Название произведения которые написал федор иванович шаляпин. В каких операх Шаляпин исполнял главные партии? «Псковитянка» (Иван Грозный), «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Моцарт и Сальери» (Сальери). К чему снятся кошки


Федор Иванович Шаляпин – знаменитый русский оперный певец, один из самых ярких и талантливых солистов Большого театра Москвы первой половины 20 века.
Родился в 1887 году в Казани, получил начальное образование в приходской школе, где также участвовал в церковном хоре. В 1889 году был зачислен в театральную труппу Василия Серебрякова на должность статиста, но уже через год исполнил свою дебютную сольную партию в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин».
После переезда в Москву на Федора Ивановича Шаляпина обратил внимание известный столичный меценат Савва Мамонтов, который предсказал начинающему певцу всемирную славу и пригласил в оперный театр на ведущие роли. Несколько лет работы в частной труппе Мамонтова открыли Федору Шаляпину путь на сцену Большого театра, где он прослужил с 1899 по 1921 год.
Первый успех пришел к Федору Шаляпину во время зарубежных гастролей в 1901 году, после которых он был признан одним из лучших русских оперных солистов.
В 1921 году, оправившись в мировое турне вместе с труппой Большого театра, Шаляпин решил не возвращаться на родину, и с 1923 года начал сольную карьеру, параллельно снимаясь в кино у австрийского режиссера Георга Пабста.
В 1938 году скончался в Париже от лейкемии, а спустя 46 лет его прах был перевезен в Москву и перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Песни в исполнении Федора Ивановича Шаляпина

Название: «Блоха»
Размер файла: 2,62 Мб, 128 кб/с

Название: «Дубинушка»
Размер файла: 3,06 Мб, 128 кб/с

Название: «Два гренадера»
Размер файла: 2,79 Мб, 128 кб/с

Название: «Элегия»
Размер файла: 3,83 Мб, 128 кб/с

Название: «Из-за острова на стяжень»
Размер файла: 3,61 Мб, 128 кб/с

Название: «Очи черные»
Размер файла: 3,17 Мб, 128 кб/с

Название: «Вдоль по Питерской»
Размер файла: 1,77 Мб, 128 кб/с

Название: «Вниз, по матушке, по Волге»
Размер файла: 3,07 Мб, 128 кб/с

Название: «Эй, ухнем!»
Размер файла: 2,93 Мб, 128 кб/с

Название: «Уймитесь, волнения, страсти...»
Размер файла: 4,06 Мб, 128 кб/с

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.

"…По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…

В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру".

Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1894 году пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. Пятого апреля 1895 года дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно в Мариинском театре.

В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского (1898) и др. «Одним великим художником стало больше», - писал о двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов.

Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Поленовым, В. и А. Васнецовыми, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, К. Коровиным и другими) давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым. Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе «Судьба» (стихи А. Апухтина), «Ты знал его» (стихи Ф. Тютчева).

Глубоко национальное искусство певца восхищало его современников. «В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин», - писал М. Горький. В опоре на лучшие традиции национальной вокальной школы Шаляпин открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства - драматическое и музыкальное, - подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом. В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14). Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании емких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижеры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижера и композитора Д. Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр… Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди…»

"Шаляпина привлекали характеры сильных людей, охваченных идеей и страстью, переживающих глубокую душевную драму, а также яркие острокомедийные образы, - отмечает Д.Н. Лебедев. - С потрясающей правдивостью и силой раскрывает Шаляпин трагедию несчастного, обезумевшего от горя отца в «Русалке» или мучительный душевный разлад и угрызения совести, испытываемые Борисом Годуновым.

В сочувствии к человеческим страданиям проявляется высокий гуманизм - неотъемлемое свойство прогрессивного русского искусства, зиждущегося на народности, на чистоте и глубине чувств. В этой народности, наполнявшей все существо и все творчество Шаляпина, коренится сила его таланта, тайна его убедительности, понятности каждому, даже неискушенному человеку".

Шаляпин категорически против наигранной, деланной эмоциональности: «Всякая музыка всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувства, механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия. Холодно и протокольно звучит эффектная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний. В этой интонации… которую я признавал обязательной для передачи русской музыки, нуждается и музыка западная, хотя в ней меньше, чем в русской, психологической вибрации».

