Деятельность сельских библиотек на современном этапе. Библиотечное обслуживание в сельской местности: специфика, организация и актуальные проблемы Библиотека как социальная и культурная жизнь села

1.1 Цели, задачи, функции сельской библиотеки

Наиболее ощутимыми в 1990-е гг. оказались перемены в деятельности бывших государственных массовых, а ныне - муниципальных публичных библиотек. Библиотеки усиливают ориентацию на интересы своего региона, его жителей, стремятся максимально учесть их специфические потребности, устанавливают контакты с местной администрацией, что способствует повышению их статуса на муниципальном уровне.

Сегодня наиболее характерной является тенденция к закрытию мелких библиотек или же их объединению в более крупные. В 1970-1980гг. публичные библиотеки были объединены по территориальному (местному) признаку в централизованные библиотечные системы (ЦБС), которые сохранились и в настоящее время. Наиболее успешно они функционируют как муниципальные системы публичных библиотек в городах России. Возглавляют эти системы, осуществляя по отношению к ним методические и координационные функции, городские публичные библиотеки, являющиеся муниципальной собственностью. В России сохраняется система муниципальных библиотечных сетей с филиалами, приближёнными к месту жительства.

Профилирование филиалов ЦБС осуществляется по разным признакам. В одних случаях они отражают потребности определённой части региона в получении того или иного вида информации, например, бизнес-библиотека. В других случаях библиотека ориентируется на определённые группы пользователей, например, молодёжный центр. Особо следует отметить тенденцию к созданию библиотек семейного чтения.

Сегодня в России насчитывается более тридцати девяти тысяч сельских библиотек (70% от всех муниципальных), которыми пользуется 34,8% общего числа читателей всех библиотек страны .

По сути дела, библиотека является сегодня единственным бесплатным источником культуры и информации, доступным сельскому жителю.

Как и много лет назад общедоступные, а ныне муниципальные библиотеки помогают своими специфическими средствами становлению и развитию той социальной среды, внутри которой они живут (и местным органам образования, и местному сообществу, и органам власти, и производству и т.д.) .

Сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию.

Основные направления работы сельской библиотеки, а также формы предоставления информации и номенклатура услуг определяется приоритетными группами пользователей, их информационными потребностями, а также нуждами органов местного самоуправления. Наиболее распространёнными и востребованными сегодня являются такие направления работы, как:

Помощь учащейся молодёжи;

Правовое информирование населения;

Краеведение.

Важнейшими целями работы библиотеки на селе являются:

· понимание роли библиотеки на селе, как важнейшего культурного, духовного и социального института общества, который предоставляет ценную информацию. Библиотеке

необходимо заявить свои претензии - быть главным центром села и подкрепить свои претензии действиями. Чем выше уровень претензий, тем выше шансы на успех. Каждое мероприятие в стенах библиотеки должно работать на имидж библиотеки и увеличивать шансы на успех, получения дополнительных средств от властей, спонсоров.

· планомерная работа со спонсорами. Детально разработать программу по работе со спонсорами.

· искренняя благодарность тем, кто помогает библиотеке. Спланировать систему благодарения различными способами, это могут быть: письмо-благодарность; реклама пожертвований; присвоение имени спонсора выставке, отделу; фото спонсора в газете и многое другое.

· разработать программу о тесной связи с общественностью и органами местной власти. Важнейшим элементом этой программы должна стать официальная поддержка в обосновании конкретной выгоды от предложенной программы для группы людей, конкретной организации и т.д.

Недостаточное бюджетное финансирование ставит перед библиотекой задачу привлечения внебюджетных средств, основным источником которых являются платные услуги (сервисные услуги). Основанием для введения платного сервиса является действующее законодательство РФ, а также:

Устав и Положение библиотеки;

Правила пользования;

Положение об информационных услугах, сопутствующих основной деятельности библиотеки, согласование с учредителями и утвержденные Прейскуранты цен. Полученные от платных услуг средства, идут на приобретение новых книг для библиотеки.

Библиотека выступает как связующее звено, объединяющее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. И в этом проявляется уникальность и сложность библиотечно-библиографической деятельности.

Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, её миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью села. Как правило, читатели не догадываются, а библиотекари не умеют или не считают нужным показать, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же части находятся такие процессы как уточнение читательских запросов в ситуациях, когда люди, сталкивались с новыми для себя задачами, не могут точно выразить собственные потребности; сохранения информации для обеспечения возможности её многократного и многоцелевого использования.

В результате в общественном сознании складывается стереотип простоты библиотечного труда. А на селе, где количество отказов читателям значительно высоко, преобладает мнение, что библиотекарь вообще ничем не занимается.

В ответ на это мнение, из-за скудности комплектования сельских библиотек, библиотекари стараются найти альтернативное решение своих проблем. Они компенсируют скудность фонда доступом к фондам других библиотек, более крупных - районных, областных.

Однако из-за отсутствия современных технологий, таких как электронная доставка документов (только около 300 сельских библиотек имеют компьютер и только 4 (!) в 1999г. имели выход в Интернет ). МБА работает не столь эффективно.

Очевидно, что лишь обладая хорошо скомплектованным современным фондом, а, также имея возможность использования в том или ином виде фондов других, более крупных или специализированных собраний, сельская библиотека сможет выполнять свои функции в полной мере.

Таким образом, сельской библиотеке в современных условиях предстоит:

1. Расширять содержательный и видовой состав своих фондов, с учетом изменений в потребительском спросе. Увеличивать долю справочных изданий (энциклопедий, словарей), библиографических пособий универсального и тематического характера, источников деловой, коммерческой и финансовой информации.

2. Повышать качество справочного аппарата (каталогов, картотек) как источника библиографической и фактографической информации. От библиотекаря всё чаще требуется умение проверять подлинность сведений, отраженных в печатной продукции, выбирать правильные и экономичные пути разыскания, вырабатывать алгоритмы библиографического и фактографического поиска.

3. Расширять формы информационного обслуживания и делать их доступными потребителям.

Соответственно, одной из основных задач сельской библиотеки становится накопление, обработка и оперативное доведение до своих читателей информации, предоставляющей собой конкретные фактические сведения или имеющей концептуальный характер.

