Саша Путря: Земной путь маленькой художницы с Сириуса (19 фото). Чудесное собрание картин одной короткой жизни. Саша Путря


Саша в возрасте шести лет (1983 год)

2 декабря 1977 года в Полтаве родилась Александра Путря - одна из самых необычных художниц за всю историю изобразительного искусства.

Саша прожила на Земле всего 11 лет, но за это время она успела создать 2279 работ: 46 альбомов с рисунками, великое множество поделок и даже технических чертежей, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Рисование для Сашеньки было таким же естественным, как сон и еда, нередко оно заменяло ей друзей и детские игры.

Уже в три года Саша уверенно держала в руках карандаш и кисточку. Рисовала она не переставая и часто засыпала, вся испачканная красками. Её отец сделал из маленькой спальни художественную мастерскую и пытался обучать девочку по академической программе, но натолкнулся на деликатный отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными впечатлениями и воображением.

Когда девочке исполнилось пять лет, ей поставили страшный диагноз - лейкоз. Пытаясь абстрагироваться от боли, Саша стала посвящать гораздо больше времени своему любимому занятию. В это время на смену забавным зверятам и сказочным персонажам пришли образы из индуистской философии, а также поражающие воображение автопортреты - то в виде многорукого бога Шивы, а то и вовсе в образе взрослой индианки, в глазах которой отразилась глубокая печаль за нашу Землю.

Саша боролась за жизнь шесть лет, после чего попросила родителей отпустить её. Незадолго до своего ухода она попросила папу приложить руку к белому листу и обвела её. Затем сверху приложила свою руку и проделала с ней то же самое. Законченным рисунок был найден уже после 24 января 1989 года, когда девочки не стало. На нём была изображена звезда Сириус, на которую Сашенька мечтала улететь.


Последняя композиция."Сириус"

С 1989 по 2005 год состоялось более ста персональных выставок Саши Путри во многих странах мира, о девочке было снято несколько документальных фильмов и написана документальная повесть. На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска и открыт музей. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши, в которой под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся международные конкурсы детского рисунка.

Судьбы детей, чьи способности во много раз превосходили таланты их сверстников, как правило, складывались непросто: только единицы могли стать успешными во взрослой жизни, а многие из них уходили из жизни раньше срока.

Юная художница-вундеркинд Саша Путря и ее работа *Дева Мария*, 1988

Одним из таких вундеркиндов была полтавская художница Саша Путря, которая всего за 11 лет своей жизни успела создать более 2000 работ. Девочка поражала окружающих не только своим художественным талантом, но и необычным восприятием действительности.




Саша Путря

В этом году ей бы исполнился 41 год. Саша Путря родилась в 1977 г. в Полтаве в семье художника и преподавательницы музыкального училища. Любовь к живописи ей передалась от отца - девочка не ходила в детский сад, занимаясь рисованием целыми днями вместе с отцом. Она никогда не училась в художественной школе, а рисовать начала с трех лет, мечтая о том, что станет художницей и будет заниматься любимым делом «с утра до вечера и даже ночью».


Саша Путря. Слева - *Дорогая Лерусинька*, 1988. Справа - *Давид Гурамишвили*, 1988

Отец Саши Евгений рассказывал: «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам - на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах».


Саша Путря. *Мама и папа в виде хомячков*, 1986

Одной из первых ее работ стал портрет Пушкина в образе Сверчка - однажды она узнала о том, что так поэта называли в лицее, и всего за 15 минут сделала набросок, который поразил ее отца. «Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат», - говорил он. Это был не единственный талант девочки - она не только рисовала, но и вышивала, писала стихи, изготавливала открытки, шила мягкие игрушки, занималась выжиганием по дереву, много читала.


Саша Путря. *Восток и Русь*

В 5 лет девочка тяжело заболела. Врачи долго не могли установить причину высокой температуры и сильных болей, пока не поставили страшный диагноз: лейкоз. С тех пор Саша Путря месяцами находилась в больнице, где продолжала рисовать по 8-10 часов в день. Еще одним увлечением ее последних лет стала индийская культура - однажды она увидела индийский фильм, и с тех пор начала интересоваться всем, что было связано с этой страной.


