Уроки рисования- "китайская живопись" -мк от алексея малькова. Китайская живопись - базовые понятия Техника рисования цветов в китайском стиле

Китайская живопись (国画 или гохуа, где "го" - это государство, а "хуа" - живопись ) - это вид изобразительного искусства, насчитывающий, по оценкам китайских специалистов, более 5 тысячелетий. Китайская живопись существенно отличается от западной живописи своими техническими приемами, материалами, философией, традициями, что делает ее изучение и практику особенно интересными.

Китайская философия базируется на взаимодействии двух полярных энергий - "инь" (женской) и "ян" (мужской). Янская энергия - светлая, солнечная, жаркая, активная, проявленная, двигающаяся вверх. Иньская энергия - темная, лунная, холодная, пассивная, обтекаемая, мягкая, двигающаяся вниз. Вместе обе энергии состоят в балансе и постоянно перетекают друг в друга, где в каждой из них содержится частица своей противоположности.


Для китайской живописи эти понятия очень важны, так как живопись тоже проявляет эти две базовые энергии. В картине должны присутствовать пустота и наполненность, влага и сухость, насыщенные цвета и полутона, пятна и тонкая прорисовка, что соответствует противоположностям "инь" и "ян". Таким образом, практикуя китайскую живопись, мы еще работаем и над собственным балансом энергий, познаем себя и самосовершенствуемся.



В V в. теоретик китайской живописи Се Хэ сформулировал 6 законов китайской живописи ("лю фа"), которым придерживаются до сих пор. Существуют различные переводы этих законов. Здесь я приведу перевод Е.В.Завадской из трактата "Слово о живописи из сада с горчичное зерно". Итак, что важно для китайской живописи:

1) одухотворенный ритм живого движения;
2) структурный метод пользования кистью;
3) соответствие формы реальным вещам;
4) следование красок роду предмета;
5) пропорциональное расположение вещей;
6) копирование работ древних мастеров.

Се Хэ называл "живость" (1-й принцип) наиважнейшим из шести принципов. В IV веке известный художник Гу Кайчжи выразил мысль, что "форма - это лишь средство для выражения духа". Т.е. еще в древние времена китайские живописцы осознали большую важность передачи духа природы, нежели ее простого копирования. Хорошему художнику следует не только "наблюдать", но и "постигнуть" то, что он рисует.


В конце XI века появился целый ряд художников, сформировавших направление "живописи ученых" или "живописи образованных людей" (вэньженьхуа), которое характеризуется синтезом 3-х видов искусств: живописи, поэзии и каллиграфии, воплощенных в одном живописном произведении. Самовыражение вышло на первый план, и художники этого направления считали, что "в схожести нет необходимости", стараясь выйти за пределы простого внешнего сходства.



Здесь стоит уже упомянуть, что в китайской живописи есть 2 базовые техники: се-и ("пишем смысл, идею") и гунби ("работа кистью").

Се-и - это свободные движения кистью, создание образа несколькими мазками, где, как раз, дух важнее внешнего сходства. Картина в этой технике может быть нарисована за несколько минут.


В основе техники гунби лежит создание тонкого подробного контура изображаемого объекта и дальнейшего его многослойного тонирования, закладывания теней и колорирования. Это очень кропотливая работа, но в ее результате рождаются изысканные, очень объемные и натуралистичные образы и картины. Работа над созданием картины в технике гунби, в зависимости от ее сложности и размера, может занимать несколько дней, недель, месяцев и даже лет!


Основные жанры китайской живописи :

1. "Цветы и птицы"

2. "Горы-воды" (пейзажный)


3. Живопись людей



4. Анималистический жанр

Китайская живопись очень символична. Почти каждый цветок, плод, насекомое, птичка, рыбка, животное и т.д. несут свой смысл, который зашифровывается в картине. Например, древовидный пион - это символ богатства и высокого положения в обществе, глициния - цветок женской красоты, нарцисс символизирует чистоту и неподкупность, рыбки - к деньгам, а любые парные символы говорят о любви и счастливом супружестве.


