Тематическое музыкальное занятие скоро весна. Конспект НОД по музыке в подготовительной группе на тему: Весна. Песня “Солнечная капель” муз. В. Соснина

Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе на тему: «Возвращение птиц».

Описание. Данный сценарий будет полезен педагогам, воспитывающих детей подготовительного дошкольного возраста, воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам по доп. образованию. Сценарий соответствует возрастным особенностям детей 6 - 7 лет.
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе. Возвращение птиц.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (музыка)
Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель занятия: Закрепить песенный репертуар, умение передавать хлопками ритмический рисунок мелодии; упражнять в различных видах движений под музыку. Вызвать у дошкольников эмоциональный отклик на занятие.
Интегрированные задачи:
1. Развивать умение передавать хлопками ритмический рисунок мелодии, упражнять в различных видах движений под музыку. Развивать чувство ритма, творческие способности, внимание. Развивать интерес к музыке, нравственные качества характера.
2 . Познакомить с игрой «Зимующие перелетные птицы», закреплять знания о перелетных и зимующих птицах.
3 Побуждать интерес к творчеству, расширять певческий диапазон, формировать позитивное, радостное общение с музыкой;
4. Разучить закличку, обратить внимание на правильное формирование гласных звуков.
5. Развивать двигательные навыки детей, совершенствовать танцевальные навыки. Развивать чувство ритма, творческие способности, внимание, интерес к музыке, нравственные качества характера.
Средства:
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц.
Драматургия занятия:
Фонограмма лирической русской народной мелодии; песня Д. Кабалевского «Скворцы прилетели».
Ход организованно образовательной деятельности.
Дети, взявшись за руки, входят в зал под звучание любой лирической русской народной мелодии
1.Вступительная беседа.
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель. Побежали ручейки,
Снег на солнце тает,
Стали теплыми деньки.
Когда это бывает?
(Весной)
Музыкальный руководитель. Вот только Весна в дороге задержалась, в лес не пришла. Надо нам птиц позвать, чтобы они указали дорогу Весне.
2. Постановка цели и задач занятия.
Музыкальный руководитель. Сегодня мы с вами будем звать птиц песнями, закличками, хороводами, играми.
Давайте исполним исполним русскую народную закличку «Весна-красна добра принесла».
1. Исполнение русской народной заклички «Весна-красна добра принесла»
Музыкальный руководитель. Не слышат нас птицы. Придется, ребята, нам с вами Весну до леса проводить.
3.Музыкально-ритмические движения.
1.Двигательные упражнения «Отправляется отряд» (разработанное М. Картушиной).
Отправляется отряд Шаг марша.
Наших храбрых дошколят.
На носочках мы шагаем, Ходьба на носках «змейкой» между
На цветы не наступаем. цветами, лежащими на полу.
Чтобы не промокли ножки, Поскоки.
Мы поскачем по дорожке.
Мы на пяточках пойдем Ходьба на пятках, руки сцеплены
И лопаточки сведем. сзади в «замок».
Мы галопом побежали Боковой галоп.
И нисколько не устали.
Мы присядем, а потом Ходьба в приседе.
Под кустами ход найдем.
Вот как славно мы гуляем. Спокойная ходьба с подъемом рук
Руки дружно поднимаем, вверх, в стороны, к плечам.
Руки в стороны, к плечам.
Пора остановиться к нам. Остановка.
Музыкальный руководитель. Вот мы и пришли в лес.
Звучит музыка на фоне пения птиц
Музыкальный руководитель. Тише, кто-то идет в наш лес.
В зал входит Весна.
Весна. Здравствуйте, люди добрые!
Вы меня, Весну встречайте.
Песни, пляски начинайте!
2. Исполнение «Весеннего хоровода» (По выбору педагога).
3. Игра «Зимующие перелетные птицы». (Разработано М. Картушиной).
Дети делятся на 2 команды. 1-я команда – перелетные птицы. 2-я команда – зимующие. Дети образуют 2 круга, взявшись за руки, идут под песню:
Утки, гуси, журавли.
Жаворонки, кулики
Из-за моря прилетали,
А их дома поджидали
Вороны-караколны,
Сороки-белобоки,
Воробьи, синицы-
Зимующие птицы.
На вторую часть музыки дети-«птицы» «Летают» по залу в свободном направлении, на окончания музыки дети встают в 2 круга. Побеждает команда, быстрее построившаяся.
4.Исполнение русской народной заклички «Жаворонушки, прилетите-ка»
Весна. Прилетели птицы из южных стран, рады, что на родину вернулись.
Покажем, дети, как они летают, как крылья разминают.
5.Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Птички».
по карточкам схемам.
Птички клювик поднимают Поднимают и опускают голову.
Птички крылья расправляют. Поднимают и опускают прямые руки.
Птички зернышки клюют. Приседают и стучат указательным
пальцем по полу.
Птички песенки поют. Поворачиваются вправо и влево, взма-
хивая руками и произнося: «Тень-тень».
Птички ножки разминают. Поочередно поднимают ноги, сгибая ко-
лени.
Птички прыгают, летают, Прыжки на двух ногах.
Воздух носиком вдыхают. Медленно поднимают руки – вдох,
Опускают – выдох.
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
М.Р. Птички в гнездышках сидят
Поиграть они хотят.
6. Игра «Займи домик».
4. Пение.
Музыкальный руководитель. В лесу тают снег и лед,
И каждый о весне поет.
Песня о весне.
(По выбору педагога).
Весна. До свидания, ребята!
В город я теперь пойду
И скворцов веселых песни
Я с собою принесу.
Музыкальный руководитель. Наше путешествие закончилось и нам пора возвращаться в город, в наш детский сад.
5. Обобщение.
Музыкальный руководитель. Какие песни исполнили?
Музыкальный руководитель. Какие заклички пели?
Музыкальный руководитель. Какие хороводы водили?
Музыкальный руководитель. В какие игры поиграли?
Музыкальный руководитель. О каких птицах говорили?
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо играли. А теперь попрощаемся
И как скворушки полетим в город, в детский сад.
(Прощаемся под музыку и дети «улетают» из зала под песню «Скворцы прилетели» Д Кабалевского. 2).