Готика. Застывшая эпоха ушедших времен

При взгляде на здания у меня возникает непонятный трепет и волнение, дома "оживают" и в воображении представляется, как он возникал в фантазии архитектора, потом создавался сначала на бумаге, а потом рос от основания до верхушки...

Детская библиотека - организатор читательской деятельности школьника ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей (Оренбург/Россия)

Инфраструктура социально-культурной сферы Кировского района

социальный культурный детский юношеский творчество Цели ДДЮТ: - обеспечение гарантии права ребенка на дополнительное образование; - творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах...

Культурно-просветительная работа в СССР 60-70 годах

Культурно-просветительная деятельность в широком смысле это организованная вне учебных заведений деятельность, содействующая культурному росту человека . В СССР культурно-просветительная работа - система мероприятий...

Музейная экспозиция "Экономика Крайнего Севера РФ"

Цели: - образовательная цель, приобретение учащимися дополнительных знаний (достигается комплексным подходом в составлении экспозиции, открывая новые грани представляемых объектов, разнообразием экспозиционного материала...

Народно-сценический танец

русский народный танец сценический экзерсис Прежде чем приступить к методике каждого упражнения, необходимо помнить, что ни одно движение народного экзерсиса (его музыкальная раскладка, методика выполнения, задачи этого движения)...

Обслуживание в сельских библиотеках

«Наличие библиотеки в каждом населенном пункте» - такое требование зафиксировано в проекте «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», разработанного Российской библиотечной ассоциацией. Очевидно, что в различных социальных...

Постмодернизм в изобразительном искусстве

Постмодернизм -- понятие, обозначающее структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века; он употребляется как для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве...

Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности

Развитие культурологи связывается со сложным и противоречивым процессом социокультурной жизни общества. Именно в рамках прикладной культурологи представляется возможным углубленное изучение внутренних механизмов...

Социально-культурная деятельность Малоохтинской библиотеки "Семейного чтения"

Сущность процессов медиатеки в российских библиотеках

Важнейшая задача библиотек в современном пространстве формулируется как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение её источников. Библиотекаря же теперь все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги...

Театр в системе досуговых предпочтений студентов Москвы

Объектом исследования являются студенты от 18 до 24 лет. Преимущественно города Москвы, поэтому в основу исследования и будет учитываться в основном их мнение...

Технология производства и анимирования персонажа в технике анимационной перекладки по стихотворениям Б. Заходера

Цель данной курсовой работы - съемка анимационной сцены в технике "перекладка". Для этого были поставлены следующие задачи: 1. Найти идею. Курсовая работа была выполнена по мотивам стихотворений известного автора Бориса Заходера...

Хранение библиотечного фонда как материального и социального объекта

Айтатская сельская библиотека - это небольшая библиотека села Айтат. Впервые в летописи села упоминается читальная изба, которую создал богатый чалдон, к сожалению фамилия его не сохранилась. Но известно...

Электронный документ и его место в сфере электронного библиотечного фонда

Основным средством хранения и передачи электронных документов пользователям является электронный библиотечный фонд. И пользователь, работая с электронными документами посредством удаленного доступа...

