Как правильно рисовать кувшин карандашом. Практические задания Рисование кувшина (карандаш). Легкая техника для новичка

Практические задания


Рисование кувшина (карандаш)

Прежде чем приступать к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит (ил. 39).


1. Определяется общее пространственное положение кувшина на листе, проводится средняя линия, отмечаются горизонтальными штрихами высота кувшина, высота горлышка и самое широкое место в нижней части кувшина. Отмечаются ширина горла, самой широкой части сосуда и донышка. Соединение этих точек дает возможность получить общий контур кувшина. Причем горло рисуют прямыми линиями, так как его ширина в верхней и нижней частях одинакова, а нижнюю часть кувшина рисуют сложной ломаной линией. Затем намечают носик и ручку кувшина.


2. Прорисовка овалов, передающих перспективное сокращение круглых частей кувшина (горло, средняя часть, донышко). Определяются границы света и тени.


3. Светотоновая моделировка формы. Штрихи накладываются по форме предмета.


4. Последний этап – дальнейшая светотеневая проработка формы кувшина, передача объемности. Необходимо показать на гладкой поверхности сосуда самые светлые места (блики), постепенный переход от света к тени (полутон), самые темные места (тень), более светлые места в тени (рефлексы), которые возникают от отраженного света. Рисуется орнамент, украшающий кувшин. Он тоже перспективно сокращается, подчеркивая округлость кувшина. Элементы орнамента не везде одинаково выделяются. Это зависит от освещения кувшина. Прорабатываются детали, обобщается форма, постепенно стираются и затушевываются линии построения. Рисунок кувшина завершен.

Кому из нас не знаком такой предмет, как кувшин? В каждом доме имеется высокий округлый сосуд с ручкой или без ручки для разных хозяйственных нужд. Мастера изготавливают кувшины из разных материалов. Трудно представить себе семью, где не пользовались бы кувшинами. В кувшин наливают воду, молоко, компот, квас и другие жидкости, в нем можно хранить мед и сметану. А еще можно налить в него воды и поставить свежесрезанные цветы, которые будут очень красиво смотреться в кувшине из стекла и керамики. Еще с давних времен кувшин выполнял функцию неотъемлемого элемента натюрморта. Подобным спросом он пользуется и сейчас, поэтому каждый начинающий художник должен уметь нарисовать кувшин карандашом. Чтобы нарисовать кувшин карандашом, художник должен четко представить себе этот сосуд, а еще лучше, если он будет рисовать, глядя на стоящий перед ним кувшин. Главная задача, стоящая перед ним ‒ правильно передать форму предмета. Я покажу стандартный пример рисования кувшина, а вы вооружайтесь бумагой, карандашами и смело приступайте к рисованию.

Что Вам понадобится:

  • лист бумаги белого цвета (можно альбом для рисования или скетч-бук);
  • простой карандаш с примерной твердостью – от 2Н до Н;
  • простой карандаш (жирный) с примерной твердостью от В до 6В;
  • ластик.
  1. Итак, в этом уроке Вы узнаете, как нарисовать кувшин поэтапно. Следуя инструкция и примерам на картинках, у Вас получится замечательная работа! Для начала возьмите лист бумаги и карандаш с примерной твердостью – от 2Н до Н. Стараемся рукой (без помощи линейки) провести вертикальную ось. Снизу оставьте чуть больше свободного места и проведите линию – донышко кувшина. Сверху можно оставить чуть меньше отступ от края листа и там же проведите линию короче – горлышко кувшина.

Всегда старайтесь размещать предметы в листе выше от нижнего края, но ближе к верхнему.

Длину линий Вы сможете откорректировать, выстраивая фигуру кувшина, но каждая половина линии, разделенная осью, должна быть равной своей второй половине. Это вы сможете измерить даже, приложив карандаш к бумаге.

После того как все нужные линии намечены, рисуем основную форму кувшина.

  1. Далее, чтобы правильно нарисовать кувшин карандашом поэтапно, нам нужно нарисовать эллипсы (приплюснутые овалы/дуги) к каждой горизонтальной линии. Ширина каждого эллипса зависит от того, под каким углом Вы видите кувшин. Обычно верхний эллипс у нас самый узкий по сравнению с другими. От него остальные эллипсы начинают расширяться и нижний из них (донышко) – самый широкий.

