Дома советской элиты: где жили артисты большого театра. Дома советской элиты: где жили артисты большого театра Здравствуй, новая жизнь…

Прогулка с ребенком – это возможность побыть вместе, побеседовать, поговорить по душам. Это доступный даже для очень занятого человека способ общения – ведь всегда можно найти немного времени, чтобы пройтись с сыном или дочкой по парку, набережной или старым городским улочкам. начинает собирать подходящие для таких сближающих прогулок места и их истории.

В самом центре столицы есть место, где можно и погулять, и дух старины вместе с богемным духом вдохнуть полной грудью, и помолиться от души. Это Брюсов переулок.

Улица на реке

И как только не назывался этот старинный (стариннейший даже) уголок нашей столицы, овеянный и всяческими легендами, и всякого рода разговорами… И Успенский вражек, и переулок Вражский – никаких тут врагов никогда и в помине не было, а от «вражек», стало быть, название, попросту оврага (ну, сколь все же забавны эти наши топонимы, сколько кроется в них всякого подчас неожиданного и даже веселого - исторического, разумеется, тоже)…

Во вражке этом текла речушка – настолько маленькая, что и названия-то у нее не было. Она и сегодня течет, но только под землей, спрятанная уже больше двухсот лет тому назад в трубу. Детям на экскурсиях рассказывают в основном про Неглинку, текущую в трубном подземелье. Но сколько безымянных, как эта, рек, речушек и ручейков струится под землей. Не сосчитать!

photosight.ru. Фото: Татьяна Цыганок

А еще этот переулок известен и как Воскресенский, так как с начала 17-го века стоит тут церковь Воскресения Словущего. Вначале деревянная, потом каменная - она не раз горела, но никогда не закрывалась. Никогда! Даже в страшные сталинские времена гонений на церковь. И это при том, что находится храм всего-то в нескольких сотнях метров от Красной площади и от Кремля. Воистину Господь сохранил!

С середины же 18-го столетия стал переулок Брюсовым. Ибо сто лет уже жило тут славное семейство Брюсов, что перебрались в Московию, на службу к русскому государю, еще к «тишайшему» Алексею Михайловичу, из Англии. Первым был Яков Вилимович Брюс – потомок королей Шотландии и человек военный. Военным был и его сын. По той же стезе и внук поначалу пошел – тоже Яков Вилимович Брюс – с младых ногтей был сподвижником будущего царя Петра Великого.

Однако потом стал Яков Вилимович человеком сугубо научным. Знающий несколько языков, изучивший морское дело, он был также и знатоком живописи, собрал уникальную библиотеку и богатейший гербарий. Но и астрологией, говорят, не брезговал. И даже – тсс! – колдовством. Московская легенда гласит, что первый русский масон из своего дома до Сухаревой башни (что построил Яков Брюс, дабы наблюдать за звездами) летал по воздуху. Вот только как летал, на чем?.. Тогда ведь еще и воздушных шаров-то не бывало. Известно лишь, что ночами эдак передвигался. Когда не видал никто…

Последний из поместья Брюсов племянник Якова Вилимовича граф Александр ни летать не сподобился, ни за светилами небесными подсматривать… Однако успел поучаствовать в немалом количестве походов, дослужиться до генерала-лейтенанта и даже стать вице-губернатором Москвы.

Так в честь кого же улица-то названа? А вот вам и вопрос. Отгадайте сами.

Уж куда позже называлась эта улица и именем Антонины Васильевны Неждановой – знаменитой русской певицы и некогда первой сопрано Большого театра. Но это недолго, чуть более тридцати лет – с 62-го по 94-й год минувшего столетия. Впрочем, и тогда переулок, что соединяет за каких-то пять пешеходных минут насквозь магистральную Тверскую с камерной Большой Никитской, москвичи называли по старинке «Брюсовым». А 20 лет назад улице вернули ее историческое имя. И, смеем надеяться, теперь уже навсегда.

