Занятия по изо с использованием нетрадиционных техник. Нетрадиционная техника рисования. Конспект занятия по ИЗО

Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.

Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

  1. Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  2. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
  3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Я работаю в сельской школе учителем рисования в начальных классах по программе “Изобразительное искусство и художественный труд” , разработанной под руководством народного художника России, академика Б.М.Неменского. Вот уже десять лет собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным, более запоминающимся.

Например, в первом классе, на уроке по теме “Мастер изображения учит видеть”, дети работают акварелью или гуашью, изображая сказочный лес. На этом уроке я применяю технику “Печатка”, что помогает сделать урок волшебным.

Из картофеля вырезаются разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса), так как печаток немного и ими пользуются все. (Приложение № 1)

Техника “Притирание” также дает неожиданные результаты. Только тут нам для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами. (Приложение №2)

На уроке по теме “Изображать можно пятном” применяем черно-белую технику “Монотипия”. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его! (Приложение № 3)

На уроке “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техникой “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях. (Приложение № 4)

Во втором классе на уроке “Наши друзья – птицы” так же можно использовать уже знакомую вам технику “печать со стекла”. Только теперь вам придется изобразить на куске стекла фрагмент дерева: несколько веток и листья. Так же сделать оттиск, дать ему высохнуть и приступать к рисованию птиц. (Приложение № 6)

На уроке “Сказочная птица” возможно использоваие нетрадиционную технику “Ниткография”. Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сварачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета. (Приложение № 7)

Нетрадиционную технику “Рисование по фольге” можно применить на уроке по теме “Обитатели подводного мира”. Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подбираем по замыслу: голубую, синюю, фиолетовую, зеленую и т.д. Для изображения подводного животного, необходимо сделать рисунок, а потом “передавить” его на фольгу и разукрасить. (Приложение № 8)

Урок во втором классе на тему “Кружевные узоры” можно выполнить в технике “Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Старшеклассникам даётся задание приготовить листы для работы второклассников. Лист бумаги натирается воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.

На уроке “Четвероногий герой” для выражения характера изображаемых животных используем технику “Тампонирование”. Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных. (Приложение № 9)

Тему “Человек и его украшения” можно разнообразить, если применить при выполнении украшения одежды бисер (на клей), макаронные изделия, цветную бумагу, перья, кусочки ткани и шерстяных ниток, бусинок. Работы получаются яркими и интересными.

Урок “Поле цветов” я предлагаю выполнить в технике “Обрывной аппликации”. Аппликация выполняется как обычно, только все лепестки цветов и листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. Клеится только кончик обрывка. (Приложение № 10)

В третьем классе на уроке “Красота букетов из Жостово” можно выполнить коллективную работу в технике “Мятая бумага”. Из кусочков цветной или выкрашенной в необходимый цвет бумаги вырезаем лепесток цветка. Вырезанную деталь сильно сминаем, разворачиваем и собираем при помощи клея в нужный вам цветок. Собранные цветы располагаем в виде узора на черном фоне. (Приложение № 11)

На уроке “Мамин платок” применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА.

К уроку “Букет цветов” необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике “Флористика”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.

Урок на тему “Натюрморт” можно провести при помощи “Лоскутной техники”. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры задуманные предметы быта, посуду и цветы. Попробуйте и вы! Уверяю вас, и вы и дети получите огромное удовольствие.

“Портрет друга” можно разнообразить, если выполнить “Картину из полос бумаги”. Для этого необходимо на листе бумаги карандашом нарисовать портрет. Приготовить из бумаги ленты по 1 см шириной на всю длину листа. Карандашные линии промазать клеем “Момент” и быстро поставить на линию бумагу, немного придерживая для сцепки. После приклеивания всех полос, портрет можно аккуратно разукрасить, стараясь не пачкать вертикально стоящие полосы бумаги. (Приложение № 12)

Урок на тему “Музеи народного декоративного искусства” можно провести при помощи “Коллажа”. Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему: “Дымковская игрушка”, “Русская матрешка”, “Гжель”, “Хохлома” и т.д. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом. (Приложение № 13)

