Гамма для гитары табулатура. Обучение гитаре с нуля: Минорная гамма

Все гаммы для гитары с аппликатурой Андреса Сеговии

Зачем играть гаммы на гитаре

Величайший гитарист XX века Андрес Сеговия в отличие от многих гитаристов не написал школы игры на гитаре и издал только краткое пособие «Моя книга для начинающих». Гитарист, поднявший гитару до пика её популярности, видимо считал, что все труды по овладению исполнительским искусством на этом инструменте уже изданы и потому только дополнил их изданием мажорных и минорных гамм для гитары. Не удивительно, что Сеговия обратил особое внимание именно на гаммы. Для такого гитариста мирового уровня как Андрес Сеговия это та база, на которой основано всё его техническое совершенство исполнительства на гитаре. Сеговия отмечал, что гаммы это наилучший путь к достижению технической свободы и разнообразию звучания. Он указывал на то, что гаммы позволяют решить технические проблемы за максимально короткое время и при этом исправить постановку рук и выработать независимость и пластичность пальцев. Своим ученикам он настойчиво советовал при исполнении гамм обращать внимание на качество извлекаемого звука, добиваясь плотного и ровного звучания. Сеговия говорил, что час работы над гаммами даёт большее превосходство, чем многочасовая игра упражнений. Итак осталось подытожить выше сказанное:

1. Исполнение гамм даст Вам полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм у Вас выработается синхронность правой и левой руки.
3. Гаммы помогут развить точность при смене позиций левой руки и дадут верное представление об аппликатуре.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев обеих рук.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма, а так же максимально быстрого достижения технической свободы в исполнительстве.

Аппликатура и позиции

Для тех, кто не имеет представление о нотной грамоте здесь представлены табы двух гамм, но не смотря на то, что есть табулатуры аппликатуру пальцев левой руки всё равно придётся смотреть в нотах, так как в табах представлены только лады на которых прижимаются струны. Теперь выясним что же такое аппликатура. Аппликатура это наиболее удобный выбор пальцев при игре на гитаре. Правильная аппликатура это оптимально удачный выбор при котором легко и плавно осуществляются переходы из позиции в позицию позволяя кисти и пальцам руки двигаться естественно без каких либо лишних (мешающих) движений. Позицией называется положение руки на грифе гитары. Принято считать номер позиции по положению на грифе указательного пальца. Наверно самым ярким и понятным примером может служить приём барре на гитаре. Если мы берём аккорд Fm барре на первом ладу, то это считается первая позиция, аккорд Gm аккорд на третьем ладу считается третьей позицией.

Как играть гаммы на гитаре

Умение правильно играть гаммы многократно повышает темп освоения технической стороны инструмента. Не стоит думать, что наращивать техническое совершенство можно исполняя эти горки нот в предельном темпе. Формула «Я играю быстро – я супер» здесь не подходит. Я специально давал полную свободу своим ученикам в исполнении гамм, после чего просил их сыграть в определённых размерах, то есть именно так как эти пассажи будут встречаться в музыке. Некоторые из них при исполнении в определённом размере начинали даже забывать последовательность нот. Это говорит о том, что гаммы следует играть на 2/4, 3/4, 4/4, а также триолями. При исполнении гамм в разных размерах вам придётся делать определённые акценты на сильные доли такта, что придаёт исполняемым пассажам ровность. Многие гитаристы для достижения ровности играют гаммы так: восьмая с точкой шестнадцатая и потом наоборот шестнадцатая восьмая с точкой, после чего играют ровно.

Более подробное описание исполнения гамм в разделе , где более подробно описываются движения пальцев на примере исполнения гаммы до мажор.

Игра гамм не только способствует улучшению слуха, техники игры, навыка ориентирования на грифе, растяжки пальцев, но также позволяет приобрести навыки фразировки, которые весьма пригодятся при игре и сочинении сольных партий. Особенность устройства звукоряда гитары позволяет исполнить одну и ту же гамму от заданной ноты по разным схемам. Например, мажорную гамму на октаву можно сыграть с использованием четырёх схем, каждая из которых имеет свои преимущества.

В основе любой гаммы лежит лад - одно из важнейших понятий в музыкальной системе. Лад представляет собой ряд звуков, расположенных друг относительно друга на опеределенные интервалы. Наиболее распространенные семиступенные лады - мажорный и минорный.

В случае использования фортепиано мажорная гамма получается при игре на белых клавишах от ноты до (C), а минорная при игре на белых клавишах от ноты ля (A). Посмотрев интервалы между соседними клавишами, несложно вспомнить интервальный состав натурального мажорного лада:

б.2+б.2+м.2+б.2 +б.2+б.2+м.2 или проще ббмбббм

и натурального минорного лада:

б.2+м.2+б.2+б.2 +м.2+б.2+б.2 или проще бмббмбб

На грифе нет ориентиров, подобных белым и черным клавишам, но есть вторая струна, которая отлично подходит в качестве основы для вспоминания построений интервалов, аккордов и гамм. Для начала её нужно наглядно разметить, а затем эту разметку мысленно запомнить (рис. 1).

Рис. 1. Визуальная разметка нот на второй струне.

Получилась зрительная система, напоминающая систему черных и белых клавиш фортепиано, но в отличие от последней, на грифе наглядно видны группы ступеней с одинаковым интервальным строением от нот С и G (выделены пунктирной рамкой). Это позволит менять позиции для игры гамм не только от первых ступеней гаммы, но и от пятых.

Как вы помните, тоны, входящие в трезвучия, являются функциональными тонами, которые имеют собственные названия. Звуки лада (и, соответственно гамм) также обладают функциональностью и имеют собственные названия . Часто гитаристы воспринимают гаммы как последовательность звуков, которую нужно запомнить, а затем играть точно и как можно быстрее. Если вы хотите понять, на чём основаны построения в музыке, как строить гармонические обороты и квадраты, почему за одним аккордом играется этот, а не тот и многое другое, то с самого начала воспринимайте гаммы, как функциональную систему звуков .

Основным звуком аккорда является прима , а лада (гаммы) - тоника . Тоника - это не просто первый звук гаммы, - это первая ступень лада и опора лада , относительно которой строится всё остальное. Здесь можно привести аналогию с солнечной системой: тоника - солнце, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы - остальные звуки лада. Теория ладов на этом занятии не рассматривается, но вы можете познакомиться с ней в нашем теоретическом курсе .

Итак, мы можем сыграть мажорную гамму от ноты до на второй струне по белым тонам, а ля-минорную - по белым тонам от ля (на электрогитаре играть выше 12 лада не представляет особого труда). На этом моменте нужно остановиться и осмыслить его: зная зрительный шаблон расположения тонов мажорной гаммы, мы можем сыграть параллельную ему минорную гамму (находится на малую терцию ниже) с использованием этого же шаблона , добавив к нему два звука снизу, как показано на рис. 1. На этом как раз и основана игра гамм в боксах, когда запоминается не какое-то конкретное построение гаммы в конкретной позиции (как это приходится делать при игре на фортепиано), а в боксе - схеме-шаблоне для игры гаммы в пределах 5-7 ладов.