Тени минувшего

Незабвенная исполнительница ныне почти забытого романса Надежда Андреевна Обухова тоже жила на этой улице. «Тени минувшего» – незамысловатые слова городского романса – она, как никто другой, умела превратить в краткую, но всегда удивительно живую историю чьих-то глубоких чувств. Отсюда, из дома № 7, «королева русского романса» – едва ли не единственная оперная певица с уникальным меццо-сопрано, умевшая петь старинный романс в салонной (а не в классической) манере – уезжала в Большой театр. На оперной сцене Обухова царила столь же полновластно, как и в музыкальном салоне.

Да, дом №7… Самый большой, пожалуй, в Брюсовом… и уж точно – самый славный. Дом артистов Большого театра. Главного театра страны.

«Тени минувшего» в этом доме пели и дуэтом. Старинная хроника донесла до нас полуистертую запись романса, спетого Обуховой в компании первого тенора страны Ивана Козловского в квартире Антонины Васильевны Неждановой. Квартира, впрочем, тогда уже стала музеем (достаточно вскорости после кончины легендарной певицы) и отсюда периодически велись телепередачи доброго старомодного жанра в силе «это было, было..». И хотя нынче это может показаться совсем уж невероятным, но… Это, действительно, было. И, кажется, совсем не так уж давно…

В неизменно аккуратном убранном палисаднике у дома прогуливался прославленный бас Марк Рейзен в огромной белой шляпе – довольно широкополой и старинной, но при этом как-то никогда не ветшавшей и всегда модной. До глубокой старости элегантный и красивый, Рейзен в последний раз вышел на сцену Большого в 90 лет, чтобы спеть арию Гремина в «Евгении Онегине». И что же?.. Голос звучал как никогда!

В основном, дом 7 населяли оперные. Александр Пирогов – невысокий рост он всем на диво умел как-то скрыть, когда пел своего коронного Бориса в опере Мусоргского; Бронислава Златогорова – знаменитая не только своим глубоким меццо, но и изрядной антикварной коллекцией мебели; Елизавета Шумская – виртуозная Виолетта из «Травиаты» и любимая партнерша Козловского…

Сам тенор, до последних дней своих в любую погоду оберегавший свой уникальный голос теплым шарфом, в то же время ни под каким видом не чурался каждодневного моциона. Прогулки – полчаса, не более – совершались под руку с верной домработницей Ниной Феодосьевной – от дома до церкви Воскресения. Говорят, когда-то знаменитый певец пел тут и на клиросе, вместе с Неждановой… Говорят… Но прихожанином был верным. Это точно. И отпевал артиста сам митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим - еще одна легенда Брюсова переулка.

Высокий и статный, с черными, как смоль, волосами (а потом белый, как лунь) красавец, бывший почетным настоятелем храма, приезжал служить по воскресеньям (а порой и в будни) и всегда был окружен сонмом назойливых почитательниц. Они досаждали владыке в доперестроечное время тем, что привлекали к архиерейской особе излишнее для советских времен внимание. А потом, когда времена изменились и наблюдать за лицами духовного звания тем, кому следовало, стало уже и не к чему – и почитательницы владыки стали совсем старыми. Круг стал рассасываться и грустно редел. Старушки, вне зависимости от рода и звания, постепенно уходили в мир иной. А в 2003-ем ушел и сам владыка. Через десять лет после смерти Козловского. И Брюсов переулок к тому времени тоже уже изрядно изменился…

…Иных уж нет… А о тех, кто здесь жил, скупыми строками напоминают мемориальные доски… Самая страшная – на доме № 12. Здесь жил режиссер Всеволод Мейерхольд – великий театральный фантазер и экспериментатор. Надевший Буланову из «Леса» Островского на голову зеленый парик, верный друг и адепт советского режима, он был этим же режимом безжалостно уничтожен.