В 4 классе урок по теме “Пейзаж родной земли” можно предложить детям выполнить в любой, изученной ими ранее нетрадиционной технике на выбор: это может быть “Ниткография”, “Обрывная аппликация”, “Флористика”, “Гратаж”. Можно вспомнить и “Печать со стекла”, но теперь на стекло нанести зеленую траву, небо, а пустые белые места, которые останутся на небе, будут облаками. Деревья и все необходимое для задуманного пейзажа они дорисуют позже, когда высохнет бумага. Можно применить технику “Коллажа” и даже выполнить “Картину из полос бумаги”. А если кто-то выполнит пейзаж при помощи аппликации из ткани или макаронных изделий, то выставка работ в конце урока заменит любой музей “Нетрадиционных техник”.

На уроке в 4 классе, рисуя портрет русской красавицы, мы обращаем внимание на её головной убор. Если во втором классе мы применяли аппликацию из бисера как украшение народного костюма, то, выполняя задание по данной теме, можно особое внимание учащихся обратить на цветовое сочетание или узор, выполненный из бисера в технике аппликация. Головной убор, выполненный таким приемом, смотрится богато украшенным, как настоящим.

Тему “Образ художественной культуры Средней Азии” можно раскрыть через изображение города в пустыне с помощью свечки или восковых мелков. Нарисовать необходимо только город вдалеке, и после этого закрасить весь лист желтым цветом. Вы увидите, как проявится город на вашем листе, и будет похож на мираж в пустыне.

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках ИЗО, но и становясь призерами на районных и краевых и всероссийских выставках и конкурсах.

Комплексное занятие по ОО «Художественно-эстетическое развитие», направление «Рисование», «Аппликация». Тема «Лиса и Колобок»

средняя группа №5

Цель: Развитие художественно-творческих способностей младших дошкольников.
Задачи:
Формировать умение детей рисовать лису, используя геометрические фигуры, при раскрашивании применять нетрадиционную технику рисования «Тычкование». Способствовать овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами при рисовании и аппликации. Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Закрепить в речи детей название техники рисования «Тычкование».
Предварительная работа:
Рассматривание строения игрушки – лиса. Сравнение частей туловища с геометрическими фигурами. Эксперимент «Получение оранжевой краски путем смешивания красной и желтой».
Оборудование:
Колобок.
Выставка уже готовых страничек к книге по сказке «Колобок» (заяц с колобком, волк с колобком, медведь с колобком).
На каждого ребенка: альбомный лист, полоска зеленой бумаги, ножницы, кисточка, чашечка с клеем, клеенка, салфетка.
На каждого ребенка: простой карандаш, 2 ватных палочки, гуашь желтая и оранжевая, набор геометрических фигур для создания образа лисы (большой треугольник – туловище, средний треугольник – голова, маленький треугольник – ушки, большой овал – хвост, маленький овал - лапки).
Магнитофон, телевизор с USB переходником.
Клип с детской песенкой «Колобок», автор Татьяна Морозова, исполняет Татьяна Морозова, для физической минутки.
Спокойная музыка для прослушивания во время продуктивной деятельности детей.В гости к ребятам пришел Колобок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости! Колобок узнал, что вы создаете свою книгу, по сказке, где он живет и хочет посмотреть, как это у вас получается. Давайте покажем Колобку, какие странички своей книги вы уже оформили рисунками и аппликацией.
Рассмотреть вместе с детьми и Колобком странички с зайцем, волком, медведем.
Воспитатель: Кого нам нужно еще нарисовать?
Дети: Лисицу.

Воспитатель: Верно, вот сегодня мы этим и займемся. Присаживайтесь на места, давайте подготовим пальчики к работе.

Упражнения для пальчиков
Мы слепили Колобок.
Имитация лепки колобка
У него румяный бок.
Потереть ладошку о ладошку.
Он от зайца ушел.
Изобразить пальчиками «зайца», пошевелить «ушками»
Он от волка ушел.
Сложить пальцы рук в виде пасти волка (снизу большой, сверху остальные 4) и пощелкать.
От медведя убежал.
«Побегать» пальчиками по столу .
И лисице в рот попал.
Прикрыть рот ладошками и поводить испуганными глазами из стороны в сторону.

