Упражнения по сольфеджио для начинающих. В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия. Большая и малая терции

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.


Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа



Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа



Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.


Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.


Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:


Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.


Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.


Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:


Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

Диезные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор
Соль мажор и ми минор
Ре мажор и си минор
Ля мажор и фа-диез минор
Ми мажор и до-диез минор
Си мажор и соль-диез минор
Фа-диез мажор и ре-диез минор
До-диез мажор и ля-диез минор

Рассказываем о наиболее удобном для гитаристов подходе к развитию музыкального слуха, так назы- ваемому «сольфеджио с подвижной До», и его практическому применению в импровизации и чтении нот.

Статья будет интересна для всех музыкантов неклассического направления — джаз-, рок- и поп-музыкантов.

Если вы никогда не задумывались о развитии музыкального слуха и совсем не знакомы с сольфеджио, советуем прочитать Что такое сольфеджио и зачем оно нужно?

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

«Классическое» сольфеджио и гитара

Среднестатистический гитарист тратит на развитие музыкального слуха гораздо меньше времени, чем на технические упражнения.
Меж тем развитый музыкальный слух — то, что отличает музыканта от, собственно, не музыканта. Внятно импровизировать, чётко выражать свои музыкальные идеи невозможно без подтягивания ушей вслед за пальцами.

Всегда останавливает одно — тот избыток информации, присущий традици- онной системе преподавания сольфеджио, и отсутствием понимания каким образом вся эта тяжеловесная теоретическая составляющая может быть применена в повседневной музыкальной практике.

Мы, гитаристы, мыслим аппликатурами. При смене тональности, например, с Си-мажора на Ля-бемоль-мажор, я не стану соображать, что в Си-мажоре 5 диезов, а в Ля-бемоль- мажоре 4 бемоля — я просто передвину руку в нужную позицию и поменяю у себя в голове аппликатурную картину мира. Не то, что это знание не нужно или не важно, — отнюдь, но на гитаре как-то не чувствуешь первичность этого знания.

Почему сольфеджио у нас ассоциируется с фортепиано

Лет 150 назад в России любой мало-мальски образованный человек, а уж тем более музыкант, практически обязательно осваивал фортепиано в курсе обучения. Так и появилась «классическая» система преподавания сольфеджио с её жёсткой привязкой к фортепиано.

Для пианиста естественно визуализировать отношения между звуками с помощью клавиатуры фортепиано. Оно понятно: клавиатура перед глазами, сколько «чёрных клавиш в какой тональности» вызубрено, — на фортепиано волей-неволей начнёшь мыслить гармонически.

Однако, времена изменились. Гитаристов, которые начинают своё знакомство с гитарой через фортепиано сейчас единицы. Сейчас фортепиано — для многих это скорее барьер. Вот слухом никто и не занимается, — это кажется неприподъёмным.

А что можно развивать слух как-то иначе?

Да.
Наше привычное «фортепианное» сольфеджио отнюдь не единственный путь к развитому музыкальному слуху. Сольфеджирование, т.е. пропевание мелодий по нотам, как метод развития музыкального слуха появилось задолго до того, как клавишные инструменты получили широкое распространение.

Вообще, систем сольфеджио довольно приличное количество. И они не менее «классические». В современной европейской музыке в противовес «фортепианному» сольфеджио используется так называемое «сольфеджио с подвижной До», или Movable Do System, как называют этот метод в Berklee College of Music (США).

Что такое «сольфеджио с подвижной До»?

Идея, лежащая в основе системы с подвижной До, крайне проста:

Независимо от того, в какой вы сейчас тональности, будем называть первую ступень гаммы, т.е. тонику, — «До», вторую — «Ре», и т.д.

Сменилась тональность, — сменилась и наша До:

Таким образом мы воспринимаем мелодию не как набор конкретных нот на фортепиано, а как движение по ступеням лада (гаммы). Волей-неволей, каждую ноту мелодии тем самым мы будем соотносить с тоникой.

К слову говоря, ту традиционную у нас систему называют «сольфеджио с фиксированной До», fixed Do system.

Никто не утверждает, что система с подвижной До чем-то лучше. И у неё есть свои минусы, о которых ниже, — просто та её особенность, что можно абстрагироваться от фортепиано как нельзя лучше подходит современному гитаристу. Ведь для того чтобы слышать какую-либо ступень в гамме вовсе не обязательно знать какая конкретно это нота, — важно уметь соотносить её с тоникой.

