Игры для обучения детей нотной грамоте. Рабочая программа на тему: Программа "Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста"

Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в любом дошкольном образовательном учреждении должно уделятся особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр. Работа по обучению игре на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется при непосредственной образовательной деятельности, на музыкальных развлечениях, досугах и во время индивидуальной работы с детьми.

Принцип обучения «от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах и во всех видах работы. На нем основан и порядок введения инструментов, и связь обучения игре на Д. М. И. с другими аспектами музыкальной подготовки.

Первоначальное обучение игре на музыкальных инструментах осуществляется при непосредственной образовательной деятельности, но этого не достаточно. Поэтому важно, чтобы все попевки и упражнения, которые разучивались, были закреплены в группе под руководством воспитателей, повторять и закреплять пройденный материал, давать возможность детям проявить творческую инициативу и самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Для того чтобы облегчить работу воспитателей, и заинтересовать детей предлагается:

активно использовать ритмические карточки;

записывать упражнения и попевки при помощи «цветной» нотной грамоты, что прежде всего является методическим пособием для воспитателей и дидактическим для детей.

Упражнения с карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. Ведь именно ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании.

В средней группе ритмические карточки – это, прежде всего, методический материал для воспитателей. При работе с карточками эффективен прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Важно, чтобы ритмические карточки были организованы, то есть соответствовали размеру: четыре четверти, три четверти или две четверти. В игровой форме можно моделировать ритмические фразы из попевок. Активная работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах не только при импровизации, но и при игре по партитуре, стоит только лишь вспомнить тот или иной ритмический рисунок, который был выучен раньше.

«Цветная» нотная грамота - это доступный и интересный способ знакомства малыша с миром звуков. На каждой пластине металлофона, в приделах октавы, имеется цветная метка, которая, позволяет быстро находить нужную ноту. Ноты второй октавы дублируются: цвет остается тот же, но появляется знак «птичка-кавычка», ребенку объясняю, что название нотки такое же, но звук более высокий. Начинать знакомство с «цветными» нотами можно в средней возрастной группе, используя метод последовательности и доступности. Объясняю, что каждая нотка окрасилась в свой цвет, предлагаю найти красную нотку на металлофоне, ребенок с удовольствием это делает, ударяя по пластине молоточком - отрабатываем технику удара.

Необходимо отметить, что в работе с детьми, применять методику игры по цветной нотной грамоте целесообразно при первоначальном освоении музыкальных инструментов и при разучивании упражнений или попевок.

Одним из главенствующих способов обучения детей игре на музыкальных инструментах является – игра по слуху. Ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и играет на инструменте - формируется навык слуховой ориентации в мелодии.

Необходимо, чтобы инструментальные попевки и упражнения, при разучивании, сопровождались пением, так как пропевание позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховое представление.

В старшей и подготовительной группе диапазон попевок расширяется и, на мой взгляд, «цветная» нотная грамота помогает эффективней работать с музыкальным материалом. Во время самостоятельной музыкальной деятельности и музицирования в группе воспитатель может помочь юному музыканту, если необходимо, вспомнить ритмический рисунок, направление мелодии, так как всегда под рукой музыкальные карточки. (Необходимо проводить с воспитателями мастер- классы и семинары практикуму по теме музицирования).

Важно, чтобы весь материал преподносить детям доступно, последовательно и в игровой форме.

Предлагаю методику использования «Цветной» нотной грамоты.

Использование «Цветной» нотной грамоты при игре на металлофоне: детям сложно первоначально добиваться правильного удара по пластине металлофона (молоточек не отскакивает, звук гаснет, чтобы упражнения по отработке правильного удара не были скучными, предлагается использовать цветные флажки, соответствующие пластинам на инструменте с цветными метками:

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру на внимание. Участвует несколько детей 3-5 человек, по количеству металлофонов. Руководитель показывает флажок определенного цвета – исполнители последовательно ударяют по пластине инструмента. Далее задание усложняется: задается определенный ритмический рисунок, также по показу флажка уже другого цвета звучит музыкальная фраза на всех инструментах по очереди.

Более сложный вариант: используется несколько звуков (несколько цветов). По показу цветных флажков в определенной последовательности музыканты исполняют музыкальную фразу по очереди, затем - исполняется одновременно.

Так в игровой форме можно отрабатывать удары и добиваться красивого звучания при игре на металлофоне.

Использование «Цветных» нот при импровизации (6-7 лет) :

Музыкальный руководитель показывает несколько флажков разного цвета, и предлагает детям придумать и исполнить короткую музыкальную фразу, используя предложенные ноты. Дается несколько минут для самостоятельной работы, а затем юные музыканты исполняют свою импровизацию поочередно. Дошкольникам предлагается вспомнить один из ритмических рисунков, так как к этому возрасту у них уже накоплен определенный запас ритмических модулей, а затем использовать предложенные ноты. И желательно, чтобы получилась законченная музыкальная фраза – предлагается начинать и заканчивать мелодию на одном и том же звуке.

Применение «Цв. Н.» при игре на диатонических колокольчиках:

У каждого музыканта по одному колокольчику в руке. Все сидят или стоят в последовательности диатонического звукоряда. Желательно, чтобы мелодия или песня, которая предлагается для исполнения была знакома. Исполнители ритмически воспроизводят рисунок (на слоги та; ти, если это песня- поют слова. Музыкальный руководитель показывает флажки в определенной последовательности, а дети воспроизводят звук в момент показа флажка соответствующего цвету колокольчика. При первоначальном исполнения руководитель напевает ритмический рисунок вместе с юными музыкантами. При дальнейшем разучивании нет необходимости музыкальному руководителю показывать цветные флажки, каждый ребенок, как правило, запоминает момент своего вступления.

Музыкальный номер с применением диатонических колокольчиков можно показать на открытых мероприятиях и праздниках в сопровождении аккомпанемента исполненным музыкальным руководителем или параллельно звучащей фонограммой в темпе, который выдерживают юные музыканты. Этот вариант эффективно можно использовать на праздничных мероприятиях, где музыкантами будут родители - музыкальный номер без предварительной подготовки.

Хочу отметить, как показывает практика, что использование «Цветных» нот при обучении игре на музыкальных инструментах детям очень нравится, процесс обучения превращается в игру:

Т. Э. Тютюнникова:

ДЕТИ ИГРАЮТ,НО ОНИ НЕ ОСОЗНАЮТ, ЧТО ИХ УЧАТ

Умелое и грамотное использование «Цветной» нотной грамоты музыкальным руководителем и воспитателями является интересным и доступным методом в процессе музыкального воспитания дошкольников в области музицирования.

Данные об авторе

Калиберда Елена Ивановна

Место работы, должность:

МБОУ ДОД ДШИ г. Ессентуки, преподаватель

Ставропольский край

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дополнительное образование детей

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Ресурс для профильной школы:

Ресурс для профильной школы

Тип ресурса:

Программа

Краткое описание ресурса:

Программа предназначена для упрощённого освоения нотной грамоты в игровой форме. Программа ориентирована на детей 5-6 лет, выполнена в виде мультика-сказки, что отвечает запросам ребенка данного возраста. Главный персонаж - мультипликационная нотка путешествует по нотному стану с участником и по-дружески отреагирует на его ответы. Сюжет сказки основан на прохождении уровней от простого - к сложному. В программе заложено 12 уровней. Всевремяпрохожденияпрограммазвучитклассическаямузыка.

1. Введение.

Работая преподавателем по классу фортепиано в ДШИ, мне приходится сталкиваться с определенными сложностями в освоении детьми нотной грамоты. Родители часто задают вопрос: «Почему мой ребенок не бежит с радостью заниматься к инструменту?». Преподаватель в свою очередь задается другими вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?», а также: «Почему нынешнее поколение детей с большим трудом усваивает азы нотной грамоты?». Еще совсем недавно, анализируя жалобы родителей на то, что их ребенок часами проводит время за компьютерными играми, получая удовольствие от виртуального уничтожения животных, людей, других вымышленных персонажей, я выступала активной противницей информационных компьютерных технологий (далее ИКТ). Сегодня я диаметрально изменила свою позицию в этом вопросе. В 21 веке приобщение современного ребенка к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и электронных знаков. Использование компьютерных технологий значительно расширяет активность учащихся.

Личность учителя, безусловно, остается стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, а компьютер при этом выступает как средство, помогающее в решении поставленных задач.

Учитель перестает быть единственным источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности учащихся.

Сегодня учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с детьми на одном языке.

По моему мнению, активизация использования современных образовательных технологий для освоения содержания образования и развития детей, применение информационных технологий в системе занятий для развития познавательной и творческой деятельности учащихся являются одной из важнейших задач современного образования.

Размышляя о современном уроке музыки, я определила для себя некоторые ведущие идеи:

1.Учебным планом предусмотрено лишь два урока с преподавателем по специальности в неделю, а в домашних условиях ребенок предоставлен сам себе, что снижает его интерес и усложняет процесс обучения. Учитывая привязанность ребенка к компьютеру и его навыки владения информационными технологиями, я решила соединить реализацию своих педагогических задач с желанием ребенка играть на компьютере.

2.Одним из условий успешного обучения в домашних занятиях, несомненно, является использование аудио- и видеоматериалов.

3.Одной из важнейших составляющих является мотивация ученика. Использование информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста.

Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ в занятия музыкой дома.

Это помогает эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Следует заметить, что идея использования обучающих компьютерных программ сама по себе не нова. Однако, существующие программы имеют ряд недостатков применительно к обучению на инструменте «фортепиано». Есть программы, которые используют звуко-высотное соотношение звуков, что более применительно для уроков «сольфеджио» (например Fruit Lines), или программы, требующие дополнительных аппаратных средств в виде электронной клавиатуры (например NoteTrainer).

2. Описание программы.

Реализация вышеупомянутых задач обусловила создание данной компьютерной программы «Приключения нотки».

Суть программы заключается в более легком освоении нотной грамоты в игровой форме.

Программа ориентирована на детей 5-6 лет, выполнена в виде мультика-сказки, что отвечает запросам ребенка данного возраста.

Главный персонаж - мультипликационная нотка, которая путешествует по нотному стану. Сюжет сказки основан на прохождении уровней от простого к сложному. В программе заложено 12 уровней, из которых с 1-го по 6-ой уровень написаны для скрипичного ключа, с 7-го по 12ый - для басового ключа.

1. Начальное окно - «Меню» - Название программы с изображением нотки.

Кнопка «Старт» - для запуска программы.

Кнопка «Правила» для выхода в справочное окно, в котором описаны правила игры для ребенка.

2. Окно «Уровень 1» открывается автоматически при нажатии кнопки «Старт» из окна «Меню».

Первоначально все кружочки с номером уровня неактивны, кроме 1-го. Если уровень пройден, то он становится жёлтым. При выходе из программы прохождение уровней запоминается. На фоне картинки перед началом помещены ребусы, которые ребенок должен угадать. Все время прохождения уровня звучит музыка классического направления (список использованных музыкальных произведений смотреть на странице 15). Затем нажимается кнопка «Старт», и на нотном стане появляются нотки и поочерёдно движутся слева направо по своей позиции, согласно, уровня сложности. За один уровень появляется нота на соответствующей линейке и движется слева направо с разной скоростью (8сек, 6сек, 4сек). На каждом уровне движется разное количество нот, в зависимости от уровня сложности.

УРОВНИ

2. ФА, СОЛЬ

УРОВНИ

8. СОЛЬ, ФА.

9. МИ, РЕ, ДО (малой октавы).

11. СИ, СОЛЬ, МИ, ДО (малой октавы).

За время движения ноты нужно успеть щёлкнуть мышкой на нужную клавишу на нарисованной клавиатуре (при подведении курсора клавиша по контуру подсвечивается). Если нота угадана правильно - клавиша становится синей, а рожица улыбается на 2 секунды, если неправильно - клавиша становится красной, грустит на 2 с. Пока не нажал клавишу - рожица нейтральна. При прохождении уровня без ошибок появляется красочная оценка «5» и переход на новый уровень - подсвечивается соответствующий номер уровня внизу окошка.

При неудачном прохождении появляется фраза «Попробуй ещё раз», и уровень начинается заново.

Если программа уже запускалась и пройдено несколько уровней, то программа открывается на том уровне, на котором закончилось успешное прохождение. С этого уровня можно перейти на любой успешно пройденный уровень, щёлкнув по соответствующей звёздочке, например. При наведении курсора кнопка подсвечивается.

С любого уровня можно вернуться в «Меню», щёлкнув по картинке. Если программа успешно пройдена, все пройденные уровни в ней сохранены. К игре приступает новый ребёнок, в этом случае прохождение уровней может быть обнулено при помощи кнопки

3. Список использованной музыки в программе «Приключения нотки».

Заставка «Меню» - А. Вивальди - Концерт для двух мандолин и оркестра

1. В. А. Моцарт - 2 часть струнного квартета

2. А. Вивадьди - Концерт для виолончели с оркестром

3. В. А. Моцарт - опера «Волшебная флейта» Дуэт Папагено и Папагены.

4. Ф. Шопен - Этюд соль-бемоль мажор ор.10 №5

5. Л. Бетховен - Немецкий Танец Рондо.

6. A. Вивальди- Концерт для скрипки с оркестром ля минор

7. Н. Паганини - Кантабиле

8. Л. Бетховен - Концерт для ф-но с оркестром №3 с-moll-op37--III-Rondо.

9. В. А. Моцарт - опера «Дон Жуан» K. 527

10. И. С. Бах - Шутка.

11. В. А. Моцарт - «Маленькая ночная серенада».

12. В. А. Моцарт - Турецкий марш.

Заставка «Пятёрка» - Д. Россини - увертюра «Сорока-воровка» (фрагмент).

Заставка «Ура!!» - П. И. Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром,

Ор.35 ре-мажор (фрагмент).

4. Минимальные системные требования к ПК

ОС: Windows XP, Vista, 7 (32- или 64-разрядная) и DirectX 9.0c или поздняя версия.
Системная память: 1Гб
Видеокарта: совместимая с DirectX 9.0 версией, поддержка шейдерной модели 3.0

5. Резюме

Создавая данную игру, я преследовала определенные цели и задачи:

· Изучение нотной грамоты

· Развитиепознавательной активности

· Развитие эстетического вкуса

· Развитие памяти, мышления и внимания

· Формирование позитивного настроя, программа «Успешный ребенок».

Изучение нотной грамоты

Программа создана для домашних занятий. Объяснив ребенку на уроке расположение нот на нотном стане и их название, учитель задает в качестве домашнего задания тренинг, (например, на 1-ом уровне прохождение нот До, Ре, Ми). Следующий урок предполагает тренинг с прохождением следующего уровня. Переход с уровня на уровень происходит под строгим контролем преподавателя, в зависимости от усвоения данного материала.

Познавательная активность

Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, расшифровывать ребусы и головоломки, безусловно, любят все дети. Одной из самых популярных и занимательных головоломок является ребус. Увлекательные ребусы для детей - это отличная гимнастика для развития интеллекта.

Музыкальные ребусы, к тому же, помогают запомнить название нот (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си).

Разгадывание ребусов — прекрасное развивающее и, в то же время, веселое занятие, отличная гимнастика для развития внимания, гибкости мышления у ребенка.

Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с нотами и слогами.

В отличие от простой загадки, где основа - словесное описание, ребус развивает еще и образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память. Ребусы очень хорошо развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать.

Если ребенок научился узнавать буквы, то вполне можно начать с самых легких ребусов. В таких заданиях всего одна или две буквы и нотка на нотном стане.

Развитие эстетического вкуса.

В жизни детей должна быть музыка, так же как сказка, игра. С помощью музыки можно показать красоту окружающего мира, развить духовные силы и творческую активность маленького человека.

Умение воспринимать музыку органично связано с духовно-эстетической стороной личности. Замечено, что малыши перестают плакать, прислушиваясь к музыке.

Японская корпорация «Сони» на базе своего детского сада провела исследование, пытаясь выяснить, какая именно музыка нравится маленьким детям. Данное исследование дало довольно неожиданные результаты - детские песенки оказались на последнем месте. Популярные песни заняли второе место, больше всего понравилась малышам и заняла первое место 5 симфония Бетховена. Сложное музыкальное произведение оказалось самым привлекательным для малышей.

Также специалисты утверждают, что классическая музыка благотворно воздействует на нервную, сердечнососудистую и пищеварительную системы человека.

Мы по себе знаем, как порой просто необходимо послушать любимую музыку, благотворно влияющую на наше душевное состояние. Это же можно отнести и к детям.

Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.

Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных детей является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений.

Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у ребенка любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать ее содержание, развить фантазию и воображение.

Подбор музыки в данной программе осуществлялся мною с учетом возраста (5-6 лет). В программу включены шедевры мирового музыкального искусства, музыка В.А. Моцарта, И.С. Баха, А. Вивальди, Ф. Шопена,

Л. Бетховена, П.И. Чайковского. В музыкальном оформлении я использовала музыку, написанную для разных инструментов: скрипки, виолончели, фортепиано, мандолины, а также вокальную оперную и оркестровую музыку.

Развитие памяти, мышления и внимания

Играя в игру-сказку, ребенок развивается сразу в нескольких направлениях:

· Задача №1 - запомнить названия нот и их расположение на нотном стане.

· Задача №2 - знать расположение нот на клавиатуре.

· Задача №3 - найти соответствие между нотным станом и клавиатурой.

· Задача №4 - развить быстроту реакции в работе с «мышкой» компьютера, а в перспективе скорость работы с клавиатурой фортепиано и хорошую читку с листа.

Формирование позитивного настроя, программа «Успешный ребенок».

В программе использована система поощрения ребенка. Всем известно, как ребенок любит получать «пятерки». Отличная оценка влияет на позитивное настроение ребенка, похвалу и поощрение со стороны родителей и преподавателя, что влечет за собой его самоутверждение и желание добиться большего. В связи с этим, в программе не используются оценки ниже «пятерки». Если ребенок не справился с прохождением уровня, ему предлагается пройти уровень заново.

Кроме того, для создания позитивного настроя при прохождении программы, на каждом уровне ребёнку встречаются любимые персонажи сказок и мультфильмов: Белоснежка, Чип и Дейл, кот Леопольд, кот Матроскин, персонажи мультфильмов «Мадагаскар» и «Ледниковый период». Оказавшись в кругу друзей, ребёнок смело разгадывает поставленные перед ним загадки и преодолевает трудности. В качестве ведущего в программе использован ещё один герой - вымышленный персонаж Нотка. Его мультипликационное изображение и задорный вид быстро располагает к себе. Нотка проводит ребёнка через все испытания и по-дружески отреагирует на его ответы.

Программа успешно была апробирована учащимися моего класса.

Игра «Приключения нотки» с восторгом принята детьми и их родителями. Используя данную программу, я реализовала поставленные цели и задачи: дети легко и быстро запомнили название и расположение нот на нотном стане.

Музыкальный руководитель

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НОТНОЙ ГРАМОТЕ.

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Почему я решила обучать детей нотам? Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. , в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам.

Изучив литературу, я выбрала «Музыкальную азбуку» Н. Перуновой,- дополнила, обобщила для себя материал, и пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.

Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке, который дети назвали «ФА – СОЛЬ - КА». Разработала перспективный план (см. приложение 1 «Планирование») и поставила цель:

Подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей;

Добиваться активности детей в игровых заданиях;

Постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения;

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения:

· назови имя хлопками

· назови слово хлопками

· назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.

1.Спрячь слово в ритмический рисунок(картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания).

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Используя «музыкальные часы», я познакомила детей с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.

ИГРЫ С НОТАМИ:

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино»

Третий этап обучения - игра по нотам

Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки, обозначающие ноты;

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка(голова), ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

(см. приложение 3 «Дидактические игры»).

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек), в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.(см. приложение2 «Нотная азбука»).

Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.

Список используемой литературы:

1. Бим! Бам! бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2003

2. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва 2005

3. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» // Дошкольное воспитание.-1997, №8, с116-125

4. «Музыка в сказках, стихах и картинках».,Москва «Просвещение»1994

Ирина Ершова
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Почему я решила обучать детей нотам ? Используя цветовую или цифровую систему в обучении можно быстро научить ребенка играть на инструменте, но в этих случаях слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам .

Изучив литературу, я пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.

Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке, который дети назвали «ФА – СОЛЬ - КА» . Разработала перспективный план и поставила цель :

Подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей ;

Добиваться активности детей в игровых заданиях ;

Постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения ;

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте :

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения :

Назови имя хлопками

Назови слово хлопками

Назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.

Игры :

1. Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры : в руках у детей по 1 длительности . Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки , а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания) .

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Используя «музыкальные часы» , я познакомила детей с названием нот (где какая живет) . Интересные стихи про нотный стан , скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.

ИГРЫ С НОТАМИ :

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино »

Третий этап обучения - игра по нотам

Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты .

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки, обозначающие ноты :

ДО – домик (дождик) . РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек, в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.

Я считаю, что только осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха , памяти и творческих способностей.