Мероприятие про богатырей для детей. Сценарий литературно-спортивного праздника "богатыри руси великой". Подготовка к проведению

Материалы и оборудование:

мультимедийная установка;

д/и «Пазлы»;

музыкальные инструменты;

теннисные мячи и цели.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова « Богатыри » ,«Витязь на распутье» ; И. Я. Билибина ; И. В. Симакова « Русский богатырь Святогор тянет суму переметную» ; К. Васильева «Дар Святогора» и др.

Чтениерусских былин и сказок :«Как Илья Муромец богатырём стал » ,«Илья Муромец и Соловей-разбойник» ,«Вольга Всеславьевич» ,«Микула Селянинович» ,«Алёша Попович и Тугарин Змеевич» ,«Святогор» ,«Никита Кожемяка» ,«Садко» и др.

Составление предложений по схеме.

Проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу » ,«Сколько слогов?» .

Изодеятельность« Богатыри » .

Под песню группы »Цветы» «Богатырская наша сила» участники входят в зал и садятся на стулья.

Ведущая . Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня, накануне великого Дня Победы мы поговорим о богатырях – защитниках нашей страны. А как называется наша страна?

Дети . Россия.

Ведущая. Правильно! Мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран есть на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит, родная, как мама и папа. Вот она, посмотрите. (слайд)

Ведущая. Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наша страна была меньше и называлась она Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Дети. Богатыри.

Воспитатель. Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Много славных подвигов совершали русские богатыри, оберегая свою землю. Об их подвигах, об их доблестной славе слагались былины и легенды.

Ребёнок. Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Ведущая. А каких самых главных русских богатырей вы знаете?

Дети . Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Ведущая. Правильно. Вот они, посмотрите. (слайд)

Ребёнок. Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Ведущая. Ну что ж пришла пора сразиться в турнире богатырей между двумя командами, а судить этот турнир будет компетентное жюри в составе…

Сценарий Познавательного часа «Русские богатыри в народном творчестве»

(для младшего и среднего школьного возраста).