Для Шаляпина характерна яркая, насыщенная концертная деятельность. Слушателей неизменно восхищало исполнение им романсов «Мельник», «Старый капрал», «Титулярный советник» Даргомыжского, «Семинарист», «Трепак» Мусоргского, «Сомнение» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Соловей» Чайковского, «Двойник» Шуберта, «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал» Шумана.

Вот что писал об этой стороне творческой деятельности певца замечательный русский музыковед академик Б. Асафьев:

«Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так вглубь, что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к требуемому сценой акценту на аксессуарах и видимости выражения. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню „Во сне я горько плакал“ Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, - а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе все: вся глубь и полнота человеческого сердца… Лицо неподвижное, глаза выразительные донельзя, но по-особенному, не так, как, скажем, у Мефистофеля в знаменитой сцене со студентами или в саркастической серенаде: там они горели злобно, с издевкой, а тут глаза человека, ощутившего стихию скорби, но понявшего, что только в суровой дисциплине ума и сердца - в ритме всех своих проявлений - человек обретает власть и над страстями и над страданиями».

Пресса любила подсчитывать гонорары артиста, поддерживая миф о баснословном богатстве, о жадности Шаляпина. Что с того, что этот миф опровергают афиши и программы множества благотворительных концертов, известные выступления певца в Киеве, Харькове и Петрограде перед огромной рабочей аудиторией? Досужая молва, газетные слухи и сплетни не раз вынуждали артиста браться за перо, опровергать сенсации и домыслы, уточнять факты собственной биографии. Бесполезно!

В годы Первой мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, но не рекламировал свои «благодеяния». Юрист М.Ф. Волькенштейн, который много лет вел финансовые дела певца, вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»

После Октябрьской революции 1917 года Федор Иванович занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Певец стремился уйти от политики, в книге своих воспоминаний он писал: «Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом, моему призванию я был предан безраздельно. Но менее всего я был политиком».

Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна. Его приглашают выступать на официальных концертах, он много выступает и для широкой публики, его награждают почетными званиями, просят возглавить работу разного рода художественных жюри, советов театров. Но тут же звучат резкие призывы «социализировать Шаляпина», «поставить его талант на службу народу», нередко высказываются сомнения в «классовой преданности» певца. Кто-то требует обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности, кто-то выступает с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров… «Я все яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет», - признавался артист.

Конечно, Шаляпин мог защитить себя от произвола ретивых функционеров, обратившись с личной просьбой к Луначарскому, Петерсу, Дзержинскому, Зиновьеву. Но находиться в постоянной зависимости от распоряжений даже столь высоких руководящих лиц административно-партийной иерархии артисту унизительно. К тому же и они часто не гарантировали полной социальной защищенности и уж никак не вселяли уверенности в завтрашнем дне.

Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя продолжал некоторое время считать свое невозвращение временным. Значительную роль в случившемся сыграло домашнее окружение. Забота о детях, страх оставить их без средств к существованию заставляли Федора Ивановича соглашаться на бесконечные гастроли. Старшая дочь Ирина осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Другие дети от первого брака - Лидия, Борис, Федор, Татьяна - и дети от второго брака - Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно позировал сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту…».

На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира - в Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии, на Гавайских островах. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры. Особый успех в Париже имели оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». В 1935 году Шаляпина избрали членом Королевской академии музыки (вместе с А. Тосканини) и вручили диплом академика. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы Мельника («Русалка»), Ивана Сусанина («Иван Сусанин»), Бориса Годунова и Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка») и многие другие. Среди лучших партий в западноевропейской опере - Мефистофель («Фауст» и «Мефистофель»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Лепорелло («Дон Жуан»), Дон Кихот («Дон Кихот»). Столь же велик был Шаляпин в камерно-вокальном исполнительстве. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный «театр романса». Его репертуар включал до четырехсот песен, романсов и произведений камерно-вокальной музыки других жанров. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень».

В 20-30-е годы им сделано около трехсот грамзаписей. «Люблю граммофонные записи… - признавался Федор Иванович. - Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей». Певец был очень требователен к записям, среди его любимых - запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни. По воспоминанию Асафьева, «широкое, могучее неизбывное дыхание великого певца насыщало напев, и, слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины».