Его доска соседствует с мемориалом Софьи Гиацинтовой. Актриса была не только первой звездой Театра им. Ленинского комсомола, но и тоже страсть как верно служила советскому режиму. Повезло, однако, Софье Владимировне куда больше, чем Всеволоду Эмильевичу. Говорят потому, что актриса сумела оказаться в нужное время в нужном месте и сыграть роль матери самого Ленина, что и позволило Гиацинтовой безбедно дожить почти что до 90 лет, не оставляя при этом театральных подмостков.

Дом артистов в Брюсовом. Фото: Александр Иванов.

Здравствуй, новая жизнь…

А что же в Брюсовом теперь?

Известный художник Никас Сафронов перебрался в эти края, чтобы ночами бродить по …крыше своей квартиры. Известный своими разного рода эскападами, служитель муз купил сразу несколько жилищ по адресу дом № 17, в ктором некогда жила самая знаменитая балерина Большого театра Екатерина Васильевна Гельцер - подруга маршала Маннергейма.

Говорят, легендарный военачальник даже в советские времена, инкогнито переходя границу (ах, как романтично!), приезжал из Финляндии, которой к тому времени управлял и правил, посмотреть на свою чаровницу. Теперь половину апартаментов Гельцер занимает другая балерина – Илзе Лиепа, назвавшая свою кошку Васькой, а вернее Васильевной в честь отчества великой пассии Маннергейма.

Еще одна примета нового времени – только уже неживая – памятник Мстиславу Ростроповичу. Великого и, как всегда, очень сосредоточенного виолончелиста усадил за инструмент в углу сквера вездесущий Александр Рукавишников. Усадил прямо напротив входа в храм, в который музыкант, кстати говоря, очень любил заходить.

На Ростроповича из другого сквера смотрит другой небожитель. Композитор Арам Хачатурян. Оба жили тут неподалеку, в Доме композиторов. Построили его уже в 50-е, рядом с кооперативом артистов. И кое-кого – из первого поколения насельников – тут все еще можно встретить. Вот, например, Людмилу Лядову…

А так – племя младое, незнакомое… Рядом с Домом композиторов соорудили какой-то куб непонятной конструкции. То ли куб, то ли параллепипед, то ли… Нервные разноцветные граффити по стене… А дом 19 - одно из самых изящных строений на улице, столетней давности, оберегалось государством – снесли. Поставив бездарную стеклянную «каланчу» с подвалом для иномарок. Говорят, что в ней тоже живут люди…

Небесные помощники

Зайдем же напоследок в храм. Перед образом Богородицы «Взыскание погибших» издавна молятся родители о своих заблудших чадах, плачут перед иконой Небесной Заступницы о том, чтобы вернул Господь разумение нерадивым ученикам.

Икона эта попала сюда из храма Рождества Христова в Палашах, где перед ней когда-то венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон. И немало пришлось ей претерпеть испытаний – и была разбита наполеоновскими солдатами на части, и горела, – после того как когда-то давно принес ее в церковь разорившийся вдовец-дворянин с тремя дочками. Легенда гласит, что оставшись нищим с тремя детьми-подростками, он был в крайнем отчаянии, и Богородица осталась единственной его надеждой. Из последних сил он молился перед иконой, а когда выдал дочек замуж, то передал святыню в храм.

И перед древним образом святителя Николая молятся. Он учащимся – всегда первый помощник. И к Спридону, Тримифунтскому чудотворцу, обращаются…

Горгоц Илья. Брюсов переулок. Акварель.

***

…А входить в Брюсов переулок лучше с Тверской. И даже не входить, а вступать… Ибо открывается улица «триумфальной» аркой с мощными гранитными колоннами. Словно вступаешь в торжественную бальную залу. И – столько перед тобой пространства, истории, жизни…

Войдем же!..