Воспитатель: Перед тем как вы нарисуете лисицу, нужно вырезать и приклеить полянку. Приступайте к работе.
Звучит спокойная музыка, дети выполняют предложенную работу.
Воспитатель: Пока ваши полянки немного подсохнут, мы с Колобком предлагаем вам отдохнуть, выходите на ковер.

Физическая минутка «Колобок» (клип)


Воспитатель: Отдохнули, присаживайтесь, будем продолжать работу, рисовать Лису и колобка. Лису мы с вами уже рассматривали. Помните, на какие геометрические фигуры похожи ее части туловища?
Дети: Голова, туловище, ушки – на треугольник; лапки и хвост – на овал.
Воспитатель: Прежде чем рисовать лису, что вы сделаете на листочках?
Дети: Выложим лису из геометрических фигур.
Воспитатель: Дальше, что сделаете?
Дети: Обведем геометрические фигуры простым карандашом.
Воспитатель: Потом возьмете гуашь и как будите закрашивать?
Дети: Ватную палочку макать в гуашь и ставить точки по контуру нарисованных геометрических фигур, а потом закрашивать точками середину рисунка.
Воспитатель: Кто помнит, как называется такая техника рисования?
Дети: «Тычкование».
Воспитатель: Колобок спрашивает, каким цветом вы раскрасите лису?
Дети: Рыжим.
Воспитатель: А в красках, рыжий - это какой цвет?
Дети: Оранжевый.
Воспитатель: Но как вы помните, у нас не было оранжевой гуаши, мы вчера провели с вами опыт, какие краски смешали, чтобы получить оранжевый цвет?
Дети: Красную и желтую.
Воспитатель: Молодцы! Приступайте к работе.
Итоговый вариант работы

Наталья Ефимова
Использование нетрадиционных техник рисования в ИЗО деятельности

Использование нетрадиционных техник в ИЗО для развития детского творчества

Я работаю в системе дошкольного образования 28 лет, срок большой и он дает мне возможность сделать некоторые выводы в развитии детей за последние годы.

Выводы тревожные, потому что, как это не горько констатировать, факты говорят о том, что с каждым годом увеличивается количество детей отстающих в своем развитии.

Для сравнения возьму свой последний выпуск 2010 года и состояние дел в той группе, которую я сейчас веду. Если в выпуске 2010 года у нас было 9 % детей с задержкой психического и речевого развития, то сейчас у нас 28 % таких детей.

Мы в сою очередь думали над тем, чем можем помочь этим детям. На вооружение себе мы взяли рисование , так как рисование развивает ребенка физически. Дело в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находятся память, логики, речь и грамотность.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель : развитие творческих способностей через разнообразие техник в ИЗО и сформулировали следующие задачи :

1) учить детей выражать свое представление об окружающем мире;

2) развивать фантазию и воображение;

3) учить детей чувствовать себя раскрепощенными и свободными.

А для достижения этих задач необходим не столько определенный набор знаний, сколько? уметь воображать…

Для достижения положительного результата необходимо было увлечь детей, создать условия, собрать необходимый материал для детского творчества, заинтересовать родителей и научить их не препятствовать дома детскому экспериментированию с красками.

Что дало нам использование нетрадиционных техник :

1. у детей появился интерес к занятиям;

2. они стали более активны и внимательны;

3. учатся думать и рассуждать;

4. стали более настойчивы в достижении цели, более увереными в своих силах;

5. дети учатся быть терпеливыми и усидчивыми;

6. учатся принимать решения и отстаивать свое мнение;

7. произошли положительные сдвиги в развитии слабых детей;

8. у детей повысился интерес к рисованию , они с удовольствием рисуют с нами и самостоятельно.

В чем мы видим новизну данного опыта :

Собран и систематизирован материал по теме в большом количестве;

В работе с детьми использован внепрограммный материал;

Изготовлены дидактические игры и пособия;

Перспективность опыта очевидна. Вопросы творческого развития детей всегда были, есть и будут актуальными и перспективными.