Старайтесь сделать так, чтобы боковые уголки (стыки) эллипсов были не заостренными, а плавными.

Здесь Вы узнаете . Этот навык пригодится вам при работе над натюрмортами. А вообще кувшин – это:

  1. Кухонная утварь для жидкости. Как правило, имеет носик и ручку.
  2. То, о чем есть парочка забавных сказок: А.Н. Толстого «Лиса топит кувшин», народная сказку «Лиса и Журавль». Сказка Алексея Николаевича вообще презабавная: там лиса сама себя утопила, когда застряла в кувшине. В общем, поучительно для некоторых должно быть.
  3. Частенько используется художниками для создания композиции: те, что остались после завтрака, плюс кувшин. И смело можно рисовать с натуры натюрморт. Преимущество натюрморта в том, что изображаемый предмет, в отличие от позирующего человека не имеет свойства скорее удрать по своим делам.
  4. Неплохой предмет интерьера. Дизайнеры с превеликим удовольствием используют в своих решениях всевозможные извращенные вариации кувшинов.
  5. Если его легонько потереть, то есть некоторая вероятность познакомиться с щупленьким стариком с козлиной бородкой, либо с огромным мускулистым мужиком – волшебником. Короче, варианта два: либо старик Хоттабыч, либо Джин.

И напоследок загадку вам загадаю. Загадка: У вас есть кувшин, наполненный водой. И небольшой, но пустой стаканчик. Задача состоит в том, что нужно доверху наполнить стакан, но так, чтобы в кувшине осталось столько же воды, сколько есть сейчас. А ответ вы прочтете в конце урока. А пока что беремся за дело.

Как нарисовать кувшин карандашом поэтапно

Шаг первый. Наметим контур нашего кувшина. С помощью него мы определим его положение и границы. Фигура пока еще угловатая.
Шаг второй. Нарисуем вертикальную ось для нашего кувшина. Поперек две горизонтальные линии, определяющие верх предмета и его самую широкую часть. Теперь мы должны получить окружность с центром на пересечении линий. Горловина кувшина – это эллипс. Ведь окружность в перспективе представляется нам именно как эллипс. Его центр тоже на пересечении. Соединим полученные фигуры дугами. Нарисуем вспомогательный круг для ручки и зададим ей форму.
Шаг третий. Плавной линией обведем контур. Покажем ручку кувшина. Сотрем вспомогательные линии.
Шаг четвертый. Наш кувшин будет полупрозрачным с рельефной горловиной. Именно ее нам сейчас и нужно показать. Также мы видим уровень воды. Его нужно рисовать в виде горизонтального эллипса центр которого расположен на оси кувшина.
Шаг пятый. В кувшине слегка видны фрукты. Наметим их, выступающими из нашего эллипса. На поверхности предмета видим светлые блики. Они должны повторять объемную форму посудины, чтобы выглядеть правдоподобно.
Шаг шестой. Осталась штриховка. Свет в нашем случае падает спереди. Поэтому самые светлые места в центре фигуры, в выпуклой части. А приближаясь к краю, мы усиливаем нажим на карандаш и показываем тени.
Ответ к загадке: Пустой стакан нужно аккуратно установить на дно кувшина. Стакан при этом заполнится доверху, и в кувшине останется то же количество воды. То есть все условия выполнятся. Кто догадался молодец, а все остальные обязательно должны нарисовать еще.

У меня появился глиняный кувшин яркого рыжего цвета с очень некачественной поверхностью. Шероховатости, вмятины, царапинки не поддавались удалению. Поэтому я решила сделать пёструю роспись с использованием трафаретов , которые сделала своими руками.

Для работы подготовила кувшин (помыла его с моющим средством для посуды и высушила), карандаш, ножницы, кальку (можно ксероксную бумагу), акриловую эмаль для керамики FolkArt , кисти, поролон, баночку с водой, контуры для росписи ткани.

Рыжую поверхность кувшина покрыла тремя слоями тёмного коричневого акрила, просушивая каждый слой. Краску наносила кисточкой.

Пока краска на кувшине сохла, вырезала из кальки трафареты цветов. Для этого карандашом нарисовала цветок на кальке и вырезала его маленькими ножницами. Вырезая цветок, нужно следить, чтобы не повредить линию края цветка, потому что не получится четкий красивый отпечаток.

