Мини-музей часов в нашем детском саду. Проходим ребята теперь к части музея, которая называется " современные часы". Это часы с использованием часового механизма. Паспортные данные проекта

МБДОУ Воротынский детский сад № 2 «Светлячок»

Проект мини-музея
«Мир времени»

Педагог:

Гурьянова Е.Ю

Воротынец, 2014г.

Содержание

1.Паспортные данные мини-музея

2.Положения

3.Приказ

4.Аспекты музейной деятельности

5.План работы по созданию музея

6.Характеристика мини-музея

7.Тематический план проведения занятий в мини-музее

8.Перспектива развития мини-музея

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

«Человек, который понапрасну теряет время замечает, как стареет.» Е.Шварц.

Актуальность

С понятием «время», «часы», мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать-важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте, детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени.

В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Формирование представлений о времени у дошкольников-процесс сложный, требующий систематичной последовательной работы и творческого подхода.

Осваивая вместе с детьми временные категории, мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию.

Создание мини-музея является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Тема проекта: «Мир времени», возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду», образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений: ориентировка во времени).

Цели проекта: Расширять представления о «чувствах времени», создавать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей и детей.

Задачи:

1.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, интереса к коллекционированию;

2.Формирование представления о музее. Как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

3.Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

4. Знакомить детей с часами, формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости в играх;

5.Развитие творческого и логического мышления, воображения;

6.Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме, развивать познавательную активность детей.

7.Воспитание у детей бережного отношения к экспонатам и их пополнение.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

1.Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

2.Принцип опоры на интересы ребёнка;

3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

4.Принцип наглядности;

5.Принцип последовательности;

6.Принцип сотрудничества и взаимоотношения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены экспонаты: настенные часы, будильники, наручные, книги, д/игры, часы, сделанные родителями совместно с детьми, альбомы.

Совет музея:

Площадь, занятая под экспозицию: экспонаты располагаются на стене, столе в групповой комнате.

Руководитель музея: Гурьянова Елена Юрьевна-воспитатель подготовительной группы.

Структура управления музеем:

Руководитель музея, координирует. Контролирует работу в музее.

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение разделено визуально на 2 зоны. Первая зона расположена на стене. Она представлена настенными часами. Вторая зона расположилась на стене и шкафу. Здесь представлены наручные часы, будильники, песочные часы, дидактические игры, альбомы и книги.

Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями, специалистами.

Этапы организации проекта:

1.Подготовительный этап

2.Практический этап

3.Заключительный этап

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем взрослым хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора - одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и

возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он -- соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

    музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

    является действительным модулем развивающей предметной: среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

    способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

    помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

    мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности:

    фондовая;

    поисковая;

    экспозиционная;

    познавательная.

Педсовет.

Выбор темы и название: «Музей времени». Выбор места (групповая комната). Определение содержания экспозиции, родительские собрания, анкетирование, наблюдения, чтение книг, беседы.

Подбор экспонатов. Выдвижение гипотез. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.

Разработка форм работы с экспозициями. Разработка ознакомительной экскурсии. Планирование организации поисково-познавательной деятельности.

Сентябр2014г.

Октябрь-ноябрь 2014г.

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

Практический этап

Сбор информации из разных источников. Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Определение темы и содержания экскурсии: а) составление плана экскурсии;

б) Целенаправленный показ экспозиции, общая экскурсия. В0общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы. Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов).

Декабрь 2014г.

Январь-Февраль 2015г.

Создание мини-музея «Мир времени».

Заключительный этап

Обобщение и систематизация полученных знаний. Заседание инициативной группы. Рассказ друзьям и родителям группы. Посещение музея школы, музеев других групп детского сада. Участие в смотре-конкурса мини-музеев детского сада.

Май 2015г. В течении года.

Дети-экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее.

Предполагаемый результат

Дети приобретут полезный для них опыт. Произойдёт обобщение детских представлений о времени, окружающем мире, начнут определять и чувствовать определённые отрезки времени, определять время по часам. В процессе проекта будут созданы условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей.

Дети познакомятся с новой для них формой работы –мини-музей. В процессе проекта будет воспитываться бережное отношение к экспонатам.

Перспективное планирование работы музея

1.Экскурсии, просветительская работа;

2. Театрализованные досуги;

3.Мастер-классы, семинары;

4.Обмен опытом;

5.Работа с родителями;

6.Пополнение музея экспонатами;

7.Составление альбома участников, создание мини-музея и капитала экспонатов.

Беседы: «Что я знаю о часах», «Какие бывают часы».

Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Часы –свечи».

Чтение художественной литературы: «Тик-так» Анофриев, «Без четверти шесть».

НОД Рисование. Тема: «Настенные часы с кукушкой».

Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить с часами. Дать понятие о музее, как о хранилище времени, развивать способность понимать ценность времени в жизни человека.