24 августа 1927 года Совет народных комиссаров принимает постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста. В возможность снятия с Шаляпина звания народного артиста, о чем поползли слухи уже весной 1927 года, Горький не верил: «Звание же народного артиста, данное тебе Совнаркомом, только Совнаркомом и может быть аннулировано, чего он не делал, да, разумеется, и не сделает». Однако на деле все произошло иначе, совсем не так, как предполагал Горький…

Понимание истории российского музыкального театра невозможно без рассмотрения вопроса о том, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Этот выдающийся певец оказал огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой культуры. Трудно переоценить его вклад в становление национального оперного искусства. Его феноменальный успех за границей способствовал распространению и популяризации не только русской классической музыки, но и народного, фольклорного песенного творчества.

Некоторые факты биографии

Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Будущий певец происходил из простой крестьянской семьи. Он окончил местное приходское училище, с детства пел в церковном хоре. Однако из-за трудного материального положения он некоторое время обучался ремесленному мастерству. Через некоторое время молодой человек поступил в арское училище. Начало его творческой карьеры связано с поступлением в труппу Серебрякова, где он поначалу исполнял небольшие партии, участвуя в хоровом пении.

В 1890 году Федор Иванович Шаляпин уехал в Уфу, где поступил в опереточную труппу. Здесь он начал исполнять сольные партии. Через четыре года перебрался в Москву, а потом - в столицу империи, где был принят в главный театр. Здесь он исполнял роли как иностранного, так и отечественного репертуара. Талант молодого певца сразу привлек внимание не только широкой публики, но и критиков. Однако, несмотря на рост популярности, Шаляпин чувствовал себя несколько стесненным: ему не хватало свободы и личной инициативы.

Начало карьеры

Перелом в жизни певца произошел после его знакомства со знаменитым российским миллионером и меценатом С. Мамонтовым. С ним он впервые встретился поиском талантов и набирал в свою труппу лучших певцов, музыкантов и художников. В этом городе выступления Шаляпина начались с исполнения им заглавной партии Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя». Спектакль имел большой успех и сыграл судьбоносную роль в карьере артиста, поскольку именно в этой постановке раскрылся его огромный талант именно как исполнителя русской классической музыки, которую он прекрасно чувствовал и понимал.

Тогда Савва Иванович пригласил певца в свою частную труппу. Он хотел создать русский национальный музыкальный театр, и поэтому особенно заботился о том, чтобы привлечь к себе наиболее талантливых деятелей искусства.

Расцвет творчества

Мамонтовская опера сыграла выдающуюся роль в русской культуре. Дело в том, что на этой частной сцене ставились те оперы, которые не шли в казенных театрах. Например, именно здесь состоялась премьера нового произведения Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Роль последнего блестяще сыграл Шаляпин. Вообще этот новый театр был призван популяризировать музыку представителей «Большой кучки». И именно в данном репертуаре максимально раскрылся талант певца.

Для того чтобы понять, насколько сильно изменились роли этого выдающегося исполнителя, достаточно просто перечислить, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Он начал петь большую русскую оперу: его привлекала сильная, мощная и драматическая музыка композиторов, которые писали свои произведения на исторические, былинные и сказочные темы. Традиционные народные мотивы особенно нравились певцу, а картины из древнерусской истории привлекали своей живописностью и глубиной. Именно в данный период своего творчества (1896-1899 гг.) он воплотил на сцене ряд выдающихся образов. Одной и наиболее значимых его работ этого этапа стала роль Ивана Грозного в сочинении Римского-Корсакова.

Историческая тематика в творчестве

Опера «Псковитянка» основана на историческом эпизоде и отличается острым и динамичным сюжетом и вместе с тем психологической глубиной изображения царя и жителей города. Музыка данного произведения идеально подходила для вокальных и артистических возможностей певца. В роли этого правителя он был очень убедителен и выразителен, так что эта работа стала одной из наиболее значимых в его карьере. Впоследствии он даже снялся в фильме, поставленном по данному произведению. Однако поскольку певец не воспринимал самостоятельную ценность кинематографа, то почти не снимался, и его первый фильм не заслужил признания критиков.

Особенности исполнения

Для объективной оценки творчества певца необходимо указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Стоит отметить, что их немало. Опера «Псковитянка» стала одной из наиболее значимых в его карьере. Однако он прославился и в ряде других выдающихся постановок. В этот период он своим основным репертуаром считал русскую оперу, которую особенно ценил, и придавал ей большое значение в развитии мирового музыкального театра. Современники отмечали, что популярность певца объяснялась не только его удивительными вокальными данными, но и артистизмом, умением вживаться в роль и передавать голосом все мельчайшие оттенки интонаций.