Вход в Брюсов. Фото: artema-lesnik.livejournal.com

Переулки между Тверской и Большой Никитской представляют собой в отношении истории застройки пеструю, сложную, забавную, занимательную и достаточно поучительную картину. История и современность перемешаны здесь достаточно причудливо, при том, что современность имеет здесь свою «историю» – например, Брюсов переулок в ХХ в. облюбовала Московская Консерватория, за ней – Союз композиторов и Большой театр, и небольшая трасса превратилась в историю русской – советской музыки ХХ в., сменившую историю усадебного переулка прошлого. Но имена обитателей переулка ХХ в. настолько знамениты и знаменательны, что в данном случае остается только принять эту «смену вех».

Достаточно указать, что Брюсов переулок сменил три исторических названия, каждое из которых имело важное значение. Старейшее название переулка – Большой Вознесенский – по храму Вознесения Господня (Малое Вознесение) в нынешнем Вознесенском переулке, который первоначально был Малым Вознесенским. Храм необычайно знаменателен – это старейший сохранившийся памятник огромного района от Знаменки до Тверской. Каменное здание храма относится к середине XVI в. и в свою очередь могло быть связано с очень необычным соседом – от Знаменки до Большой Никитской до Романова Газетного переулков (со смещением трасс?) располагался печально знаменитый Опричный двор Ивана Грозного.

В XVIII в. значительные участки Большой Никитской и примыкающих к ней переулков занимают крупные усадьбы. По одной из них (№ 2) переулок получает свое самое известное наименование – усадьбу занимает знаменитый «чернокнижник» граф Я.Брюс, а при Екатерине II – его племянник, один из губернаторов (как писали в это время – главнокомандующих») Москвы В.Брюс. Кроме усадьбы Брюсов, в переулке со стороны Тверской сохранилась усадьба графов Гудовичей, первоначально выходившая на Тверскую и при расширении трассы Тверской – улицы Горького – в 1930-е гг. она была значительно отодвинута и сейчас полностью входит в застройку переулка.

С 1962 по 1994 гг. Брюсов переулок имел статус улицы имени н.а. СССР А.В.Неждановой – легендарной певицы первой половины ХХ в., жившей в описываемом д. 7 (Доме артистов Большого театра СССР, построенном под руководством академика архитектуры А.В.Щусева). В конце XIX и в начале ХХ вв. часть застройки Брюсова переулка заняли доходные дома (№ 6, 1901 г., архитектор А.Ф.Мейснер, др.), с этого началось повышение высоты застройки переулка, предвосхищая строительство в переулке в советский период.

«Артистическое» заселение Брюсова переулка началось в 1928 г., когда здесь одновременно были построены Дом артистов (№ 12, перед выходом переулка к Тверской, по проекту И.И.Рерберга) и Дом артистов МХАТ (№ 17, напротив сквера с памятником композитору А.И.Хачатуряну, по проекту А.В.Щусева, надстроен), внешне выполненный в формах строгого конструктивизма и ставший первенцем работы в Брюсовом переулке именитого архитектора. А.В.Щусев имел колоссальную строительную практику. Этот выдающийся мастер получил звание академика архитектуры еще в Петербургской Императорской Академии художеств.

Творческий поиск архитектора вызывает удивление своим многообразием. А.В.Щусев очень много работал в «русском» стиле (Казанский вокзал в Москве, Русский Паломнический центр в Бари, Италия), активно занимался архитектурной реставрацией (реставрация храма Св. Василия Великого в Овруче под Киевом, проекты реставрации Новгородского Кремля и Новоиерусалимского монастыря), и одновременно активно работал в формах конструктивизма и постконструктивизма (ВСХВ, 1923 г., совместно с И.В.Жолтовским и группой архитекторов, Наркомтяжпром, гостиница «Москва»). Вместе с И.В.Жолтовским А.В.Шусев стал пионером советского градостроительства, выполнив в начале 1920-х гг. перспективный проект градостроительного развития «Новая Москва». Легендой советской архитектуры стала работа А.В.Щусева над строительством Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади возле Московского Кремля.

