Простые и эффективные способы запомнить словарные слова.

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов


Классические способы запоминания словарных слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти



Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения

7. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву


8. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.


9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.

Например, АПЕЛЬСИН

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины


10. Способ мнемотехнический

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию

Что это значит?

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)


11. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов.

Вы узнаете:

  • Как быть, когда слов много, а скоро диктант?
  • Как быстро убрать ошибки в словарных словах перед экзаменом (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
  • Что нужно делать, чтобы запоминить удвоенные согласные, или что делать, когда орфограмм в слове несколько?
  • Какие еще есть эффективные методы запоминания слов?
  • Как быстро научиться писать грамотно?

Ведь в век интернет-общения первое впечатление о человеке создается именно по тому, как грамотно он пишет.

Мы разберем лучшие стратегии усилить грамотность на тренинге — Как легко запомнить словарные слова?

На практике отработаем правописание топ 50 самых сложных слов русского языка

А участники Премиум версии так же получат раздаточные материалы- Списки словарных слов по классам в удобной для отработки технологии форме

В апреле мы проведем еще 7 похожих программ, 3 бесплатных и 4 платных

Подробное расписание, а так же специальная акция на апрель в нашей группе —


...роз...род

Хоз...радь

Вод


  1. Какое слово лишнее? Почему?

  • Посуда, капуста, девочка, одежда.

Возможные варианты ответов:

1 вариант- одежда (это словарное слово начинается с гласной , остальные – с согласной буквы)

2 вариант – девочка (это одушевленное имя существительное, остальные - неодушевленные).


  • Сорока, корова, собака, медведь, лисица.

Возможные варианты ответов:

1 вариант – медведь (в этом слове два слога, а в остальных - три)

(Карандаш) Захрустела на зубах.

(Капуста)

На жарком солнышке подсох Не царь, а в короне,

И рвется из стручков... Не всадник, а со шпорами.

(Горох) (Петух)

Русская красавица Маленький мальчишка

Стоит на поляне, В сером армячишке

В зеленой кофточке , По дворам шныряет,

В белом сарафане. Крохи подбирает,

(Береза) По ночам кочует –

Зернышки ворует.

(Воробей)

Угадайте, что за шапка: Голодна – мычит,

Меха целая охапка. Сыта – жует,

Шапка бегает в бору , Малым ребяткам

У стволов грызет кору. Молочка дает.

(Заяц) (Корова)

С хозяином дружит, Льется речка – мы лежим.

Дом сторожит, Лед на речке – мы бежим.

Живет под крылечком , (Коньки)

Хвост колечком.

(Собака)

Всегда во рту, Без рук, без ног,
А не проглотишь. А ворота отворяет.

(Язык) (Ветер)

У избы побывал –

Все окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил.


  1. Угадай, кто это.
Кто стрекочет? (сорока)

Кто каркает? (ворона)

Кто мычит? (корова)

Кто чирикает? (воробей)

Что объединяет все эти непохожие слова?

(Орфограмма: правописание –оро-, -оло-)


  1. Игра «Слово - змейка».
Запишите 5 (8 ...) словарных слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.

Например: вдруг – город – деревня – язык – капуста.


  1. Какое слово записано?
На доске учитель заранее пишет слова и закрывает их.

  • Животное. В этом словарном слове две согласные и две гласные буквы. (Заяц)

  • Явление природы. В слове три согласные и две гласные буквы. (Ветер)

  • Комната для занятий. В слове 4 согласные и одна гласная буква. (Класс)

  • Одежда. В слове три согласные , две гласные и одна буква, которая звука не обозначает. (Пальто)

  • Птица. В слове три согласные и две гласные буквы. (Петух)

Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они еще не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. Конечно, есть немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т.п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.

В этой публикации представлены два варианта работы со словарными словами.

I вариант

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Указания для учителя

1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слово печатными буквами.
6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова.
7. Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.

Как рисовать

На букве о очень легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его разрезать.

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.

Из бананов очень легко можно выложить букву а , но невозможно сделать букву о .

Не бывает аллеи без деревьев... а еще по аллее гуляют люди, и не один-два, а много...

А это сантехники пришли ремонтировать батарею.

Это слово очень легко запомнить – карандаши и коробка для них.

Почему бы не пофантазировать вот так?

Ну какой восход без солнца?

А какой барабан без палочек?

Однажды мне купили шар, было здорово!

А у вас на даче есть огород?

Конечно, в середине этого слова должна быть хоть небольшая лестница.

Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или... эскимо.

Этому человечку не страшна лужа на букве о , ведь он в сапогах.

Это слово очень любят мальчишки, вариантов придумывают множество.

Тут все понятно без объяснений.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Примечание. Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторений.