Конспект музыкального занятия

для детей подготовительной группы

«Весна»

Подготовила: музыкальный руководитель

Шараборина Лариса Владимировна

Интеграция образовательных областей: музыка, художественная литература, изобразительное искусство, коммуникация, здоровье.

Цель: развитие эстетического восприятия, воображения и музыкальных способностей средствами игровых технологий.

Программные задачи:

Учить детей эмоционально откликаться на музыку, художественное слово, картины;

Развивать чувство ритма, дыхание, мелкую моторику рук;

Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой танцевальной деятельности;

Развивать внимание, умение реагировать на окончание фразы;

Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений, умение выделять части произведения;

Совершенствовать умение оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки;

Развивать умение сочетать слово с движением;

Воспитывать в детях чувства к прекрасному, расширять знания детей о музыке.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор);

Портреты композиторов;

Музыкальные инструменты (колокольчики, металлофоны, треугольники, тамбурины, маракасы);

Цветные ленточки;

Репродукции картин;

Мольберты с листами бумаги, краски.

Музыкальный репертуар:

- «Весна» Антонио Вивальди из цикла «Времена года»

- «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковский из цикла «Времена года»

- «Вальс цветов» П.И.Чайковский из балета «Щелкунчик»

- «Здравствуй, Весна!» русский народный хоровод

- «Цветок» Е.А.Поддубная, музыкальная пальчиковая игра

Ритмическая игра с палочками «Под солнышком» стихи М.Пляцковского

Пение птиц (звуки природы)

- «Весенняя песенка» муз. Филиппенко, сл. Бойко

Ход занятия:

Вход детей в музыкальный зал.

Дети входят в зал под музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» и садятся на стульчики. Поговорить о пробуждении природы. Весна – особое время года!

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он!

    Музыкально – ритмические движения

Давайте поиграем. Девочки – птички, ищут соломинки, пушок, делают домики. Мальчики – гроза с сильным ветром и дождем. Дети импровизируют под музыку.

Девочкам на голову надеваются шапочки птичек, у мальчиков в руках цветные гимнастические ленты.

2. Слушание музыки.

Загадка. Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Маленькие, нежные, беззащитные, когда в лесу кроме снега ничего нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

П.И.Чайковский тоже написал цикл «Времена года», который состоит из 12 пьес, столько, сколько месяцев в году. Послушаем пьесу «Апрель. Подснежник». Перед каждым произведением в альбоме написаны стихи. Прочитать стихотворение Майкова «Голубенький, чистый».

Музыка нежная, взволнованная. Трепетная, по-весеннему взволнованная. Вначале робкая, несмелая, ласковая. Подснежник тянется к солнцу и мелодия поднимается все выше. (Звучит фрагмент). Музыка звучит светло, высоко, то более тревожно, низко. Как будто рассказывает, что солнышко светит не всегда, что бывает холодно, темно, ненастно. (Звучит фрагмент). Дальше звучит мелодия – красивая, взволнованная, легкая, как дуновение ветерка (25 – 32 т.). Подснежник покачивается на ветру. Но выглянуло солнце и музыка стала светлой. Под звучащую музыку дети подходят к столикам и красками рисуют заранее выведенные свечой подснежники.

    Игра на музыкальных инструментах.

