вышедший в 1954 году, принес писателю мировую славу. Критики зачастую сравнивают его с романом "Над пропастью во ржи" Сэлинджера по степени его значимости для развития литературы и современной мысли в целом.

2. Тони Моррисон, 1993 год

Лауреаты Нобелевской премии по литературе - не только мужчины, но и женщины. К их числу относится Тони Моррисон. Эта американская писательница родилась в рабочей семье, в штате Огайо. Поступив в Говардский университет, где изучала литературу и английский язык, она начала писать свои произведения. Первый роман, "Самые голубые глаза" (1970), был написан на основе рассказа, составленного нею для университетского кружка литераторов. Он является одним из самых популярных произведений Тони Моррисон. Другой ее роман, "Сула", опубликованный в 1975 году, был выдвинут на Национальную США.

3. 1962 год

Наиболее известные произведения Стейнбека - "К востоку от рая", "Гроздья гнева", "О мышах и людях". В 1939 году роман "Гроздья гнева" стал бестселлером, было продано более 50 тысяч экземпляров, а на сегодняшний день их число составляет более 75 миллионов. До 1962 года писатель выдвигался на премию 8 раз, и сам он считал, что недостоин такой награды. Да и многие американские критики отмечали, что его поздние романы значительно слабее предыдущих, и отозвались негативно по поводу этого награждения. В 2013 году, когда были рассекречены некоторые документы Шведской академии (которые хранятся в строгом секрете в течение 50 лет), стало ясно, что писателя наградили потому, что в этом году он оказался "лучшим в плохой компании".

4. Эрнест Хемингуэй, 1954 год

Этот литератор стал одним из девяти обладателей премии по литературе, которым она была вручена не за творчество в целом, а за конкретное произведение, а именно за повесть "Старик и море". Это же произведение, впервые опубликованное в 1952 году, принесло писателю в следующем, 1953, и еще одну престижную награду - Пулитцеровскую премию.

В этом же году Нобелевский комитет включил Хемингуэя в список кандидатов, однако обладателем награды стал в тот раз Уинстон Черчилль, которому к тому времени исполнилось уже 79 лет, и поэтому было решено не затягивать с вручением премии. А Эрнест Хемингуэй стал заслуженным обладателем награды в следующем, 1954 году.

5. Маркес, 1982 год

Лауреаты Нобелевской премии по литературе в 1982 году включили в свои ряды Габриэля Гарсиа Маркеса. Он стал первым писателем из Колумбии, который удостоился награды Шведской академии. Его книги, среди которых следует особо отметить "Хронику объявленной смерти", "Осень патриарха", а также "Любовь во время холеры", стали самыми продаваемыми произведениями, написанными на испанском языке, за всю его историю. Роман "Сто лет одиночества" (1967 год), который другой лауреат Нобелевской премии, Пабло Неруда, назвал самым великим после романа Сервантеса "Дон Кихот" творением на испанском, был переведен более чем на 25 языков мира, а общий тираж произведения составил более 50 миллионов экземпляров.

6. Сэмюэл Беккет, 1969 год

Нобелевская премия по литературе в 1969 году была вручена Сэмюэлу Беккету. Этот ирландский писатель является одним из самых известных представителей модернизма. Именно он совместно с Эженом Ионеску основал знаменитый "театр абсурда". Сэмюэл Беккет писал свои произведения на двух языках - английском и французском. Наиболее известным детищем его пера стала пьеса "В ожидании Годо", написанная на французском. Сюжет произведения следующий. Главные герои на протяжении всей пьесы ожидают некоего Годо, который должен внести некоторый смысл в их существование. Однако тот так и не появляется, поэтому читателю или зрителю приходится самостоятельно решать, что это был за образ.

Беккет увлекался игрой в шахматы, пользовался успехом у женщин, однако вел довольно замкнутый образ жизни. Даже приехать на церемонию вручения Нобелевской премии он не согласился, отправив вместо себя своего издателя, Жерома Линдона.

7. 1949 год

Нобелевская премия по литературе в 1949 году досталась Уильяму Фолкнеру. Он также сначала отказался поехать в Стокгольм за наградой, но в конце концов его уговорила на это дочь. Джон Кеннеди отправил ему приглашение на обед, организованный в честь лауреатов Нобелевской премии. Однако Фолкнер, всю жизнь считавший себя "не писателем, а фермером", по его собственному выражению, отказался принять приглашение, сославшись на старость.

Наиболее известными и популярными романами автора являются "Шум и ярость" и "Когда я умирала". Однако успех к этим произведениям пришел не сразу, долгое время они практически не продавались. Роман "Шум и ярость", опубликованный в 1929 году, за первые 16 лет после публикации был продан лишь тиражом в три тысячи экземпляров. Однако в 1949 году, к моменту получения автором Нобелевской премии, этот роман уже являлся образцом классической литературы Америки.

