Музыкальное занятие в подготовительной группе весна. Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы "весна". Дидактическая игра “Музыкальная радуга”

Ольга Бармина
Тематическое музыкальное занятие «Весна» в подготовительной группе

Цели и задачи :

Эмоционально откликаться на музыку различного характера в танцевальных композициях; выразительно передавать через движения музыкальные образы .

Совершенствовать вокальные навыки.

Продолжать учить детей играть в ансамбле простейшие мелодии.

Учить восприятию музыкальной образности в пьесах композиторов – классиков; русских народных песнях.

Воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.

Ход занятия:

Поводом к проведению занятия может служить получение перед занятием видео – звонка из скайпа от Художника :

«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно я побывал на выставке ваших рисунков и был очень обрадован вашим умением рисовать людей, животных и птиц. Чтобы изобразить зимний пейзаж, вы рисовали на цветной бумаге, и хорошо был виден всюду лежащий снег.

Не за горами весна ! Яркое весеннее солнце разбудило спящую зимним сном природу. Растает снег, прилетят с юга птицы, зазеленеет трава, распустятся первые цветы. Весной для художника настанет чудесная пора. Каждая краска просится на холст! Представьте-ка, что можно нарисовать весной в саду , в парке, или в лесу за городом. Так что юные художники, внимательно всматривайтесь в окружающий мир, постарайтесь увидеть волшебные краски весны и запечатлеть их в своих рисунках. До свидания, мои друзья! Ваш Художник. (машет рукой)

(скайп выключается)

Далее следует общая беседа музыкального руководителя с воспитателем и детьми о приметах весны в природе , о том, что происходит в жизни людей весной , каковы народные традиции встречи весны .

Исполняется весенняя закличка «Гуканье Весны »

(Слова и мелодия народные)

Если дети учили закличку заранее, можно предложить им спеть её а-капелла (с воспитателем и самостоятельно) .

Муз. рук.: Вот мы и позвали весну-красну !

Музыкальный руководитель читает стихотворение Агнии Барто «Весна идёт » , затем приглашает детей подойти к столику с музыкальными и шумовыми инструментами.

Муз. рук.: Давайте, мы с вами, ребята, изобразим с помощью музыкальных и шумовых инструментов первый весенний дождик!

Исполняется песенка «Кап – кап» (на металлофонах, треугольниках, бубнах) – совершенствуем навыки игры в ансамбле простейших мелодий.

Можно сказать детям, что о приходе весны рассказал всем весенний ветерок, он принёс запах талого снега; после этих слов музыкальный руководитель предлагает детям выполнить упражнение :

«Ветерок и ветер» (Е. Тиличеевой) – используются словесный метод – образное сравнение, и практический – напоминание, исполнение, поощрение.

Муз. рук.: Пробудившись от весеннего ветерка деревья скоро выпустят из почек молодую зелень и позовут ребят погулять по лугам, да хороводы поводить. Всегда на Руси любили весенние хороводы и песни!

Дети берутся за руки и исполняют «Русский хоровод» (рус. нар. мелодия в обр. В. Иванникова) – закрепляем мягкий шаг на всю ступню и ходьбу «змейкой» .

На занятии с весенней тематикой нельзя обойти вниманием важное событие в это время года – прилёт птиц. Имеется богатый музыкальный материал , так или иначе отражающий жизнь птиц весной .

Для раскрытия этой мысли могут быть использованы фортепианная пьеса П. Чайковского «Песня жаворонка» , песня Львова-Компанейца «Кто придумал песенку?» , романс М. Глинки «Жаворонок» , «Хороводная песня» А. Филиппенко, «Жура – журавель» р. н. м., песня Чудова «Весна » и многие другие произведения.

Для занятия берутся два музыкальных произведения и сравниваются после прослушивания.

Обмен впечатлениями взрослых и детей после прослушивания музыкальных произведений .

Затем музыкальный руководитель предлагает детям послушать «Голоса птиц» (включается диск с голосами птиц : кукушка, скворец, соловей, журавль, грач) – можно прослушивание сопровождать показом ярких картинок с изображением птиц).

Муз. рук.: Хочу вам, ребята, предложить самим исполнить весенние песни.

О явлениях природы в весеннюю пору может рассказать русская народная песня «Как под наши ворота» (развитие слуха и голоса, - дети исполняют песню.

