Три вида минора в музыке. Тревожная тональность ре минор Натуральный минор – простой и строгий

Каждой минорной гамме соответствует параллельная мажорная. Чтобы ее определить, нужно от первой ступени исходного минора построить вверх малую терцию. Найдите на клавиатуре клавишу «до». Вспомните, как строится малая терция. Этот интервал состоит из полутора тонов и обозначается как м3. На расстоянии малой терции от клавиши «до» будет клавиша «ми-бемоль», то есть параллельной мажорной тональностью к до-минору будет ми-бемоль-мажор.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом

Чтобы начертить схему кварто-квинтового круга, нужно представить себе . Каждой мажорной тональности соответствует определенная цифра на часах. Например, в самом верху, где обычно располагается число 12, находится до-мажор – тональность без ключевых знаков. Здесь же располагается и параллельная минорная тональность, то есть ля-минор. По ходу часовой стрелки будут располагаться диезные тональности в порядке возрастания количества ключевых знаков. Это соль-мажор и ми-минор, ре-мажор и си-минор, ля-мажор и фа-диез-минор и т.д. Чтобы определить каждую следующую тональность, нужно от тоники построить вверх чистую квинту, то есть интервал, который обозначается ч5. Если вам больше нравится считать интервала вниз, то тогда нужно строить чистую кварту, то есть ч4.

Бемольные тональности

Обозначьте бемольные тональности. Для этого от звука «до» или «ля» постройте вниз чистую квинту или вверх чистую кварту. И в том, и в другом случае вы получите звуки «фа» и «ре», то есть следующими по количеству знаков будут фа-мажор и параллельный ре-минор. Построив кварту вниз от звука «фа» или «ре», вы получите «си-бемоль» или «соль», то есть мажор и минор с двумя ключевыми знаками (си-бемоль и ми-бемоль). Построив следующую квинту вниз, вы найдете очередную пару тональностей – ми-бемоль мажор и до-минор. То есть и в до-миноре, и в параллельном к нему мажоре при ключе стоят : си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль.

Вилы до-минора

Как и другие , до-минор бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический. В гармоническом миноре повышается седьмая ступень как в восходящем, так и в нисходящем направлении. То есть вместо звука «си-бемоль» нужно взять «си». В мелодическом миноре в восходящем направлении повышаются шестая и седьмая ступени. Нисходящий мелодический минор играется точно так же, как натуральный. Знаки, обозначающие повышение ступеней, при ключе не ставятся.

До-минорное трезвучие

Иногда требуется, не разучивая гаммы, сразу построить до-минорный аккорд. Как и любое минорное тоническое трезвучие, до-минорное состоит из двух терций – большой и малой. Малая располагается внизу, между первой и третьей ступенями – интервал в полтора тона, то есть средним звуком трезвучия будет «ми-бемоль». Отсчитав от этой клавиши два тона, вы получите пятую ступень – звук «соль».

Минорная гамма строится следующим образом: тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон. Если мы расположим ноты таким образом, то из них будет чаще получаться музыка грустная или в целом веселая, но с грустинкой. Выучите наизусть порядок тонов и полутонов в миноре, как скороговорку: «Тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон».

Расстояния между звуками гаммы Ре минор.

В миноре полутоны расположены между II и III ступенями и между V и VI ступенями.

В миноре устойчивые ступени те же, что и в мажоре – I, III и V.


Полутоны в гаммах До мажор и Фа мажор.

Так как устойчивые ступени в миноре те же, что и в мажоре, то и тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые будут выглядеть так же.

Гамма ре минор с указанием тяготений («со стрелками»).

Виды минора

Существует три вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Натуральный минор – самый обычный, основной вид минорной гаммы. Его мы рассмотрели выше. В давние времена это был единственный вид минора, и слово «натуральный» просто не было нужно. Сейчас натуральный минор встречается не столь часто. Особенно любят его русские музыканты и музыка в натуральном миноре часто связана с образами Руси.

Гамма ре минор натуральный.

Георгий Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенинина, Часть 3, «В том краю...» (фрагмент). Написана в фа миноре натуральном. Послушать целиком можно .