Расположенный в середине трассы Брюсова переулка описываемый д. 7 представляет собой характерный пример постконструктивистских поисков А.В.Щусева середины 1930-х гг. Здание состоит из трех соединенных монументальных девятиэтажных корпусов, два боковых корпуса выдвинуты вперед, центральный корпус отодвинут с образованием небольшой «внутренней» площади. На всех корпусах два первых этажа образуют нижний ярус, оформленный в виде рустованной кладки из крупных блоков, верхняя зона оштукатурена. В середине нижнего яруса центрального (заглубленного) корпуса расположен проезд во двор в виде «большой» арки. Центральную вертикаль над этой аркой продолжает ряд двойных балконов на всю высоту верхнего яруса, этому центральному ряду вертикальному балконов аккомпанируют «меньшие» балконы по сторонам этой центральной оси на центральном и боковых корпусах. Для усиления пластической выразительности монументальной архитектурной композиции А.В.Щусев ввел в качестве обрамлений фасадов боковых корпусов в верхних зонах по два ряда трапециевидных нависающих эркеров и между ними на границе нижнего и верхнего ярусов – нависающие балконы на всю ширину фасадов. Завершением фасадов всех трех корпусов стал верхний этаж, ставший «реверансом» в сторону общих классицистических тенденций советской архитектуры 1930-х гг. Верхний этаж на всех корпусах выделенный узким карнизом, оконные проемы выполнены в виде арок, этаж завершен вынесенным нависающим карнизом на валютообразных консолях. В д. № 7, построенном под руководством А.В.Щусева, жили два выдающиеся обитателя Брюсова переулка – это народные артисты СССР А.В.Нежданова и Н.С.Голованов. В квартире № 10 сейчас открыт музей Н.С.Голованова.

В 1920-е годы по Москве прокатилась волна строительства кооперативного жилья нового типа. Актёры, музыканты, инженеры и чиновники массово объединялись в кооперативы для строительства собственных домов: одними из самых слаженных оказались созданные артистами Большого театра и «вахтанговцами». Шесть построенных для них зданий до сих пор заселены потомками прим и композиторов.

Дом артистов Большого Театра. Фото: wikimapia.org / Enormousrat

Три адреса в Брюсовом и один в Каретном: дома актёров Большого театра

Брюсов переулок, 7

Каретный ряд 5/10

Из-за своего невзрачного даже по меркам конструктивизма вида: пять этажей, один подъезд, мышиный цвет - здание редко привлекает внимание москвичей. Но дом уже не первый год входит в реестр памятников культурного наследия. Здание построено для работников Государственного академического Большого театра в 1935 году по проекту знаменитого столичного архитектора Алексея Щусева . Дом возвели по заказу кооператива театральных работников. Сразу после завершения строительства здесь поселилась солистка Большого Антонина Нежданова , именно её имя с 1962 по 1994 год будет носить весь переулок. Соседями артистки стали балерина Ольга Лепешинская, певцы Мария Максакова и Никадр Ханаев, театральный художник Федор Федоровский, дирижёр Александр Мелик-Пашаев и многие другие известные в то время сотрудники театра. Интересно, что мемориальная квартира в доме осталась лишь после одного жильца - музыканта Николая Голованова , который жил в апартаментах номер 10.

В 1956-1960 годах для выросшей труппы артистов Большого театра был построен еще один жилой дом в Каретном ряду. Несмотря на внушительные размеры, в доме почти не было действительно известных жильцов. Наибольшей популярности добились поселившийся здесь с самого начала Леонид Утёсов и обосновавшийся позднее телеведущий Леонид Якубович .