Рисунки Саши Путри

Она часто изображала себя в образе взрослой индийской женщины, а близких озадачивала своими воспоминаниями о тех событиях, которых не было на самом деле. Так, она спрашивала у матери о том, помнит ли она, как они катались на слоне, чего никогда в реальной жизни не происходило. При этом девочка описывала такие детали и подробности, что близкие сомневались в том, что она могла видеть это в кино. Свой последний день рождения и Новый год она праздновала в сари, в образе индианки.


Саша Путря. Слева - *Печаль*, справа - *Царь*

Врачи давали ей всего два месяца, но она прожила еще 6 лет. Незадолго до смерти она поразила близких такими словами: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте - я уже устала. Я знаю, смерть не страшна...». На одном из своих последних рисунков 11-летняя художница изобразила свою руку поверх папиной руки, указывающей на звезду Сириус - именно туда Саша мечтала попасть после жизни на Земле.


Саша Путря. Слева - *Сириус*, 1989. Справа - *Последний автопортрет*, 1989

Мама девочки-вундеркинда Виктория рассказывала: «Искусство подарило Сашеньке 6 лет жизни. Она отвлекалась от своих проблем, от своей боли, уходила с головой в творчество. Я даже знала - если Саша рисует, значит, все хорошо. Но если забрасывает любимое дело, не притрагивается к кистям и карандашам - беда, обострение близится. Даже по цветам красок определяла ее состояние. Если все хорошо, Сашенька использовала свежие тона в рисунках - зеленый, голубой, салатовый… Когда она рисовала красным, коричневым, я понимала, что надо срочно бежать в больницу и сдавать анализы».


Саша Путря. *Квартира собачки Рыжки*, 1986



Саша Путря. Слева - *Евгений и Виктория*, 1987. Справа - *Цыганка Земфира*, 1985

Художнице-вундеркинду было отведено всего 11 лет жизни, за которые она успела создать более 2000 работ - 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами. Уже после ее смерти рисунки Саши увидел весь мир: с 1989 по 2005 гг. в 10 странах прошло 112 ее персональных выставок. Об этой необычной девочке сняли 5 документальных фильмов, а в Полтаве ее имя носит Детская художественная галерея, в которой проводятся международные конкурсы детского рисунка. Посмертно ее наградили Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», Орденом Николая Угодника «За приумножение добра на земле» и Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити - Каласари».


Юная художница Саша Путря и ее работа *Индианка*, 1988


«Спасибо тебе, Господи, что Ты даёшь людям таких людей...»

Это запись в Книге отзывов на выставке рисунков Саши Путри.

Но почему, почему, Господи, Ты забираешь этих людей у нас так рано? Чтобы мы опомнились? Искупили грехи своего жестокосердия? Вспомнили, что и нам когда -то было дано предназначение высокое?

Не подняла человечество из бездны раздора и лжи жертвенность мужей - детскими муками нас предостерегаешь?

Саша Путря

Маленький художник умерла одиннадцатилетней от белокровья. Оставила наш бессильный перед её бедою мир, сделав нам, недостойным, царски - щедрый подарок: полторы тысячи своих рисунков, где улыбается детство, поёт сказка, цветёт красота.

Папа и мама в виде хомячков Саше 7 лет

Да, да, - недостойным, потому что не может быть достойным человечество, которое науке уничтожения отдало столько средств, сил, мозгов и пренебрегло науку выживания, науку спасения от фатума.


Автопортрет с красными глазами - 6 лет

О феномене Саши Путри написано в разных изданиях так много, что сам перечень фамилий авторов - журналистов, писателей, искусствоведов - занял бы весь лист. И все они отводили ей одно из ведущих мест на Олимпе детского творчества.

Но кто может рассказать о своей дочери, о её удивительном таланте, более трогательно, как не отец? Папа Сашеньки, известный полтавский художник Евгений Путря, посвятил памяти дочери большую часть своей души и все последние годы.

Он проводил выставки ее рисунков. Благодаря его усилиям и неизменному содействию, снято пять документальных фильмов. Вышла также документальная книга-повесть, а на стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска.


Цыганка Земфира - 7 лет

В Полтаве в художественном музее есть зал с картинами Саши Путри. В городе проводится конкурс детского рисунка, отец Саши добился, чтобы этот конкурс стал международным. Он создал сайт ее имени, ее жизни и уникальному таланту посвященный...