Л.П. Копылова,
психолог лицея № 42 ВСДЖ,
г. Иркутск-17

II вариант

Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы "связей", которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".

У нашего класс а в субб оту был русс кий язык.

У Кати в ква ртире на ка ртине ка ра ндашом нарисованы ка стрюля и ста кан. А у Оли над кро ватью – ябло ко.

Была хорошая по го да. (Светило солнышко.) Мы поехали по до ро ге на о го ро д. (Рисуем колеса велосипеда.) Мы посадили о во щи. (Семена овощей напоминают букву о .) Го ро х (рисуем горошины), мо рко вь, о гурец, по мидор. Но у нас выросли и "неправильные" ра стения, у них семена напоминают букву о , а вырастает буква а . Ка пуста, ка ртофель.

Мы приехали на тра мвае в ма га зин и купили на завтра к ма лину.

Пасс ажир акк уратно прошел по алл ее большое расс тояние.

В че тверг в лаге ре мы рисовали пше ницу че рным и же лтым карандашами.

Подставка с карандашами напоминает букву е .

Шел человек по городу, вдруг впереди выскочила черная кошка. Повернул назад – тупик, пошел налево – слева тупик, пошел направо – и справа тупик, хотел вниз, да снизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с черной кошкой. И слова все эти пишутся вместе.

Правописание букв а и о на конце слов "налево – слева", "направо" – "справа" можно запомнить так:

на окно Ю налево ;
с окна
Ю слева ;
на окно
Ю направо;
с окна
Ю справа .

Ого! О днажды на о сине выросли о рех и ябло ко!

Когда мы очень сильно удивляемся, мы широко раскрываем глаза, они становятся похожи на букву о .

Дул вете р с севе ра, медве дь качался вм есте с бе рёзой.

Ветки березы и коготки на лапках медведя напоминают букву е . Медведь тесно прижимался к березе, слился с нею, слово вместе тоже слилось.

Ра бочий собирается на ра боту, надевает са поги, па льто, садится в ма шину, едет на за вод.

Мой ри сунок называется "Си рень на ули це".

Фигура человека вписана в букву и . В одной руке он держит кисть, в другой – опирается на стол.

Как ездить на велосипеде? Быстро , весело , ско ро , хо ро шо .

Мой то варищ вскопал ло патой грядки, посадил яго ды, будет хороший уро жай.

Голова человека, лопата и корзина с ягодами напоминают букву о .

Был меся ц июнь. Зая ц положил на я зык землянику.

Перевернутая буква я – голова зайца с ушами, ягода земляники.

Светлана
ЯШЕНКОВА,
учитель начальной школы, г. Сычевка, Смоленская область

«Виды работ со словарными словами»

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов?

Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...
Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания.
Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, по запоминанию написания словарных слов.
Важно помнить:

1.Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2.Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания:

1.Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3.Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы;
- звукобуквенный анализ слова;
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

мужч ина

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов;
- составление словосочетания, предложения с этим словом;
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: «Овощи», «Фрукты», «Школа» и т.д.);
- по частям речи.
13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

Например: лес, лесок, лесник, лесной, лесоруб, лесоповал.

17. Восстановление деформированного текста или предложения

ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины

18. Разбор слов по составу:

морозн ый

19. Запись слов с разными приставками.

Например: шел, пришел, ушел, зашел.

20. Запись слов с разными предлогами.

Например: к площади, у площади, на площади.

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса.

Например: береза - березка, берег - бережок.

23. Заменить одним словом.

Например: человек, который управляет трактором (тракторист),

широкая проезжая асфальтовая дорога (шоссе),

одерживать победу (побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС)

Например: кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн.

27. Данные слова заменить по смыслу другими.

Например: группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ.
28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами.

Например: красное яблоко, художественная литература, драматический театр.

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения.

Например: В овощном магазине можно купить...

31. Аукцион «трудных» слов.

Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

Назови слова, имеющие в своём составе буквосочетание - оро-.

(Город, горох, воробей, дорога, ворона, корова, хорошо и др.)

Опираясь на знание этимологии, такая работа развивает внимание учащихся, так как дети не должны повторять уже названных слов.

32. Кроссворд «Сквозное слово».

1.Острое вирусное заболевание.

2.Столица России.

3.Тысяча килограммов - это одна…

4.Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в скорлупе.

5.То же, что и холод.

33. Отгадывание ребусов.

Зачеркни нерусские буквы.

Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге;
- назови его по буквам;
- заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает";
- прочти медленно, как будешь писать;
- запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
(Все выполнять с закрытыми глазами.)

Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов .

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе -ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.

4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:

б_Е.реза - б_Е.лая, - гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б _Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод - труб_А.,
к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь - л_А.па,
к_А.пуста - з_А.яц
к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака - хв_О.ст

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.

