Тест человек из геометрических фигур. Самый точный тест на определение характера: Нарисуйте человека. III тип – тревожно-мнительный

Когда понадобится: для выявления типов личностей: руководитель, исполнитель, ученый, изобретатель и т. п.

ТЕСТ
«Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Инструкция

Нарисуйте, пожалуйста, фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности.

Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше чем 10, необходимо дорисовать недостающие.

Ключ к тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Описание

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» предназначен для выявления индивидуально-типологических различий.

Сотруднику предлагают три листа бумаги размером 10 × 10 см. Каждый лист нумеруется и подписывается. На первом листе выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно, на листе втором – второй, на листе третьем – третий.

Сотруднику необходимо на каждом листе нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Сотрудник может увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10.

Если при рисовании сотрудник использовал большее количество фигур, то ему необходимо зачеркнуть лишние, если же использовал фигур меньше чем 10, ему необходимо дорисовать недостающие.

При нарушении инструкции данные не обрабатываются.

Пример рисунков, сделанных тремя оцениваемыми

Обработка результата

Подсчитайте количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно). Запишите результат в виде трехзначных чисел, где:

  • сотни обозначают количество треугольников;
  • десятки – количество кругов;
  • единицы – количество квадратов.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Интерпретация результата

Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более 2000 рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, которым соответствуют определенные типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике:

  • треугольник обычно относят к острой, наступательной фигуре, связанной с мужским началом;
  • круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью;
  • квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, технический модуль.

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических различий.

Типы

I тип – руководитель

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640. Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно – у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или преподавательский подтип – 604, 613, 622, 631, 640.

Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развития реализуемы, достаточно хорошо осознаются.

При низком уровне они могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип – ответственный исполнитель

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

Данный тип людей обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным к нему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Такой человек ориентирован на умение делать дело, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, то есть характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто он страдает соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие перенапряжения.

III тип – тревожно-мнительный

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Данный тип людей характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно этим людям тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в подбадривании.

Кроме этого, 415 – «поэтический подтип» – обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип – ученый

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом, отличаются способностью разрабатывать все свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу.

325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной. Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.

V тип – интуитивный

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, ее высокой истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают адвокатами меньшинства. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает им возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, то есть предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии;

244 – обладает способностью к литературному творчеству;

217 – обладает способностью к изобретательской деятельности;

226 – имеет большую потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип – изобретатель, конструктор, художник

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Также выделяют особенности следующих подтипов:

019 – встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;

118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип – эмотивный

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

VIII тип – противоположность эмотивного

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Данный тип людей обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей, или относится к ним с невниманием, или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Предлагаемое издание является единственным официальным авторским изданием первой отечественной проективной методики «Психографический тест. Конструктивный рисунок человека из геометрических форм», в котором авторы подробно описывают основные принципы проведения, анализа и интерпретации психографического проективного теста. Системное изложение основных принципов разработки теста, начиная с подробной инструкции по его проведению и интерпретации уникальной диагностической системы, дополняется иллюстрациями и случаями из консультативной практики, обширным аналитическим обзором литературы по рисуночным методикам. Предлагается в качестве учебного пособия студентам психологических специальностей. Материал книги также будет актуален и полезен академическим и практическим исследователям, медицинским работникам, консультантам по работе с детьми и молодежью, имиджмейкерам, специалистам по отбору кадров и организации управления.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм (В. В. Либин, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Введение. Конструктивный рисунок человека из геометрических форм™ (ТиГр – Тест Идеографический)

Природа говорит языком математики; буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры.

Именно потому, что он лишен всяческих излишеств, язык этот может служить прообразом мысли, какой бы сложной и непривычной она ни была.

Галилео Галилей, 1595 г.

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™», или сокращенно ТиГр (Тест Идеографический), в едином тестовом задании объединяет проективный рисунок фигуры человека с неосознанным предпочтением основных геометрических форм. Отличительная особенность задания теста заключается в изображении фигуры человека из простых геометрических форм – треугольника, круга, квадрата. В процессе тестирования необходимо нарисовать или сконструировать фигуру человека только из треугольников, кругов и квадратов и состоящую ровно из десяти частей.

ВНИМАНИЕ! В диагностике, основанной на проективном тестировании, важнейшим является принцип ПЕРВОВИДЕНИЯ. Наиболее ценными являются результаты, полученные непосредственно в момент ознакомления с заданием.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ к чтению руководства по применению психографического теста ТиГр, предлагается выполнить несложную процедуру самотестирования.

Сделав собственный рисунок, читатель получит возможность сопоставить представление о себе с приведенной в руководстве интерпретацией и ознакомиться с особенностями психографического исследования личности на практике.

Для выполнения теста воспользуйтесь инструкцией для самотестирования, представленной в конце книги (см. Приложение 1).