Чаще гаммы играются на нескольких струнах:

  • без изменения позиции:
    • в пределах одной позиции (четырёх соседних тонов)
    • в пределах одной расширенной позиции (пяти соседних тонов)
  • с изменение позиции:
    • небольшое смещение позиции в пределах бокса
    • за пределами бокса

Рассмотрим позиции для игры гаммы натурального мажора (рис. 2). Они даны с учетом возможности игры в одной позиции.


Рис. 2. Схемы и аппликатуры для игры мажорной гаммы в пределах октавы.

Сравнение данных схем позволяем найти много интересного.

Вариант 1:

  • Игра в одной позиции
  • Расположение звуков относительно первого - больше справа
  • Используется три струны

Вариант 2а:

  • Игра происходит с коррекцией позиции при игре звуков 7 и 8. Можно сказать, что здесь происходит переход из позиции в расширенную позицию при игре звуков 7 и 8.
  • Расположение звуков относительно первого - слева
  • Используется четыре струны
  • На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить сложно

Вариант 2б является улучшенной версией предыдущего варианта.

Вариант 3:

  • Игра в одной расширенной позиции
  • Расположение звуков относительно первого - справа
  • Используется три струны
  • На двух струнах одинаковая комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить легко

Вариант 1 удобен при игре на бас-гитаре. В расширенной позиции будет очень непросто (или невозможно) сыграть гамму на широких ладах. Для игры варианта 3 требуется хорошая растяжка пальцев, но запомнить его проще из всех. Вариант 2а - самый сложный из всех: используется 4 струны, разные варианты расположения тонов на струнах, смена позиции для игры звуков 7 и 8 . При использовании вариантов 2а и 2б гамма с использованием всех струн в боксе получится короче по сравнению с вариантами 1 и 3.

Мажорную гамму можно играть влево и вправо. Правосторонние варианты имеют преимущество при игре гаммы на несколько октав.

При игре гамм крайне важно с самого начала использовать правильную аппликатуру. Если растяжка пальцев слабая, то постоянно хочется зажать струну более удобным пальцем и подменить им тот, что указан на аппликатуре. Играть в позиции с непривычки сложно и левая рука пытается перестроить позицию пальцев так, чтобы было удобно. Это приводит к ошибкам и запинкам в игре. Неэффективная аппликатура и нежелание работать над игрой в позиции является мощнейшим тормозом при игре на гитаре. Часто гитарист не может быстро и точно сыграть фразу или рифф не потому, что у него пальцы не двигаются, а потому, что не теми пальцами он играет или не освоил игру в позиции. В результате проходят месяцы и годы, а качественного улучшения нет. Заниматься игрой на гитаре всю жизнь - это прекрасно, но не уметь играть на ней ничего всю жизнь - это слишком неинтересно и скучно!

Из рис. 2 видно, что при игре на одной струне звуки располагаются в трёх основных позиционных сочетаниях:

  • два звука рядом слева
  • два звука рядом справа
  • звуки через лад

Звуки через лад - большая секунда (б.2), звуки рядом - малая секунда (м.2)

Запоминание этих позиционных сочетаний помогает быстрее ориентироваться при игре и легче запоминать партию. При запоминании партии на уровне отдельных звуков происходит избыточный мыслительный процесс. Нужно вникать, как звуки расположены друг относительно друга и давать команду пальцам сначала сыграть этот звук, потом другой и т.д. При работе же на уровне позиционных сочетаний этот процесс оптимизируется. Иногда можно наблюдать такую картину: гитаристу показывается игра гаммы на октаву, а он никак не может её запомнить и точно сыграть. Это происходит не только потому, что он не занимался её игрой, но ещё и по причине видения гаммы на грифе как непонятной последовательности звуков, а не позиционных сочетаний.

При использовании позиционных сочетаний схема для игры мажорной гаммы может формулироваться так:

играем в позиции через лад, два слева, два справа

Можно для большей ясности формулировать алгоритм так:

сначала зажимаем на струне тоники второй звук через лад от неё, затем переходим на предыдущую струну и играем два звуки в позиции рядом, а третий через лад, затем переходим на предыдущую струны и играем два звука через лад, а третий рядом со вторым звуком

Осознание второй формулировки будет на порядок медленее первой. Импровизация закончится, пока поймёшь, что нужно делать. Чем короче формулировка алгоритма, тем быстрее его можно претворить в действие. Отсюда структура натурального мажора ббмбббм , а не б.2+б.2+м.2 и тд. или ещё дольше - большая секунда плюс большая секунда плюс малая секунда и т.д. Логично предположить, что при прочих равных условиях программистам-оптимизаторам легче даётся игра на гитаре чем пользователям. Не всегда, потому что часто происходит оптимизация не в ту сторону и вместо простого и понятного получается сложное и корявое.

Помните, на рис 1. рамкой были выделены области с одинаковым интервальным строением? Они хорошо видны и при игре гаммы в позиции (рис. 3).


Рис. 3. Области с одинаковым интервальным строением.

Нетрудно увидеть, что существует несколько схем интервальных фрагментов, состоящих из четырёх звуков. Гамма на октаву состоит из двух таких фрагментов.

Вариант 3 интересен тем, что позволяет наглядно увидеть отличие интервального строения начала мажорной и минорной гаммы:

бб мбббм - мажор
бм ббмбб - минор

Если от тоники сыграть интервалы б.2+б.2, то мы автоматически выходим в мажор, если сыграть интервалы б.2+м.2, то выходим в минор. На практике часто игра происходит в параллельных тональностях - натуральном мажоре и гармоническом миноре (седьмая ступень повышена на полутон). В этом случае гаммы будут отличаться только строением одного блока (рис. 4).

Рис. 4. Отличие натурального мажора от гармонического минора.

Если сравнить построение этих гамм по схемам вариантов 1 и 2, то такой наглядности мы не увидим. Наглядность - это преимущество схемы варианта 3.

Вариант 2a (рис. 3) выглядит самым проигрышным из всех. Можно отказаться от него? Не стоит спешить. Полезно играть во всех вариантах.

Вариант 1. Базовая игра в позиции, которая подойдет для оттачивания басовых риффов.

Вариант 2. Работа над связками с мизинцем.

Варианты 2б. Работа над связками с мизинцем и растяжка пальцев.

Варианты 3. Растяжка пальцев, переход из мажора в минор и наоборот.

Варианты 2а и 2б, в отличие от 1 и 3, позволяют поработать над игрой разных трезвучий и септаккордов, а варианты 1, 2б и 3 над игрой гамм в позиции полного баррэ, что также пригодится на будущее.

Посмотрим, что происходит при игре гаммы на две октавы (рис. 5).

Рис. 5. Позиции для игры мажорной гаммы на две октавы.

Варианты октавных схем комбинируются. Можно поменять схему от тоники (рис. 6) или от квинты (рис. 7).