Слово о доченьке

Сашенька, а кем ты станешь, когда вырастешь?
- Не знаю... Мне всё нравится. Может дрессировщицей, чтобы с собачками выступать. Нет, я, наверное, буду художником.

Саше 5 лет

Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой.

Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам - на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах.


Папе и маме 24 года - 7 лет

Рисование для Сашеньки было таким естественным - как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили... это было как гром среди ясного неба - лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть - чудо. И в основе этого чуда - неимоверная, фантастическая тяга к рисованию.


Гнягина Ольга - 9 лет

В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости не испытывала. Попадая сюда снова.

Это космос и всякие планеты - 6 лет

Но больше всего она любила дом. Сидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик... Мы говорили с ней про планеты, про «летающие тарелки», про Бога, про людей...

Она увлекалась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Свято верила, что это прилетают наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится.

Общаться с ней было легко и приятно. За всю свою короткую жизнь она никогда никого не обидела. Была ласкова со всеми. Мы до сих пор чувствуем её детские объятия, приятное прикосновение тёплых щёчек, утомлённое тельце на плече...

Рисовать Сашенька любила под музыку. В её фонотеке около ста пластинок: записи детских сказок, мюзиклов, инсценировок, песен. Практически все она знала наизусть. Особенно любила «Голубой щенок», «Али-баба и сорок разбойников», «Приключения Буратино», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Принц и нищий», «Три мушкетёра», «Хоттабыч», «Бременские музыканты», «Приключения капитана Врунгеля»...

Жених и невеста - 6 лет

В шесть лет Сашенька «влюбилась» в своего двоюродного братика Витю Бражанского, светловолосого голубоглазого мальчика. С тех пор появилась целая серия «Витенек»: то он гусар, то он жених, а то у них с Сашей свадьба...

Вскоре, после фильма про трёх мушкетёров, её любимцем стал Д`Артаньян - Михаил Боярский. И снова - целая серия рисунков с дорогим артистом. Она даже написала ему письмо, но так почему-то и не отправила.


Митхун - 9 лет

И, наконец, появляется блестящий, очаровательный юноша - Митхун Чакраборти - последняя самая сильная Сашина любовь. Его портрет, вставленный в оправу, она носила на груди, около сердца... Мы берегли её любовь и тихо радовались её счастью. Так и похоронили её с портретом Митхуна.

В 1986 году Сашенька посмотрела индийский фильм «Танцор диско». Картина произвела такое сильное впечатление, что вся дальнейшая жизнь прошла под знаком интереса к Индии, её культуре, в частности к артистам. Ни одного индийского фильма, который шёл на экранах города, она не пропустила, а некоторые, которые особенно полюбились, смотрела по несколько раз.


Портрет молодой Индиры Ганди - 10 лет

Естественно, изменилась и тематика её рисунков - появились портреты актёров индийского кино, танцовщиц, принцев, бога Шивы, т.д. Мы не придавали значения такой перемене, раз нравится - пусть рисует.


Орёл из фильма «Свадьба соек» - 10 лет

Обычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: «Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу». Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию.


Русская девушка - 10 лет

А через какое-то время смотришь - встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: «Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?» И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства.

Уже теперь, когда она ушла, многие из тех, кто, посмотрев её рисунки и композиции, задаёт один и тот же вопрос: «А кто из художников ей больше всего нравился? Кому она пыталась подражать?»

Мы как-то не замечали, чтобы она кому-то подражала. Не следует забывать, что она всё-таки ребёнок, и способы выражения её чувств к окружающему миру не нуждались ещё в подражании.


Последний Автопортрет 22.01.89

22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу - «Автопортрет». Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: «Нарисую, нарисую! Всем нарисую!».

«Папа?.. Ты прости меня... За всё...»

Прожила Сашенька 11 лет, 1 месяц и 21 день.

Да святится имя твоё, доченька!

Евгений Путря

Полный текст «Слово о доченьке» можно прочитать на сайте Сашеньки

Очень трогательная история последней композиции - «Сириус». Незадолго до своей смерти, Саша попросила папу положить руку на лист бумаги и обвела её. После чего так же обвела и свою руку. Законченный рисунок родители увидели уже после её ухода 24 января 1989-го года. На рисунке был изображён Сириус - звезда, на которую девочка мечтала улететь.