Психографический тест: «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм™»

Проведенное авторами исследование внесознательных процессов, проявляющихся в графических предпочтениях личности, базируется на системе принципов создания проективного теста. «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» объединяет произвольное изображение фигуры человека и неосознанное предпочтение семантики геометрических форм. Разработанный коллективом авторов новый психодиагностический инструмент «Тест идеографический», или сокращенно ТиГр, нашел широкое применение среди практических психологов, психиатров, психотерапевтов и психоневрологов, консультантов и школьных психологов. Его полное название «ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ: КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (Либин А.В., 1987, 1988, 2006; Либина А.В., 1987, 1991; Либин А.В., Либин В.В., 1988, 1994).

Своеобразие выполненных с помощью психографического теста рисунков отличается четкостью, выразительностью и индивидуальностью. В каждом из рисунков находит отражение личность его создателя. Сопоставление в процессе многолетнего исследования особенностей конструктивных рисунков фигуры человека из геометрических форм с поведением, свойствами нервной системы, чертами характера, стилем межличностных отношений и другими психологическими и психофизиологическими характеристиками выявило между ними тесную связь. Как показали данные экспериментального исследования, по предпочтению семантики используемых в тесте ТиГр основных геометрических форм и психографическим профилям рисунков возможно выявить индивидуальные и типологические особенности человека. Клинические наблюдения, экспериментальные исследования и разработка интерпретационных схем теста являются основным направлением исследовательской и консультативной работы авторского коллектива уже более двадцати лет, начиная с 1984 года (см. Приложение 2).

В базе данных авторов накопилось более 30 ООО рисунков, полученных от более чем 5000 детей и взрослых обоего пола в возрасте от 6 до 92 лет. Использование теста ТиГр рекомендуется с 6–7 лет, когда ребенок уже понимает инструкцию и свободно владеет счетом. При разработке интерпретации данных тестирования индивидуальный анализ дополнялся изучением более общих закономерностей различных групп людей, объединенных клиническими, экспериментальными и демографическим признаками, а также различающихся по половым, возрастным и профессиональным характеристикам.

В настоящее время проективный психографический тест предпочтений (Тест Идеографический, или сокращенно ТиГр) является предметом исследований дипломных, кандидатских и докторских работ, а также более чем ста публикаций и научно-исследовательских отчетов (см. Приложение 3. Основная литература по ПСИХОГРАФИЧЕСКОМУ ТЕСТУ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр).

Данное руководство является единственным официальным авторским изданием данного психографического проективного теста.

Путеводитель по руководству психографического теста ТиГр

Настоящее издание впервые описывает основные принципы разработки, применения и интерпретации диагностической системы Во введении, непосредственно следующем за подразделом ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РУКОВОДСТВУ, очерчиваются основные контуры авторского подхода к созданию теста и разработке его интерпретации. В главах 1-14 подробно описывается процедура проведения и интерпретации психографической методики по анализу предпочтения семантики геометрических форм. Детальные интерпретационные схемы сопровождаются исследовательскими данными и случаями из консультационной практики (case studies), которые иллюстрируются более чем 250 конструктивными рисунками фигуры человека из базы данных авторов. Во введении и главах 15–18 дается описание базовых научных теорий и диагностических концепций, лежащих в основе разработки психографического теста.

«КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр) базируется на пересечении следующих междисциплинарных концепций и исследовательских подходов:

Анализ графических эквивалентов эмоциональных, когнитивных, поведенческих и личностных процессов, ведущийся последователями Вильгельма Вундта. В частности, речь идет об исследовании пиктографического изображения в качестве проявления невербального поведения (Wundt, 1900, 1921), изучении Александром Романовичем Лурией и Львом Семеновичем Выготским пиктограммы в качестве метода анализа графических ассоциаций (Выготский Л. С., Лурия А.Р., 1930/1993; Лурия А.Р., 2003), исследовании графических эквивалентов мышления и эмоций Львом Марковичем Веккером (Веккер Л.М., 1999) и изучении психосемантики неопределенных геометрических форм Еленой Юрьевной Артемьевой (Артемьева Е.Ю., 1999);

Изучение детского развития и особенностей функционирования взрослой личности с помощью таких психографических тестов развития и проективных рисуночных методов, как тест «Нарисуй-Фигуру-Человека» (с англ. Draw-A-Man; Goodenough, 1926) и «Нарисуй-Человека» (с англ. Draw-A-Person; Machover, 1949), «Динамический Рисунок Семьи» (Burns & Kaufman, 1970), «Автопортрет» (Martorana, 1954; Burns, 1982), «Дом-Дерево-Человек» (Buck, 1948/1992) и «Рисунок дерева» (Koch, 1952), «Рисунок животного» (Graewe, 1935) и «Рисунок несуществующего животного» (Дукаревич, 1987; Kochubeyeva & Stoyalova, 2002), «Спонтанный рисунок» (Cooke, 1885; Kellogg, 1979) и «Свободный рисунок» (Naumburg, 1966);

Анализ графомоторного поведения в клиническом исследовании особенностей индивидуального функционирования детей и взрослых в тестах Мира (Mira, 1940), Рея (Rey, 1950), Бендер (Bender, 1938);

Использование геометрических форм в психодиагностике интеллекта и когнитивных процессов Дж. Гилфорда (Guilford, J.P, 1967), проективных конструктивных заданиях теста Мира (Bolgar & Fisher, 1947), теста Мозаики (Lowenfeld, 1929) и «Истории в Картинках» (Schneideman, 1947);

Исследование закодированных в архетипных геометрических формах семантических универсалий (Юнг, 1921/1995); раскрытие свернутых смыслов в символах человеческого поведения (Иванов Вяч. Вс., 1978) и культурных знаковых системах (Лотман, 1993);

Изучение индивидуальных и типологических особенностей, проявляющихся в машинальных рисунках (doodles) Эллен Кинг (King, 1957), в структуре почерка Анны Махони (Mahony, 1989) и в направленном выборе единственной геометрической формы Сюзан Диллинджер (Dillinger, S., 1989).

