Что такое музыкальная фактура определение. Тема: Фактура. Какой бывает музыкальная фактура. I. Организационный момент

(словарь)

Фактура – характер изложения музыкального материала произведения (его музыкальная ткань).

регистром, диапазоном, принадлежностью к муз.складу и др.

Музыкальный склад – наиболее типичный способ изложения материала.

(монодия, от греч . (греч. poly –много, phon ё- (греч. homos –равный) -

monos –один и ode -пение) звук) – сочетание доста- ведущий голос с гармо-

точно самостоятельных ническим сопровожде-

усложненное одного– крылатому образному опре- Главенство вертикали

лосие - изложение мело-.- делению – разговор уважаю- над горизонталью.

дии парал. интервалами, щих себя и не перебивающих-

аккордами (утолщенная ме- друг друга собеседников). Разновидность -

лодия, мелодический пласт) (Условно) главенство гори- аккордово-гармони-

зонтали над вертикалью. ческий склад – это ак-

кордовая фактура при

Два типа полифонии: отсутствии выразитель-

контрастная (интонационно ного ведущего голоса. индивидуальные голоса), .

имитационная (подражание),

общие мелодические обороты.

гетерофония (промежуточный склад между полифонией и усложненным одноголосием. См ниже с 50-51).

В произведениях инструментальной музыки (ф-но, в частности) гомофонного склада различают 4 типа фактурного преобразования гармонии (можно сказать, 4 типа гармонических фактур), (Ю.Тюлин. Краткий теор. курс гармонии. М.,1960):

- гармоническая фигурация , - всевозможное арпеджирование. (Это фактура большинства лирических пьес, романсов).

- ритмическая фигурация, - повторения аккордов в определенном ритме, обусловленным жанром (Шопен. Прелюдия e moll).

- колористическое наслоение, - дублировка звуков аккорда (от 5-6 ти голосов в гармонической ткани до 16 ти (-cis moll прелюдия Рахманинова, реприза) и более),.

- мелодическая фигурация - мелодизация гармонической ткани введением тематически значимых подголосков. (Шуман. Фантастические пьесы. Отчего?.)

В одной теме может быть смешение типов гарм. фактур (типов фактурного преобразования гармонии).

Средством мелодической фигурации являются неаккордовые звуки.

(Мелодии, построенные только по звукам аккордов, немногочисленны).

4типа неак. звуков.

На сильном времени (такта или метрической

доли) – задержание ,- неак. звук, задерживающий

появление аккордового тона:

Н
а слабом времени –вспомогательный ,


опевающий:

- проходящий , – неак. звук в поступенном

(
гаммообразном) движении:

- предъем , – неак. звук, появляющийся

ранее своего аккорда:

Все неаккордовые звуки - прилегающие (т.е. в секундовом отношении) к аккордовому.

Типы многоголосия русской народной песни

Лит.: Л.С.Мухаринская. В поисках современного образа. Сов.муз..1969.с.93-96.

В.М.Щуров. Основные типы русского народного песенного многоголосия. Тбилиси, 1985.

Н.Вашкевич. Гетерофония. Рукопись. Метод. кабинет.Тверь.1997

Бурдонное (волыночное) пение, пение на выдержанном (педальном) звуке. Ранняя форма многоголосия.

Гетерофония (от греч. heteros-другой; другой звук, разноголосие ), - многоголосие, образуемое подголосками вариантно-орнаментального или мелизматического типа к основному напеву. Гетерофония – древнейший и наиболее устойчивый тип русского крестьянского народно-песенного многоголосия, сохраняющий свое ведущее значение до наших дней.

Гетерофонны практически все многоголосные песни DV диска ИВАН КУПАЛА (1999г). Это народные песни, записанные от фольклорных сельских ансамблей разных регионов России (от Архангельского края до Астраханского), и представленные с музыкальным сопровождением синтезатора (Достойный внимания пример использования народной песни в поп.музыке, пример популяризации фольклора).

