Кроссворды ребусы мир вокруг нас. Методическое пособие: "Ребусы, кроссворды,шарады"

Ребусы, кроссворды, шарады.

Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.

Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.

Головоломки, ребусы, кроссворды, игры-загадки направлены на тренировку мышления, на развитие познавательных способностей детей и на формирование мыслительных операций. Они интересны для детей, требуют от них умственных усилий и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.


















Кроссворд:

    Разгодав этот кроссворд, ты узнаешь, как называются значки, которыми записываются музыкальные звуки.

    Музыкальный инструмент с двумя клавиатурами?

    Музыкальный инструмент в форме стола на трех ногах?

    Музыкальный инструмент с грифом и шетью струнами?

    Звучит веселая, праздничная…

    Разгадав второй кроссворд, ты узнаешь, что надо нарисовать в начале нотного стана, чтобы определить название нот.

1. Что мы слышим ухом?

2.Форма головки ноты?

3. музыкальное произведение как упражнение?

4. палочка с натянутым вдоль нее волосом для игры на скрипке?

Кроссворд «О ком поется в песенке»

Если все слова в кроссворде будут отгаданы правильно, то в столбце можно будет прочесть имя героини народной песенки, которая «нашла азбуку в канавке».

    Песня, которая убаюкивает.

    Песня, танец, марш - это музыкальные... кто?

    Когда поют или танцуют вместе несколько человек, это называется...

    Музыкальный «кит», под который удобно шагать.


Кроссворд «Герой музыкальной сказки»

Если правильно отгадать кроссворд, то в выделенном столбце можно прочесть имя героя музыкальной сказки композитора С. С. Прокофьева.

    Музыкальная страна, в которой все поют.

    Музыкальный «кит».

    Увертюра М. И. Глинки «Арагонская...».

    Большая песня главного героя.

Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»

Для того чтобы отгадать этот кроссворд, надо вспомнить оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Если все слова в кроссворде будут вписаны правильно, то в вертикальном столбце можно будет прочитать слово, которое обозначает в опере большую песню главного героя.

1. Главный герой сказочной оперы М. И. Глинки.

2. Злой волшебник из оперы «Руслан и Людмила».

3. Великий русский поэт, написавший сказочную поэму, по которой М. И. Глинка создал оперу «Руслан и Людмила».

4. Легендарный русский певец, персонаж оперы «Руслан и Людмила».

Кроссворд с подсказкой «Инструменты народного оркестра»

Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный».

    Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.

    Древнейший струнно-щипковый инструмент.

    Такой инструмент считается главным в струнной группе симфонического оркестра, но он есть и среди народных инструментов. Его так и называют - народная...

    На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший...

    Струнный инструмент, напоминающий балалайку.

    Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием.

    Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными ложечками.




Кроссворд «Жанры народных песен»

В каждой строчке этого кроссворда вписано название жанра народных песен. Только слоги в этих названиях перепутаны.

Переставь слоги так, чтобы в каждом ряду получилось правильное название жанра народных песен.

ДО ТРУ ВЫЕ (трудовые)

РЯДО ОБ ВЫЕ (обрядовые)

ЧЕС КИЕ ЛИРИ (лирические)

Е ВОДНЫ ХОРО (хороводные)

РИЧЕС КИЕ ИСТО (исторические)

Кроссворд «Вспомни ноты»

Кроссворд «Музыкальные инструменты»

Если вы впишете в горизонтальные ряды названия семи музыкальных инструментов, то правильные ответы помогут вам угадать название восьмого, которое можно будет прочесть в вертикальном ряду. Подсказка: в названии большинства этих инструментов имеется буква «а».

    Шумовой музыкальный инструмент, играть на котором можно, ударяя в него или потряхивая им.

2.Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть.

3.Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок-групп?

4.Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком.

5.Струнный инструмент с самым низким звуком, на котором играют, «пощипывая» струны.

6.Струнный инструмент, который называют «душой оркестра».

    Самый веселый музыкальный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать.

Кроссворд «Музыкальный спектакль»

Впиши в горизонтальные ряды правильные ответы, и в вертикальной строчке можно будет угадать, как называется музыкальный спектакль, в котором все исполнители не говорят, а поют.

    Если в опере поют все исполнители, которые присутствуют на сцене, то это называется...

    Если на сцене стоит певец, то чаще всего он поет...

    Как называется музыкальное вступление к опере или балету?