Критики замечали, что он прекрасно чувствовал музыкальный язык исполняемых произведений. Кроме того, Шаляпин был превосходным театральным артистом, то есть с помощью мимики и жестов передавал все психологические черты изображаемого персонажа. Певец обладал талантом перевоплощения. Например, он мог в одном спектакле играть несколько ролей. Этим мастерством особенно и прославился Федор Шаляпин.

«Борис Годунов» - опера, в которой он пел партии царя и монаха Пимена. Его исполнение отличалось особой выразительностью, так как для каждой роли он умел найти новый музыкальный язык. Мусоргский был его любимым композитором.

Эпизоды

Голос Шаляпина - это высокий бас. И хотя он прославился исполнением в первую очередь драматических партий, тем не менее, обладал хорошим чувством юмора, и как большой артист прекрасно играл комедийные роли, например партию дона Базилио в опере «Севильский цирюльник».

Талант его был многогранен: он великолепно пел и в эпизодических партиях, как, например, в опере Глинки. Помимо исполнения главной роли в спектакле «Жизнь за царя» он сыграл роль одного из витязей в его другом произведении. Эта небольшая мизансцена была положительно отмечена критиками, которые говорили о том, что артисту удалось удивительно точно передать образ хвастливого воина.

Еще одна небольшая, но знаковая роль, - партия варяжского гостя, которая стала визитной карточкой певца, и образ мельника из другой сказочной оперы. Тем не менее основой его репертуара продолжали оставаться серьезные драматические партии. Здесь отдельно следует выделить работу в опере «Моцарт и Сальери». Данное произведение является камерным и отличается от тех спектаклей, в которых он прежде участвовал. Тем не менее Шаляпин и здесь проявил себя как большой артист, великолепно исполнив басовую партию.

В первые десятилетия 20 века

Накануне первой русской революции певец уже был очень популярен. В это время он поет песни из народного песенного творчества, которые получили в его исполнении особое звучание. Особую известность приобрела песня «Дубинушка», которой рабочие придали революционное звучание. После прихода к власти большевиков в 1917 году Шаляпин стал фактическим руководителем Мариинского театра с присвоением звания Народного артиста республики. Однако из-за частых заграничных гастролей и пожертвований в пользу детей эмигрантов его заподозрили в симпатии к монархии. С 1922 года певец жил и гастролировал за границей, за что был лишен звания Народного артиста.

Эмиграция

В 1920-1930-е годы певец активно гастролировал, выступая не только с отечественным, но и с иностранным репертуаром. При характеристике данного периода его творчества следует указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Так, специально для него Ж. Массне написал оперу «Дон Кихот». Певец сыграл эту роль и снялся в одноименном фильме.

Шаляпин умер в 1938 году от тяжелой болезни, был похоронен во Франции, но потом его прах был перевезен в нашу страну. В 1991 году ему посмертно вернули звание Народного артиста.

Родился в семье крестьянина Ивана Яковлевича из деревни Сырцово, который служил в земской управе, и Евдокии Михайловны из деревни Дудинской Вятской губернии.

Сначала маленького Федора, стараясь приставить «к делу», отдали в ученики к сапожнику Н.А. Тонкову, затем В.А. Андрееву, затем к токарю, позднее к столяру.

В раннем детстве у него проявился красивый голос дискант и он часто пел вместе с матерью. В 9 лет он начал петь в церковном хоре, куда его привел регент Щербицкий, их сосед, и начал зарабатывать на свадьбах и похоронах. Отец купил на толкучке скрипку для сына и Федор пытался на ней играть.

Позднее Федор поступил в 6-е городское четырехклассное училище, где был замечательный учитель Н.В. Башмаков, которое закончил с похвальной грамотой.

В 1883 году Федор Шаляпин впервые попал в театр и дальше стремился смотреть все спектакли

С 12 лет он начал участвовать в спектаклях гастролировавшей труппы в качестве статиста.

В 1889 году поступил в драматическую труппу В.Б. Серебрякова статистом.

29 марта 1890 года Федор Шаляпин дебютировал с партией Зарецкого в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной Казанским обществом любителей сценического искусства. Вскоре он переезжает из Казани в Уфу, где выступает в хоре труппы С.Я. Семенова-Самарского.

В 1893 году Федор Шаляпин переехал в Москву, а в 1894 году – в Санкт-Петербург, где начал петь в загородном саду «Аркадия», в театре В.А. Панаева и в труппе В.И. Зазулина.

