Шмелев писатель война биография. Иван шмелев. Великая сила духовного исцеления

Иван Сергеевич Шмелев – знаменитый русский писатель. Родился он в Кадашевской слободе Замоскворечья 21 сентября (3 октября) 1873 году, в традиционно экзальтировано верующей в православное христианство, купеческой семье.

Дедушка писателя был крестьянином из Московской губернии, прибывший в Москву после сожжения города Наполеоном. Шмелев очень любил своего отца, потеряв его в 7 лет, он вспоминал о нем в своих произведениях. Отношение к матери было обратным, она была нервной и властной женщиной, которая порола мальчишку за малейшее неповиновение или несоблюдение порядка.

Отец Шмелева Сергей Иванович, был подрядчиком, содержал немалую плотничью артель, имел в собственности банные заведения, купальни и портомойни. Работники проживали вместе с хозяевами. Вместе соблюдали пост, вместе ходили в церковь на молебны, вместе тщательно соблюдали и берегли как старинные заветы, православные обычаи. Светлое детство, пронизанное добротой, верой в людей, спокойствием и богослужением, оставило яркий отпечаток в произведениях писателя.

Свою писательскую деятельность Шмелев начал еще обучаясь в гимназии, преподаватель Федор Цветаев (дядя известной поэтессы Марины Цветаевой) за его шуточные сочинения всегда ставил»5» с тремя плюсами. Эти шуточные рассказы были с фантазией и их читали даже старшеклассники. А ребята в его классе, называли его за болтливость и воображение «римским оратором».

Начальная его публикация случилась во время обучения в Московском Университете на юридическом факультете. «…ряд событий- университет, женитьба, как-то заслонили мое начинание. И я не придал особое значение, тому, что писал.» Вся российская молодежь начала ХХ века, была увлечена вошедшими тогда в моду позитивистскими учениями.

Будучи студентом, Шмелев подался этому веянию, уже не придавая большого значения впитанной с отрочества религиозности. Чувствуя, что жажда знаний уводит его от самого главного в жизни – веры, Шмелев решает в свадебное путешествие отправиться на Ваалам. Перед самым отъездом, молодого писателя благословляет в дорогу преподобный старец Троице- Сергиевой Лавры, Варнава Гефсиманский со словами: «Превознесешься своим талантом.»

Супруга писателя

Женился рано в 18 лет на Ольге Александровне Охтерлони . Она по мужской линии была из старинного шотландского рода Стюартов. Деды ее служили генералами. Будущая супруга обучалась в Петербуржском Патриотическом институте, где обучались все девушки из военных семей. Родители Ольги арендовали квартиру в Шмелевском доме, где молодые и познакомились во время каникул. Прожили они в браке 41 год. Жена умерла в эмиграции, недолго прожив после смерти сына.

После посещения святого острова Ваалам, было написано первое произведение.

Писатель и революция

В 1915 году чета Шмелевых провожает единственного сына Сергея на фронт. Писатель как никто понимает, что сын обязан послужить отечеству, однако гнетущее чувство не покидает его.

Революцию 1917 года Шмелев принял, подобно всей народной интеллигенции, однако после кровавого октября, его взгляды на коммунистов резко изменились. Он резко критически осуждал, первые действия властей, называя их «серьезными прегрешениями против нравственности».

Сразу после революции 17-го, писатель и его жена переезжают из Москвы в Алушту. Сын писателя вернулся с Добровольной армии Деникина, больным туберкулезом, для излечения в Феодосию. Судьба разлучила отца и сына, Сергея арестовали чекисты в 1920.Больной и немощный сын писателя провел около 3 месяцев в переполненных подвалах в условиях полной антисанитарии, и в январе 1921 года его расстреляли без всякого суда и следствия, тогда как официально, Сергей был амнистирован. Впоследствии Иван Сергеевич не простил Советам смерти сына, и не принимал гонорары, за свои книги, издаваемые в Советской России.

После утраты сына Иван Сергеевич с близкими переживает еще одно потрясение- голод в 1920-1921 годов. Это бедствие унесло порядка 5,5 миллионов человек.

Эмиграция

Пребывая в глубочайшем стрессе, видя все ужасы революции в Крыму, писатель возвращается в Москву. Но еще в Алуште у него возникают мысли о миграции. В Москве эта идея стала проявляться все сильнее под влиянием обещаний А.И. Бунина о поддержке и первоначальной помощи в эмиграции. В 1922 году Иван Сергеевич покидает Советскую Россию и Уезжает сначала в Берлин, а впоследствии в Париж.

В Париже зародилась его дружба с эмигрировавшим русским философом И.А.Ильиным . Здесь же он стал печататься в русскоязычных эмигрантских изданиях. Вышедшая в 1924 году книга писателя «Солнце мертвых», впервые в истории русской литературы обрела широкую популярность среди европейского читателя. Большая часть произведений писателя написана именно в эмиграции.