    Так в опере называется большая песня главного героя.

    Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»-2

Чтобы отгадать этот кроссворд, вам придется вспомнить героев опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», а также то, какие еще произведения написал этот композитор. Учтите, что в клеточку с цифрой также надо вписывать нужную букву.

По горизонтали:

    Имя дочери Ивана Сусанина

    Фамилия поэта, на сюжет сказочной поэмы которого Глинка написал свою оперу.

    Романс Глинки о весенней птичке.

По вертикали:

    Польский танец из оперы Глинки «Иван Сусанин».

    Главный герой оперы Глинки.

    Имя приемного сына Ивана Сусанина.

    Название симфонической фантазии Глинки, написанной на темы двух русских народных песен. Об этой фантазии Чайковский сказал: «Из нее вышла вся наша симфоническая музыка, как дуб из желудя».

Головоломка «Ступеньки»

Все слова этой головоломки начинаются на букву «Б». Каждое последующее слово длиннее предыдущего па одну букву, отчего написанные столбиком слова будут напоминать ступеньки.

    Великий немецкий композитор и органист, фамилия которого в переводе означает «ручей».

    Французский композитор, автор оперы «Кармен».

    Вид искусства, в котором все содержание передается через танец.

    Венгерский композитор, создавший музыкальный цикл для фортепиано под названием «Детям».

    Великий композитор, который в середине жизни потерял слух.

    Музыкальное произведение, название которого в переводе с итальянского означает «песня лодочника».

Головоломка «Лесенка»

Все слова-ответы этой головоломки начинаются с буквы «Ш». Их надо писать в столбик. Маленькая подсказка: слова-ответы 1 и 2 , а также 3 и 4 равны между собой.

    Польский композитор, проживший большую часть своей жизни во Франции.

    Немецкий композитор, который сначала собирался стать пианистом. Этот композитор создал сборник «Альбом для юношества», по которому учатся играть юные музыканты.

    Австрийский композитор, большинство пьес которого - песни и фортепианные миниатюры.

    Композитор, которого называют королем вальсов.

    Великий русский певец-бас.

    Композитор, в одной из симфоний которого есть эпиграф:
    «Посвящается моему родному городу Ленинграду и нашей
    грядущей победе над фашизмом».


Головоломка «Эскалатор»

Все слова этой головоломки начинаются с буквы «А». Ответы головоломки надо писать в столбик, тогда получатся ступеньки, напоминающие эскалатор. Маленькая подсказка: слова 1-3,4-5 и 6-7 равны.

    Струнный инструмент, ближайший родственник скрипки.

    Струнный музыкальный инструмент, на котором играют, перебирая пальцами его струны.

    В опере так называется большая песня главного героя.

    Большая ария.

    Имя принцессы, героини балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».

    Маленькая ария.

    Перерыв между действиями оперы или балета.

    Коллектив исполнителей-музыкантов.


Кроссворд «Вспомни «Евгения Онегина»

Если отгадать этот кроссворд, то по вертикали можно будет прочесть фамилию одной из героинь оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

    Русский композитор, руководитель музыкального кружка «Могучая кучка».

    Опера А. С. Даргомыжского по драме А. С. Пушкина.

    Герой оперы композитора А. П. Бородина.

    Имя героя оперы М. И. Глинки.

    Композитор, основоположник русской классической музыки.

    Музыкальный «кит».


Чайнворд «Музыкальная спираль» (опера).

Каждая последняя буква слова является первой буквой следующего слова.

    Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют.

    Перерыв между действиями оперы.

    Действующее лицо в опере Ж. Визе «Кармен».

    Опера Дж. Верди.

    Коллектив музыкантов в опере.

    Главное действующее лицо в опере М. И. Глинки.

    Имя героини в опере украинского композитора Н. Лысенко «...-полтавка».

    Опера С. В. Рахманинова.

    Опера П. И. Чайковского.

Чайнворд «Музыкальная тропинка» (пение).

Последняя буква слова является первой буквой следующего слова.

Помоги грибникам поскорее вернуться домой.

    Лирическая песня под окном возлюбленной.

    Песня действующего лица в опере.

    Поэт 19 века, на слова которого написана песня «Нелюдимо наше море» (1829).

    Слово, обозначающее «профессиональное пение».

    Известнейший русский оперный певец-тенор, Народный артист СССР.

    Современная эстрадная певица.