Важным показателем эффективности проведенной работы являются изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе и замкнутый ребенок становится веселым и инициативным, с удовольствием рисует и лепит, доводит начатую работу до конца и желает продемонстрировать ее другим людям, сотрудникам детского сада, родным и близким – значит цель достигнута.

Когда мы набрали малышей, то решили проводить дополнительно занятие по рисованию нетрадиционными способами . Работу эту оформили как кружок. Занятия проводились во второй половине дня с желающими детьми по 10-15 минут.

Первое рисование – это рисование пальцами – классический опыт детского рисования . Можно всю ладонь обмакнуть в краску и оставить на бумаге отпечаток.

Потеряли котятки по дороге перчатки. Приложить одну ладонь к листу бумаги – одна перчатка нашлась. А теперь другую – вот и обе перчатки обнаружились! Отпечаток руки можно превратить в цветок, травку, солнышко или веселых гусей, которые жили у бабуси.

Солнечные зайчики весело прыгают по листу бумаги

Разноцветный дождь полился из цветных тучек, дети рисуют тычком – на палочку привязали поролон, вот и получился тычок.

Рисуем с помощью печаток, делаем оттиски пробкой, печаткой из картофеля и морковки. Например, ягоды и яблоки, чашки, мои рукавички. Поищите забавные предметы для печатания : инструменты, кухонные приспособления , игрушки и обыкновенные бытовые предметы могут оставлять совершенно необыкновенные отпечатки. Макайте по одному предмету в краску и прижимайте его к бумаге, чтобы сделать отпечаток. Вот несколько способов печатания :

Опустите сосновую ветку в краску и приложите (ударьте) ею по бумаге

Обмакните катушки в краску и приложите к бумаге

Так можно использовать носки , наполненные песком, губки, веревки, шарики из фольги и метелки из перьев.

Мальчишки с упоением катают маленькие игрушечные машинки по листу бумаги, появляются разноцветные следы, а главное во всем этом – звуковой эффект

На любимой майке можно отпечатать свои ладошки, обмакнув их в краску. Положите под верхний слой ткани слой газет (чтобы краска не прошла на сквозь) . Даем рисунку просохнуть за ночь. Так мы раскрашивали свои платочки, делали подарки мамам на 8 марта.

Печатание через холст – непривычный способ не только для малышей, но и для некоторых взрослых. Этим способом можно получить впечатляющие отпечатки. Наносим краску прямо на холст жесткой кистью, чтобы краска просачивалась через дырки холста на бумагу под ним. Можно покрасить разные участки холста в разные цвета или разрисовать ткань геометрическими фигурами. На этот раз прокатить скалку или валик по закрашенной ткани. Снимаем холст и смотрим, что у нас получилось.

Рисуем на большом картоном ящике широкими взмахами руки несколькими маркерами, связанными вместе. Детям нравится находиться внутри коробки, если туда свободно поступает воздух и из нее можно легко вылезти. Проделываем в одной из сторон вход, а в других – окна.

Использование новых технических средств всегда нравится малышам. Наполняем краской использованные бутылочки из-под роликовых дезодорантов и пробуем ими рисовать . Их можно использовать двумя способами : скольжением и ударами.

На природе рисуем водой. Рисуем на плитах, заборах, линолеуме. Гуляя на воздухе, используем чистые кисточки и простую воду. Это занятие не требует особой подготовки и уборки.

Основное внимание мы уделяли рисованию методом тычка . Этот метод позволяет эффективнее разрабатывать мышцы руки и закреплять умение держать кисть; дает возможность использовать разные кисти (жесткую для рисования методом тычка и мягкую для рисования кончиком кисти и примакивания); способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, т. к. темы занятий придумываем, используя загадки , стихи и рассказы.

Во 2-ой младшей и средней группах предлагается предметное рисование по заранее нарисованными педагогом карандашными контурами. Целями каждого занятия являются : формирование эстетического отношения к нарисованному , углубление знаний об окружающем и закрепление знаний о цветах. Дети выполняют упражнения с кистью (как держать кисть для рисования методом тычка , движения кисти в воздухе, рисование без краски ).