Весной появляются не только подснежники, но и другие весенние цветы. Поговорить, какие еще весенние цветы знают дети. П.И.Чайковский в балете «Щелкунчик» написал «Вальс цветов». Давайте сыграем оркестром это произведение, а я буду дирижером. Под тихую, спокойную, ласковую музыку будут играть спокойные инструменты – тихонько маракасы, звенеть колокольчики, металлофоны исполнять легкое глиссандо. А когда музыка станет яркой – вступят бубны, треугольники, тамбурины.

    Распевание, пение.

Дети подходят к инструменту и поют «Весеннюю песенку» муз. А.Филиппенко. Обратить внимание на характер песенки, на ее сюжет. Учить чувствовать радостный характер песни. Исполнять ее легким, светлым звуком, в умеренном темпе, вовремя начинать пение. Петь негромко, усиливая звучание в припеве.

    Пальчиковая гимнастика.

Дети садятся на стульчики и им предлагается укрепить мышцы пальцев, ладоней с помощью пальчиковой гимнастики «Цветок».

«Тихо проснулся цветок» – соединенные ладони рук постепенно раскрываются;

«На поляне, нежно свои раскрыл лепестки» – имитировать бутон;

«Птички запели утром ранним песни свои у самой реки» – совершать плавные движения кистями вправо – влево.

    Ритмическая игра с палочками.

Дети садятся на пол и ударяют палочками по полу заранее приготовленный ритм.

Под солнышком, под солнышком – та та та та

Прямо у дорожки – ти ти ти ти та та

Золотой подсолнушек- та та та та

    Хоровод «Здравствуй, Весна!» русская народная песня

Предложить детям послушать песню и вспомнить, как она называется. Рассказать о хороводе – какую роль он играл в быту у русского народа; что люди весной на Руси. Раздать девочкам платочки и поводить хоровод, подпевая педагогу.

    Выход из зала.

Подошло к концу занятие. Что понравилось больше всего? Дети высказываются.

Под музыку «Хоровода» дети хороводным шагом выходят из зала: девочки машут платочками в русском стиле; мальчики – руки за спиной, спина – прямая.

Медведева

Маргарита Михайловна

Музыкальный руководитель

АУ ДО "Детский сад Солнышко

Уватского муниципального района"

Цель: Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна».

Задачи:

  1. Обогатить детей музыкальными и литературными впечатлениями. Закрепить элементарные музыкальные понятия и ранее разученный материал.
  2. Развивать способность к импровизации, чувство ритма, умение играть в оркестре. Продолжить работу над пластичностью, творческим воображением, умением ориентироваться в пространстве.
  3. Воспитывать в детях чувство красоты к природе, поэтическому слову, музыке; способность откликаться на прекрасное и доброе.

Оборудование: Музыкальный центр, мультимедийный экран, ноутбук, бамбуковые палочки, музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, треугольники, корзина с самодельными подснежниками, камушки, весенняя лужица.

Предварительная работа: Просмотр и обсуждение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, знакомство с музыкой Э.Грига, П.И.Чайковского, беседа об оркестре, просмотр картин о весне, чтение весенних стихов.

Практическая значимость работы: Возможность использовать в своей работе как музыкальным руководителям, так и воспитателям в качестве итогового занятия в III квартале учебного года по теме «Весна».

Действующие лица: Весна (музыкальный руководитель), падчерица (взрослый), воспитатель.

Дети заходят в зал под музыку П. И. Чайковского «Подснежник».

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна,

К нам спустилась с небосвода вместе с солнышком …

Дети: Весна!

Входит Весна.

Весна: Здравствуйте ребята! Я Весна-Красна, к вам в гости пожаловала, пришла посмотреть, как ждёте меня, как привечаете. Ну, что ж давайте знакомиться. Я ведь не простая Весна, а музыкальная – спрошу (поёт): « Как тебя зовут?», а в ответ, на кого покажу, тот имя своё споёт. Так и познакомимся.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?»

Ну, вот и познакомились! А знакомые всегда при встрече здороваются. Давайте и мы поздороваемся.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА « ЗДРАВСТВУЙТЕ! »


Молодцы! Присаживайтесь на коврик, побеседуем.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

(Плещеев А.)

Многие поэты, композиторы, художники писали обо мне, воспевали меня в своих произведениях. Ведь весна – это начало новой жизни. Композитор Эдвард Григ (показ портрета на экране ) тоже любил весну и написал музыкальное произведение «УТРО», в котором рассказал языком музыки, как пробуждается природа. Сейчас мы послушаем фрагмент из этого произведения и представим картины весны.

СЛУШАНИЕ «УТРО» ИЗ СЮИТЫ Э.ГРИГА «ПЕР ГЮНТ»

(разговор о характере музыки, опрос детей - что они представили)

А ведь вы всё правильно рассказали и нарисовали прекрасные картины пробуждения природы. Я думаю, что когда композитор Э. Григ писал эту музыку он вот что представлял…

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», сопровождаемый музыкой «Утро» Э. Григ


Ребята, посмотрите - музыка помогала нам наблюдать, как робко сходит снег, превращаясь в бурные потоки воды, как потихоньку расцветала природа: зеленела трава, появлялись первые листочки, первые цветы. И вот мы уже чувствуем аромат весеннего цветения! А вы узнали фрагмент, из какой сказки мы посмотрели?