В 2012 году в Великобритании вышло особое издание этого произведения, в котором текст был напечатан 14 разными цветами, что было сделано по желанию писателя для того, чтобы читатель мог замечать различные временные плоскости. Ограниченный тираж романа составил всего 1480 экземпляров и разошелся сразу же после выхода. Сейчас стоимость книги этого редкого издания оценивается примерно в 115 тысяч рублей.

8. Дорис Лессинг, 2007 год

Нобелевская премия по литературе в 2007 году была присуждена Эта писательница и поэтесса из Великобритании получила награду в возрасте 88 лет и стала самой пожилой ее обладательницей. Она также стала одиннадцатой женщиной (из 13), удостоившейся Нобелевской премии.

Лессинг не имела большой популярности у критиков, так как она редко писала на темы, посвященные насущным социальным вопросам, ее даже часто называли пропагандисткой суфизма, учения, проповедующего отказ от мирской суеты. Тем не менее, по версии журнала The Times, эта писательница занимает пятое место в списке 50 величайших авторов Великобритании, издававшихся после 1945 года.

Самым популярным произведением Дорис Лессинг считается роман "Золотая тетрадь", вышедший в 1962 году. Некоторые критики относят его к образцам классической феминистской прозы, однако сама писательница с таким мнением категорически не согласна.

9. Альбер Камю, 1957

Нобелевскую премию по литературе получили и французские писатели. Один из них, писатель, журналист, эссеист алжирского происхождения, Альбер Камю, является "совестью Запада". Самым известным его произведением является вышедшая в 1942 году во Франции повесть "Посторонний". В 1946 году был сделан английский перевод, начались продажи, и уже за несколько лет количество проданных экземпляров составило более 3,5 млн.

Альбера Камю часто относят к представителям экзистенциализма, однако сам он с этим не соглашался и всячески отрицал подобное определение. Так, в речи, произнесенной при вручении Нобелевской премии, он отметил, что в своем творчестве стремился "избежать откровенной лжи и противостоять угнетению".

10. Элис Манро, 2013 год

В 2013 году номинанты Нобелевской премии по литературе включили в свой список Элис Манро. Представительница Канады, эта новеллистка прославилась в жанре короткого рассказа. Писать их она начала рано, с подростковых лет, однако первый сборник ее произведений под названием "Танец счастливых теней" вышел в свет лишь в 1968 году, когда автору исполнилось уже 37 лет. В 1971 году появился следующий сборник, "Жизни девочек и женщин", который критики назвали "романом воспитания". Другие ее литературные труды включают книги: "А кто ты, собственно, такая?", "Беглец", "Слишком много счастья". По одному из ее сборников, "Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак", изданному в 2001 году, даже вышел канадский фильм под названием "Вдали от нее", режиссером которого является Сара Полли. Самой популярной книгой автора считается "Дорогая жизнь", вышедшая в 2012 году.

Манро часто называют "канадским Чеховым", поскольку стили этих писателей похожи. Как и у русского писателя, он характеризуется психологическим реализмом и ясностью.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе из России

К настоящему времени обладателями премии являются пять русских писателей. Первым из них лауреатом стал И. А. Бунин.

1. Иван Алексеевич Бунин, 1933 год

Это известный русский писатель и поэт, выдающийся мастер реалистической прозы, являющийся почетным членом Петербургской академии наук. В 1920 году Иван Алексеевич эмигрировал во Францию, и при вручении награды отметил, что Шведская академия поступила весьма смело, наградив писателя-эмигранта. Среди претендентов на премию этого года значился и другой русский литератор, М. Горький, однако, во многом благодаря выходу в печать к тому времени книги "Жизнь Арсеньева" чаша весов склонилась все-таки в сторону Ивана Алексеевича.

Первые стихи Бунин начал писать еще в возрасте 7-8 лет. Позже выходят его известные произведения: повесть "Деревня", сборник "Суходол", книги "Иоанн Рыдалец", "Господин из Сан-Франциско" и др. В 20-х годах им были написаны (1924 год) и "Солнечный удар" (1927 год). А в 1943 году на свет появилась вершина творчества Ивана Александровича, сборник рассказов "Темные аллеи". Эта книга была посвящена лишь одной теме - любви, ее "темным" и мрачным сторонам, как писал автор в одном из своих писем.