1. Агафонов В. В. «Неправильные правила» для словарных слов - и не только».

2. «Словарные слова в образах и картинках». Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы.

3. Парамонова Л. Г. «Как овладеть правописанием «словарных» слов».
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф.

Электронное учебное пособие «Словарные слова. 1-4 класс»
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим «Учись» позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим «Проверь себя» предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим «Контроль» позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

5. Зегебарт Г. М. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» Издательство Генезис М. - 2007 г.

Учить словарные слова легко и интересно

Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они еще не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. Конечно, есть немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т.п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.

В этой публикации представлены два варианта работы со словарными словами.

I вариант

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Указания для учителя

1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слово печатными буквами.
6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова.
7. Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.

Как рисовать

На букве о очень легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его разрезать.

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.

Из бананов очень легко можно выложить букву а, но невозможно сделать букву о.

Не бывает аллеи без деревьев... а еще по аллее гуляют люди, и не один-два, а много...

А это сантехники пришли ремонтировать батарею.

Это слово очень легко запомнить – карандаши и коробка для них.

Почему бы не пофантазировать вот так?

Ну какой восход без солнца?

А какой барабан без палочек?

Однажды мне купили шар, было здорово!

А у вас на даче есть огород?

Конечно, в середине этого слова должна быть хоть небольшая лестница.

Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или... эскимо.

Этому человечку не страшна лужа на букве о, ведь он в сапогах.

Это слово очень любят мальчишки, вариантов придумывают множество.

Тут все понятно без объяснений.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Примечание. Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторений.

Л.П. Копылова,
психолог лицея № 42 ВСДЖ,
г. Иркутск-17

II вариант

Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы "связей", которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".

У нашего класса в субботу был русский язык.

У Кати в квартире на картине карандашом нарисованы кастрюля и стакан. А у Оли над кроватью – яблоко.

Была хорошая погода. (Светило солнышко.) Мы поехали по дороге на огород. (Рисуем колеса велосипеда.) Мы посадили овощи. (Семена овощей напоминают букву о.) Горох (рисуем горошины), морковь, огурец, помидор. Но у нас выросли и "неправильные" растения, у них семена напоминают букву о, а вырастает буква а. Капуста, картофель.

Мы приехали на трамвае в магазин и купили на завтрак малину.

Пассажир аккуратно прошел по аллее большое расстояние.

В четверг в лагере мы рисовали пшеницу черным и желтым карандашами.

Подставка с карандашами напоминает букву е.

Шел человек по городу, вдруг впереди выскочила черная кошка. Повернул назад – тупик, пошел налево – слева тупик, пошел направо – и справа тупик, хотел вниз, да снизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с черной кошкой. И слова все эти пишутся вместе.

Правописание букв а и о на конце слов "налево – слева", "направо" – "справа" можно запомнить так:

на окно Ю налево;
с окна Ю слева;
на окно Ю направо;
с окна
Ю справа.

Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!

Когда мы очень сильно удивляемся, мы широко раскрываем глаза, они становятся похожи на букву о.

Дул ветер с севера, медведь качался вм есте с берёзой.

Ветки березы и коготки на лапках медведя напоминают букву е. Медведь тесно прижимался к березе, слился с нею, слово вместе тоже слилось.

Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.

Мой рисунок называется "Сирень на улице".

Фигура человека вписана в букву и. В одной руке он держит кисть, в другой – опирается на стол.

Как ездить на велосипеде? Быстро, весело, скоро, хорошо.

Мой товарищ вскопал лопатой грядки, посадил ягоды, будет хороший урожай.

Голова человека, лопата и корзина с ягодами напоминают букву о.

Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

Перевернутая буква я – голова зайца с ушами, ягода земляники.

Работа над словарными словами
Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов


Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить: 1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания.
1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи;

13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).

    "Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
    Назови его по буквам.
    Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
    Прочти медленно, как будешь писать.
    Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
    (Все выполнять с закрытыми глазами.)
Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов . Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

    1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
    Например: береза.

    2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
    Например: бе -ре-за.

    3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
    Например: б_Е., б_е.

    4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат: б_Е.реза - б_Е.лая, - гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б _Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

    г_А.зета - бум_А.га,
    к_А.рман - дыр_А.,
    д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
    к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
    з_А.вод - труб_А.,
    к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
    ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
    л_А.донь - л_А.па,
    к_А.пуста - з_А.яц
    к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
    с_О.бака - хв_О.ст
Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.
1. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

Оксана Макерова , логопед-дефектолог, для детского портала "Солнышко "
http://www.proshkolu.ru/user/ElenaSelezneva/file/661446/ карточки для работы со словарными словами