Сашу Путря, как талантливую девочку - художника знают во всём мире. С 1989 по 2005 год состоялось 112 её персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия её рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.

Сашенька Путря награждена (посмертно): Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», 1998. Орденом Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле», 2000. Старинной иконой в серебряном окладе «Христос Вседержитель», 2001. Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» - «Каласари Авард», 2001.

Посвящено Сашеньке.

Она впитала боль Вселенной душой, распахнутой для всех.
О, не печальтесь! - то судьбою предназначалось ей на век.
А век так сжался. Почему-то сжался, прорвав плотину бытия.
И во Вселенную вернулась на миг упавшая звезда.

***

Мой милый друг, и я уйду. Душа скользнет возле души,
Дотрагиваясь, греясь… И, так сплетясь, мы поплывем
Все выше и выше в бесконечность. Ты подожди меня…

***

Я верю: это Ангела душа коснулась нас, убогих, мимолетно.
Мы прозреваем слишком неспеша, с грехами расстаемся неохотно.
К нам достучаться очень нелегко, Мы ничего не видим, кроме хлеба,
И, сокрушаясь, посылает Небо Ягненка в стаю городских волков.

Теперь горит печальная звезда свечою над могилкой одинокой…
Ох, Сашенька… Мир этот никогда не принимал ни Бога, ни Пророков.

***

Эти глаза… Глаза… глаза… глаза!...
Со всех сторон, со всех ее портретов!
И закипает жгучая слеза - на их вопрос не нахожу ответа!
Немой укор преследует меня, - как благодушно я жила на свете!...
А между тем, звоночками звеня, под благовест от нас уходят дети…

Прудникова Жанна.Полтава, 1999 г.
Музыка: Blonker «Fantasia»

Александра (Саша) Евгеньевна Путря (2 декабря 1977, Полтава , Украинская ССР , СССР - 24 января 1989, Полтава) - юная художница . За свою короткую жизнь создала 2279 работ - 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, чеканки, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камешков, выжигание по дереву. Делала технические чертежи, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин.

Когда девочке было 5 лет, ей был поставлен диагноз «лейкемия ». Именно от неё Саша умерла в возрасте 11 лет.

Награды (посмертно)

  • Золотая медаль Христа Спасителя (1998)
  • Орден Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле» (2000)
  • Старинная икона в серебряном окладе «Христос Вседержитель» (2001)
  • Национальный приз Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» - «Каласари Авард» (2001)

Память о Саше Путре

  • С 1989 по 2005 года состоялось 112 персональных выставок Саши Путри в 10 странах.
  • В Австрии с рисунком Саши выпущен почтовый конверт, штемпель и издана серия её рисунков.
  • О Саше снято пять [ ] документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря»
  • В детском саду, где она воспитывалась, открыт музей Саши Путри, а на стене установлена мемориальная доска.
  • В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путри; под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей в этой галерее проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

См. также

Напишите отзыв о статье "Путря, Саша"

Ссылки

  • Евгений Путря.
  • О. Д. Пискарева, В. У. Келехсаев.
  • в Центре-Музее имени Н. К. Рериха (27.12.2007)
  • на сайте Благотворительного фонда имени Е. И. Рерих (раздел «Дети Новой Эпохи»)

Отрывок, характеризующий Путря, Саша

Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…

Саша Путря родилась в Полтаве 2-го декабря 1977-ого года. Земной путь девочки был очень коротким - 11 лет, однако за это время она создала почти 2300 работ, среди которых около полусотни альбомов с рисунками, множество поделок и даже технические чертежи с помощью которых, по мнению Саши, взрослые смогут долететь до Луны и покрывать дороги асфальтом без трещин. Занятие рисованием для девочки было так же естественно, как сон или приём пищи. Она могла рисовать по 8-10 часов в день. Нередко любимое занятие заменяло ей детские игры и друзей, особенно во время обострения болезни...

"Я и Витя", 1983 г. (прим. двоюродный брат, в которого Саша была влюблена)

"Царица Клеопатра", 1984 г.