2. Борис Леонидович Пастернак, 1958 год

Лауреаты Нобелевской премии по литературе из России в 1958 году включили в свой список Бориса Леонидовича Пастернака. Поэту была присуждена премия в непростое время. Он был вынужден отказаться от нее под угрозой ссылки из России. Однако Нобелевский комитет расценил отказ Бориса Леонидовича как вынужденный, в 1989 году передал медаль и диплом уже после смерти писателя его сыну. Знаменитый роман "Доктор Живаго" является подлинным художественным завещанием Пастернака. Написано это произведение было в 1955 году. Альбер Камю, лауреат 1957 года, с восхищением отозвался об этом романе.

3. Михаил Александрович Шолохов, 1965 год

В 1965 году М. А. Шолохову была вручена Нобелевская премия по литературе. Россия в очередной раз доказала всему миру, что у нее есть талантливые писатели. Начав свою литературную деятельность как представитель реализма, изображающий глубокие противоречия жизни, Шолохов, однако, в некоторых произведениях оказывается в плену социалистического течения. Во время вручения Нобелевской премии Михаил Александрович произнес речь, в которой отметил, что в своих произведениях стремился воздать хвалу "нации тружеников, строителей и героев".

В 1926 году он начал свой главный роман, "Тихий Дон", и завершил его в 1940 году, задолго до того, как ему была вручена Нобелевская премия по литературе. Произведения Шолохова публиковались частями, в том числе и "Тихий Дон". В 1928 году, во многом благодаря содействию А. С. Серафимовича, друга Михаила Александровича, в печати появилась первая часть. Уже в следующем году был издан второй том. Третий был опубликован в 1932-1933 годы, уже при содействии и поддержке М. Горького. Последний, четвертый, том вышел в свет в 1940 году. Этот роман имел большое значение как для русской, так и для мировой литературы. Он был переведен на многие языки мира, стал основой знаменитой оперы Ивана Дзержинского, а также многочисленных театральных постановок и фильмов.

Некоторые, однако, обвиняли Шолохова в плагиате (в том числе А. И. Солженицын), считая, что большая часть произведения была переписана с рукописей Ф. Д. Крюкова, казацкого писателя. Другие исследователи подтверждали авторство Шолохова.

Кроме этого труда, Шолохов в 1932 году создал и "Поднятую целину", произведение, повествующее об истории коллективизации в среде казачества. В 1955 году вышли первые главы второго тома, а в начале 1960 были закончены последние.

В конце 1942 года был напечатан третий роман, "Они сражались за родину".

4. Александр Исаевич Солженицын, 1970 год

Нобелевская премия в области литературы в 1970 году была присуждена А. И. Солженицыну. Александр Исаевич принял ее, однако на церемонии награждения присутствовать не решился, поскольку опасался советского правительства, которое расценило решение Нобелевского комитета как "политически враждебное". Солженицын боялся, что не сможет вернуться на родину после этой поездки, хотя Нобелевская премия по литературе 1970 года, полученная им, повышала престиж нашей страны. В своем творчестве он затрагивал острые общественно-политические проблемы, активно боролся против коммунизма, его идей и политики советской власти.

К главным произведениям Александра Исаевича Солженицына относятся: "Один день Ивана Денисовича" (1962 год), рассказ "Матренин двор", роман "В круге первом" (писавшийся с 1955 по 1968 год), "Архипелаг ГУЛАГ" (1964-1970). Первым опубликованным произведением был рассказ "Один день Ивана Денисовича", появившийся в журнале "Новый мир". Эта публикация вызвала большой интерес и многочисленные отклики читателей, что вдохновило писателя на создание "Архипелага ГУЛАГ". В 1964 году первый рассказ Александра Исаевича получил Ленинскую премию.

Однако уже спустя год он теряет расположение советских властей, а его произведения запрещают печатать. Его романы "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" и "Раковый корпус" были изданы за рубежом, за что в 1974 году писателя лишили гражданства, и он был вынужден эмигрировать. Лишь 20 лет спустя ему удалось вернуться на родину. В 2001-2002 годах появляется большой труд Солженицына "Двести лет вместе". Умер Александр Исаевич в 2008 году.

5. Иосиф Александрович Бродский, 1987

Обладатели Нобелевской премии по литературе в 1987 году пополнили свои ряды И. А. Бродским. В 1972 году писатель был вынужден эмигрировать в США, поэтому всемирная энциклопедия даже называет его американским. Среди всех литераторов, получивших Нобелевскую премию, он является самым молодым. Своей лирикой он осмыслял мир как единое культурное и метафизическое целое, а также указывал на ограниченность восприятия человека как субъекта познания.

Иосиф Александрович писал не только на русском, но и на английском языке стихи, эссе, литературную критику. Сразу же после выхода в свет на Западе его первого сборника, в 1965 году, к Бродскому пришла международная слава. К лучшим книгам автора относятся: "Набережная неисцелимых", "Часть речи", "Пейзаж с наводнением", "Конец прекрасной эпохи", "Остановка в пустыне" и другие.

Стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.

Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Уильям Батлер ЙИТС . Нобелевская премия по литературе, 1923 г.

Ирландский поэт Уильям Йитс удостоен премии за вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух. Йитс сохранил связь со своим народом, будучи при этом изысканнейшим художником. В произведениях Йитса открывается древний мир с его неуемным воображением и любовью к увлекательным историям, сильным мужчинам и красивым женщинам.

Эйвинд ЙОНСОН

Эйвинд Йонсон награждён премией за повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе. «Роман об Улуфе», четырехтомное повествование о подростках, стал классикой шведской литературы. Рационалист и гуманист, который в своих романах защищает демократию, здравый смысл и разумные нормы поведения.

Ясунари КАВАБАТА . Нобелевская премия по литературе, 1968 г.

Ясунари Кавабата удостоен премии за писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания. В романах Кавабаты, которые отличаются вторым планом и недоговоренностью, переплетаются модернистские приемы и элементы традиционной японской культуры. Загадочная повесть «Тысячекрылый журавль», в основе которой лежит традиционная японская чайная церемония, лучше всего известна на Западе.

Альбер КАМЮ . Нобелевская премия по литературе, 1957 г.

Альбер Камю получил премию за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести. Повесть «Посторонний», представляющая собой анализ отчужденности, бессмысленности человеческого существования, принесла Камю международную известность. Теме универсального зла посвящена лучшая пьеса писателя «Калигула». Произведение считается значительной вехой в истории театра абсурда.

Элиас КАНЕТТИ . Нобелевская премия по литературе, 1981 г.

Элиас Канетти удостоен премии за произведения, отмеченные широтой мировоззрения, богатством идей и художественной силой. Роман «Ослепление» назван одной из немногих великих книг нашего столетия. Книга о человеческом безумии, разоблачившая фашизм, была официально запрещена в нацистской Германии. В ней так много фантастического и демонического, что напрашиваются ассоциации с Гоголем и Достоевским.

Джозуэ КАРДУЧЧИ . Нобелевская премия по литературе, 1906 г.

Итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи была вручена премия за творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров. Сборник «Варварские оды» с превалирующей в них исторической темой, а также более лирические «Новые стихи» считаются самыми искусными в его творчестве, в них ощущается глубокое, хотя и несколько отчужденное видение непрерывности человеческого бытия.

Эрик КАРЛФЕЛЬДТ . Нобелевская премия по литературе, 1931 г.

Эрик Карлфельдт удостоен премии посмертно, так как при жизни он отказался от премии, ссылаясь на свое положение в Академии: он был в составе Нобелевского комитета по литературе. На родине К. котировался высоко, но за пределами Швеции малоизвестен. Его стихи трудны для перевода. Поэзия К. продуманна, изысканна, и исключительно образна.

Сальваторе КВАЗИМОДО . Нобелевская премия по литературе, 1959 г.

Сальваторе Квазимодо удостоен премии за лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени. Его стихи – это зашифрованная образность, культ слова и строгий, подчас загадочный интеллектуализм. Квазимодо широко известен переводами Шекспира и античных авторов.

Редьярд КИПЛИНГ . Нобелевская премия по литературе, 1907 г.

Редьярд Киплинг удостоен премии за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя. Наиболее популярная книга, история жизни человеческого детеныша Маугли среди дикой природы с яркими, психологически достоверными образами зверей, проникнута мыслью о не тронутой цивилизацией первоначальной жизни с ее обнаженно простой и очевидной иерархией ценностей.

Пер ЛАГЕРКВИСТ . Нобелевская премия по литературе, 1951 г.

Пер Лагерквист удостоен премии за художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством. Роман «Варавва» – шедевр Лагерквиста о попытке человека обрести Бога, о необходимости иметь веру, где евангельская история рассказана с большой достоверностью и духовной силой.

Сельма ЛАГЕРЛЕФ . Нобелевская премия по литературе, 1909 г.

Сельма Лагерлёф получила премию как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения. Её самый знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» написан в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

Хальдоур ЛАКСНЕСС . Нобелевская премия по литературе, 1955 г.

Хальдоур Лакснесс получил премию за яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии. Лакснесс вернул литературу к ее истокам и обогатил исландский язык новыми художественными средствами для выражения современного содержания. Самый значительный роман «Свет мира» – четырёхтомная сага о любви к красоте и неприятии социальной несправедливости.

Синклер ЛЬЮИС . Нобелевская премия по литературе, 1930 г.