Мемориальная доска Леониду Осиповичу Утёсову на доме 5, ул. Каретный ряд в Москве. Фото: Commons.wikimedia.org

Брюсов переулок, 12. Фото: wikimapia.org / Bakurin

В 1928 году здание построил архитектор Иван Рерберг . Пятиэтажный дом с наружными лифтовыми шахтами легко перепутать с массовой застройкой, для которой и подготовили основу первые кооперативные дома эпохи НЭПа. После окончания строительства в доме поселился сам зодчий с семьёй, балерины Виктория Кригер и Марина Семёнова, актёры Софья Гиацинтова и Анатолий Кторов . Самыми знаменитыми и несчастливыми жильцами стали постояльцы квартиры 11, Всеволод Мейерхольд и его жена Зинаида Райх . Сам режиссёр был расстрелян в 1940 году, его супруга - убита в той самой квартире. Сразу после смерти Райх жилплощадь по легенде разделили на две части: одну половину занял шофёр Лаврентия Берии , а другую — девушка по имени Вардо Максимилишвили . Молодой женщине в разных источниках приписывается служба офицером НКВД, личным секретарём и даже любовницей Лаврентия Берии. Сейчас жильё превращено в открытый для посещений музей.

Брюсов переулок, 17

Такой же невзрачный, как и соседние, кооперативный дом артистов МХТ стал первым проектом Алексея Щусева в Брюсовом переулке. На возведение ушёл всего один год: минималистичное здание задумали в 1927 году, а заселяли уже в 1928-м.

Большой Лёвшинский переулок, 8а. Фото: Commons.wikimedia.org

Корпус немного выше соседних артистических зданий и насчитывает 6 этажей. Местные квартиры отличались повышенной комфортностью: почти все они созданы с учётом личных пожеланий будущих жильцов. В одной из секций на первом этаже изначально был спроектирован даже бассейн. В доме поселилась актёры Нина Литовцева, Василий Качалов, Иван Москвин, режиссёр Леонид Леонидов, балерина Екатерина Гельцер и балетмейстер Василий Тихомиров . Уже в середине XX века в доме ненадолго поселится знаменитый советский танцор Марис Лиепа . Несколько лет назад фактически весь верхний этаж и чердачное помещение здания выкупил художник Никас Сафронов - здесь находится его мастерская и жилые апартаменты.

Два дома «вахтанговцев»

Большой Николопесковский переулок, 12

Построенный в 1928 году дом предназначался для артистов театра имени Вахтангова. Здание спроектировал малоизвестный архитектор Яков Рабинович. Пятиэтажный дом правильной формы разделён на четыре подъезда и 38 квартир. Среди постояльцев первого этажа выделялся актёр Борис Щукин.

Большой Николопесковский переулок, 12/ Фото: Commons.wikimedia.org

На втором жили Иосиф Раппопорт, Анатолий Горюнов, Василий Куза, Рубен Симонов . Управдомом артисты выбрали Льва Русланова . Много лет спустя его сын Вадим Русланов опишет жизнь и быт первого поколения «вахтанговцев» в своей книге «Дом в Лёвшинском». В произведении фигурирует очень живая и сплоченная внутренняя жизнь двора: совместные танцевальные вечера, игры в теннис, волейбол, залитый на зиму каток и вечера на скамейке под окнами Щукина.

В 1937 году для артистов театра Вахтангова построили второй дом. Восьмиэтажный жилой корпус на этот раз расположился совсем рядом с местом службы, в Большом Николопесковском переулке. Самыми знаменитыми местными жителями оказались два актёра - отец и сын - Михаилы Державины . Последний до сих пор живёт здесь с женой Роксаной Бабаян .