То, что До — это первая ступень (а не, скажем, Ля) записано у нас в подсозна- нии ещё с начальной школы. Нам значительно труднее воспринимать «Фа# — Ля# — До# — тоническое мажорное трезвучие в тональности Фа-диез мажор», чем просто сказать, что «это До — Ми — Соль в тональности Фа-диез мажор».Легче сконцентрироваться на изучении отношений между ступенями (нотами, звуками) . А ведь для этого и было придумано сольфеджио, это и есть развитие музыкального слуха.

Запомнив как звучит отношение между, например, 6й ступенью (Ля) и тоники (До) в тональности До-мажор, вы легко распространите этот навык на все остальные мажорные тональности, ведь отношение между ступенями гамм мажорных тональностей одинаково. И услышав подобное отношение в тональности Фа-диез мажор, вы с уверенностью скажете, что это звучит 6- я ступень, т.е. Ля, тональности Фа-диез мажор. Сказанное верное и для минорных и для любых других тональностей. Сольфеджио с подвижной До даёт уверенное ощущение лада .

Лёгкость транспонирования . Выучив мелодию в одной тональности, вы без труда перенесёте её в любую другую — мы же имеем дело со ступенями лада, а не с нотами.

Лёгкость изменения лада . Уверенно слыша один лад, вы будете уверенно слышать и другой, проработав изменения в отношениях между ступенями.

Импровизация в ладу . Что нужно для того, чтобы уверенно импровизировать? Уметь строить мелодии у себя в голове и не вылетать из тональности. Что такое тональность?

Тональность = Тоника + Лад

Тонику вам дадут (например, басист, если он адекватен), ступени лада слышим, — вот она свобода импровизации.

Кстати, многие так и называют сольфеджио с подвижной До — импровизационное сольфеджио.

Дополнительные плюсы гитаристам

Вернёмся к аппликатурам.
Вот, например, одна из основных аппликатур мажорной гаммы с тоникой на 6й, 4й и 1й струнах. На этой аппликатуре проставим ступени лада:

Она подходит для любой мажорной гаммы и нисколько не изменится ни для До мажора, ни для Си-бемоль мажора, ни для Соль мажора (за исключением того, конечно, что начинаться будет с соответствующего лада на грифе):

Где тоника (До) всегда понятно, где какая ступень — тоже. Ну чем не фортепиано?
Проработав таким образом остальные аппликатуры, мы свяжем визуальное восприятие со слуховым. Это дополнительный первый плюс для гитаристов. В итоге получим осознанную игру.

Второй плюс , как следствие первого, — чтение нот. Аппликатурно-визуальные и слуховые составляющие у нас проработаны, где какая ступень в аппликатуре и как она связана с тоникой понимаем, -почему бы не начать читать ноты?

Есть правда небольшой нюанс, с системой с подвижной До не получится читать нотацию «как она написана», придётся научиться воспринимать нотную запись с точки зрения тоники и ступеней. Это на самом деле несложно и быстро осваивается, но всё же имеет место быть. И это первый минус .

Например, «Чижик-пыжик»:

Второй минус . А что если музыка атональна? Если невозможно понять что есть тоника?
Правда явление это редкое и находится во вселенной авангардной музыки. Но и там можно выкрутиться, приняв, например, за тонику первую ступень того аккорда, который вы сейчас играете. Если вообще вы будете играть аккорды в этом случае… и на гитаре…

Павел Тюкавин

Преподаватель гитары, импровизации, сольфеджио

Всем привет, дорогие вокалисты!

Сегоднямы с Вами пройдемся по азам сольфеджио, узнаем, что это такое и как его поэтапно правильно и грамотно изучать. Учебник пока не пригодится, все самое важное в этой статье. Итак

Сольфеджио - это дисциплина, которая предназначена для развития музыкального слуха, и изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т.д… Это позволяет тренировать слух музыкальными диктантами, анализами, сольфеджированием и т.п.

1. Первое, что нужно знать, - это конечно же ноты (их всего 7) и условные их обозначения.

1-я - ДО (С)

5-я - СОЛЬ (G)

7-я - СИ (H, также могут подписывать B)

Пример на клавишах фортепиано.

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

Вот пример в нотной тетради в скрипичном ключе, в первой октаве.

Что такое октава?

Октава - музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.

Звукоряд - это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.

Октавы на музыкальном инструменте фортепиано.

Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:

  • Субконтроктава (эта октава неполная, начинается с «Ля» и имеет всего 3 ноты)
  • Контроктава
  • Большая октава
  • Малая октава
  • Первая октава
  • Вторая октава
  • Третья октава
  • Четвертая октава
  • Пятая октава (имеет всего одну ноту “До”)

Всего на фортепиано 88 клавиш - 52 белых и 36 черных.

Ключи

Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.

Всего их есть 3:

  • Скрипичный - самый встречаемый и популярный ключ. Он исходит с ноты “соль” первой октавы. Рисуется на второй линейке нотоносца.
  • Басовый - второй по распространенности ключ после скрипичного! Рисуется на четвертой линейке нотоносца и окружает линейку, на которой пишут ноту “Фа” малой октавы.
  • Альтовый - обозначает ноту “До” первой октавы. Рисуется на средней линии нотного стана.

Альтерация

Повышение или понижение ступени ноты.

Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:

  • диез - повышение на полтона,
  • бемоль - понижение на полутон,
  • бекар - отмена знаков при ключе.

Знаки альтерации делятся на 2 типа:

  • ключевые - пишутся рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.
  • случайные - ставятся перед нотой.

Тон и полутон.

Полутон - это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон - это 2 полутона.

Интервалы

Интервал - 2 звука, которыми могут быть одна и та же нота, либо две разные.

Нижний звук интервала является его основанием, а верхний - вершиной.

Интервалы делятся на 2 типа:

  • мелодичные - нотки, которые взяты последовательно,
  • гармоничные - одна и та же нота, взятая одновременно.

Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:

  • Прима (1)
  • Секунда (2)
  • Терция (3)
  • Кварта (4)
  • Квинта (5)
  • Секста (6)
  • Септима (7)
  • Октава (8)

Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)

  • Малая секунда (1 полутон)
  • Большая секунда (2 полутона)
  • Малая терция (3 полутона)
  • Большая терция (4 полутона)
  • Чистая кварта (5 полутонов)
  • Увеличенная кварта (6 полутонов)
  • Чистая квинта (7 полутонов)
  • Уменьшенная квинта (6 полутонов)
  • Малая секста (8 полутонов)
  • Большая секста (9 полутонов)
  • Малая септима (10 полутонов)
  • Большая септима (11 полутонов)
  • Чистая октава (12 полутонов)

Длительности

Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.

Итак, разберемся в названиях и обозначениях:

  • целая нота - самая длинная. Ритмически состоит из 4-х ударов метронома.
  • половинная нота - в 2 раза короче целой ноты. Поэтому ритмически звучит на 2 удара метронома.
  • четвертная нота - ритмически идёт на каждый удар метронома.
  • восьмая нота - ускоряется в ритме по сравнению с четвертью в 2 раза. Поэтому на один удар метронома приходятся 2 восьмых!
  • шестнадцатая нота - естественно, еще в 2 раза быстрее, чем восьмушка. Поэтому на один удар метронома успевают пройти 4 шестнадцатые.

Вот, дорогие наши читатели, основы, которые обязательно нужно знать для вокалиста в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этого, но тем, кому хочется петь чисто интонируя и чувствовать ритм песен, это точно пригодится.

Если вы дочитали до этого места, то у вас явно серьезный подход к вокалу. А у нас серьезный подход к обучению:

Уникальная методика, которая показала свою эффективность на сотнях учеников.

Упражнения, которые позволят вам уже через месяц петь как высокие, так и низкие ноты, а через два месяца выступать и зарабатывать вокалом.

Педагоги, которые не представляют своей жизни без прогресса их учеников.

.

Желаю успехов в изучении материала! У Вас непременно всё получится!

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

Е. Копий

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы - белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу - ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки - белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие - это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее - все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) - Тоника, она по сказке В. Кирюшина - Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом - комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж - Доминанта - главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны - Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени - Медианты, VI ступени - Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки - минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио - это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны - бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие - КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.


Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.