Великая сила духовного исцеления

В 1934 году Шмелев тяжело заболел острой формой желудочного заболевания, требовалась срочная операция, однако писатель не решался на нее. Однажды Ивану Сергеевичу приснилось, что он держит в руках рентгеновский снимок, на котором написано «Св.Серафим». На следующий день врач сказал, что потребность в операции отпала.

Тоска по Родине

Находясь в эмиграции, как и все пожалуй изгнанники того времени,Иван Сергеевич, страстно мечтал вернуться в Россию. Он даже приезжал в Прибалтику чтобы через границу сорвать несколько русских цветов. В Псковско-Печерском монастыре (в то время считавшийся частью Эстонии) ощутить силу русской веры, и близость к своим корням, истокам. Вся его тоска по родине и вере отразилась в его романе «Лето Господне».

Монастырский приступ

В 1950 году Иван Сергеевич умирает от сердечного приступа. Смерть стала символичной- именно 24 июня в день именин иеромонаха Варнавы, писатель приезжает в русский монастырь Покрова Божьей Матери в местечке Бюсси- ан- Отт. И в этот день, в лоне монастыря он безмятежно отдает богу свою душу.

Возвращение

Только лишь в 2000 году, прах писателя и его супруги Ольги Александровны, с целью исполнения последней воли был перевезен в Россию. Захоронены останки четы в Донском монастыре близ своих родственников.

21 сентября (3 октября) 1873 года в зажиточном семействе замоскворецких купцов родился наследник, которого окрестили Иваном. Отец мальчика владел банями и плотничьей артелью, и его семья ни в чем не испытывала нужды. Дети воспитывались в разумной строгости, послушании, почитании религиозных традиций.

В юном возрасте образованием Вани занималась его мать, которая читала ему произведения русских классиков: Гоголя , Толстого , Тургенева . Но наиболее сильное впечатление на мальчика произвело творчество А. С. Пушкина , которое в дальнейшем сформировало его литературный стиль.

В 10 лет юный Шмелев поступил в гимназию, однако жесткая дисциплина отбивала у него малейшее желание учиться. Впрочем, он очень любил читать, и все свободное время проводил за книгами. Уже в юном возрасте он стал развивать в себе писательские способности.

Творческий путь

1895 году Шмелев, будучи студентом юридического факультета Московского университета, написал свой первый рассказ «У мельницы».

В нем повествовалось о преодолении трудностей и формировании личности человека.

В 1897 году была опубликован сборник очерков «На скалах Валаама», написанных под сильным впечатлением от пребывания на знаменитом острове. Однако излишне жесткая цензура и отсутствие читательского интереса надолго заставили замолчать незадачливого автора.

Новый виток творческой деятельности у Ивана Сергеевича произошел в 1905 году, под влиянием революционных событий в стране. Наиболее значимым произведением того периода стала повесть «Гражданин Уклейкин».

Широкую известность Шмелев приобрел после публикации в 1911 году повести «Человек из ресторана». Первый серьезный успех писателя посодействовал его активному сотрудничеству с Книгоиздательством писателей.

Эмиграция

Иван Сергеевич категорически не принял ни Октябрьскую революцию 1917 года, ни Гражданскую войну. Особенно сильным ударом в краткой биографии Шмелева стал расстрел его единственного сына, 25-летнего офицера царской армии. Его смерть повергла писателя в глубочайшую депрессию, которая впоследствии была выплеснута на страницы эпопеи «Солнце мертвых».

Шмелев не смог более находиться в стране, погубившей его ребенка, и в 1922 году эмигрировал в Берлин, а после - в Париж. Заграницей Иван Сергеевич погрузился в воспоминания о дореволюционной России, которые нашли свое отражение в лучших произведениях автора: «Родное», «Лето Господне», «Богомолье».

Они отличались высокой поэтичностью, одухотворенностью, невероятно живым народным языком.

Последним произведением Шмелева стал трехтомный роман «Пути небесные», которые он так и не успел дописать.

Иван Сергеевич дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе – в 1931 и 1932 годах.

Личная жизнь

Женился Иван Сергеевич еще в студенческие годы, и всю жизнь любил только свою супругу. Семейная идиллия укрепилась с рождением долгожданного сына Сергея.

Однако расстрел сына и ранний уход из жизни супруги сильно подкосили как физические, так и душевные силы писателя.

Смерть

Скончался русский писатель от сердечного приступа 24 июня 1950 года. Спустя полвека прах четы Шмелевых был перевезен на родину и перезахоронен рядом с могилами родственников.