Брюсов переулок.
Я хочу рассказать Вам об одном из уютных уголков старой Москвы, который мне очень дорог и интересен, поскольку связан с историей моего города и моих родных. Речь пойдет о тихом переулке между Тверской и Никитской улицами, который с XVIII века носит название Брюсов.
Переулок назван по фамилии домовладельца – графа Александра Романовича Брюса, генерал-лейтенанта, вице-губернатора Москвы и племянника (и наследника) знаменитого генерал-фельдмаршала Якова Вилимовича Брюса, соратника Петра I. Усадьба Брюсов – это дом №2/14. Брюсы являются потомками шотландских королей, но с 1647 года они перебрались в Россию. Отец А.Р. Брюса - Рома́н Ви́лимович Брюс - первый обер-комендант Петербурга и старший брат Якова Вилимовича Брюса, который, в свою очередь, был известен как физик, математик, астролог, переводчик и дипломат (а, по слухам, чернокнижник и колдун). Именно ему принадлежит идея кольцевого строительства Москвы. Во владении семьи Брюсов дом был с 30-х годов XVIII века, в 1770-х годах его перестроили, были надстроены второй и третий этажи. В 1812 году он, как и многие другие дома, пострадал от пожара, но уже через год был восстановлен. Главный фасад здания дважды претерпел изменения: в 1813 году и в конце XIX века. В 2007- 2009 годах была проведена реставрация этого исторического здания.
К слову, Брюсы владели домом чуть меньше ста лет, но название переулка –Брюсов, твердо за ним закрепилось. В советское время переулок был переименован в улицу Неждановой, по имени народной артистки СССР – певицы А.Н.Неждановой (жившей в доме №7), но в 1994 году историческое название вернули.
XVI веке на месте современного Брюсова переулка проходил глубокий и длинный овраг, по дну которого протекал ручей - правый приток р. Неглинной. Рядом с ним издавна существовала деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, первое упоминание о которой в исторических источниках относится к 1548 году. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы. Позднее жители стали именовать этот переулок просто Вражским или Воскресенским (из-за построенной в 1634 году церкви Воскресения).
Собственно, именно этот замечательный старинный храм Воскресения Словущего на Успенском вражке является визитной карточкой Брюсова переулка (здание № 15). Этот небольшой скромный храм не теряется на фоне обширного архитектурного наследия российской столицы. Как любят говорить православные верующие - это намоленное место. История этого храма очень интересна. При пожаре 10 апреля 1629 года сгорела деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы и, пристроенный к ней в 1620 году, придел пророка Елисея. На её месте к 1634 году была построена каменная церковь Воскресения Словущего. И рядом возведен новый, тоже каменный, храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Федоровичем (первым царем из династии Романовых) своего отца - Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. При упразднении этого храма, который просуществовал до нашествия Наполеона и большого московского пожара в 1812 году, его престол перенесли в храм Воскресения Словущего. (По одним сведениям престол Елисеевского храма был перенесен в 1818 году, по другим- в середине XIX века).
Для многих остаётся загадкой, почему в годы государственной атеистической пропаганды, когда многие церкви были закрыты или уничтожены, в главном городе нашей страны – в Москве, ни на один день не прекращал своего служения Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом переулке)?
Некоторые объясняют этот факт не совсем обычным статусом района, в котором расположен Брюсов переулок. Рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы - Консерватория. Здесь издавна селилась московская творческая богема - деятели литературы и искусства, музыканты, артисты, художники. Именно участие творческой интеллигенции столицы помогло предотвратить снос старинной церкви. В частности, эта заслуга приписывается великому русскому режиссёру и актёру К. С. Станиславскому, к мнению которого прислушивались самые влиятельные лица советского государства.
Если войти в Брюсов переулок со стороны Тверской улицы через величественную арку с гранитными колоннами, то слева на нас окажется дом №12, который является первым в очереди “артистических” домов Брюсова переулка. В нем жил известный режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой, актрисой Зинаидой Райх, и ее детьми от первого брака с Сергеем Есениным. Нередкими гостями в доме Меёерхольдов были Сергей Эйзенштейн, Борис Пастернак, Петр Кончаловский, Дмитрий Шостакович, Михаил Тухачевский, Юрий Олеша, Сергей Прокофьев, Андрей Белый. Также в этом доме №12 жили балерины В.В. Кригер и М.Т. Семенова, артисты И.Н. Берсенев, А.П. Кторов, С.В. Гиацинтова, архитектор И.И. Рерберг и балетмейстер В.Д. Тихомиров. В настоящее время в этом доме располагается музей-квартира В.Э. Мейерхольда.
Сразу за домом Мейерхольда находится девятиэтажный дом №8/10 сталинской постройки, он соединен с соседним домом. Это так называемые “музыкальные” дома, которые были построены специально для профессоров Консерватории, к которой ведет Брюсов переулок, и композиторов. В этом доме жили такие известные люди, как Хачатурян, Рихтер, Растропович, Кабалевский, Шостакович, Вишневская и Коган. В скверике между домами №8/10 и №6 в 2006 году был воздвигнут памятник знаменитому композитору и дирижеру Араму Хачатуряну, а в 2012 году на пересечении Елисеевского и Брюсова переулков установлен памятник великому музыканту Мстиславу Ростроповичу работы скульптора Александра Рукавишникова.
На противоположной стороне, где сейчас стоит современное здание №19, до 2003 года находился доходный дом А.В. Андреева (год постройки -1881), владельца лучшего в то время гастронома Москвы. Этот дом также причастен к миру русского искусства: в нем частенько бывал известный поэт К.Бальмонт, который впоследствии женился на дочери вышеупомянутого А.В.Андреева.
Чуть дальше по соседству располагается дом №17, который был построен для артистов Художественного театра. Здесь в свое время жили Москвин, Лиепа, Качалов и балерина Е.В. Гельцер. У этой балерины в один из своих визитов в Москву останавливалась А.Дункан.
Дом № 7 является самым большим строением в переулке. Он был построен по проекту Щусева специально для артистов Большого театра. В этом доме жили Нежданова, Лепешинская, Обухова, Голованов, а также И.С. Козловский, который часто пел в церковном хоре храма Воскресения Словущего.
До 1964 года, в трех минутах пешком от Брюсова переулка, жила семья моей прабабушки в старом трехэтажном доме, который, к сожалению, не сохранился. Бабушка мне рассказывала и об этом месте, и о строительстве дома «композиторов» (когда при закладке фундамента были найдены подземные ходы), и о старой церкви с чудотворными иконами. Поэтому, когда я оказываюсь в этом уголке старой Москвы, для меня безмолвные строения оживают, история моего города становится явью. Я горжусь, что я – москвичка!