Главы 15–17 посвящены изложению основных принципов авторского подхода к изучению психической сферы внесознательного с помощью новой диагностической системы, основанной на психографическом тесте. Главы включают в себя такие разделы, как графические методы в психодиагностике и проективной психологии, дифференциально-психологический анализ индивидуальных предпочтений, экспериментальное исследование семантики основных геометрических форм, анализ архетипа в качестве выражения отношения человека к себе и к миру.

В заключительной 18-й главе описаны результаты экспериментальных исследований, в которых концептуальный анализ параметров теста ТиГр проводится в сопоставлении с данными, полученными психофизиологическими, стилевыми, поведенческими, личностными и проективными методами.

Приведенные в конце книги Приложения, Тезаурус основных понятий и Список использованной литературы дополняют материалы руководства, делая возможным его использование как в качестве учебного пособия для студентов, так и практического справочника для профессионалов.

Последующие подразделы введения содержат краткое описание принципов разрабатываемой диагностической системы, предваряющих знакомство с основными положениями интерпретации и анализа методики «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™»(ТиГр).

Графическая репрезентация внутреннего мира человека: от наскальных изображений до виртуальной реальности

Потребность в графическом самовыражении является такой же неотъемлемой чертой человеческой сущности, как потребность каждого из нас ежедневно видеть свое отражение в зеркале. Графические проявления внутреннего мира мыслей, переживаний и отношений являются подтверждением нашей сугубо человеческой способности выразить себя. Именно благодаря этой способности каждый из нас обладает магической силой перемещения в особое, пятое, измерение существующей реальности – мир фантазии и воображения, где нет ничего определенного, предметного и в то же время все понятно без слов. Речь идет о способности человека выражать себя с помощью семантических образов, символов и знаков. Для первобытного человека фантастический мир графических изображений, существующий в виде наскальных рисунков, являлся привычной виртуальной реальностью аналогично тому, как цифровой графический мир компьютеров является привычной виртуальной реальностью для людей нашего тысячелетия. Средства построения графических изображений расширились, но их суть осталась неизменной. В графических изображениях находит отражение глубинная потребность человека в самовыражении через опосредованное взаимодействие с миром.


Рис. 1. Рисунок животного, сделанный четырехлетним ребенком (Rouma, 1913), выглядит как наскальное изображение животного, сделанное доисторическим человеком.

Наскальные изображения, детские рисунки и средства виртуальной реальности являются своеобразной графической репрезентацией внутреннего мира человека.

Фигура человека как базовый архетип индивидуального и коллективного самопознания

Фигура человека является, пожалуй, самым узнаваемым образом в истории существования человеческой культуры. Символика изображения человека поражает многогранностью интерпретации, направленной в самые глубины психического мира. Каждый из нас независимо от пола, расы или культуры, увидев изображение человеческой фигуры, бессознательно или, иными словами, непроизвольно начинает считывать зашифрованные в образе значения. Кто это? Насколько образ изображенного человека соотносится с моими представлениями о мире? Положительно или отрицательно я отношусь к изображенному человеку? Цепочка расшифровки свернутых смыслов уходит в бесконечность. Самое поразительное даже не это. Обработка семантической информации свернутых в графических изображениях смыслов происходит мгновенно. То, что автоматически доступно системе мозг – органы чувств, пока не под силу даже Deep Blue – самой совершенной системе искусственного интеллекта.


Рис. 2. Изображение человека пятилетним ребенком (Rouma, 1913) вполне может сойти за наскальный рисунок пещерного искусства.

Расшифровка семантики изображения человеческой фигуры является одной из самых сложных задач, решение которой находится на пересечении междисциплинарной системы знаний, объединяющей в единую исследовательскую концепцию данные нейронаук, психологической антропологии, семиотики, проективной и дифференциальной психологии.

Психографика: метод исследования психических процессов и личности

Анализ семантики графического изображения является одним из самых интригующих подразделов психографики. Психографика , еще называемая психоидеографикой, как молодая дисциплина относится к сфере психологического знания, связанного с изучением и интерпретацией продуктов творчества человека. Термин «психографика» или «психоидеографика» предложен нами (Либин А.В., 1986–1989; Либин А.В., Либин В.В., 1994) для обозначения специфической области изучения психических проявлений человека, регистрируемых с помощью графических техник. В основе создания целостной психографической теории, обеспечивающей подход к психологическому анализу рисунка в качестве идеографического метода изучения индивидуальности, лежит положение Л.C. Выготского об опосредованном характере психических процессов человека (Выготский, 1983).