Закреплять умение выделять особенности часов (циферблат, стрелки). Развивать воображение.

Октябрь

Беседы: «Что мы делаем в разное время?» «Что случится, если часы будут идти по-разному?»

Цикл рассказов: «Солнечные часы или часы на небе», «Что мы делаем в разное время?» Чтение художественной литературы «В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева, «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»)

НОД «История часов».

Д/и «Каждому предмету своё место», «Путешествие в страну часов».

Рассматривание энциклопедии «Как работают вещи» (Про часы).

Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию и воображение.

Учить внимательно слушать произведения о часах, развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Воспитывать интерес к истории предметов, дружеские взаимоотношения между детьми. Познакомить с историей часов. Вызвать интерес к понятию «время». Закреплять названия и последовательность дней недели.

Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, память.

Ноябрь

Беседы: «Часы моей бабушки», «Современные часы».

Цикл рассказов для детей: «Часы без стрелок» (песочные часы), «Механические часы».

Чтение художественной литературы: «Мы в часы мячом попали» С.Маршак, «Всю ночь часть стучат» Н.Чупрунова.

«Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. НОД. Тема; «Московские куранты».

Опыты-экспериментирование: Изготовление солнечных, песочных, водяных часов.

«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром). НОД Тема: «Путешествие в прошлое часов».

Дать детям знания о часах прошлого и современных часах.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Учить передавать характерные особенности строения, формы, цвета Спасской башни с курантами.

Воспитывать самостоятельность, развивать исследовательский интерес и любознательность.

Формировать временные представления: «прошлое», «настоящее», «будующее».

Декабрь

Цикл рассказов для детей: «Живые барометры» (цветочные), «Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы: «Шли часы через дорогу» Ю. Мориц, стихи: «Который час» В.Суслов, «Часы» И.Змай.

Беседа «День и ночь.

Д/игра «Назови соседей».

Мастер-класс для родителей по изготовлению часов.

«Художественно-эстетическое развитие», Лепка. Тема: «Весёлые будильнички».

Открытие музея часов (с последующим пополнением экспозиции).

Систематизировать знания о сутках.

Способствовать установлению творческого взаимодействия родителей и детей в процессе совместной продуктивной деятельности.

Развивать творчество детей. Закрепить приёмы лепки (раскатывание, примазывание).

Январь

Д/игры: «Успей вовремя», «Тик-так», «Назови предыдущее и последующее число».

Пальчиковая гимнастика «Долго мы часы заводим».

Знакомство с пословицами, поговорками, загадками.

Просмотр кинофильма «Сказка о потерянном времени».

Сюжетно-ролевые игры: «Фабрика часов», «Магазин часов».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Беседа «Времена года».

Чтение художественной литературы: «Почему солнце и месяц не дружат».

«Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах год.

Развивать желание выразить в продуктивной деятельности полученные знания.

Февраль

Чтение художественной литературы: «Лесные часы», «Часы с боем» С. Жупанин.

Д\И «Назови сутки», «Мои первые часы». Создание проблемной ситуации «Что будет, если часы остановятся?»

«Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Волшебные часы».

Создание презентации «Путешествие в прошлое часов». Просмотр.

«Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Необыкновенные часы».

Просмотр мультфильмов: «Путешествие в страну великанов», «Паровозик из Ромашкова».

Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу.

Способствовать развитию логического мышления, через решения математических задач.

Обобщить и закрепить знания детей о часах, их назначении. Продолжать формировать умение определять время по часам, с точностью до 1 часа.

Продолжать учить создавать модели функциональных предметов (корпус, циферблат). Закрепить приёмы лепки.

Март

Чтение художественной литературы «Солнечные часы» И. Фомичёва, «Часы» О. Подтуркина.

Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

«Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Изготовление бумажных макетов циферблата часов».

Прослушивание аудиозаписи «Часики» В.Гаврилина.

Сюжетно-ролевая игры: «Магазин часов», «Часовая мастерская».

Раскрашивание раскрасок с изображением часов.

Развивать двигательные навыки и умения.

Продолжать учить вырезать круг, изготавливать подвижные стрелки на циферблате.

Закрепление знаний о функциях магазина.

Закрепить умение аккуратно закрашивать раскраски.

Апрель

Д/и «Мой день», «Учим время», «О чём нам солнце говорит».

Создание альбома «Часы», «Самые известные часы в мире».

«Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением). Тема: «Экскурсия в музей часов».

Досуг «Путешествие в мир часов».

«Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Настенные часы».

Систематизировать знания о различных видах часов, их роли в жизни человека.

Закрепить знание детей об истории часов.

Закрепить умения детей выделять особенности (циферблат, стрелки). Развивать воображение, творчество).

Май

Составление пазлов «Часы».

Слушание мелодий на часах.

Игра-драмматизация «Часы с кукушкой» С.Прокофьевой.

Самостоятельная деятельность детей в мини-музее.

Развивать зрительное восприятие детей.