В 1895 году дирекция Санкт-петербургских оперных театров приняла его в состав труппы Мариинского театра, где он пел партии Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно и Руслана в «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки.

В 1896 году С.И.Мамонтов предложил Федору Шаляпину петь в его Московской частной опере и переехать в Москву.

В 1899 году Федор Шаляпин стал ведущим солистом Большого театра в Москве и, гастролируя, с огромным успехом выступал в Мариинском театре.

В 1901 году Федор Шаляпин дал 10 триумфальных представлений в «Ла Скала» в Милане в Италии и проехал с концертным турне по Европе.

С 1914 года он начал выступать в частных оперных антрепризах С.И. Зимина в Москве и А.Р. Аксарина в Петрограде.

В 1915 году Федор Шаляпин исполнил роль Ивана Грозного в кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» по драме Л. Мея «Псковитянка».

В 1917 году Федор Шаляпин выступил как режиссер, поставив в Большом театре оперу Д. Верди «Дон Карлос».

После 1917 года он был назначен художественным руководителем Мариинского театра.

В 1918 году Федору Шаляпину было присвоено звание народного артиста Республики, но в 1922 году он выехал на гастроли в Европу и там остался, продолжив успешно выступать в Америке и Европе.

В 1927 году Федор Шаляпин пожертвовал деньги священнику в Париже для детей русских эмигрантов, что было представлено как помощь "белогвардейцам на борьбу с Советской властью" 31 мая 1927 года в журнале «Всерабис» С. Симоном. И 24 августа 1927 года СНК РСФСР постановлением лишил его звания Народного артиста и запретил возвращаться в СССР. Это постановление было отменено Советом Министров РСФСР 10 июня 1991 "как необоснованное".

В 1932 году он снялся в главной роли в фильме «Приключения Дон Кихота» Г. Пабста по роману Сервантеса.

В 1932 -1936 Федор Шаляпин поехал в гастроли на Дальний Восток. В Китае, Японии, Маньчжурии он дал 57 концертов.

В 1937 году ему был поставлен диагноз лейкемия.

12 апреля 1938 года Федор скончался и был похоронен на кладбище Батиньоль в Паржие во Франции. В 1984 году его прах был перенесен в Россию и 29 октября 1984 года перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

РЕПЕРТУАР Ф. И. ШАЛЯПИНА

1890. Стольник - «Галька» С. Монюшко.

1891. Феррандо - «Трубадур» Дж. Верди. Неизвестный - «Аскольдова могила» А. Верстовского. Петро - «Наталка Полтавка» Н. Лысенко.

1892. Валентин - «Фауст» Ш. Гуно. Оровезо - «Норма» Д. Беллини. Кардинал, Альберто - «Дочь кардинала» («Жидовка») Ф. Галеви. Сват - «Русалка» А. Даргомыжского.

1893. Рамфис - «Аида» Дж. Верди. Мефистофель - «Фауст» Ш. Гуно. Гудал - «Демон» А. Рубинштейна. Тонио - «Паяцы» Р. Леонкавалло. Монтероне - «Риголетто» Дж. Верди. Гремин - «Евгений Онегин» П. Чайковского. Сен-Бри - «Гугеноты» Д. Верди. Лотарио - «Миньон» А. Тома.

1894. Лорд Кокбург - «Фра-Дьяволо» Д. Обера. Мельник - «Русалка» А. Даргомыжского. Томский - «Пиковая дама» П. Чайковского. Дон Базилио - «Севильский цирюльник» Д. Россини. Миракль - «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха. Торе - «Набережная Санта-Лючия» Н. Таски. Бертрам - «Роберт-Дьявол» Д. Мейербера. Цунига - «Кармен» Ж. Бизе. Дон Педро - «Африканка» Д. Мейербера. Старый еврей - «Самсон и Далила» К. Сен-Санса.

1895. Иван Сусанин - «Жизнь за царя». Руслан - «Руслан и Людмила» М. Глинки. Граф Робинзон - «Тайный брак» Д. Чимарозы. Панас - «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова.

1896. Князь Верейский - «Дубровский» Э. Направника. Судья - «Вертер» Ж. Массне. Владимир Галицкий - «Князь Игорь» А. Бородина. Князь Владимир, Странник - «Рогнеда» А. Серова. Нилаканта - «Лакме» Л. Делиба. Иван Грозный - «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова.