Богатыри Васнецова

— Здравствуйте, ребята!
— Вы много раз видели картину «Богатыри». Ее написал художник В.М. Васнецов в 1898г. Эта картина относится к числу лучших произведений русской живописи и наряду со многим другими замечательными полотнами пользуется большой известностью в народе.
В веках осталось и по сей день, живет добрая память о русском войне как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе.
Героическое прошлое нашей Родины находило отражение в устном народном творчестве. Лучшие былины народ сложил о своих легендарных героях-богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
Пусть иной раз в былинах они сражаются с вымышленными сказочными злодеями-драконами да Соловьем разбойником, но на деле не раз приходилось храбрым русским войнам участвовать в жестких битвах, в которых решалось судьба страны.
Откуда же черпают русские войны свою неиссякаемую силу?
Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, — от былинных богатырей.
— Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – любимые герои русских былин. Это могучие богатыри, охраняющие русскую землю от врагов.
— Ребята, а что означают приставки к каждому имени богатыря?
— Илья Муромец. Что это значит?
(Родина Ильи – город Муром, село Карачарово).
— Добрыня. Никитич – отчество по имени отца.
— Алеша Попович – из семьи священнослужителей.
— А кто ответит на вопрос?
Какому князю служили эти богатыри и в каком городе он правил?
(Князю Владимиру, в городе Киеве).
На высоких холмах стоял Киев – град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.
За киевскими пригородами и сёлами тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники, добывая зверей видимо-невидимо.
А за лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен.
И вот, чтобы сберечь от врагов Землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях.
Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?
Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Илья Муромец и Алеша Попович – все они в степи, да в чистом поле несли службу воинскую.
Ребята, посмотрите внимательно на картину.
В центре картины – Илья.
Кудри его побелели и в бороде седина, но лицо молодое, сильное, с острым соколиным взглядом. Все в нем просто и исполнено мощи: и фигура, и конь, и копье, которое он готов пустить в ход.
У Добрыни тонкое, умное лицо. Его кольчуга, меч, сбруя лошади украшены орнаментом, да и сама его красивая, горячая лошадь отличается и от мощного тяжелого коня Ильи, и от простоватой лошадки Алеши.
Алеша красив, молод и удал. Из-под шлема видны золотистые кудри, из-под темных бровей остро глядят глаза. Красная рубаха под кольчугой, желтые сапоги с загнутыми острыми носками и высокими каблуками, покрытый узором пояс изобличают в нем щеголя.
Таким образом, наружность, костюм, вооружение и кони богатырей разные. Художник во всем подчеркивает разницу в их характерах. Что же их объединяет?
Богатыри поднялись на холм, с которого видны широкие просторы, откуда можно ожидать врага.
Илья из-под руки напряженно всматривается вдаль.
Добрыня схватился за меч, вытаскивает его из ножен, готовый отбить нападение врагов.
Добрыня и Илья образуют единую группу: головы их и взгляды повернуты в одну сторону, и стоят они близко друг к другу.
Алеша как будто отстал, кажется, что он подъезжает к ним на своей маленькой, рыжей лохматой лошадке.
Свободно и непринужденно сидит он в седле и, как другие, всматривается вдаль. Левой рукой он держит наготове лук, правой достает из колчана стрелу.
Следуя обычаям народного творчества, художник Васнецов. В отдельных деталях картины часто использует красный цвет: щит Добрыни, сбруя его лошади, рубаха Алеши, копье Ильи. В сочетании с белым, черным и серым красный цвет особенно насыщен и придает картине приподнятое настроение.
Богатыри изображены на фоне величественного и спокойного русского пейзажа с бескрайними просторами холмистых лугов и полей, с серебристой лентой реки, окаймленной темно-зеленым лесом. Пейзаж этот очень подходит к характерам самих богатырей. Он не только величественный – он грозный. На небе тяжелые грозовые облака, они совсем нависли над горизонтом. Холмы покрыты темным лесом.
Таким образом, художник, показывая богатырей, не только любуется их силой и красотой, но вместе с тем как бы объясняет, почему они объединились на страже русской земли.
— Ребята, а каких еще русских богатырей вы знаете?
— Микула Селянинович,
— Василий Буслаев, Еким Иванович,
— Гришка – боярский сын, Василий,
— Долгополый, Самсон Самойлович, Дунай Иванович.

— А у одного из русских богатырей была дочка, которая тоже выросла смелой да удалой.
Недаром смогла она собственного мужа спасти от гнева князя Владимира. Как ее звали и каким образом она смогла перехитрить князя? (Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Спасла своего мужа Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское татарское и представившись послом из Золотой Орды.
Ребята, а кто из трех богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич).
А какие еще умения, кроме воинских, были у Добрыни? (Он был хорошим дипломатом, недаром князь Владимир назначал его послом, и умел играть в шахматы и на гуслях).
А кто из богатырей ковал сам себе оружие? (Илья Муромец).
А вот Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. От неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: «кого он возьмет за ручку ручка прочь, кого возьмет за ножку ножка прочь».
Может быть ребята, вы не знаете, но богатыря Илью Муромца даже причислили к сонму российских святых, и у него остался в истории день рождения – первое января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспоминаем и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника Земли Русской.
А ведь не сразу стал богатырем Илья Муромец, сидел сиднем – тридцать лет и три года, а вылечили его калики перехожие – дали испить водицы.
Ребята, а кто знает какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем – разбойником возле реки Смородины).
А еще пришлось ему сражаться с Идолищем поганым, с Калиным – царем.
А теперь, ребята, давайте рассмотрим снаряжение русского война?
1. Как называется головной убор у богатыря? (шлем).
2. Тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга).
3. колющее оружие на длинной рукоятке, обычно поединок воинов «один на один» начинался с его использования? (копье, пика).
4. Оружие для обороны: при сражении воин прикрывает им своё тело. (Щит).
5. Оружие для удара по противнику, состоявшее из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).
Ну, вот ребята, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям и пошла сила русского воинства.
Именно сила духа, мужество и отвага, верность и любовь к Родине помогла нашим бойцам одержать победы и под Сталинградом и под Москвой, и под Курском и ввергнуть в бегство фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением математики»