Дети: «Двенадцать месяцев».

Весна: А кто написал её?

Дети: С. Я. Маршак.

Весна: С героями этой сказки мы ещё с вами встретимся сегодня.

Ребята, а кто же первые вестники весны?

Кто к нам с юга прилетает,

Гнёзда вьёт и распевает?

Дети: Птицы.

Весна: Конечно же они! Как только солнышко пригреет они уже радостно щебечут, передают телеграммы во все концы о моём приходе. Давайте и мы с вами попробуем передать свою весеннюю телеграмму, состоящую из коротких и длинных звуков. Передадим в тёплые края птицам послание, что б они побыстрее возвращались – ведь я уже пришла! Подойдём к столам, возьмём палочки – «морзянки», я буду сочинять, вы посылать.

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕННЯЯ ТЕЛЕГРАММА»



Ребята, а вы знаете, кто нас услышал? Жаворонок! Это такая маленькая птичка. Она раньше всех телеграмму о моём приходе слышит и всем сообщает. Слышите?

СЛУШАНИЕ «ЖАВОРОНОК» М.И.ГЛИНКА И ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИИ С ЖАВОРОНКОМ.



Красивая музыка? Её написал композитор Михаил Иванович Глинка. Называется она «Песнь жаворонка». В исполнение какого инструмента звучит эта музыка?

Дети: Фортепиано.

Весна : А давайте её украсим звучанием других инструментов: колокольчиков, треугольников, металлофонов. Итак, мы с вами превращаемся в музыкантов – исполнителей. Вспомните, как называется большой состав инструментов?

Дети: Оркестр.

Весна: Правильно! Кто же в оркестре самый главный? Кого музыканты - исполнители слушаются?

Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный, он в оркестре – президент!

Дети: Дирижёр.

Весна: Можно я буду дирижёром? А вы будьте внимательны! На какой инструмент покажу, тот и играть будет.

ИСПОЛНЕНИЕ «ЖАВОРОНКА» ГЛИНКИ НА ДЕТСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ



Молодцы! Вы внимательно слушали музыку и выполняли все мои команды. Настоящие музыканты! Я думаю, что композитору М.И.Глинке вы бы понравились. Скажите ещё раз скажите: как называется большой состав музыкантов – исполнителей?

Дети: Оркестр.

Весна: А кто руководит оркестром?

Дети: Дирижёр.

Весна: Устали? Присаживайтесь на коврик, я вам загадку загадаю.

Хорошо гулять в лесу!

Тихо…Утро раннее

Чудо-песенка звенит

На лесной проталинке.

Еле-еле слышен-

Кто, расправив лепестки

Из-под снега вышел?

Дети: Подснежник.

Весна : Вы правильно отгадали.


Почему он так называется? Это самый первый цветок после зимы. Подснежник приносит радость. Он хоть и хрупкий, нежный, но гордый и смелый, т.к. растёт прямо из-под снега. Его обдувает холодный ветер, но он не боится холода, а гордо стоит на своей тонкой ножке.

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

Я вижу погода тепла и ясна!

Скажите, ведь правда, что это весна?

Но кругом всё тихо, соседей нет – он первый здесь.

Его увидела зайчиха, понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела.

Уж больно тонок ты, дружок!

И вдруг пошёл пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки.

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую склоняя,

Сказал…

Ну что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня. (З.Александрова)

Очень трогательное стихотворение. Подснежник погибает, но не жалеет об этом, т.к. он оказался первым цветком весны. О подснежниках писали стихи, музыку, картины и даже создавали мультфильмы. Вспомним сказку о которой мы сегодня уже говорили, о «Двенадцати месяцах». О чём рассказывается в ней?

Дети : Зимой принцесса мечтала о весне и велела принести ей подснежников.

Весна: В этой сказке девочка – Падчерица нарвала целую корзину подснежников. А разве можно их рвать? Да ещё так много? Почему?

Дети: Подснежников в природе осталось так мало. Они занесены в Красную книгу.

Весна: Правильно. Сорвёшь цветок, он семя уже не даст, новые цветы не вырастут. Может наступить день, когда на земле не останется ни одного подснежника. Вы, ребята, об этом знаете и, конечно же, будете беречь этот цветок. А что же можно сделать, если хочется кому-то подарить подснежники?

Дети: Их можно нарисовать или смастерить своими руками.

