Спектакль аллы сигаловой с ириной пеговой

Московский театр под руководством Олега Табакова сыграл на новой сцене, что на Сухаревской, премьеру спектакля «Катерина Ильвовна » по очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Постановку осуществила хореограф и режиссер Алла Сигалова. В главном дуэте - приглашенные артисты: Ирина Пегова из МХТ имени Чехова и вахтанговец Александр Горбатов, известный публике по роли Степана в фильме «Тихий Дон» Сергея Урсуляка. Жанр обозначили как «хореографическая драма». Здесь танцуют все, а слова - на вес золота. Их произносят только ведущие персонажи - и то редко, на уголке авансцены.

Звучит дивной красоты музыка, и отнюдь не Шостаковича (обе его редакции оперы прочно рифмуются со страшной лесковской историей), а русский фольклор - причитания, обрядовые и ритуальные песни, скоморошьи пляски и балаганные игры, приправленные отголосками колокольных звонов и лязгами бытовых шумов. Впечатляет оформление: кирпичные стены с прорезями отверстий - крошечных, как в чулан или погреб, высокая дверь, ведущая в никуда. Не меньше удивляют возможности новой сцены-трансформера - поднимаются блоки помостов, обрисовывая то купеческий двор, то путь в острог. Видеопроекция склоняющихся под дыханием ветерка колосьев скользит по подмосткам и нежным телам обнаженных девушек, и возникает образ прекрасной русской природы, столь дорогой писателю. Точного «перевода» повествования Лескова на средства театра без слов в спектакле немало, как и ярких актерских работ. Титульную героиню, купеческую жену Катерину Измайлову, чуть было не завядшую от тоски, Ирина Пегова играет истово, на пределе человеческих возможностей. Любовь к неверному приказчику Сергею становится для нее мороком, наваждением, превращает Катерину чуть ли не в серийную убийцу, расправляющуюся со всеми, кто мешает ее Сереженьке: свекром, мужем, невинным ребенком.

Сразу после премьеры «Культура» расспросила Ирину Пегову о том, как рождался образ, балансирующий на острие ножа, и долог ли путь от скуки и смирения до страсти и преступления.

культура : Как родилась идея необычного прочтения, и почему - Лесков?
Пегова : Мне очень хотелось сыграть в спектакле танцевальном, пластическом - таком, где «говорить» будет только тело. Выбирала материал, пробовала репетировать с одним хореографом, но ничего не вышло - по разным причинам и обстоятельствам. Тогда обратилась к Алле Сигаловой. Вечером того же дня она позвонила и спросила, как я отношусь к «Леди Макбет Мценского уезда». Я отнеслась замечательно. Мне кажется, что роль Катерины какая-то знаковая. Русская сцена - и драматическая, и музыкальная - знала немало интересных воплощений судьбы Катерины Измайловой. В момент, когда я решилась на работу, прошла премьера спектакля Камы Гинкаса, а британский театральный режиссер Уильям Олдройд приступил к съемкам фильма по очерку Лескова.

Начали репетировать в феврале. Вместе с композитором и звукорежиссером Яной Лобахиной Алла Сигалова подготовила саундтрек, музыкальный ряд получился потрясающий. Я обожаю Шаляпина, Плевицкую, русский фольклор, взятый из этнографических экспедиций. Пение деревенских девушек и бабок мне очень близко.

Режиссер-постановщик Алла Сигалова взяла за основу очерк Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» , сделав акцент на психологическом его толковании. Она стала не только режиссером, хореографом, автором либретто, но сама же сделала и музыкальное оформление спектакля. И представила на суд зрителей не просто хореографическую драму, как указано в анонсе, а совершенно новую форму театрального воплощения драматического произведения. Танец, жест, язык тела, музыка, видео и минимум диалогов - вот те выразительные средства, с помощью которых режиссер смогла передать всю глубину одного из самых востребованных произведений Николая Лескова , русского писателя 19 века. Гениальный Шостакович даже написал оперу «Катерина Измайлова» , не говоря уже о множестве экранизаций и театральных постановок этой повести, которую сам писатель называл изначально «криминальным очерком».