«Брюсов 19» - новый комплекс класса de luxe в самом центре столицы, в Тверском районе, в двух шагах от Тверской и менее, чем в километре, от Кремля. Это одно из самых престижных мест столицы. В Брюсовом переулке располагаются жилые дома, построенные для творческой элиты - «Дом артистов МХАТ»(№ 17), «Дом артистов Большого театра»(№ 7), «Дом композиторов»(8/10), «Дом художника»(№ 4), «Дом артистов«(№ 12). В старинном переулке сохранилась городская усадьба Брюсов(XVII век), Храм Воскресения Словущего и англиканский Собор Святого Андрея.

«Брюсов 19» - один из самых оригинальных домов в Москве. В центре - большой атриум через все этажи. Необычен фасад - его украшают колонны в виде стволов пальмовых деревьев. Архитектурный проект разработан в мастерской Алексея Бавыкина и отмечен престижной профессиональной премией Building Awards-2008.

Квартиры в ЖК «Брюсов 19»

Проект рассчитан на 27 квартир площадью от 130 до 280 кв.м . Высота потолков - 3,2 м. На верхних этажах - два двухэтажных пентхауса с роскошной террасой, с видами на Кремль и купола Храма Христа Спасителя. В каждой квартире установлена система «Умный дом», спутниковое TV, пожарная сигнализация, проведены выделенные линии интернет.

Описание и инфраструктура

Нестандартное восьмиэтажное здание изящно вписано в легкий поворот переулка. «Древесный» фасад отделан травертином. Световой атриум пронизывает все этажи . Здесь установлены панорамные лифты - при движении вверх глазу постепенно открывается вид на Кремль. Инженерные системы здания соответствуют стандартам класса de luxe.

Для парковки оборудован подземный паркинг, способный обеспечить по 2 машино-места на каждую квартиру. Дополнительное удобство - автомойка.

Инфраструктура комплекса закрытая, клубного типа. На первом этаже находится плавательный бассейн , банный комплекс, тренажерный зал, стильная клубная комната.