Графические эквиваленты психических состояний начали системно исследоваться в Лейпцигском университете под руководством В. Вундта (Wundt, 1900/1921 ). Наличие графических эквивалентов эмоциональных состояний подтвердилось при анализе аффективного тона линий (Lundholm, 1921). В исследовании Лундхольм в ответ на предъявление группы прилагательных, выражающих различные оттенки эмоциональных состояний, обследуемые должны были нарисовать линию, передающую соответствующее слову настроение.

Используя стилизованные паттерны Лундхольм в качестве прототипов, психологи Поффенбергер и Бэрроу получили среди взрослых испытуемых поразительную согласованность (до 90 %) в сопоставлении прилагательных с графическими изображениями по каждому из 18 универсальных паттернов (Poffenberger & Barrow, 1924). В результате исследования Поффенбергер и Бэрроу существование универсальной закономерности выражения эмоционального состояния в продуктах графической деятельности человека было доказано экспериментально.

В наших исследованиях пиктограммы были получены аналогичные результаты (см. рис. 3).


Рис. 3. Линии, графически передающие различные оттенки эмоциональных состояний (радость, печаль, тревога, страх), соответствующих слову «настроение».

Геометрические формы как знаки внесознательной сферы психики

В результате исследования около двух миллионов «почеркушек», или непроизвольных, спонтанных графических изображений, собранных у детей в возрасте от двух до восьми лет, ведущий специалист в области анализа детских спонтанных рисунков Рода Кэллог разработала классификацию первичных геометрических паттернов, или базовых начертаний (Kellogg, 1979). Все многообразие обнаруженных базовых начертаний , среди которых можно назвать точку, вертикальные и горизонтальные линии, арки и прочие геометрические паттерны, Кэллог объединила в шесть базовых форм, названных диаграммами. В набор диаграмм вошли все основные геометрические формы, такие как треугольник, квадрат, круг, греческий крест, перекрещенные линии и замкнутая кривая. Многочисленные исследования, проведенные в разных странах (см. Либин А.В., Либин В.В., 1994), подтвердили обнаруженную закономерность на основе анализа рисунков детского творчества (см. рис. 4).


Рис. 4. Шесть базовых графических форм, сделанных Юлей в течение трехлетнего периода в возрасте с 2 до 4 лет.

Как показывают культурологические исследования, геометрическая форма является первоэлементом, наиболее элементарным проявлением архетипа (Иванов Вяч. Вс., 1978; Топоров В.Н., 1990). Образуя значительный слой универсальных знаков и символов, геометрические формы, выступающие уже как символические коды внешнего мира, влияют на структуры психики, моделируя тем самым новую смысловую реальность. На принципах психофизического влияния геометрических символов на сферу внесознательного основано их использование в художественном искусстве: живописи, кино и мультипликации, в компьютерных играх, а также в рекламе, при создании товарных знаков, эмблем и других символических атрибутов.

Графическая экспрессия как проявление непроизвольного самовыражения личности

В середине двадцатого столетия из области классической графологии выделилось направление, связанное не с традиционным анализом почерка как графического проявления личности (Зуев-Инсаров, 1926; Wolf, 1948), а с психоаналитической интерпретацией непроизвольных машинальных рисунков и бессознательно сделанных набросков, так называемых каракулей (Rice, 1928). Среди анализируемых автоматических набросков, машинальных рисунков или каракулей (doodles) оказались и геометрические формы (King, 1957). Во всем мире, включая Германию, Францию, Италию и США, исследования индивидуальной экспрессии, в том числе в форме графомоторных проявлений, ведутся параллельно с разработкой проективных рисуночных методов. Развитие этих двух направлений практически не пересекается друг с другом. В России попытка интеграции проективного исследования рисунка с анализом индивидуального предпочтения геометрических форм осуществляется в конце двадцатого века. Систематическое исследование неосознаваемых индивидуальных графических предпочтений включается в исследовательский план лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии Российской академии наук (Либин А.В., 1986–1994) и лаборатории изучения национального характера, созданной при Президиуме Российской академии наук Советом по Кибернетике (Либина А.В., 1987; Либин А.В., 1987, 1988; Либин А.В., Либин В.В., 1988). В основе отечественных психографических исследований лежит разработанный авторами тест «КОНСТРУКТИВНОГО РИСУНКА ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (Прим. авт. Подробнее об истории создания теста см. Приложение 1).