Рис. 6. Смена позиции на тонике.

Рис. 7. Смена позиции на квинте.

Для получения полного шаблона аккорда, из которого можно получить остальные, мы выбирали аккорд, который строится на всех струнах. Для определения полной схемы для игры гаммы недостаточно построить её от шестой струны. Нужно ”прокрутить” её по вертикали, чтобы увидеть ситуацию при положении тоники на разных струнах. Данный приём помогает, в частности, легко построить все позиции пентатоники, если какие-то из них визуально или на уровне пальцев забылись, а подбор её на слух вызывает трудности.

Логично выбрать самый понятный вариант 3.

Рис. 8. Боксы для гаммы натурального мажора.

И для чего нам эта цветомузыка нужна? Это боксы. Под боксом могут пониматься разные схемы и желательно уточнять, что имеется ввиду, когда идёт речь о них. В данном случае под боксом понимается следующее: представьте, что бокс - это коробка шириной 6 ладов, в которой находятся все возможные тоны гаммы, удобные для игры . То есть, в боксе показана не гамма, начинающаяся от тоники и заканчивающаяся на октавном повторе тоники, а множество удобных для игры звуков гаммы, среди которых, естественно есть и тоника. В зависимости от того, на какой струне находится тоника, играется тот или иной вариант бокса.

Красным цветом выделена тоника. Одинаковые интервальные сочетания на одной струне также выделен цветом:

  • голубым - соседние тоны через лад
  • розовым - соседние тоны слева
  • серым - соседние тоны справа

Короче, через лад, слева и справа . Эти сочетания, как видно из рисунка, образуют блоки. Теперь можно “на лету” играть гамму от тоники, запомнив схему чередования блоков:

Гамма вверх - 2 через лад , 2 слева , 1 справа , 1 через лад .

Гамма вниз - 2 через лад , 2 справа , 2 слева

Зачем так всё усложнять? Четыре схемы игры мажорной гаммы, какие-то боксы, блоки, позиции? Разучил гамму в одной позиции, и хватит!

Всё это дано не для усложнения, а в качестве примера того, как создаются ориентиры при игре на гитаре. Каждый гитарист сам нарабатывает ориентиры и схемы, которые помогают ему при игре. Можно ориентироваться на положение тоники, смотреть интервалы, пользоваться позициями и боксами, смотреть закономерности в построениях и т.д. Кто-то предпочтёт просто заучить пять позиций минорной пентатоники, а кто-то захочет разобраться, как они получаются, чтобы строить их “на лету”. Многие гитаристы не пользуются нотами, но при этом выдают конкретные партии, а не просто перебирают пентатонику вверх и вниз. Но для выдачи таких партий нужно наработать базу, на основе которой будут строиться эти партии и собственный стиль игры. Без ориентиров игра на гитаре подобна поиску дороги домой, глядя только себе под ноги. Практичнее и гораздо интереснее поднять голову и увидеть, а не тереть пальцами струны, изображая попытку вспомнить то, что и не пытался учить.

Боксы, которого показаны на рис. 8, кажутся слишком сложным для игры из-за расширенной позиции, для игры в которой нужна хорошая растяжка пальцев. Возьмем вариант 1 и посмотрим, можно ли из него получить более простые для игры боксы.

Рис. 9. Боксы на основе схемы варианта 1.

От пятой и четвертой струны приходится играть в расширенной позиции, а по наглядности и простоте алгоритма следования блоков эти боксы ощутимо уступают показанным на рис. 8.

Попробуем изменить второй и третий бокс на рис. 8 и посмотреть результат.

Рис. 10. Оптимизация боксов.

Бокс №2 на этом рисунке значительно отличается от бокса №1. Если его продолжить, то получатся боксы как на рис 7. за исключением положения тоники. На рис. 9 она находится слева в позиции через один, а на данном рисунке. в центе позиции из соседей слева.

Бокс 3б выглядит перспективно, но от пятой струны получается нечто крайне сложное.

Вывод. Удобные и понятные боксы для игры гамм можно получить далеко не из всех возможных схем игры одной и той же гаммы.

Для лучшего понимания боксов рассмотрим минорную пентатонику (рис. 10).

Рис. 11. Минорная пентатоника.

Красным цветом отмечена тоника. Минорную пентатонику от одного лада можно сыграть налево и направо. На рисунке они условно обозначены как левосторонняя и правосторонняя.

Иногда возникает вопрос, а как запомнить все позиции пентатоники на грифе? Это несложно сделать, если знать её структуру. Для этого “прокрутим” пентатонику по вертикали и посмотрим, что получится.


Рис. 12. Позиции пентатоники.

Всего получилось 10 разных позиций (позиция от первой струны совпадает с шестой и не учитывается). После сравнения видим, что левосторонние и правосторонние позиции находятся в октавной зависимости, и всего получается 5 разных позиций минорной пентатоники. Также можно выделить относительное расположение звуков пентатоники на струне - через лад или через два лада. Они образуют блоки, что можно использовать для простого запоминания позиций: при игре правосторонних боксов вверх, после струны тоники играется 3 через лад, а вниз - 3 через лад после одного через два лада.

В качестве дополнительного ориентира можно зрительно держать октавные диагонали (рис. 13).

На практике всё несколько сложнее и фразы, основанные на гаммах, не обязательно играются от тоники и заканчиваются на ней. Если сольная партия основывается на обыгрывании аккордов, то в качестве дополнительных ориентиров выступают аккордовые звуки - звуки, которые входят в звучащий в данный момент времени аккорд. Какой аккорд играть сначала, а какие после него? Об этом мы узнаем на следующем занятии, где будут рассмотрены гармонические обороты - связанные последовательности аккордов. Успехов!


В этой статье мы подробнее поговорим о гаммах. Вы узнаете для чего они нужны и почему им придают такое большой значение.

Введение

Что такое гамма? Это ограниченная последовательность нот, выбранных из 12 возможных, которые создают желаемую окраску для звука. Другими словами гамма для музыканта это тоже самое, что для художника краски. Художник выбирает нужные ему цвета для написания картины, а музыкант выбирает ноты из гаммы для создания мелодии. Лучший способ описать отдельную гамму – это привести список интервалов между нотами. Мы используем термин «Тон» или «Полутон» , что позволяет записать формулу с помощью заглавных букв, T (Tone – тон) и S (Semitone – полутон).

Некоторые гитаристы для обозначения интервалов используют буквы W и H – заглавные от слов «Половинный» (Half) и «Целый» (Whole). Также есть способ указывать количество полутонов (1 или 2). В любом случае, эти три способа являются идентичными и все дают нам интервалы мажорной гаммы:

  1. T T S T T T S
  2. W W H W W W H
  3. 2 2 1 2 2 2 1

(тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон)

Давайте посмотрим, как это работает. Выберем гамму – Соль-диез мажор (G# major). На начальном этапе мы знаем две вещи. Во-первых, нашу основную ноту (или тонику) это Соль диез (G#). Во-вторых, мы будем использовать формулу мажорной гаммы.

