Сезонные изменения в растительном мире и их причины. Сезонные изменения в жизни насекомых

Причины сезонных изменений. Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющими ход изменений жизненных процессов растений и животных. Каждый из периодов времен года обусловлен географическим положением и климатическими условиями.

Смена времен года происходит благодаря годовому обращению Земли вокруг Солнца при неизменности наклона земной оси к плоскости орбиты. Положение Земли на ее орбите определяет наступление астрономических времен года. Яркость и продолжительность ежедневной солнечной радиации в разное время года влияет на температуру воздуха и почвы, на влажность, что влечет за собой изменения в жизни растений и животных. Но в связи с непостоянством периодических изменений погоды астрономические начала времен года не совпадают со сроками наступления периодических явлений в живой природе. Так, например, астрономическая весна наступает в день весеннего равноденствия (21 марта); натуралисты же считают началом весны 19 марта― средний срок прилета грачей.

Сроки наступления сезонных явлений и их продолжительность относительны, например срок прилета грачей колеблется между 7 и 31 марта.

Изучение сезонных.

явлений. Закономерности периодических сезонных изменений в жизни растений и животных изучает наука фенология; наблюдения за наступлением этих явлений называют фенологическими. Сущность этих наблюдений состоит в том, чтобы следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления, а в некоторых случаях и окончания. На основании многолетних фенологических наблюдений краеведческие организации составляют календари природы, которые отражают время наступления сезонных явлений в той или иной местности.

Значение изучения сезонных явлений. Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека очень давно в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты.

Определяя ежегодно даты наступления сезонных изменений и сопоставляя их со временем сельскохозяйственных работ, можно установить лучшие сроки обработки почвы, посева семян и тем повысить урожай. Так, например, по данным агробиостанции имени К. А. Тимирязева, наибольший урожай огурцов получают при посеве их во время зацветания лиловой сирени и желтой акации. Лучший срок посева репы ― время цветения осины.

Параллельные наблюдения за ходом развития растений и питающихся ими насекомых облегчают установление сроков борьбы с вредителями культурных растений.

Фенологические наблюдения дают богатый фактический материал, который служит доказательством учения Ч. Дарвина о естественном отборе и помогает понять сущность основного закона биологии ― единство организма и необходимых ему условий жизни. Наблюдения расширяют кругозор человека, повышают его интерес и любовь к природе. В то же время они не требуют сложного оборудования и доступны любому человеку.

Календарь природы

Каждый воспитатель детского сада должен научиться вести фенологические наблюдения и составлять календарь природы. Только в этом случае он сможет правильно наметит сроки доступных детям наблюдений и научит их видеть и слышать происходящее в природе.

Календарь природы и сельского хозяйства средней полосы Европейской части России может служить кратким пособием при организации фенологических наблюдений почти по всей стране, за исключением мест, имеющих иную растительность.

Волшебница ВЕСНА! Для детей про весенние изменения в природе

Вконтакте

Одноклассники

Сезоны — это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

Времена года на Земле

В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один — влажный и дождливый, другой — сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.

В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.

Сезонные изменения у растений

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.

Такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.

У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.

В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще ие бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества

Сезонные изменения у животных

Некоторые животные, такие, как рептилии , чтобы выжить в холодный или сухой сезон, уменьшают свою активность и засыпают. Когда становится теплее, они возвращаются к активному образу жизни. Другие животные ведут себя иначе, у них есть свои способы выживания в суровые периоды.

Некоторые животные, такие, как соня, спят всю зиму. Это явление называется спячкой. Все лето они едят, накапливая жир, чтобы зимой можно было спать, не принимая пищи.

Большинство млекопитающих и птиц выводят детенышей весной, когда везде много пищи, так что они успевают подрасти и окрепнуть к зиме.

Многие животные и птицы каждый год предпринимают длинные путешествия, называемые миграциями, в места, где больше пищи. Например, ласточки вьют гнезда в Европе весной, а осенью улетают в Африку. Весной, когда в Африке становится очень сухо, они возвращаются.

Карибу (называемые северными оленями в Европе и Азии) тоже мигрируют, проводя лето за Полярным кругом. Огромные стада поедают траву и другие мелкие растения там, где тает лед. Осенью они переходят к югу, в район вечнозеленых лесов, и поедают такие растения, как мох и лишайник, находящиеся под снегом.