Расслоение мелодической линии, «размывание» мелодического контура, «вибрирующее» звучание секундовых «наплывов» – неповторимое красочно-колористическое явление гетерофонного многоголосия русской крестьянской песни. Но колорит - это внешняя сторона. Семантика гетерофонии в ином. Часто гетерофонные «пучки» акцентируют метро-ритм напева. В лирических песнях их диссонантность концентрирует напряженность хореических интонаций. В песнях с драматическим содержанием гетерофонное расслоение «воспринимается как подчеркивание, - отмечает И.И. Земцовский, - как своего рода устный «курсив»» наиболее значимых фрагментов текста.

Свадебная песня «По сеням» (Нелидовский район, запись И.Н.Некрасовой) - пример так называемой «точечной» гетерофонии:

В «Систематизированном сборнике песен» (http://intoclassics.net/news/2010-10-16-19094 ) это песни: «Среди долины ровныя», «Вниз по Волге-реке», «Ивушка».

В учебниках теории подголосочность – это разновидность полифонии, - полифония народнопесенного многоголосия. В противоположность ей, гетерофонию относят к одноголосному складу, вернее, усложненному одноголосию (образующему как бы утолщенную мелодию, мелодический комплекс, мелодический пласт).

Пение с «подводкой» - хоровое двух-трехголоие с верхним контрастно противопоставленным основному напеву солирующим голосом-подводкой, контрапунктирующим основной мелодии (нередко оспаривающим с ней роль ведущего голоса).

Пример подводки – «Вот мчится тройка удалая», сл.Ф.Глинки; «Гулял по Уралу Чапаев-герой».

Пение «второй» (вторить в терцию) – простейшее ленточное терцовое (реже, в сексту) двухголосие.

Примеры вторы – «Тонкая рябина», «Зорка-Венера», «У зари-то, у зореньки», «То не ветер ветку клонит».

Предположительно, последние три типа многоголосия (подголосочность, подводка, втора) появились в нар.песне сравнительно недавно (3 – 4 века назад) и утверждались под влиянием городской песни и практики храмового партесного пения.

Кантовый склад пения, гомофонный, с аккордово-гармоническим резонированием на каждый тон мелодии. Кант – жанр городского фольклора. Кантовое пение развивалось под влиянием западно-европейской музыкальной (изначально, польской) культуры. Для канта типично 3-голосие с парал. в терцию движением верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору. Для канта характерна квадратность структур. Примеры мелодий близких к канту: «Солдатушки, браво ребятушки»,

«Донцы-молодцы», «Взвейтесь, соколы, орлами»,

В конце XIX и в XX веке появились новые формы многоголосия. Стилистически они неоднородны:

Фольклористы отмечают, что в наше время можно услышать исполнение народными певцами старинной песни в двух вариантах: в присущей ей одноголосном звучании и в многоголосном «современном».

Монодическая фактура . Она предполагает только горизонтальное измерение (вертикаль исключается). Примерами могут служить григорианское пение и знаменный распев, где одноголосная музыкальная ткань и фактура тождественны. Монодический склад и фактура легко принимают форму, промежуточную между монодией и полифонией, – гетерофонное изложение, где унисонное пение в процессе исполнения усложняется различными мелодико-фактурными вариантами.

Полифоническая фактура. Ее сущность заключается в соотнесенности одновременно звучащих мелодических линий, относительно самостоятельное развитие которых составляет логику музыкальной формы. Важными качествами являются плотность и разреженность, т.е. «вязкость» и «прозрачность», которые регулируются числом полифонических голосов (например, Месса Дж. Палестрины, Фуга До мажор из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, кода финала Симфонии до минор С. И. Танеева).

Для полифонической фактуры типичны единство рисунка, отсутствие резких контрастов звучности, постоянное число голосов. Одним из свойств является текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметность переходов от одного голоса к другому. Полифоническую фактуру отличает постоянное обновление, отсутствие буквальных повторений при сохранении полного тематического единства. Огромное значение для этой фактуры имеет ритмическое и тематическое соотношение голосов.

Типы полифонической фактуры:

1. Хоральная фактура , возникающая при одинаковых длительностях во всех голосах. В этом случае движение определяется развертыванием мелодической линии в каждом из голосов, а не функциональными отношениями гармонических вертикалей. Данная фактура не тождественна аккордово-гармонической.