    Имя Народной артистки СССР Образцовой.

    Полный сбор в театре, когда все билеты на данный спектакль проданы.

    Торжественная песня - символ государства.

    Иное название мелодии.

    Инструментальный проигрыш перед началом пения.

    Имя певицы Шавриной.

    Замечательный певец, артист эстрады, народный артист России, участник «Аншлага».

    Имя ведущей «Аншлага» Дубовицкой.

    Исполнительский коллектив певцов, музыкантов и т. д.


Кроссворд «Волшебный замок» (темпы исполнения произведений)

Если верно впишешь в клеточки по горизонтали слова, обозначающие темп исполнения музыкального произведения, то по вертикали прочтешь имя известной певицы

    Не спеша.

    Очень медленно, широко, протяжно.

    Медленно.

    Медленно, спокойно.

Чайнворд « Большой барабан»

1. Несозвучие в музыке.

    Интервал.

    Одновременное звучание трех и более звуков.

    Интервал, который можно обозначить цифрой10.

    Ударение в музыке.

    Скорость движения.

    Знак молчания в музыке.

8. Быстрый музыкальный темп.

Кроссворд «Египетская пирамида»

1. Какой цифре соответствует интервал-терция?

2. как называется знак молчания?

3. Старинный испанский медленный танец в трехдольном размере?

4. Старинный музыкальный инструмент – маленький орган?


Кроссворд « Ксилофон»

(жанры произведений)

    Короткое музыкальное вступление, предшествующее основной части музыкального произведения(в сонате, симфонии, в опере)

    Музыкальное произведение типа концерта для инструмента соло, но с менее развитыми частями.

    Пьеса виртуозного характера с частой, «Капризной» сменой настроения, с многими неожиданными эффектами.

    Крупное оркестровое произведение, состоящее обычно из 3-4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.

    Крупное музыкальное произведение для пения обычно с оркестровым сопровождением, состоящее из сольных, ансамблевых и хоровых частей.

    Музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из 3-4 частей, объединенных общим художественным замыслом.

    Умеренный или быстрый танец в трехдольном размере.

    Музыкальная пьеса как вид упражнения.


Кроссворд «Шарманка»

По горизонтали:

    Знак, выставляемый в самом начале каждой строки нотоносца.

    Отдельный снимок на киноленте.

    Краткое содержание оперы, оперетты, балета.

13.Выдающийся норвежский композитор 19 века.

    Прибор из двух стекол, используемый при ненормальном зрении.

    В музыке называется «Акцент».

17.Молдавский танец.

    Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.

    Знак повторения в музыке.

По вертикали:

    1. Переложение оркестровой пьесы для фортепиано.

    Ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей, с бубенчиками по краям.

    Азербайджанский и армянский струнный щипковый инструмент.

    Струнный щипковый музыкальный инструмент народов Закавказья, Ирана, Турции.

    Переливчатый, дрожащий звук от быстрого чередования двух соседних тонов(звуков).

    Небольшое вокальное произведение лирического характера.

    Приспособление для издания свистка.

    Старинный французский танец оживленного характера.

    Тот, кто звонит в церковные колокола.

  1. Забота о ком –либо, оказание помощи кому –либо.

    По горизонтали:

    1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в котором пение чередуется с танцами и диалогами. (Оперетта.)

    5. Клавишный струнный музыкальный инструмент. (Фортепиано.)

    7. Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. (Скрипка.)

    8. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. (Музыка.)

    9. Вид музыкальных (художественных) произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками. (Жанр.)

    По вертикали:

    1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера.)

    2. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом или голосами. (Песня.)

    3. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. (Виолончель.)

    4. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Романс.)

    5. Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами. (Флейта.)

    6. Артист, играющий на музыкальном инструменте. (Музыкант.)

    ШАРАДА №1

    Начало мое - нота,

    Потом - краса оленья.

    А в целом - это место

    Оживленного движенья

    ШАРАДА №2

    Конец - на дне пруда.

    А целое в музее

    Найдешь ты без труда.

    ШАРАДА №3

    Первый слог мой - нота,

    И второй слог - тоже.

    Вместе оба слога

    На бобы похожи.

    ШАРАДА №4

    Площадь - первый слог мой.

    Нота - слог привычный.

    В целом получился

    Инструмент отличный.

    ШАРАДА №5

    Две ноты надо соединить.