В младших группах рисовали на темы : салют, котенок, зайчонок, щенок, ёжик и др.

В средней группе : астры в вазе, подсолнух, на выставке кошек, расцвели одуванчики и др.

В старших группах переходили к самостоятельному сюжетному рисованию по нарисованным самим детям контурам. Темы : в садах поспели яблоки, снежная семья, шишки на ветке, мимозы и др.

В подготовительной группе рисуем пейзажи и натюрморты наложением одного слоя краски на другой. Работы выполняются на тонированной бумаге, которую готовят сами дети накануне. Темы : осень вновь пришла, пингвины, снегири на ветках, белые лебеди, черепахи, весной в березовой роще, попугаи, бабочки и др.

С младшей группы начинаем осваивать технику рисования по сырой бумаге . Нужно намочить бумагу и положить ее на влажную салфетку или клеенку. После высыхания листа нужно прорисовать отдельные детали , но уже другим материалом (цветным карандашом, шариковой ручкой, цветными восковыми мелками, фломастерами). Этим способом рисовали зимние пейзажи , весенние цветы, ветки в вазе и т. д.

В подготовительной группе использовали способ монотипии . Вначале эту технику использовали в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половинку листа, приложим к ней вторую половинку, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. Угадай, что получилось?

В подготовительной группе использовали рисование способом размыва . Наносится яркое пятно, которое потом размывается, становясь все бледнее по краям. Так можно рисовать солнце в морозный день. Кисть с набранным солнечным цветом поворачиваем вокруг своей оси – вот и солнечный шар. Быстро, пока солнечный шар не высох, круговыми движениями вокруг него начинаем рисовать небо – самые разнообразные оттенки синего и голубого

Так же рисовали способом вливания краски в краску (веточки вербы) .

Тампонирование – увлекательное занятие. Сделаем тампон из поролона, а штемпельная подушка послужит палитрой. В младших и средних группах рисуем что-нибудь пушистое, мягкое, воздушное – облака, солнечных зайчиков, веселых зайчат, доброго снеговика (дорисовывая детали ) . А в старших группах сочетаем эту технику с техникой трафарет . Создаем узоры из точек с помощью ватного тампона. Отпечатываем ряды точек (змея) .

Рисование клеевых картинок . Клей ПВА, когда высыхает, оставляет выпуклую линию. Затем этот рисунок покрывают краской. Так делаем из картона различные фигурки и украшаем их. Можно сделать рамку для картин или фотографии.

Рисовали чернилами в разных техниках (кляксы, выдувание, сочетание чернил и восковых карандашей) .

Использовали в рисовании и соль . Если посыпать акварельный рисунок солью, соль пропитывается краской и при высыхании получается эффект зернистости. Так, например, рисовали море , кита.

Использовали технику восковые мелки и акварель (Дождь, солнечные лучи, салют, ночной город и т. д)

Заинтересовало нас и рисование жидким тестом . Смешиваем муку, растительное масло, соль, клей ПВА и в тесто добавляем разные краски. Теперь можно рисовать (вливать краска в краску и рассматривать что получилось, или налить тесто в бутылочку из-под клея ПВА и рисовать ).

Что же дает использование нетрадиционных методов рисования . Оно помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычным способом сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру. Воспитывают любознательность, развивают тягу к эксперементированию, формируют пытливый ум, учат разнообразным способам работы с материалом, раскрепощают сознание (у всех получается по-разному, нет единой формы образца, а значит у всех правильно – красиво, воспитывает уверенность в собственные силы, нацеливают на успех.

Людмила Полякова
Конспект занятия по ИЗО с нетрадиционной техникой рисования «Весна пришла»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 станицы Камышеватской

муниципального образования Ейский район

Непрерывная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию

с использованием нетрадиционной техники рисования

«весна пришла »

разновозрастная группа

(вторая младшая - средняя)

Воспитатель разновозрастной группы :

Полякова Людмила Владимировна

ст. Камышеватская, 2017

Цель : учить детей замечать изменения в природе с приходом весны , передавать в рисунке характерные особенности весенней природы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Образовательные задачи :

Расширять и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной ;

Учить детей вести беседу по картине, четко и выразительно читать стихи, активизировать словарь детей;

Учить работать в разных техниках рисования (цветной солью, пластмассовыми вилками, бумажными комочками)

Развивающие задачи :

Активизировать у детей развитие любознательности, воображения, развивать внимание, память;

Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, творчество;

Развивать эмоциональную отзывчивость при встрече с прекрасным : музыка.