Таким образом, мы начинаем с нашей ноты Соль-диез, и добавляем первый шаг формулы, которым является Т – тон. Так, начиная с Соль-диез и двигаясь вверх на тон (или два полутона), мы приходим к Ля-диез (A#).

G# + T = A# (Соль-диез + Тон = Ля-диез).

A# + T = C (Ля-диез + Тон = До).

На следующем шаге мы начинаем с До и сверяемся с формулой – теперь мы должны добавить полутон, который приведет нас к До-диез (C#):

C + S = C# (До + Полутон = До-диез).

Если продолжать в том же духе, то мы получим следующее:
C# + T = D# (До-диез + Тон = Ре-диез),
D# + T = F (Ре-диез + Тон = Фа; вспомните, что нет такой ноты как Ми-диез),
F + T = G (Фа + Тон = Соль),
G + S = G# (Соль + Полутон = Соль-диез).

Таким образом, мы построили нашу гамму Соль-диез мажор, согласуясь с нашей формулой мажорной гаммы:
G# A# C C# D# F G (Соль-диез, Ля-диез, До, До-диез, Ре-диез, Фа, Соль).

Большинство гамм содержит 7 нот, но это не точное правило. В качестве исключения, минорная пентатоника содержит только пять нот (её формула 3 2 2 3 2 – я использую здесь числа вместо T и S, потому что в ней пропущена пара Тон и Полутон, которые вместе составляют 3 половинные ноты и которые вместе легко записать как 3, вместо чего-нибудь наподобие “T + 1/2″, но эти записи обозначают одно и тоже). Некоторые гаммы имеют больше нот, например, хроматическая гамма содержит все 12 нот.

Важно отметить, что многие гитаристы используют ступеневое обозначение формулы гаммы. Например, для мажорной гаммы она выглядит так: 1-2-3-4-5-6-7, а для лидийского лада так: 1-2-3-4#-5-6-7. Разница лишь в повышенной четвёртой ступени. Это используется для облегчения работы с построением ладов, допустим, если вы знаете аппликатуру мажорной гаммы, то вы без труда сможете построить лидийский лад всего лишь повысив четвёртую ступень мажорной гаммы на полутон.

Гаммы и аппликатуры

Гамма – это группа нот с определенным интервалом между ними – так, как я описывал это выше. Эти интервалы определяют то, какие аппликатуры мы должны использовать, чтобы воспроизвести желаемую гамму.

Аппликатура мажорной гаммы:

Если вы знаете аппликатуру одной мажорной гаммы, вы знаете, как играть каждую мажорную гамму на гитаре при её стандартном строе. Чтобы сыграть До-мажорную гамму (C Major), начните её аппликатуру с До на шестой струне. Чтобы сыграть Ре-мажорную гамму (D Major), начните аппликатуру с Ре. И так далее.

То же относится и к любым другим гаммам, если вы знаете аппликатуру, то сразу начинайте с любой тоники, которая вам нужна, и вы сыграете гамму.

Аппликатуры были созданы для использования гамм в стандартном строе. Гаммы являются частью музыкальной теории, потому что гаммы – это только идея, пока их не сыграют и способ, которым мы, гитаристы, обращаем теоретическую гамму в действие – это применение аппликатуры, которая позволяет нам извлекать желаемые ноты.

Повторюсь, что аппликатура, которую я вам дал, была придумана специально для стандартного строя. Если вы понизите строй и сыграете гамму до-мажор по этой аппликатуре, то она не будет содержать те ноты, которые входят в До-мажорную гамму (До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си).

Гамма не изменилась – гамма До-мажор по-прежнему содержит ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Однако, с того момента как гитара настроена иначе, вам нужно использовать новые аппликатуры, чтобы сыграть правильные ноты гаммы – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Таким образом, гамма – это объединение нот, характерной чертой которого является воспроизведение определенного характера звучания при игре. Все аппликатуры, которые вы узнаете в дальнейших статьях – это просто удобный способ проигрывать гаммы, это своеобразный шаблон для построения гаммы от нужной вам ноты.

В приведённой аппликатуре по три ноты на струне. Нот на струне может быть четыре (хоть это и трудно для игры), две (используется в пентатонике), даже можно сыграть всю гамму на одной струне. Всё это разнообразие комбинаций даёт нам новые аппликатуры.

Гамма и тональность

Вы узнали, что тональность определяет тоника (первая ступень гаммы). Гамма и тональность очень тесно связаны, но гамма это не тональность. Название тональности зависит от гаммы – это немного вводит в заблуждение.

Тональность – тональный центр мелодии. Тональность указывает аккорды и ноты, к которым мелодия тяготеет. Вы можете написать песню, в которой мелодия начинается с гаммы До-мажор, а затем ненадолго переключается на гамму Ля-бемоль мажор, всего на один – два такта, после чего опять возвращаетесь к До.

Тот факт, что мы вернулись к До, помогает нам увидеть эту ноту как тональный центр или сердце мелодии, основу, к которой мы неизменно возвращаемся. Основа – это и есть «тональность», и в большинстве случаев, мы начинаем мелодию с гаммы, которая соответствует тональности. В некоторых случаях, мы не будем отходить от гаммы, которая соответствует тональности, без изменения тональности музыки.

Смена тональности называется модуляцией . В этом случае мы меняем тональный центр мелодии, и будем использовать новую гамму (или набор гамм), к которым она станет тяготеть. Мелодия будет построена так, что новая тональность станет ее центром, а старая тональность и ассоциированные с ней гаммы останутся лишь историей, пока мы не совершим обратную модуляцию.

Таким образом, тональность – якорь для мелодии, гамма – инструмент для создания мелодии, и аппликатура – инструмент для воплощения гамм на грифе гитары.

Значение гамм в музыке

В музыкальных терминах, гамма – это палитра нот, из которой вы можете выбирать ноты необходимые для построения аккордов, сольных мелодий, аккомпанементов и всего остального, в надежде получить хорошее звучание.

Взгляните на это так: прежде, чем стать поэтом, нужно овладеть русским языком. Гаммы – язык музыки, и существует множество способов объединять их друг с другом, чтобы создавать интересные композиции.

Незнание гамм похоже на попытку написать поэму, без использования слов. Допускаю, что в некоторых случаях это сработает, и результат будет замечательным, но возможности существенно расширятся, если Вы станете придерживаться общепринятых средств выражения, которыми являются гаммы.

Существует много типов гамм. Думайте о них как об увеличении вашего словарного запаса и получении новых оригинальных способов выражения ваших идей.

Боксы

Вернемся ненадолго к аппликатурам. При изучении аппликатур, как правило, делят последовательность ладов грифа на «боксы». Бокс это всего лишь группа нот гаммы, которую легко сыграть без лишних движений по грифу. Боксы сконструированы движением вверх от нижней струны Е, и проигрыванием одной ноты гаммы за другой, начиная с любой ноты, какой бы она не была.