Ряд библиотек организуют выездное обслуживание по правовой тематике. Так, например, сельская библиотека Доможировской волости Лодейнопольского района Ленинградской области постоянно проводит выезды в различные хозяйства с информацией по разным правовым проблемам; об особенностях налогообложения фермеров, о льготах инвалидам, о льготах по оплате коммунальных услуг для различных категорий сельских жителей и др.*
Многие сельские библиотеки включились в реализацию проекта «Библиотека – информационный центр жизнедеятельности местного сообщества» и организуют постоянную связь населения с представителями местной власти: например, в практику работы введена такая форма общения с законодательной властью на местном уровне, как «встреча с депутатом», «час депутата», на котором предполагается свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении в местной Думе и т.п. Сельчане, участвующие в мероприятии, могут высказать свое мнение, внести уточнение, предложить свою формулировку и т.п. Такие мероприятия воспитывают у населения правовую культуру, повышают гражданскую активность. В целях повышения правовой культуры сельских жителей и содействия их юридическому образованию и самообразованию сельские библиотеки широко используют рекомендательные списки и указатели литературы по правовой тематике, которые издают центры правовой информации при областных и районных библиотеках.
Например, рекомендательный список литературы «Судебная реформа: истоки, некоторые итоги и тенденции» (Орловская областная публичная библиотека) включает более 80-ти источников по таким разделам, как «Конституционный суд», «Суд присяжных», «Третейский суд», «Военные суды», «Прокуратура», «Адвокатура» и т.д., что дает пользователю представление как о всей системе правосудия, так и о возможностях отстаивания своих прав.
Рекомендательный список «Защита прав потребителей» (Тамбовская областная публичная библиотека) насчитывает более 40 источников и включает в себя документы, разъясняющие права потребителей товаров и услуг в различных сферах.
Многие сельские библиотеки ведут значительную лекционную работу, направленную на повышение уровня правовой грамотности населения, сами выпускают дайджесты, тематические досье на правовые темы.
Интерес у широких слоев населения вызывают и презентации отдельных книг правовой тематики: хрестоматий, справочников, воспоминаний сотрудников правоохранительной системы и т.п.
Эффективной формой воспитания правовой культуры населения следует считать и «День правовой информации», который может включать в себя и выставку новых поступлений по теме, и лекцию специалиста, и консультацию по различным правовым вопросам.
Очевидно, что такие формы привлекают как всех пользователей ПЦПИ, так и представителей различных групп, решающих аналогичные житейские проблемы и объединенные общим информационным интересом.
Формы библиотечного обслуживания конкретных групп пользователей также многообразны и «окрашены» особенностями их информационных потребностей.
Приоритетным вниманием пользуются, прежде всего, социально незащищенные граждане. В работе с ними (пенсионерами, инвалидами, мигрантами, безработными и др.), а также с предпринимателями, фермерами, военнослужащими и т.д. центры правовой информации не удовлетворяются уже работой в режиме «запрос-ответ», но стараются наладить «обратную связь». С этой целью организуются постоянно действующие мероприятия, позволяющие выявить эффективность усилий библиотекарей: семинары (например, постоянный семинар для безработных), клубы по интересам для предпринимателей, ветеранов военных действий, для старшеклассников. Каждый из этих клубов раскрывает в своей работе правовые аспекты той проблематики, которая актуальна именно для конкретной группы пользователей, учит их работать с информационными ресурсами по этой теме.
В практике сельской библиотеки широко практикуется индивидуальное обслуживание. Хорошо зная проблемы жителей села, библиотекарь может, оказывать постоянную или эпизодическую помощь, например, информировать о вновь приобретенной книге, подбирать списки книг и статей по теме, осуществлять предваряющее информирование и т.д., т.е. осуществлять оперативное справочно-библиографическое обслуживание.
Как правило, в число тех, кому сельская библиотека оказывает индивидуальную информационную (в том числе и правовую) поддержку, входят руководитель хозяйства, специалисты высшего уровня (главный зоотехник, главный агроном и др.) директор школы, предприниматели и др., в зависимости от реальной ситуации на селе. Библиотека может для них выполнять тематические, фактографические, персональные и др. справки.
Кроме того, библиотеки, работающие с правовой информацией предлагают и комплексные услуги, сочетающие в себе библиографическую, аналитическую и документную информацию.
В целом, находящиеся в распоряжении центров правовой информации при достаточно крупных библиотеках ресурсы позволяют предлагать пользователям следующую номенклатуру услуг:
– поиск правовых актов в электронных базах данных;
– предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;
– выдача справки о месте и времени опубликования документа;
– тематические справки;
– предоставление текста документа;
– перенос информации на бумажный и на магнитный носитель;
– поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;
– прием заказов на поиск правового акта по телефону, факсу, электронной почте;
– подборка законодательных актов по запрашиваемой теме;
– выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических;
– предоставление периодических изданий во временное пользование;
– предоставление аудио- и видео- материалов с лекциями по правоведению ведущих преподавателей московских вузов;
– предоставление правовой информации на CD-ROM;
– сканирование;
– компьютерный перевод текста с/на иностранный язык;
– доступ к правовым сайтам Интернет;
– ксерокопирование и распечатки правовых актов в черно-белом и цветном варианте;
– оперативное информирование о новых поступлениях;
– резервирование издания для конкретного пользователя;
– предоставление электронных дисков, поступающих в библиотеку, как приложение к книгам и журналам
– «ночной абонемент»;
– открытие «почтовых ящиков» электронной почты;
– консультирование по правовым вопросам;
– составление списков литературы к курсовым и дипломным работам;
– консультирование по вопросам поиска правовой информации;
– предоставление образцов форм типовых документов (договоров, жалоб и т.п.);
– консультирование самостоятельной работы с правовыми базами «Кодекс», «Гарант», Консультант Плюс», «Система»;
– быстрый поиск в присутствии заказчика;
– текущие адресные справки;
– ретроспективный поиск;
– формирование пакета документов по запросу пользователя;
– предоставление реквизитов юридических служб;
– предоставление текстовых и табличных редакторов;
– поиск информации по предварительному заказу;
– предоставление ПК для самостоятельной работы;
– создание титульного листа для письменных работ;
– создание объявлений;
– распечатка с дискеты и др.
Конечно, небольшие сельские библиотеки не в силах оказывать все эти услуги. Однако очень важно, чтобы сельские библиотекари знали об этих возможностях и ориентировали бы на них своих пользователей.
Многие из этих услуг предоставляются бесплатно. Однако, качественные услуги публичного доступа к правовой информации не могут быть совсем бесплатными. Оплачиваются, прежде всего, те услуги, которые требуют применения расходных материалов: бумаги, дискеты и др.
Некоторые правовые центры стремятся к расширению, к диверсификации своей деятельности, предлагая комплексы качественных и уникальных услуг, платежеспособным потребителям, нуждающимся в информации: местным властям, прессе и т.п.
К таким услугам можно отнести: заказное проблемно-ориентированное библиографическое обслуживание, обмены изданиями, защита интересов местных сообществ, информационно-аналитическая поддержка законотворчества, заказные аналитические работы, компьютерная разведка, дистанционная подготовка персонала другой библиотеки и т.д. Эти услуги предоставляются на платной основе.
Эффективность деятельности правовых центров, в том числе, конечно, и при сельских библиотеках, во многом зависит от взаимоотношений с партнерами, которых условно можно разделить на три группы: это те организации, которые предоставляют им информацию; те, кто является потребителем информации; те, кто является посредником между этими двумя группами.
Важнейшим источником предоставления библиотекам правовой информации и правовых информационных продуктов является ФАПСИ, конкретно – Управление обеспечения правовой информации ФАПСИ.
В работе практически всех центров правовой информации широко используются информационно-правовые системы ФАПСИ. В соответствии с Указом президента РФ от 5 апреля 1994 г. научно-технический центр (НТЦ) «Система» получает в полном объеме тексты федеральных законов, актов Президента и Правительства, а также тексты документов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. НТП «Система» получает из Главного государственно-правового управления Президента РФ электронные информационные карточки, включающие выходные данные документа (номер, дату, наименование и т.д.), рубрики и ключевые слова, присвоенные документу; приводит привязку карточек к конкретным текстам документов, после чего отправляет документы на хранение в эталонный банк правовой информации. Пользовательский вариант эталонного банка правовых актов и программное обеспечение доступа пользователей к нему передается в центры правовой службы (ЦПС) тех субъектов РФ, в которых открывается центры правовой информации. ЦПС в субъекте РФ проводит установку ИПС ФАПСИ в публичный центр правовой информации через соответствующий орган управления культуры исполнительной власти субъекта РФ или обеспечивает удаленный доступ пользователей центра к серверу ЦПС с указанным пользовательским вариантом эталонного банка правовых актов.
НТЦ «Система» регулярно формирует порции пополнения информационного фонда банка правовых актов, включающие все новые документы, проводит их выверку и передает ФАПСИ для распространения. На рабочих станциях многих ПЦПИ установлены правовые базы ФАПСИ.
Весьма значительна роль ФАПСИ и при организации крупных, федеральных и региональных мероприятий по развитию общероссийской сети публичных центров правовой информации. Без ее финансовой поддержки их проведение было бы значительно затруднено.
Конечно, информационные продукты ФАПСИ поступают, прежде всего в правовые центры крупных библиотек, однако использовать их для удовлетворения запросов своих читателей могут любые библиотеки, в том числе и сельские!
Информационные продукты для правовых центров предоставляют и фирмы, специализирующиеся в области правовой информации, прежде всего, такие, как «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Они предоставляют библиотекам электронные правовые справочники, базы данных и др. Даже небольшая сельская библиотека, не имеющая выход в интернет может использовать их.
Активно сотрудничают с публичными центрами правовой информации и такие организации как агентства по распространению юридической и правозащитной литературы, издательства и т.п., предоставляя библиотекам льготы и скидки при приобретении необходимой для них литературы.
Особые отношения, складываются у публичных центров правовой информации с теми организациями, которые, как и они обязаны распространять правовые знания, это такие, как Институт муниципальной правовой защиты, неправительственные правозащитные организации, например, общество «Мемориал», «Право матери» и т.п. Зачастую правовые центры берут их на приоритетное обслуживание, отслеживают интересующую этих пользователей информацию, сами создают необходимые базы данных.
Тесные связи сложились у многих центров правовой информации с местными школами. Для школьников, в том числе и сельских, организуются специальные мероприятия, цель которых привить молодежи правовую грамотность, дать представление об их правах и обязанностях, помочь решить сложные житейские ситуации.
Центры правовой информации часто организуют среди школьников такие мероприятия, как олимпиады школьников по праву, викторины, вечера вопросов и ответов и т.д. Недавно под эгидой Российского фонда правовых реформ прошла Всероссийская олимпиада школьников по праву, большую роль в ее организации сыграли правовые центры при библиотеках разного уровня, в том числе и при библиотеках, работающих на селе.
Весьма продуктивно сотрудничество с учебными заведениями, средними и высшими, юридического профиля. Польза от такого сотрудничества обоюдная: студенты получают в правовом центре необходимую им для учебы информацию, центр использует студентов-юристов как консультантов.
В сельской местности такой взаимовыгодный симбиоз может возникнуть между библиотекой и студентом-заочником юридического профиля.
Огромную роль в продвижении правовых знаний населению играет созданный недавно Молодежный союз юристов РФ, объединивший молодых профессионалов и студентов, понимающих свою роль в обществе как роль активных просветителей в области права. Во многих регионах складывается «тройственный союз» между Молодежным союзом юристов РФ, районной управой и правовыми центрами.
Члены Молодежного союза юристов, как правило, студенты юридических университетов и институтов, постоянно (и бесплатно) консультируют пользователей центра правовой информации по различным вопросам, ведут общественные юридические приемные, проводят бесплатные консультации в библиотеке, помогают составить несложные юридические документы (договор, доверенность, жалобу и т.п.).
В Москве члены Молодежного союза юристов оказывают правовую помощь населению в рамках программы «Муниципальная адвокатура». Реализуется проект «Развитие сети бесплатных юридических консультаций для населения г. Москвы » В рамках этой программы постоянно ведется бесплатное консультирование по самому широкому кругу вопросов, еженедельно проводятся тематические лекции по особо актуальным проблемам (наследование, судебная защита, исковая давность и др.). Ежеквартально консультанты проводят отчеты и анализ своей деятельности, где анализирует тематику обращений.
Такая работа ведется не только в городах. Ряд правовых центров при сельских библиотеках имеют договоры с отделениями Молодежного союза юристов о постоянных выездных консультациях на своей базе, в сельской глубинке, что является чрезвычайно важным, особенно для всех жителей села, особенно для т.н. «льготных» категорий правовых центров.
Многие правовые центры на периферии, в сельской местности становятся координационным центром по работе с местными депутатами.
Зачастую именно на базе правовых центров при районной, сельской библиотеке проводятся встречи избирателей с депутатами, обсуждаются правовые аспекты их деятельности, формируется общественное мнение по отношению к той или иной законодательной инициативе.
Во многих регионах правовые центры при библиотеках помогают органам местного самоуправления: организуют оперативный сбор, хранение и распространение опубликованных и неопубликованных официальных документов местного самоуправления (МСУ). Это способствует повышению престижа библиотеки в глазах местных властей, закладывает основу для привлечения внимания органов местного самоуправления к своим библиотекам как возможным помощникам и проводникам политики, реализуемой органами власти на местах.
Важность проблемы правового просвещения привлекает к деятельности правовых центров внимание местных СМИ. И здесь также контакты носят взаимно полезный характер. С одной стороны, представители местной газеты, радио и т.д. сами могут получить в центре необходимую информацию, например, по вопросам авторского права, с другой стороны – деятельность правового центра находит освещение в их изданиях. В целом, за последнее время было опубликовано около 120 печатных материалов и сделано около 80 теле- и радиорепортажей, освещающих деятельность центров правовой информации при библиотеках разного уровня, в том числе и сельских.
Таким образом, оказывая правовую помощь населению, библиотека способствует в том числе и становлению местного самоуправления. Это направление деятельности библиотек, сформировавшееся сравнительно недавно, довольно ярко проявляется в опыте и сельских библиотек.

Краеведческая работа

Одним из традиционных направлений работы муниципальной (публичной) библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение».
Однако, следует заметить, что долгие годы краеведческая работа вообще, и краеведческая работа библиотек, в частности, не поощрялась властями. Существовавшие с дореволюционных времен историко-краеведческие общества были распущены еще в конце 30-х годов, и только с наступлением социально-политических перемен в стране стремление широких слоев населения узнать свою подлинную историю начало встречать поддержку.
Академик Д.С. Лихачев считал краеведение массовым видом науки, методом познания от частного к общему, научно-популяризаторской деятельностью.
К ней оказались причастны не только краеведы-историки, но и библиотекари, которые по роду своей деятельности занимаются поиском, сбором, распространением и хранением краеведческих документов. Библиотекари доказали также, что могут не только разыскивать исторические документы, но и создавать их: собирать воспоминания старожилов, использовать материалы из семейных архивов и т.д.

Казахстан находится на стадии формирования мощной информационной инфраструктуры, в которой библиотеки являются органичной и существенной составляющей, выполняют большую информационную, образовательную, культурную и социальную функции. Сегодня библиотеки переживают поворотный момент своей истории, происходяший под влиянием изменения социально-экономического развития общества. Новое время является переломным для библиотеки как культурного и социального института (6, С. 325).

Максимально приближенная к населению, сельская библиотека является центром общественной и культурной жизни, единственным учреждением, предоставляющим бесплатное пользование книгой, обеспечивающим конституционное право жителей села на свободный доступ к информации. Именно сюда сельские жители идут за любой справкой, консультацией, да и просто за советом (19).

Сельская библиотека ответственна как за будущее, за сохранение и развитие социально-культурной сферы местного сообщества, так и за предоставление полноценных, качественных услуг в настоящем.

Значение сельской библиотеки как социального института особенно велико, ведь её читателями являются практически все жители села, и взрослые, и дети (14).

Основные функции и категории пользователей

Основные функции.

В современном российском библиотековедении существуют различные подходы к определению функций библиотек, разделяющихся на внутренние (технологические) и внешние (социальные). Внутренние функции являются сущностными, независимо от исторического периода и условий существования библиотек они остаются неизменными. Как утверждает А.В. Соколов, число социальных функций не ограничено, они вторичны и направлены на удовлетворение потребностей социума. По мнению А.И. Пашина, социальные функции библиотек проявляются в конкретных исторических условиях, а их содержание зависит от задач, которые решает общество. Перечень социальных функций библиотеки обширен. В "Библиотечной энциклопедии" выделяются информационная, просветительная, образовательная, досуговая (рекреационная, гедонистическая), воспитательная, ценностно-ориентирующая, социализирующая. Именно внешние функции должны интересовать нас при изучении сельской библиотеки как агента социокультурного развития села (3, С. 26).

Тикунова И.П. в своей статье "Сельская библиотека - центр жизни местного сообщества" выделяет такие функции сельской библиотеки как:

  • - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций;
  • - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры;
  • - содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории;
  • - опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения;
  • - социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию (20, С. 112-116).

Мне больше нравится, как определяет основные функции сельской библиотеки - Бражникова С. в 3 главе статьи "Моя многофункциональная профессия...: Деятельность сельских библиотек на современном этапе" (7, С. 15-17). социокультурный библиотека книжный

Она говорит, что увеличилось не только количество функций сельской библиотеки, но и изменилось содержание традиционных.

Функции, которые реализуют массовые сельские библиотеки, и соответствующие им основные направления работы, следующие:

Информационная:

  • * сельский информационный центр - собирает, хранит исходные документы местных органов власти, связанные с деятельностью местного сообщества;
  • * деловая библиотека - информационное обеспечение и поддержка деятельности специалистов различных профилей;
  • * справочная библиотека - обслуживание фактографических запросов;
  • * центр правовой информации;
  • * центр социально-бытовой информации - реализуя этот и предыдущее направление, библиотеки часто выполняют консультативную функцию;
  • * центр экологической информации;
  • * доступ в Интернет (одновременно выполняет посредническую роль);
  • * информационный центр защиты прав потребителей.

Образовательная:

Культурная (шире - культурологическая):

Мемориальная:

* хранение документального наследия (книжных памятников).

Аналитическая:

* аналитико-синтетическая обработка информации по заявленным темам и ее предоставление потребителям информации.

Краеведческая:

  • * центр летописания территории;
  • * лингокраеведческий центр (словарь местного говора, словарь местной топонимики);
  • * центр возрождения и сохранения народной культуры (музейная функция);
  • * центр местной генеалогии.

Идеологическая:

  • * центр, что способствует реализации государственной политики и идеологии (по реализации национальных проектов, федеральных, региональных, муниципальных социальных программ);
  • * центр формирования гражданского общества (общественные форумы);
  • * связующее звено между властью и населением, особенно если библиотека собирает вопросы от населения к власти и ответы на них, организует встречи населения с руководителями; виртуальная приемная;
  • * социологический центр - изучает проблемы и перспективы развития местной власти.

Педагогическая:

* воспитательно-образовательная деятельность с детьми и подростками.

Социальная:

  • * центр поддержки незащищенных слоев населения (социальные центры типа "Милосердие", "Забота" и т.д.);
  • * центр социальной коррекции (работа с подростками девиантного поведения, в том числе с колониями для несовершеннолетних);
  • * центр социокультурной реабилитации для незащищенных слоев и особых групп местного населения (пенсионеры, участники войны, дети из малообеспеченных семей, переселенцы, инвалиды);
  • * библиотерапевтический центр;
  • * центр поддержки семьи;
  • * библиотекарь как социальный работник (книгоношество, доставка на дом продуктов, лекарств и т.д.);
  • * консультационный психологический центр.

Разрешительная:

  • * центр сельских мероприятий;
  • * клубы, гостиные, встречи.

Просветительская (традиционные направления работы).

Коммуникативная:

* развитие социального партнерства.

В материалах Международной библиотечной ассоциации (ИФЛА) говорится, что нет ни одного человека, который был бы слишком молод или слишком стар для пользования библиотекой. Задача публичной библиотеки - оказывать услуги всем гражданам и социальным группам.

Потенциальными читательскими группами публичной, в том числе и сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются следующие: дети, молодежь, взрослые, среди которых выделены следующие подгруппы: люди, представляющие различные культуры и этнические группы; люди, имеющие инвалидность; люди, помещенные в специальные учреждения - больницу, тюрьму; группы и учреждения, представляющие другие структуры общины: местные бизнесмены, руководство местного самоуправления, учебные и культурные организации и т.п.

Значительную часть основных пользователей современных сельских библиотек составляют, как и прежде, дети и учащаяся молодежь (в совокупности до 60-65%), сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.

Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы. В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п. Значительной читательской группой на селе стали фермеры, предприниматели.

Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам-заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников сельской школы.

Сегодня среди жителей села сегодня довольно много безработных. Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.

Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки.

Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, "Крестьянка", "Ваши 6 соток" и др. (13, С. 30-43).

Таким образом, наибольшие изменения претерпели функции именно сельских библиотек, даже в большей степени, чем городских. Именно на селе библиотека остается единственным реально действующим институтом, способным удовлетворить различные запросы граждан. Благодаря такой полифункциональности, библиотека выступает сегодня как фактор создания единого социокультурного пространства (7, С. 15-17).

На сегодняшний день существенно меняется функция библиотек. Они трансформируются в своеобразные "центральные зоны современного общества", где одно из ведущих мест занимает образование на протяжении всей жизни. Это продиктовано требованием высокой конкурентоспособности и профессиональной компетенции, для которых необходимы навыки поиска, быстрого отбора и использования качественной информации. Библиотека выполняет также важную социальную функцию: она предоставляет равный доступ к информации всем гражданам, независимо от социального положения, расовой, этнической и религиозной принадлежности, в том числе лицам с ограниченными физическими возможностями. Для последней категории населения библиотеки подчас являются единственным каналом социальной мобильности (6, С. 310).

Современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида, охватывает своей деятельностью, по сути, все социальные группы жителей села, помогая им решить свои многочисленные, образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям к публичным библиотекам, которые предъявляет Международная библиотечная ассоциация (ИФЛА) (13, С. 30-43).

Рада приветствовать вас на XV областном слете библиотекарей села. Сегодня мы с вами отмечаем своеобразный юбилей – 15 лет назад было положено начало этой интересной и эффективной форме повышения квалификации сельских библиотекарей. И то, что сельские библиотекари стремятся побывать на слете, невзирая на финансовые трудности, говорит о важности и нужности данного мероприятия. Ведь участники слета не только знакомятся с опытом коллег, но и делятся собственным, получают заряд творческой энергии на многие годы.

Ежегодно, собираясь на слете, мы говорим о наших достижениях, проблемах и путях их решения. Чем же сегодня живет сельская библиотека? Как изменилось ее лицо за прошедший год? В Донецкой области из 690 публичных библиотек 362 (40,7%) расположены в сельской местности. В сельских библиотеках сосредоточено более 4,0 млн. экз. изданий, ими обслужено почти 175,0 тыс. пользователей, которым выдано около 3,5 млн. экземпляров документов.

Библиотеки являются неотъемлемой и значимой частью социально-культурной инфраструктуры села. Выполняя функции социальной коммуникации, библиотека является зачастую единственным источником информации и знаний для разнообразных групп сельского населения: представителей администрации, местной интеллигенции, учащихся, студентов, специалистов, предпринимателей, пенсионеров, безработных , людей с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенных слоев населения.

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных громад, расширением их функций. Библиотека, максимально приближенная к населению, становится центром общественной и культурной жизни, способствует социальному и культурному возрождению села, продвижению книги и распространению чтения.

Уже становится традицией, что зачастую именно библиотеки являются инициаторами и организаторами проведения различных праздников, акций на селе – митингов к знаменательным историческим и политическим событиям, вахт памяти ко Дню Победы, экологических субботников, визитов вежливости к одиноким и пожилым людям. Во многих случаях именно библиотекарь становится главным помощником сельского головы в решении вопросов культурного обслуживания местных жителей.

Громада, оказывая высокое доверие библиотечным работникам, избирает их депутатами местных советов. В качестве примера приведу Ясиноватский район. Заведующая Новоселовской-1 сельской библиотекой-филиалом и заведующая Новоселовской-3 сельской библиотекой-филиалом являются депутатами сельских советов; заведующая Новобахмутовской сельской библиотекой-филиалом, зав. Красногоровской сельской библиотекой-филиалом – заместители сельских голов. Почти 20 лет является заместителем поселкового головы – зав. Желанновской поселковой библиотекой.

Нужно сказать, что за прошедший год укрепились позиции библиотек в вопросах сотрудничества с органами местного самоуправления , спонсорами. Позиционирование библиотеки как центра культуры, информации на селе, активная позиция многих библиотечных работников приносит свои плоды. В ряде районов улучшена материально-техническая база сельских библиотек, что немаловажно для создания комфортных условий обслуживания читателей.

Приведу некоторые примеры. В Володарской районной ЦБС за счет средств агроцеха ММК им. Ильича произведен капитальный ремонт помещения Боевской сельской библиотеки-филиала; в Волновахской ЦБС - за счет средств Валерьяновского сельского совета и осуществлен ремонт помещения Валерьяновской сельской библиотеки, за счет средств совета – отремонтирована крыша и заменены окна на пластик в Анадольской сельской библиотеке. Неизменными помощниками библиотечных работников в решении вопросов материальной базы являются Ялтинский поселковый голова и Ильичевский сельский голова (Першотравневый район). Например, в прошедшем году была отремонтирована система отопления и произведена замена окон в Ялтинской поселковой библиотеке, замена окон в Азовской сельской библиотеке, сделан ремонт отопительной системы в Ильичевской сельской библиотеке.

Сотрудничество библиотек с местными советами, предпринимателями положительно сказывается на пополнении их фондов. Так, регулярно пополняют фонды за счет средств местных советов Покровская и Яковлевская сельские библиотеки Артемовского района; за счет спонсорской помощи – Васильевская, Новозарьевская, Раздольненская сельские библиотеки Старобешевского района. Активно работают со спонсорами библиотеки Першотравневого (выписано 69 названий периодических изданий почти на 8,0 тыс. грн), Красноармейского (привлекли 6,3 тыс. грн.) районов.

В Добропольском районе регулярно выделяются средства из местных бюджетов на пополнение библиотечных фондов. Но сельские библиотекари активно привлекают также спонсорскую помощь. Например, в Новоукраинскую сельскую библиотеку за счет средств шахты «Святопокровская» было дополнительно выписано 20 названий периодических изданий, в Веровскую сельскую библиотеку – дополнительно 5 названий (ОАО «Веровское»), 16 названий газет и журналов для Золотоколодезянской сельской библиотеки, 5 названий – для Торецкой выписали частные предприниматели.