Здесь показаны трафареты, которые были в работе, и видно как размякли от краски тонкие детали. Трафарет каждого цветка нужно вырезать минимум два, чтобы в процессе работы можно было заменить размокший на свеженький. Конечно, трафареты можно вырезать из другого материала, например, плёнки. Но дело в том, что кувшин выпуклой формы, поэтому легче наносить трафарет на бумажной основе.

Сначала я нанесла трафареты маленьких цветов (не очень густо, но и не редко), используя для этого поролоновую губку. Получились хаотично разбросанные желтые, салатовые и голубые цветы. Обратной стороной кисточки в центр каждого цветка поставила точки-серцевинки.

Потом взяла трафарет следующего цветка и нанесла его оранжевым цветом. Круглой кисточкой нарисовала желтую серединку, потом белую, а для сердцевины поставила точки обратной стороной кисточки. Эти цветы могут немного прикрывать маленькие цветочки.

Следующий ряд — цветы цвета фуксии. Они могут немного прикрывать маленькие разноцветные и оранжевые цветы. В центре цветка нарисовала белый круг, на котором точками нанесла красный цветок. Круг обвела белыми точками обратной стороной кисточки.

Для большей выразительности цветы цвета фуксии обвела золотым контуром для росписи ткани, а серцевинки маленьких цветов обвела контуром с глиттерами. Высохшую поверхность покрыла бесцветным акриловым лаком.

Как нарисовать кувшин? Ответ: С натуры.

Возможны, конечно, варианты - по воображению или с картинки. Но это, согласитесь, выход так себе.

А мы же постараемся раздобыть настоящий кувшин и научимся его рисовать как видим. Кувшины бывают разной формы, главное нужна высокая ёмкость с ручкой и суженным горлышком на котором есть специальный желобок для наливания жидкости.

Я буду рассказывать как нарисовать кувшин, если это тема урока в школе. Это вариант подойдёт всем. По опыту знаю, что, если кому-то из взрослых надо что-то нарисовать, то оказывается, что со школы всё забыто и взрослые наступают на те же грабли, что и дети.

Приступаем к рисованию кувшина. Так как кувшин довольно высокий, то возьмём прямоугольный лист бумаги и расположим правильно - по вертикали. Это, вроде бы само собой понятно, но, работая с детьми, я знаю, что половина класса, если надо рисовать высокий предмет (дом, дерево, человека... кувшин) просто без раздумий откроют альбом и так и будут рисовать - на листе с альбомной ориентацией. А мы вот не будем и расположим лист как удобнее.

Теперь нам нужно определиться с размерами. Обозначим высоту (проведём сразу ось симметрии).

Брюшко у этого кувшина почти шарообразное и составляет примерно две трети высоты. Горлышко широкое у основание ещё слабо расширяется к краю. Ручку только наметим, пока это не наша забота.

Сейчас будем придавать кувшину объём. Круглый край горлышка с выбранной точки зрения выглядит как эллипс. И, если вы соответственно настроите детей, то они и нарисуют эллипс. А если не провести объяснительной беседы, то большинство нарисует либо круг, либо прямолинейный срез. А нет вот, придётся включить наблюдательности и мышление и нарисовать этот самый эллипс. Это само по себе сложно понять. А теперь вы сообщите ученикам, что этот эллипс симметричен как по вертикали, так и по горизонтали - то есть придётся ещё оси эллипса рисовать и все симметричные половины выравнивать.

В основании горлышко тоже круглое и переход к брюшку будет тоже как половина эллипса. Такая же картина и с линией донышка. Чтобы для самих себя подчеркнуть идею объёмности кувшина, мы ещё и линию "талии" нарисуем. Вот, у нас уже довольно узнаваемый образ наметился. Можно приступать к уточнению деталей.

Снова проверяем симметричность половин и ровность эллипсов. И теперь, пожалуй, пора и за ручку взяться. Ручка имеет форму петли и прилеплена, как бы это сказать, в три четверти. То есть и не вбок торчит и не прямо на зрителя, а под некоторым углом. И эта ручка имеет достаточную толщину - она должна быть достаточно крепкой, чтобы выдерживать вес кувшина и его содержимого.