«Пришла матушка - весна » (песенное творчество) – исполнение детей хором и индивидуально.

«Ах, улица широкая моя» (музыкально -ритмическое творчество) – дети исполняют песню, сопровождая пение движениями. Можно дать задание детям самим придумать соответствующее движение; сравнение движений, поощрение.

Все песни из «Музыкального Букваря » Е. Тиличеевой написаны о весне , лете, поэтому очень легко перекинуть мостик к музыкально – дидактической игре «Узнай песенку по двум звукам» (совершенствовать ритмическое чувство) – звучит металлофон.

Попевку «Андрей–воробей» используем для подвижной игры «Догонялки» - кто спел чисто и ритмично, становится водящим и догоняет детей после слов музыкального руководителя : «Андрей – воробей, догоняй всех детей!»

Муз. рук.: Хорошо поиграли, были очень ловкими в игре!

В заключение занятия музыкальный руководитель выражает надежду на то, что ребята откликнутся на видео – обращение Художника и выполнят его просьбу. Когда дети принесут новые рисунки, они услышат новую прекрасную музыку о весне . Можно будет всем вместе после прослушивания выбрать те рисунки, которые подойдут к новой музыке .

Муз. рук.: До встречи, ребята! Ждём ваших творческих работ!

Медведева

Маргарита Михайловна

Музыкальный руководитель

АУ ДО "Детский сад Солнышко

Уватского муниципального района"

Цель: Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна».

Задачи:

  1. Обогатить детей музыкальными и литературными впечатлениями. Закрепить элементарные музыкальные понятия и ранее разученный материал.
  2. Развивать способность к импровизации, чувство ритма, умение играть в оркестре. Продолжить работу над пластичностью, творческим воображением, умением ориентироваться в пространстве.
  3. Воспитывать в детях чувство красоты к природе, поэтическому слову, музыке; способность откликаться на прекрасное и доброе.

Оборудование: Музыкальный центр, мультимедийный экран, ноутбук, бамбуковые палочки, музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, треугольники, корзина с самодельными подснежниками, камушки, весенняя лужица.

Предварительная работа: Просмотр и обсуждение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, знакомство с музыкой Э.Грига, П.И.Чайковского, беседа об оркестре, просмотр картин о весне, чтение весенних стихов.

Практическая значимость работы: Возможность использовать в своей работе как музыкальным руководителям, так и воспитателям в качестве итогового занятия в III квартале учебного года по теме «Весна».

Действующие лица: Весна (музыкальный руководитель), падчерица (взрослый), воспитатель.

Дети заходят в зал под музыку П. И. Чайковского «Подснежник».

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна,

К нам спустилась с небосвода вместе с солнышком …

Дети: Весна!

Входит Весна.

Весна: Здравствуйте ребята! Я Весна-Красна, к вам в гости пожаловала, пришла посмотреть, как ждёте меня, как привечаете. Ну, что ж давайте знакомиться. Я ведь не простая Весна, а музыкальная – спрошу (поёт): « Как тебя зовут?», а в ответ, на кого покажу, тот имя своё споёт. Так и познакомимся.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?»

Ну, вот и познакомились! А знакомые всегда при встрече здороваются. Давайте и мы поздороваемся.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА « ЗДРАВСТВУЙТЕ! »


Молодцы! Присаживайтесь на коврик, побеседуем.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

(Плещеев А.)

Многие поэты, композиторы, художники писали обо мне, воспевали меня в своих произведениях. Ведь весна – это начало новой жизни. Композитор Эдвард Григ (показ портрета на экране ) тоже любил весну и написал музыкальное произведение «УТРО», в котором рассказал языком музыки, как пробуждается природа. Сейчас мы послушаем фрагмент из этого произведения и представим картины весны.

СЛУШАНИЕ «УТРО» ИЗ СЮИТЫ Э.ГРИГА «ПЕР ГЮНТ»

(разговор о характере музыки, опрос детей - что они представили)

А ведь вы всё правильно рассказали и нарисовали прекрасные картины пробуждения природы. Я думаю, что когда композитор Э. Григ писал эту музыку он вот что представлял…

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», сопровождаемый музыкой «Утро» Э. Григ


Ребята, посмотрите - музыка помогала нам наблюдать, как робко сходит снег, превращаясь в бурные потоки воды, как потихоньку расцветала природа: зеленела трава, появлялись первые листочки, первые цветы. И вот мы уже чувствуем аромат весеннего цветения! А вы узнали фрагмент, из какой сказки мы посмотрели?