Сезонные изменения в природе. « Полюбуйся: весна наступает… »

На мертвых травах снег лежит давно,
А их метелки семя сохранили,
И в снег, живое, падает оно,
И в лед вмерзает, чистое от пыли.
Все снежная скрывает пелена,
Как будто мир затих от потрясений.
Земля уснула, семенем полна,
Чтобы проснуться в зелени весенней.

П.Комаров

Цель:

    Развитие навыков наблюдения за изменениями в природе самостоятельные исследования.

    Развитие у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, формирование умений определять раннецветущие растения .

    На основе проведения наблюдений выявление биологических особенностей раннецветущих растений.

    Формирование бережного отношения к природе.

    Развивитие диалектико-материалистических взглядов на природу.

Задачи:

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш (ручка), инструктивные карточки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Возраст учащихся: 6 класс

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Задание учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май)

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока

Идет – гудит Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако, все зелено,

И воздух и вода!

Проблемный вопрос: Как приходит весна?

Н.А. Некрасов

Надо ли за сказкой далеко ходить?

К.Иванов

Что же с растениями весной происходит?

Листочки распускаются, первые цветы появляются, травка зеленеет...

На большинстве территорий земного шара происходит постоянная смена времен года. Весна сменяется летом, лето – осенью, осень – зимою. Каждое время года по-своему прекрасно.
Нам бесконечно дороги и зеленый дым зарождения жизни, и грустное увядание растений, вступающих в состояние покоя. Нас радуют крошечные фонарики подснежников, желтые огоньки одуванчиков, закутанные в белые шали кусты черемухи, медовый запах липы, аромат антоновских яблок, первый, встреченный в лесу боровик, золотое сияние кленов, негреющие костры раздетых октябрьским ветром рябин.

Бесконечная цепь изменений лика природы обусловлена сдвигами в физиологическом состоянии растений в зависимости от времен года. Посмотрите в окно. Сейчас наступает весна, одно из самых удивительных времен года – время пробуждения жизни.
Зима... Клубятся по полям вихри февральских метелей. Безжизненными кажутся деревья в февральском лесу. Но так ли это? Посмотрите на кожистые плотные сережки ольхи или березы. Они образовались еще с осени. Наружные чешуи этих сережек надежно прикрывают зачатки цветков от мороза и зимнего испарения. Хорошенько промерзнув в течение 2–3 месяцев, в конце февраля они, не дожидаясь теплых дней, начинают потихоньку набухать.

В марте, когда еще всюду лежит снег, деревья празднуют весну. Несмотря на морозный воздух, темные стволы деревьев разогреваются под солнцем и растапливают снег вокруг себя, образуются проталины с обнаженной влажной землей.

Появляется солнышко. Весенние теплые лучи падают на Подснежник.

Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть еще над лесом властвуют снега
Пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речки неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.

Е. Серов

Ах, как приятны эти солнечные лучи, хочется жить: цвести и радовать других.

Подснежники первые весенние растения, способны выдерживать заморозки до –10 °С, т.к. в соке, который их наполняет, много сахара, а сахарные растворы при небольших морозах не замерзают. Без этого приспособления им не обойтись! Кругом еще снег лежит, но стоит появиться первым проталинам, и они тут как тут: цветут, торопятся.

Их время коротко. Цветение ранневесенних растений продолжается всего месяц-полтора, пока деревья не развернут листву и не закроют над ними, светолюбами, небо.

Их не только подснежником, а еще снежной капелькой, снежным цветком, разведчиком, предвестником весны, задирой... А латинское название Galanthus nivalis – подснежник белоснежный.

Это почему же задирой-то?

Все потому, что со снегом спорит.. Послушайте одну давнюю историю, ставшую легендой.
После изгнания из рая шли Адам и Ева по заснеженному лесу, и тут несколько снежинок упало ей на щеку. Они растаяли, и капельки, упав на землю, превратились в цветы – подснежники.