2. Фактура, основанная на абсолютной метроритмической независимости голосов , как в мензуральных канонах. Мензуральная нотация допускала фиксирование и высоты, и относительной длительности звуков в отличие от невменной нотации, которая указывала лишь направление движения мелодии, и сменившей ее хоральной нотации, где обозначалась высота звуков (в мензуральной нотации допускалось двудольное и трехдольное дробление тех же длительностей).

3. Разнотемная полифония , создающая живописное фактурное сплетение. Свое развитие она получила в музыке XIX-XX вв. (заключение оперы Р. Вагнера «Валькирия»).

4. Фактура линеарной полифонии , основанная на движении гармонически и ритмически не соотнесенных голосов. Мелодическую линию образует последовательное движение звуков различной высоты (например, Д. Мийо «Камерные симфонии»).

5. Фактура, связанная со сложными диссонирующими дублировками полифонических голосов и переходящая в полифонию пластов (наиболее часто встречается в произведениях О. Мессиана).



6. «Дематериализованная» пуантилистическая фактура , специфика которой состоит в том, что музыкальная мысль излагается не в виде тем или мотивов, а с помощью отрывистых звуков (преимущественно с широкими скачками, обнажающими одиночные точки в различных регистрах), окруженных паузами. Для пуантилизма типична пестрокрасочная россыпь ярких точек (звуков). Это один из современных методов композиции - письмо «точками». Родоначальником пуантилизма считается А. Веберн.

7. Фактура, создающая ощущение многоголосной тяжести оркестрового контрапункта . Такая фактура встречается в сочинениях А. Берга и А. Шёнберга. Она в корне противоположна «дематериализованной» пуантилистической фактуре.

8. Полифоническая фактура алеаторных эффектов , которая строится на основе принципа случайности, как главном формирующем начале в процессе творчества и исполнительства. Представителем этого течения в современной музыке является В. Лютославский. Элемент случайности привносится в музыку различными методами. К примеру, музыкальная композиция может строиться с помощью «жребия» - на основе ходов шахматной игры, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей (отсюда название - алеаторика, что в переводе с латинского языка означает «игральная кость», «случайность») и т.п.

9. Полифоническая фактура сонористических эффектов . Ее отличительной чертой является выдвижение на первый план красок звучания, а также моментов перехода от одного тона или созвучия к другому.



Гармоническая фактура. Именно гармонический склад предполагает необычайное многообразие типов рассматриваемой фактуры. Первым и элементарным является ее разделение на гомофонно-гармоническую и собственно аккордовую. Аккордовая фактура многоритмична: в ней все голоса изложены звуками одинаковой длительности (например, начало увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского). Гомофонно-гармоническую фактуру отличает четкое разделение рисунков мелодии, баса и дополняющих голосов (например, Ф. Шопен – начало Ноктюрна до минор).

Различают следующие типы изложения гармонических созвучий.

1. Гармоническая фигурация аккордово-фигуративного типа которая представляет собой ту или иную форму поочередного изложения звуков аккорда. Яркий пример, Прелюдия До мажор из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.

2. Ритмическая фигурация – повторение звука или аккорда. Например, в Поэме А. Н. Скрябина Ре мажор (ор. 32, № 2).

3. Различные дублировки , например, в октаву при оркестровом изложении (менуэт из Симфонии соль минор В. А. Моцарта) или длительное удвоение в терцию, сексту и т.д., образующее «ленточное движение» («Музыкальный момент» С. В. Рахманинова, ор. 16, № 3).

4. Разнообразные виды мелодических фигураций , основывающихся на привнесении мелодического движения в гармонические голоса – усложнение аккордовой фигурации проходящими и вспомогательными звуками (этюд до минор Ф. Шопена, ор. 10, № 12), мелодизация (хор и оркестровое изложение основной темы в начале 4-й картины оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), полифонизация голосов (вступление к «Лоэнгрину» Р. Вагнера), мелодико-ритмическое «оживление» органного пункта (4-я картина «Садко», цифра 151).

Представленная систематизация типов гармонической фактуры является самой общей. В музыке существует множество конкретных фактурных приемов, строение которых и способы употребления определяются стилистическими нормами данной музыкально-исторической эпохи. Поэтому история развития фактуры неотделима от истории гармонии, оркестровки, исполнительства.