Дети: «Двенадцать месяцев».

Весна: А кто написал её?

Дети: С. Я. Маршак.

Весна: С героями этой сказки мы ещё с вами встретимся сегодня.

Ребята, а кто же первые вестники весны?

Кто к нам с юга прилетает,

Гнёзда вьёт и распевает?

Дети: Птицы.

Весна: Конечно же они! Как только солнышко пригреет они уже радостно щебечут, передают телеграммы во все концы о моём приходе. Давайте и мы с вами попробуем передать свою весеннюю телеграмму, состоящую из коротких и длинных звуков. Передадим в тёплые края птицам послание, что б они побыстрее возвращались – ведь я уже пришла! Подойдём к столам, возьмём палочки – «морзянки», я буду сочинять, вы посылать.

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕННЯЯ ТЕЛЕГРАММА»



Ребята, а вы знаете, кто нас услышал? Жаворонок! Это такая маленькая птичка. Она раньше всех телеграмму о моём приходе слышит и всем сообщает. Слышите?

СЛУШАНИЕ «ЖАВОРОНОК» М.И.ГЛИНКА И ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИИ С ЖАВОРОНКОМ.



Красивая музыка? Её написал композитор Михаил Иванович Глинка. Называется она «Песнь жаворонка». В исполнение какого инструмента звучит эта музыка?

Дети: Фортепиано.

Весна : А давайте её украсим звучанием других инструментов: колокольчиков, треугольников, металлофонов. Итак, мы с вами превращаемся в музыкантов – исполнителей. Вспомните, как называется большой состав инструментов?

Дети: Оркестр.

Весна: Правильно! Кто же в оркестре самый главный? Кого музыканты - исполнители слушаются?

Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный, он в оркестре – президент!

Дети: Дирижёр.

Весна: Можно я буду дирижёром? А вы будьте внимательны! На какой инструмент покажу, тот и играть будет.

ИСПОЛНЕНИЕ «ЖАВОРОНКА» ГЛИНКИ НА ДЕТСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ



Молодцы! Вы внимательно слушали музыку и выполняли все мои команды. Настоящие музыканты! Я думаю, что композитору М.И.Глинке вы бы понравились. Скажите ещё раз скажите: как называется большой состав музыкантов – исполнителей?

Дети: Оркестр.

Весна: А кто руководит оркестром?

Дети: Дирижёр.

Весна: Устали? Присаживайтесь на коврик, я вам загадку загадаю.

Хорошо гулять в лесу!

Тихо…Утро раннее

Чудо-песенка звенит

На лесной проталинке.

Еле-еле слышен-

Кто, расправив лепестки

Из-под снега вышел?

Дети: Подснежник.

Весна : Вы правильно отгадали.


Почему он так называется? Это самый первый цветок после зимы. Подснежник приносит радость. Он хоть и хрупкий, нежный, но гордый и смелый, т.к. растёт прямо из-под снега. Его обдувает холодный ветер, но он не боится холода, а гордо стоит на своей тонкой ножке.

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

Я вижу погода тепла и ясна!

Скажите, ведь правда, что это весна?

Но кругом всё тихо, соседей нет – он первый здесь.

Его увидела зайчиха, понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела.

Уж больно тонок ты, дружок!

И вдруг пошёл пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки.

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую склоняя,

Сказал…

Ну что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня. (З.Александрова)

Очень трогательное стихотворение. Подснежник погибает, но не жалеет об этом, т.к. он оказался первым цветком весны. О подснежниках писали стихи, музыку, картины и даже создавали мультфильмы. Вспомним сказку о которой мы сегодня уже говорили, о «Двенадцати месяцах». О чём рассказывается в ней?

Дети : Зимой принцесса мечтала о весне и велела принести ей подснежников.

Весна: В этой сказке девочка – Падчерица нарвала целую корзину подснежников. А разве можно их рвать? Да ещё так много? Почему?

Дети: Подснежников в природе осталось так мало. Они занесены в Красную книгу.

Весна: Правильно. Сорвёшь цветок, он семя уже не даст, новые цветы не вырастут. Может наступить день, когда на земле не останется ни одного подснежника. Вы, ребята, об этом знаете и, конечно же, будете беречь этот цветок. А что же можно сделать, если хочется кому-то подарить подснежники?