Сотрудничество с семьёй по проекту музей «Мир времени»

3

Участие в сборе экспонатов

Вовлечь родителей в сбор экспонатов для музея «Мир времени», их размещение.

Семинар-практикум «Мини-музей «Мир времени». Мастер-класс по изготовлению часов.

Познакомить родителей с задачами организованного в группе мини-музея «Мир времени». Отметить важность этой темы. Формировать знания. Умения, практические навыки по изготовлению часов.

Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с приёмами изготовления.

Памятка для родителей «Учим определять время по часам».

Дать знания родителей о том, в какой последовательности знакомить детей с ориентировкой во времени, с часами.

Развлечение «История часов. Или какие бывают часы»,

Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов ребёнка.

Театр, конкурсы, викторины сюрпризный момент.

Значение и использование мини-музея «Мир времени».

Мини-музей в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

1) Реализация проекта началась с опроса детей, чтобы выявить уровень знаний детей о времени. Для этого были созданы специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно сделать за эти отрезки времени;

2) Детям давались знания временных эталонов, они учились пользоваться часами, уточняли знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Для просвещения родителей проведено собрание, оформили выставку рисунков «Часы прошлого и настоящего». Родители приняли участие в конкурсе «Весь день по часам». Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Любой предмет мини-музея стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Работа будет продолжаться дальше.

Мини-музей времени как одна из форм развития познавательной активности дошкольников

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрастных особенностей дошкольников.
3. Активность детей в усвоении музейного наследия.

Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика».
Я бы хотела познакомить с мини-музеем, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это мини-музей Времени. Его цель: формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Задачи мини-музея времени:
1.ознакомление с временными представлениями
2.формирование проектно-исследовательских умений и навыков
3.включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
4.формирование у детей представлений о времени и способами его измерения, существовавшими в истории
5.ознакомление с различными видами часов и календарей
6.дать представление о единицах измерения времени
7.формирование привычки рационального использования времени
Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные), плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей песочные и солнечные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми представления о времени, развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов, с историей возникновения календаря, разными видами календарей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- экскурсии
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Приложение

«Человек, который понапрасну теряет время замечает, как стареет». Е. Шварц

Актуальность темы.

Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.

Тема : «История часов» возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.

Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов.

Задачи:

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было данной задачей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, было следующим: он обязательно должен вписываться в интерьер помещения. И мы попытались органично «вписать» музей в интерьер нашей группы. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной (подготовительной) группы.

Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В процессе создания нашего музея нам пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков.

Перспективный план работы с детьми

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

«История часов»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».

Опыты экспериментирование

1.«Часы и время»

Цель: Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

2. Опыт

«Изготовление солнечных часов».

Цель: продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Чтение литературных произведений : «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.

Дидактическая игра

«Кто больше занят?»

Цель: Закреплять знание детей о разных видах часов, их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.

Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Цель: Закрепить умение выделять особенности (циферблат, стрелки). Развивать воображение, творчество.

Роль родителей в реализации проекта.

Участие в сборе экспонатов

Развлечение «История часов, или какие бывают часы? ».

Консультация «История возникновения часов», «Восточный календарь», «Календарь на глиняном сосуде».

Досуг:

«Путешествие в мир часов».

Цель: Закрепить знание детей об истории часов; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части), определять признаки материала; научить устанавливать причинно – следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.); подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения своей жизни.

Викторина:

«Какие бывают часы»

Цель: расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время, - часах.

1.Дидактические игры. «Каждому предмету свое время»

Цель: закреплять умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.

2.Дидактическая игра

« Выбери, что нужно для часов»

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Всю работу мы разделили на три этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В начале работы мы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения. Мини-музеи получился индивидуальный, и по оформлению и по содержанию.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ)

Следуя своей модели, мы создали мини-музей в группе. Большую роль в этом процессе сыграли родители, сотрудники которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа мы вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Расширение знаний детей о времени. Развитие любознательности и познавательных способностей детей. Развитие творческого воображения. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.Участие в смотре-конкурсе мини-музеев детского сада.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ

Мини-музеи в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музея, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи - о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и всего детского сада.

Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Благодаря мини-музею, мы получили возможность «погружения» в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.)

Цели:

  • сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
  • расширить представления о содержании музейной культуры;
  • создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
  • познакомить дошкольников с историей возникновения часов, календарей.

Задачи:

  • формирование у детей интереса к коллекционированию;
  • развитие представлений о времени у дошкольников;
  • воспитание бережного отношения к экспонатам;
  • пополнение экспонатов.

Предварительная работа.

1. Рассматривание рисунков и фотографий с разными часами.

2. Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.

3. Использование дидактических игр: «Всё о времени», «Учим часики»,

4. «Узнай время», «Времена года», «Время суток».

5. Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

6.Игры - драматизации для малышей о времени.

Роль родителей в реализации мини-музея:

Участие в сборе экспонатов;

Развлечение «История часов, или какие бывают часы? »;

Консультация «История возникновения часов», «Восточный календарь», «Календарь на глиняном сосуде».