Рисовать девочка начала уже в трёхлетнем возрасте. Рисовала она почти всегда под музыку, записи песен, детских сказок, инсценировок, мюзиклов. Она знала наизусть почти все сто пластинок, которые были в её фонотеке. Лицо и ручки малышки постоянно были испачканы красками или фломастерами. Все стены квартиры и двери шкафов были разрисованы до того уровня, до которого доставала ручка Сашеньки. Свои рисунки девочка щедро раздаривала родственникам и друзьям, рисовала открытки на праздники, самостоятельно сочиняя поздравительные тексты и стихи.


"Цыганка Земфира", 1985 г.

"Бимка в конверте", 1985 г.

Евгений Путря, отец Саши, пытался обучить дочь рисованию по академической программе, однако, натолкнувшись на деликатное сопротивление, не стал настаивать. Художественное развитие девочки формировалось самостоятельно: Саша руководствовалась собственным воображением и впечатлениями. Любила рассматривать книги по изобразительному искусству, которые были в домашней библиотеке — особенно "Рисунки Дюрера" и "Дюрер и его эпоха". Также любила пересматривать и богато иллюстрированные детские книжки. Ей нравились работы Билибина, Васнецова, Нарбута, ей нравился Ганс Гольбейн, но любимым художником оставался Дюрер. Саша также увлекалась астрологией, гороскопами, особенно ей были интересны сообщения про НЛО. Девочка верила, что инопланетяне - это прилетающие к нам наши предки, и что когда-нибудь она обязательно с ними встретится.


"Мама и папа в виде хомячков" (шарж), 1985 г.

"Девушка со звезды", 1986 г.

Девочка очень любила животных. Родители подарили ей собачку, затем в компанию к ней кошечку, а чуть позже соседи, зная о её любви к животным, подарили аквариум с рыбками. А как-то осенью на балкон забился еле живой попугайчик-альбинос, которого бережно выходили и оставили жить у себя.


"Ужин в семье собачки Рыжки", 1986 г.

"Графиня", 1986 г.

Заболела Сашенька неожиданно, вдруг. Врачам долго не удавалось поставить диагноз, а когда его озвучили... лейкоз. Это случилось на 5-ом году жизни малышки. То, что она прожила ещё 6 лет - настоящее чудо, в основе которого - фантастическая, неимоверная тяга к рисованию.


"Мушкетёр д"Артаньян", 1986 г.

"Евгений и Виктория", 1987 г.

В больнице Саша была любима всеми: от нянечки до главврача. Любили за жизнерадостный нрав, за доброту, за терпеливость и стойкость, с которыми девочка переносила болезненные процедуры. В её палате постоянно слышался детский смех и веселье - рядом с ней всегда собирались дети. Они окружали тумбочку, за которой рисовала Саша, и наперебой просили нарисовать ту или иную картинку. Она каждый раз отвечала: "Нарисую, нарисую! Всем нарисую!" С Сашей было легко и приятно общаться, за свою короткую жизнь она ни разу никого не обидела, была ласкова со всеми.


"Созвездие Водолея", 1987 г.

"Гордая герцогиня", 1987 г.

В 1986-ом году девочка посмотрела картину "Танцор диско" с участием Митхуна Чакраборти — последней самой сильной любовью Саши. Фильм произвёл на неё такое сильное впечатление, что вся последующая жизнь девочки была окрашена интересом к Индии, культуре этой страны и её артистам. Конечно же, изменилась и тематика рисунков Саши - она стала чаще рисовать портреты индийских принцев, танцовщиц, бога Шивы и т.д.


"Индианка", 1988 г.

"Дорогая Лерусинька" (прим. сестра), 1988 г.

Однажды, незадолго до своей смерти, Саша попросила папу положить руку на лист бумаги и обвела её. После чего так же обвела и свою руку. Законченный рисунок родители увидели уже после её ухода 24 января 1989-го года. На рисунке был изображён Сириус - звезда, на которую девочка мечтала улететь. Сашенька прожила 11 лет, 1 месяц и 21 день…


"Дева Мария", 1988 г.


"Митхун Чакраборти в фильме "Танцор диско", 1988 г.


"Индийская танцовщица", 1988 г.


Последний автопортрет, 19 января 1989 г.


"Сириус", 1989 г.
последняя композиция

Другие рисунки Саши Путря вы можете посмотреть