Дети: Их можно нарисовать или смастерить своими руками.

(Стук в дверь, входит Падчерица. В руках корзина с подснежниками)

Падчерица: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам из сказки « Двенадцать месяцев». Услышала ваш разговор о подснежниках… Ребята, вы меня простите за то, что я нарвала их целую корзину. Я ведь не хожу в детский сад и ничего про Красную книгу не слышала. Смотрите, я исправилась! Своими руками сделала вон сколько цветов. Можно я их вам подарю? (раздает)

Весна: Ребятки, оденьте подснежники на руки, поднимите ручки вверх. Как красиво! А может кто-то хочет превратиться в композитора и придумать мелодию на такие стихи:

Вырос подснежник лесной,

Он нас поздравит с весной!

Какие чудесные песенки получились! Так и хочется танцевать. Так давайте же потанцуем.

ТАНЕЦ «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК» Бурениной А. (С/б «Ритмическая мозаика»)



Падчерица: Мне очень понравилось!

Весна: Ну, вот и всё, наша встреча подошла к концу. Пора мне в лес уходить, за работу приниматься: не везде ещё снега сошли, цветы расцвели, птицы поют. Понравилась ли я вам? Понравилась ли вам моя весенняя музыка и весенние стихи? Сегодня мы были и слушателями, и композиторами, и исполнителями. А помогала нам музыка каких композиторов?

Дети: Э. Грига, М.И Глинки и П.И.Чайковского.

Весна: Весной вместе с природой пробуждается и наша душа. Мы мечтаем о любви, о счастье, загадываем желания… А ведь я Весна – волшебница, и могу исполнить по одному вашему желанию. Я вам дам волшебные камушки. Каждому камушку вы прошепчите своё желание, мечту и выходя из зала бросите его в весеннюю лужицу.Ваша мечта обязательно сбудется! (раздаёт)


Падчерица: Можно и мне камушек? Я хочу загадать, чтоб Весна и Лето были тёплыми! Все близкие – здоровыми и радостными!

(Весна и Падчерица прощаются и уходят. Падчерица бросает камушек в лужицу).

Дети под музыку П.И. Чайковского « Подснежник» выходят из зала, бросая камушки.

Программное содержание:

1. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре.

3. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, передавать в танце эмоционально-образное содержание.

4. Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.

5. Воспитывать художественный вкус.

Музыкальный руководитель:

«На дворе опять весна,

Снег последний тает.

Звон капели допоздна

В апреле не стихает»

Вот и наступила долгожданная весна. И сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Оно будет весеннее и творческое. Как давно я вас не видела. Давайте поздороваемся. Но не просто поздороваемся, а покажем это с разными эмоциями. Давайте попробуем.

Игра «Это ты?»

Муз. рук.: Это ты?

Ребёнок: Это я!

Мы теперь с тобой друзья!

Улыбнись, поклонись,

Поскорее подружись!

Муз. рук (спрашиваю весело, грустно, тревожно, удивлённо, испуганно.)

Муз. рук: Молодцы! Теперь мы с вами познакомились

«Весна, весна на улице,

Весенние деньки…»

Скажите какие весенние признаки вы знаете?

Что происходит?

(бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются цветы, и т.д.

Давайте покажем это жестами, под музыку.

«Голубая вода» Задание творческое. «Покажи пробуждение природы». Муз. рук. Вот как прекрасно стало вокруг!

Хочется исполнить знакомую песню.

Пение песни («Весна» сл.и муз. Л. Самохваловой)

(отрабатываем дикцию, пропеваем интервалы, поем по подгруппам)

Муз. рук: Мы очень любим подарки. Настоящий весенний подарок-первые цветы, а как танцуют цветы, мы сейчас увидим.

Ритмопластика «Волшебный цветок»

(муз. Ю.Чичкова)

(отрабатываем пластичность рук, легкость исполнения движений)

Муз. рук: Посмотрите, ребята, перед вами лежат разные музыкальные инструменты. А есть и такие «инструменты»,которые в жизни мы и не замечаем (бумага, пакеты, трубочки с водой, сыпучие продукты и т.д.) А ведь с их помощью можно озвучить сказку или стихотворение. Хотите попробовать?