(Стук в дверь, входит Падчерица. В руках корзина с подснежниками)

Падчерица: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам из сказки « Двенадцать месяцев». Услышала ваш разговор о подснежниках… Ребята, вы меня простите за то, что я нарвала их целую корзину. Я ведь не хожу в детский сад и ничего про Красную книгу не слышала. Смотрите, я исправилась! Своими руками сделала вон сколько цветов. Можно я их вам подарю? (раздает)

Весна: Ребятки, оденьте подснежники на руки, поднимите ручки вверх. Как красиво! А может кто-то хочет превратиться в композитора и придумать мелодию на такие стихи:

Вырос подснежник лесной,

Он нас поздравит с весной!

Какие чудесные песенки получились! Так и хочется танцевать. Так давайте же потанцуем.

ТАНЕЦ «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК» Бурениной А. (С/б «Ритмическая мозаика»)



Падчерица: Мне очень понравилось!

Весна: Ну, вот и всё, наша встреча подошла к концу. Пора мне в лес уходить, за работу приниматься: не везде ещё снега сошли, цветы расцвели, птицы поют. Понравилась ли я вам? Понравилась ли вам моя весенняя музыка и весенние стихи? Сегодня мы были и слушателями, и композиторами, и исполнителями. А помогала нам музыка каких композиторов?

Дети: Э. Грига, М.И Глинки и П.И.Чайковского.

Весна: Весной вместе с природой пробуждается и наша душа. Мы мечтаем о любви, о счастье, загадываем желания… А ведь я Весна – волшебница, и могу исполнить по одному вашему желанию. Я вам дам волшебные камушки. Каждому камушку вы прошепчите своё желание, мечту и выходя из зала бросите его в весеннюю лужицу.Ваша мечта обязательно сбудется! (раздаёт)


Падчерица: Можно и мне камушек? Я хочу загадать, чтоб Весна и Лето были тёплыми! Все близкие – здоровыми и радостными!

(Весна и Падчерица прощаются и уходят. Падчерица бросает камушек в лужицу).

Дети под музыку П.И. Чайковского « Подснежник» выходят из зала, бросая камушки.

Ольга Бармина
Тематическое музыкальное занятие «Весна» в подготовительной группе

Цели и задачи :

Эмоционально откликаться на музыку различного характера в танцевальных композициях; выразительно передавать через движения музыкальные образы .

Совершенствовать вокальные навыки.

Продолжать учить детей играть в ансамбле простейшие мелодии.

Учить восприятию музыкальной образности в пьесах композиторов – классиков; русских народных песнях.

Воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.

Ход занятия:

Поводом к проведению занятия может служить получение перед занятием видео – звонка из скайпа от Художника :

«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно я побывал на выставке ваших рисунков и был очень обрадован вашим умением рисовать людей, животных и птиц. Чтобы изобразить зимний пейзаж, вы рисовали на цветной бумаге, и хорошо был виден всюду лежащий снег.

Не за горами весна ! Яркое весеннее солнце разбудило спящую зимним сном природу. Растает снег, прилетят с юга птицы, зазеленеет трава, распустятся первые цветы. Весной для художника настанет чудесная пора. Каждая краска просится на холст! Представьте-ка, что можно нарисовать весной в саду , в парке, или в лесу за городом. Так что юные художники, внимательно всматривайтесь в окружающий мир, постарайтесь увидеть волшебные краски весны и запечатлеть их в своих рисунках. До свидания, мои друзья! Ваш Художник. (машет рукой)

(скайп выключается)

Далее следует общая беседа музыкального руководителя с воспитателем и детьми о приметах весны в природе , о том, что происходит в жизни людей весной , каковы народные традиции встречи весны .

Исполняется весенняя закличка «Гуканье Весны »

(Слова и мелодия народные)

Если дети учили закличку заранее, можно предложить им спеть её а-капелла (с воспитателем и самостоятельно) .

Муз. рук.: Вот мы и позвали весну-красну !

Музыкальный руководитель читает стихотворение Агнии Барто «Весна идёт » , затем приглашает детей подойти к столику с музыкальными и шумовыми инструментами.

Муз. рук.: Давайте, мы с вами, ребята, изобразим с помощью музыкальных и шумовых инструментов первый весенний дождик!

Исполняется песенка «Кап – кап» (на металлофонах, треугольниках, бубнах) – совершенствуем навыки игры в ансамбле простейших мелодий.

Можно сказать детям, что о приходе весны рассказал всем весенний ветерок, он принёс запах талого снега; после этих слов музыкальный руководитель предлагает детям выполнить упражнение :

«Ветерок и ветер» (Е. Тиличеевой) – используются словесный метод – образное сравнение, и практический – напоминание, исполнение, поощрение.

Муз. рук.: Пробудившись от весеннего ветерка деревья скоро выпустят из почек молодую зелень и позовут ребят погулять по лугам, да хороводы поводить. Всегда на Руси любили весенние хороводы и песни!

Дети берутся за руки и исполняют «Русский хоровод» (рус. нар. мелодия в обр. В. Иванникова) – закрепляем мягкий шаг на всю ступню и ходьбу «змейкой» .

На занятии с весенней тематикой нельзя обойти вниманием важное событие в это время года – прилёт птиц. Имеется богатый музыкальный материал , так или иначе отражающий жизнь птиц весной .

Для раскрытия этой мысли могут быть использованы фортепианная пьеса П. Чайковского «Песня жаворонка» , песня Львова-Компанейца «Кто придумал песенку?» , романс М. Глинки «Жаворонок» , «Хороводная песня» А. Филиппенко, «Жура – журавель» р. н. м., песня Чудова «Весна » и многие другие произведения.

Для занятия берутся два музыкальных произведения и сравниваются после прослушивания.

Обмен впечатлениями взрослых и детей после прослушивания музыкальных произведений .

Затем музыкальный руководитель предлагает детям послушать «Голоса птиц» (включается диск с голосами птиц : кукушка, скворец, соловей, журавль, грач) – можно прослушивание сопровождать показом ярких картинок с изображением птиц).

Муз. рук.: Хочу вам, ребята, предложить самим исполнить весенние песни.

О явлениях природы в весеннюю пору может рассказать русская народная песня «Как под наши ворота» (развитие слуха и голоса, - дети исполняют песню.

«Пришла матушка - весна » (песенное творчество) – исполнение детей хором и индивидуально.

«Ах, улица широкая моя» (музыкально -ритмическое творчество) – дети исполняют песню, сопровождая пение движениями. Можно дать задание детям самим придумать соответствующее движение; сравнение движений, поощрение.

Все песни из «Музыкального Букваря » Е. Тиличеевой написаны о весне , лете, поэтому очень легко перекинуть мостик к музыкально – дидактической игре «Узнай песенку по двум звукам» (совершенствовать ритмическое чувство) – звучит металлофон.

Попевку «Андрей–воробей» используем для подвижной игры «Догонялки» - кто спел чисто и ритмично, становится водящим и догоняет детей после слов музыкального руководителя : «Андрей – воробей, догоняй всех детей!»

Муз. рук.: Хорошо поиграли, были очень ловкими в игре!

В заключение занятия музыкальный руководитель выражает надежду на то, что ребята откликнутся на видео – обращение Художника и выполнят его просьбу. Когда дети принесут новые рисунки, они услышат новую прекрасную музыку о весне . Можно будет всем вместе после прослушивания выбрать те рисунки, которые подойдут к новой музыке .

Муз. рук.: До встречи, ребята! Ждём ваших творческих работ!

Цель : Привлечь внимание к красоте весенних звуков природы. Развивать музыкальные умения и навыки, ассоциативное мышление и воображение, способность к свободным образным импровизациям, креативные способности у дошкольников.

Задачи :

  • Приобщать к определению характера, настроения музыкального произведения: “Песня жаворонка” из фортепианной сюиты П.И.Чайковского “Времена года”.
  • Дать понятие “триоль”. “Песни и пляски птиц” из оперы Н.А. Римского – Корсакова “Снегурочка”- танцевальная импровизация. (познание)
  • Чисто интонировать, вырабатывать чёткую артикуляцию в песне “Солнечная капель” В. Соснин, “Давайте полюбим весь мир” З. Роот.
  • Развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами (социализация, коммуникация)
  • Обогащать ощущения детей - зрительные, слуховые, двигательные (Здоровье)
  • Воспитывать творческую культуру, желание к исполнительской деятельности, умение чувствовать и понимать музыку. (Художественное творчество)

Словарная работа : Кутерьма, художник, пейзаж, “Глиссандо”, “триоль”.

Пособия и материалы

  • Репродукции картин: “Март” И.Левитана, “Грачи прилетели” А.Саврасова. И. Э.Грабарь “Мартовский снег”.
  • Аудиозаписи: инструментальная музыка Ф. Папетти; “Шербургские зонтики” Поля Мориа; фонограмма бури; “Песня жаворонка”
  • П.И.Чайковского. “Вальс” Ф. Шопена.
  • Мольберты, белое конфетти (мелко нарезанная фольга), шапочка “Фея цветов”; рюмочки, бокалы, серебряные палочки на каждого ребёнка (по 2 палочки).
  • Детские музыкальные инструменты: треугольники, звоночки, металлофон, маракасы.

Предварительная работа

  • Разучивание стихотворений о весне, знакомство с пословицами, поговорками, весенними приметами, знакомство со сказкой “Снегурочка” Н.А. Островского. Рассматривание с детьми пейзажей А. Саврасова, И.Левитана, И.Э.Грабаря, танцевальный тренинг “Лесные жители”.
  • Изучение творчества П.И.Чайковского, прослушивание: “Песня жаворонка”, “Песни и пляски птиц” Н.А. Римского - Корсакова.
  • Разучивание песен “Солнечная капель” В.Соснин, “Давайте полюбим весь мир” З.Роот.
  • Релаксационный комплекс “ Подснежник”.
  • Дидактическая играМузыкальная радуга
  • Работа со стеклянными звуками. Фантазии с детьми: “О чём можно рассказать стеклянным звуком? Весенние капли, таяние снега, капают сосульки”.