Хочется еще отметить такую особенность китайской живописи, как связь с каллиграфией, еще одним древним видом искусства в Китае. Красивое письмо являлось необходимым навыком для образованных людей, поэтому многие государственные служащие, чиновники, владея каллиграфией, могли нарисовать и традиционные сюжеты китайской живописи, такие как бамбук, орхидею, хризантему, цветущую сливу, нарциссы и другие, в основе которых лежит каллиграфическая линия. Поэтому часто говорят, что китайскую живопись не рисуют, а пишут, и не смотрят, а читают. Элементы каллиграфии - неотъемлемая часть китайской живописи.


О том, какие материалы используются для китайской живописи, можно узнать из специальной на нашем сайте.

Вообще, китайскую живопись можно понять, технику можно освоить в ходе практики, здесь не нужно иметь художественных способностей и особых талантов в западном понимании этого слова. Поэтому китайская живопись открывает двери всем, кто хочет заняться художественной практикой, прикоснуться к своему творческому началу, ощутить внутренний баланс и состояние медитации. И пусть это будет цветок или птичка, а не эпохальное многосложное полотно - в китайской живописи даже в одном маленьком цветке или букашке воплощена Вселенная!

В статье использовались материалы из книг "История китайской живописи" Чжан Аньчжи - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008 г. и "Слово о живописи из сада с горчичное зерно" - М.: Издательство В.Шевчук, 2001 г.

…» Китайская национальная живопись появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи… Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен…
Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным,какдракон…»

Просматривая кучу роликов по теме, я заметил, что старые кит. художники предпочитают работать на сто метровых рулонах бумаги, разводить краску в эмалированных ведрах и рисовать кистями, размером с трубу от пылесоса. Я буду использовать обычные кисточки, небольшие палитры и формат А3.

Также очень рекомендуется рисовать на рисовой бумаге, «на которой последние две с лишним тысячи лет создают картины китайские художники» , но кроме рисовой водки в наших магазинах я ничего не обнаружил.
Никогда не оставляйте кисть в воде, лучше сложите на какую-нибудь подставку. А когда оставляете кисть надолго (день, месяц, тысячелетие) обмакните в мыльный раствор, чтобы она засохла и сохранила форму.

«Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм,цветом и светотенью…»

«В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр…»

В китайской живописи самое главное - «передать одухотворённый ритм живого движения, который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение… Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы.»

Каждый мазок, элемент и картина в целом - это символ. И философия. Все для них имеет собственный смысл. Горы - мужское начало (янь), вода - женское (инь). Любое растение - это воплощение определенного человеческого характера. И так во всем…

«…Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний,не может постичь китайскую живопись…»

Переходим к изображению -

Самое главное - научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Вообще мазок - это основа . Только не тот мазок, который сдается на анализы, а который произошел от каллиграфических штрихов. Все иероглифы построены на последовательности определенных мазков.
Для начала несколько положений кисти в руке.

Вертикальное положение. При нем хорошо получаются отрывистые штрихи с широким началом и тонким концом)))
Наклонное положение - для покрытия большой площади краской. Всегда нужно контролировать направление мазка. До самого конца. С помощью пальцев.

Советую извести пару листов бумаги на тренировку со штрихами, как это сделал я.)))
Почувствовать кисть. Сопротивление бумаги. Рождающуюся из под вашей кисти форму на листе.

Начинаю рисовать ветку с цветами .Так как эт оодно из любимых объектов в китайской живописи…

Сначала широкой кистью с черной краской обозначаю первые штрихи, толстое место ветки…

Дальше чуть с меньшим нажимом рисую продолжение этой ветки. Мазки тоньше и короче…

Более тонкой кистью добавляю мелких веток…

Наконец стволовая основа закончена теперь можно рассаживать цветы…)))Берем кисть потолще…цвет в принципе любой, главное не черный))) я выбрал желтый…

Рассаживаем цветы дальше…На сгибах веток самые крупные на концах меньше. Практически все время держу кисть вертикально.

Нужно научиться наносить, градиентные мазки, как я их назвал.))) То есть берем на кисть основной цвет(в нашем случае желтый), потом один раз макаем в оранжевый и рисуем. Должен выходить плавный переход двух цветов.

Потом тонкой кистью с яркой теплой краской наносим тычинки и всякую мелочь на цветы.

Эта картина нарисовалась за 20 минут)))

У меня под рукой две чашки с водой. В одной я смываю плотный раствор с кисти, а в другой домываю уже почти очищенную кисть.

