Сочинение на тему: Загадка женской души в повести Леди Макбет Мценского уезда, Лесков. Загадка женской души Катерина львовна страстная натура или больная душа

Страстная натура или больная душа

в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Урок литературы в 10 кл.

Учитель Шулепова Ирина Анатольевна

Дидактическая цель : способствовать формированию УУД в процессе осознания и осмысления идеи очерка Лескова средствами активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Планируемые результаты (цели по содержанию):

Предметные :

Знать понятие «очерк»;

Сравнивать героев разных произведений;

Давать оценку поступкам героев;

Анализировать текст художественного произведения.

Метапредметные:

Познавательные :

Находить в тексте нужную информацию;

Анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные :

Продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных учебных задач;

Формулировать и высказывать собственное мнение по проблеме урока,

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные :

Выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Корректировать собственные ответы.

Личностные:

Развивать смыслообразование;

Формировать художественный вкус;

Развивать способность к самостоятельной учебной деятельности;

Воспитывать творческого читателя, чуткого слушателя;

Воспитывать гражданские, нравственные качества личности.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока.

Есть счастье праведное, есть счастье грешное.

Праведное ни через кого не переступит,

а грешное все перешагнет .

Лесков «Несмертельный Голован».

Бойся человека, Бог которого на небе .

Б.Шоу.

Организация урока.

1.Вступительное слово учителя.

Очерк “Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликован в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего уезда”. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением на любовной почве. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Основное содержание очерка Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.

2.Жанровое своеобразие .

Дайте определение очерка.

О́черк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.

Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

3. Семантика названия, его осмысление.

Первая часть названия относит нас к трагедии Шекспира «Макбет»

Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает содержание трагедии.

Вывод : Шекспир сделал Макбета законченным воплощением политического деспотизма и честолюбия.Леди Макбет во многом подобна своему мужу. Но у этой царственной женщины сердце окаменело. Все ее чувства подчинены честолюбию. Даже любовь ее честолюбива. Она любит Макбета за то, что он превосходит всех других людей. Ей важна не та радость, которую любящая женщина получает от ответных чувств мужчины, а его способность возвысить себя и заодно ее. Она хочет быть женой первого человека в государстве. Такая любовь бывает, она по-своему может быть искренней и сильной, но, конечно, представляет собой извращение истинной любви.

Отличает ее от Макбета решительность. Ее честолюбие - действительно страсть, слепая, нетерпеливая и неукротимая. Она железная женщина, дьявол в прекрасном облике. Если честолюбие Макбета - это страсть, борющаяся с его нравственным сознанием, то в ней - это мания, уничтожившая все остальные чувства. Моральных понятий она начисто лишена.

В чем странность названия лесковского произведения?

(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: “Леди Макбет” – ассоциация с трагедией Шекспира, леди – дама из высшего общества, так мы соотносим произведение с высоким содержанием, возвышенным стилем. Мценский уезд (ассоциации: Кукарский еузд, Яранский уезд)– соотношение трагедии с глухой российской провинцией).

Вывод по названию : автор расширяет масштабы происходящего в очерке. Независимо от того, к какой социальной группе принадлежит, каким социальным статусом обладает человек (женщина), он способен испытывать как высокие, так и низменные чувства, желания, стремления. В нем одинаково уживаются и добро, и зло.

4.Анализ очерка.

Кто главный герой? (Катерина Львовна Измайлова)

Ставим проблемный вопрос урока: «Кто Катерина Измайлова - страстная натура или больная душа?»

Каков характер имела Катерина Измайлова? Подтвердите текстом.

(«характер был пылкий», т.е. страстный, она привыкла к простоте и свободе)

(текст – начало, 1 абзац)

Катерина Измайлова и в жизни, и в любви могла добиться многого.

Расскажите ее историю замужества. (Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица. (1 глава)).