Пожалуй, наиболее деятельная подготовка к весне совершается в это время под толщей снега широколиственного леса. Если здесь раскопать снег, то можно обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами. А ведь осенью этих ростков здесь не было!
Дело в том, что в широколиственном лесу почва зимой не промерзает из-за большого количества перегноя и глубокого снежного покрова, создающих прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь всю зиму держится около 0 °С, поэтому в ней остается незамерзшая влага, доступная растениям.
Что же касается питательных веществ, столь необходимых для роста, то подснежное развитие растений происходит за счет отложенных ранее запасов. Например, у медуницы и ветреницы эти запасы находятся в корневищах, у пролески и гусиного лука – в луковицах, у чистяка и хохлатки – в клубнях.

Интенсивное дыхание с использованием этих отложенных про запас питательных веществ приводит к повышению температуры растения. Часто вокруг него даже протаивает снег. Например, в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка. Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна...

Еще, бывает, сердится зима,
Срывают злость последние метели,
Но день за днем слабеют холода,
Все чаще раздается звон капели.
Снега, утратив свой алмазный блеск,
Сбегаются студеными ручьями
К весеннему безумью шумных рек
И льдин, плывущих водными полями.
Едва берез начнется сокоток,
В пушистой шубке, войлочных сапожках,
Рождается сиреневый цветок
На серебристой и короткой ножке.
А рядышком такие же как он,
Похожие на маленьких котят,
От холода укрывшись в сладкий сон,
Его братишки-прострелята спят.
Лишь насладившись солнечным теплом,
Раскроются прекрасные бутоны:
Густая синь с топазным хохолком
Пасхальным перезвоном затрезвонит.
Давно уже невестится весна,
Глаз радует и устали не зная,
Цвести до лета будет сон-трава-
Цветок, в котором вся краса земная!

Прострел. Весной не всегда греет солнце. Часто небо заволакивают тучи, и холодный дождь с мокрым снегом стегает землю. И по ночам часто бывают заморозки. Вот тут-то нам, весенним растениям, и пригодится шуба, дарованная природой. Капли дождя скатываются с меня по шелковистым волоскам, и я выхожу сухим из воды.

А почему тебя сон-травой называют?

Трава эта обладает успокаивающим, а в больших дозах и снотворным действием! А еще в старину клали под угол строящегося дома. Считалось, что он приносит в дом счастье.


На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

Мать-и-мачеха Любит открытые, хорошо освещенные места. В начале апреля у меня появляются веселые желтые соцветия-корзинки, а уж потом листья. Они – особенные. Верхняя сторона листа, повернутая к солнцу, гладкая, темно-зеленая. Нижняя сторона, обращенная к земле, покрыта белыми волосками, будто войлоком. Приложи к щеке верхнюю и нижнюю сторону листа, и ты почувствуешь, что нижняя теплее верхней.

Медуница неясная. Один из лучших весенних медоносов. В соцветиях-зонтиках можно одновременно найти полураспустившиеся цветки с розовым венчиком, расцветающие – пурпурной окраски и уже отцветающие – синего цвета. Это помогает насекомым-опылителям: они посещают только розовые и пурпурные цветки.

Пройдут апрель, май, наступит июнь. Лепестки весенних цветов опадут, разлетятся плоды с семенами. Стебли и листья многих из них увянут. Но весенние цветы – многолетние. Это значит, что каждое лето отмирает лишь верхняя, надземная, часть растения. Затаились в почве корни, корневища, клубни и луковицы, в которых отложены накопленные за лето питательные вещества. Они пригодятся им следующей весной.
Затаились в почве семена. Замерли. Уснули. Ждут новой весны.

Так год за годом, век за веком совершается в природе круговорот жизни. Если вы набредете весной на полянку в лесу, покрытую цветами, не трогайте их, не собирайте букет. Вспомните, какую долгую суровую зиму они пережили. Они не должны исчезнуть!

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать, придя в лес.

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

О каком времени года говорится в стихотворении?

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали?

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

- Какой весенний месяц самый холодный?

Самый теплый ? Почему?

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

Какие осадки выпадают весной?

Бывают ли весной грозы? Когда?

2. Весенние изменения в живой природе .

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

Что происходит с травянистыми растениями?

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?

- Почему же подснежники зацветают так рано?

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае?

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли?

Во время экскурсий вам придется выполнить задания по звеньям и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

3. Запишите план письменного отчета:

    красота весенней природы (желательно сделать фотография первых весенних цветков);

    жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

    жизнь древесных и кустарниковых пород;

    приметы весны в животном мире.