Государственный академический русский хор СССР, Симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Евгения Светланова, Алексей Масленников (тенор), 1957 г.

В гармоническом миноре на пол тона повышается седьмая ступень. Для этого используется знак – диез или бекар (а иногда дубль-диез). Чтобы понять, какой именно знак требуется, следует посмотреть на знаки при ключе.

Вариант 1. При ключе нет знака, относящегося к седьмой ступени. Тогда рядом с седьмой ступенью ставится диез.

Вариант 2. При ключе есть бемоль, относящийся к седьмой ступени. Тогда, чтобы поднять эту ноту на пол тона, нужно бемоль отменить. Отменяется бемоль с помощью бекара.


Вариант 3. При ключе есть диез, относящийся к седьмой ступени. Чтобы сделать «диезную» ноту еще выше, нужен знак дубль-диез.

И так, еще раз. Знака нет – ставим диез. При ключе стоит бемоль – ставим бекар. При ключе стоит диез – ставим дубль-диез.

Знак седьмой гармонической ступени ставится перед нотой, а не при ключе. Основное ее назначение – делать более яркими аккорды доминантовой функции (что это такое – см. , и ). В музыке все, что связано с аккордами, принято называть словом гармония . Соответственно, этот тип минора называется гармоническим.

Из-за повышения седьмой ступени в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда. Она находится между VI и VII ступенями. Увеличенная секунда охватывает две соседние ступени и три полутона. Сама по себе она звучит точно так же, как малая терция (см. энгармонически равные интервалы). Однако, внутри музыкального произведения ее ни с чем не перепутаешь. Она придает мелодиям или восточный колорит или особую проникновенность, как, к примеру, в некоторых поздних сочинениях В. А. Моцарта.

Гамма ре минор гармонический.

В. А. Моцарт, струнный квартет ре минор, KV 421, I Часть (фрагмент). Целиком послушать можно . В начале I Части квартета звучит нисходящий ход по звукам гармонической минорной гаммы с увеличенной секундой.

Исполняет Будапештский струнный квартет, 1953 год.

Мелодический минор . В мелодическом миноре на пол тона повышаются шестая и седьмая ступени. Из-за этого верхняя половина гаммы звучит, как мажор. Как правило, гамма мелодического минора поется только вверх, а вниз идет натуральный.


Гамма ре минор мелодический.

П.И.Чайковский. Симфония №4, Вторая часть. Знаменитая тема гобоя звучит в си-бемоль миноре мелодическом, и только там, где мелодия идет по гамме вниз, звучит натуральный минор. Послушать целиком можно .

Исполняет оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.

Сегодня можно встретить большое количество обучающей литературы, в которой расписано практически все. Если вы решили играть классическую музыку, то вам придется выучить теорию. Это нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться , уметь импровизировать и придумывать музыку.

При полном незнании теории музыки лучше всего начать обучение с интервалов. Только после изучения этого раздела вы можете приступать к изучению тональностей. Всего существует 24 тональности. Две из этих тональностей не имеют знаков при ключе, а остальные характеризуются наличием диезов или бемолей.

Какие знаки в ре миноре

Ре минор можно назвать одной из легких тональностей, так как в ней присутствует всего 1 ключевой знак – си-бемоль. Также следует помнить, что все натуральные минорные тональности могут приобретать временные знаки. Например, в гармоническом миноре будет повышаться 7 ступень гаммы. Если спроектировать это правило на тональность ре минор, то вы получите ноту до-диез. Существует и мелодический вид минорной гаммы. По звучанию она будет напоминать мажор, но с небольшими изменениями. У мелодического минора при движении вверх будут повышаться 6 и 7 ступени, а вниз вам нужно будет сыграть или спеть натуральный минор (на письме знаки повышения или понижения ноты отменяются бекаром).