Следует отметить, что в зарубежных исследованиях анализ графической экспрессии и проективный рисуночный подход до сих пор существуют независимо друг от друга. Одним из наглядных примеров является публикация в 1989 году американским графологом Сюзан Диллинджер книги «Психогеометрия», в которой интерпретация личностных особенностей дается не на основании сделанного рисунка, но произвольного выбора одной из пяти геометрических форм – треугольника, прямоугольника, круга, квадрата и ломаной линии в виде зигзага. Интерпретация выбора проводится в рамках графологической традиции (Bellinger, 1989). Интересно, что, предлагая обзор различных интерпретаций популярных тестов, Джоанна Торрей (Тоггеу, 1989), автор статьи о машинальных рисунках в американском журнале «Омни», ошибочно называет автором теста выбора единственной геометрической формы Энн Махони, графолога из Сан-Франциско. Ошибочные ссылки и приписывание авторства другим психологам, к сожалению, существуют и в российской психологии. Так, в обзорных отечественных работах по использованию графических методик, основанных на упомянутой выше статье Торрей, автором популярной методики выбора геометрической формы вместо Сюзан Диллинджер также называется Энн Махони. Следует заметить, что, хотя созданная Диллинджер на графологических принципах интерпретация выбора одной геометрической формы представляется весьма интересной, в ее книге дается лишь феноменологическое описание теста без систематического обоснования его интерпретации. К сожалению, в работе Сюзан Диллинджер также отсутствует концептуальное и экспериментальное исследование выбора одной их геометрических форм в сопоставлении с личностными особенностями, диагносцируемыми с помощью других методов.

Оригинальность тестового задания методики «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм™» (ТиГр)

В основе оригинального тестового задания и разработанных интерпретационных схем психографического теста лежат следующие отличительные принципы:

Во-первых, в качестве базового элемента теста ТиГр используется фигура человека, создаваемая в процессе выполнения конструктивного рисунка.

Во-вторых, для создания графического изображения используются три основные геометрические формы – треугольник, круг и квадрат.

В-третьих, интерпретация психологической проекции внутреннего мира личности, проявляющегося в конструктивном рисунке, базируется на системе трех взаимосвязанных методов:

(а) семантического анализа непроизвольного предпочтения треугольников, кругов и квадратов,

(б) экспериментального анализа количественного соотношения используемых в рисунке трех геометрических форм, а также

Психологическая дифференциация, или усложнение, рисунка в процессе развития

Первые исследователи графического самовыражения ребенка обратили внимание на тот факт, что с возрастом происходит не только усложнение структуры изображаемой фигуры человека, но также усиливаются коммуникативные функции как графического образа в целом, так и его элементов (Ricci, 1887; Rouma, 1913).


В контексте дифференциальной психологии исследования нарастания сложности рисунка фигуры человека у детей велись междисциплинарным коллективом авторов под руководством Генри Уиткина (Witkin et al, 1966). Активным участником исследовательской программы, нацеленной на выявление индивидуальных различий в изучении природы перцептивных и когнитивных стилей, также являлась Карэн Маховер – автор первого личностного проективного теста «Рисунок фигуры человека» (Witkin et al., 1966; Ma hover, 1949/1969).

Интегративный характер теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм™» (ТиГр)

В психографическом тесте ТиГр интегрируются такие параметры, как субъективные предпочтения, проективный смысл изображения, семантика геометрических форм и конструктивный рисунок фигуры человека.

Субъективные предпочтения

Субъективное предпочтение геометрических форм является одним из основных механизмов, соотносящих семантику геометрических форм, особенности конструирования и манеру изображения рисунка человека с индивидуальными особенностями автора изображения. В особенностях предпочтения геометрических форм и характерном способе конструирования изображения, сделанного под влиянием неосознаваемых впечатлений и ассоциаций, отражаются важные характеристики индивидуальности. В частности, функциональные, или сиюминутные, состояния автора рисунка, а также его устойчивые личностные черты, обусловленные психофизиологическими, психологическими и социальными факторами.

Рис. 5. Нарастающая дифференциация рисунка фигуры человека в процессе развития ребенка (Rouma, 1913).

Проективный смысл изображения

Смысл изображения человека в тесте раскрывается с помощью психологического анализа символики, универсальной семантики и индивидуального значения геометрических форм, а также благодаря анализу содержательных особенностей рисунка. Каждое психическое состояние имеет в своем составе определенную совокупность движений. Двигательный образ, или так называемый тактильно-кинестетический гештальт, воплощается в почерке и в рисунке человека. В отличие от создания художественного произведения, где основное внимание сосредоточено на художественной ценности рисунка, в психографическом конструировании акцент переставлен с художественных особенностей сделанного изображения на индивидуальный выбор автором графических средств. Таким образом, особую ценность для интерпретации представляет как индивидуальное предпочтение автором рисунка геометрических форм, так и выбор способов передачи качественных характеристик изображаемого человека.

Семантика геометрических форм

Базовые геометрические формы треугольник, круг и квадрат – используются в качестве стимульного материала в конструктивном задании психографического теста ТиГр. Каждая из предлагаемых по инструкции форм отличается по своей семантической валентности, или потенциальной привлекательности, для людей с определенными особенностями восприятия и складом характера. Индивидуальные различия в том, какая именно геометрическая форма является более привлекательной, а также какое именно соотношение форм в рисунке кажется «более правильным», лежат в основе интерпретационных алгоритмов ТиГр.