    И если их найдешь,

    То можешь имя получить,

    Которым девочку зовешь.

    ШАРАДА №6

    Первая половина слова - ГРОМКО.

    Вторая половина - ТИХО.

    А в целом - музыкальный инструмент.

    ШАРАДА №7

    Первая часть слова - мажор или минор,

    Вторая - орган слуха у ребенка.

    А в целом - детская игра.

    ШАРАДА №8

    Первая часть слова - соединительный союз.

    Вторая - река в России.

    А в целом - певчая птица.

По дате ▼ ▲

По имени ▼ ▲

По популярности ▼ ▲

По уровню сложности ▼

Ищете интересные и развивающие задания малышу? Сайт «Клёпа» станет для вас хорошей находкой. Вместе с ребенком помогите Буквоёжику, который очень сильно любит читать, пройти лабиринт и отнести книги в библиотеку. Проходя по дороге, не забывайте собирать буквы, из них вам нужно будет сложить известную фразу Максима Горького. Увлекаетесь астрономией? Тогда в «Северной» головоломке найдите звезды и определите, куда они падают. Отгадывайте ребусы и изучайте новые слова по принципу игры скрэббл.

http://klepa.ru/gol

Детский интернет-журнал «Филиппок» будет интересен ребятам любого возраста. В разделе «Кроссворды» дети могут отвечать на вопросы определенной тематики, а также подстраховывать себя, подсматривая в правильные ответы. Если не хочется писать, тогда рисуйте. Подбирайте по цифрам цвета и в конечном результате увидите, что изображено на картинке. В рубрике «Головоломки» в помощи юных эрудитов нуждается Незнайка. Соберите ему кусочки слов в предложения, чтобы прочитать пословицы.

http://www.filipoc.ru/

Гостям сайта предстоит решить ребусы разной сложности. Здесь вас ждут загадки графические, исторические, математические, а также причудливые. Найти для себя подходящее задание сможет даже начинающий эрудит. В разделе «Смешные головоломки» вы сможете не только потренировать свое мышление, но и от души посмеяться, так как ответы будут нестандартные и неожиданные. Заглянув в «Сложные», придется уже «включать» мозги, ведь отыскать правильное решение без особых навыков будет весьма сложно.

http://mozgun.ru/

Любители поломать голову найдут на портале трудные, но интересные задания. Вас ждут головоломки на любой возраст и вкус. Практически все задачи с хитростями. Выполнить их не так уж и легко, как может показаться. В разделе «Логические трюки, парадоксы» вы должны отвечать на вопросы мудрецов. В «Последовательности» будьте готовы к вопросам психологов и дополнять незаконченные фразы, порой придется переставлять местами буквы и слоги, чтобы найти правильное решение.

http://logo-rai.ru/

Дети любят больше играть, чем учиться. Но если соединить первое со вторым, получится весьма увлекательное занятие. С помощью этих задач вы сможете узнать о способностях своего ребенка. В каждой строке шарад необходимо отгадать слово. Сделать это совсем не трудно, читайте ребенку короткие стихи, и он по рифме будет подбирать правильные ответы. А чтобы развивать мышление, запаситесь коробком спичек, выкладывайте фигуры животных, зданий, и пусть малыш решает ребусы.

http://pe6yc.ru/

Учитесь с малышом разгадывать загадки и головоломки? Посетите сайт, на котором для вас собрана масса развивающих заданий. Вместе с ребенком в игре «Цветы» узнайте названия растений, которые растут на полях, лугах и даже подоконниках. В разделе «Профессии» ваш малыш будет угадывать по костюмам и предметам слесаря, маляра, врача, пекаря и узнает о других интересных специальностях. Проявить смекалку дети смогут и в рубрике «Ребусы», где слова зашифрованы в картинках и символах.

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-reb...