Синклер Льюис удостоен премии за мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры. Льюис считается одним из самых смелых, острых и противоречивых писателей Соединенных Штатов. Романы «Бэббит», «Главная улица» называют социальными документами высшего порядка.

Томас МАНН . Нобелевская премия по литературе, 1929 г.

Томас Манн удостоен премии за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы. Величие Манна заключается в его способности примирить поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному, к простой жизни. Тема разрушительного воздействия искусства на психику превалирует в одной из самых замечательных новелл в мировой литературе «Смерть в Венеции».

Роже МАРТЕН ДЮ ГАР . Нобелевская премия по литературе, 1937 г.

Роже Мартен дю Гар удостоен премии за художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни. В знаменитом трагическом романе «Семья Тибо» Мартен дюГар превозносит идеализм человеческого духа. Он приветствует независимую личность, которая избегает соблазна фанатичных идеологий и сосредоточена на самопознании.

Харри МАРТИНСОН . Нобелевская премия по литературе, 1974 г.

Харри Мартинсон удостоен премии за творчество, в котором есть всё – от капли росы до космоса. Самая известная поэма «Аниара» – символическая история человечества, лишившегося духовных ценностей. Первый поэт космической эпохи, самоучка Мартинсон удивлял поразительной эрудицией, стилистическим и языковым новаторством.

Нагиб МАХФУЗ . Нобелевская премия по литературе, 1988 г.

Домосед и долгожитель, министерский госслужащий, лишь однажды покидавший пределы Египта, стал первым арабом – нобелевским лауреатом. Запреты и цензура только способствовали популярности его произведений. Преобразователь и патриарх арабоязычного романа, в чьих книгах – вся бурная история Египта ХХ в., участвовал в становлении египетского кинематографа и слыл знаменитым устным рассказчиком.

Морис МЕТЕРЛИНК . Нобелевская премия по литературе, 1911 г.

Морис Метерлинк награждён премией за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией. Метерлинк часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам. Самая популярная пьеса Метерлинка «Синяя птица» была впервые поставлена Станиславским в Москве.

Чеслав МИЛОШ . Нобелевская премия по литературе, 1980 г.

Премия присуждена Чеславу Милошу, который с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами. Благодаря своему искусству Милош нашел решение наиболее актуальной духовной дилеммы нашего времени: как нести бремя исторической памяти и не впасть в отчаяние. В поэзию Милоша вошла вся кровавая история XX в. и мучительный опыт эмиграции.

Габриела МИСТРАЛЬ . Нобелевская премия по литературе, 1945 г.

Габриела Мистраль удостоена премии за поэзию истинного чувства, сделавшую ее имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки. Ссылка и возвращение, траур и возрождение – вот темы, которые проходят через всю ее жизнь, и только вера, по мысли поэтессы, может принести спасение. В испаноязычных странах стихи Габриелы знают в каждом доме.

Фредерик МИСТРАЛЬ

Фредерик Мистраль удостоен премии за свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа. Мистраль представляет современный Прованс с такой силой, полнотой и яркостью, что трудно найти ему равных. Главным критерием для награды сам Альфред Нобель считал идеализм Мистраля, посвятившего всю свою жизнь возрождению национального духа, родного языка и литературы.

Теодор МОММЗЕН . Нобелевская премия по литературе, 1902 г.

Теодору Моммзену, одному из величайших исторических писателей, была присуждена премия за монументальный труд «Римская история». Произведение, которое отличается отточенным языком и энциклопедическими познаниями в области истории и культуры Древнего Рима, принесло Моммзену всемирную славу и до сих пор считается значительным вкладом в историю и литературу.

Эудженио МОНТАЛЕ . Нобелевская премия по литературе, 1975 г.

Эудженио Монтале получил премию за достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий. Глобальный пессимизм Монтале не противоречит смирению поэта, которое содержит в себе искру уверенности. Сборник «Панцири каракатицы» – оригинальное произведение, освобождённое от литературных условностей, стихи отличаются ясностью и конкретностью, нетрадиционной образностью.

Франсуа МОРИАК . Нобелевская премия по литературе, 1952 г.

Франсуа Мориак удостоен премии за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни. Лучший роман «Клубок змей» называют блестящим образцом католического романа. Как журналист Мориак собирал огромную читательскую аудиторию, остроумно комментируя политические и литературные события.

Пабло НЕРУДА . Нобелевская премия по литературе, 1971 г.

Пабло Неруда удостоен премии за поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента. Марксистские взгляды не помешали занять его творчеству центральное место в испаноязычной поэзии XX столетия. Монументальное сочинение «Всеобщая песнь» с иллюстрациями Сикейроса и Риверы считается шедевром Неруды.

Юджин О"НИЛ . Нобелевская премия по литературе, 1936 г.

Юджин О"Нил первым из американских драматургов был удостоен премии за силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии. Хотя персонажи часто псевдотрагедийны, поскольку им не хватает величия духа и жизненных сил, О"Нил практически создал американскую натуралистическую драму.

Октавио ПАС . Нобелевская премия по литературе, 1990 г.

Считается, что он создал язык латиноамериканской поэзии. Утверждают, что нельзя рассуждать о национальном мексиканском характере и не сослаться на его прозу. Его титулуют одним из величайших поэтов двадцатого столетия. Сам же создатель сюрреалистических экспериментальных поэм, публицист, переводчик и дипломат признавался, что его творчество – попытка вернуться в «настоящее», найти «современность».

Борис ПАСТЕРНАК . Нобелевская премия по литературе, 1958 г.

Борис Пастернак удостоен премии за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа. Расхождение П. с коммунистическими идеалами привело к тому, что до 80-х годов на родине не издавался, хотя роман «Доктор Живаго» читал весь мир.

Луиджи ПИРАНДЕЛЛО . Нобелевская премия по литературе, 1934 г.

Луиджи Пиранделло награждён премией за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства. Самая замечательная черта искусства Пиранделло. заключается в его почти магической способности сделать из психологического анализа хорошую пьесу. Пьеса «Генрих IV», по мнению многих критиков, – вершина творчества Пиранделло.

Хенрик ПОНТОППИДАН . Нобелевская премия по литературе, 1917 г.

Хенрик Понтоппидан за правдивое описание современной жизни Дании награждён премией. Один из самых крупных реалистов и наиболее проницательных романистов своей страны; он – наблюдательный бытописатель, умеющий писать совершенно беспристрастно. Все его произведения – это борьба против обманчивых и вероломных иллюзий, против ложного авторитета, романтизма, безоглядной веры в красивые слова, против нравственной трусости.

Бертран РАССЕЛ . Нобелевская премия по литературе, 1950 г.

Бертран Рассел удостоен премии как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе. Крупнейший философ был в то же время весьма противоречивой политической фигурой, за вольнодумство его сравнивали с Вольтером. Как и философы старого времени, он – мастер английской прозы.

Владислав РЕЙМОНТ . Нобелевская премия по литературе, 1924 г.

Владислав Реймонт награждён премией за выдающийся национальный эпос – роман «Мужики». Произведение сугубо польское по духу и колориту, вместе с тем поражает своей универсальностью. Роман переведен на несколько языков и принес писателю международную известность. После смерти писателя его популярность на западе упала, его произведения известны главным образом специалистам.

Ромен РОЛЛАН . Нобелевская премия по литературе, 1915 г.

Ромен Роллан получил премию за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине. Десятитомный роман «Жан-Кристоф» о жизни Бетховена получил мировую известность и принес Роллану признание. Но больше его помнят не как писателя, а как защитника человеческого достоинства и свободы, борца за более справедливый и гуманный общественный строй.

Жан Поль САРТР . Нобелевская премия по литературе, 1964 г.

Жан Поль Сартр удостоен премии за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время. Главный философский труд Сартра «Бытие и ничто» стал библией для молодых французских интеллектуалов. Сартр был больше философом и политиком, пытавшимся примирить марксизм и экзистенциализм, чем писателем.

Ярослав СЕЙФЕРТ . Нобелевская премия по литературе, 1984 г.

Ярослав Сейферт награждён премией за поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека. Светлая, даже прозрачная поэзия Сейферта на поверку оказывается сложной, многозначной. Язык поэзии помогал Сейферту в борьбе за независимость Чехословакии.

Камило Хосе СЕЛА . Нобелевская премия по литературе, 1989 г.

Прозаик, поэт, основоположник тремендизма – «ужасного» направления в испанской литературе. Критиковал мораль и условности общества, писал о беднейших слоях населения. Много экспериментировал с формой и языком. В романах нередко отсутствует сюжет и последовательное изложение, используются такие средства и приёмы, как аллегория, фантасмагория, сюрреализм, гротеск. Путевые заметки, напротив, полны лирических описаний.

Сен-Жон ПЕРС . Нобелевская премия по литературе, 1960 г.

Сен-Жон Перс удостоен премии за возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени. Сен-Жон Перс относится к числу наиболее оригинальных поэтов XX в., отличавшихся дерзкой и в то же время иносказательной образностью, его язык очень литературен. Грандиозный поэт, ветхозаветный сказитель, пишущий на современные темы.

Генрик СЕНКЕВИЧ . Нобелевская премия по литературе, 1905 г.