Конструктивный рисунок фигуры человека

Конструирование как метод изучения индивидуально-психологических особенностей широко применяется в исследовательской и консультативной практике. Исследователи отмечают, что в отличие от свободного рисунка при конструировании изображения «трансляция внутренней репрезентации в изображение находится в меньшей зависимости от чисто моторных навыков, чем при рисовании. Присущие свободному рисунку графические ограничения здесь практически отсутствуют» (Лаак, 1988).

Индивидуальное предпочтение в качестве интегрального психологического феномена

Отбор, или предпочтение, является интегральным психологическим феноменом, включающим проекцию индивидуальных особенностей человека в сферу его представлений о себе и мире. С этой точки зрения индивидуальное предпочтение является интегральной функцией всей личности.

Концептуальный анализ основных гипотез диагностической системы теста ТиГр

Формальный, точнее формально-динамический, анализ индивидуальности человека предполагает выявление структуры человеческой индивидуальности через изучение ее устойчивых проявлений. Основы структурного анализа индивидуальных свойств были заложены И.П. Павловым (Павлов И.П., 1929) в концепции о типах высшей нервной деятельности и получили развитие в исследованиях свойств нервной системы как основы формально-динамической сферы психики в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Изучение формальной динамики поведения направлено, в первую очередь, на выявление типологических особенностей индивидуальности.


Проективный характер теста ТиГр. Относительно предлагаемых стимулов и способов интерпретации данных тест относится к классу проективных методов. С его помощью осуществляется проективный анализ психологических черт, отношений и состояний личности. Проективный характер данного психографического теста позволяет не только выявлять доступные для самоанализа и наблюдения психологические особенности человека, но также раскрыть скрытые источники проблем и неосознаваемые тенденции поведения. Содержание неосознаваемой сферы человека раскрывается через такие базовые понятия, как архетип, смысл изображения и символика геометрических форм.


Семиотический и семантический анализ особенностей изображения позволяет, в первую очередь, выявить невербальные компоненты поведения, проявляющиеся в изобразительной и графической активности человека. В изучении индивидуальных и типологических особенностей основным является вопрос о соотношении первичных параметров изображения, таких, как ритм, протяженность, время и пространство, и вторичных, психологических качеств личности. К последним относится смысл изображения, передаваемый в особенностях рисунка благодаря механизму проекции. Учет механизмов синестезии, лежащих в основе природы семантико-перцептивных универсалий, дает возможность с помощью экспериментального исследования конкретизировать и уточнить понятие архетипа.


Идиографическая, индивидуально-ориентированная (А.В. Либин, 2007), природа теста ТиГр. По своему содержанию данный психодиагностический метод является идиографическим индивидуально-ориентированным тестом. Идиографическая сущность теста отражена в самом субъективном процессе оперирования геометрическими формами с целью конструирования графического изображения человека, которое отражает самовосприятие испытуемого.

Экспериментальное изучение индивидуально-типологических особенностей личности с помощью психографического теста ТиГр

Изучение индивидуально-типологических особенностей личности с помощью теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» базируется на лонгитюдном экспериментальном исследовании, ведущемся авторами данного руководства с 1984 года. В целом в ходе продолжающегося исследования собрана коллекция из 30 000 рисунков, полученных от более чем 5000 человек. В качестве методик, используемых для валидизации и формализации основных параметров теста, включающих графические изображения, а также описание восьми базовых типов и тридцати шести базовых подтипов личности, использовались 16-факторный опросник Кэттела, MMPI, тесты Айзенка, Шмишека, Русалова, Либиной и Томаса. Валидизация рисуночной части теста ТиГр проводилась с помощью таких проективных методик, как тест предпочтения цвета Люшера, традиционный рисунок фигуры человека, рисунок дерева, тест «Дом-Дерево-Человек», тест Вартегга, рисунок «Несуществующее животное», и методика пиктограммы А.Р. Лурия с использованием интерпретации пиктограмм в работах Херсонского (1984, 2003) и Веккера (1998, 2000). Интерпретация основных параметров психографического теста дополнительно уточнялась с помощью изучения свойств нервной системы (сила, подвижность, пластичность) и темперамента (социальные и предметные аспекты эргичности и эмоциональности), когнитивных стилей (по методикам Виткина, Гарднера, Кагана) и психомоторных тестов, стратегий совладания и защиты (по методике изучения Совпадающего Интеллекта А.В. Либиной, 2003), а также стандартизованных и проективных измерений типологических особенностей личности.


Собственные эмпирические исследования детей и взрослых обоего пола в возрасте от 6 до 92 лет, входящих в разные социально-экономические, этнокультурные и профессиональные группы, позволили выявить устойчивые параметры как в структуре самих конструктивных рисунков, так и в соотношении характера рисунков с особенностями предпочтения определенных комбинаций геометрических форм, образующих ведущие типы и подтипы. Как показали полученные нами экспериментальные данные, психографические параметры изображений связаны с личностными свойствами различных уровней – от психофизического и психофизиологического до характерологического и психосоциального.


Подробно принципы разработки теста, а также его клинической и психометрической валидизации приводятся в главе 18 данного руководства.

Кратко отметим, что разработка и уточнение интерпретационных схем основных показателей идеографического теста проводились с помощью различных методов, включая:

Этнографическое полевое наблюдение;

Феноменологический анализ наблюдаемого поведения (метод уникального эксперта);

Лонгитюдное психологическое исследование;

Изучение клинических данных определенных выборок исследуемых;

Метод интервьюирования (использовались психобиографические данные, полученные с помощью анкет и структурированного интервью);

Метод жизнеописания (анализ данных самоописания жизни личности);

Статистический анализ, включающий в себя методы параметрической и непараметрической статистики (частота встречаемости признака; корреляционный (по Пирсону и Спирмену), факторный и регрессионный анализ показателей; t-критерий Стьюдента).

В последующих главах данного руководства приводятся основные показатели психографического теста ТиГр и их интерпретация, подробно иллюстрируемая рисунками из коллекции авторов.

В следующей главе руководства дается подробная инструкция проведения психографического теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр) с целью самотестирования, индивидуального тестирования и тестирования в группе.

Конструктивный рисунок человека - тест на профессию. Он выявляет индивидуально-типологические различия, определяя тем самым несколько профессиональных типов.

Профессиональные типы:

  1. руководитель,
  2. ответственный исполнитель,
  3. тревожно-мнительный,
  4. ученый,
  5. интуитивный,
  6. изобретатель,
  7. эмотивный,
  8. нечувствительный к переживаниям других.

Инструкция

Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании Вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же Вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции.

Вам понадобится три листа бумаги размером 10×10 см. Каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Интерпретация теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

I тип – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Подтипы:

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или «преподавательский подтип» - 604, 613, 622, 631, 640.

II тип – «ответственный исполнитель». Обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

III тип – «тревожно-мнительный». Характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Подтипы:

415 - «поэтический подтип» - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Подтипы:

316 - характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.

Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Подтипы:

235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью литературного творчества; 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип – «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей.

Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Рассматривайте результаты теста лишь как информацию к размышлению, как отправные точки, на которые стоит обратить внимание при выборе дальнейшей стратегии. Психолог Онлайн поможет грамотно использовать результаты теста, поможет сориентироваться в структуре акцентов и произвести коррекцию психологического состояния.

Хотите получить более точную интерпретацию теста? Сохраните свои записи и .

Этот оригинальный тест взят из книги «Графические методы в психологической диагностике», анонсированной выше.

Цель применения теста - выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из десяти элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты.

Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друга на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных производится следующим образом. Под-считывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет вьщелить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль». Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий.

Система индивидуально-психологических различий, выявленных при выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометрических фигур 901 802 1 ----1 703 1 604 505 406 307 208 109 910 811 712 613 622 514

325 217 226 118 127 136 019 028 037 820 721,

730 631 532 433 334 235

640 541 442 343 244 145 046

550 451 352 253 154 055 064 073 082 091

I тип - «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет (по М.Лю-шеру) и рисуют «елку» в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или «преподавательский подтип» - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип - «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - «тревожно-мнительный» - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь.

Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - «поэтический подтип» - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе «как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип - «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по пре-

имуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризуется большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип - «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью литературного творчества, 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 - встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на ко-

торое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип - обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Тесты

Все, что вам нужно для этого интересного теста личности – это чистый лист бумаги и карандаш.

С помощью треугольников, кругов и квадратов нарисуйте человека, состоящего из десяти элементов.

    Вам нужно использовать только три заданные геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат.

    В вашем рисунке человека каждая фигура должна присутствовать хотя бы 1 раз.

    Вы можете менять размер фигур по своему желанию.

Не нужно много думать, чтобы нарисовать человека, старайтесь рисовать первое, что вам придет в голову. Помните, что всего в фигуре человека должно быть 10 элементов .

После того, как вы сделали рисунок, посчитайте количество треугольников, кругов и квадратов, которые вы использовали в рисунке.

Напишите свой результат в виде цифр . Первая цифра – это число треугольников (например, 3), вторая цифра – число кругов (например, 2), и третья – число квадратов (например, 5).

У вас должно получиться трехзначное число. Например, 325 (3 треугольника, 2 круга, 5 квадратов).


Готово? Вот, что означает ваше число.

Данный психографический тест "Конструктивный рисунок человека из геометрических форм" был разработан российскими психологами Либинами.

Тест: Человек из геометрических фигур

1 тип – Руководитель (811, 712, 721, 613, 622, 631)

Это легко приспосабливающиеся личности, готовые руководить и заниматься организацией любой деятельности. Как правило, это прекрасные рассказчики, красноречивые и умеющие поддержать разговор. Любят доминировать, но стараются себя контролировать и не переходить границы с другими.

Довольно активные, не любят сидеть без дела. Придают значение не только результату, но и самому процессу достижения цели. Могут преувеличивать свои успехи и неудачи, и нетерпимы, сталкиваясь с препятствиями на своем пути.

В отношениях они предпочитают занимать главенствующую роль, а в случае конфликта проявляют соперничество.

Любят быть в центре внимания и жаждут признания. В то же время этот тип личности берет ответственность на себя и хочет оправдать ожидания окружающих.