«Богатыри земли русской»

Тип – внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное Дню защитника Отечества

«Вариативные формы в системе патриотического воспитания детей»

Кустова Лариса Иосифовна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 5 «В» класса,

Домашний адрес: г.Каргополь ул. Капустина д.16

Адрес места работы: г.Каргополь ул. 3 Интернационала,31

Рабочий телефон - 2-14-42

1.Пояснительная записка

Сценарий внеклассного мероприятия «Богатыри земли Русской» разработан для обучающихся 5 класса и посвящен Дню защитника Отечества. В основу сценария положены две формы работы: просмотр видеофильма и игра. Для обучающихся данной возрастной категории такие формы, на наш взгляд, являются оптимальными, так как просмотр видеофильма (куда включен и мультипликационный фильм «Илья Муромец») обеспечивает информационную составляющую мероприятия, а игра позволяет обучающимся показать знания на предложенную тему, проявить свои творческие и организаторские способности. Тема мероприятия также соответствует времени его проведения – честь, доблесть и отвага богатырей Русских и защита Отечества в наши дни.

Цель:

помочь обучающимся понять и представить «дела давно минувших дней», вовлечь в процесс самостоятельного поиска знаний, способствовать развитию воображения, внимания, памяти.

Задачи:

Способствовать формированию представления о защите Родины, подвиге, патриотизме;

Содействовать воспитанию у обучающихся любви к Отчизне, чувства товарищества, доброты и справедливости;

Воспитывать самостоятельность, инициативу.

Предварительная подготовка:

обучающиеся знакомятся с русскими былинами и сказаниями о богатырях по книге «Былины» (М.: Дет.лит., 1969), рассматривают репродукции картин и иллюстрации книг. Классный руководитель готовит фильм о русских богатырях. Девочки готовят именные открытки мальчикам. Родители готовят грамоты и призы (пироги).

Оформление и оборудование:

мультимедийное оборудование, фильм о богатырях русских.

Мероприятие было проведено в 5 «В» классе 22 февраля 2013 года. По отзывам обучающихся, можно сделать вывод, что цель была достигнута, задачи, которые стояли перед ними, выполнены. Большой интерес вызвал фильм, который был подготовлен классным руководителем. Игра в форме «Что? Где? Когда?» также запомнилась обучающимся. Обмен мнениям о мероприятии проходил в неформальной обстановке, за чашкой чая.

2.Основная часть.

Сценарий внеклассного мероприятия «Богатыри земли русской», посвященного 23 февраля, Дню защитника Отечества

5 «В» класс

Действующие лица: ведущие (1) и (2)- учитель и обучающийся. В качестве гостей приглашаются родители обучающихся (желательно, папы).

Ведущий (1):

Ой вы, гой еси, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на почетный пир, а на беседу добрую да складную, чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась б беседа наша речью плавною… А беседовать мы будем о делах былинных, о славных богатырях земли нашей Русской…

Ведущий (2):

Ой, вы, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхивали

И видом не видели!

Поведем ж рассказ сегодня

Про седую старину…

Про дела бывалые…

Подвиги удалые…

Чтоб красны девицы послушали,

Добры молодцы призадумались.

Ведущий (1): Сильна и могуча Русь. 23 февраля мы отмечаем большой праздник – День защитника Отечества. Всегда Россия гордилась своими воинами-богатырями. Откуда же черпают русские войны свою великую силу? Говорят, что она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания, - от былинных богатырей. Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах – о том, как берегут и защищают они родную Русь.

Ведущий (2): А сейчас мы предлагаем вам посмотреть фильм, который был специально создан к сегодняшнему мероприятию.

20 минут – фильм (включающий и мультипликационный фильм «Илья Муромец») –Приложение №1

Ведущий (1): Надеемся, что фильм вам понравился, и вы сможете ответить на наши вопросы (класс делится на 7 команд по 3 человека, игра по типу «Что? Где?Когда?», проигравшая команда покидает игровой стол). В одном раунде задаются 3 вопроса.

