Какой была любовь григория и аксиньи. Чем отличается любовь аксиньи и григория. История создания: «Тихий Дон»

Не зря произведение М. Шолохова «Тихий Дон» прозвали романом–эпопеей. В его тексте читатель неоднократно сталкивается с судьбами простых людей, которым довелось жить в такое сложное, переломное время в России.

На страничках романа мы наблюдаем за историческими событиями, за бытом и жизнью казаков, простых людей. Конечно же, особое внимание на себя обращает любовная история и .

Главная героиня романа была сильной, волевой женщиной. Девушке пришлось многое претерпеть и пережить. Находясь в шестнадцатилетнем возрасте, она была изнасилована собственным отцом. Затем, Аксинью отдают замуж за черствого и жестокого мужика Степана, который чуть ли не каждый день избивал девушку до полусмерти. В браке, Аксинья теряет своего ребенка. Он умирает, не дожив и до одного года. Тяжелая работа по дому в одиночку истощает и изнашивает молодую красавицу. А героиня мечтала про обычное женское счастье.

Именно в такой момент, ухаживания Григория и сыграли свою главную роль. Между героями вспыхивает страстный роман. Аксинья, перестала бояться избиений мужа, она не обращала внимания на призрение односельчан, ведь в ее горячем сердце поселилась настоящая любовь.

Только вот, необъяснимый поступок Григория выбивает землю из-под ног девушки. Григорий берет в жены совершенно другую женщину. Астахова переживает настоящее горе и решает бороться за свое счастье. Она снова вместе с Гришей. Отец Мелехова прогоняет их из дому. Влюбленные живут и работают у помещика Листницкого. Но, и в этот момент нелегкая судьба выпадает на их плечи. Григорий уходит на службу, Аксинья теряет свою маленькою дочку, болезнь забирает у женщины второго ребенка. Астахова в отчаяние, она сама, без поддержки и помощи. Находясь в эмоциональном потрясении, Аксинья отдается в руки чужому мужчине.

Вернувшись со службы, Григорий не выдерживает измены и возвращается к своей нелюбимой супруге.

Главной героине ничего больше не осталось, как снова поселиться в доме своего мужа–тирана. Однако долгие дни и ночи она верит и ждет, что ее любимый вернется, заберет ее с собою. Так и случилось!

Ища пристанища и спокойного местечка после долгих гонений, Мелехов возвращается на родную землю, где снова встречается с любимой. Он завет Аксинью с собой, в чужие края, и девушка, не раздумывая, соглашается.

Но, не быть вместе родным душам! Погибает Астахова на руках Мелехова от вражеской пули. Это событие становится самым сложным, самым трагичным испытанием для сильного казака. Он в отчаяние! Война забрала у него всех родных и близких, давних друзей и единомышленников. Единственным утешением остался маленький сын, который и стал надеждой на будущее.

Отношения Григория и Аксиньи были самыми настоящими, крепкими, искренними и открытыми. Очень жаль, что герои так и не смогли ощутить простого человеческого счастья.

Любовь в романах Шолохова предстает сильной и слабой, созидающей и разрушающей одновременно. По Шолохову в любви и мужчина, и женщина равны. В некоторых ситуациях именно женщина оказывается сильнее мужчины. Нежная и ласковая, голубка с Григорием, Аксинья становится коршуном, когда кто-либо пытается разлучить ее с любимым. Жестокая и непреклонная, она не оставляет Наталье ни капли надежды на то, что Григорий вернется домой. Не слышит она и упреков родных Григория, не замечает косых взглядов соседей. И все-таки можно сказать, что не по своей воле становится Аксинья разлучницей. Описывая ее, Шолохов особо подчеркивает ее яркий казацкий , нежелание покориться судьбе. Очень рано ей пришлось выйти замуж. Это для крестьянской жизни не редкость, скорее норма. Не сильно отличается от большинства мужиков и муж Аксиньи - крепкий хозяин, он и на руку был крепок - Аксинья часто скрывала синяки под одеждой. Молчаливый и угрюмый, он и для жены редко находил доброе слово. Но гордая казачка с достоинством несла свою долю. Возможно, и были у нее мысли, что не похож ее муж на того, кто в девках ей мечтался, однако в жизни оказалось все проще и сложнее.

Проще, потому чТо, как ступила бабой на порог мужнего дома, кончились ночные гулянья, веселые девичьи хороводы, песни, смех. Знала Аксинья, что мужа нужно любить, но как любить угрюмого и неласкового? Но улыбнулась ей, и во время всеобщего горя послала ей большую настоящую любовь, но и расплаты потребовала от нее сполна.

Не сразу ответила Аксинья на ухаживания Григория. Какой бы муж не был, а честная жена - всегда его гордость. Однако муж не поверил своей Аксинье.

Заметив однозначные взгляды Григория, муж побил Аксинью, как провинившуюся девку. В душу ей запала обида, и именно она толкнула женщину в объятия уже чужого мужа. Огромная разница между любящим мужчиной и мужем-хозяином еще крепче привязала Аксинью к Григорию. Проводив на войну двоих, Аксинья ждала только одного.

Она не желала зла своему мужу или жене Григория - в природе женщины заложено давать жизнь и делать ее как можно лучше. Но, почувствовав, что и ее жизнь может быть лучше, и о ней можно заботиться, Аксинья уже не могла сама от этого отказаться. Наоборот, практический ум женщины стал искать способ сохранить это для себя одной. И Аксинья решила забрать своего любимого и уйти из деревни, от любопытных соседей и настойчивых родных. В чужом доме расцветает любовь зрелой уже женщины и молодого мужчины. Здесь их не трогает ни зависть соседей, ни ревность отвергнутых супругов. Здесь, не думая о прошлом, не загадывая на будущее, они живут своей любовью, своим счастьем.