Участие специалистов в осуществлении мини-музея:

Сбор экспонатов музея;

Подбор методического материала.

Продукт деятельности:

Создание мини – музея «История часов».

Раздел "Природные часы".

В данном разделе имеется следующее:

Солнце

(аппликация). Изначально, пока человек еще не изобрел часы, ориентироваться во времени ему помогала сама природа. Солнце можно назвать первыми часами. Многие люди просыпаются и начинают свой день с первыми лучами солнца. В давние времена даже договаривались о каком - нибудь деле, ориентируясь на положение солнца. Например, в старину мама могла наказывать детям: "Гуляйте, но как только солнце окажется в самом зените (в самой верхней точке, приходите обедать. А когда солнышко коснется верхушки леса, пригоните корову с пастбища".

Петушок

(игрушка). Когда древний человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник в ориентировке во времени - петух. Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: "Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов".

Раздел "Часы древних времен".

В данном разделе имеются:

Песочные часы

Первые песочные часы появились, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло (Западная Европа, XII в.) . в такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнию, часы переворачивались.

Модель водяных часов.

Такие часы использовались в Древней Греции в судах эти часы измеряли время, за которое участник спора мог произнести речь. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежала коза, судья наливал в чашу воду ("заводил часы") и предлагал одному из спорящих произнести речь в свою защиту. Фраза "ваше время истекло" означает конец речи. Она существует в нашей речи до сих пор.

Изготовление водяных часов.

Модель водяных часов можно изготовить из пластиковой бутылки (1, 5 л).отрезать верхнюю часть бутылки и сделать в пробке отверстие - проткнуть шилом. В верхний сосуд с небольшим отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-чёрточки: сколько воды вылилось. Столько и времени прошло.

Модель огненных часов

Особую свечу придумали в Испании. По всей ее длине 24 деления (количество часов в сутках). Сгорая, свеча уменьшалась за 1 час на одно деление. Слуга, следившей за часами - свечой, докладывая королю: "Ваше величество, один час прошел! "


Любовь Иванова

Мини - музей часов .

В нашей группе появился свой мини – музей часов , который расположен в раздевальной комнате. Вначале появились часы из дома, которые уже не носились или вышли из строя, потом из дома родителей и знакомых, которые узнав о нашей коллекции, просто дарили их нам. Ребят очень заинтересовала идея создания музея и они, с разрешением родителей, принесли домашние и сохранившиеся в семьях старинные часы. Основная идея нашего мини – музея – показать , какими разными бывают часы, познакомить детей с историей создания и возникновения. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь соавтор. Причем не только сам, но и его папа и мама, бабушка и дедушка. Где еще увидишь столько часов вместе : настенные, настольные, наручные мужские, женские и детские, карманные, различные будильники, песочные, водяные и многие другие. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем, можно брать в руки, самому менять и переставлять экспонаты. Используем экспонаты на занятиях, когда учим детей ориентироваться во времени. Так как, мини – музей находится в приемной комнате, то его каждый день посещают родители, приходя в детский сад за детьми. Они не редко останавливаются, рассматривая экспонаты и альбомы, где собраны пословицы, стихи, загадки, сказки о часах и времени и наверное вспоминают о чем то своем.


Публикации по теме:

Коллекционирование имеет огромное значение для полноценного развития детей дошкольного возраста: расширяет кругозор детей, развивает их.

Алгоритм создание мини – музея и его документация Алгоритм создания мини-музея 1. выбор темы мини-музея, 2. определение места размещения.

Мини-музей "Колокольчики" в средней группе №11 "Радуга". В ноябре мы оформили совместно с детьми и их родителями мини-музей "Колокольчики".

Наш детский сад работает по музейной педагогике. В группах созданы мини-музеи разной тематике, Начиная со средней группы дети вместе с воспитателями.

С целью обогащения предметно – развивающей среды во всех группах ДОУ № 20 кв г. Богородицка Тульской области, были созданы мини – музеи.

Мини-музей "Насекомые" в средней группе Цель: систематизировать представления детей о насекомых Задачи: 1. Познакомить дошкольников с отличительными.

В нашем детском саду создание мини-музея является источником приобщения детей к истории нашего народа, побуждает воспитывать любовь к родному.

ПРОЕКТ

«МИНИ-МУЗЕЙ ЧАСОВ»

Подготовила и провела

Воспитатель Джаватова М.А

Люберцы, 2017

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель группы, родители.

Срок реализации: апрель 2017.

Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателей:

  • в расширении представления о музейной культуре;
  • в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей;
  • в приобретении практических навыков.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Результаты проекта :

Расширение естественнонаучных знаний;

Увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности;

Обогащение словарного запаса детей по данной тематике;

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

Приобретение практических навыков.