Следующее упражнение…конечно же бамбук )))

«…Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер…»

Чаще всего его рисуют в монохромной гамме. То есть семь тонов черного цвета.

Сначала рисуем основной ствол, вертикально держа кисть. Каждая часть стебля должна быть прямой, одинаковой толщины, а расстояние между узлами должно быть постоянным. В начале и конце мазка задержите кисть. Чтобы обозначился бамбуковый узел на стволе.

Потом густой черной краской наношу передние листья. Каждый листок - это одно прикосновение к бумаге. В идеале, сколько мазков - столько листьев.

Более разбодяженной кистью добавляем второстепенные стволы.

Потом той же разбавленной краской рисуем крупные листья второго плана.

И еще…

И в конце уже тонкой кисточкой добавляем всякий мусор в виде тонких веточек, переплетений, мелких листочков...не забывая про общую композицию на листе.

20 минут работы и бамбук готов)))

Следующий этап работы - птицы. Анималистический жанр - немалая часть в работах китайских мастеров. Конечно, у них не было такого понятия как референсы. Они рисовали то что их окружало и было знакомо с детства.)))

Мы же можем воспользоваться дарами Интернета и рассмотреть объект рисования не отрывая за…простите, не сходя с места)))

Колибри…

Любую птичку надо начинать с клюва и глаз. От них строится оперение и общие пропорции пернатого.

Пользуемся «градиентными» мазками, а в некоторых местах разведенной водой краской…
Мелкие вещи лучше прорисовывать сухой кистью с краской. То есть выжимать немного кисть тряпочкой или снимать жидкость о край стакана или поверхность палитры…Есть экземпляры, среди художников, которые облизывают кисть…))) Ну тоже вариант…

И еще пара птиц…

Каждая рисовалась минут 10.

«Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж…Китайские живописцы использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и психологический масштаб, то есть, то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба. Так же в распоряжении живописцев был целый арсенал технических средств: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и т. п. Причем каждый прием использовался для передачи совершенно определенного эффекта или состояния…»

Пора приниматься за пейзажи…

Так как большинство пейзажей рисовались на листах, напоминающих длинный кусок туалетной бумаги, то и мы не будем нарушать традиции.
Я, например, разрезал А3 напополам…
Тут мы будем использовать технику «мазюкать на мокром». Я промочил весь лист большой кистью и сильно разбавленной краской нанес крупные разводы на листе, помня, что сверху - небо, снизу - земля.

Более густой краской, но все еще с большим количеством воды наметил основную массу будущих гор. После этого даем высохнуть полотну.

Еще более насыщенным цветом добавляю деталей.
Так как речь идет об живописи Поднебесной страны, то без облаков - никуда))) Заполним пустоты слоем облаков…

И уже тонкой кистью с черной краской наносим детали в виде деревьев, трещин на скалах и прочей мишуры. Чем выше,(то есть дальше))) разводим краску больше.
Готовность - 30 минут.

Ну и еще один пейзаж…уже без комментариев.

«Ещё одной особенностью китайских картин является пометка их личной печатью художника, заменяющей его подпись.»

Также они любили прописать поперек листа какое-нибудь мудрое изречение или стих.
Я же выдумал свой собственный китайский экслибрис)))
Он ничего не значит, просто пусть будет)))

На этом закончим наш мастер-класс. Надеюсь вам понравилось и принесло какую-то пользу… Как, говорил мой учитель по рисованию в университете - «даже обезьяну можно научить рисовать…» (причем, мне кажется имел в виду меня всегда)))))))но тут главное не в технике… В китайской живописи есть огромный плюс - это язык символов. Символов простых, вечных и понятных любому - красота, гармония, любовь. Тут нет строгих правил…И произведение ценится не за то, что оно рисовалось годами…просто…

Напоследок, для любителей Фен-Шуя - несколько иероглифов с положительной энергией)))

Живопись Гохуа является важной частью культурного наследия Китая. Традиционная китайская живопись отличается от западного искусства особенностями техники выполнения рисунка. Изображение наносят не на привычный всем холст, а на специальную бумагу или шелк при помощи специальной китайской кисти.

Используются особые минеральные или растительные пигменты для создания краски. Популярно применение туши.