Основные этапы занятия :

1. Вводная часть: Приветствие по методике К. Орфа.

2. Основная часть: Загадка о весне, танцевальный тренинг “Лесные жители”, играем и рисуем “Весенний ветер” поговорки, пословицы о весне. Дыхательная гимнастика “Снежная кутерьма”. Вход героя. Пение песен “Солнечная капель” В.Соснин, “Давайте полюбим весь мир” З.Роот.

Песенное музицирование в дидактической игре “Музыкальная радуга”, рассказ по картинам, слушание музыки, танцевальная импровизация “Песни и пляски птиц” Н.А. Римского - Корсакова.

3. Заключительная часть: Релаксационный комплекс “Подснежник”, подведение итогов, сюрпризный момент.

Ход занятия

Вводная часть

Под звуки легкой, весенней музыки дети забегают в музыкальный зал, образуя полукруг.

Звучит “Вальс” Ф.Шопена

Музыкальный руководитель здоровается с детьми на распевке:

“Добрый день ребята, я вас видеть рада”.

Дети: “Добрый день, танцевать и петь не лень”

Затем дети становятся в шахматном порядке.

Муз. рук. – А теперь дружно поздороваемся со всеми (проговаривают приветствие, сопровождая щелчками, шлепками по методу К. Орфа)

“Я здороваюсь везде, дома и на улице:
Даже здравствуй говорю я знакомой курице.
Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро! Здравствуй день!
Нам здороваться не лень!”

Основная часть.

Муз. рук. – Сегодня, ребята, у нас необычное занятие – сказочное. Мы войдем в особый волшебный мир музыки, а какой отгадайте!

Загадка:

Солнце пригревает,
Снег тает,
Птицы прилетают,
Все оживает – когда это бывает?

Дети: Весной!

Музыкальный руководитель

Распахнув зеленый полог
Растворив резные двери
Нас Весна сегодня в терем
Приглашает к Берендею.

Вот уж снег последний в поле тает
Теплый пар восходит от земли
И подснежник первый расцветает
И зовут друг друга журавли
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет
Все весны дыханием согрето
Все кругом и дышит и поет.

Муз. рук. – Сказочное царство Берендея всех чудесней, здесь все жители добры и справедливы, повсюду звучит музыка Весны, воспевая красоту природы, пение птиц, шум лесных обитателей. Птичьи трели, мягкие перины леса, и журчание ручейка.

(звучит фонограмма шума леса)

Развесёлый наш народ
Никогда не устает
Очень весело живет
Шутит, пляшет и поет.

Фонограмма весенней музыки.

Танцевальный тренинг “Лесные жители”

Скачут белочки резвушки (тройные прыжки, присели)
И зайчата поскакушки (прыжки, показывая пятку)
Хитрая лиса идет (имитация влево, вправо)
Ёж бежит (имитация образного движения)
Шуршит листвой (трут ладоши)
И медведи всем семейством
Топают на водопой (пружинка, ковырялочка)
Леший где-то притаился (слушают)
Звуки странные слышны (поворот головы влево, вправо).

Еще дуют холодные ветра (показывают взмахи руками)
И наносят утренние морозцы
Но все пробуждается из зимней спячки
Деревья, кусты, животные и насекомые (пробуждение)

(дети сели на ковер)

Звучит фонограмма ветра:

“Ветер гудит
В лесу шумит
Очень страшно одному
А ветер все у-у-у”. (скольжение)

Играем и рисуем “Весенний ветер”

Муз. рук. – Не хочет Мороз уступать место Весне, решил он устроить снежную кутерьму в царстве Берендея.

(Муз. рук. берёт тарелочку с фольгой из мелко нарезанной фольги, подбрасывает вверх и вместе с детьми дует так, чтоб она порхала в воздухе)

Дыхательное упражнение “Снежная кутерьма”

(затем дети берут серебряные палочки и выкладывают узор на ковре)

Пластический тренинг “Танцуем и рисуем узор”

Музыка П.Мориа “Шербурские зонтики”.

Под фонограмму торжественной музыки выходит царь Берендей – царь леса. Звучит музыка вступление к опере “Снегурочка” Н.А. Римского – Корсакова

Царь Берендей

Полна чудес могучая природа
Дары, свои обильно рассыпая,
Но люди этого не замечают
В сердцах людей заметил я остуду
Исчезло в них служение красоте.
И сердиться на них ярило – солнце
Не хочет посылать лучи свои на землю.