Квинтовый круг, или как научиться импровизировать

Определению названия тональностей по знакам при ключе обучают в музыкальных школах. Вы можете разучить тональности и ключевые знаки в них самостоятельно, воспользовавшись изображением квинтового круга. На нем изображены тональности в зависимости от степени родства. Например, в верхней точке круга расположены тональности без знаков, затем идут тональности с 1, 2, 3 и т. д. знаками при ключе. Справа будут указаны диезные тональности, а слева – бемольные. Если вы запомните квинтовый круг, то вы сможете без труда подобрать аккомпанемент к мелодии, сымпровизировать, а также разобраться в тональности, в которой при ключе большое количество знаков.

Как определить тональность произведения по ключевым знакам

При разучивании незнакомого произведения изначально нужно определить тональность, в которой оно написано. Для этого вам следует обратить внимание на знаки при ключе. Также необходимо взять в расчет и окончание произведения, так как одни и те же ключевые знаки могут присутствовать в двух тональностях – мажоре или параллельном миноре. Только при учете этих двух факторов вы сможете безошибочно определить тональность пьесы.

Следует отметить,

Так повелось, что самые душераздирающие композиции написаны именно в минорных . Считается, что мажорный лад звучит весело, а минорный - грустно. В таком случае приготовьте носовой платок: весь этот урок будет посвящен “грустным” минорным ладам. В нем вы узнаете – что же это за тональности, чем они отличаются от мажорных и как играть минорные гаммы .

По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку и , и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.

Я надеюсь, вы не бросили заниматься ? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий. Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым:-). Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.

Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие - сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.

Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне : в миноре он понижен, образуя с тоникой (м.З).

Еще одно отличие - то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?

Итак, какие же это разные виды, спросите вы?

Существует три вида минора:

  1. натуральный
  2. гармонический
  3. мелодический.

Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.

Натуральный минор – Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире - он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда – ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.

В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Полтора тона – Полутон

Другая разновидность минора - мелодический минор , известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.

И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Тон – Полутон.

Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать - мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние - как в мажорной.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.

Параллельные тональности

И здесь всплывает понятие параллельных тональностей .

Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.

Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию - минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.

Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка - это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.

Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь - вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.

Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.

  • До мажор/ля минор - C-dur/a-moll
  • Соль мажор/ми минор - G-dur/e-moll (1 диез)
  • Ре мажор/си минор - D-dur/h-moll (2 диеза)
  • Ля мажор/фа-диеэ минор - A-dur/f:-moll (3 диеза)
  • Ми мажор/до-диез минор - E-dur/cis-moll (4 диеза)
  • Си мажор/соль-диез минор - H-dur/gis-moll (5 диезов)
  • Фа-диез мажор/ре-диез минор - Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
  • Фа мажор ре минор - F-dur/d-moIl (1 бемоль)
  • Си-бемоль мажор/соль минор - B-dur/g-moll (2 бемоля)
  • Ми-бемоль мажор/до минор - Е -dur/c-moll (3 бемоля)
  • Ля-бемоль мажор/фа минор - As-dur/f-moll (4 бемоля)
  • Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор - Des-dur/b-moll (5 бемолей)
  • Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор - Ges-dur/es-moll (6 бемолей)

Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.

Напомню технику игры гамм:

  1. Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз. Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.
  2. Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково. Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно. И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор – седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.
  3. Соединить двумя руками.
  4. Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.

На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора - меню, из которого можно выбирать ноты.

Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.

А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие - просто отвратительно, а третьи - очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.

Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.

И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях






Фуга ре минор, сочиненная Иоганном Себастьяном Бахом в начале восемнадцатого века, вошла в сокровищницу мировой классической музыки как одна из самых популярных и известных композиций. Исполняется она чаще всего вместе с токкатой, выдержанной в той же тональности. Профессиональным музыкантам и любителям, знакомым с азами название понятно. Всем же прочим меломанам требуется разъяснение того, что означает «ре минор», и в каких опусах великого мастера (а также других композиторов) он встречается.

А Бах ли автор?

Долгое время - более двух с половиной столетий - никто не сомневался в том, что эта фуга написана Бахом. Затем, в восьмидесятых годах прошлого века, появились две книги, в которых на основе детального анализа стилистики и наиболее часто применяемых композитором музыкальных приемов высказываются сомнения в подлинности официально признанного авторства. Наличие параллельных октав, субдоминантового ответа и некоторые другие характерные для произведения моменты либо не встречаются в других произведениях Баха, либо крайне редки.