Происхождение

Гохуа означает «живопись нашей страны», термин появился в конце 19 века в противовес понятию «сиянхуа» — «заморская» или «западная» живопись. Существует еще два понятия «юхуа» и «шуймохуа»: первое понятие означает «масляная живопись», второе – «живопись тушью». Второй термин часто применяют к стилю Гохуа. Для обозначения стиля применяют понятие «даньцин» — в переводе «живопись» или «рисование». Понятие Гохуа традиционно применяют для полотен, написанных до 1840 года – работы этого времени могут считаться примерами древней китайской живописи.

Сквозь века

Традиция национальных самобытных рисунков уходит корнями в период III-II веков до нашей эры.
Достичь мастерства в искусстве Гохуа сложно – особенности стиля исключают вероятность ошибки.

Пуантилизм как стиль в живописи

Художники долго учатся и тренируются, чтобы овладеть необходимыми навыками. Перед началом работы художник должен хорошо представлять изображение, которое планируется отобразить. Исправить неудачные штрихи, как на полотне, невозможно. Работа ведется на одном дыхании, без перерывов, чтобы избежать ошибок.

Бумага вместо полотна

Для живописи Гохуа применяется специальная бумага Суан – она характеризуется специфической текстурой. Поверхность бумаги подходит для работы с китайской тушью, можно нанести штрихи разной интенсивности и длины. Тематикой картин в стиле Гохуа является природа, а наиболее распространенные жанры – портрет, пейзаж. На картинах изображают рыб, птиц, креветок, насекомых. Для работ в стиле Гохуа характерны каноны стиля.

Не только живопись

Многие китайские художники не только специализируются на изобразительном искусстве, но и занимаются поэзией и каллиграфией. Стихотворения добавляют на полотно, вплетая в основной сюжет. Это главная отличительная особенность. Иероглифы и стихи, написанные автором картины, становятся его почерком, проявлением индивидуальности. Стиль Гохуа – это переплетение каллиграфии, поэзии, живописи и особой техники передачи изображения.

Экспрессионизм как стиль в живописи

История развития

Трудно сказать, как долго существует искусство живописи в Китае. Образцы посуды, датированные 5000-6000 лет, были окрашены в разные цвета, украшенные растительными узорами растений, изображениями животных и растений. Рисунки на посуде и тканях демонстрировали бытовые сцены из жизни. Считается, что именно предметы быта являются первыми образцами развития китайской традиционной живописи.

Китай стал рабовладельческим государством около 2000 лет до н.э. Картины этого периода не дошли до нашего времени, но про уровень развития искусства говорят скульптурные изображения из бронзы. Внимание к подробностям и самобытность искусства были свойственный культуре Китая на протяжении нескольких тысяч лет развития.

В 1949 году в гробнице периода 475 – 221 г. до н.э. была найдена картина на шелке с изображениями человеческих фигур, животных, мифологических существ – драконов и фениксов. Самая ранняя работа по шелку из всех, обнаруженных в Китае, имеет 30 см в длину и 20 см в ширину.

Поп-арт как стиль в живописи

Ранние картины на шелке в направлениях сеи и гунби дают понять, что древние китайцы были знакомы с искусством письма и живописи при помощи кисти и туши на шелке. Для раннего этапа развития Гохуа характерно доминирование мифологических и религиозных сюжетов. Картины на бумаге появились позже, чем на шелке, по той простой причине, что изобретение шелка предшествовало бумаге на многие сотни лет.

В 1964 году во время раскопок захоронения династии Цин, был найдет цветной рисунок на бумаге. Изображена вершина горы, солнце, луна и Большая Медведица и сюжеты природы. Размеры картины: 106,5 см в длину и 47 см в ширину. Это единственная картина, написанная на бумаге, периода Цин. Это изображение считается репрезентативным для развития живописи в Китае.

Абстракционизм как стиль в живописи

Особенности живописи

Гохуа – это тонкое искусство написания картин при помощи глянцевой туши черного цвета. Тушь производится плитками, растирается водой для получения жидкости для рисования определенной консистенции. Используются водяные краски с цветными пигментами. Помимо шелка и бумаги, применяют пеньковую или хлопчатобумажную ткань. Традиционные китайские кисти производят из натуральной шерсти – оленя, кролика, белки, козы.