    пожеланию создать презентацию в программе Power Point

4. А теперь проведем конкурс самых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья.

Задание для 1 звена: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

Задание для 2 звена: Необходимо ответить на вопросы: Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

Задание для 3 звена: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

    Как часто насекомые посещают эти цветки?

    Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?

    Чем обусловлена окраска цветков?

    Имеются ли у цветков нектарники?

    Возможно ли у этих цветков самоопыление?

    Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.

Задание для 4 звена: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)

Растения

однодомные или двудомные

Пестичных

цветков

Тычиночных

цветков

5. Сбор учащихся всех звеньев для выполнения следующего задания.

Познавательные задачи

1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?

3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.

4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?

5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

Обсуждение познавательных задач.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

Задание на дом .

1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!», туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Подведение итогов урока-экскурсии выставление оценок в журнал .

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Литература:

Журналы Биология в школе

Ресурсы интернета

Художественная литература

В зависимости от сезонов года деревья, кустарники, травянистые растения изменяют, свой внешний вид, а также ход процессов в развитии и росте. Особенно ярко выражены эти изменения весной и осенью.

21 марта день равен ночи. С этого времени в средних широтах северного полушария солнце поднимается с каждым днем все выше и греет теплее. Небо становится ярко-синим, кучевые облака - белыми. Появляются первые проталины, начинают журчать ручьи. На деревьях еще нет листьев, не появились травы и цветущие растения, но дыхание весны уже чувствуется. Начинают цвести и пылить некоторые деревья. У ольхи хо­рошо видны буровато-красные сережки. Зимой они были плот­ные, а сейчас растут очень быстро, чешуйки у них отгибаются, и оттуда высыпается золотисто-желтое облачко пыльцы. Вслед за ольхой рассыпает пыльцу орешник, приблизительно через пять дней после орешника зацветает красная верба. Верба - первый из ранневесенних медоносов. В конце апреля пылят осина и ива-бредина. Наличие в это время небольшого количества насекомых, отсутствие листвы на деревьях и кустарниках способствуют сво­бодному переносу ветром пыльцы с одного растения на другое. Вместе с пылением происходит у деревьев другой важный про­цесс - начинается сокодвижение. Вода растворяет питатель­ные вещества, отложившиеся в стебле, и несет их к почкам, ко­торые начинают набухать и готовиться к тому, чтобы стать ли­сточками и цветками. Сокодвижение особенно выражено у березы и клена, длится оно около месяца; за это время растения пере­качивают десятки литров воды. Начало сокодвижения - признак наступления весны.

Дни становятся длиннее, повышается температура, все сильнее прогревается почва. Снег усиленно тает; появляются первые цветы. Когда наступает весна, то растению надо быст­рее расти, пускать корни, использовать тепло и влагу для развития. Многие растения, приспособившиеся к этому, носят название раннецветущих. На чешуйчатых сте­бельках появляются золотые корзинки цветков мать-и-мачехи, напоминающие маленькое солнышко. С наступлением тепла из корневища мать-и-мачехи появляются летние листья, ниж­няя поверхность которых светлая, мягкая и теплая, а верх­няя - гладкая, холодная (отсюда и название - мать-и-маче­ха). Эти листья в течение лета накапливают органические вещества, чтобы затем перенести их в корневище и дать воз­можность цветочным побегам так рано появляться весной. Мать-и-мачеху можно встретить везде: по откосам, берегам рек, канавам и просто на дороге.

В лесу появляется красивый весенний цветок - голубая пролеска (ее часто называют подснежником). Через 8-10 дней раскрываются удивительные цветки у медуницы. Сначала они у нее красные или пурпурные, потом становятся фиолето­выми, затем синими или беловатыми. А так как цветки распу­скаются на одном растении в разное время, то на нем одновре­менно можно увидеть цветки разной окраски. Вместе с меду­ницей между кустарниками можно увидеть красно-лиловую хохлатку. На фоне прошлогодних листьев выделяются желтые цветки гусиного лука и белые - звездчатки.

В местах, где много влаги, можно встретить и других пред­ставителей раннецветущих растений: калужницу, у которой крупные округлые листья блестящего зеленого цвета и яркий цветок с золотистым венчиком, чистяк весенний, который в отличие от калужницы имеет не 5-6 лепестков, а 8 (и в ча­шечке, и в венчике), и др.