Вывод : в жизни Катерины Измайловой нет любви, только скука, поэтому ищет занятия, развлечения на стороне.

Виновата ли в этом Катерина Измайлова?

(и да, и нет. Да, потому что жизнь ее не была наполнена духовно: Катерина Измайлова не любила мужа, не имела любимого дела, не молилась, не читала. Нет, потому что и муж ее не любил)

А страсть должна была найти свое проявление, ее пылкая натура должна была «развернуться во всю свою ширь»

С чего началась ее страсть?

(со встречи с Сергеем, с того, как ее взвешивали: «Диковина»)

Диковинная земная тяжесть означает чудовищную, но пока еще скрытую силу. А что говорит на это мужичок: «Разве тело наше тянет?»

Как понимаете его слова? (не тело оставляет следы на земле, а душа человеческая в памяти людской).

Каков Сергей? Как себя ведет?

(внешность: «с дерзким красивым лицом»

Аксинья о Сергее: «Какой смелый!»

С Катериной Измайловой: «развязно прошептал Сергей»)

Вывод : он знает, что делает, чувствуется в нем не любовь, а расчет. Это подтверждает

Ради чего? (ради денег, власти)

Какова Катерина Измайлова в любви?

Она ждала чего-то особенного от жизни – любви. И случайная встреча разожгла ее душу на столько, что просит свекра за любовника. Получив отказ, она отравила свекра.

Есть ли сожаление у неё, какое-либо движение совести?

(нет, страсть захватила её душу и перерастает пределы измены) «Она обезумела от своего счастия». Но ведь счастье бывает разное. У Лескова есть такие слова (см.эпиграф): “Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет.»

Через что перешагивает Катерина Измайлова?

(через божьи заповеди – не прелюбодейстуй, не убий.)

Убив раз, с легкостью убивает снова. Расскажите об убийстве мужа (главы 7–8).

По библии, закон брака: “Двое – одна плоть”. А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость.

Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?

(Это ведь только “первую песенку зардевшись спеть”, «зардевшись» - смущаясь, еще не отваживаясь на решительные поступки, а дальше уж само пойдет.)

И вот живет Катерина Львовна, “царствует”, даже носит ребенка под сердцем. Все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе “для веселости ребеночка родить”). Этот высокий идеал – материнство - сталкивается с другим высоким христианским идеалом – не прелюбодействуй, потому что ребенок не от мужа – от любовника. Вспомним Катерину из “Грозы” Островского, которая, нарушив этот божий закон, уже спокойно не смогла жить: она призналась в измене, потому что совесть не позволила перешагнуть через грешное счастье.)

- А Катерина Измайлова имеет совесть? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.)

Рассказать о снах Катерины Львовны.

1-й сон – глава 6 (кот пока – просто кот).

2-й сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).

Вывод: Не так просто оказывается “песенку спеть”.

Сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет.)

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди (глава10: «Потрудись, Катеринушка…») – прочитайте.

Как поняли? (обереги отрока Божьего)

- Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю.)

И перед очередным убийством “собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом” (глава 10).

- Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет, не внемлет голосу души, не пробил светоч младенца мрак души: “Кто начал злом, тот и погрязнет в нем” (Шекспир).

В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?

- Как вы думаете, почему – сразу?

(Погублена чистая, ангельская, безгрешная душа. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого – “Божий дар”.)

Всмотритесь в репродукцию картины И.Глазунова «Мальчик». Что подчеркнул художник?

(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному)

Арест Катерины – это укор за содеянное перед Богом. А Катерина Измайлова о Боге ни разу не упомянула. Что это? Может, в Мценском уезде все люди – безбожники? Подтвердите свою мысль текстом (гл. 12): «Наш народ набожный…»

Как антитеза звучат слова о Катерине Измайловой: «Испаскудилась…»

Вывод : нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – “не убий”; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

К чему приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

(Свобода, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.)

Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).

(Любит она по-прежнему.)