Реализация проекта :

1. Беседы

2. ООД

4. Работа в книжном уголке

5. Пальчиковая гимнастика

6. Коррекционные упражнения

7. Гимнастика для глаз

10.ОБЖ

11.Создание выставок

12.Продуктивная деятельность

13.Дидактические игры

14.Подвижные игры

15.Сюжетно – ролевые игры

16.Театрализованная деятельность

17.Музыка

18.Работа с родителями

Проблемные задачи для детей, на решение которых направлен проект:

Как создать музей?
Как люди учились определять время?
– Научиться узнавать, сколько времени на часах?
– Выяснить, как устроены некоторые часы?
– Узнать, как часы меняли свой облик?

Модель 3-х вопросов.

Что дети знают

Что хотят узнать

Где можно узнать

1. Функция музея.

2. Назначение часов.

1. Создание музеев.

2. История возникновения часов.

2. Разнообразие часов.

3. Уход за часами.

4.Определение времени.

5. Устройство часов.

1. Научно-художественная литература.

2. Просмотр

Познавательных

Передач.

3. Ответы на вопросы взрослых.

4. Интернет.

Актуальность

Музей не просто дом вещей,

Музей хранитель тайн

И чтобы всё успеть скорей

Ты время соблюдай!

Время катит чередом,

Час за часом, день за днем.

Чтобы нам везде успеть,

Нужно в часики глядеть.

Как нам понять и ощутить время? Оно так неуловимо! Человечество придумало приборы для измерения времени одним из первых среди всех изобретений. Часы использовались повсюду и всегда, постоянно сопровождая человека, не позволяя ему «потеряться» во временном пространстве. Неудивительно, что за многолетнюю историю цивилизации их видов накопилось столько, что невозможно составить полную классификацию.

«Мини–музей часов» возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.

При помощи «Мини–музея часов» у детей вырабатывается умение регулировать и планировать деятельность во времени, создается основа для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность.

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка - это задача данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини–музее не только можно, но и нужно брать в руки, рассматривать, разрешается менять и переставлять экспонаты, В мини-музее ребенок является соавтором экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, в дошкольном возрасте, навсегда остаются в памяти.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на расширение и углубление знаний. Проект «Мини-музей часов» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру.

Цель проекта: создание системы работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность мини-музея.

Задачи проекта:

Этапы работы по проекту

1 Подготовительный этап

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Составить план проекта.

4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

5. Провести анкетирование родителей и детей «Ребенок в музее».

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Создание информационной базы по проекту.

Родители, воспитатель

апрель

1 неделя

2. Составление плана проекта.

Воспитатель

апрель

2 неделя

3. Организация родителей для помощи проведения данного проекта.

Воспитатель

апрель

3 неделя

4. Анкетирование родителей и детей «Ребенок в музее»

Воспитатель

апрель

4 неделя

2 Основной этап

Задачи:

1. Формирование представления о содержании музейной культуры.

2. Знакомство дошкольников с историей возникновения часов, разными видами часов.

3. Формирование элементарных представлений о времени и часах.

4. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

5. Создание условий для творческого общения и сотрудничества воспитателя, родителей и детей.

6. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.

7. Активизация словарного запаса дошкольников.

8. Развитие навыков связной речи.

9. Развитие координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

10.Развитие психических процессов дошкольников (внимание, память, мышление, воображение) через художественно–творческую и познавательную деятельность.

11.Воспитание у детей любознательности, активности, упорства в достижении цели, оказание поддержки друг другу.

12.Установление доброжелательных взаимоотношений детей, родителей и педагогов в процессе разработки и реализации проекта.

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Беседы

Вечерние беседы с детьми:

  • «Как устроить музей часов?»
  • «Какие бывают часы?»

(беседа и презентация.)

  • «Как появились часы?» (изучение книг, сайтов, рассказов взрослых)
  • «Измерение времени»
  • Рассказ о профессиях тех, кто работает в музее, о часовых дел мастерах.
  • «Как беречь время?»
  • «Правила поведения в музее».

Воспитатель,

родители

апрель

1-4 неделя

2. НООД

Познавательное развитие

(Ознакомление с предметным окружением)

«Путешествие в мир часов и времени».

«Царство часов» (с применением мультимедиа).

Познавательное развитие

(Ознакомление с социальным миром)

«Музеи нашего города» (с применением мультимедиа).

Познавательное развитие

(ФЭМП)

«Часы. Как узнать время».

«История часов».

«Время».

«Получас».

Речевое развитие

(Развитие речи)

Составление рассказов о часах, сделанных своими руками.
Составление рассказов о часах, которые ребёнок принёс на выставку.

Составление рассказов для проведения экскурсий.
Разучивание стихов о часах.

Воспитатель, учитель-логопед, родители

апрель

2-4 неделя

3. Чтение художественной литературы

«Про часы и о часах» И.Мельников.

«Что такое завтра и вчера» Б.Зубков.

«Про часы и о часах. Детская энциклопедия».
«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.