Это история короткой жизни купчихи Катерины Измайловой. Совсем юной она была выдана замуж «не по любви или какому влечению» за вдового богатого купца, влюбилась в его приказчика и, одержимая страстью, совершала одно преступление за другим. «Первую песенку, зардевшись, спеть» - этот эпиграф из русского фольклора выбрал для своей повести Николай Лесков. И, очевидно, именно он стал для Аллы Сигаловой отправным моментом для подбора музыки к спектаклю.

Ирина Пегова в спектакле Фото: Ксения Бубенец

Впрочем, о музыке отдельный разговор… На сцене - минимум декораций (сценография Николая Симонова ). Дом на заднике сцены как основа мироустройства. Действие начинается со свадьбы Катерины Ильвовны (Ирина Пегова ) и купца Зиновия Борисовича Измайлова (Александр Фисенко ). Буйство разгульного праздника, веселее которого нет в жизни русского народа, выплескивается на подмостки, захватывая своими бьющими через край эмоциями. А после веселья - ужас первой брачной ночи главной героини с нелюбимым мужем. И эта сцена в трактовке режиссера дает многое для понимания той неудержимой страсти, которая охватит Катерину после первой же ночи любви с красивым приказчиком Сергеем (Александр Горбатов ). С ним она познает восторг плотской любви в противовес пытке исполнения «супружеских обязанностей» и уже не в состоянии будет отказаться от мужчины, подарившего ей эти эмоции. Вот в чем разгадка поступков страстной от природы женщины, образ которой в спектакле создает Ирина Пегова. Актриса театра МХТ имени Чехова, обладающая прекрасными женскими формами, соблазнительная и притягательная, с ямочками на щеках, как никто другой подошла для этой роли. В ярких платьях с широченными юбками, она сумела с невероятной экспрессией и эмоциональностью передать суть своей героини, жаждущей счастья, познавшей его в плотской любви и оказавшейся не в силах отречься от своего естества. Даже рождение ребенка от возлюбленного не заменило ей эти эмоции. Именно одержимость страстью движет всеми ее поступками. В сценической версии Аллы Сигаловой это считывается особенно ярко.

Александр Горбатов и Ирина Пегова Фото: Ксения Бубенец

Суть различия между мужским и женским началом раскрывают выстроенные режиссером мизансцены. Вот свекор, Борис Тимофеевич Измайлов, садится на спину кухарки Аксиньи (Яна Сексте) . Она для него даже не человек, как не считает человеком Зиновий Борисович свою жену, Катерину, для которого она всего лишь объект удовлетворения плотских желаний. Таков же и приказчик Сергей. Почувствовав свою власть над Катериной Ильвовной, он возвышается в собственных глазах и испытывает к ней порой явное презрение. Наглядная, жуткая по восприятию сцена, которую придумала Алла Сигалова: Сергей широко шагает по сцене, Катерина, подобно собачке, проползает у него между ног.

На роль Сергея режиссер пригласила артиста театра имени Вахтангова Александра Горбатова, которого заметила в роли Степана, мужа Аксиньи, в недавней экранизации «Тихого Дона» Сергея Урсуляка . По ее словам, он - «абсолютно мужская особь, вызывающая чувство физиологическое» . Впрочем, именно о плотском начале в человеке и повесть Лескова, так что, по признанию Аллы Сигаловой, «мы просто следовали за автором» . И воплощение этого плотского начала присутствует на протяжении всего спектакля - будь то сцены свиданий Катерины и Сергея, или изумительная по красоте видеоинсталляция, когда обнаженные тела крестьянских девушек из массовки словно сливаются с колыханием травы на черно-белом экране в глубине сцены. И даже сцены преступлений Катерины: сначала отравление свекра за то, что он осмелился избить и запереть в амбаре ее любовника, или последовавшее затем убийство мужа, тело которого любовники закапывают в подвале - а на сцену высыпаются комья черной земли. А затем роды Катерины, уже арестованной за совершенные убийства. Она лишь мгновение держит на руках этот тряпичный комочек, а потом, как тряпкой вытирает им пол. Только Сергей дорог ей по-настоящему. Искусно свернутые тряпки на сей раз изображают новорожденного, в отличие от жуткой по своей натуралистичности сцены удушения племянника, реального мальчика-подростка, появившегося на сцене в этой роли. Этот мальчик, которого Катерина изначально даже полюбила, оказался невольным заложником в игре чужих страстей. И столь же натуралистичны сцены на корабле, который везет осужденных на каторгу. Сборище циничных, опустившихся людей, которым уже нечего терять, и которым из всех земных радостей доступны лишь плотские утехи. Катерина - одна из них. Любовник променял ее на молодую красотку Сонетку (Аня Чиповская ), жить больше незачем. Но еще осталось одно сильнейшее чувство - жажда мести. Невольно вспомнишь древнегреческие трагедии с их властью Рока в человеческих судьбах. Словно само небо опускается над палубой корабля, где зло обитает в душах каждого из каторжан. Возмездие неизбежно.