Генрик Сенкевич награждён премией за выдающиеся заслуги в области эпоса. Творчество Сенкевича необъятно и в то же время тщательно продумано. Сенкевич воплотил в себе дух нации. Его колоритные и правдоподобные исторические романы «Потоп», «Пан Володыевский», «Огнем и мечом» составили трилогию, упрочив авторитет писателя – мастера исторического романа.

Георгос СЕФЕРИС . Нобелевская премия по литературе, 1963 г.

Георгос Сеферис награждён премией за выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов. Талантливый дипломат, Сеферис в то же время сумел создать произведения, сравнимые по значению со стихами классиков европейской поэзии. В его стихах миф вдруг оживает, античность и современность образуют метафору без всякого напряжения или противоречия.

Франс СИЛЛАНПЯ . Нобелевская премия по литературе, 1939 г.

Франс Силланпя награждён премией за глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой. Самым большим успехом пользовался его роман «Усопшая в юности», принесший писателю европейскую славу. Силланпя – поэтический мечтатель, у которого нежный лиризм сочетается с проницательным интеллектуальным анализом.

Клод СИМОН . Нобелевская премия по литературе, 1985 г.

Клод Симон удостоен премии за сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал. Книгам Симона присущи интерес к времени, памяти, порядку и хаосу, стремление к ассоциативности и разорванной композиции. Писатель строит свои произведения по законам «коллажа», где все события и переживания, как на художественном полотне, располагаются на одном уровне.

Александр СОЛЖЕНИЦЫН . Нобелевская премия по литературе, 1970 г.

Александр Солженицын удостоен премии за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы. Солженицын считал, что художник – это последний хранитель истины. «Архипелаг ГУЛАГ» воссоздаёт официально не существующую советскую историю, чтобы почтить память «растертых в лагерную пыль». Другие романы посвящены трагической истории о том, как сами русские уничтожили и свое прошлое, и свое будущее.

Джон СТЕЙНБЕК . Нобелевская премия по литературе, 1962 г.

Джон Стейнбек награждён премией за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением. Стейнбек известен главным образом как автор больших романов о Великой депрессии. Как никакой другой американский писатель, Стейнбек последовательно стремится по достоинству оценить жизнь человека, воздать ему должное. Девять его романов были экранизированы.

Рене СЮЛЛИ-ПРЮДОМ . Нобелевская премия по литературе, 1901 г.

Рене Сюлли-Прюдом стал первым лауреатом премии по литературе за выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта. Вручение премии стало неожиданностью для всех тех, кто считал наиболее вероятным претендентом Льва Толстого. Гуманистические идеалы Сюлли-Прюдома вывели поэзию из тьмы пессимизма.

Рабиндранат ТАГОР . Нобелевская премия по литературе, 1913 г.

Рабиндранат Тагор получил премию за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление. Стихи Тагора наполнены общечеловеческим смыслом, они сближают мир Востока и Запада. Знаменитые «Жертвенные песни» Тагора исполнены высшей мудрости, напоминают обо всем том, что в хаосе западной жизни вылетает из головы.

Патрик УАЙТ . Нобелевская премия по литературе, 1973 г.

Австралийский писатель Патрик Уайт удостоен премии за эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк. Лучший роман «Фосс» – притча, в которой Уайт показывает, как в человеческом сердце происходит борьба между гордостью и смирением, верой в себя и верой в бога, попытка пробиться к духовному центру австралийского общества.

Сигрид УНСЕТ . Нобелевская премия по литературе, 1928 г.

Сигрид Унсет награждена премией за запоминающееся описание скандинавского средневековья. Трилогию «Кристин, дочь Лавранса» называют величайшим романом, где атмосфера средневековой жизни передана очень точно. Унсет совместила современный метод психологического анализа с повествовательной манерой норвежских саг, с их упором на сюжет, а не на рассуждения рассказчика.

Уильям ФОЛКНЕР . Нобелевская премия по литературе, 1949 г.

Уильям Фолкнер удостоен премии за его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа. Прозу Фолкнера отличает творческий принцип «двойного видения», с помощью которого раскрываются одни и те же события и характеры с разных точек зрения. Бестселлером стал роман «Святилище» – греческая трагедия с детективным сюжетом.

Анатоль ФРАНС . Нобелевская премия по литературе, 1921 г.

Анатоль Франс удостоен премии за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом. Он – принц прозы, сатирик и великий французский острослов. Роман «Преступление Сильвестра Боннара» в образе главного героя воплотил личность самого писателя и дух эпохи и до сих пор остается самой читаемой книгой Франса.