Говоря об эволюции фактуры, было бы несправедливо не упомянуть тех композиторов, которые сыграли огромную роль в обновлении и разнообразии ее типов. Так, например, Д. Палестрина мог на протяжении многих тактов применять фигурацию возникающих аккордов с помощью сложных полифонических и собственно хоровых средств, любуясь гармонией. Вначале XVII в. композиторы в своих произведениях применяли несложные приемы и рисунки смешанной гармонической и полифонической фактуры. Лишь во второй половине XVII в. ее выразительная роль усилилась. Неоценимый вклад, отмеченный высочайшей разработанностью фактуры, внес И. С. Бах. Его фактурные открытия дали большой толчок развитию творчества композиторов-романтиков. В музыке венских классиков наблюдаются ясность гармонии и четкость фактурных рисунков. Композиторы использовали несложные фактурные средства и основывались на общих формах движения (пассажи, арпеджио). Для музыки XIX в. характерно исключительное разнообразие типов фактуры. Яркие стилистические особенности фактурного изложения возникают в творчестве Ф. Листа. Обновление фактуры заметно в мелодизации гармонического склада, превращающегося порой в полифоническое изложение как, например, у Ф. Шопена. Одни из самых значительных достижений XIX в. в области фактуры – усиление ее мотивной насыщенности и тематическая концентрированность. В этот период возникают фактура-гармония и фактура-тембр. Сущность их состоит в том, что при определенных условиях гармония как бы переходит в фактуру, а выразительность определяется не столько звуковым составом, сколько живописностью расположения. Более важным оказывается не высотное, а фактурное наполнение аккорда. Примеры фактуры-гармонии часто встречаются в произведениях М. П. Мусоргского. Но в целом это явление более типично для музыки XX в. (сочинения А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, К. Дебюсси). В других случаях слияние фактуры и гармонии определяет тембр. Это особенно ярко проявляется в оркестровом приеме «совмещения подобных фигур», когда звучание возникает из соединения ритмических вариантов одной фактурной фигуры. Этот прием получил блестящее развитие в партитурах И. Ф. Стравинского (начало балета «Петрушка»). Разные способы обновления фактуры сосуществуют в искусстве XX в.: усиление роли фактуры в целом, дальнейшая индивидуализация фактурных приемов, открытие диссонирующих дублировок, совмещение оригинальных фактурных особенностей национальной музыки с новейшей гармонической и оркестровой техникой профессионального искусства, сплошная тематизация, приводящая к тождеству тематизма и фактуры.

В музыке XX в. появляются нетрадиционные склады, не относящиеся ни к гармоническому, ни к полифоническому, и тем самым определяют соответствующие разновидности фактуры. Композиторы в своих произведениях применяют приемы разорванности и несвязанности фактуры – регистровую расслоенность, динамическую и артикуляционную дифференцированность. В искусстве музыкального авангарда значение фактуры доводится до логического предела. Порой она становится единственной или единственной целью собственно композиторской работы.

Существенна формообразующая роль фактуры. Связь фактуры с формой выражается в том, что сохранение данного рисунка фактуры способствует слитности построения, а его смена - расчлененности. Фактура служит важнейшим преобразующим средством, она способна решительно изменять облик и суть музыкального образа. Изменение фактуры становится одним из основных средств членения формы в сочинениях XX в.

Нередко виды фактуры связаны с определенными жанрами, что является основанием для совмещения в произведениях разных жанровых признаков. Фактура является главным источником музыкальной изобразительности, особенно убедительной в тех случаях, когда изображается какое-либо движение.

1. ФИО Алексашкина Оксана Викторовна

2. Место работы МБОУ СОШ 47

3. Должность Учитель

4. Предмет музыка

5. Класс

6. Тема урока : МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ (23)

7. Базовый учебник Т. И Науменко, В. В. Алеев

8. Цель урока : знакомство с понятием «музыкальная фактура» и ее видами.

9. Задачи:

9.1.Дать представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности.

9.3. Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения.