Воспитательные задачи :

Воспитывать у детей эстетическое восприятие

действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира;

Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

Оборудование и материалы : репродукции картин и иллюстраций о весне ;

гуашь, пластмассовые вилочки, бумажные комочки, крашеная соль, палитра с красками (жёлтая, зелёная, затонированные листы бумаги А4, клей, кисть для клея, салфетки; плюшевая игрушка медвежонок; диск с записью музыки о весне .

Ход занятия:

Под музыку Д. Шостаковича «Весна - пробуждение » дети входят в группу.

Ребята посмотрите у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Послушайте, какая красивая звучит музыка.

Попробуйте отгадать загадку.

Она приходит с добром,

Веет теплом.

Светом солнечным полна,

А зовут ее (весна ) .

Мы сегодня с вами отправимся в гости к весне .

Для этого нам нужно встать в круг (проводится хороводная игра «Весеннее солнце» ).

Солнце, солнце, выходи. (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)

И всю землю освети! (Идут по кругу)

Чтоб весна скорей настала , (Останавливаются и опускают руки)

Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и потирают плечи)

Чтоб капели звонко пели, (Имитируют движение капель)

Чтоб весной ручьи звенели , (Волнообразно двигают руками)

Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вниз)

С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)

Солнце, солнце, землю грей! (Хлопки на каждое слово)

Пусть весна придёт скорей !

Вот мы и очутились на красивой полянке.

Ой, ребята, кто это прячется там? (под столом прячется плюшевый медвежонок) . Смотрите, какой у нас необычный гость.

Дети, кто это? (Медвежонок)

Он хочет что-то нам рассказать. Оказывается, медвежонок родился этой зимой и совсем недавно вышел с мамой из берлоги. В лесу еще лежит снег, а птицы поют про весну , про цветы. А мишутка не знает, что это такое. А мы ему ребята поможем.

Дети читают стихи о весне .

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна !

Умнички! Медвежонку очень понравились ваши стихи. А скажите мне, а вам нравится весна ?

- Весна великолепное время года, именно весной всё оживает , рождается и особенно хорошо ощущается радость и полнота жизни. О весне много написано стихов, музыки, картин великими художниками.

Посмотрите какая красивая картинка. Что на ней нарисовано ?

Ответы детей (солнце, травка, цветочки) .

Проводится физкультминутка.

Солнышко, солнышко, золотое донышко

(дети с высоко поднятыми руками поворачиваются вокруг себя,

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей

(дети бегут по кругу) .

Прилетело сто грачей

(дети машут руками, стоя на месте) .

И сугробы тают, тают

(дети приседают на месте) .

А цветочки подрастают

(дети медленно встают) .

На заранее приготовленном столе затонированная бумага детей. На мольберте прикреплен альбомный лист, на котором нарисован такой же лист .

Ой ребята давайте посмотрим на нашу полянку. Какая то она у нас грустная. А почему?

Наверное, ее заколдовала зима, давайте нашу полянку расколдуем.

Представим, что мы великие художники Весны . И разбудим нашу полянку. Нарисуем солнце, траву, цветы. А рисовать мы их будем необычно, сказочно.

Давайте присядем за столы.

Посмотрите какую весеннюю картину мы с вами нарисуем.

Начинаем рисовать солнышко . Слева на право мы рисуем кружочек.

Затем берем кисточку для клея и нанесем клей не выходя за приделы круга. И посыпаем цветной волшебной солью наше солнышко. Теперь берем пластмассовые вилочки и рисуем лучики солнышку.

Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Вот наши глазки отдохнули. Теперь мы будем рисовать травку . Возьмем чистую пластмассовую вилочку, макнем ее в зеленую краску и будем рисовать травку .