1897. Коллен - «Богема» Д. Пуччини. Князь Вязьминский - «Опричник» П. Чайковского. Досифей - «Хованщина» М. Мусоргского. Варяжский гость - «Садко» Н. Римского-Корсакова.

1898. Голова - «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Олоферн - «Юдифь» А. Серова. Сальери - «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова. Царь Борис - «Борис Годунов» М. Мусоргского.

1899. Варлаам - «Борис Годунов» М. Мусоргского. Илья - «Илья Муромец» В. Серовой. Алеко - «Алеко» С. Рахманинова. Андрей Дубровский - «Дубровский» Э. Направника.

1900. Бирон - «Ледяной дом» А. Корещенко.

1901. Галеофа - «Анджело» Ц. Кюи. Фарлаф - «Руслан и Людмила» М. Глинки. Мефистофель - «Мефистофель» А. Бойто. Священник - «Пир во время чумы» Ц. Кюи.

1902. Ерёмка - «Вражья сила» А. Серова.

1903. Добрыня - «Добрыня Никитич» А. Гречанинова.

1904. Демон - «Демон» А. Рубинштейна. Гаспар - «Корневильские колокола» Р. Планкетта. Онегин - «Евгений Онегин» П. Чайковского.

1906. Князь Игорь - «Князь Игорь» А. Бородина.

1907. Филипп II - «Дон Карлос» Д. Верди.

1908. Лепорелло - «Дон Жуан» В. Моцарта.

1909. Хан Асваб - «Старый Орел» Р. Гинсбурга.

1910. Дон Кихот - «Дон Кихот» Ж. Массне.

1911. Иван Грозный - «Иван Грозный» Р. Гинсбурга.

1914. Кончак - «Князь Игорь» А. Бородина.

Последние выступления Ф. И. Шаляпина на оперной сцене состоялись 30 марта 1937 года в Монте-Карло и 5, 28 апреля и 6 мая в Варшаве: артист выступил в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

Концертный репертуар Ф. И. Шаляпина был чрезвычайно богат, певец выступал с ариями и ансамблями из опер, исполнял множество романсов и песен (около 150 названий). Наиболее часто звучали вокальные произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна, А. С. Аренского, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, русские и украинские народные песни и др. Последний концерт Ф. И. Шаляпина состоялся 23 июня 1937 года в Истборне (Англия).

Первые записи на фонографе Ф. И. Шаляпин сделал в 1898 году, но остался крайне недоволен качеством звуковоспроизведения. Как сообщает И. Н. Боярский, новую попытку записать концертные номера певец предпринял только в 1902 году по предложению английской фирмы «Граммофон», но и на этот раз качество звучания певца не удовлетворило. Регулярно записывать пластинки Ф. И. Шаляпин начал с 1907 года, когда техника звукозаписи стала более совершенной. В дальнейшем певец сотрудничал со многими граммофонными фирмами и записал почти весь оперный и концертный репертуар.

Последние записи Ф. И. Шаляпин сделал в 1936 году во время гастролей в Токио: «Блоха» М. П. Мусоргского и русская народная песня «Эй, ухнем».

Выпущенные на Западе грампластинки дублировались в Советском Союзе и широко тиражировались в 1920–1930-х годах и после двадцатилетнего перерыва - с 1950-х годов.

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Злободневный репертуар Борьба с волюнтаризмом спасла молодого Олега Табакова от неотвратимой творческой удачи: ему светило сыграть главную роль в фильме про юность Никиты Сергеевича Хрущева. Бродить среди кукурузных полей, щупать початки, смотреть вдаль оптимистичным

Из книги Эмиль Гилельс. За гранью мифа [с иллюстрациями] автора Гордон Григорий Борисович

Из книги Эмиль Гилельс. За гранью мифа автора Гордон Григорий Борисович

Репертуар Гилельса и как он им распоряжался Нет необходимости подробно говорить здесь о гилельсовском репертуаре: он представлен в книге Хентовой, а дискография - в книге Баренбойма. И в том и в другом случае есть существенные огрехи - по разным, несхожим причинам; вот о

Из книги Мой мир автора Паваротти Лучано

Репертуар Лучано Паваротти РУДОЛЬФ «Богема» Дж. Пуччини Реджо-нель-Эмилия, 28 апреля 1961 г. «Ковент-Гарден», 1963; «Ла Скала», 1965; Сан Франциско, 1967; «Метрополитэн-Опера», 1968 ГЕРЦОГ «Риголетто» Дж. Верди Карпи, 1961 Палермо, 1962; Вена, 1963; «Ла Скала», 1965; «Ковент-Гарден», 1971 АЛЬФРЕД