Существует важное обстоятельство, касающееся боксов/аппликатур. Это то, что они остаются одинаковыми, независимо от того, в какой тональности вы играете вашу гамму. Если вы играете гамму До-мажор, используя специфический бокс или аппликатуру, и вы хотите сыграть гамму Ля-мажор, все, что вы должны сделать – передвинуть аппликатуру вверх по грифу на 2 лада. Почему так?

Давайте разберемся. До и Ля отделены 2 полутонами. Если вы будете передвигать бокс вверх по грифу, то ни один из интервалов между нотами не изменится. Таким образом, вы играете точно ту же самую формулу, только используя другую тонику. Это означает, что вы должны изучить каждую аппликатуру один раз, и можете использовать её для каждой из 12 нот!

Тоника

Источником неразберихи для некоторых людей служит тот факт, что у многих аппликатур нота, указанная как самая нижняя, не является тоникой. Если вы задумались об этом, то это правильно. Давайте начнем с гаммы Соль-мажор. Наш первый бокс должен начинаться на нижней струне Е, 3-ем ладу – которым является Соль. Мы добавляем ноты, начиная с этого лада, чтобы построить гамму:

G A B C D E F# G A B C D E F# G
(Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль).

Чтобы построить следующий бокс, нам пришлось бы сдвинуться от Соль вверх на один тон к 5-ому ладу, которым является Ля. Теперь, мы оттуда начинаем строить нашу гамму:

A B C D E F# G A B C D E F# G A
(Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля).

Требуется 7 нот, чтобы добраться до нашей тоники Соль!

Это не трудно – просто вы должны понять, какая нота является тоникой, и где она находится. Однако, чаще будет случаться, что выше или ниже тоники не найдется подходящих нот, которые бы являлись частью гаммы и подходили для игры (таким образом, игра будет начинаться с тоники).

Тоника очень важна, потому что она определяют гамму, которую вы играете (наряду с типом, мажор, минор и т.д). Хотя нет никакого правила, которое гласит, что вы всегда должны начинать гамму именно с тоники. Представьте себе гамму, как палитру нот, из которых нужно выбрать подходящие для игры.

Какие гаммы нужно учить?

Любые гаммы, какие вы захотите! Гаммы – важная часть вашего творческого арсенала. Чем больше есть гамм, которые вы знаете, тем больше способов вы имеете для самовыражения. Отметим некоторые из них.

1. Минорная пентатоника.

Это первая гамма, которую изучает большинство людей. Она проста, потому что содержит только пять нот, и сразу открывает огромные возможности для импровизации и игры в стиле блюз/рок.

2. Мажорная пентатоника.

Это вариация минорной пентатоники, они очень похожи.

3. Мажорная гамма.

Одна из основных гамм в музыке.

4. Натуральная минорная гамма.

Вместе с мажорной гаммой, они формируют основу всей музыки. Фактически, пентатоника является минорной гаммой, только с несколькими пропущенными нотами. Таким образом, везде, где вы используете минорную гамму, вы также можете использовать пентатонику.

С набором вышеупомянутых гамм вы исполните рок, и вероятно, cможете играть 95 % музыки, с которой знакомы. Вы можете быть очень компетентным музыкантом, даже если вы остановитесь на этом этапе. Следующие гаммы более ограничены в использовании, и имеют скорее джазовое звучание. Они привнесут в вашу музыку новые оттенки.

5. Гармонический минор / мелодический минор.

Две вариации минорной гаммы, которые звучат по-особенному, особенно гармонический минор.

6. Мажорные и минорные лады (Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский).

Натуральные лады это на самом деле вариации мажорной гаммы, которые построены согласно специальным правилам. В зависимости от лада, который вы используете, они придадут музыке различные оттенки. Мажорные натуральные лады отлично подходят для изучения, после того как вы полностью разберетесь с гаммами, упомянутыми выше.

К тому моменту, когда вы освоите мажорные лады и другие гаммы, вы станете опытным музыкантом, с большим диапазоном возможностей.

7. Экзотические гаммы.

Есть сотни экзотических гамм, многие из них используются в определенных типах народной музыки.

Каждому типу гамм будет уделено особое внимание в других статьях. На данном этапе вы должны лишь понять для чего мы их используем и почему они так важны.

Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара. Они образуют ключевые шаблонные элементы для музыкального произведения и импровизации практически в любом стиле и жанре. Именно уделение времени на освоение самым базовым гаммам отличает обычного музыканта от великолепного мастера. К счастью, когда дело касается гитары, изучение гамм обычно сводится к запоминанию простых шаблонов путем постоянной практики.

Шаги

Часть 1

Основные понятия и термины

Уже владеете небольшими знаниями основ теории музыки? Тогда переходите непосредственно к гаммам, кликнув .

  1. Научитесь читать гриф гитары. На гитаре, передняя, длинная и тонкая часть, где вы прижимаете свои пальцы, называется грифом. Выпуклые металлические порожки на грифе делят его на лады. Гаммы получаются путем сыгрывания нот при различных сочетаниях ладов, поэтому важно уметь их отличать:

    • Лады нумеруются от головы гитары в направлении ее корпуса. К примеру, самый верхний порожек у головы гитары – первый лад (или «лад 1»), следующий лад – это второй лад, и так далее.
    • Прижимание струны на определенном ладу и удар по этой струне над корпусом гитары сыгрывает соответствующую ноту. Чем ближе лады к корпусу гитары, тем выше ноты.
    • Точки на ладах служат для запоминания позиции ладов - они помогают легко помнить, где вы прижимаете свои пальцы, без необходимости постоянно считать лады от головы гитары.
  2. Выучите названия нот на грифе. Каждый лад на гитаре берет ноту, у которой есть свое имя. К счастью, всего существует только 12 нот - названия просто постоянно повторяются. Ноты, которые вы можете сыграть, представлены ниже. Имейте ввиду, что у некоторых нот есть два отличных названия:

    • ля (A), ля-диез/си-бемоль (A#/Bb), си (B), до (C), до-диез/ре-бемоль (C#/Db), ре (D), ре-диез/ми-бемоль (D#/Eb), ми (E), фа (F), фа-диез/соль-бемоль (F#/ Gb), соль (G), соль-диез/ля-бемоль (G#/Ab) . После этого ноты снова повторяются, начиная с ля.
    • Изучение позиций различных нот не является чем-то очень сложным, однако и на это нужно какое-то время, чтобы осветить в этой статье.
  3. Выучите названия струн. Вы можете ссылаться на различные струны, называя их как «самая толстая, вторая самая толстая», и так далее, но гораздо проще разговаривать о гаммах, зная их действительные названия. К тому же это еще и полезно, так как струны именуются в соответствие ноте, которую они берут, когда не прижимается никакой лад . В обычной шестиструнной гитаре со стандартной настройкой струны именуются следующим образом:

    • ми (самая толстая)
    • соль
    • ми (самая тонкая) - заметьте, что у этой струны имя такое же как и у самой толстой, поэтому некоторые люди для различия, называют их как «низкая» и «высокая» ми.
  4. Изучите понятие тона и полутонов в гаммах. Проще говоря, гамма – это просто последовательность нот, которые приятно звучат, когда играются по порядку. Когда вы перейдете к изучению гамм, вы поймете, что все гаммы строятся по схемам из «тонов» и «полутонов». Звучит весьма сложно, однако они просто служат способом описания различных интервалов на грифе

    • Полутон – это интервал в один лад ниже или выше. К примеру, если вы играете до (струна ля, третий лад), переход на один лад вверх даст вам ноту до-диез (струна ля, четвертый лад). Можно сказать, что ноты до и до-диез отличаются на полтона.
    • Тон – то же самое, только интервал будет в два лада . К примеру, если мы стоим на до и двигаемся на два лада вверх, мы берем ноту ре (струна ля, пятый лад). Таким образом, ноты до и ре отличаются на целый тон.
  5. Ступень гаммы. Вы уже почти готовы к изучению гамм. Последнее понятие, которое нужно запомнить – это «ступени», для определения нот – поскольку гаммы являются последовательностями нот, которые нужно играть по порядку. Ступени перечислены ниже. Изучение количественных названий для каждой ступени очень важно - другие названия применяются менее часто.

    • Нота, с которой вы начинаете, называется основным тоном или первой . Иногда ее также называют тоникой .
    • Вторая нота называется второй или верхним вводным тоном .
    • Третья нота называется третьей или медиантой .
    • Четвертая нота называется четвертой или субдоминантой .
    • Пятая нота называется пятой или доминантой .
    • Шестая нота называется шестой или субмедиантой .
    • Седьмая нота называется седьмой - у нее есть несколько других имен, которые меняются в зависимости от гаммы, поэтому мы опустим их в этой статье.
    • Восьмая нота называется октавой . Ее также иногда называют тоникой , так как это одна и та же нота, что и первая, только выше.
    • После октавы, вы либо можете начать все заново со второй, либо продолжать с девятой. К примеру, ноту после октавы, можно назвать «девятой» или «второй», но это одна и та же нота в любом случае.

    Часть 2

    Мажорные гаммы
    1. Выберите начальную ноту (основной тон) для вашей гаммы. Тип гаммы, которую мы изучим в этом разделе – это мажорная гамма. Это хороший выбор для начального обучения, так как большинство других гамм основаны на мажорной гамме. Одним замечательным свойством гамм является то, что вы можете играть их, начиная с любой ноты. Чтобы начать, выберите любую ноту ниже 12-ого лада на низкой ми струне или струне ля. Играя на одной из низких струн, у вас будет много места для перемещения вверх и вниз по гамме.

      • Для примера, давайте начнем с соль (нижняя ми струна, третий лад). В этом разделе вы узнаете, как играть гамму соль-мажор - гаммы называются в соответствие их основным тонам.
    2. Изучите схему ступеней мажорной гаммы. Любая гамма может быть записана как схема целых тонов и полутонов. Очень важно изучить схему ступеней мажорной гаммы, так как большинство других гамм происходят от нее. Смотрите ниже:

      • Начните с основного тона, затем следуйте этим шагам: Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон .
      • К примеру, если мы стоим на соль, сначала мы перейдем вверх на целый тон в ля. Затем, мы перейдем на другой тон в си. Далее, мы перейдем вверх на полтона в до. Следуя схеме выше, гамма продолжится сыгрыванием нот ре, ми, фа-диез, и закончится на соль.
    3. Изучите аппликатуру пальцев для мажорной гаммы. Вы можете сыграть всю гамму на одной струне, но это слишком просто - обычно вы не заметите такого за гитаристами. Вместо этого, намного более распространенной практикой будет двигаться вверх и вниз по нескольким струнам при сыгрывании этой гаммы. Это сократит количество необходимых движений вашей руки.

      • Для изученной соль-мажорной гаммы, мы начинаем играть на третьем ладу на низкой ми струне. Затем играем ля и си на пятом и седьмом ладу струны ми.
      • Далее, мы играем до на третьем ладу струны ля . Играем ре и ми на пятом и седьмом ладу струны ля.
      • Затем, играем фа-диез на четвертом ладу струны ре . Заканчиваем, играя соль на пятом ладу струны ре. Заметьте, что нам не пришлось двигать нашу руку вверх и вниз по грифу при такой игре - просто играли разные струны и тянули пальцы.
      • Все вместе должно быть так: Низкая ми струна: Струна ля: Струна ре:
    4. Попробуйте пробегаться по этой схеме вверх и вниз по грифу. Пока вы начинаете играть с низкой ми или ля струны, аппликатура изученной вами мажорной гаммы может быть сыграна с любой позиции на грифе. Другими словами, просто сдвиньте все ноты вверх или вниз на то же количество ладов/ступеней, чтобы играть различные мажорные гаммы.

      • К примеру, если хотите сыграть си-мажорную гамму, нужно просто перейти по грифу на седьмой лад низкой ми струны. Затем, нужно просто использовать ту же аппликатуру, что и прежде, чтобы сыграть гамму как эта: Низкая ми струна: Си (7 лад), до-диез (9 лад), ре-диез (11 лад) Струна ля: ми (7 лад), фа-диез (9 лад), соль-диез (11 лад) Струна ре: ля-диез (8 лад), си (9 лад)
      • Заметьте, что расположение пальцев на ладах ровно такое же, как и прежде. Просто сдвигайтесь вверх и вниз, чтобы играть различные мажорные гаммы.
    5. Заучите гаммы, пробегаясь вверх и вниз. Обычно гаммы играют не только в одном направлении. Как только вы освоите игру мажорной гаммы вверх, попробуйте играть ее в обратном направлении, как только сыграете полную октаву. Все, что вам нужно – играть те же ноты, но в обратном порядке - без каких-либо изменений.

      • К примеру, если нужно сыграть си-мажорную гамму вверх и вниз, то нужно играть ноты так: Игра вверх: си, до-диез, ре-диез, ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си Игра вниз: си, ля-диез, соль-диез, фа-диез, ми, ре-диез, до-диез, си
      • Если вы хотите играть гамму в размер 4/4, играйте каждую ноту как четверть или восьмушка. Играйте октаву дважды или переходите к девятой ноте (тон сразу за октавой), затем идите обратно. Это даст вам необходимое количество нот для того, чтобы гамма «сравнялась» со счетом.

      Часть 3

      Минорные гаммы
      1. Запомните разницу между минорной мажорной гаммой. У минорной гаммы много общего с мажорной гаммой. Как и мажорная гамма, минорные гаммы называют согласно их основным тонам (к примеру, ми-минор, ля-минор и так далее). Большинство нот даже одинаковые. Есть всего несколько отличий, которые вам необходимо запомнить:

        • У минорной гаммы понижается третья ступень .
        • У минорной гаммы понижается шестая ступень .
        • У минорной гаммы понижается седьмая ступень .
        • Чтобы понизить ноту, просто сдвиньте ее на полтона вниз. Это значит, что третья и седьмая ноты в гамме будут на один лад ниже, чем в мажорной гамме.
      2. Разучите ступенчатую схему для минорной гаммы. Отличие от мажорной гаммы будет в понижении на третьей, шестой и седьмой нотах в схеме минорной гаммы. Запоминание новой схемы может быть весьма полезно при освоении минорных гамм.