Аня Чиповская и Александр Горбатов Фото: Ксения Бубенец

Последняя сцена спектакля особенно впечатляет. И тут в очередной раз надо отдать должное режиссеру: подводные съемки - настоящая находка и еще одно украшение этой невероятной постановки. Алла Сигалова призналась, что включала диалоги, объяснения Катерины с Сергеем, лишь там, где это было сложно выразить языком жеста. Остальное блестяще удалось передать хореографией, пластикой тел и музыкой, которая стала у Аллы Сигаловой в этом спектакле сильнейшим выразительным средством. «На музыку у нас ушло больше всего времени, - признается режиссер. - Саундтрек я делала с помощницей Яной Лобахиной семь месяцев до начала репетиций и еще те два с половиной месяца, пока мы репетировали спектакль. Я прослушала огромное количество материла, который наши фольклорные экспедиции отыскали в глубинке. Считаю этот саундтрек произведением искусства, и рада, что этот фольклорный материал придет к зрителям ».

Невозможно не отметить удачно созданные для спектакля костюмы (художник Мария Данилова ) и самоотдачу занятых в спектакле артистов - а это практически все молодое поколение театра Олега Табакова. Тот редкий случай, когда драматические артисты с честью справились с предложенной режиссером сложной жанровой структурой.

Ирина Пегова в спектакле Фото: Ксения Бубенец Темы:

Сегодня состоялся прогон хореографической драмы, поставленной Аллой Сигаловой в Табакерке. Сигалова - гениальный хореограф, всегда добивающаяся отличного результата, т.к. планку всегда ставит очень высокую, требует безукоризненного исполнения, хореография её всегда яркая и выразительная, потому что наполнена страстями человеческими. Ничто так точно не выразит эмоции, как пластика, движение. Слова могут иметь один смысл и противоположную интонацию, давать двойные послания, а танец, тело не солгут никогда, язык тела понятен человеку любой национальности.
В основе этого спектакля лежит сюжет криминального очерка Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Что получилось у Сигаловой и драматических актеров?



Спектакль начинается с народного гулянья на свадьбе Катерины, которую исполняет Ирина Пегова,

актриса талантливая, востребованная, обладающая прекрасными женскими формами, соблазнительная, с ямочками на щеках, манящим тембром голоса, притягательная. На сцене она выглядит эдакой казачкой, в роскошных платьях с широченными юбками. В жизни она небольшого росточка, выглядит по-девичьи совсем, контрастом к своим ролям, красавица, но отличная от своих героинь.

Костюмы для спектакля были созданы по эскизам выдающихся театральных художников Николая Симонова и Марии Даниловой - это праздник для глаз.
Первая сцена разгульного народного праздника сделана в ярких красках, использованы русские народные песни, на сцене - практически вся труппа театра, много молодежи, прекрасно двигаются и поют.

Декорации постоянно трансформируются, неизменной остается "крыша дома" с дверью под ней, в проеме которой происходят события, разбивающие одну сцену от другой.

Пространство сцены используется полностью, вплоть до того, что Ирине Пеговой приходится передвигаться по торчащим из стены на уровне второго этажа штырям, держась лишь за поручень.