Загадки и головоломки очень важны для развития ребенка. Они хорошо тренируют мышление и память. На портале малыш найдет много увлекательных занятий. Если вы решили обучить его природным явлениям, тогда вам сюда. Здесь уже приготовлены задания о солнце, ветрах, тучах, снеге и луне. Таким образом чадо с раннего возраста начнет понимать, что происходит за окном. Учитесь с ним вместе и разгадывайте зашифрованные картинки. Ребусы помогут ему запомнить правильное написание слов.

http://www.prozagadki.ru/

Кроссворды с любимыми героями мультфильмов ждут юных эрудитов на данном сайте. Здесь вместе со своим чадом вы сможете окунуться в удивительный мир загадок, ребусов и головоломок. В изданиях часто встречаются задания на развитие логического мышления, внимательности и памяти. На страницах изданий вы сможете бродить по просторам лабиринтов, отгадывать зашифрованные слова и отвечать на вопросы о животном и растительном мире. Выбирайте подходящую книгу и заказывайте ее в режиме онлайн.

http://точка24.рф/?view=books&category=245

На сайте выложен большой ассортимент книг с детскими головоломками, ребусами, загадками и кроссвордами. В них собраны задания, которые направлены на развитие ассоциативного мышления, логики и памяти. Все они проиллюстрированы яркими картинками и рассчитаны на любой возраст. Большинство заданий позволят малышам стать более сосредоточенными. Благодаря изданиям вы всегда сможете увлечь ребенка дома или же на отдыхе. Оформить заказ можно у менеджеров в режиме онлайн.

http://www.spbdk.ru/catalog/960462.html

С помощью выложенных на портале развлечений ваш ребенок сможет тренировать память, логическое мышление и внимательность. Ребятам предлагают головоломки с заданиями из области географии, истории и природоведения. Для самых маленьких пользователей Интернета портал приготовил простые ребусы с зашифрованными буквами на картинках. В разделе «Кроссворды» малышей ждут вопросы о сказочных героях, странах мира и традициях разных народов. Также для юных эрудитов сайт припас метаграммы.

http://vse-razgadaem.ru/

Детские кроссворды и головоломки можно купить на этом сайте. Здесь выложен большой ассортимент заданий для тренировки логики, внимания и памяти. Развивайте у детей ассоциативное мышления, соединяя картинки и отгадывая зашифрованные на них слова. Выбирая сборники с лабиринтами и тестами, вы легко узнаете о способностях вашего чада и, возможно, раскроете в нем новые таланты. Оформляйте заказ у операторов интернет-магазина и ждите посылку к себе на дом.

http://okikid.com.ua/catalog/crossword-games/

На сайте у вас есть возможность приобрести своему чаду сборники с головоломками, ребусами, кроссвордами и загадками. В них малыш может найти подходящее развлечение без помощи Интернета и компьютера. В каждой книге ребенку расскажут о правилах разгадывания и о необходимом инвентаре для игры. В изданиях имеются кроссворды по мотивам сказок и мультфильмов. Все книги в твердом переплете и устойчивы к повреждениям. Оформить заказ можно на портале или же у менеджеров магазина по телефону.

http://spok.ua/childrens-activities/c99271/1329=cr...

Вашему вниманию интернет-магазин, в котором вы найдете массу интересных и познавательных книг с детскими головоломками, ребусами и кроссвордами. В каждом предложенном сборнике развлечений описаны задания по возрасту малыша, которые проиллюстрированы картинками. На сайте имеются отдельные издания для мальчиков и девочек, где рассказывается о правилах игры. Заказать литературу можно сразу на портале, добавив понравившееся пособие в корзину, либо же позвонив по указанным номерам телефона.

http://www.ozon.ru/catalog/1137657/

Ищете для малыша интеллектуальные развлечения? На данном сайте вы найдете их без особого труда. Здесь выложены всевозможные загадки, ребусы и головоломки, которые хорошо тренируют память, внимательность и мышление. Все задания имеют свой уровень сложности, поэтому новичкам портал советует начинать с освоения азов. Обратите внимание на мини-игры - именно они отлично подойдут неусидчивым малышам. Если захотите повеселиться, сразу переходите к шуточным загадкам, где ответы будут с подвохом.

http://www.potehechas.ru/

Малышам сайт предлагает отправиться в увлекательный мир головоломок и загадок. В разделе «Ребусы» детишкам предложат задания разной сложности. Портал советует приступить к решению легких и постепенно переходить к усложненным вариантам, где нужно отгадывать не одно слово, а целые фразы из сказок и мультфильмов. В рубрике «Кроссворды» собрана целая коллекция вопросов на любую тематику. Здесь вы также можете познакомить кроху с правилами игры и научить его подбирать слова в пустые клеточки.

http://ivanovomama.ru/develop-one?id=10

На портале есть задачи на развитие внимания и логики. Здесь малышам предстоит не только отгадывать зашифрованные слова на картинках, но и выстраивать с ними целые предложения, а также искать скрытые образы в изображениях. Играйте в лабиринты и помогайте героям мультфильмов найти дорогу к их дому. В играх под названием «Соединялки» рисуйте по точкам животных и растения. Все предложенные задания можно выполнять в режиме онлайн, они не ограничены по времени и рассчитаны на любой возраст.

http://pinme.ru/u/mami/zagadki-rebusyi-krossvordyi...

Библиотечный урок-игра.

Тема: «Викторины, ребусы, головоломки, загадки, кроссворды»

Цель: развитие способностей самостоятельной деятельности, развитие творческого характера, активизация мозговой деятельности, формирование интереса к книге и чтению.

Оборудование: распечатанные кроссворды, ребусы, викторины,

альбом «ЗАГАДКИ», мультимедийнный экран, проектор.

Участники. Учащиеся 5- 6классов. 2команды

Ход урока.

Библиотекарь.

Сегодня, ребята, мы проведём с вами интересный урок-игру, будем

отгадывать загадки, ребусы, викторины.

По мнению учёных, загадки, ребусы, кроссворды развивают у людей

интеллект, улучшают память, расширяют словарный запас.

Французский философ и литератор Клод Андриан Гельвеций говорил: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть»

Поэтому каждый человек должен учиться, повышать свои знания

узнавать всё новое и новое, т.е. самосовершенствоваться.

Этим вы и занимаетесь в школе. Вы стремитесь стать Человеком

с большой буквы, знающим, умеющим, честным и добрым

Как вы думаете, о чём говорят эти имена и фамилии?

Александр Суворов, Пётр Первый, Александр Пушкин, Самуил Маршак,

Аметхан Султан. Это великие люди, которые прославились своими делами среди народа. Они добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества - имея волю и терпение. Поэтому, ребята, нужно добиваться своей цели, независимо какие бы трудности перед вами не возникали. Преодолевайте их!

Первое задание

Разминка. «Загадки про зверят для маленьких ребят»

1. Как надеть на эту шею Самый длинный в мире шарф?

Надо просто влезть на шкаф

И сказать: «Нагнись…..(жираф)»

В океане рыба есть-

Рыболова может съесть!

А в реке хвостом махнула-

Не пугайся, не….(акула)!

Попадать в его объятие-

Неприятное занятие:

Лёжа силы копит он,

В кольца сложенный ….(питон).

И в пустыне можно ныне

Прокатиться на машине.

А бензина не пришлют-

Выручай, дружок…(верблюд)!

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиком заслон:

Всех сейчас окатит….(слон).

Мы слезам его не верим,

Называем хищным зверем.

Рыбку мигом проглотил

И заплакал…..(крокодил).

2. Для чего всю жизнь тащить На спине тяжёлый шит?

«В мире нет, прочней рубахи»,

Отвечают…(черепахи).

Второе задание

Загадки . (Команды составляют по 5 загадок и задают их друг другу)

Третье задание

Викторина. «Умники и умницы» .

3.Писатель, подаривший миру «Снежную королеву» (Г.Х.Андерсен)

4.Его сказка «Мышонок Пик» читается на одном дыхании (В. Бианки)

5Этот писатель придумал историю о Чиполлино (Джонни Родари)

6.Главный герой поэтического произведения «Дядя Стёпа»

7.Последняя сказка этого писателя – «Золотой петушок» (А.С. Пушкин)

8.Его «Цветик – семицветик» учит добру (В. Катаев)

Четвёртое задание

Конкурс «Найди пару».

-Кто с кем дружит?

1 команда 2 команда

1. Тотошка . 1.Нильс. 1. Рикки –Тики-Тави. 1. Крокодил.

2. Шарик. 2.Алёша. 2. Каа. 2. Кот.

4.Пятачок. 4. Маугли. 4. Гена. 4. Удав.

5. Балу. 5. Винни-Пух… 5.Алиса. 5. Лиса.

Пятое задание

Работа с ребусами (8 слайдов прилагаются).

Подведение итогов. - Чем мы занимались на уроке?

Что полезного вы взяли из этого занятия?

Какой вывод мы можем сделать каждый для себя?

Что интересного вы исчерпали на этом занятии?

«В знанье - величие и краса,

Знанье дороже, чем клад жемчужин:

Время любой уничтожит клад,

Мудрый и знающий вечно нужен».

Ас-Самарканди.

« Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки.

Общие правила разгадывания ребусов . »

Тема: разгадывания ребусов .

Цель: Познакомить с правилами разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов.

Задачи:

    Обучающая: научить разгадывать ребусы и кроссворды.

    Развивающая: развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию и воображение.

    Воспитательная: воспитание усидчивости, терпения, умения преодолевать трудности.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, доска, печатные материалы.

Ход урока.

Здравствуйте, дети! Садитесь.

Организационный момент .

Проверка готовности к уроку.

Проверьте всё ли готово у вас к уроку. Уберите, пожалуйста, все лишнее, чтобы Вас ничего не отвлекало.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Ответы детей…).

Введение в тему:

- Тема нашего сегодняшнего урока : Загадки. Ребусы. Кроссворды и головоломки. Общие правила разгадывания ребусов .

А Вы любите отгадывать загадки и разгадывать кроссворды? (Ответы…)

Давайте разберемся, что такое загадка, ребус, головоломка и кроссворд.

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. В. И. Даль писал: «Загадка - краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, но и требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. Загадки придумывают люди и сейчас. Это очень интересное занятие – обязательно попробуйте! Любая загадка - это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда - потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке - образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Береза)

Замечательный дружище -

Деревянная ручища.

Он у плотников в почете:

Колет, рубит - весь в работе.

(Топор)

По тропинкам, по низинкам

Ходит лесом невидимка,

Повторяя вслед за мной

Все слова в тиши лесной.

(Эхо)

Где вода из года в год

Не бежит и не течет,

Не поет и не журчит,

А всегда столбом стоит.

(В колодце)

Он выходит жарким летом

В белый пуховик одетым.

Но подует ветер – вмиг

Облетает пуховик.

(Одуванчик)

Спинка есть, четыре ножки,

Не собака и не кошка.

(Стул)

Головоломка – непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Главный принцип головоломки – это сразу отправить человека по ложному пути, который на первый взгляд кажется 100% правильным. Головоломка – это «сломать» голову, а значит сломать «стереотип мышления». Человек пытается найти решение сложной на первый взгляд задачи.

Для решения головоломки нужно применить все свои навыки и умения. Нужно отбросить лишние данные, которые могут только запутать, и искать ту самую необходимую информацию, которая приведет к победе. Головоломки вызывают только приятные, положительные чувства и эмоции. Головоломки очень полезны для детей!

Игра в шарики.
-
Обведи кружками пары шариков, сумма которых составляет 10.
Пример:

Дикобраз.
Заполни пустые кружки этого числового «дикобраза».


В этих головоломках нет «правильных ответов», поэтому предложены просто некоторые варианты. Поощряется сообразительность, оригинальность и остроумие ребят.

У женщины не было с собой водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен. Потом, не обращая внимания на знак, запрещающий въезд, с «кирпичом», спокойно двинулась по улице с односторонним движением против движения автомашин. Все это происходило на глазах у сотрудника ГИБДД, который почему-то ее не остановил. Что же все-таки произошло?

Ответ: Женщина шла пешком.

Всем нам известно, что русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Татьяна, Мария, Ольга и т. д. Однако есть женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.

Ответ: Любовь.

Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

Ответ: Когда дверь открыта.

Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?

Ответ: Да, это всадник на лошади.

Какое колесо машины не крутится при правом развороте?

Ответ: Запасное.

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ : Слово «неверно».

На одной ноге курица весит 3 килограмма. Сколько килограмм весит курица на 2-х ногах?

Ответ : тоже 3.

Ре́бус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.

Ребус – это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Запомните эти правила.

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

3. Иногда название какого-либо предмета не используется целиком, тогда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В таких случаях употребляется условный знак – запятая . Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка – то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.

Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в» . Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:


В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо "восемь" можно прочесть "СЕМЬВО", а вместо "вода" - "ДАВО". Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.

5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из» . Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» .
Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:


Попробуйте сами придумать ребус.

Молодцы!

Кроссворд ( Crossword - пересечение слов) - « крестословица », «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты»; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

Давайте попробуем вместе составить небольшой кроссворд. Тема нашего кроссворда « Сад и огород».

(На доске рисуем кроссворд и придумываем вопросы и слова)

Наше занятие подошло к концу, все молодцы!

Дома потренируйтесь отгадывать кроссворды и ребусы.

Спасибо за внимание и активность!

Урок окончен.