Ведущий (2):

1 раунд:

Кого считают отцом богатырей русских? (Святогор)

Кого из богатырей изобразил на своей картине Василий Михайлович Васнецов «Богатыри»? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Какая беда случилась с Ильей Муромцем в детстве? (Отнялись ноги, не мог ходить)

2 раунд:

Откуда родом Илья Муромец? (Из села Карачаева, из-под Мурома)

Как исцелился Илья от своей болезни? (Старики-странники, калики перехожие пить попросили – и он соскочил с печи)

С кем воевал Илья Муромец? (С Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым, с Калином-царем, татарскими разбойниками)

3 раунд:

Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка)

Что вы знаете о Добрыне Никитиче? (Знатного рода, боярского, степенен и тверд, благороден)

Откуда родом Добрыня? (Из Рязани)

4 раунд:

Как звали девушку, которую освободил Добрыня, одолев Змея? (Забава)

Как звали коня Добрыни? (Белеюшка)

Откуда родом Алеша Попович? (Из Ростова)

5 раунд:

Чем отличается Алеша Попович от своих товарищей богатырей? (Самый молодой из них, веселый, удалой, бесшабашный, врага одолевает не силой, а хитростью и смекалкой)

Как назвался головной убор богатыря? (шлем)

Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга)

6 раунд:

Рубящее холодное оружие, которое состояло из клинка и рукоятки? (меч)

Колющее оружие на длинном древке. (Копье, пика)

Оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им свое тело. (Щит)

7 раунд:

Оружие для удара по противнику, которое состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава)

Разбойник, сидевший на двенадцати дубах. (Соловей-разбойник)

Художник, создавший картину «Богатыри» (В.М.Васнецов)

Ведущий (1): А сейчас мы подведем итоги нашей игры. (Команда-победительница награждается грамотой и пирогом – в награждении принимают участие родители обучающихся).

Ведущий (2): Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов. Эти герои сражались, защищая родную землю.

Ведущий (1): И конечно, мы сегодня хотим поздравить. С наступающим праздником – Днем защитника Отечества – наших пап и мальчиков. Им тоже предстоит встать на защиту нашей Родины. Желаем вам быть честными, смелыми, умными и добрыми. (девочки вручают открытки и подарки).

Список литературы:

1.Богатырская застава. Сост.В П.Аникина. – М.: Дет.лит., 1975

2.Былины: русские эпические песни-сказания. Переск.А.Н.Нечаева.-М.:Стрекоза, 2001

3.Ветрова Г.Е. Великие полотна.-М.: Белый город, 2005. – (История России).

4.Казиева М.В. Сказка в русской живописи. – М.: Белый город, 2002. – (Энциклопедия живописи для детей).

5.Русские богатыри: былины и героические сказки. Переск.И.В.Карнауховой.

Ленинград: Дет.лит., 1988

6.Хаткина М.А. Мифы древних славян. –Донецк:ПКФ БАО, 2006

7.Я познаю мир: Мифология. Сост.О.Могила.-М.:Олимп: АСТ, 2001

8.Яковлева Н.А.Русская историческая живопись: дет.энцикл.- М.: Белый город, 2001

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Наумова А.А., воспитатель МОУ № 17«Солнышко»

Цель
Воспитание любви к своей Родине, воспитание интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Задачи

  1. Знакомство детей с отдельными эпизодами истории страны через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы.
  2. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
  3. Развитие диалогической и монологической речи детей, обогащение словарного запаса детей.
  4. Развитие коммуникативных навыков детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
  5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.

Оборудование и материалы

Компьютер, экран, проектор, камень на распутье, береза, картинки с изображением оружия, 2 лабиринта, 6 кеглей, 2 дуги, 2 каната, грамоты, угощение.

Ход занятия

Воспитатель: -Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, гости дорогие!

Я приглашаю вас в удивительное путешествие, которое навсегда запомнится вам. Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

А вы знаете, что такое былина? (это быль, рассказ о том, что было давным давно).

А кто придумывал былины?

Ответы детей:

  • Их сочинял русский народ в давние времена, когда наша Родина называлась Русью.
  • Раньше люди не могли записать то, что сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну

Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Правильно, а кем они были?
Дети: Богатырями.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: -А теперь давайте послушаем стихи о богатырях (дети читают стихи)

Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!


Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети: Да
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!
Как во славном граде Переславле-Залесском,
В детском саду «Солнышко»
Жили не тужили

Дружные ребята из старшей группы

Все красавцы нету слов!
И правила там делами учеными
Княжна Альбина Анатольевна.
Вот решила как-то раз
Княжна издать такой указ...
Воспитатель: Указ
Разудалы добры молодцы и красны девицы!
Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!

Дети, произносят клятву, повторяя слова за ведущей.

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь на лево

Друзей потеряешь и будешь не смелым.

Двинешься прямо

Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель: Ну вот мы и в древней Руси. И нас с вами уже встречают красны девицы.(исполняется танец «Во поле березка стояла…»)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости с заставы скачут богатыри.

Богатыри: Здравствуйте гости дорогие!

1й богатырь : Привёз я вам послание. Вас ожидают испытания.(отдаёт свиток ведущему) Выполняйте все задания в путешествии увлекательном, очень даже занимательном.

Воспитатель: зачитывает первое задание из свитка.

ЗАГАДКИ

2й богатырь:

1я Загадка:

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут

(кольчуга)

2я Загадка

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом

(шлем)

3й богатырь: Отгадайте мои загадки и найдите отгадки.

1я Загадка

Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

2я Загадка

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

Воспитатель: (открывает сундук с богатырским оружием).

Назовите, какое ещё оружие было у богатырей? (Дети по очереди достают карточки с изображением оружия из сундука, называют его и встают с ним в строй).

Вот мы и вооружились. Теперь нам никакой враг не страшен!

Воспитатель: (зачитывает второе задание из свитка).

Каких пословиц только нет – и в каждой мудрый дан совет.

Ребята, назовите пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов.

Пословицы:

  • Трудно в учении – легко в бою
  • Один в поле не воин
  • Один за всех и все за одного
  • Смелость города берёт
  • За правое дело стой смело
  • Храбрый побеждает – трус погибает
  • Родину предать – воином не стать
  • Кто смел – тот и цел
  • Сам погибай, а товарища выручай
  • С родной земли умри – не сходи
  • Жить – Родине служить

Воспитатель: (зачитывает третье задание из свитка).

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

(Задание 1 )

Для начала разомнитесь,

По верёвочке пройдитесь,

Со ступать с неё нельзя

Пропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

(Задание 2 )

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их ).

(Задание 3 )
Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много щей
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

(Дети перепрыгивают через скамейку )

(Задание 4 )

Все преграды покорились,
И мы дальше в путь пустились.
Но увы, не тут-то было,
Вихрем все вдруг закружило!
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевали,
Свои копья доставали!
(На ширме висят воздушные шарики - головы Змея Горыныча, в которые надо попасть дротиком или копьём.)
Воспитатель: Метко били все по цели
И змеюку одолели!
Он в овраг большой свалился,
Тут же наземь повалился,
Там издал последний вздох,
Да и сразу же издох...

Воспитатель: И на радости такой
Скачем мы теперь домой.

Вот и кончились заданья
Да большие испытанья!

Воспитатель: Потрудились мы на славу отдохнуть теперь нам надо

Физминутка: танец «Богатырская сила» (танцуют мальчики)

Дети читают стихи Натальи Кончаловской :

1й ребёнок

Воином быть совсем не просто,

И я, друзья, скажу вам так,

Что быть отважным, сильным, ловким,

Поверьте, это не пустяк!

2й ребёнок

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

3й ребёнок

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!
Воспитатель: Поздравляю вас, ребята! Заслужили вы награды!
Воспитатель: -А на память я хочу вручить вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными. Чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали былинные богатыри.


Воспитатель: (читает стихотворение Илоны Грошевой " Будущим защитникам "):
Сегодняшний день
Постарайся запомнить
И в сердце его сохрани.
Ты сильный, ты смелый,
И враг вероломный
Боится к тебе подойти.
И есть еще в жизни
Большие дела,
Куда тебя честь
За собой не звала,
Ты смело ступай,
Наготове копье!
Борись за любимых,
За счастье свое!
-Всего всем самого доброго!