Из книги Избранные произведения в двух томах (том второй) автора

ГОРЛО ШАЛЯПИНА

Из книги Холодное лето автора Папанов Анатолий Дмитриевич

Театральный репертуар РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (г. КЛАЙПЕДА)1947–1948 гг.«Молодая гвардия» (по роману А. Фадеева) - Сергей Тюленин«Машенька» А. Афиногенова - Леонид Борисович«За тех, кто в море!» Б. Лавренева - Рекало«Собака на сене» Лопе де Вега - ТристанМОСКОВСКИЙ

Из книги Савва Мамонтов автора Бахревский Владислав Анатольевич

Сотворение Шаляпина 1Второе открытие Частной оперы состоялось 14 мая 1896 года в Нижегородском Деревянном оперном театре. В честь Дома Романовых, в день коронации императора Николая II давали «Жизнь за царя». Мамонтов свое причастие к труппе снова скрыл. Этот второй,

Из книги Я хочу рассказать вам... автора Андроников Ираклий Луарсабович

ПИСЬМО Ф. И. ШАЛЯПИНА К А. М. ГОРЬКОМУ Как уже было сказано, в бурцевском чемодане в Актюбинске обнаружилось неизвестное письмо Шаляпина к Горькому. В печати оно не появлялось, я огласил его только по радио. Между тем оно интересно и очень значительно. И дополняет

Из книги Человек из оркестра [Блокадный дневник Льва Маргулиса] автора Маргулис Лев Михайлович

ГОРЛО ШАЛЯПИНА В Боткинской больнице в Москве мне пришлось как-то лежать в одной палате с замечательнейшим актером и замечательным человеком - народным артистом СССР Александром Алексеевичем Остужевым. Если вам не случалось видеть его на сцене, то уж наверно доводилось

Из книги Собинов автора Владыкина-Бачинская Нина Михайловна

Репертуар симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета в период блокады ЛенинградаИсточниками настоящего перечня послужили: тетрадь записей концертов К. И. Элиасберга, афиши и программы, хранящиеся в музыкальной библиотеке Ленинградской филармонии и

Из книги К музыке автора Андроников Ираклий Луарсабович

КОНЦЕРТНЫЙ РЕПЕРТУАР Л. В. СОБИНОВА Глинка1. «Финский залив».2. «Заздравный кубок».3. «Как сладко с тобою мне быть».4. «К ней».5. «Северная звезда».6. «Ночь осенняя».7. «Победитель».8. «Не искушай» (дуэт).9. «Прости меня, прости» (дуэт).10. «Воспоминание» (дуэт).11. «Венецианская

Из книги Елена Образцова [Записки в пути. Диалоги] автора Шейко Ирэн Павловна

ОПЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР Л. В. СОБИНОВА Вагнер „Моряк-скиталец“ Рулевой 1894 МоскваЛеонкавалло „Паяцы" Арлекин 1894 МоскваРубинштейн „Демон“ Синодал 1897 МоскваГлинка „Руслан и Людмила" Баян 1897 МоскваБородин „Князь Игорь" Владимир Игоревич 1898 МоскваЧайковский „Евгений Онегин"

Из книги Елена Образцова: Голос и судьба автора Парин Алексей Васильевич

Горло Шаляпина В Боткинской больнице в Мо скве мне пришлось как-то лежать в одной палате с замечательнейшим актером и замечательным человеком – народным артистом СССР Александром Алексеевичем Остужевым. Если вам не случалось видеть его на сцене, то уж наверно

Из книги автора

Репертуар Е. В. Образцовой ОПЕРНЫЕ ПАРТИИ1963.Марина «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Большой театр. 17 декабря.1964.Миловзор «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Большой театр. 12 марта.Полина «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Большой театр. 12 марта.Горничная «Война и мир»

Из книги автора

Репертуар Елены Образцовой Оперные партии Марина Мнишек - «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, Москва, Большой театр 1963.Полина, Миловзор, Гувернантка - «Пиковая дама», П. И. Чайковского, Москва, Большой театр 1964.Горничная, Княжна Марья - «Война и мир»

Из книги автора

Концертный репертуар