Озвучивают отрывок сказки А.С. Пушкина «У Лукоморья» с помощью музыкальных инструментов и бросового материала.

У Лукоморья (дуют в трубочку с водой)

Дуб зеленый (шелестят мятой бумагой)

Златая цепь (проводят молоточком по металлофону)

На дубе том (шелестят мятой бумагой)

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом (ритмично ударяют молоточком по ксилофону)

Идет направо-песнь заводит (играют в колокольчик)

Налево-сказку говорит (стучат кубиками)

Там чудеса (встряхивают коробочкой с зернами)

Там леший бродит (играют на цитре)

Русалка на ветвях сидит (дуют в трубочку с водой)

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей (стучат кубиками)

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей(проводят пальцами по надутому шарику)

Муз. рук: Молодцы! Сегодня у нас было необычное занятие.

Давайте вспомним, чем мы занимались? (ответы детей)

(Анализ деятельности детей на занятии)

На этом наше занятие закончено, жду вас в следующий раз в нашем музыкальном зале.

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе «Как хорошо, что пришла к нам весна»

Цели: закреплять у детей знания о приметах весны, развивать речь; продолжать знакомить с пейзажами выдающихся русских художников, учить понимать содержание картин; учить определять характер, настроение, темп музыкального произведения («Подснежник» П. Чайковского); упражнять детей в чистом интонировании квинты сверху вниз, вырабатывать четкую артикуляцию («На зеленом лугу»); закреплять умение передавать ласковый, спокойный характер песни («Пришла весна» Е. Тиличеевой); развивать чистоту певческой интонации; упражнять в составлении композиции из весенних цветов; развивать умение согласовывать танцевальные движения с музыкой («Вальс цветов» П. Чайковского).

Предварительная работа.

1. Разучивание стихов о весне, знакомство с пословицами, поговорками, приметами погоды.

2. Рассматривание с детьми пейзажей А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина.

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются.

Воспитатель . Отгадайте загадку:

Солнце пригревает,

Снег тает,

Птицы прилетают.

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель (задает детям вопросы). Какие признаки весны вы еще знаете? Назовите весенние месяцы. Каким месяцем начинается весна? (Ответы детей)

Воспитатель . Вспомните пословицы и поговорки о весне.

Дети.

Вода с гор течет, весну за собой ведет.

Апрель с водой, май с травой.

Одна ласточка весны не делает.

Весна красна делами, а осень пирогами.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Что весной посеешь, то осенью пожнешь.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают репродукции картин «Март» И. Левитана, «Март» Н. Ромадина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Весна. Большая вода» И. Левитана.

Воспитатель (задает детям вопросы). Какое время года изображено на картинах? Какое впечатление производят на вас эти картины?

Дети . Вызывают чувство радости, веселое настроение.

Воспитатель . Как вы догадались, что это весна? (Ответы детей)

Дети внимательно рассматривают первую картину и слушают рассказ воспитателя.

Воспитатель.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Эта картина называется «Март», написал ее художник И. И. Левитан. Март - самый холодный из всех весенних месяцев. Поэтому художник написал свою картину в холодных тонах. Небо ярко-синее, но на земле еще лежит снег, он серо-голубой. На дороге снег уже растаял, видна земля. Дом освещен ярким мартовским солнцем. На тем- но-зеленом фоне сосен художник выделил золотистые стволы осин. Чувствуется приближение весны, природа проснулась.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть следующую картину («Март» Н. Ромадина) и рассказать о ней. Педагог обобщает рассказы детей.

Воспитатель . На этой картине художник изобразил весенний пейзаж, кругом тает снег, и среди сугробов образуются озерца воды. Деревья стоят еще голые. Художник использует темные цвета, чтобы ярче выразить холодный, пасмурный весенний день.

Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть картину А. Саврасова «Грачи прилетели».

Дети отвечают на вопросы:

Как называется эта картина?

Кто написал ее?

Что на ней изображено?

Расскажите, что нового вы узнали о весне по картине.

Воспитатель дополняет рассказы детей. Педагог обращает внимание детей на картину И. Левитана «Весна. Большая вода», рассказывает о ней.

Воспитатель . На этой картине художник изобразил половодье весной. Небо серого цвета. Деревья тянутся к свету. Снег везде растаял, вода затопила березовую рощу, дома. Берег освещен ярким солнцем. Левитан передал в своей картине образ русской весны. Земля еще голая и сырая, но уже все готово к пробуждению. А пока над широким разливом сияет ласковое и веселое солнце.