Пальчиковая гимнастика. «Весна » .

К нам весна пришла ,

Цветы красивые принесла! Ручки протягивают вперёд «с букетом» .

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели! Пальчики двигаются, будто плетут венок.

А теперь возьмем бумажные комочки, опускаем их в краску желтого цвета и будем наносить наши первые весенние цветочки мать - и мачеху.

Наблюдаю за работой детей и, по мере необходимости, помогаю.

Ребята, посмотрите, какие красивые картины у нас получились. Солнышко ярко светит, появилась молодая травка, расцвели первые цветы.

Давайте покажем наши рисунки медвежонку.

Медвежонок рассматривает рисунки детей.

Ваши рисунки очень понравились медвежонку, он прощается с вами и убегает в лес, чтобы поскорее рассказать маме все, что он узнал о весне .

Ребята, а вам понравилось наше путешествие?

Что больше всего запомнилось?

Умнички! Вы постарались и нарисовали отличные весенние картины.

На этом наше занятие окончено . Всем большое спасибо!

Публикации по теме:

Тема: «Заснеженный дом» Чукштайкина Н. А. Цель: Учить составлять коллективную сюжетную композицию из прямоугольников разных размеров; равномерно.

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе. " Цель: Продолжать.

Программное содержание: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осенний лес» Познакомить детей с новым видом нетрадиционной.

Конспект занятия старшая группа по нетрадиционной технике рисования «Весна пришла» Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы на тему "Весна пришла". Цель занятия:.

Мастер класс нетрадиционной техникой рисования. Картина «Лебеди» Муниципальное общеобразовательное учреждение «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КЛУБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование).

Тема: «Петушок-золотой гребешок».

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, ладошкой). Учить детей создавать образ петушка.

ЗАДАЧИ:

1. Учить создавать образ петушка приемами оттиска разных сторон ладони. 2. Учить наносить узоры используя контраст размера и цвета; 3. Закреплять знания детей о свойствах красок; 4. Развивать цветовосприятие,воображение; 5.Воспитывать самостоятельность в создании элементарного образа.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1.Разучивание русской потешки «Петушок – золотой гребешок».

2. Разучивание стихотворений про петушка.

3. Чтение русских народных сказок: « Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».

4. Чтение рассказов К. Ушинский «Петушок с семьёй», А.Н. Толстой «Петушки», К. Чуковский «Цыпленок».

5. Рисование пальчиками и ладошками: «Мухомор», «Божьи коровки», «Жили у бабуси два гуся», «Осьминожки», «Осенний букет», «Ветка рябины», «Осеннее дерево», «Золотая рыбка», «Вишневый компот» и др.

6. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением петушка.

ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка Петушок; иллюстрированные картинки с изображением петушка; гуашевые краски, тарелочки, листы бумаги с нарисованным силуэтом петушка, влажные салфетки,угощение для детей от петушка.

Ход занятия:

Восп: Ребята, вы знаете, сегодня утром меня разбудил не будильник! А кто-то другой!? Я загадаю вам загадку и если вы её отгадаете, то сразу поймете кто это. Я не будильник, но бужу,

Я с бородой и в шпорах

С большою важностью хожу

И вспыльчив словно порох. (петушок)

Восп: Правильно, молодцы! Сейчас я вам расскажу кого мы будем сегодня рисовать.

Раздается стук и входит Петушок (игрушка).

Петушок: Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, ребята!

Я звонкий петушок,

Алый гребешок.

Прилетел к ребятам в сад,

Посмотреть я буду рад,

Что умеют тут детишки

Создавать и рисовать.

Восп.: Здравствуй Петя-Петушок. Это не ты меня разбудил?

Петушок: Я!! Рано утром на дворе

Просыпаюсь на заре.

Ку-ка-ре-ку я кричу-

Разбудить я всех хочу!

Восп.: Ой, ребята, посмотрите!? Это же тот самый петушок, о котором мы с вами знаем из сказок, потешек и стихотворений. Давайте вместе споем ему песенку про петушка (дети хором проговаривают потешку «Петушок-золотой гребешок»).

А теперь давайте вспомним в каких сказках живет петушок?