        • Схема минорной гаммы начинается с основного тона, то есть: Тон, полутон , тон, тон, полутон , тон, полутон .
        • К примеру, если хотите сыграть гамму соль-минор , начните играть гамму соль мажор и понижайте третью, шестую и седьмую ступень на полтона. Гамма соль-мажор : соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль
        • …отсюда гамма соль-минор будет: соль, ля, си-бемоль , до, ре, ми-бемоль , фа , соль
      3. Выучите аппликатуру для минорных гамм. Так же как и с мажорными гаммами, ноты в минорных гаммах играются на определенных ладах, и вы можете бегать вверх и вниз по грифу, играя различные минорные гаммы. Пока вы начинаете играть минорные гаммы с низкой ми струны или струны ля, минорная схема будет одинаковой.

        • К примеру, давайте сыграем минорную гамму ми-бемоль. Для этого мы просто начнем играть гамму ми-бемоль, понижая при этом третью, шестую и седьмую ступени вниз на один лад, вот так: Струна ля: ми-бемоль (6 лад), фа (8 лад), фа-диез (9 лад) Струна ре: ля-бемоль (6 лад), си-бемоль (8 лад), си (9 лад) Струна соль: ре-бемоль (6 лад) , ми-бемоль (8 лад)
      4. Тренируйтесь играть гамму вверх и вниз. Как и мажорные гаммы, минорные гаммы тоже часто играют вверх и вниз. Вы просто играете ту же последовательность нот, но в обратном направлении без изменений.

        • К примеру, если вы хотите сыграть гамму ми-бемоль вверх и вниз, то это делается так: Вверх: ми-бемоль, фа, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, си, ре-бемоль, ми-бемоль Вниз: ми-бемоль, ре-бемоль, си, си-бемоль, ля-бемоль, фа-диез, фа, ми-бемоль
        • Тут вы тоже можете добавить, девятую ступень (в этом случае нота фа после октавы) или играть октаву дважды, чтобы попасть в размер 4/4.

      Часть 4

      Другие полезные гаммы
      1. Практикуйтесь играть хроматические гаммы для тренировки и скорости. Одной полезной разновидностью гамм для тренировки является хроматическая гамма. В этой гамме все ступени разделены на полтона . А это значит, что хроматическую гамму можно сочинить, просто пробегаясь вверх и вниз по ладам в определенном порядке.

        • Попробуйте выполнять это хроматическое упражнение: Для начала выберите одну из струн на гитаре (неважно какую). Начните отсчитывать ритм 4/4. Сыграйте по открытой струне (без зажатия ноты на ладу) как четвертную ноту, затем на первом ладу, далее на втором, и третьем. Не останавливаясь, сыграйте на первом ладу, на втором, третьем и четвертом. Держите ритм ровно и играйте на втором, затем на третьем, четвертом и пятом. Продолжайте эту схему, пока не дойдете до 12 лада, а затем возвращайтесь!
        • К примеру, если вы играете на высокой ми струне, ваше хроматическое упражнение будет таким: Счет раз: ми (открытая), фа (1 лад), фа-диез (2 лад), соль (3 лад) Счет 2: фа (1 лад), фа-диез (2 лад), соль (3 лад), соль-диез (4 лад)
        • …и так далее до 12 лада (и обратно).
      2. Выучите пентатонику. В пентатонике содержится всего 5 нот и все они приятно звучат при одновременном сыгрывании, поэтому эта гамма часто используется в сольных партиях. В частности, минорная пентатоника исключительно популярная в роке, джазе и блюзе. Эта гамма настолько часто используется, что иногда ее просто называют «пентатоникой» для краткости. Эту гамму мы и изучим ниже.

        • Минорная пентатоника содержит следующие ступени: Основной тон, пониженная 3 ступень, четвертая, пятая, и пониженная седьмая ступень (плюс октава) . Это практически минорная гамма, но без второй и шестой ступени.
        • К примеру, если мы начнем с низкой ми струны, ля-минорная пентатоника будет такой: Низкая ми струна: ля (5 лад), до (8 лад) Струна ля: ре (5 лад), ми (7 лад) Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад)
        • Тут, если хотите, можете продолжить играть те же ноты на высоких струнах: Струна соль: до (5 лад), ре (7 лад) Струна си: ми (5 лад), соль (8 лад) Струна ми: ля (5 лад), соль (8 лад)
      3. Изучите блюзовую гамму. Как только вы освоите минорную пентатонику, очень просто сыграть связанную с ней «блюзовую гамму». Для этого нужно просто добавить пониженную пятую ступень гаммы в минорную пентатонику. Это даст вам гамму с шестью нотами - все остальное без изменения.

        • К примеру, если вам нужно сделать из ля-минорной пентатоники блюзовую ля гамму, сыграйте так: Низкая ми струна: ля (5 лад), до (8 лад) Струна ля: ре (5 лад), ми-бемоль (6 лад) , ми (7 лад) Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад) Струна соль: до (5 лад), ре (7 лад), ми-бемоль (8 лад) Струна си: ми (5 лад), соль (8 лад) Струна ми: ля (5 лад), до (8 лад)
        • Пониженная пятая ступень известна как «блюзовая нота». Несмотря на то, что она находится в гамме, она несколько странно звучит и сама по себе неблагозвучна, поэтому, если вы играете сольную партию, старайтесь использовать ее в качестве вводного тона - то есть, играйте ее «при переходе» к другой ноте. Не держите эту блюзовую ноту слишком долго!
      4. Разучите двухоктавные версии всех гамм. Как только вы дойдете до октавы гаммы, вам необязательно возвращаться. Просто считайте октаву как новую тонику и используйте ту же ступенчатую схему для сыгрывания второй октавы. Мы уже кратко касались этой темы при изучении минорной пентатоники, однако это то, что вы можете практиковать практически с любой гаммой. Начиная с позиции нижних двух струн, можно достаточно легко покрыть две целых октавы в одной и той же части грифа. Заметьте, что вторая октава обычно содержит отличную аппликатуру даже с учетом одинаковых ступеней .

        • Давайте разучим двухоктавную мажорную гамму - как только вы ее запомните, вам будет легко понять любые другие двухоктавные версии мажорных гамм. Будем пробовать соль-мажор (самая первая гамма, изученная нами в этой статье). На данный момент мы умеем это: Низкая ми струна: соль (3 лад), ля (5 лад), си (7 лад) Струна ля: до (3 лад), ре (5 лад), ми (7 лад) Струна ре: фа-диез (4 лад), соль (5 лад)
        • Продолжайте, используя ту же схему: тон, тон, полутон, и так далее… Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад) Струна соль: си (4 лад), до (5 лад), ре (7 лад) Струна си: ми (5 лад), фа-диез (7 лад), соль (8 лад)
        • …и затем возвращаемся!