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

Какие стихотворения русских и современных поэтов созвучны настроению этих пейзажей?

Дети читают стихотворения «Весна» А. Плещеева, «Зима недаром злится» Ф. Тютчева и др.

Музыкальный руководитель читает стихотворение Я. Коласа «Подснежник»:

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую выставил,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу, погода тиха и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Музыкальный руководитель . Подснежник - первый весенний цветок, который из-под снега тянется к солнцу.

Предлагает детям послушать пьесу П. Чайковского «Подснежник». Показывает портрет композитора. Звучит в грамзаписи фрагмент пьесы «Подснежник».

Музыкальный руководитель . Какой характер произведения, темп? Какое содержит в себе настроение эта пьеса?

После ответов детей показывает им картину «Подснежники», предлагает еще раз послушать пьесу П. Чайковского.

Музыкальный руководитель . Отгадайте музыкальную загадку.

Исполняет на дудочке русскую народную песню «На зеленом лугу». По ритмическому рисунку дети узнают и называют песню.

Первый раз песня исполняется всей группой в тональности ми мажор естественным, легким голосом (музыкальный руководитель напоминает о певческой установке, посадке: спина прямая, ноги вместе, руки ближе к телу).

Педагог обращает внимание детей на точное пропевание квинты («их-вох»). Предлагает детям показать скачок мелодии на музыкальной лесенке и дирижерским жестом.

Ребята поют песню в фа мажоре по рядам: первый ряд поет «вох», второй ряд - весь остальной текст.

По просьбе музыкального руководителя дети поют песню в соль мажоре по рядам, четко и внятно произнося слова.

Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано песню Е. Тиличеевой «Пришла весна». Спрашивает детей, как называется песня. Просит чисто поющего ребенка напомнить, как нужно петь эту песню. Говорит, что начинать петь нужно сразу после вступления, не забывать брать дыхание между фразами.

Дети поют песню Е. Тиличеевой «Пришла весна». Музыкальный руководитель обращает внимание на произношение слов, показывает, как выполнить дикционное упражнение: проговаривание слов второго куплета одними губами. Дети проговаривают дикционное упражнение и поют песню стоя.

Музыкальный руководитель просит детей пройти к мольбертам.

Воспитатель. С наступлением весны распускаются первые весенние цветы. Какие весенние цветы вы знаете?

Составьте букет из весенних цветов на фланелеграфе.

Дети создают композицию из тюльпанов, подснежников, составляя их из отдельных элементов (изображений лепестков, листьев, стебельков). По окончании работы дети садятся на места.

Музыкальный руководитель. Вы, ребята, молодцы, составили красивые весенние букеты. Предлагаю вам послушать «Вальс цветов» П. Чайковского. Вы можете потанцевать под «Вальс цветов».

Все цветы нежные, хрупкие, вы, представляя их, должны передать эти качества в своих танцевальных движениях.

Дети импровизируют в танце, музыкально-ритмических движениях, стараясь показать характер музыки, вальсовый ритм, трехдольный размер, плавность, легкость, нежность.

Музыкальный руководитель подводит итог занятия.

Музыкальный руководитель. Вы побывали сегодня в удивительном мире цветов и стали еще добрей. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Прощается с детьми. Дети уходят из зала.

НОД в подготовительной группе "Весеннее настроение"