9.4. Проверить знания учащихся по теме «полифония».

9.5. Развивать у учащихся музыкальные способности.

9.6. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

10. Тип урока : ОЗН.

11. Формы работы Индивидуальная, групповая, коллективная.

12. ТО: Музыкальный и демонстрационный материал: портреты Н. Паганини и Ф. Шуберта, образцы различной текстильной ткани, музыкальные примеры, раздаточный материал, музыкальный центр.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, который сказал:

"Основной целью моего творчества всегда были поиски оригинального музыкального языка. Я ненавижу подражание и избитые приемы."

А как вы считаете, что такое музыкальный язык?

Дети: Это средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад, динамика, гармония).

Учитель. Молодцы. Хотели бы вы расширить знания в этой области?

Учитель: Я продолжу урок стихами:

Начинаем новый день с утра,

Просыпаться нам пора.

Мы на музыки урок

Поспеваем точно в срок,

Ведь волшебный мир искусства

Пробуждает наши чувства!

С песней жить нам веселей,

С добрым утром, новый день!

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи,

Улыбнулись гостям.

Я вам тоже желаю удачи!

Начнем мы урок с проверки знаний по теме «Полифония».

2. Тестирование.(Приложение 1) Работа в парах.

1. В дословном переводе «полифония» обозначает:

2. Свои истоки полифония взяла:

а) из народной музыки

б) церковной музыки

в) светской музыки

3. Сколько веков господствует полифония?

а) 5 веков

в) 10 веков

Сверить ответы с доской, проверка в парах.

Каким словом можно объединить приемы, использованные в тесте?

Дети: Полифония.

Назовите полифонические жанры. Выбрать правильные ответы на доске (Приложение 2).

концерт, канон, токката, этюд, инвенция, вальс, месса.

А высшая форма полифонической музыки – это…

Дети: фуга.

А кто из вас перечислит способы изменения темы в фуге?

Дети перечисляют.

А как вы думаете, пригодятся эти знания нам сегодня на уроке?

Работа в группах по 4 человека. На столе образцы ткани (Приложение 3)

Вопросы. А что это такое?

Из чего соткана ткань?

Дети. Из нитей.

Учитель. А почему ткань разная?

Дети. Потому что в ее создании задействованы нити различной толщины, качества, происхождения. При создании ткани использованы различные способы прядения и плетения.

Учитель (обращает внимание на образцы фактур, разложенные на партах учащихся) (Приложение 5)

А теперь посмотрите на способы изложения музыки, что это вам напоминает?

Дети. «Музыкальная ткань», «узоры», «орнамент».

Учитель. Из чего это все создано?

Дети. Все это создано с помощью линий, нотной грамоты, ритмического и мелодического рисунка.

Учитель. А по сути, что представлено, изложено перед вами?

Дети. Перед нами представлены музыкальные произведения, изложенные разными способами (перед детьми представлены 3 вида музыкальной фактуры: одноголосная, мелодия с сопровождением и многоголосие).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем три музыкальных фрагмента, а потом вы скажете какой вид фактуры звучал в каждом из них?

Ответы зафиксировать на доске.

вы видите, что у нас получились разные ответы. Давайте остановимся и подумаем

1) какое задание мы выполняли?

2)где возникло затруднение?

3)почему мы не смогли ответить на эти вопросы?

Дети. Мы не знаем, в чем отличие этих трех музыкальных фактур.

Учитель: Какова цель нашего урока?

4. Цель: (должны назвать дети) научиться находить различия в разных видах музыкальных фактур, получить представление о фактуре как средстве музыкальной выразительности. Учитель обобщает цель. Как будет звучать тема нашего урока?
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА И ЕЕ ВИДЫ

Дети выбирают способ выхода из затруднения – уточнение. Строят план

достижения цели. Для этого учитель задает вопросы:

Что сделаем сначала?

1. Послушаем 3 музыкальных произведения

2. Проанализируем каждый музыкальный фрагмент

3. Выясним, в чем состоят основные отличия фактур каждого фрагмента.

4. Какой материал на уроке нам потребуется, чтобы ответить на возникшие вопросы?