Сцена самолюбования Бориса Измайлова, сидящего на спине кухарки: женщина не считалась достойной уважения, была послушной мужчине, терпела от него всё.

Невестка подает свёкру отравленную еду.

Аксинья догадывается, что Катерина отравила еду для Бориса Измайлова, но поздно, он обречен.

Освобождает любимого, избитого свекром до крови. Красные платья, которые разбрасывал свёкр, превратились в лужи крови.

Аксинья Измайлова (Яна Сексте) горюет над телом хозяина.

Алла Сигалова развернулась вовсю на новой сцене Табакерки, которая дает совсем другие возможности, нежели камерная сцена подвальчика на Чаплыгина.

Новая сцена позволяет использовать разные средства, в том числе, видеопроекции, превращающие сцену в поле или лес.

Ритм спектакля постоянно меняется, не давая зрителю заскучать или отвлечься от мыслей, внимание ни на минуту не ослабевает.

Полина Казанцева, которую знаю со студенческих времен, и Алексей Усольцев - оба закончили ШС МХАТ, разные курсы. Полина, знаю, постоянно совершенствуется, развивает все свои таланты - она прекрасно поет и танцует, всех своих героинь, каких видела, облагораживает какой-то внутренней деликатностью и нежностью.

Главным героям - Катерине и Сергею, которого играет приглашенный на эту роль из Театра им. Вахтангова Александр Горбатов - Алла Сигалова дала возможность поговорить друг с другом. Для всех разговоров им отведено одно и то же место - на краю сцены справа. Получается такая своеобразная театральная "пауза" между танцами и музыкой.

Актеры исполняют свои роли настолько страстно, что невольно заражаешься их энергией и сопереживаешь каждому, кто судьбою втянут в эту страшную историю.

Свёкра Катерины исполняет замечательный актер, которого я не раз видела в драматических ролях, Дмитрий Куличков.

Ирина Пегова практически не уходит со сцены - роль невероятная по накалу страстей и количеству хореографических номеров, я не представляю, какую нагрузку приходится выносить это маленькой женщине.

Какая экспрессия!

Влюбленная Катерина не замечает, как становится игрушкой в руках любовника: Алла Сигалова придумала страшный по восприятию ход - Сергей широко шагает по сцене, Катерина, подобно цирковой собачке, проползает у него между ног.

Какое удовольствие смотреть после спектакля фотографии из него - настолько красивые картинки получаются из моментов спектакля: костюмы, свет, цвета, яркие эмоции актеров - невозможно оторваться. Точно подобранная музыка (музыкальное оформление - Яна Лобахина), начиная с народных песен и заканчивая звуками-скрипами, усиливает визуальный ряд и хореографию.

Зиновий Борисович Измайлов (Александр Фисенко) наказывает блудливую жену, за что поплатился жизнью.

Любовники закапывают тело мужа в подвале. Страшная сцена, когда на сцену вдруг высыпается черная земля.

Жуткая по воздействию сцена, когда Катерина душит племянника мужа, на которого написано завещание. Пеговой приходится "душить" не просто актера, а реального ребенка. Выглядит это настолько натурально, что становится страшно за мальчика, правда.

Образы, созданные Сигаловой, настолько яркие, что условное искусство хореографии становится натуралистически подробным и реальным до мурашек.

Моя подруга напряглась, меняла постоянно позу, как делает человек в переживаниях, потом и вовсе стала утирать слезы, текущие по щекам.

После наказания палками солдаты вытягивают из Катерины плод.

Очередное убийство в судьбе Катерины.

Пегова "выжимает" тряпки, изображающие ребенка, вытирает ими пол: никакого горя по погибшему ребенку от Сергея через мгновение уже нет.

Любовники попадают на каторгу. Сцены, связанные с каторгой, пугающе мрачны: темные одежды, тревожная музыка, свет, среди каторжных царит разгул, разврат, отношения между людьми дышат цинизмом.

Появляется сексапильная разбитная Сонечка (Аня Чиповская) - разлучница, эдакая Магдалина.

Ад на земле.