У раннецветущих растений развитие происходит за счет питательных веществ, отложенных в корневищах, клубнях и луковицах еще с осени. Яркая окраска во время цветения привлекает к раннецветущим растениям немногочисленных на­секомых для опыления. Однако часто эти растения размно­жаются вегетативным способом: от материнского растения отделяется уже сформировавшееся новое растение. Следова­тельно, оба способа размножения у раннецветущих растений взаимно дополняют друг друга, обеспечивая высокий процент выживаемости и приспособленности.

В лесу можно увидеть цветущий кустарник - волчье лыко. Сиреневые цветки растут прямо на стебле. Цветы и ягоды его ядовиты, а под корой развивается лубяной слой - лыко; ве­роятно, отсюда и произошло его название.

Наконец, лопаются почки на деревьях и кустарниках и появляются первые листочки. Черемуха зеленеет одна из первых, за ней тополь, ольха, вяз. У березы и дуба цветение несколько опережает распускание листвы.

Хвойные деревья цветут поздней весной. Пыльцы образу­ется так много, что она покрывает желтым налетом все вокруг («серные дожди»).

В конце весны все растения становятся зелеными, цветущими. Особую радость людям в мае доставляют ландыши, растущие дружной семейкой, так как из одного корневища может вырасти очень много растений. Ландыш цветет недолго. Душис­тые цветки в виде маленьких белых колокольчиков заменяются сначала зелеными, а затем красными ягодами.

Начинает колоситься рожь, у осины созревают семена-ле­тучки, отцветает сирень, осыпаются лепестки у яблони - кон­чилась весна и началось лето.

Обычно весну делят на три периода: ранняя весна - появ­ление проталин, сход снега на полях. Средняя весна (цветущая) длится до зацветания черемухи. Поздняя весна - до отцветания яблонь.

Лето делится на три периода: первый период (начало лета), когда на лугах появляются цветущие травы: луговой василек, красная гвоздика, иван-да-марья, колокольчик и ромашка. В это время зацветают малина, брусника, клюква. Рассеиваются плоды вяза и тополя. В водоемах зацветает желтая кубышка. В садах цветет жасмин. В народном календаре июнь называют разноцветом. Каждый день цветут все новые и новые растения, одни краше других. Начинает поспевать земляника. Появля­ются летние грибы. В начале июля разгар сенокоса.

Второй период начинается с зацветания липы и продолжа­ется обычно до середины августа. Этот период называют также вершиной лета, знойной порой. Почему так поздно зацветает липа? Оказывается липа распускает цветки на побегах этого года, пока молодой побег отрастет и в нем заложатся плодовые почки, наступит самый теплый период лета. Запах цветов липы доносится издали, поэтому пчелы, не зная отдыха, собирают сладкий, ароматный нектар. Липовый мед вкусен и полезен.

Этот период характеризуется также обильным цветением травянистых растений на лугах. Цветут луговые злаки; на полях зацветает картофель. Водоемы покрывает различная растительность, многие из растений цветут - камыш, рогоз, сусак, стрелолист, частуха, белая красавица кувшинка. Созревают плоды малины и черники. Желтая акация разбрасывает семена.

Недаром июль называют ягодным месяцем. Созревают ягоды черемухи, малины, смородины, поспевают в саду крыжовник и вишня. На полях заканчивается уборка озимых.

Третий период лета (конец лета) продолжается от середины августа до середины сентября, до первых заморозков. В августе происходит созревание плодов и семян. На лугах можно увидеть цветущие колокольчики, короставник, марьянник, коровяк, мяту и другие растения. Начинает румяниться клюква. В начале августа желтеют листья у липы, а в конце месяца начинается листопад у березы. В лесу созревают орехи. Лето постепенно переходит в осень. Август - месяц грибов. Гриб представляет из себя плодовое тело, основная его часть скрыта в земле - это грибницы. Грибница срастается с корнями деревьев и получает от них питательные вещества, однако в свою очередь грибница обеспечивает деревья питательными веществами и помогает их корням лучше и быстрее усваивать питательные вещества из почвы. Грибы можно собирать с весны до поздней осени, но основная пора приходится на последний период лета и начало осени.

Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.

Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.

Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.

> Сезонные изменения в жизни животных

Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.

осадки животное зимовка сезонный