Расскажите об отношениях Катерины Измайловой и Сергея на каторге.

Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающий ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

- Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами. Бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники).

Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова?

(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Таким остался Сергей. Такова была Катерина Львовна до каторги.)

Изменения в Катерине поможет увидеть обращение к символике пейзажных сцен.

Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты) . (Таблица заполняется в ходе работы.)

Вопросы на доске:

Какой цвет чаще встречается в описании природы?

Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?

Какова символика пейзажной сцены?

Вариант 1.
Текст, гл. 6.
“Золотая ночь”, “рай”,
белый цвет, молодой цвет яблони, яблоня, залитая белыми цветами.
Символика.
Белый цвет в природе - “рай”. Но чернота, грязь, тьма в душе - “ад”.

Вариант 2.
Текст, гл. 15.
“Безотраднейшая картина”, “ад”,
грязь, тьма, серое небо, ветер стонет.

Символика.
Грязь, тьма на улице - “ад”, но свет в душе - “рай” (очищающая боль)

Вывод : через физическую боль человек приходит к осознанию, ощущению души. Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет: «Она больна не телом, но душою».

Больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из “Грозы” Островского. Мы чувствуем: близится развязка. Но Катерина Кабанова погибает сама, а Катерина Измайлова забирает с собой еще одну душу – Сонетку. Душа Катерины Львовны на миг как бы вошла в луч свет и снова погрузилась во мрак.

5.Итог беседы-анализа.

Хотелось бы привести цитату Л.Аннинского: “Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”. Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал “Леди Макбет…” в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви”.

Как вы ответите на вопрос темы «Кто Катерина Измайлова - страстная натура или больная душа?» Аргументируйте.

6. Рефлексия .

Что для себя вы открыли в этом очерке классической русской литературы?

Домашнее задание: написать сочинение-сопоставление Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.

Класс: 10

Катерина Измайлова – “молния, порожденная
самим мраком и лишь ярче подчеркивающая
непроглядную темень купеческого быта.
В. Гебель.

“Какая там “Гроза” Островского – тут не луч
света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут
“Анна Каренина” предвещена – отмщение
“бесовской страсти”.
А. Аннинский.

Ход урока

Организация урока.

Вступительное слово учителя.

“Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликована в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего уезда”. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Итак, основное содержание произведения Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.

Любовь – это великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа. Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей прекрасной души. Эта традиция идет из фольклора. Помните Марьюшку из русской народной сказки “Перышко Финиста ясна сокола”? В поисках любимого она три пары башмачков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три каменных хлеба изглодала. А ведь сила разрушить чары была в ней самой, в светлой и ясной ее душе. А Ярославна из “Слова о полку Игореве”, которая “плачет на Путивле”, тоскуя о любимом! Или любовь Татьяны Лариной из “Евгения Онегина”. Помните?

Я вас люблю –
К чему лукавить? –
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

А вот чистая, светлая, хотя и непонятная для других любовь Катерины из “Грозы” Островского. Для многих женщин русской литературы любовь – не только дар, но и дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Но была и другая женская любовь – любовь-страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая – такая, как в произведении Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”.

1. Осмысление названия.

Вопрос : В чем странность названия лесковского произведения?

(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: “Леди Макбет” – ассоциация с трагедией Шекспира; Мценский уезд – соотношение трагедии с глухой российской провинцией – автор расширяет масштабы происходящего в повести.)

2. Проблемный анализ повести.

1) Обратимся к образу лесковской Катерины. Как же зародилась любовь – страсть? Слово Катерине Измайловой.

Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица. (1 глава.)

2) Что послужило причиной страсти? (Скука.)

3) Катерина в “Грозе” Островского – возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была Катерина Львовна? (Глава 2.)

4) У короля Макбета есть слова (тоже о решительности).

Я смею все, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.

“Невмоготу” ей: для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. (Умер свекор – о смерти человека – походя. Это страшно.)