Эти особенности понятны только специалистам, имеющим глубокие познания в теории, поэтому углубляться в подробности смысла нет. Остается лишь верить Кристофу Вольфу (стороннику того, что Бах все же написал токкату и фугу) либо Питеру Уильямсу (противнику авторства Баха). К тому же гениальные композиторы часто творили нечто, что удивляло их самих, такова уж их природа, что заданным алгоритмам они не подчиняются. «Фуга ре минор» - произведение незаурядное, не похожее более ни на что. Парадоксально, но в каком-то смысле это говорит в пользу его аутентичности. Тональность, в которой она написана, дает богатые возможности выражения эмоций, переполняющих талантливую душу.

Немного о сольфеджио и гаммах

Совсем немного следует углубиться в теорию, без этого никак нельзя. Во-первых, нужно вспомнить о том, что любой гармоничный звук представляет собой совокупность частот, среди которых выделяется основная, определяющая положение ноты. К примеру, «ля 1» соответствует колебаниям воздуха в 440 Гц.

Человеческое ухо различает семь тонов и пять полутонов в каждой гамме, далее все начинается снова, уже в другой октаве. Зримо это можно оценить, глядя на клавиатуру фортепиано: белые клавиши - это тона, а черные - полутона. Ясное дело, что повышение (мажор или «moll») одного тона на его половину - это то же самое, что понижение следующего. Иными словами, ре минор тождественно термину «d-moll».

Простым (хотя и не всегда) упражнением для учеников начальных классов музыкальных школ является такой важный элемент образования, как разучивание гамм. Оно дает главное - запоминание того, где на клавиатуре находится нужная клавиша, или какая струна арфы (скрипки, виолончели, домры и т. д.) создает требуемый звук. То же касается и Восходящая гамма на гитаре иногда для простоты прочтения записывается латинскими (H - полутон, Half) или русскими буквами (Т и П), например, W-W-H-W-W-W-H (Т-Т-П-Т-Т-Т-П), что читается так: «тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Такой способ запоминания дает возможность овладения самым популярным инструментом тем, кто профессионально учиться в консерватории не имеет времени или желания, а играть хочет. Гамма ре минор звучит в такой последовательности: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.

Произведения этой тональности

Музыка влияет на человеческое сознание сильнее, чем любой другой вид искусства. в отличие от мажорной, создает грустное, задумчивое и даже порой агрессивное настроение. Эта психологическая особенность восприятия часто использовалась композиторами прошлых веков, да и современные произведения очень часто выдержаны в ней. Блюз основан на «понизительной» гармонии, как и многие образцы рока. Из классической музыки, выдержанной в тональности «ре минор», помимо фуги Баха, наиболее известными произведениями стали его же «Концерт №1 для клавира с оркестром» (BWV 1052), «Реквием» Моцарта, Девятая симфония Бетховена (широко известная по «Оде радости» в четвертой ее части). Двадцатый век подарил нам Седьмую симфонию Дворжака, Первую Рахманинова, его же Фугу, Третий концерт и Этюд-картину, написанную в той же тональности, вторую Сонату для фортепиано Прокофьева, Сонату для фортепиано Шостаковича и множество других замечательных произведений.

В современной обработке

Каждый композитор вправе выбирать, какая тональность ему по душе. К тому же гармоничность созвучия соответствует эмоциональной наполненности произведения, ее смыслу и сверхзадаче. Музыка бывает оптимистично-мажорной, мрачно-минорной или имеет все возможные промежуточные оттенки. Богатство наследия прошлых веков побуждает многих джазменов и рок-исполнителей создавать оригинальные аранжировки произведений композиторов-классиков прошлых столетий. К примеру, известная группа «Megadeth» началом песни «Loved to Deth» сделало цитату, исполняемую на фортепиано, в которой каждый просвещенный меломан легко угадает «Фугу ре минор» Баха. Есть и другие примеры того, как сонаты, фуги и концерты этой тональности, использованные нынешними музыкантами, становятся особенно созвучными нашему тревожному времени.