Сценарий «Богатыри земли русской»

Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству.

- Ребята, как называется наша Родина? (Россия, РФ)

В древности наше государство называлось Киевская Русь или просто Русь. И жили в ней русы – люди о которых слагали легенды.

Для того, чтобы узнать на какую тему мы сегодня с вами будем беседовать нужно отгадать загадку:


Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган Он защищает землю От злобных басурман!

Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Кто это?
Дети: это богатырь.

Сегодня мы поговорим о Богатырях русских. Тема нашего классного часа «Богатыри Земли русской»

Какова Цель нашего классного часа?

Расширить знания о защитниках земли русской

Какие задачи вы перед собой сегодня поставите?(узнать о богатырях и их подвигах) Чем славится богатырь? (Своим подвигом)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (сильный, смелый, бесстрашный, защитник, заступник, справедливый воин силач …)

А как трактует значение этого слова толковый словарь?

Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова. (Слайд 4)

Богатырь 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины.

2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Русский художник - Виктор Михайлович Васнецов, (Слайд 12) изобразил на своей знаменитой картине портреты самых известных богатырей. (Слайд 13)

Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

(демонстрируется репродукция картины В.М. Васнецова "Богатыри")

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 20 лет.

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Где тут самый старший богатырь?(это Илья Муромец)

А где самый молодой богатырь?(Алеша Попович)

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки.

А как богатыри защищали нашу Родину? Илья Муромец – одержал победу над соловьём разбойником, Алёша Попович одержал победу над Тугарином змеем. Кто может рассказать о тугарине змее? это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз " змея ". Добрыня Никитич защищал от монголо- татарского иго.

    Откуда был родом богатырь Илья?


(Из Мурома, из села Карачарова)

    Откуда родом был Алеша Попович (из Ростова)


3. Назовите имя богатыря, который грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.. (Алеша Попович)


4.Назовите имя богатыря, который в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)

5. О каком богатыре идёт речь? Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память о нём, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику (Илья Муромец)

Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель (исполнитель народных былин) нараспев сказывал былину.

- А что же такое «былина»?

Давайте Обратимся к словарю . (Слайд 7)

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

(русское народное песенное сказание)

Слово «былина» - происходит от слова «быль», то есть то, что ты было на самом деле. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Давайте послушаем игру на гуслях.

Кто может рассказать былину об Илье Муромце, в которой говорится о том, что Илья 33 года не мог вставать?

Его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они так просили больного принести им воды, что Илья не выдержал и попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг, защитив город Чернигов от кочевников.

- Каждый может стать богатырем. Что для этого необходимо . (Ученики отвечают смелость, сила, смышленность и находчивость.)

Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Я вам сейчас предлагаю померится силами в знании военных пословиц. Я буду называть начало пословицы, а вы должны её продолжить.

Не родом богатырь славен, …………. а подвигом.

Лучше того дела нет, …………. чем родную землю от врагов защищать.

Смелому горох хлебать, ……… а несмелому и щей не видать.

1.Наша армия не одна, а с нею вся (страна).

2.Бой не каравай - рта (не разевай).

3.В бою нужна смекалка, отвага и (закалка).

4.Большая заслуга – выручить в бою (друга).

5.Сам погибай, а товарища (выручай).

6.Чем крепче дружба - тем легче (служба).

7.Паникёр и трус – как на плоту лишний (груз).

8.В разведку ходи – да лучше (гляди).

- В жизни каждого есть место подвигу. В наше время на земле русской есть ли Богатыри?

(Ребята отвечают) ДА. Охарактеризуйте людей, которые в наше время являются богатырями – это люди разных профессий, которые охраняют нашу землю, делают её богаче, а также отдают свои жизни для спасения других, защищают её от врага? Кого вы можете назвать богатырями нашей земли? (танкисты моряки, подводники, пехотинцы, пограничники, дисантники, лётчики, ракетчики)(пятилетняя девочка из Воронежской обл, которая при пожаре спасла своих братьев и сестер была награждена медалью «За отвагу при пожаре»

Лётчика Олега Пешкова, который погиб в Сирии во время выполнения боевого задания. Погибшему пилоту Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя РФ.