Во многом способствует улучшению материально-технического обеспечения сельских библиотек их участие в проектной деятельности . Надо сказать, что в последнее время оно особенно активизировалось практически во всех районах нашей области. Библиотеки подают проекты на конкурсы программы «Библиомост», конкурсы мини-проектов областного совета и многие из них становятся победителями.

2011 год был успешным для библиотек Артемовского района – 5 из них стали победителями III раунда конкурса Программы «Библиомост» - «Организация новых библиотечных услуг с использованием свободного доступа к сети Интернет», получив оборудование (14 компьютеров, принтеры, сканеры и т. д.) на сумму 68,5 тыс. грн.

Победителями этого же конкурса стали районная библиотека для детей и три сельские библиотеки Шахтерской районной ЦБС, получив 15 компьютеров и 4 комплекта сетевого оборудования.

Центральная районная и районная библиотека для детей Тельмановской ЦБС выиграли грант Международного фонда «Возрождение» в конкурсе «Учреждения культуры – ресурс развития громады») и приобрели для по 2 компьютера, мебель, МФО, цветной принтер и др.

В конкурсах мини-проектов областного совета победителями стали Северская городская библиотека для взрослых Артемовской районной ЦБС, Марьяновская, Александровская, Петровская сельские библиотеки Старобешевского района, Успеновская сельская библиотека Красноармейской районной ЦБС, Кондратьевский и Александро-Калиновский сельские советы Константиновского района с проектами «Оснащение сельских библиотек». Библиотеки вышеназванных сельских советов получили ноутбук, компьютер с подключением к сети Интернет, МФУ, мультимедийную доску, мебель. В помещении Александро-Калиновской сельской библиотеки оборудован конференц-зал, в котором можно проводить на современном уровне не только библиотечные, но и общественные мероприятия.

Таким образом, проектная деятельность позволила ряду сельских библиотек выйти на современный уровень обслуживания читателей, предоставить членам местных громад свободный доступ к мировым и отечественным информационным ресурсам.

Сельские библиотеки сегодня – это важное звено, связывающее население с органами местного самоуправления. Во многих библиотеках созданы и успешно функционируют центры по вопросам местного самоуправления, где каждый сельский житель может познакомиться с решениями сельского, районного советов, получить разнообразную социальную информацию. А в библиотеках, имеющих доступ к сети Интернет, можно познакомиться с нормативными документами центральных органов законодательной и исполнительной власти.

Основная миссия библиотеки – донести информацию до каждого жителя села, пусть и самого отдаленного. Сельские библиотеки с успехом эту миссию выполняют, обслуживая читателей на 209 библиотечных пунктах. Надо сказать, что отличительная черта нестационарного обслуживания – его социальная направленность. Библиотечные работники, активисты-волонтеры обслуживают по месту жительства ветеранов войны и труда, людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в Першотравневой ЦБС таких читателей 121 чел., В Славянской – 189 чел., в Новоазовском районе – 171 чел. Подобные примеры есть в каждом районе нашей области.

Идя навстречу интересам и пожеланиям членов местного сообщества, библиотеки выбирают наиболее рациональные формы и методы работы. Прежде всего это выражается в организации и функционировании инновационных типов библиотек: центров возрождения национальной культуры, центров духовности, библиотек-светлиц, библиотек-музеев, центров экологического просвещения и т. д. Практически в каждой сельской библиотеке при участии местных жителей создан этнографический уголок, экспонаты которого характеризуют традиции, обычаи данного населенного пункта и служат подспорьем библиотекарю в работе по краеведению, народоведению.

Сельские библиотеки проводят интересную и содержательную работу, направленную на патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни, развитие духовности и укрепление моральных устоев в обществе, популяризацию национальной культуры, развитие и функционирование украинского языка , правовое, экологическое просвещение, эстетическое воспитание. Столь разнообразная и многогранная тематическая направленность массовой работы с читателями вызвала к жизни новые, активные формы работы – литературные калейдоскопы, игры, викторины, экологические путешествия, бумеранги , правовые турниры, уроки нравственности, украинские вечерницы и др. Творческая фантазия сельских библиотекарей настолько богата, что они постоянно придумывают и внедряют новые, интересные для посетителей формы работы.

Вместе с тем, библиотека в сельской местности в большей степени, чем в крупном населенном пункте, ощущает тяжесть экономических и социальных проблем. Несмотря не некоторое улучшение, материально-техническая база сельских библиотек продолжает оставаться слабой. Более 60% библиотечных помещений не отапливается, в некоторых отсутствует освещение, нет современного технического оснащения, устарело библиотечное оборудование. Конечно, мечта любого сельского библиотекаря – чтобы в библиотеке был компьютер с подключением к Интернет. Пока мечта стала явью лишь в 5% сельских библиотек.

Создание модельных библиотек в Волновахском и Ясиноватском районах (по 2 в каждом);

Реализацию проекта «Мобильная библиотека» - приобретение библиобусов в Амвросиевском, Артемовском, Добропольском, Красноармейском районах (по 1 библиобусу в год);

Мероприятия по сохранности библиотечных фондов;

Модернизацию библиотечного обслуживания пользователей;

Формирование инновационного кадрового потенциала

В городах и районах области будут разработаны соответствующие местные программы, что предоставит органам местного самоуправления возможность выделения бюджетных средств, привлечения спонсорской помощи для развития публичных библиотек. Главное, чтобы мероприятия, намеченные в Программе, не остались на бумаге, как многое из того, что было принято и утверждено ранее (например, программы пополнения фондов публичных библиотек и др.). Ведь не всегда расширение задач, стоящих перед библиотеками и объективное усиление их роли в обществе должным образом оцениваются властными структурами на всех уровнях.

Позиционирование сельской библиотеки как учреждения для всего населения, как центра местного сообщества потребует от нее выполнения новых функций, которые, на первый взгляд, не являются библиотечными. Но это полностью совпадает с той концепцией, которую мы реализуем, - библиотека, востребованная не только читателями, но и работающая на всю громаду, помогающая людям в решении их повседневных проблем.

