Влияние сезонных изменений на животных. Основы экологии

Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.

Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.

Для выживания наибольшего количества дикорастущих растений и дикой природы решающее значение будет иметь адекватный уход за ландшафтом, структура которого будет поддерживать пространственную реакцию организмов на изменение климата. Вместо линейных коридоров лучше использовать «камни» различных мест обитания, связывающие отдельные, изолированные друг от друга защищенные области. Менее интенсивное использование ландшафта может способствовать его разнообразию. В качестве «камней» мы ссылаемся на изолированные области подходящего биотопа, расположенного между похожими более крупными плоскостями, которые позволяют растениям и животным распространяться в эти более крупные подходящие области.

Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Вот почему мы решили перевести роль этих элементов компиляции в зеленую сеть. В крайнем случае, по мнению некоторых биологистов-заповедников, нет ничего, кроме видов, наиболее подверженных риску изменения климата, чтобы перейти к подходящим биотопам, если они все еще существуют.

Уже ясно, что нынешние меры по смягчению последствий изменения климата или адаптации человеческого общества к ним и эффективному уходу за биоразнообразием сделают его все более важным для землепользования и пространственного планирования. Одной из наиболее актуальных проблем с точки зрения смягчения последствий изменения климата остается биотопливо, топливо из биомассы с точки зрения биоразнообразия. В настоящее время это биотоплива первого поколения, особенно этанол и биодизель. Поскольку они производятся из сельскохозяйственных культур, нас иногда называют агротопливами.

Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.

> Сезонные изменения в жизни животных

Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Среди представленных биотоплив они представлены следующим образом: они являются возобновляемыми источниками энергии, помогают в определенной степени снизить зависимость нефти от нефти и ее растущие цены в течение длительного периода времени, могут уменьшить объем парниковых газов, выделяемых в атмосферу в соответствующих условиях, и представляют собой важный вариант, страны к сельскому хозяйству и развитию сельских районов.

Возможность дальнейшего развития производства биотоплива лучше всего иллюстрируется тем фактом, что сегодня, в качестве биотоплива, мы используем только 5% производства биомассы в глобальном масштабе. Крупномасштабное производство жидкого биотоплива может негативно отразиться на биоразнообразии, способствуя уничтожению, уничтожению и сокращению мест обитания коренных народов, обезлесению, увеличению загрязнения воды от химических веществ, деградации и эрозии почв, неконтролируемой посадки и распространения инвазивных чужеродных видов и повышения цен на продовольствие.

Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Культуры растений, выращенных для производства биотоплива, во многих случаях заменяют либо продовольственные культуры, либо исходные биотопы, особенно леса и торфяные болота. Особенно в Индонезии и Малайзии тысячи гектаров торфяных болот, которые должны были отступить на плантации масличных пальм, стали жертвами растущего мирового спроса на пальмовое масло. Чтобы получить литр пальмового масла, крупнейшим импортером которого является помимо Китая, Европейский Союз, мы выделяем до 5% больше парниковых газов, чем бензин или дизельное топливо.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.

В Европе и Северной Америке ценные остаточные места обитания могут быть уничтожены в сельской местности. Конверсия торфяной почвы в Индонезию на плантацию пальмовых листьев создаст углеродную задолженность, которая будет расти с выращиванием масличных пальм всего за 423 года. Кроме того, топливо из масличного рапса и посеянной кукурузы может выделять на воздухе до 1, 7% больше парниковых газов, чем нефтяное топливо. Включение всех энергетических затрат, кажущееся и скрытое, - это возврат энергии во многих случаях вокруг возврата энергии биотоплива, выражаемой отношением количества энергии, полученной от процесса, к количеству энергии, вводимой в процесс.

осадки животное зимовка сезонный

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воз­духа).

Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь приро­ды. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

Мы ожидаем, что в результате продолжающихся субсидий и политической поддержки спрос на биотопливо в ближайшем будущем значительно возрастет во всем мире. Напротив, 7% опрошенных видов могут выиграть от выращивания биоэнергетических растений, особенно в результате роста деревьев на заброшенных и обработанных землях.