Твоя скорость игры на электрогитаре достигла восьмидесяти ударов в минуту. Нет? Вернись к предыдущему уроку. Если же это так, тогда вперед!

Что такое гаммы? Если очень сильно упростить, то гаммой можно назвать ряд звуков, расположенных в строго определенной последовательности полутонов, тонов, а иногда и больших интервалов. О гаммах в контексте аппликатурного мышления очень подробно рассматриваются . В этом уроке мы будем их использовать как еще одну разновидность упражнений. Чем хороши гаммы? Во-первых , в них встречаются как внешний, так и внутренний штрихи. Во-вторых , боксы гамм перекрывают все шесть струн. В-третьих , они, как правило, являются зацикленными, что дает возможность играть одну гамму в течение продолжительного времени.

Гамм существует огромное количество. Но все они нам не понадобятся, так как этот урок направлен на развитие скорости, а не музыкального мышления. Я приведу только некоторые из тех, что можно использовать в своих песнях, оставив за бортом мелодические лады, гармонический минор, мажорную пентатонику, блюзовую гамму и многие другие.

Но в первую очередь я бы хотел немного рассказать о том как необходимо их играть и что представляют собой те аппликатуры, что ты видишь чуть ниже. Я получил немало вопросов на эту тему и осознал, что большинство новичков имеют весьма скудное представление о том что такое гаммы в принципе. Итак, горизонтальные линейки это струны, как ты понимаешь, вертикальные – лады. Кружки – соответственно ноты, которые следует играть. Ни в коем случае не следует принимать гамму за аккорд и пытаться взять все ноты одновременно. Начинай играть из нижнего левого угла слева направо (т.е. с самой толстой струны, из того места где лады шире). Затем поднимайся к более высоким струнам, заканчивая играть гамму в верхнем правом углу. Затем ты можешь вернуться к исходной ноте в строго противоположной последовательности. Если все еще непонятно – в конце урока ты можешь скачать Guitar Pro табулатуры всех гамм, которые здесь встретишь. Но помни, что данные аппликатуры можно с легкостью двигать вдоль грифа и гамма при этом не изменится, изменится лишь ее тональность. Так же не забывай о том, что все гаммы необходимо играть ПЕРЕМЕННЫМ ШТРИХОМ. Вниз-вверх-вниз-вверх! Да и о других правилах, рассмотренных в предыдущих уроках не забывай!

МИНОРНАЯ ПЕНТАТОНИКА

С минорной пентатоникой ты уже знаком из предыдущего урока. Здесь я приведу пять боксов этой гаммы в различных позициях. если ты присмотришься, то заметишь, что их можно сложить, как кусочки мозаики. В конечно счете это, то что ты должен видеть, глядя на гриф гитары - ноты, входящие в конкретную гамму, ее тонику на различных струнах и ладах, многовариантность того, как можно сыграть любой пассаж, который только может прийти тебе в голову. Над этими боксами тебе придется работать... всю твой жизнь. Не больше, не меньше. Ну, или по крайней мере, столько, сколько ты собираешься играть на гитаре.

Никогда не ограничивай себя игрой в одной позиции. Ты когда-нибудь видел, чтобы Зак Уайлд сыграл все соло, не перемещая руку вдоль грифа? Я тоже нет:)

ДИАТОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ

Дальше - больше! Ниже представлены пять боксов диатонических семиступенных ладов. Первый - миксолидийский мажор , часто используемый Джоном Петруччи в его прогрессивных темах. Далее идет минорная гамма (эолийский минор) . Среди роковых и металюжных соляков она по праву занимает второе место. Прочувствуй ее мрачную, средневековую атмосферу.

На третьем рисунке - локрийский лад . Если сыграть его от второй ступени, получится ионийский (натуральный мажор) мажор . Хочешь сочинить нечто бодрящее, веселое. Возможно эпическое или пафосное? Тогда используй именно его. Старайся играть по правилу один палец - один лад (в случае с боксом натурального мажора это не сложно). На четвертом боксе ты видишь дорийский минор - еще один фаворит олдскульных рок гитаристов. И, наконец, на пятом боксе изображен фригийский минор , отличающийся от обычного всего одной ступень - второй пониженной, но зато какую атмосферу придает она ему! Сыграв его от этой самой второй ступени, мы получим лидийский мажор . Эту гамму ты мог слышать в произведениях Джо Сатриани.

Еще раз перечислю гаммы и способ их получения на основе натурального мажора. Итак!

1. Ионийский мажор строится на первой ступени натурального и, соответственно, идентичен ему.

2. Дорийский минор строится на второй ступени натурального мажора.

3. Фригийский минор - на третьей ступени натурального.

4. Лидийский мажор - на четвертой.

5. Миксолидийский мажор - на пятой.

6. Эолийский (натуральный минор) - на шестой

7. Локрийский лад строится на седьмой ступени натурального мажора.

Вот она, аппликатурная сетка, на которой ты можешь видеть все гаммы одновременно. Черной точкой обозначена тоника ионийского мажора. Присмотрись и отыщи для себя визуально приведенные выше боксы.

На приведенном выше рисунке подписаны четыре ступени ионийского мажора - седьмая, первая, третья и четвертая. Остальные отыскать, как ты понимаешь, совсем не трудно. Но это уже тема совсем другого раздела .

До этого ты играл все упражнения шестнадцатыми. По четыре ноты на каждый удар метронома. Но необходимо учиться играть также и триолями. Для этого мы будем использовать гаммы, расположенные по принципу три ноты на струне. Первый бокс это бокс фригийского минора, следующий - бокс лидийского мажора, затем - бокс миксолидийского и т.д. Для расчета скорости пользуйся следующей формулой. Скорость на которой ты собирался играть раздели на три и умножь на четыре . Ты получишь скорость для восьмых триолей. Скажем, ты собирался играть на скорости в 60 УВМ. 60:3*4=80 УВМ - искомая скорость для игры триолями. Играй по три ноты на каждый удар метронома.

Как видишь, первый бокс затрагивает открытые струны. Просто сдвинь его вправо. Я уже говорил, что гамма при этом не меняется, меняется лишь тоника. Этих последних гамм "по три ноты на струне" нет в табах, я уверен, ты понял принцип. А если нет - еще раз присмотрись к тем гаммам, что есть, сравни табы и рисунок, проанализируй. Развитие невозможно без этого. Ни одно пособие и ни один учитель не научит тебя играть, если ты не будешь учиться сам.

Здесь, пожалуй, пришла пора остановиться. Включай метроном, разучивай один из вариантов какой-либо гаммы и начинай заниматься. В следующем уроке жду тебя после того как ты сможешь играть ВСЕ гаммы на скорости 100 УВМ. Удачи!