Но и желанная любовь не бывает простой. Григорий должен быть в строю в военное время, и он уезжает. Вернувшись, Григорий узнает, что Аксинья потеряла их маленькую дочку и сошлась с хозяином дома. Он не может простить ее и уходит к жене. Женщина, отдавшая ради любви свою честь, достоинство, снова остается одна. Она постоянно вынуждена быть сильной,. Потеряв ребенка, не имея никаких сведений от Григория, она впадает в отчаяние. Ей жизненно необходима поддержка любимого, но его нет рядом. И женщина, как больное животное, прижимается к ласкающей руке. Сейчас она не думает о чести и достоинстве, однако и счастья в этом она не ищет. Ей нужно забыться, пережить горе, набраться сил, чтобы, как легендарная птица феникс, вновь возродиться после пожара. Не поняв ее в этом, отвергнув ту, которая только рядом с ним чувствует себя женщиной, Григорий уходит.

Оскорбив любимую сгоряча, Григорий все равно не может долго без нее, и она прощает его. Жизнь Аксиньи была недлинной, но тяжелой. Нелегкая бабья доля в условиях военного времени стала еще тяжелее. Трудная, запретная, горькая ее любовь сделала ее одинокой и всеми осуждаемой. И именно эта любовь украсила ее жизнь, подняла на необычайную высоту, дала ей сил. Неспокойная Аксинья снова уходит с любимым. Только любовь может дать столько сил, мужества и уверенности в завтрашнем дне в такое смутное время. Аксинья погибает, но эта смерть ставит точку в истории любви именно в тот момент, когда любовь доказывает свою истинность и непобедимость. Аксинья погибает любимой и счастливой.

Презентация на тему "Тихий Дон" по литературе в формате powerpoint. Объектом изучения данной презентации для школьников является любовь Григория и Аксиньи. Автор презентации: Черкасова Лариса Александровна.

Фрагменты из презентации

«Тихий Дон» - повествование о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.

Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи? Их отношения – любовь или «беззаконная» страсть?

  • Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если бы жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это – преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придёт Степан – узелок развяжет».
  • Это из ряда вон выходящее чувство (сравним с любовью Натальи, Дарьи, Дуняши, Листницкого). Причём отношения героев почти лишены романтики, в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с неё ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

Является ли революция фоном, на котором развивается любовь героев? Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и гражданской войне?

В. Кожинов считает, что Любовь есть воплощение революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь. Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон. Однако буквальное отождествление Любви и революции недопустимо. Речь идёт о том, что переворот совершается и здесь, и там; начинается именно с истории любви.

Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви-страсти?

Да, но и сами делают жертвами других (Наталья).

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

  • Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство.
  • И Наталью, И Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его. Любовь Григория к Аксинье часто описана грубыми красками: «Рывком кинул Григорий её на руки – так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».

Почему же эта любовь вызывает сочувствие?

  • (У Достоевского Митя Карамазов говорит: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»).
  • В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живёт молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей.Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

Цель урока: показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь.

Оборудование урока: если возможно, показать фрагменты из художественного фильма «Тихий Дон».

Методические приемы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, выявление авторской позиции.

Ход урока

I. Беседа

«Тихий Дон» - повествование о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.

Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи?

Их отношения - любовь или «беззаконная страсть?

(Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это - преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан - узелок развяжет».)

Чем отличается любовь Аксиньи и Григория?

(Это из ряда вон выходящее чувство (сравним с любовью Натальи, Дарьи, Дуняши, Листницкого). Причем отношения героев почти лишены романтики, в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».)

Является ли революция фоном, на котором развивается любовь героев?

Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и гражданской войне?

В. Кожинов считает, что Любовь есть воплощение Революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь («в хуторе решили, что это преступно»). Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон.

Однако буквальное отождествление Любви и Революции недопустимо. Речь идет о том, что переворот совершается и здесь, и там; начинается именно в истории любви. (Вспомним неосознанное сходство Анны Погудко с Аксиньей.)

Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви-страсти?

(Да, но и сами делают жертвами других (Наталья).)

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа - Натальи и Аксиньи?

(Наталья - воплощение идеи дома, семьи. Ее цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всем белом свете! Первый и последний...». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство. И Наталью, и Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Ее «порочная «вызывающая» красота неумолимо притягивают его. Красота эта свободна, отрицает серость равенства. Любовь Григория к Аксиньи часто описана грубыми красками: «Рывком кинул ее Григорий на руки - так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».)

Почему же эта любовь вызывает сочувствие? (Вспомним Митю Карамазова: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей»).

В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живет молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей.

Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.






Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что- то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это – преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придёт Степан – узелок развяжет».


Это из ряда вон выходящее чувство (сравним с любовью Натальи, Дарьи, Дуняши, Листницкого). Причём отношения героев почти лишены романтики, в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с неё ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».




В. Кожинов считает, что Любовь есть воплощение революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь. Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон. Однако буквальное отождествление Любви и революции недопустимо. Речь идёт о том, что переворот совершается и здесь, и там; начинается именно с истории любви.








Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство.


И Наталью, И Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его. Любовь Григория к Аксинье часто описана грубыми красками: «Рывком кинул Григорий её на руки – так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».




В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живёт молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей. Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.