Дети. Образцы музыкальных произведений (ноты, раздаточный материал, музыка для слушания), образцы текстильной ткани.

5. Фактура – это способ изложения музыкального материала. Она может быть разной. Посмотрите на образцы. И сегодня мы познакомимся с некоторыми ее видами.

1.Звучит Каприс № 24 Н. Паганини.

Учитель: Что вы услышали? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети. Произведение поражает своей красотой звучания, полетностью звука, отличается своеобразием тембра.

Учитель: Какой инструмент был задействован в исполнении?

Дети. Прозвучало соло скрипки.

Учитель. Она используется для передачи личных чувств, а также для выражения красоты и своеобразия тембра инструмента. Однако исключительно одноголосное произведение – явление достаточно редкое. Обычно в музыкальных произведениях присутствует сопоставление и взаимодействие различных образных начал.

Звучит произведение Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»

Учитель. Что нового вы услышали в этом произведении?

Дети. Здесь слышна трепетная мелодия Маргариты, которая раскрывает нам свои сокровенные мысли.

Учитель. К какому жанру музыки принадлежит данное произведение?

Дети. Вокально – инструментальный жанр.

Учитель. Каково значение аккомпанемента?

Дети. Аккомпанемент передает мерное жужжание веретена. Это создает одновременное яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Учитель. Сделайте вывод, к какому виду принадлежит этот вид фактуры? Дети: Этот вид фактуры называется мелодией с сопровождением.

Запись на доске и в тетрадях: мелодия с сопровождением в произведении Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой».

3. Дети слушают фрагмент органной прелюдии до минор И. Баха

и определяют полифонические особенности произведения(многоголосие, самостоятельность каждого голоса)

А сможете ли вы теперь назвать основные признаки разных фактур?

6… Дети организуют усвоение нового способа действий путем проговаривания во внешней речи.

Учитель: В чем же состоят особенности музыкальной фактуры в каждом из прослушанных произведений?


  • В одноголосном произведении роль мелодии – определяющая. Она является основным источником информации.

  • В двухголосном произведении ясно прослушиваются мелодия и аккомпанемент несет изобразительную функцию.

  • Многоголосная фактура предполагает самостоятельность каждого голоса и взаимосвязь всех голосов.
7.Учитель предлагает ребятам выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону:

Определите вид фактуры в романсе С. Рахманинова « Сирень».

Дети. Дети определяют фактуру музыкального произведения с помощью трех карточек, на которых графически изображены три вида фактуры (Приложение 5). Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свою работу с эталоном.

Ребята, посмотрите внимательно на аккомпанемент. Что он вам напоминает? (Подсказка. На доске, рядом с партитурой иллюстрация веточки сирени).

Дети. Аккомпанемент похож на веточки сирени.

Учитель. Совершенно верно. И возвращаясь к эпиграфу нашего урока, удалось ли С. Рахманинову найти оригинальный способ изложения музыкального языка в этом произведении?

Дети. Да, безусловно, удалось найти оригинальный аккомпанемент.

8. Учитель. В каких типах заданий может быть использованы новые знания, полученные на уроке?

Дети: Во всех типах заданий, в которых используется анализ музыкального произведения.

Учитель: Сумели ли мы сегодня достичь цели нашего урока?

Дети: Да, сумели.

9. Учитель: С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились?

Дети. Сегодня мы познакомились с таким средством музыкальной выразительности, как фактура.

Учитель. Что такое фактура?

Фактура – это способ изложения музыкального материала.

Учитель.

Какие виды фактуры вы знаете?

Учитель.

А какие музыкальные произведения нам помогли в этом разобраться??

Произведение Н. Паганини Каприс №24; Ф. Шуберт «Маргарита за прялкой»; И. Бах Фуга до минор, С. Рахманинов «Сирень»

Ребята, а сейчас попробуйте оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных ноток. Желтые – не понял, оранжевые – все понятно, красные – было трудно, но я справился.(Размещают свои ноты на нотном стане на доске). Смотрите, какая интересная, оригинальная фактура получилась у нас с вами на уроке из ваших знаний.

Домашнее задание.

1. Нарисуйте те персонажи или иллюстрации, которые вам запомнились на уроке.