НОД в подготовительной группе для музыкальных руководителей детского сада
Цель:
Разностороннее развитие детей по основным направлениям развития.
Задачи:
1. Закрепить представление о нотной грамоте.
2. Сформировать понятие « пирамида».
3. Расширить представление детей о видах музыкальных инструментах.
4. Формировать у детей навык передавать свои впечатления от восприятия музыки.
5. Обобщать у детей знания о приметах весны.
6. Продолжить знакомить с пейзажами русских художников
7. Познакомить с новой техникой рисования « по сырому». Развивать фантазию, умение передавать свои впечатления в рисунке.
Муз. руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и подарим свои улыбки и хорошее настроение.
Муз. руководитель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
Дети: -Доброе утро!
Муз. руководитель : Солнцу и птицам
- Доброе утро!
Дети: - Доброе утро!
Муз. руководитель: Улыбчивым лицам.
- Доброе утро!
Дети: - Доброе утро!
Муз. руководитель: И каждый становиться
Добрым…, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длиться до вечера.
Муз. руководитель : Я очень рада вас видеть в музыкальном зале. Посмотрите, как здесь красиво! У нас гостили два художника и вот что они оставили на память (рассматривают картины и замечают кисти).
Муз. руководитель: Ребята посмотрите художники забыли свои кисти. Что же делать? (ответы детей). Где же нам их найти, что нам в этом поможет? (ответы детей).
(Звучит «Музыкальная табакерка» Лядова).
Муз. руководитель: Вы узнали это произведение?
Дети: «Музыкальная табакерка»
Муз. руководитель: Так в старину называли что?
Дети: Музыкальную шкатулку.
Муз. руководитель: Значит музыкальная шкатулка нам даст ответ, где искать художников. (Открываем шкатулку находим телеграмму).
Муз. руководитель: Это телеграмма. («Дорогие дети мы забыли у вас в детском саду кисти, принесите их пожалуйста в весенний лес. Художники.»)
Муз. руководитель: А как мы попадем к художникам?
Дети: С помощью волшебства.
Муз. руководитель: А я думаю с помощью музыкальной шкатулки и нашего воображения. Давайте закроем глазки и перенесемся с вами в весенний лес.