«Мои часики» Т. Коваль.

«Солдатские часы» Б. Никольский.

«Тик-так» А. Анофриев.

«Без четверти шесть» С. Берестов.

«Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Песочные часы» И. Мирошникова.

« В гостях у гнома – часовщика, или история о том, как не опаздывать в школу» сказка.

«Часы» Степанов.

Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Солнечные часы или часы на небе», «Похитительница воды следит за временем»; «Часы-свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)»; «Самые известные часы в мире».

Пословицы и поговорки о времени и часах.

Загадки.

Воспитатель, родители

апрель

2–3 раза в неделю

4. Работа в книжном уголке

Художественно-познавательные книги по теме.

Предметные картинки по теме.

Рассматривание фотографий с разными часами.

Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», «Время», наглядно-дидактическое пособие «Время»;

открытки «Часы».

Плакаты - картины с изображением часов на Спасской башне Кремля г. Москвы.

Иллюстрации и фотографии с изображением часов на улицах города, вокзалах.

Воспитатель, родители

Апрель

5. Пальчиковая гимнастика

«Часы».

«Часы с кукушкой!».

«Ходят часики тик-так».

«Вышли мыши как-то раз»».

«Часы сказали «Бом!».

«Маятник» (с предметами).

Апрель 2-4 неделя

6. Коррекционные упражнения

Дыхательная гимнастика

«Маятник».

«Часики».

«Петушок».

«Петух».

«Когда это бывает?».

Игры по развитию звуковой культуры речи

Игра «Часы».

Упражнение «Маятник».

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Бьют часы».

Апрель2-4 неделя

7. Гимнастика для глаз

«Как бьют часы».

«Волшебные часы».

«Шел по берегу петух».

«Петушок».

Воспитатель

Апрель 2-4 неделя

8. Поисково-познавательная деятельность

Экскурсии в музеи нашего города.

Родители

Апрель

9. Опытно-экспериментальная деятельность

Наблюдение «Путь солнца по небосводу».
Опыт «Изготовление солнечных часов».

На прогулке – модель солнечных часов.

Экспериментирование «Песочные часы».
Знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков секунд, минут).
Знакомство с циферблатом (определение времени с точностью в один час).

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

10. ОБЖ

«Чем опасны разбитые часы?» (беседы об аккуратном обращении с часами).

Здоровье

«Надо ли соблюдать режим дня?» (беседа)

Воспитатель

Апрель 2-4 неделя

11. Создание выставок

Часы-самоделки.

Родители, воспитатель

Апрель

2-4 неделя

12. Продуктивная деятельность

Лепка «Наручные часы».

Аппликация «Башенные часы».

Рисование «Кремлевские куранты»,

«Часы из музея», «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Творческая мастерская «Изготовление моделей часов», «Создание моделей водяных, солнечных, песочных часов».

Конструирование из картона «Циферблат».

Коллективная работа: конструирование из бумаги модели напольных часов с маятником.

Родители, воспитатель

Апрель

2-4 неделя 2–3 раза в неделю

13. Дидактические игры

«Расставь цифры на часах».

«Впиши пропущенные цифры».
«Распорядок дня».

«Время».

«О времени».

«Часы».

«Даша дома».

«Наши игры».

«С утра до вечера».

«Мой день».

«День – ночь».

«Помоги котенку».

«Недели».

«Времена года».

«Цветик-семицветик».

«Круглый год».

«Кто больше занят?».

«Каждому предмету свое время».

«Выбери, что нужно для часов».

«Часы и время».

«Детский сад».

«Какой день недели».

«Успей вовремя».

«Тик-так».

«Составь неделю».

«Назови сутки».

«Живая неделя».

Воспитатель, педагог-психолог

Апрель

2-4 неделя 2–3 раза в неделю

по подгруппам и индивидуально

14. Подвижные игры

Выполнение упражнений в соответствии с единицами времени (секунда, минута, 5, 10 минут).

Воспитатель, инструктор ФИЗО

Апрель

2-4 неделя

15. Подвижная игра

«Часы».

Воспитатель, инструктор ФИЗО

Апрель

2-4 неделя

16. Сюжетно – ролевые игры

«Я - экскурсовод музея часов».

«Музей» (проведение экскурсий по группе).
«Магазин часов».

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

17. Театрализованная деятельность

Инсценировка «Времена года».

Инсценировка «Каков Емеля, такова и неделя».

Воспитатель, музыкальный руководитель

Апрель

2-4 неделя

18. Музыка

Слушание звучания разных видов часов, хода и боя (будильник, часы с кукушкой, башенные часы, настенные, напольные, куранты).
Слушание песен о часах.
Музыкально-ритмическая композиция «Часики».
Игра с секундомером на мелодию песни «Хороводная» Кожевникова.

Музыкальная игра с секундомером

«Заколдованные путники».

Аудиозаписи звона и боя часов, по которому дети определяют названия часов.