В современной литературе, наряду с понятием «фактура» употребляются близкие ей понятия «музыкальная ткань», «изложение», «склад». Вместе с тем под складом принято понимать способ композиторского мышления, который отражается в особенностях изложения музыкального материала и выборе того или иного вида фактуры. С фактурой обычно связывают координационное соотнесение компонентов музыкальной ткани, их функциональное взаимодействие, внутреннее функциональное устройство музыкального изложения.

Наиболее полное определение, в котором фактура предстаёт как категория музыкально-звукового пространства, дал В. Назайкинский: «Фактура это трёхмерная музыкально-пространственная конфигурация звуковой ткани, дифференцирующая и объединяющая по вертикали, горизонтали и глубине всю совокупность компонентов» [курсив мой. – М.Ч. ].

Вертикальный параметр фактуры определяется звуковысотными отношениями, распределением звуков в пространстве. Например, начальный аккорд в «Патетической сонате» Л. Бетховена даёт тесное, расположение аккорда, что ассоциируется с чем-то давящим, тяжёлым.

В аккомпанементе Ноктюрна ор. 27 № 2 Des-dur Ф. Шопена эффект прямо противоположный: удаление звуков аккорда в фигурационном движении и в широком расположении привносит ощущение воздуха, пространственного объёма.

Горизонтальная координата определяет жизнь фактурной формулы во времени, её варьирование, которое может быть либо однотипным, либо контрастным, непрерывным или дискретным, а также определяет эпизодичность жизни отдельных фактурных комплексов.

Глубинная координата связана с отношениями фигуры и фона, она определяет разделение по глубине, создаёт перспективу в звучании, планы звучания. Интересный пример образного использования глубинного параметра даёт начало кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»:

Пример 10:

Разреженное пустотное звучание инструментов оркестра ассоциируется с картиной бескрайнего застылого пространства. Такой выразительный эффект в немалой степени создаётся средствами изложения. В примере всего три отличающихся по высоте голоса. Примечательно их рассредоточенное тесситурно-регистровое распределение: крайние голоса располагаются на расстоянии четырёх октав, а интервал удвоения мелодии – октава, звуки которой максимально слиты и вследствие этого звучат пусто, создавая ощущение незаполненного пространства.



Фактура имеет множество разновидностей, которые связаны с различием в складах мышления. Музыкальная наука выделяет следующие разновидности:

1. Монодическая фактура. Она существовала до IX века в Европе и до XVII века в России. В восточной музыке монодийный склад остаётся ведущим и сегодня, чем вызвано развитие монодической фактуры.

· Фактура типа «органум».

· Полифоническая фактура:

а) гетерофония – древние виды народного многоголосия и преломление гетерофонии в ХХ веке, начиная с пластов у Стравинского;

в) контрапунктическая;

г) имитационно-контрапунктическая;

д) комплементарно-сонорная полифония, сверхмногоголосие;

е) ритмическая полифония.

· Аккордово-гармоническая фактура.

· Гомофонная фактура с различными типами фигуративного наполнения.

· Гомофония с участием дублировок.

· Полифонии пластов.

· Пуантилистическая фактура и алеаторика.

· Нефиксируемые записью фактурные комплексы электронной музыки.



На практике часто приходится сталкиваться со смешанным типом фактуры, в которой голоса музыкальной ткани выполняют и полифонические и гомофонные функции. Так, наряду с мелодией здесь может быть помещён подголосок, контрапункт, имитирующий голос, а также бас, гармонические голоса, что свойственно пьесам П. Чайковского, С. Рахманинова.

Развитие фактуры в музыкальном произведении обусловлено его интонационным содержанием. Малая форма, излагающая единое состояние, чаще опирается на один фактурный тип. Если есть контраст, то форма содержит несколько фактурных типов. Формообразующие свойства музыкальной фактуры проявляются в её сменах, изменениях деталей изложения. Изменения деталей изложения расчленяют ткань музыкального произведения и выделяют наиболее важные моменты развития (каденции, кульминации).