В финале спектакля заиграла музыка, которая звучит у Коляды в "Женитьбе" в сцене "свадьбы" двух слуг, когда мужик сначала осыпает женщину лебяжьим пухом, а потом начинает швырять жену на пол, а она снова и снова льнет к нему, и это воспоминание наложилось на увиденное и усилило ужас от происходящего.

"Небо" вдруг начинает опускаться на каторжных, лишая их надежды на свободу и жизнь.

Катерина в порыве ревности и желании избавиться от соперницы бросает Сонетку в реку.

Девушки утонули. Ромб с видеосъемкой борьбы под водой вызывает шок - создается ощущение, будто все происходит сию минуту в аквариуме.

Сильнейшее воздействие оказывает спектакль - страшно красивый, красивый и страшный.

Сигалова с командой сумела передать всю черноту произошедшего с Катериной и её близкими. Занавес опустился, а зал ещё какое-то время молчал, люди сидели в оцепенении.

Жалеет ли Сигалова свою Катерину? Сочувствует ли? Осуждает ли?
Они констатирует факт, безжалостно и отстранено, несмотря на страстность и эмоциональность хореографии и спектакля в целом. Сигалова не судья, не прокурор, не адвокат, она в данном случае - конструктор ситуации, бесстрастный по отношению ко всем свидетель, которого сбить с курса невозможно. Зло должно быть наказано. У Сигаловой получилось продемонстрировать, что наказывает не человек, наказание заложено в судьбе, от него не уйти.

Думаю, этот спектакль обречен на успех. Очень сильный спектакль, талантливо сделанный, продуманный, выстраданный - сил положено немало.
Желаю спектаклю долгой жизни на этой сцене, фестивальных поездок, а зрителям - ярких впечатлений от него.

UPD. Подруга наутро написала, что накупила билетов всем своим друзьям на разные дни, бежит выкупать! А друзей у неё много:)

UPD-2. Что-то я ничего не написала про мужчин актеров, безобразие! Исправляюсь.

Дмитрия Куличкова видела не раз в МХТ - у него всегда глубокое проникновение в своего героя! Очень его люблю. В пластическом спектакле он проявил себя великолепно - в такой прекрасной физической форме, так яростно расправлялся с любовником невестки Сергеем. Именно у такого грубого самовлюбленного мужчины мог вырасти грубый сын, для которого жена - ничто, просто объект мужской похоти.

Сцена избиения Измайловым Сергея - в воздух взлетают красные платья, символизирующие кровь.

Яна Сексте и Дмитрий Куличков - жена, забитая женщина, зависимая от мужа, потому преданная ему, и властный мужчина, для которого значим только он сам.

Когда Аксинья понимает, что муж умирает, горю её нет предела: опора рухнула, она не знает, как жить дальше. Яна Сексте это отыграла всей своей сутью.

Экспрессивная, мощная игра для создания образа потребителя, мужчины страстного, но расчетливого. С задачей актер отлично справился, абсолютно веришь в его цинизм и душевный холод в противоположность жару тела и страстей. Высокий, статный, самоуверенный, идущий к своей цели напролом, не пытающийся прикрывать свои желания ничем. В таких как раз и влюбляются, только одни женщины остаются использованными, другие используют сами.

Нет денег? Пошла вон, несмотря на беременность.

И вот уже Катерина замыслила убийство мальчика, который отобрал у неё не столько деньги, сколько любимого мужчину.

Сергей готов целовать ноги новой любовнице. Они в таких условиях, когда расчет уже не нужен, можно отдаться во власть страстей.

Сергею уже не нужно обманывать Катерину, он при ней без стеснения обнимает другую, пренебрегая чувствами покинутой женщины.

Добавлю ещё одно фото из очень красивый сцены: Алла Сигалова раздела юных актрис с роскошными фигурами, доставив явное удовольствие фотографам, оккупировавшим 6 ряд (я снимала с высокого дальнего 12-го, возможностей было намного меньше), девушки деликатно прикрыты видеопроекцией колосящегося поля. Смотрится это обнажение роскошно!

Страстное высказывание гениальной страстной Сигаловой. Шедевр.