Примерами культурных достижений в стиле Гохуа являются работы Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня. В период Нового и Новейшего времени Гохуа развивался двумя путями – традиционный, канонический стиль и смешение канонов китайского и европейского искусства. Тяготение к европейскому стилю выражается в появлении новых сюжетов – композиции на темы актуальных проблем.

Мазок

Картины представляют две основные категории: написанные свободным мазком и изображения с четким мазком. Первая категория «Сеи» характеризуется простыми и смелыми ходами, предназначенными для передачи основных особенностей объекта – формы, пропорций, цвета. Картины первой группы передают общие идеи и ценности. Вторая группа «Гунби» тяготеет к передаче деталей, мелких подробностей в изображении. Для достижения целей художники используют различные техники работы с материалами. На протяжении многих лет развития стили сеи и гунби переплетались, появлялись родственные направления, подтипы.

Маньеризм как стиль в живописи

Сеи

Детальная проработка изображений применяется для написания картин с архитектурными памятниками, историческими сценами, животными, портретами. Сеи используется для написания пейзажей.
Картины отличаются вниманием к точности передачи линий – на них делается главный акцент в работах. Это кардинально отличает Гохуа от европейской живописи.

Контраст

Гохуа – это сочетание контрастных изображений: мокрое и сухое, маленькое и большое, статичное и динамичное, редкое и частое, темное и светлое, длинное и короткое. Многие художники имеют узкую специализацию: пионы, бамбук, орхидеи, лошади, рыбы. Живопись сеи узнаваема, благодаря особому почерку художника.

Пальцами

Картины Гохуа не всегда пишут кистью. Используется техника нанесения изображения пальцами. Линии выводят подушечкой пальца и ногтем – в зависимости от сюжета или формы, которые необходимо передать. Для растушевки краска наносится двумя или тремя пальцами. Нередко используется тыльная сторона пальца или край ладони.


Поиск того неизведанного, что кроется в глубине нашей души, нераскрытый потенциал, желание самовыражения и духовного саморазвития приводит многих к освоению китайской живописи и живописи У-Син. Это уникальная возможность работы над собой, отработки определённых жизненных качеств через искусство.

У-Син - это система 5-ти первоэлементов - дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано всё мировоззрение древнего Китая. В живописи каждому из них соответствуют 5 определённых мазков, с помощью которых художник У-Син пишет свои картины.


Мандала Инь и Ян, состоящая из белой и чёрной капель, описывает закономерности окружающей реальности. Именно эта мандала является ключом к пониманию у-син. Ян, белое, – это небесное начало, Инь, чёрное – начало земное. Ян энергию даёт, а Инь – принимает, качественно преображает энергию. Небо даёт дождь, свет, тепло, а Земля всё это впитывает и порождает различные формы жизни, такие как травы, деревья, животные. В живописи У-Син задача художника – передать суть предмета, а не его форму. А для этого нужно выработать свое восприятие мира, научиться видеть не умом, а глазами.


Андрей Щербаков – основатель школы китайской живописи и живописи У-Син , художник, преподаватель – рассказывает в этом видео об основах живописи У-Син.

За что же так любят живопись У-Син ? Это одна из самых эффективных техник обучения рисованию. Она даёт возможность каждому человеку научиться рисовать с нуля. Происходит освобождение от шаблонов, появляется креативное мышление. Живопись У-Син дарит тот заряд творчества, которого так не хватает в нашей жизни. Человек, начав заниматься этим искусством, получает истинное наслаждение от осознания своих внутренних возможностей.


Живопись У-Син имеет глубокое арт-терапевтическое влияние. Представьте, как человек наделяет объект, который он рисует, определенным качеством, пытается почувствовать его суть. В итоге, прорабатывая мазки, он развивает соответствующую энергию в себе. Перенося эти знания в жизнь, делает ее сбалансированной и гармоничной. Человек приводит в соответствие то, что он видит с тем, что он думает и тем, что делает.


Важно отметить, что на принципе у-син базируются Китайский традиционный календарь, система Фен-Шуй, китайская астрология, телесные практики Чжун Юань Цигун и Даосская Йога, внутренний стиль ушу «Синъицюань».