Муз. ритмических композиций «Часики», «Тик так».

Материал по восприятию музыки: цикла «Времена года» П. И. Чайковский, А Вивальди.

«Часы природные верны» (музыка и слова Шаломоновой).

Музыкальный руководитель, воспитатель

Апрель 2-4 неделя

19. Работа с родителями

Участие в сборе экспонатов.

Изготовление поделок для музея.

Участие в беседах.

Подбор методического материала.

Участие в оформлении и организации экскурсий.
Консультация «Делу - час, потехе - время».

Книга отзывов и пожеланий.

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

3 Заключительный этап

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Определить перспективу на будущее.

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Презентация проекта

Открытие «Мини-музея часов».

Стенгазета «Интересные часы».

Книга-самоделка «История часов моей семьи».

Часы-самоделки.

Фотовыставка «Загадочный мир часов».

Выставка творческих работ детей.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

2. Подведение итогов реализации проекта.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

3. Анализ полученных результатов.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

4. Планирование работы на будущее.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

Реализация проекта .

Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности: беседы, ООД, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, ОБЖ, поисково-познавательную, опытно-экспериментальную, продуктивную, театрализованную и музыкальную деятельности. Важную роль играет создание выставок, стенгазет, книжек-самоделок. Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

Результаты проекта.

1. Создание музея часов.

2. Расширение кругозора, знаний об истории и видов часов.

3. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

3. Приобретение практических навыков.

4. Создание развивающей среды.

5. Активное участие родителей в жизни группы.

6.Проект выдвинут на конкурс ежегодной премии губернатора московской области Наше подмосковье

Практическая значимость результатов.

Установлены партнерские отношения с родителями.

Дети, родители и педагоги имеют возможность расширить и углубить свои знания социального мира, создать единое развивающее пространство.

Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.

Обогащение развивающей среды в группе.

Взаимосвязь детского сада и семьи.

Распространение опыта работы в данном направлении.

Опыт работы представлен родителям и коллегам на день открытых дверей.

Оценка качества реализации проекта.

Анализ мероприятий отслеживается по завершению каждого отдельного этапа с использованием наблюдений, бесед с детьми, родителями и педагогами. По мнению родителей и педагогов, проект «Мини-музей часов» интересный и актуальный. Таким образом, создана система работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность мини-музея.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «КОСМОС»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

«МИНИ-МУЗЕЙ ЧАСОВ»

НА СОИСКАНИЕ ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕМИИ

ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НАШЕ ПОДМОСКОВЬЕ»

Джаватова Мафизат Амрановна

ЛЮБЕРЦЫ

2017

СЛАЙД 1. Добрый день, уважаемые коллеги, гости! Меня зовут Джаватова Мафизат Амрановна. Я представляю городской округ Люберцы и детский сад № 9 «Космос».

СЛАЙД 2. Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов никак не обойтись, они повсюду. Что такое время? Для чего нужны часы и как они возникли? Какими они бывают? В рамках работы студии-музея «История часов» мы с ребятами нашли ответы на интересующие их вопросы.

СЛАЙД 3. Старшим дошкольникам необходимо самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

СЛАЙД 4. Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на расширение и углубление знаний.

СЛАЙД 5.

При помощи Студии-музея «История часов» у детей вырабатывается умение регулировать и планировать деятельность по времени, создается основа для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность и точность.

СЛАЙД 6. Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребенка – это задача данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музея не только можно, но и нужно брать в руки, рассматривать, разрешается менять и переставлять экспонаты.

СЛАЙД 7. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. В мини-музее ребенок является соавтором экспозиции. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею часов: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

СЛАЙД 8. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, полученные в дошкольном возрасте, навсегда остаются в памяти.

СЛАЙД 9. Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП для детей 5-7 лет.

Тема: «Часы. Как узнать время».

Джаватова Мафизат Амрановна

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

- закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года.

- познакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки);

- учить определять время по часам с точностью до 1 часа;

- развивать умственные способности детей, речь, познавательный интерес.

Задачи:

Развитие чувственного восприятия; расширение пространственных и временных представлений; формирование фонематического восприятия;

Активизация мыслительной деятельности;

Формирование учебно-познавательной мотивации;

Обучение использованию знаний в различных ситуациях;

Оборудование: часы электронные (наручные, настенные, настольные) и механические (наручные, настенные, настольные), песочные часы; модели часов со стрелками на каждого ребенка.

Материалы: готовые детали из бумаги для вырезания в том числе цифры от 1 до 12 клей карандаш ножницы салфетки

Предварительная работа

Чтение произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени».

В: Мы с вами прочитали «Сказку о потерянном времени». Вспомните, какой вывод мы сделали: нужно правильно распределять свое время, соблюдать режим дня. В этом нам помогают часы. Часы нам помогают ориентироваться во времени.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Стихотворение «Часы»

Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

Первым устройством, при помощи которых человек измерял время, были солнечные часы. Родина солнечных часов – Вавилон. Солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час (Воспитатель показывает макет солнечных часов).