Фактура живёт во времени, она внутренне развивается. Если фактурная формула повторяется точно или варьировано, то это является инициативной формулой, которую принято называть фактурной ячейкой . Наличие фактурной ячейки рождает фактурные стереотипы вальса, танго, фольклорных образцов и т.д. Из фактурной ячейки фактура прорастает по-разному. На принципе прорастания фактурной ячейки построен монотематизм .

Если в процессе развития формы происходит смена типа фактуры, то это обычно связано с фактурной модуляцией . Она может происходить по типу сопоставления или перехода. Техника перехода всегда индивидуальна. В случае перехода происходят разрушение прежнего стереотипа и рождение предпосылок к новому. Например, в начальных тактах фортепианной сонаты Л. Бетховена № 18 происходит переход от хорально-гармонического изложения к гомофонно-гармоническому.

Пример 11:

В музыке ХХ века понятие фактурной ячейки обострилось, появились понятия фактурного контраста , фактурного перехода , фактурной репризы , микровариантности , долгого временного дления .

Элементы фактурной техники приобретают самостоятельность, выходят на первый план там, где господствуют сонорность, электронные эффекты, пуантилистические, алеаторные, серийные способы интонационного оформления.

Задания :

1. Определите вид фактуры в следующих произведениях: Г. Пёрселл. «Новый граунд»; И.С. Бах. Инвенции C-dur, a-moll; А. Лядов Прелюдия h-moll; Г. Свиридов. Альбом пьес для детей. «Упрямец». «Парень с гармошкой»; П. Чайковский. Детский альбом. «Шарманщик поёт»; С. Рахманинов. Прелюдия cis-moll.

2. Найдите по два примера с полифонической, гомофонной и смешанной фактурой.

3. Назовите три координаты фактуры, которые обычно используются в анализе, и проиллюстрируйте их на примерах.

Фактура в музыке

(от лат. facere - делать) - манера технической и художественной работы в музыкальном изложении у композиторов, напр. Ф., или работа, контрапунктическая - в сочинении, отличающемся самостоятельностью и рельефностью каждого голоса; Ф. гармоническая - в которой преобладает аккордовое звукосочетание.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Фактура в музыке" в других словарях:

    Латинское слово «facturo» означает обработка, делание, а в переносном значении устройство. Пожалуй, это последнее слово и определит лучше всего, что такое фактура в музыке. Это самый склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов … Музыкальный словарь

    - (лат. factura делание, творение). 1) подробная роспись проданного товара с обозначением цен; накладная или счет. 2) план, обработка частей музыкального произведения. 3) у французов: регистр в органах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. factura обработка) ..1) в музыке конкретный звуковой облик произведения. Компоненты фактуры тембр, регистровое положение, голосоведение и др2)] В изобразительном искусстве характер поверхности произведения … Большой Энциклопедический словарь

    ФАКТУРА, фактуры, жен. (лат. factura произведение). 1. только ед. Своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре (иск.). Подделаться под фактуру пушкинского стиха очень трудно. 2. Препроводительная опись посланного… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. factura изготовление, обработка, строение, от facio делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz склад, Satzweise, Schreibweise манера письма; франц. facture, structure, conformation устройство, сложение; англ. facture, texture,… … Музыкальная энциклопедия

    фактура - ы, ж. 1) только ед. Своеобразие художественной техники в произведениях искусства. Фактура картины. Фактура симфонии. [Ломоносов] первым установил фактуру стиха, ввёл в русское стихотворение метры, свойственные духу языка (Белинский). 2) только ед … Популярный словарь русского языка

    - (от лат. factūra обработка, строение) характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. Также под фактурой… … Википедия

    Ы; ж. [от лат. factura обработка, строение] 1. Характер обработки, строение какого л. материала, определяющие его внешний вид. Гладкая, ворсистая ф. ткани. Интересная ф. дерева. Ф. стекла, гранита. Воспроизвести фактуру мрамора. Обрабатывать… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. factura – обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи Ф. – характер красочного слоя: например, «открытая» Ф. (широкий мазок, неровный слой краски) … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Склад (значения). Склад (нем. Tonsatz, франц. écriture, англ. texture) в музыке принцип сложения голосов или/и созвучий, реферируемых по их музыкально логической и технико композиционной функции.… … Википедия