(1873-1950) русский писатель

Будущий писатель родился в патриархальной купеческой семье, воспитывался в атмосфере почитания старины, сугубой религиозности. Одновременно Иван Сергеевич Шмелев испытывал влияние «улицы» - рабочего люда разных губерний, стекавшегося во двор отца - подрядчика в Замоскворечье - и приносившего с собой стихийную мятежность, богатый язык, фольклор. Это определило социальную остроту лучших произведений Шмелева, с одной стороны; с другой - внимание к «сказу», близость к литературным традициям, идущим от Николая Семеновича Лескова и Федора Михайловича Достоевского . Все это способствовало тому, что Шмелев стал большим мастером русского литературного языка, видным представителем критического реализма.

После окончания юридического факультета университета (1898) и года военной службы он 8 лет был чиновником в глухих уголках Московской и Владимирской губерний.

В эти годы Иван Шмелев впервые живет в близости к природе. Он живо чувствует и понимает ее. Впечатления этих лет подсказывают ему страницы, посвященные природе, начиная с рассказа «Под небом» (1910) и кончая позднейшими произведениями.

Первый печатный опыт Ивана Шмелева - зарисовка из народной жизни «У мельницы» (1895). Серьезнее были вышедшие в Москве в 1897 году очерки «На скалах Валаама».

Получили широкую известность произведения Ивана Сергеевича Шмелева, написанные под воздействием революции 1905-1907 годов (повести «Распад», 1907, «Гражданин Уклейкин», 1908; рассказы «Вахмистр», 1906, «Иван Кузьмич», 1907). Максим Горький поддержал Шмелева в завершении работы над значительным произведением - повестью «Человек из ресторана» (1911).

Главным, новаторским в повести «Человек из ресторана» было то, что автор сумел полностью перевоплотиться в своего героя, увидеть мир глазами официанта.

Гигантская кунсткамера разворачивается под музыку перед старым официантом. И среди посетителей он видит одно лакейство. Действующие лица повести образуют единую социальную пирамиду, основание которой занимает Скороходов с ресторанной прислугой. Ближе к вершине лакейство совершается уже «не за полтинник, а из высших соображений»: так, важный господин в орденах кидается под стол, чтобы раньше официанта поднять оброненный министром платок. И чем ближе к вершине этой пирамиды, тем низменнее причины лакейства.

Суд лакея оказывается жестоким. При всем этом Иван Шмелев не теряет чувства художественного такта: ведь Скороходов - обыкновенный официант, предел мечтаний которого - собственный домик с душистым горошком, подсолнухами и породистыми курами, он отнюдь не сознательный обличитель. Его недоверие к господам, недоверие простолюдина - слепо. Оно перерастает в неприязнь к образованным людям вообще.

В «Человеке из ресторана» чувство недоверия к «образованным» тем не менее не переходит в предрассудок. Темный, религиозный человек, Скороходов особо выделяет революционеров, противостоящих своекорыстному миру.

Повесть имела шумный успех.

В течение 1912-1914 годов публикуются рассказы и повести Ивана Шмелева «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», «Виноград», упрочившие его положение в литературе как крупного писателя-реалиста.

Первое, на что обращаешь внимание, - это тематическое многообразие его произведений. Тут и разложение дворянской усадьбы («Пугливая тишина», «Стена»); и тихое житье-бытье прислуги («Виноград»); и эпизоды из жизни аристократической интеллигенции («Волчий перекат»); и последние дни богатого подрядчика, приехавшего помирать в родную деревню («Росстани»).

В повести «Росстани» (что означает последнее свидание с отбывающим, прощание с ним и проводы его) купец Данила, вернувшись помирать в родную деревню Ключевую, по сути, возвращается к себе истинному, неосуществившемуся, открывает в самом себе того человека, какого он давно забыл. Только теперь, когда осталась малая горсть жизни, собранная по сусекам - на последний блин, получает Данила Степанович возможность творить добро, помогать бедным и сирым.

Пристальное внимание к национальной специфике, «корню» русской жизни, все более характерное для шмелевских произведений, не вывело писателя на грань шовинистического патриотизма, который охватил большую часть литераторов в годы Первой мировой войны. Настроение Шмелева этих лет прекрасно характеризуют сборники его прозы - «Карусель» (1916), «Суровые дни» и «Лик скрытый» (1916).

Октябрь Иван Сергеевич Шмелев не принял. Отход писателя от общественной деятельности, его растерянность, неприятие происходящего - все это сказалось на его творчестве 1918- 1922 годов.

В 1918 году Иван Шмелев пишет повесть «Неупиваемая чаша». Он заклеймил в ней «барство дикое, без чувства, без закона», однако само обращение к прошлому выглядело анахронизмом в ту пору, когда шла Гражданская война.

Отъезд писателя в 1922 году не был следствием только идеологических разногласий с новой властью. Единственного сына Сергея писатель любил больше жизни. В 1920 году офицер Добровольческой армии Сергей Шмелев, не пожелавший уехать с врангелевцами на чужбину, был взят из лазарета и без суда расстрелян. Писатель уезжает сначала в Берлин, а потом в Париж.