Позднее такие часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий. Еще позже изготовили карманные солнечные часы, но так как карманов у древних людей не было, часы носили на шнурке или цепочке. Недостатком солнечных часов было то, что они не работали в темное время суток, то есть ночью.

Позже изобрели водяные часы. Еще через некоторое время появились механические часы, в корпусе которых помещали часовой механизм – пружину и шестеренки. В настоящее время изобрели электронные часы (воспитатель демонстрирует модель электронных часов).

Сейчас нас окружают самые разные часы, которые имеют размеры от горошины до размера целой комнаты. Самое точное время показывают электронные часы.

Воспитатель: А вы знаете как устроены часы?

Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая)стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12). На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстро и показывает минуты.

Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой – меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа), а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошел один час.

Знакомство с циферблатом часов.

Воспитатель начинает беседу под музыкальное сопровождение.

В: Попробуйте отгадать загадки, которые вам приготовила.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день, и ночь

Стучим, стучим.

Д: Часы

В: Правильно. Ещё послушайте.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, – каждый час.

Д: Стрелки часов.

В: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают?

Д: Солнечные, водяные, песочные, часы – свеча, часы – цветы.

В: Ребята, а для чего нужны часы?

Д: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.

В: Правильно. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах называется циферблат. Повторите за мной – циферблат.

Д: Циферблат.

В: Как, называется круг с цифрами на часах? Кто мне скажет?

Д: Круг с цифрами на часах называется циферблат.

В: Умница. Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?

Д: Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.

В: Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.

Воспитатель показывает по модели часов, как определить который час, и просить детей поставить на своих моделях время от 1 часа до 9 часов.

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.

В: Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов.

Как поставили стрелки на часах?

Д: Короткая стрелка показывает цифру 5, длинная стрелка цифру 12.

Игра продолжается. Во время работы воспитатель сверяет результаты действий детей (по образцу на доске)

Пальчиковая гимнастика: «Веселая старушка»

У веселенькой старушки, жили в маленькой избушке десять сыновей. Все без бровей, вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой головой, вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На старушку все глядели, и все делали вот так…(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Сложить руки углом и показать избушку. Показать десять пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони поднесены к ушам. Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. Очертить большой круг вокруг головы. Показать руками большую бороду. Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. Ребенок показывает любые загаданные действия)

Мы много говорили о значении часов в жизни человека.

Продуктивная деятельность детей – аппликация «Часы».

Итог занятия

Вопросы:

1. Что определяют по часам? (время)

2. Загадка:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

3. Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, – каждый час. (стрелки)

В: Как ребята называется наука о числах?

Д: Математика.

Заключительная часть: рассматривание и выставка работ.

В: Молодцы, со всеми заданиями справились. Спасибо

Литература.

1. Владимирова Т.Н. «Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени.»

2. Управителева Л.В. «Подготовка к школе в детском саду»

3. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» под редакцией Столяра А.А.

4. Шпорыгина Т.А. «Беседа о пространстве и времени»

5. Помораева И.А, Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.»

6. Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени».

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей 5-7 лет

Джаватова М.А.

Тема: история возникновения часов

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения часов.
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
  • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Ход занятия

– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

СОЛНЦЕ (слайд 2)

Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).

Солнечные часы придумали древние египтяне.

Послушайте стихотворение:

Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!
(Эльмира Котляр)

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про живые часы?

ЧАСЫ-ПЕТУХ

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Послушайте стихотворение «Петушок»

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

– Слышали ли вы о цветочных часах?

ЧАСЫ-ЦВЕТЫ

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки - зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики - это часы луговые. А вот кувшинки - часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

– А как узнать время ночью?

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

– Как вы думаете, удобны ли эти часы?

– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
(Эльмира Котляр)

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)

Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень - на палец.

А еще есть часы – малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.
(Эльмира Котляр)

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы?

– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными.

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ

Часы, висящие на стене, - называют настенными.

А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Эльмира Котляр)

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

– Как вы думаете, где стоят напольные часы?

– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

Есть часы,
На полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!!» –
На весь дом.
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

– Какие часы "умеют куковать"?

– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

Эти уличные часы на столбе знакомы тебе
Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны!
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ-СКАЗКА

Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (По И. Мельникову, Б. Радченко)

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ

Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

Самые знаменитые часы России - Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок - серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный)

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Кто не слышал,
как бьют
на Спасской башне гиганты – куранты
Они часы главные –
Державные!

Литература:

  1. Сошественская Н.М. Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах», статья с фестиваля «Открытый урок»
  2. Сафонова Л.А. Цикл занятий по ознакомлению детей со временем, статья с фестиваля «Открытый урок»
  3. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.
  4. Котляр Эльмира «Часы – часики». «Малыш», 1986.
  5. Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике». «Просвещение», 1991.
  6. Юбелакер Эрик «Время». «Слово», 1990.