6) Как живет теперь без мужа Катерина Львовна? (Главы 4, 6.)

7) “Она обезумела от своего счастия”. Но ведь счастье бывает разное. У Лескова есть такие слова: “Есть счастье праведное, есть счастье грешное”. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет.

Вопрос: Какое счастье у Катерины Львовны? Почему?

(Счастье “грешное”. Она перешагнула. Второе убийство с тем же спокойствием.)

Рассказать об убийстве мужа (главы 7–8).

8) По библии, закон брака: “Двое – одна плоть”. А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость. Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?

(Это ведь только “первую песенку зардевшись спеть”, а дальше уж само пойдет.)

И вот живет Катерина Львовна, “царствует” (носит ребенка под сердцем) – все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе “для веселости ребеночка родить”). Этот идеал по логике сталкивается с другим – высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой, но которому до смерти верна другая Катерина – из “Грозы” Островского.

Вопрос: Какой это идеал? (Десять заповедей Божьих, одна из них – “не прелюбодействуй”; Катерина Кабанова, нарушив ее, уже не смогла жить – совесть не позволила.)

Вопрос: А Катерина Измайлова? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.)

9) Рассказать о снах Катерины Львовны.

1-й сон – глава 6 (кот пока – просто кот).

2-й сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).

Вывод: Не так просто оказывается “песенку спеть”.

10) Таким образом, сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет.)

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди (глава10) – прочитайте.

Вопрос: Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю.)

И перед очередным убийством “собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом” (глава 10).

Вопрос: Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет: “Кто начал злом, тот и погрязнет в нем”. (Шекспир.)

11) В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?

Вопрос : Как вы думаете, почему – сразу?

(Погублена чистая, ангельская, безгрешная душа. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: “Федор в переводе с греческого – “Божий дар”. А Катерина Измайлова о Боге ни разу не упомянула. Что это? Может, в Мценском уезде все люди – безбожники? Подтвердите свою мысль текстом. (гл. 12.))

Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – “не убий”; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

12) Чтение отрывка из стихотворения Ф. Тютчева “Две силы есть”.

13) Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).

(Любит она ведь по-прежнему.)

14) Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

Вопрос: Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами.)

Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.

15) Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова?

(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)

16) А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины? (Душа.)

17) Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:

Она больна не телом, но душою.

Вопрос: Можно ли так сказать о Катерине Измайловой? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.

18) Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты).

(Таблица заполняется в ходе работы.)

Вопросы на доске:

  1. Какой цвет чаще встречается в описании природы?
  2. Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?
  3. Какова символика пейзажной сцены?

Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

19) Как Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине (гл. 15).

Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из “Грозы” Островского.

Задание: Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского.

(Катерина Островского, по мнению Добролюбова, “луч света в темном царстве”. А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске):

Катерина Измайлова – “молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта”.
В. Гебель

“Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”.
Л. Аннинский.

Вопрос: Кто из исследователей более глубоко “вчитался” в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его?

(Л.Аннинский. Ведь он увидел “фонтан крови” не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)

Итоги, обобщение.

1. Кто же она, Катерина Измайлова? Страстная натура или…?

Допишите.

Чтобы ответить, решите, чем оказалась любовь для Катерины Львовны? (Огромным страданием и тяжким крестом, ее душа не в состоянии вынести ее, т. е. остаться чистой, незапятнанной. На алтарь ради любви Катерина Измайлова приносит в жертву все вплоть до собственной жизни.)

(Учащиеся дописывают вопрос: “Страстная натура или больная душа?”)

2. Хотелось бы привести цитату Л.Аннинского: “Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”. Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал “Леди Макбет…” в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви”.

3. Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.

Одно мне кажется верным: основа женской души – да и души человеческой вообще – любовь, о которой так удивительно поведал Ф.Тютчев. (Чтение стихотворения Ф.Тютчева “Союз души с душой родной”.)