Александра Позынич, который был убит во время спасательной операции. Он был награжден орденом мужества.

Этой же награды удостоен выживший штурман бомбардировщик Константин Мурахтин. )

И сегодня на классном часе, мы вспомним, каких героев - защитников земли русской вы знаете, а о ком - то расскажем вам что - то новое. Ребята нашего класса приготовили доклады о некоторых героях -защитниках. Вы должны внимательно слушать докладчиков, так как впереди у на будет работа по группам и эта информация может вам пригодится

II. Рассказ об Александре Невском. _______
- "Не в силе Бог, а в правде". Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского. "Солнце земли Русской…" - так называл князя его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней. Вы, конечно, слышали, что в конце прошлого года в телевизионном проекте "Имя России" всенародным голосованием таковым именем назван князь Александр Невский.
Послушайте рассказ о нём.

Рассказ об Александре Суворове. ______
- Благодарные потомки вот уже несколько столетий вспоминают имя
Александра Васильевича Суворова . Блестящий полководец, бесстрашно воевал с турками и французами. Его воспитанниками были не менее известные полководцы - защитники нашего Отечества: Кутузов, Багратион, Раевский.
Послушайте небольшой рассказ об
Александре Васильевиче Суворове .

* Выступление учащегося 6 класса.

VI. Рассказ о М. И. Кутузове. ________________________________________
- Хочу проверить, вы внимательно слушаете. О каком не менее известном и великом полководце - ученике А. В. Суворова, я уже упоминала? (О Кутузове)
Это российский полководец и дипломат. С военных лет он отличался военными и дипломатическими достоинствами.

Послушайте рассказ об Михаиле Илларионовиче Кутузове.

VII. Рассказ о К. Г. Жукове. ______________
- А сейчас вопрос на засыпку. За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991 года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. Какому единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза?

(Маршалу Георгию Константиновичу Жукову.

И за какие заслуги?

Первое звание он получил за окружение и разгром крупной группировки японских войск в районе реки Халхин - Гол в 1939 г.; второе - за успешно проведённую летом 1944 г. стратегическую операцию "Багратион", в ходе которой от фашистской оккупации была освобождена Белоруссия; третье - за Берлинскую наступательную операцию в апреле - мае 1945 г., по завершении которой была разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск и взят Берлин. В 1956 г. за большую организационную работу в Вооружённых Силах СССР на посту министра обороны страны Г. К. Жуков был награждён четвёртой Золотой Звездой Героя Советского Сою-за.)

Послушайте рассказ о детстве Георгия Константиновича.

* Выступление учащегося 6 класса.

Спасибо нашим докладчикам. Они поделились с нами очень интересной и полезной информацией. А сейчас я вас попрошу разделиться на 2 группы. Каждая группа получит свою карточку с вопросами. Вы должны совместно выполнить это задание, после чего мы вместе со всеми выслушаем ваши ответы.

Заключение:

Давайте, подведём итоги нашего классного часа. Имена каких великих людей – защитников нашей земли русской, сегодня мы вспомнили?
(Ответы детей: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков; полководцы Багратион, Раевский; русские богатыри; защитники Москвы)


- Обо всех ли героях-богатырях мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их тысячи. И каждый из вас может стать героем, богатырем. Как говорится, Богатырями не рождаются, Богатырями становятся. И происходит у всех по-разному )
Что необходимо сделать, что бы стать героем, богатырем.
(оберегать и защищать простых людей, защищать собственную землю)

Ученики делают вывод, что богатырь, герой никогда не предаст Родину.

Что вы узнали нового СЕГОДНЯ?об истории нашей родины и о её первых защитниках, о героях нашего отечества, о былине об Илье Муромце

Что вам больше запомнилось?

(Героические подвиги богатырей, и подвиги героев отечества)

Готовы ли вы стать на защиту нашей страны, если это будет необходимо? (поднимите руки)

Мы Отчизне верно служим

- Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Спасибо за работу. Занятие окончено.

Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.