Хочется верить, что совместные усилия местной власти, общественности и библиотекарей принесут свои плоды и будут созданы все условия для удовлетворения информационных и культурных запросов сельского населения.

Наиболее ощутимыми в 1990-е гг. оказались перемены в деятельности бывших государственных массовых, а ныне - муниципальных публичных библиотек. Библиотеки усиливают ориентацию на интересы своего региона, его жителей, стремятся максимально учесть их специфические потребности, устанавливают контакты с местной администрацией, что способствует повышению их статуса на муниципальном уровне.

Сегодня наиболее характерной является тенденция к закрытию мелких библиотек или же их объединению в более крупные. В 1970-1980гг. публичные библиотеки были объединены по территориальному (местному) признаку в централизованные библиотечные системы (ЦБС), которые сохранились и в настоящее время. Наиболее успешно они функционируют как муниципальные системы публичных библиотек в городах России. Возглавляют эти системы, осуществляя по отношению к ним методические и координационные функции, городские публичные библиотеки, являющиеся муниципальной собственностью. В России сохраняется система муниципальных библиотечных сетей с филиалами, приближёнными к месту жительства.

Профилирование филиалов ЦБС осуществляется по разным признакам. В одних случаях они отражают потребности определённой части региона в получении того или иного вида информации, например, бизнес-библиотека. В других случаях библиотека ориентируется на определённые группы пользователей, например, молодёжный центр. Особо следует отметить тенденцию к созданию библиотек семейного чтения.

Сегодня в России насчитывается более тридцати девяти тысяч сельских библиотек (70% от всех муниципальных), которыми пользуется 34,8% общего числа читателей всех библиотек страны .

По сути дела, библиотека является сегодня единственным бесплатным источником культуры и информации, доступным сельскому жителю.

Как и много лет назад общедоступные, а ныне муниципальные библиотеки помогают своими специфическими средствами становлению и развитию той социальной среды, внутри которой они живут (и местным органам образования, и местному сообществу, и органам власти, и производству и т.д.) .

Сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию.

Основные направления работы сельской библиотеки, а также формы предоставления информации и номенклатура услуг определяется приоритетными группами пользователей, их информационными потребностями, а также нуждами органов местного самоуправления. Наиболее распространёнными и востребованными сегодня являются такие направления работы, как:

Помощь учащейся молодёжи;

Правовое информирование населения;

Краеведение.

Важнейшими целями работы библиотеки на селе являются:

· понимание роли библиотеки на селе, как важнейшего культурного, духовного и социального института общества, который предоставляет ценную информацию. Библиотеке

необходимо заявить свои претензии - быть главным центром села и подкрепить свои претензии действиями. Чем выше уровень претензий, тем выше шансы на успех. Каждое мероприятие в стенах библиотеки должно работать на имидж библиотеки и увеличивать шансы на успех, получения дополнительных средств от властей, спонсоров.

· планомерная работа со спонсорами. Детально разработать программу по работе со спонсорами.

· искренняя благодарность тем, кто помогает библиотеке. Спланировать систему благодарения различными способами, это могут быть: письмо-благодарность; реклама пожертвований; присвоение имени спонсора выставке, отделу; фото спонсора в газете и многое другое.

· разработать программу о тесной связи с общественностью и органами местной власти. Важнейшим элементом этой программы должна стать официальная поддержка в обосновании конкретной выгоды от предложенной программы для группы людей, конкретной организации и т.д.

Недостаточное бюджетное финансирование ставит перед библиотекой задачу привлечения внебюджетных средств, основным источником которых являются платные услуги (сервисные услуги). Основанием для введения платного сервиса является действующее законодательство РФ, а также:

Устав и Положение библиотеки;

Правила пользования;

Положение об информационных услугах, сопутствующих основной деятельности библиотеки, согласование с учредителями и утвержденные Прейскуранты цен. Полученные от платных услуг средства, идут на приобретение новых книг для библиотеки.

Библиотека выступает как связующее звено, объединяющее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. И в этом проявляется уникальность и сложность библиотечно-библиографической деятельности.

Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, её миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью села. Как правило, читатели не догадываются, а библиотекари не умеют или не считают нужным показать, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же части находятся такие процессы как уточнение читательских запросов в ситуациях, когда люди, сталкивались с новыми для себя задачами, не могут точно выразить собственные потребности; сохранения информации для обеспечения возможности её многократного и многоцелевого использования.

В результате в общественном сознании складывается стереотип простоты библиотечного труда. А на селе, где количество отказов читателям значительно высоко, преобладает мнение, что библиотекарь вообще ничем не занимается.

В ответ на это мнение, из-за скудности комплектования сельских библиотек, библиотекари стараются найти альтернативное решение своих проблем. Они компенсируют скудность фонда доступом к фондам других библиотек, более крупных - районных, областных.

Однако из-за отсутствия современных технологий, таких как электронная доставка документов (только около 300 сельских библиотек имеют компьютер и только 4 (!) в 1999г. имели выход в Интернет ). МБА работает не столь эффективно.

Очевидно, что лишь обладая хорошо скомплектованным современным фондом, а, также имея возможность использования в том или ином виде фондов других, более крупных или специализированных собраний, сельская библиотека сможет выполнять свои функции в полной мере.

Таким образом, сельской библиотеке в современных условиях предстоит:

1. Расширять содержательный и видовой состав своих фондов, с учетом изменений в потребительском спросе. Увеличивать долю справочных изданий (энциклопедий, словарей), библиографических пособий универсального и тематического характера, источников деловой, коммерческой и финансовой информации.

2. Повышать качество справочного аппарата (каталогов, картотек) как источника библиографической и фактографической информации. От библиотекаря всё чаще требуется умение проверять подлинность сведений, отраженных в печатной продукции, выбирать правильные и экономичные пути разыскания, вырабатывать алгоритмы библиографического и фактографического поиска.

3. Расширять формы информационного обслуживания и делать их доступными потребителям.

Соответственно, одной из основных задач сельской библиотеки становится накопление, обработка и оперативное доведение до своих читателей информации, предоставляющей собой конкретные фактические сведения или имеющей концептуальный характер.