Для них характерна импульсивность, и при принятии решения они действуют в зависимости от настроения. Это может привести к необдуманным решениям и неприятным последствиям.

2 тип – Ответственный исполнитель (514, 523, 532, 541)

Этот тип личности в первую очередь нацелен на совершенствование своих навыков и достижение профессионализма. Такой человек ответственный, может проявлять требовательность, как к себе, так и к другим.

У человека развитое чувство справедливости и стремление к правде. Хотя у него есть хорошие организаторские способности, может сомневаться, если нужно принять важное решение.

К отношениям подходит осмотрительно, проявляет тактичность. Не может отказать, если его о чем-то попросили. Иногда может браться за несколько дел одновременно, полагаясь только на себя, но не всегда верно рассчитывает свои силы. Предпочитает выполнять работу сам, не перепоручая ее другим. Тяжело переживает неудачи.

Эти люди отличаются трудолюбием и требовательны к себе, ожидая того же от остальных. В работу включаются постепенно, устойчивы при сильном умственном напряжении, но могут утомляться при высоком темпе работы. Придают большее значение результату, а не процессу деятельности. Всегда стремятся завершить дела.

Внешне такие люди более сдержанны, но могут эмоционально реагировать при изменениях внешних факторов. Им нужно быть острожными, так как из-за перенапряжения есть опасность развития заболеваний нервного характера.


3 тип – Инициатор (433, 343, 334)

Этот человек обладает философским мышлением, может быть оторван от реальности. Бывает отчужденным, и ему кажется, что он не похож на остальных. В случае трудностей склонны уходить в свой мир фантазий.

Хотя им не составляет труда установить контакт с другими людьми, они склонны держать определенную дистанцию в общении. Сталкиваясь с конфликтной ситуацией, могут замыкаться в себе, но внешне остаются невозмутимыми.

Отличаются способностями в различных областях, не любят монотонности и избегают рутинной работы. Воодушевляются при смене деятельности и появлении новых возможностей. Стремятся к новизне и могут неожиданно поменять профессию. Этот тип распространен у людей искусства, занимающихся творческой деятельностью, работающих в области рекламы и дизайна.

4 тип – Эмотивный (181, 271, 172, 361, 262, 163)

Этот тип обладает развитой способностью сопереживать другим. Жизненные трудности и даже драматические фильмы могут вызвать у них сильные переживания.

Участливы и неравнодушны к проблемам окружающих. Часто чужие проблемы ставят на первое место, отодвигая на задний план свои потребности. Могут быть импульсивны и действовать под влиянием эмоций. Хотя у них есть способности в разных видах деятельности, лучше всего могут реализоваться, если выбрать какое-то одно направление.

В отношениях проявляют чувствительность, тяжело переживают неурядицы и разрывы отношений.

Отношения с окружающими в целом строят легко и не выходят за рамки принятых норм поведения. Им важно, как их самих и их деятельность оценивают окружающие.

Тест: Человек из 10 фигур

5 тип – интуитивный (451, 352, 154, 253, 154)

Этот тип отличается чувствительной нервной системой и эмоциональной изменчивостью. Довольно быстро истощаются. Лучше работают, если есть возможность переключаться на разные виды деятельности. В случае неудачи могут долго переживать. Могут действовать импульсивно или долго проявляют нерешительность в определенных вопросах.

Трудности в основном связаны с тем, что им сложно сразу переварить большой объем информации, из-за чего они порой не могут четко выразить свои чувства и мысли.

Искренние и простосердечные в словах, не утаивают ничего за душой, предпочитая говорить правду. Иногда это может приводить к сложностям во взаимопонимании с окружающими. Привыкли следовать собственным нормам поведения и поддерживают контакт с узким кругом людей. Порой могут брать на себя неявную лидерскую роль, но неуверенность в себе может препятствовать воплощению этого желания.

Им свойственно анализировать собственные поступки и действия, но на свою точку зрения не дают повлиять. Ощущают потребность контролировать обстоятельства, чтобы избежать неожиданных неприятностей.

Не любят когда их в чем-то ограничивают, могут быть ранимы или склонны сомневаться в себе.


Примеры рисунков человека из геометрических фигур

6 тип – Независимый (442, 424, 244)

Это тип свободного художника с развитым воображением и прекрасным видением пространства. Им близки различные виды творчества, включая художественные и интеллектуальные. Чаще встречается среди интровертов. Придерживаются собственных норм поведения и на них сложно оказать давление извне.

Часто увлекаются необычными идеями, и способны активно работать, даже когда растет напряжение. Трудности заставляют их еще лучше собраться.

Обладают независимым мышлением и знают, как защитить свое мнение. Замечания других людей вызывают у них заметную эмоциональную реакцию, тяжело реагирую на критику. Им сложно смириться с собственными промахами.

Не спешат идти на контакт, часто прячут свои истинные чувства внутри, пытаясь казаться более непринужденными, чем на самом деле. Осторожно открываются в новых отношениях, и хотя им сложно довериться другому человеку, когда это происходит, отношения бывают прочными и длительными.