(Попадаем к Несмеяне.(Роль Несмеяны исполняет муз. руководитель))
Несмеяна: Здравствуйте дети, вы меня узнали? Я все время в сказке плачу, потому что меня все расстраивает. Кто я?
Дети: Несмеяна.
Несмеяна: Вот и сейчас мои учителя музыки задали очень трудную задачку, разобраться в этой непонятной музыке. Вы поможете мне?
Дети: Да.
Несмеяна: Посмотрите что это за линеечки такие?(показывает изображение нотного стана).
Дети: Это нотный стан. На нем записывают ноты.
Несмеяна: А вот еще загадка: какой ключ поможет открыть дверь в музыку (показывает 2 ключа, дверной и скрипичный)(дети указывают на скрипичный ключ, называют его).
Несмеяна: Понятно но куда этот скрипичный ключ прикрепить на нотный стан я не знаю, кто мне может в этом помочь? Если мы сделаем все правильно зазвучит музыка. (Дети находят место для скрипичного ключа, звучит музыка «Музыкальная табакерка»).
Несмеяна: Зазвучала музыка значит мы правильно справились с вами,спасибо.
Несмеяна: Дети, а скажите мне пожалуйста, когда мы слушаем музыку, что мы слышим?
Дети: Звуки.
Несмеяна: А как же эти звуки записать?
Дети: При помощи нот.
Несмеяна: Но мне так трудно запомнить название этих нот. Вы знаете какую-нибудь интересную игру, что бы мне легко было запомнить название этих нот. (Дети и Несмеяна играют в игру «Название нот».Все движения выполняют стоя по тексту,проговаривая названия нот).
Дети: Нотка "До"в ладоши хлопнем,нотка " РЕ"ножкой притопнем,нотка"Ми"мы повернёмся,нотка "Фа"друг другу улыбнёмся,нотка "Соль"головкой покачаем,нотку "Ля"тихонько пропоём,нотка "СИ"с начала всё начнём.
Несмеяна: Как интересно дети, теперь я знаю название нот, но где они располагаются на нотном стане я не знаю, поможете мне? (Дети показывают расположение нот на нотном стане, называют их).
Несмеяна: Спасибо ребята вам за помощь! Вы подарили мне прекрасное настроение. А куда вы направляетесь?
Дети: К художникам в весенний лес.
Несмеяна: Возьмете меня с собой?
Дети: Да.
Несмеяна: Что бы быстрее оказаться на месте, предлагаю всем превратиться в летучих мышей и полететь. (Несмеяна с помощью волшебной палочки превращает детей в летучих мышей).Раз,два,три,четыре,пять,вышли мышки полетать.Превращаю всех детей в летучих мышей.
(Дети «летают» под музыку Вагнера «Полёт Валькирий».)
Несмеяна: Раз,два,три,четыре,пять,возвращаю всё опять.Превращаю всех мышей в знакомых мне детей. Странно, мне кажется мы попали с вами не туда… Что это за архитектурные сооружения? Вам знакомы они?
Дети: Пирамиды.
Несмеяна: А где они находятся?
Дети: В Африке, в пустыне, в Египте.
Несмеяна: Давайте рассмотрим эти пирамиды. У меня есть нотки которые вам предстоит прикрепить на пирамиды отвечая на вопросы. (Несмеяна по очереди передает волшебную палочку детям, которые отвечают на вопросы.
Вопросы:
1. Рядом с тобой какая пирамида?
2. Сколько вершин у основания четырехгранной пирамиды?
3. Как называется пирамида у которой три грани?
4. По какому признаку отличаются эти две пирамиды?
5. Кто впервые придумал слово пирамида?
Несмеяна: Посмотрите дети, что под пирамидой находится? (дети открывают трехгранную пирамиду, находят карточки с изображением музыкальных инструментов)
Несмеяна: Что мы нашли?
Дети: Музыкальные инструменты.
Несмеяна: Давайте поиграем. Помогите инструментам попасть в свой домик. (дети выполняют дидактическую игру "Распределение музыкальных инструментов по видам".Задание выполняется по командам.По сигнальной карте на каждую грань пирамиды нужно собрать музыкальные инструменты. После завершения Несмеяна уточняет название музыкальных инструментов а так же правильность выполнения задания).
Несмеяна: Дети, но пирамиды хранят свои тайны. Как вы думаете, что еще может находиться в пирамидах.
Дети: Сокровища.
Несмеяна: Но чтобы пирамида открыла нам дверь, нам нужно правильно простучать ритм, который у нас получился из выложенных нот. (дети с помощью хлопков и притопов отбивают ритм. Находим украшения под пирвмидой.)
Несмеяна: Что мы будем делать с ними.
Дети: Наряжаться.
Несмеяна: И превратимся с вами в восточных красавиц.
(Восточный танец)
Несмеяна: Нашли мы с вами весеннее настроение и художников?
Дети: Нет.
Несмеяна: Тогда с помощью музыкальной шкатулки мы отправимся дальше.
(Попадаем в весенний лес. Звучит фонограмма пения птиц).
Несмеяна: Где мы с вами оказались?
Дети: В весеннем лесу.
Несмеяна: Какие признаки весны уже отчётливо видны?
Дети: Весну открывают птицы,
Вернулись с юга скворцы,
Звонче поют синицы-
Ранней весны певцы.
Несмеяна: Хорошо, но в таком большом лесу мы потеряемся, кто же нам поможет?
Дети: Весна.
Несмеяна: Давайте её позовем.
Дети: Иди, весна, иди красна! Принеси ржаной колосок, овсяной снопок, большой урожай в наш край! (Выходит весна).
Весна: Здравствуйте, ребята я весна вы позвали, я пришла.
Несмеяна: Ребята,давайте поприветствуем весну песней.
("Солнечная песенка" Вихаревой.)
Несмеяна: Весна, скажи пожалуйста, не встречала ли ты в своем лесу художников, мы несем им забытые кисти.
Весна: Да, эти художники гостят в моем лесу, проходите.
Несмеяна: Дети знакомы вам эти художники?
Дети: Левитан, Саврасов.
Несмеяна: Дети,дайте мне пожалуйста кисти,ведь они волшебные! (взмахивает ими, открываются картины художников)(беседа по картинам).
Несмеяна: Но не только художники, поэты воспевали весну, ни и композиторы в своей музыке.
(Дети слушают аудиозапись «Подснежник» Чайковского)
Несмеяна: Вам знаком этот портрет?
Дети: Композитор Чайковский.
Несмеяна: Какое произведение звучало?
Дети: Подснежник.
Несмеяна: Какая музыка была по настроению? (Ответы детей). Везде ли настроение было одинаковое или оно менялось? (Ответы детей). Какому месяцу соответствует это произведение? (Ответы детей). Что изображала музыка? (Ответы детей). Один инструмент звучал или несколько? (Ответы детей).
Несмеяна: А хотели бы вы дети нарисовать картины весны и весеннее настроение? Тогда закроем глазки и с помощью музыкальной шкатулки перенесемся с вами в группу. (В группе дети вместе с воспитателем и муз. руководителем рисуют весеннее настроение. Техника работы «Кляксография » по мокрому листу).
Несмеяна: Ребята какое у вас настроение? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? (Ответы детей).
Несмеяна: Мне было приятно с вами общаться, узнать много нового, интересного. До свидания. До новых встреч.