Если дети затрудняются, воспитатель читает отрывки из сказок:

    Жил-был петушок и курочка. Петушок все торопился, а курочка знай себе приговаривает: - Не торопись, Петя, не торопись! («Петушок и бобовое зернышко»).

    Несет меня лиса, за темные леса. Котик-братик спаси меня! («Кот, лиса, и петух»).

    Лиса кричит с печи: -Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. («Заюшкина избушка»).

Восп.: А еще, Петенька, ребята знают про тебя стихи, хочешь они тебе прочтут?

1 реб.: Острый клюв и гребешок

Яркий хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Любит Петя рано встать

Ку-ка-ре-ку прокричать!

2 реб.: Громко Петушок поет

Спать детишкам не дает.

По двору он важно ходит,

В травке зернышки находит.

Как же петушок хорош-

Лучше Пети не найдешь!

3 реб.: Петушок у нас горластый

По утрам кричит он здравствуй!

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке гребешок-

Вот такой он петушок!

Восп.: Действительно, ребята, посмотрите какой у нас петушок? (дети рассматривают петушка, обращая внимание на те части, которые будут изображены на рисунке.)

Петушок: А вы что с меня портрет писать будете? (ответы детей)

Стойте! Что-то я не понял. Я тут полетал, посмотрел, по-моему у вас тут чего-то не хватает.

Восп.: Чего не хватает? Все у нас есть. Смотри сам. Краска есть?

Петушок: Есть.

Восп.: Бумага есть?

Петушок: Да, есть. А кисточек нет. Чем вы будете рисовать, руками что ли? Ха-ха-ха!

Восп.: Ты, Петенька, не смейся, а рисовать мы будем действительно руками, потому, что ручки у нас не простые, а волшебные. Правда ребята? (ответы)

Но прежде, чем нарисовать твой портрет, мы, Петенька, хотим с тобой поиграть в игру, которая так и называется «Петушки».

ФИЗМИНУТКА:

Как у наших петушков

Много красных гребешков,

Разноцветных перышек,

Шелковых бородушек.

Любят наши петушки

Поклевать горошинки,

Поклюют, поклюют

И домой пойдут.

Важничают, ходят,

Красоту наводят.

Вправо, влево повернутся,

А затем перевернутся.

Кукарекать любят громко

И выходит это звонко.

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку

Вот и я сейчас гулять пойду.

Восп.: А сейчас подойдем к мольберту, я покажу, как мы будем рисовать.

Но сначала разомнем наши пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

Восп.: А теперь начнем рисовать:

    Большой пальчик окунаем в красную краску и нарисуем петушку бородку (предложить одному из детей попробовать нарисовать бородку на другом листе) Возьмем влажную салфетку и вытрем пальчик.

    Затем сожмем четыре пальчика руки, окунем тоже в красную краску и нарисуем петушку гребешок (с другим ребенком отработать этот прием на другом листе) Вытрем ручку.

    Теперь сожмем кулачек, опустим его в тарелочку с разноцветной краской и нарисуем крылышко (оттиск ребра ладони сжатой в кулак), (с третьим ребенком сделать оттиск на другом листе). Вытираем ручку.

    Остается нарисовать хвост (отработать с четвертым ребенком прием оттиска ладошкой). Вот и получился петушок.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, включает музыку, и дети приступают к работе. Во время рисования воспитатель помогает тем детям, которые испытывают затруднения. Пока дети рисуют, воспитатель несколько раз повторяют поэтапно технику рисования. В конце занятия педагог предлагает детям показать рисунки петушку и гостям.

Восп.: Тебе, Петенька, рисунки ребят понравились?

Петушок: Мне очень, очень все понравилось. Я так рад, что прилетел к вам в детский сад. Моя курочка передала для ребят угощение. Где моя корзинка? Вот.(передает воспитателю корзинку с угощением) Спасибо вам большое, ребята. До свидания.

Восп.: Наше занятие окончилось. Всем спасибо! Все.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционные техники рисования).

ТЕМА: «Петушок-золотой гребешок».

Разработала: воспитатель Лимарченко Г.П.