Вернер фон ХЕЙДЕНСТАМ . Нобелевская премия по литературе, 1916 г

Вернер фон Хейденстам как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе был награждён премией. Самобытный лирический художник, возродивший шведскую поэзию. Прошлому Швеции посвящены лучшие книги Xейденстама, где выведены крупнейшие исторические фигуры, романы отличаются глубоким идеализмом и патриотическим духом.

Пауль ХЕЙЗЕ . Нобелевская премия по литературе, 1910 г.

Пауль Хейзе награждён премией за художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл. Xейзе по праву считается создателем современной психологической новеллы. За умение создавать женские образы его даже называют «феминистом». Оригинальные стихотворения Xейзе забыты, зато хорошо известны его переводы из итальянских поэтов.

Эрнест ХЕМИНГУЭЙ . Нобелевская премия по литературе, 1954 г.

Эрнест Хемингуэй удостоен премии за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море». Удивительно охарактеризовал свой внутренний мир сам Хемингуэй: «Творчество – это в лучшем случае одиночество. Ведь писатель творит один, и, если он достаточно хороший писатель, ему приходится каждый день иметь дело с вечностью – или с ее отсутствием».

Хуан ХИМЕНЕС . Нобелевская премия по литературе, 1956 г.

Хуан Хименес награждён премией за лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии. Хименес занимает в испанской литературе совершенно уникальное место из-за стремления к обнаженности, универсальности и бесконечности поэзии. В его стихах слышен оригинальный поэтический голос изящный, музыкальный, с налетом таинственности.

Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ . Нобелевская премия по литературе, 1953 г.

Уинстон Черчилль удостоен премии за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности. Политические и литературные достижения Черчилля столь велики, что его можно сравнить как с Цезарем, так и с Цицероном. Великолепные страстные речи Черчилля – пример отваги и непреклонности.

Воле ШОЙИНКА . Нобелевская премия по литературе, 1986 г.

Воле Шойинка первый из писателей Африки получает премию за создание театра огромной культурной перспективы и поэзии. В его пьесах широко и умело используются самые разнообразные сценические приемы, и прежде всего традиционно африканские: ритуальный танец, маски и пантомимы, ритм и музыка, декламация, прием театра в театре.

Михаил ШОЛОХОВ . Нобелевская премия по литературе, 1965 г.

Михаил Шолохов награждён премией за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время. Первоначальный вариант романа «Тихий Дон» – это великая и вместе с тем трогательная история любви, быть может, единственный настоящий любовный роман в советской литературе.

Джордж Бернард ШОУ . Нобелевская премия по литературе, 1925 г.

Джордж Бернард Шоу удостоен премии за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой. Сатирик и социальный реформатор, обвиняемый в фривольности и в слишком безответственном чувстве юмора оставил богатейшее драматургическое наследие. Шоу пользовался всем, что есть в театральных кладовых и в умах людей.

Карл ШПИТТЕЛЕР . Нобелевская премия по литературе, 1919 г.

Карл Шпиттелер получил премию за несравненный эпос «Олимпийская весна». Эта эпическая поэма была признана шедевром немецкоязычной литературы. Сложнейший конгломерат мифологии, юмора, фантазии, религии и аллегории, написанный ямбическим гекзаметром. Мифология Шпиттелера – уникальная форма выражения, в которой предстают на уровне идеального воображения человеческие страдания, надежды и разочарования.

Рудольф ЭЙКЕН . Нобелевская премия по литературе, 1908 г.

Рудольф Эйкен удостоен премии за серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию. Профессор Эйкен писал серьезные исследования в разных областях философии и был поборником истинной духовности, не поверхностной морали, но жизни, полной благородства и достоинства.

Томас Стернз ЭЛИОТ . Нобелевская премия по литературе, 1948 г.

Томас Стернз Элиот награждён премией за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию. Поэзия Элиота проникает в глубины морали и психологии. Элиот понимал меняющуюся, парадоксальную природу наших самых скрытых эмоций и суждений и пытался выразить этот парадокс в своем стиле, отличающемся нарушением синтаксиса и смысла.

Одисеас ЭЛИТИС . Нобелевская премия по литературе, 1979 г.

Одисеас Элитис получил премию за поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость. У него романтический и лирический ум, склонный к чувственной метафизике. Его стихи – это заклинание, они взывают к жизни нетленный греческий мир.

Xoce ЭЧЕГАРАЙ . Нобелевская премия по литературе, 1904 г.

Хосе Эчегарай удостоен премии за многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы. Пьесам Эчегерая свойственны колоритность, истинный трагизм, борьба красоты и героизма со слепой судьбой либо с неукротимым идеализмом, превыше всего почитающим ревность и мстительность. Эчегерай совмещает в своем творчестве единство богатого воображения и утонченного художественного вкуса.