Есть ли у нас решение поддержать культивирование биотопливных культур и в то же время не угрожать биоразнообразию? Содействие устойчивому производству, сертификации и использованию стандартов биотоплива на рынке, тщательное и разумное планирование землепользования и объективная оценка возможных последствий выращивания сельскохозяйственных культур на биотопливе на окружающую среду могут помочь найти необходимый компромисс между защитой климата и биоразнообразием. Биотопливо, полученное из богатых винами смесей местных видов видов растительных пастбищ, требует более низких затрат энергии, обеспечивает более полезную энергию, более сокращает производство парниковых газов и меньше загрязняет агрохимикаты на единицу площади, чем кукуруза и соя.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). При­знаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелетные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние празд­ники. Новый год. Народные приметы.

Кроме того, мы можем выращивать их на суше, поврежденной сельскохозяйственным производством. Для наиболее объективной оценки биотоплива мы должны учитывать их потенциальную важность для снижения ожидаемых последствий изменения климата, биоразнообразия, продовольственной безопасности и уровня жизни населения.

Для их производства мы можем использовать многолетние быстрорастущие травы с меньшим спросом на удобрения и более широкий спектр биомассы, производство которых не конкурирует с продовольственными культурами. Эксперты предупреждают, что агроэкосистемы или лесные экосистемы могут лишь удалить часть биомассы для снижения их продуктивности и биоразнообразия. Кроме того, разнообразие входного целлюлозного материала требует разнообразных методов обработки. Чтобы соответствовать различным технологическим условиям, материал должен быть предварительно отсортирован и изменен.

Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы - весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.

Сортированный материал должен быть разрезан и измельчен до нужного размера и высушен до желаемого содержания влаги. Нынешнее и ожидаемое изменение климата, несомненно, является одним из наиболее обсуждаемых глобальных экологических проблем. Это затрагивает и еще более сильно влияет на биоразнообразие на всех трех его основных уровнях. Самый эффективный способ сохранить углерод вне воздуха остается для защиты и восстановления болота и ухода за первоначальными лесами. Практические примеры подтверждают, что надлежащая забота о биоразнообразии может помочь человеческой цивилизации адаптироваться к текущему и прогнозируемому изменению климата.

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за ра­стениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.

Наша страна.

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва - столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площа­ди, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси).

Мнения об изменении климата - от науки к идеологии. В частности, они касаются трех вопросов, связанных с вышеупомянутой глобальной проблемой. Если движущей силой нынешнего и прогнозируемого изменения климата является климат увеличения концентрации парниковых газов в атмосфере, насколько вклад человека в это явление?

  • Это действительно тренд или это долговременное колебание государства?
  • Если климат на Земле действительно меняется, что вызывает это изменение?
Третья оценка показала, что большую часть текущего изменения климата можно отнести к человеческой цивилизации.

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).


Природа нашей Родины. »n,

Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, хол­мы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, непло­дородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океа­ны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.

Причину изменения климата можно увидеть в изменении наклона земной оси, изменения орбиты Земли вокруг Солнца и изменения уровня магнитной солнечной активности, влияющие на количество солнечной энергии, воздействующей на Землю. Ломборг утверждает, что в современном мире существует ряд более насущных проблем, чем изменение климата, и их смягчение будет дешевле. Поскольку изменение климата напрямую связано с дальнейшим развитием человеческого общества, и его взгляды убеждены, оригинальная научная дискуссия часто впадает в идеологически предвзятое трение.

Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер - движе­ние воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гра­нит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твер­дость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Методы оценки воздействия изменения климата на биоразнообразие. Хотя исследования влияния изменения климата на биоразнообразие в последнее время привлекают внимание целых научных групп экспертов из разных дисциплин, ясно, что наша способность предвидеть изменения частоты и разнообразия дикорастущих растений и дикой природы остается ограниченной.

Для оценки возможных последствий текущего и ожидаемого изменения климата для биоразнообразия мы чаще всего используем следующие процедуры. Экспериментальные исследования, проводимые в лаборатории в течение короткого времени или дольше в полевых условиях в естественных или полуестественных условиях, устанавливают причинную связь между исследуемыми явлениями. Их отчетная ценность ограничивает небольшое количество факторов, с которыми мы можем манипулировать одновременно. Попытки контролировать воздействие изменения климата на биоразнообразие должны быть в состоянии отличать долгосрочные тенденции от сезонной изменчивости или сезонной изменчивости.

Живая природа.

Растения, грибы и животные леса

Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, липа, оси­на, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, мали­на и др. Кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-маче­ха и др.; мох кукушкин лен.

Изменение климата должно быть фактором, фактически вызывающим наблюдаемые изменения в биоразнообразии, и определенная причина отношений между рассматриваемым фактором и биоразнообразием должна иметь аналогичный эффект в разных экосистемах и частях мира. По очевидным причинам подобные попытки трудно выполнить в более широком пространственном или временном масштабе.

Не только модели, но и эксперименты могут давать противоречивые результаты. При использовании любых моделей необходимо учитывать, что сами модели не являются прогнозами будущего развития. Они вносят свой вклад в прогнозы, но должны быть чутко интерпретированы на основе знания биологии или экологии организмов, которые моделируются.

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).

Растения и животные сада, огорода и поля

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, сли­ва, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, ма­лина. Садовая земляника - клубника. Декоративные растения: ве­сенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Подавляющее большинство предложенных моделей являются взаимодополняющими: они основаны на взаимозависимости переменных или переменных среды, как правило, биоклиматических переменных, таких как температура или осадки, и текущий диапазон расширения видов. Если мы прогнозируем климатические сценарии как изменение климата в будущем, мы назначим соответствующие виды измененным переменным. Вот почему нас иногда называют биоклиматическим методом огибающей. Подобные модели основаны на двух предположениях.

Вид находится в равновесии с окружающей средой во всей рассматриваемой области расширения. Экологическая ниша вида не меняется во времени и пространстве. Исходя из этих предположений, существуют очевидные ограничения для описанного и в настоящее время наиболее часто используемого подхода. Предполагается, что вероятность разложения и, следовательно, вымирание определенного вида определяется только климатом. Для многих видов нынешнее изменение климата менее важно, чем изменения в землепользовании и методах ведения сельского хозяйства, пожары или неконтролируемое разрастание городов в окружающую местность.

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные - лягушки, жабы. Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, божьи коровки, жабы, лягушки); враги (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые и их личинки.


Растения и животные луга.

Растения луга - травы: клевер, колокольчик, нивяник (ромаш­ка), мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка, кузнечик и др.).

Использование лугов как пастбища и для сенокоса.

Растения и животные болота.

Растения болота: травы, мхи, кустарничек багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Растения и животные водоемов.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубыш­ка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Охрана здоровья и человека.

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простуд­ных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.

Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья.

Охрана природы и экология.

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана ле­сов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Труд на пришкольном участке.

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка.

Повторение пройденного.

Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблю­дения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонно­го календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с осо­бенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или


парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в
местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

Учащиеся должны уметь:

Называть конкретные предметы и явления в окружающей об­
становке, давать им обобщенные названия; устанавливать простей­
шие связи: между обитателями природы (растениями и животны­
ми, растениями и человеком, животными и человеком);

Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно
делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

Приводить примеры некоторых представителей растений и
животных леса, луга, поля, сада;

Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, бе­
зопасности в труде;

Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не
шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не
губить растения.

Учащиеся должны знать:

Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие нежи­
вой и живой природы;

Где располагается наша страна в мире; где находится ее столи­
ца; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хо­
зяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки,
моря, полезные ископаемые);

Основные правила охраны природы и необходимость береж­
ного отношения к ней;

Основные отделы тела человека, значение его наружных и внут­
ренних органов, их взаимосвязь.


БИОЛОГИЯ

(2 ч в неделю)

Классы

Пояснительная записка

Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами преподавания биологии являются:

1) сообщение учащимся знаний об основных элементах нежи­
вой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой
природы (о строении и жизни растений и животных, а также об орга­
низме человека и его здоровье);

2) формирование правильного понимания таких природных яв­
лений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жиз­
ни растений и животных;

3) проведение через весь курс экологического воспитания (рас­
смотрения окружающей природы как комплекса условий, необхо­
димых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бе­
режного отношения к природе;

4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания не­
которых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за
ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома
или в школьном уголке природы;

5) привитие навыков, способствующих сохранению и укрепле­
нию здоровья человека.

Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой не­обходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышле­ние, учить устанавливать простейшие причинно-следственные от­ношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой при­родой, влияние на нее.

В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.


Программа 7 класса включает элементарные сведения о много­образии растений, грибов и бактерий; о строении и значении орга­нов цветкового растения; об основных группах растений; о биоло­гических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.

Школьников невозможно познакомить со всеми группами ра­стений и с теми признаками, по которым они объединяются в так­сономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в дан­ной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудоль­ных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, кото­рые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленно­сти животных к условиям их жизни.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементар­ных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормаль­ной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма челове­ка учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно пи­таться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от зараз­ных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь со­ответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измеритель­ных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископа­емых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.

Все учебные занятия следует проводить в специально оборудо­ванном кабинете естествознания.


НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Класс

(2 ч в неделю)

Природа

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой при­роды, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы. Для чего нужно изу­чать неживую природу.

Планета, на которой мы живем, - Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.

Вода

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состоя­ния воды. Способность воды растворять некоторые твердые веще­ства (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в при­роде: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использо­вание свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

Демонстрация опытов:

1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

2. Растворение соли, сахара в воде.

3. Очистка мутной воды.

4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

5. Определение текучести воды.

Практическая работа. Измерение температуры питьевой холод­ной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Воздух

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Исполь­зование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Ис­пользование этого свойства воздуха в быту.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свой­ство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.


Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. При­менение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загряз­ненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борь­ба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь,
почва).

2. Объем воздуха в какой-либо емкости.

3. Упругость воздуха.

4. Воздух - плохой проводник тепла.

5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении.

6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодно­
го-в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени
свечи.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, масляни­стость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработ­ки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для по­лучения металлов (железная и медная руды и др.), их вне­шний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископае­
мых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля. ,


2. Определение растворимости калийной соли.

Практическая работа. Распознавание черных и цветных метал­лов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).

Экскурсии в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от ме­стных условий).

Почва

Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органи­ческая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества - мине­ральная часть почвы.

Песчаные и глинистые почвы.

Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впи­тывать воду, пропускать ее и удерживать.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Срав­нение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы - плодородие.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в на­родном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:

1. Выделение воздуха и воды из почвы.

2. Обнаружение в почве песка и глины.

3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

4. Определение способности песчаных и глинистых почв впи­
тывать воду и пропускать ее.

Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвен­ного разреза.

Повторение.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песча­ной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на при­мере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжа­тие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь:

обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Класс

Растения, грибы и бактерии

(2 ч в неделю)

Введение

Многообразие растений. Значение растений и их охрана.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере ра­стения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распростра­нение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшени­цы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прораста­ния семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни расте­ния. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа органических пи­тательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, зна­чение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения - доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.


Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Лабораторные работы.

1. Органы цветкового растения.

2. Строение цветка.

3. Строение семени фасоли.

4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы:
форма, окраска, величина.

Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:

1. Условия, необходимые для прорастания семян.

2. Испарение воды листьями.

3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выде­
ление углекислого газа в темноте).

4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветия­
ми, с распространением плодов и семян (в начале сентября).