Премудрый царь! Дозволь нам слово молвить
Весна уж на пороге
Всему свой голос дарит
Воде, листве, земле.
Улыбки наши словно маков цвет
И сердце доброе для всех,
С такой красой не будет солнце спорить.

Царь Берендей – Ну, что ж так пой честной народ!

Песня “Солнечная капель” муз. В. Соснина

Царь Берендей

Глядеть на вас одна отрада
Народ великодушный во всем велик
Вам открываю я свои творения,
Любуйся, наслаждайся красотой,
Весна вас в гости приглашает и музыкой влечет.

Выставка картин художников.

Дети рассматривают картины.

  • И.И. Левитана “Март”,
  • И.Э. Грабарь “Мартовский снег”,
  • А.К. Саврасов “Грачи прилетели”.

Воспитатель – Какое время года изображено на картинах? Какое впечатление производят на вас картины?

Дети – Картины вызывают чувство радости, веселого настроения.

Воспитатель – Вот картина И. Левитана “Март”. Художник изобразил здесь начало весны.

Ребёнок - Эта весна не зеленая, а голубая. Он передал пробуждение природы, показал прозрачный весенний воздух, который наполняется постепенно теплом.

(дети описывают картины по выбору)

На фоне звучит “Песня жаворонка” П.И. Чайковского

Муз. рук. - А можно весеннюю природу передать музыкальными звуками?

Дети – Да. В звуках можно передать и весеннюю звонкую капель радостное щебетание птиц и веселое журчание ручейка.

Муз. рук. – Какая музыка звучит?

Дети – “Песня жаворонка” П.И. Чайковского

Музыка светлая, нежная, мелодичная, в ней чувствуется холодноватая звонкость, свежесть весны.

Муз. рук. – Композитор передал жизнерадостное щебетание птички звонкими трелями, триолями, которые звучат то на одной, то на другой высоте. Трель в музыке – это быстрое чередование музыкальных звуков, то короткое, то длинное. А птичка называется…

Дети – Жаворонок – маленькая птичка. Она одна из первых возвращается из теплых стран на родину и радостным пением встречает весну и солнце.

Царь Берендей

По земле весна идет,
Свою музыку несёт,
Эту музыку послушать
Каждый рад в земной гуще.

Звучит инструментальная композиция “Весенняя фантазия” Дети берут маракасы, треугольники, колокольчики, хрустальные бокалы на столе. Внимание обращаем на цветную палитру, размещённую на мольберте.

Играем, фантазируем

Дидактическая игра “Музыкальная радуга”

(Дети сочиняют песенки, ассоциируя их с цветом)

  • Голубой цвет – песенка сосульки, ручейка, капельки. (хрустальные бокалы, рюмки)
  • Желтый цвет – песенка солнышка (треугольники)
  • Красный цвет – песенка марша (маракасы, румба)
  • Зеленый цвет – песенка ветра (шумит листва (коробочка))

Царь Берендей – Красивая, музыкальная радуга песенок у нас получилась. Она рассказала нам о бегущем ручейке, о легком весеннем ветерке, о пчелке, обо всем, что нас окружает весной, что мы так любим.

Песня “Давайте полюбим весь мир” муз.З.Роот

Царь Берендей – Взглянув на вас разумным оком, скажу вам, вы – народ смышлёный, ибо лишь добрые и честные способны так заниматься: петь, играть. Изгоним же последний стужи след из наших душ. И обратимся к солнцу, затеем пляски песни птиц – выходи народ, сплетем венок цветов волшебных.

(девочки в костюмах подбегают и одевают веночки берут цветы)

Танцевальная импровизация “Песни и пляски птиц” из оперы “Снегурочка” - Н.А. Римского – Корсакова.

Дети танцуют, фантазируют, импровизируют парами, тройками в круге.

Заключительная часть

Муз. рук. – Ребята, а сейчас я предлагаю отдохнуть. В лесу под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до следующей весны.....

Релаксационный комплекс: Игра “Подснежник”

(звучит современная инструментальная музыка “Весны творенья”)

Царь Берендей – Пора мне в свои владения возвращаться, в лесу царит добро и властвует весна, счастливо вам друзья! Пусть волшебная музыка весны звучит в ваших сердцах. А за старанья вам сюрприз!

Сюрприз (корзинка с фигурками печенья: птиц, цветов)

Муз.рук. – Вот и подошло к концу наше необыкновенное занятие – путешествие в весеннюю фантазию “Волшебство музыки Весны”. Что вам больше всего запомнилось, поделитесь впечатлением, расскажите ребята. (Дети высказываются.)

Муз.рук.- Мы играли, фантазировали, рисовали, пели, танцевали с вами. Побывали в сказочном царстве Берендея. Порадовали солнышко, согрели теплом своих сердец, стали добрее, красивее. Вы замечательно занимались. До свидания.

Дети идут в группу.