Домашнее задание: написать сочинение-размышление

  1. “Поединок роковой” (драма любви Катерины Измайловой).
  2. “Зеркало души – ее деянья”. (В.Шекспир.) (На выбор одну тему.)

Катерина Львовна Измайлова - главная героиня очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Не случайно Николай Семенович сравнивает Катерину Измайлова с Шекспировской леди Макбет. Жизни этих женщин были окутаны смертями и убийствами.

Катерина Измайлова родилась в бедной семье и в девятнадцать лет вышла замуж за богатого купца. Брак был заключен не по любви, поэтому нельзя сказать, что Катерина Львовна была счастлива. Время она проводила, скучая и не испытывая сильных эмоций и чувств. Она плыла по течению жизни, ни о чём не заботясь. После знакомства с Сергеем, приказчиком, жизнь Катерины меняется.

В поисках чего-то нового, новых эмоций, чувств, главная героиня влюбляется в Сергея, который искусственно создает эту любовь, преследуя собственную цель - разрушить семью и стать купцом.

Катерина Львовна, однажды влюбившись, уже не может вернуться к прежней жизни.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Сергей становится центром её жизни, она теряет саму себя в страстной любви к нему.

Ради своего возлюбленного Катерина идет на убийства, которые она совершает, не тратя много времени на раздумья. Страсть уничтожает в душе Катерины страх, жалость и сочувствие, эта страсть породила лишь только жестокость. Рука героини поднимается даже на набожного мальчика, Федю, посланного ей как спасение, очищение от того, что делает и в какого человека превращается.

Катерина Львовна отличалась физической силой, но была ли она действительно сильна духовно? Все её мысли были посвящены лишь одному человеку. Чувство страстной любви оказалось всепоглощающим, губительным для неё. Катерина Измайлова была страстной женщиной. Она отдавала всю себя человеку, ждущему от неё, наоборот, не любовь, а выгоду.

Н.С. Лесков показал иную любовь, ту, которая поглощает человека полностью, не оставляя ему выбора.

Узнав историю Катерины Измайловой, страстной натуры, становится страшно от того, насколько один человек может потерять себя в другом, как страсть может оказаться выше разума и нравственности, принося неприятности и смерть.

Обновлено: 2018-02-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Дочь простонародья, унаследовавшая и народный размах страстей, девушка из бедной семьи становится пленницей купеческого дома, где нет ни звука живого, ни голоса человеческого, а есть только короткая стежка от самовара в опочивальню. Преображение изнывающей от скуки и избытка сил мещаночки совершается тогда, когда на нее обращает внимание уездный сердцеед.

Любовь рассыпает над Катериной Львовной звездное небо, которого она не видела прежде из своего мезонинчика: Посмотри, Сережа, рай-то, рай-то какой! По-детски простодушно восклицает героиня в золотую ночь, смотря сквозь покрывающие ее густые ветви цветущей яблони на чистое голубое небо, на котором стоял полный погожий месяц.

Но не случайно в картинах любви гармонию нарушает вдруг вторгшийся разлад. Чувство Катерины Львовны не может быть свободным от инстинктов собственнического мира и не подпадать под действие его законов. Рвущаяся к свободе любовь превращается в начало хищно-разрушительное.

Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья; кровь ее кипела, и она не могла более ничего слушать…

И вместе с тем слепая страсть Катерины Львовны неизмеримо больше, значительнее, чем корысть, придающая форму ее роковым поступкам, сословным интересам. Нет, ее внутренний мир не потрясен решением суда, не взволнован рождением ребенка: для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей. Всю жизнь без остатка поглотила страсть. Когда партия арестантов выступает в дорогу и героиня вновь видит Сергея, с ним ей и каторжный путь цветет счастьем. Что для нее та сословная высота, с которой она рухнула в каторжный мир, если она любит и ее любимый рядом!