Поддавшись горю утраты, он переносит чувства осиротевшего отца на свои общественные взгляды и создает тенденциозные рассказы и памфлеты-повести - «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925). Все же против русского человека Шмелев не озлобился, хотя и многое в новой жизни проклял. Непримиримость свою он сохранил и в годы Второй мировой войны, унизившись до участия в пронацистских газетах.

Из чужой и «роскошной» страны с необыкновенной остротой и отчетливостью видится Ивану Шмелеву старая Россия. Из потаенных закромов памяти пришли впечатления детства, составившие книги «Родное», «Богомолье» (1935), «Лето Господне» (1933).

До конца своих дней, чувствовал Иван Шмелев саднящую боль от воспоминаний о России, ее природе, людях. В последних книгах - крепчайший настой первородных русских слов, пейзажи-настроения, поражающие своей высокой лирикой, самый лик Родины - в ее кротости и поэзии.

При всем при том, что книги «Родное», «Богомолье», «Лето Господне» являются художественной вершиной шмелевского творчества, в целом произведения эмигрантской поры отмечены крайней, бросающейся в глаза неравноценностью. Это отмечалось и в эмигрантской критике. Рядом с поэтической повестью «История любовная» (1927) писатель создает лубочный роман «Солдаты» (1930) на материале Первой мировой войны; вслед за лирическими очерками автобиографического характера («Родное», «Старый Валаам») появляется двухтомный роман «Пути небесные» (1936-1948) - растянутое и местами аляповатое повествование о «русской душе». Целиком на сказе построен роман «Няня из Москвы», где события переданы устами старой русской женщины Дарьи Степановны Синицыной.

Последние годы жизни Иван Сергеевич Шмелев проводит в одиночестве, потеряв жену, испытывая тяжелые физические страдания. Он решает жить «настоящим христианином» и с этой целью 24 июня 1950 года отправляется в обитель Покрова Божьей Матери, в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ обрывает его жизнь.

И. С. Шмелев - русский писатель, отразивший в своем творчестве жизнь всех слоев общества, но особенно сочувственно - жизнь «маленького человека».

Детство

Будущий писатель Иван Шмелев родился 21.09. 1873 в роду замоскворецких купцов. Торговля, тем не менее, мало интересовала его отца, он содержал артель плотников и многочисленные бани, тем и был доволен. Семья была старообрядческая со своеобразным демократическим укладом. Старообрядцы, и хозяева, и работники, жили дружной общиной, соблюдали единые для всех правила, нравственные и духовные принципы. В атмосфере дружелюбия и всеобщего согласия рос мальчик, впитывая самое лучшее в человеческих отношениях. Эта жизнь спустя годы отразилась в произведениях писателя Шмелева.

Образование

Домашним образованием Ивана занималась в основном мать, она приучила его много читать, так что с самого детства он познакомился с творчеством Пушкина, Толстого, Гоголя, Тургенева и других выдающихся русских писателей, изучение которых продолжалось в течение всей последующей жизни. Позже Шмелев учился в гимназии, где по-прежнему углублял свои литературные познания, с увлечением читая книги Короленко, а, Мельникова-Печеского, Успенского, которые стали в определенном смысле его литературными кумирами. Но при этом, конечно, не прекратилось влияние Пушкина на формирование будущего писателя. Об этом свидетельствуют его позднейшие произведения: «Тайна Пушкина», «Заветная встреча», «Вечный идеал».

Начало творчества

Дебютировал Шмелев в журнале «Русское обозрение» в 1895 г. с рассказом «У мельницы», в котором затронута тема формирования личности, пути к творчеству через жизненные преодоления и постижение характеров и судеб обычных людей.

«Неудачная» книга

После женитьбы Шмелев с молодой женой отправился на остров Валаам, край древних скитов и монастырей. Результатом увлекательного путешествия явилась книга под названием «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки». Издание книги принесло много разочарований начинающему автору. Дело в том, что оберпрокурор Святейшего Победоносцев, через которого должна была проходить книга о святых местах, нашел в ней крамольные рассуждения.

В итоге Шмелев вынужден был переделывать и сокращать текст произведения, лишив его авторской «изюминки». Такое насилие просто выбило из колеи молодого писателя, и он решил, что литературное творчество - не его стезя. Он и в самом деле не писал почти десять лет. Но содержать семью он был обязан. Значит, надо искать другой источник дохода.

Профессия юриста

Шмелев поступил в Московский университет, чтобы овладеть профессией юриста. С этого момента многое изменилось, и главное - его окружение. Здесь возрастало поколение новой интеллигенции. Общение с умными, образованными людьми развивало и обогащало личность, творческий потенциал. По окончании университета (1898) он какое-то время работал в Москве на мелкой должности помощником поверенного, потом переехал во и там работал налоговым инспектором. Как человек творческий он и в этой рутинной работе находил свои плюсы: во время бесконечных разъездов по губернии, ночевок на людных постоялых дворах, а часто и вообще где придется, он черпал впечатления и жизненный опыт, накапливая идеи для своих будущих книг.

Возвращение к творчеству

В 1905 году Шмелев вновь возвратился к писательству. Он публиковался в журналах «Детское чтение», «Русская мысль2. Это были небольшие произведения, робкие пробы, проверка себя на писательском поприще. Наконец, сомнения исчезли. Шмелев окончательно утвердился в своем выборе и ушел со службы. Он снова приехал в столицу, решив начать новый этап своей литературной деятельности (1907).

Малая проза

Вот тут-то и пригодился былой опыт общения с людьми во время путешествий по городам и весям Владимирской губернии. Он еще тогда понимал, что в народе зреет какая-то новая сила, появляются протестные настроения, готовность к революционным переменам. Эти наблюдения и отразились в малой прозе Шмелева.

В 1906 г. вышла его повесть «Распад», в которой рассказывается история отношений отца и сына. Отец - владелец кирпичного завода, привыкший работать по старинке и не желающий никаких перемен. Сын, напротив, стремится к изменениям, полон новых идей. В результате возникает конфликт двух поколений в рамках семьи. Обстоятельства приводят к гибели обоих. И тем не менее, трагический финал не внушает чувства безнадежности и пессимизма.

Следующая повесть «Человек из ресторана» стала как бы визитной карточкой Шмелева как писателя (1910). В ней также была поднята тема отцов и детей, и события развиваются на фоне бурных революционных настроений в обществе. Но не общественные проблемы стали центром внимания писателя, а извечная проблема человеческих отношений, жизненного выбора.

Во время Шмелев с женой перебрался в Калужское имение. Здесь он сделал новое для себя открытие. Оказывается, война уродует человека не только физически, но и нравственно. Герой рассказа «Оборот жизни» - столяр, и во время войны заметно улучшились его дела за счет заказов на гробы и кресты.

Сначала приток барышей тешил мастера, но со временем к нему пришло понимание того, что деньги, заработанные на горе людей, не приносят счастья. Вскоре на фронт отправился сын Шмелева Сергей. Он служил в армии Врангеля, в Алуштинской комендатуре. Когда красные взяли Алушту, уже сбежал. Так Сергей Шмелев оказался в плену. Отец приложил все силы для спасения сына, но тщетно. Его расстреляли. Для родителей это стало тяжелейшим ударом.

Эмиграция

Пережив голод 1921 года, Шмелев решил эмигрировать. Сначала они с женой поселились в Берлине (1922), а потом по приглашению И. А. Бунина, переехали в Париж (1923), где прожили до конца жизни. Годы эмиграции - это новый этап не только жизненной истории Шмелева, но и его творческой биографии. Именно там был написан роман-эпопея «Солнце мертвых», который был переведен на французский, немецкий, английский и другие языки.

Эта книга стала открытием не только в русской, но и мировой литературе. В ней прослеживалась попытка честного взгляда на суть трагедии, постигшей наше общество. Следующий роман «Лето Господне» написан Шмелевым по впечатлениям последних лет, проведенных в России. В картинах православных праздников писатель раскрывает душу простого народа.

Роман «Няня из Москвы» рассказывает о судьбе обычной женщины, волею обстоятельств оказавшейся в Париже. Стиль книги - в мягких, сочувственных тонах с нотками легкой иронии. И в то же время читатель ощущает в авторском отношении к происходящему великую скорбь и боль. Шмелев работал над романом «Пути небесные» и почти закончил его, когда его любимая жена Ольга после болезни ушла из жизни (1933). Он не представлял своего существования без нее.

Смерть

Ему пришлось еще много пережить. Он собирался написать продолжение романа «Пути небесные», но внезапный сердечный приступ остановил жизнь Ивана Сергеевича Шмелева. Это произошло 24.06.1950.



Родился Иван Сергеевич Шмелев 21 сентября (3 октября) 1873 года в Москве, в семье подрядчика-старообрядца. Прадед торговал в Москве посудным и щепным товаром; дед продолжал его дело и брал подряды на постройку домов. «Отец, - писал И.С. Шмелев, - ...строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы... Последним его делом был подряд по постройке трибун для публики на открытии памятника Пушкину... я остался после него лет семи» (« Автобиография» // Рус. лит-ра. 1973. № 4. С. 142).

Своему отцу, Сергею Ивановичу, И.С. Шмелев посвятил проникновенные страницы в книгах «Богомолье» и «Лето Господне» . Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью («В доме я не видел книг, кроме Евангелия»,- вспоминал в автобиографии И.С. Шмелев). Неотъемлемой чертой этой патриархальности была любовь к родной земле и ее истории. Патриархальны, религиозны были и слуги, рассказывавшие маленькому Ване истории об иконах и подвижниках, сопровождавшие его в путешествии в Троице-Сергиеву лавру. Позднее писатель посвятит одному из них, старому «филенщику» Горкину, лирические воспоминания детских лет.

Совсем иной дух, чем в доме, царил на замоскворецком дворе Шмелевых, куда со всех концов России в поисках заработка стекались рабочие-строители. «Ранние годы,- вспоминал И.С. Шмелев,- дали мне много впечатлений. Получил я их "на дворе"... Это была первая прочитанная мною книга - книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь, во дворе, я увидел народ... Двор наш для меня явился первой школой жизни - самой важной и мудрой» (Там же. С. 142-143). Сознание мальчика, т.о., формировалось под разными влияниями: «наш двор» стал для И.С. Шмелева первой школой правдолюбия и гуманизма, что во многом предопределило характер его дальнейшего творчества и позицию автора - защитника обиженных и угнетенных («Гражданин Уклейкин» (1908), «Человек из ресторана» (1911); «Неупиваемая чаша» (1918); «Наполеон» (1928), и др.). В его семье ощущались - и чем дальше, тем больше - веяния культуры, образования, искусства. В этом была заслуга матери, Евлампии Гавриловны (купеческой дочери, урожденной Савиновой, закончившей один из моск. институтов благородных девиц).

Дошкольное обучение И.С. Шмелева проходило в частном пансионе, затем он учился в 6-й московской гимназии. Учебе мешали чтение приключенческих романов и увлечение театром. Побудительную роль в страсти к «сочинительству» сыграл А.П.Чехов (очерк «Как я встречался с Чеховым» , 1934). Случайные встречи маленького гимназиста через много лет стали казаться И.С. Шмелеву судьбоносными в выборе пути писателя - страдальца, заступника народного. В гимназических буднях светлым лучом выделялся преподаватель словесности Ф. Цветаев, оценивший способности пятиклассника и давший ему свободу писать о чем он хочет. Под влиянием Цветаева расширился кругозор И.С. Шмелева-гимназиста, обогатился его духовный мир. «Короленко и Успенский закрепили то, что было затронуто во мне Пушкиным и Крыловым, что я видел из жизни на нашем дворе. Некоторые рассказы из "Записок охотника" соответствовали тому настроению, которое во мне крепло,- отмечал он в автобиографии.- Это настроение я назову - чувством народности, русскости, родного. Окончательно это чувство во мне закрепил Толстой» (Рус. лит-ра. 1973. № 4. С. 144). Гимназист Иван Шмелев сочинял роман из эпохи Ивана Грозного, стихи на 30-летие освобождения крестьян, драму, в которой «он» и «она» умирали от чахотки, и т.д. Первый успех пришел, когда в дни подготовки к выпускным экзаменам Иван Шмелев почувствовал необыкновенный прилив творческого возбуждения и за один вечер написал большой рассказ «У мельницы» (напечатан в июле 1895 в журнале «Русское обозрение»).

Осенью 1894 Иван Шмелев поступает на юридический факультет Московского университета. В молодости его убеждения круто менялись от истовой религиозности к сугубому рационализму в духе шестидесятников, от рационализма - к учению Льва Толстого, к идеям опрощения и нравственного самоусовершенствования. В университете неожиданно для себя серьезно увлекается ботаническими открытиями К. Тимирязева. Затем новый прилив религиозности, связанный с женитьбой на Ольге Александровне Охтерлони, дочери генерала, героя обороны Севастополя в Крымскую войну 1853-1856 г.г. После их путешествия (август 1896) в Валаамский Преображенский монастырь на северо-западе Ладоги написаны очерки «На скалах Валаама» (1897). Изданная за счет автора, обезображенная цензурой книга раскупалась плохо. Перерыв в творчестве затянулся на целое десятилетие.

После окончания университета (1898) и года военной службы И.С. Шмелев 8 лет служит чиновником по особым поручениям Владимирской казенной палаты Министерства внутренних дел. Годы эти обогатили его знанием уездной России. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни,- отмечал И.С. Шмелев - Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство» (Там же. С. 145). В уездных городках, фабричных слободках, пригородах, деревнях встречает писатель прототипов героев многих своих повестей и рассказов 1900-х гг.: «По спешному делу» (1907), «Гражданин Уклейкин », «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Сюда доходили раскаты приближающейся революции. «Я был мертв для службы,- рассказывал И.С. Шмелев критику В. Львову-Рогачевскому.- Движение девятисотых годов как бы приоткрыло выход. ...Новое забрезжило передо мной, открывало выход гнетущей тоске. Я чуял, что начинаю жить» (Львов-Рогачевский В. Новейшая рус. лит-pa. М., 1927. С. 276). Основные произведения И.С. Шмелева, написанные до «Человека из ресторана », - «Вахмистр» (1906), «Распад» , «Иван Кузьмич» (1907), «Гражданин Уклейкин » - прошли под знаком 1-й русской революции. Одновременно или чуть позже он создает проникнутые оптимизмом рассказы для детей «К солнцу» (1907), «Полочка» (1909), «Светлая страница» (1910), а также рассказы о животных «Мэри» (1907), «Последний выстрел» (1908), «Мой Марс» (1910).

В 1907 оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе и переезжает в Москву. В 1909 становится активным участником литературного кружка «Среда» и встречает дружескую поддержку В. Короленко и М. Горького. «Вы яркой чертой прошли в моей деятельности...- писал М. Горькому И.С. Шмелев 5 декабря 1911, - и если суждено мне оставить стоящее что-либо... то на этом пути многим обязан я Вам!» (Архив А. М. Горького. ИМЛИ). В 1910 И.С. Шмелев входит в товарищество «Знание», а в 1912 становится членом-вкладчиком Книгоиздательства писателей в Москве, в котором выходит первое его Собрание сочинений в 8 томах (1912-1914), в нем публикуются рассказы и повести «Стена» , «Пугливая тишина» , «Росстани» , «Виноград» , упрочившие положение И.С. Шмелеву в литературере как крупного писателя-реалиста.


1-ю мировую войну И.С. Шмелев воспринял как тяжелое испытание для русского народа, откликнувшись на нее циклом рассказов под заглавием «Суровые дни» , к которому тематически примыкает рассказ «Забавное приключение» (1917). Февральскую революцию 1917 писатель встретил поначалу восторженно, в качестве корреспондента газеты «Русские ведомости», совершив поездку в Сибирь для встречи амнистированных политзаключенных. Но суровая реальность отрезвила писателя. «Глубокая социальная и политическая перестройка сразу вообще немыслима даже в культурнейших странах,- утверждал он в письме к сыну, офицеру-артиллеристу Добровольческой армии,- в нашей же и подавно, некультурный, темный вовсе народ наш не может воспринять идею переустройства даже приблизительно» (30 июля 1917; Отдел рукописей ГБРФ). И.С. Шмелев резко отрицательно отнесся к Октябрьскому перевороту. В 1918 он уезжает в Крым, где пишет «тихую книгу» о крепостном художнике («Неупиваемая чаша», 1918), осуждает войну как массовый психоз здоровых людей (повесть «Это было» , 1919, изд. в 1922), показывает бессмысленность гибели цельного и чистого прямодушного Ивана в плену, на чужой стороне («Чужой крови» , 1919-1922). Во всех произведениях этих лет уже ощутимы отголоски позднейшей проблематики И.С. Шмелева-эмигранта.

С приходом Красной Армии в Крым его сын Сергей, офицер армии А. Деникина, в ноябре 1920 был арестован и расстрелян. Расстрел как офицеру запаса царской армии угрожал и самому И.С. Шмелеву. 22 ноября 1922 он с женой выехал в Берлин. За рубежом писатель создает ряд произведений, пронизанных чувством трагической безысходности: «Солнце мёртвых» (1923), «Каменный век» (1924) и др. Его повесть - «эпопея» «Солнце мертвых » переведенная на многие иностранные языки, вызвала восторженные отзывы Т. Манна, А. Амфитеатрова, принесла И.С. Шмелеву европейскую известность. Совсем иной тональностью отличается его роман «История любовная» (1927, отд. изд. 1929). В круг друзей И.С. Шмелева входили А. Куприн, генерал А. Деникин, А. Карташев, философ и критик И. Ильин, К. Бальмонт.

Вершиной творчества И.С. Шмелева явились произведения 30-х гг.- «Лето Господне: Праздники - радости - скорби » (1933-48), «Богомолье » (1935), а также тематически близкий к ним сборник «Родное» (1931). В 1936 выходит его роман, построенный в перекличке с «Человеком из ресторана », на сказе, - «Няня из Москвы» (1936). До конца дней И.С. Шмелев работает над эпопеей о религиозных испытаниях русской души «Пути небесные» (Т. 1 - 1935-1936; Т. 2 - 1944-47, отд. изд. 1948; Т. 3 не окончен), над новвеллой «Солдаты» , «Иностранец» (не окончены).

Когда началась 2-я мировая война, остался в Париже. Первое время И.С. Шмелев питал иллюзии, что Германия освободит Россию от большевизма; выступал в русских газетах «Новое слово» (Берлин), в антикоммунистической газете «Парижский вестник» и хотя он не затрагивал в своих материалах политических тем, это сотрудничество дало основание обвинить его в коллаборационизме. «Фашистом я никогда не был и сочувствия фашизму не проявлял никогда»,- писал И.С. Шмелев (Русская мысль, 31 мая 1947 ). Перенеся тяжелую операцию, он решает поселиться близ православного монастыря в Бюсси-ан-От, в 140 км от Парижа, и 24 июня 1950 приезжает в монастырь. В тот же день сердечный приступ обрывает его жизнь. Похоронен писатель на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

В начале творческого пути И.С. Шмелев близок писателям-реалистам, группировавшимся вокруг издательства «Знание». В рассказах и повестях «Иван Кузьмич », «Гражданин Уклейкин » и, наконец, «Человек из ресторана » звучит резкое недовольство жизнью и поднимается тема «маленького человека». «Хотелось бы, - писал М. Горькому И.С. Шмелев, раскрывая замысел "Человека из ресторана ",- выявить слугу человеческого, который по специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни» (Письмо от 22 декабря 1910. Архив А. М. Горького. ИМЛИ). О глубоко гуманистическом характере «Человека из ресторана » сказал К. Чуковский: «Шмелев написал, совершенно по-старинному, прекрасную волнующую повесть, т.е. такую прекрасную, что ночь просидишь над нею, намучаешься и настрадаешься, и покажется тебе, что тебя кто-то за что-то простил, приласкал или ты кого-то простил» (Чуковский К. Рус. лит-pa в 1911 // Ежегодник газ. «Речь», 1912). В прозе 1912-1916 г.г. писатель обращается к новым жизненным пластам - он пишет о разложении дворянской усадьбы («Пугливая тишина », «Стена »), драматической разъединенности интеллигенции с «простым» человеком («Волчий перекат» ), тихом житье-бытье прислуги («Виноград »), последних днях богатого подрядчика, переоценивающего прошлое перед лицом смерти («Росстани »).

В дореволюционную пору И.С. Шмелев не создал своей особенной манеры, что отмечалось критикой «От растянутости к сжатости - такова общая формула эволюции стиля и формы у Шмелева»,- заметил в обобщающей статье о нем А. Дерман (Рус. записки. 1916. №6. С. 83). И.С. Шмелеву далеко до классической четкости и ясности бунинских описаний, до проникновенного, заражающего своим настроением лиризма Б. Зайцева, до полугротескной выпуклости чудовищных фигур Л. Толстого или Е. Замятина. Но порою И.С. Шмелев достигает почти равенства с каждым из этих писателей: лирика или пейзаж «Под небом » и «Волчьего переката » достойны Зайцева, неторопливая, спокойная четкость «Пугливой тишины », «Леса» равна бунинским, соперничал в свое время с «Уездным » Замятина сказ «Человека из ресторана» , могли быть написаны Чеховым «Лихорадка» и «Подёнка» , Горьким - «Распад », вошли в незабываемый «железный фонд» русской литературы «Человек из ресторана », «Гражданин Уклейкин », достойны этого - «Росстани », «Забавное приключение » (Горбачев Г. Реалистическая проза 1910-х и творчество Ивана Шмелева // Шмелев Ив. Забавное приключение. Рассказы. М., 1927. С. 12).

«Свое», лирическое, сказовое И.С. Шмелев обретает уже в «Неупиваемой чаше » и «Чужой крови », однако с наибольшей силой сокровенно шмелевское раскрывается в его эмигрантском творчестве и прежде всего в «Богомолье » и «Лете Господнем ». «Великий мастер слова и образа, И.С. Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и изобразительных… здесь все лучится от сдержанных, не проливаемых слез умиленной благодатной памяти. Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви. Эта сила изображения возрастает и утончается еще оттого, что все берется и дается из детской души, вседоверчиво разверстой, трепетно отзывчивой и радостно наслаждающейся» (Ильин И. А. Творчество И. С. Шмелева // Ильин И. А. О тьме и просветлении. Мюнхен, 1959. С. 176) Отстаивается и кристаллизуется язык прозы писателя. «Шмелев теперь - последний и единственный из русских писателей, у которого можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка»,- сказал Куприн (Куприн А. И. К 60-летию И. С. Шмелева // За рулем [Париж] 1933. 7 дек.). Как и дореволюционное творчество И.С. Шмелева, его произведения эмигрантской поры отмечены крайней неравноценностью. Рядом с поэтической «Историей любовной » создается на материале 1-й мировой войны романтическая «Солдаты» (1925, отд. главы публ. с 1924), вслед за лирическими очерками автобиография характера («Родное », «Старый Валаам» , 1935, отд. Изд. 1936) появляется растянутое повествование «Пути небесные » (1937-48) - о крахе научного скептицизма в столкновении с высшим разумом. Но все в этих книгах проникнуто мыслью о России и любовью к ней. Велико значение лучших книг И.С. Шмелева о старой, отошедшей России - купеческой, мещанской, фабричной. Однако наибольшее признание пришло к писателю благодаря интересу к народному сознанию на религиозные темы. «Так претендент на светского "учителя жизни",- писал А. Карташев,- превратился в учителя церковного. У людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежат томики "Лета Господня ", как прежде лежали "Жития " Святого Дмитрия Ростовского. Это уже не литература. Это "душа просит". Это утоление голода духовного» [Карташев А. Певец Святой Руси (памяти И. С. Шмелева) // Возрождение [Париж] 1950. №10. С. 157].


О.Н. Михайлов

Из биографического словаря "Русские писатели ХХ века"