Сословный мир достает Катерину Львовну на размытых пересыльных трактах. Он долго ей готовил палача в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную Аравию счастливую. Признаваясь, что не любил Катерины Львовны никогда, Сергей пытается отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, прошлое ее любви. И тогда совсем неживая женщина в последнем героическом всплеске человеческого достоинства мстит своим поругателям и, погибая, заставляет окаменеть всех вокруг. Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточился и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. Все окаменели от изумления.

Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путем преступлений. Писатель доказал, что у этого пути нет выхода, а лишь тупик ожидал героиню, и другого быть не могло.

Это прекрасное произведение послужило основой для оперы Д. Д. Шостаковича Катерина Измайлова, написанной в 1962 году. Что еще раз доказывает незаурядность произведения Н. С. Лескова, сумевшего найти и передать типичные черты характера Катерины Львовны, раскрывшиеся столь трагически и приведшие героиню к неминуемой гибели.

Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя миры могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором.

Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателей, как Н. С. .

Сюжеты, герои, тематика его произведений настолько разнообразны, что порой бывает достаточно сложно составить представление о каком-либо художественном единстве.

Однако в них много общего, в частности: мотивы, тональность, черты характеров персонажей и главных героев. Поэтому прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное, невольно уже настраиваешься на определенный лад, представляешь себе обстановку, среду, атмосферу, погрузившись в которую, открываешь удивительный и прекрасный в своем своеобразии мир.

Мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачноватым, ведь его населяют в основном герои-правдоискатели, окруженные невежественными глупцами, для которых единственной целью является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе неповторимого лесковского таланта в изображении героев преобладают жизнеутверждающие мотивы. Отсюда ощущение внутренней красоты и гармоничности художественного мира Герои Лескова удивительно чисты и благородны, их речь проста и вместе с тем красива, так как передает мысли, содержащие вечные истины о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. Жители огромного лесковского мира настолько реальны, что читателя не покидает уверенность в том, что они списаны с натуры. Мы не сомневаемся в том, что автор действительно встречался с ними во время своих многочисленных поездок по России. Но какими бы обыкновенными и простыми ни были эти люди, все они праведники, как их определяет сам Лесков. Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу. Читатель ясно представляет себе цель автора обратить внимание на русский народ, на его характер и душу. Лескову удается в полной мере раскрыть характер русского человека со всеми его плюсами и минусами.

Что особенно бросается в глаза при чтении произведений Лескова вера его героев в Бога и безграничная любовь к родине. Эти чувства настолько искренни и сильны, что человек, обуреваемый ими, может преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Вообще, русский человек всегда готов пожерт – ^ вовать всем и даже своей жизнью, чтобы добиться поставленной цели высокой и прекрасной. Кто-то жертвует собой ради веры, кто-то ради Отечества, а Катерина Измайлова, героиня Леди Макбет Мценского уезда, пожертвовала всем ради того, чтобы спасти свою любовь, и когда все способы и средства были перепробованы, а выход из создавшегося положения так и не был найден, она бросилась в реку. Это похоже на финал пьесы Островского , где Катерина Кабанова гибнет из-за своей любви, и в этом Лесков и схожи.

Но как бы ни был прекрасен и чист душою русский человек, у него есть и отрицательные качества, одним из которых является склонность к пьянству. И этот порок Лесков обличает во многих своих произведениях, герои которых понимают, что пить глупо и нелепо, но ничего не могут с собой поделать. Это, наверное, тоже чисто русская особенность поведения отводить душу, заливая горе вином.

Вырастая на лоне природы, среди прекрасных пейзажей, простора и света, простой лесковский герой из народа стремится к чему-то возвышенному, к красоте и любви. У каждого конкретного героя это стремление проявляется по-своему: у Ивана Флягина это любовь к лошадям, а у Марка Александрова это восторженное отношение к искусству, к иконе.

Мир Лескова мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к праведникам и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Леди Макбет Мценского уезда история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой .