Музыкально литературные композиции на зимнюю тематику сценарии. Литературно-музыкальная композиция «Зимушка-зима. Танец Мороза-Воеводы со снеговиками

Разработка Литературно-музыкальной композиции «Письмо Дедушке Морозу»

(Свет в зале приглушен. На сцене стоит наряженная елочка, вся сцена украшена снежинками, на заднем плане стоит бутафорная изба Деда Мороза. Звучит новогодняя музыка, звуки метели)

Вместо пуха в той перинке
Только звёздочки-снежинки,
Ледяное покрывало
Заменяет одеяло.

(На сцену выходит Дед Мороз, а за ним Снегурочка, у нее в руках очень много писем, сложенных в стопку)

А живёт в избе Мороз
И зовётся - Красный Нос.
Он студёною порою
Белым снегом землю кроет.

Дед Мороз:
С Новым годом вас, друзья!
С праздником богатым!
Счастья, радости желает
Дед Мороз ребятам!
Я, детишки, старый дед,
Мне, ребята, много лет!
В январе и феврале
Я гуляю по земле.
Только встану я с постели –
Поднимаются метели.
Как встряхну я рукавом –
Всё покроется снежком.
Но сейчас я очень добрый
И с ребятами дружу.
Никого не заморожу,
Никого не застужу.

Снегурочка: В белом домике своём
Дружно с дедушкой живём!
В чаще леса вековой
Часто слышим ветра вой!
Но не страшен холод нам,
Рады мы морозным дням!

А теперь нам нужно срочно
Разобрать за год всю почту.
Письма прочитать, посланья,
Чтоб исполнить пожеланья

(Звучит волшебная музыка. На сцену выходит девочка, в руках у нее конверт с надписью «Дедушке Морозу», она пишет письмо Деду Морозу, после читает его вслух)
Девочка:
Пишу не Санта-Клаусу, не прозой,
В стихах пишу я дедушке Морозу.
Письмо моё пускай летит по свету,
Ведь спама и рекламы в строчках нету.

А что хочу под ёлочку, ребята?
Лишь искренних улыбок, как когда-то,
Когда мы в детстве Новый год встречали,
С родителями праздник отмечали...

Хочу, чтоб научились ждать и верить,
Чтоб прекратили всё деньгами мерить.
Давайте вспоминать не только слёзы.
Спасибо скажем дедушке Морозу:

За прошлые подарки и сюрпризы,
За будущие просьбы и капризы.
За счастье - встретить близких на пороге…
И с Новым Годом пусть уйдут тревоги.

(Девочка складывает письмо, помещает его в конверт)

Ну вот и всё... Письмо в стихах, не прозой.
Кому конвертик? Дедушке Морозу…
А от кого, он спрашивать не будет...
Внизу я подписала ясно: «ЛЮДИ»…

(Девочка оставляет письмо на сцене под елочкой и уходит. Дед Мороз подходит к елочке, берет конверт в руки)

Дед Мороз:
Что же хочет девочка?
Куклу или белочку?
Чем её побаловАть?
Что под ёлку отправлять?

(Дед Мороз открывает конверт, достает лист, смотрит удивленно)

Что за странное письмо?
Рифмой сложено оно!!!
Пожеланья хороши…
Строки льются от души…

Снегурочка:
Дедушка, тогда пусть мир раскинет над Землёй,
Свой зонтик мира голубой.
Для всех зажжёт цветок рассвета,
Пусть будут мирными ракеты,
Пусть солнце светит в небе ясно,
Пусть будет Новый год прекрасным!

Дед Мороз:
Знают взрослые и дети,
Бедам быть не суждено,
Если дружат все на свете,
Победит всегда добро!

Снегурочка:
Ну а сегодня, ребятня,
Танцуйте, смейтесь и играйте,
Ведь детство - самая счастливая пора,

Вместе: Чудесно Новый Год встречайте!

Звучит новогодняя музыка. Участники уходят со сцены.

Литературно-музыкальная композиция

«Здравствуй, зимушка-зима»

Цели: 1. Познакомить со стихотворениями о зиме;

2. Привить любовь к стихам, к природе, Родине;

3. развивать навыки выразительного чтения.

Ход мероприятия.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы проведем необычный для вас урок – урок-концерт, посвященный зиме. А начнем мы наш урок с музыки П. И. Чайковского «Времена года».

Звучит музыка. Чайковский «Времена года» («Декабрь»)

Русская зима воспета в народных песнях, в музыке разных композиторов. На полотнах живописцев тоже изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящено много рассказов и стихотворений.

Ведь у каждого человека есть свое любимое время года. А каждое время года по- своему прекрасно. Нет, наверное, человека, который не любит зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. А в песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой. Это говорит о том, что люди любят это времягодя, несмотря на суровую погоду.

Учащиеся читают стихи. (Ф. И Тютчев «Чародейкою-зимою», Н. А. Некрасов «Мороз-воевода»)

Ребята, какое время года больше всего любил А. С. Пушкин?

Правильно, осень. Но только ли осени он посвящает свои стихи?

Конечно, нет. У него много стихотворений и о зиме. Послушаем некоторые из них.

Зимнее утро», «Зимний вечер», Зимняя дорога»)

Звучит музыка. Бетховен «Лунная соната»

Опустели наши поля, леса; птицы улетели в теплые края; обнаженные деревья уже не шумят своей листвой; звери и насекомые спрятались в свои норки. Природа приготовилась к зимнему сну. И вот наступила зима: время сильных морозов, метелей, ветров. Красива природа зимой: спящие поля, укрытые снегом, чистая белизна, сонный лес. Хотя зимой кажется, что вся природа спит, о ком мы с вами не должны забывать, ребята?

Конечно же, о птицах, о наших маленьких помощниках. Это воробьи, синицы… Мы их должны поддерживать в холодные дни, ведь им трудно найти корм.

Стихотворение Ю. Прокоповича Воробей»

С давних времен люди следили за природой, замечали особенности каждого времени года. Поистине народным творением являются загадки, пословицы, поговорки и приметы.

Перед вами 3 пословицы о зиме:

    Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход дает.

    Месяц январь - зимы государь.

    Январю батюшке - морозы, февралю – метели.

Ребята, приведите примеры других пословиц о зиме.

Молодцы, ребята. А теперь отгадайте загадки:

    Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

    Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

    Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

А теперь послушаем ваши загадки.

Посмотрим, как вы теперь справитесь с приметами.

    Зима морозная(?) – лето жаркое.

    Зима снежная(?) – лето дождливое.

    Дым столбом(?) – к морозу.

    Много еловых шишек(?) – к урожаю.

    Зима без снега(?) – лето без хлеба.

Зиме посвятил стихи другой замечательный русский поэт – С. А. Есенин.

(«Поет зима – аукает»)

Даже в самый разгар морозов мы о каком времени года вспоминаем?

Конечно, о весне. Все эти морозы, метели только на время, а потом наступит весна, и вся природа проснется от зимней спячки.

Ребята, а как вы думаете, в нашем марийском крае есть поэты, которые пишут о зиме?

Да, это Нина Жибрик, Борис Данилов, Зинаида Ермакова и многие другие. Послушаем некоторые из них.

А теперь свои небольшие стихи и сказки о зиме прочитают ученики.

Ну вот, сегодня мы с вами поговорили о зиме, послушали стихи разных поэтов. Жизнь каждого человека неразрывно связана с природой. Ее нужно не только понимать и чувствовать, но и беречь. В этом проявится наша любовь к ней. А любить природу – значит любить свою Родину. Это долг каждого человека.

Заканчиваем наш урок песней. («Три белых коня»)

Литературно-музыкальная композиция «С Новым годом!»

С новым годом, с новым годом!

Поздравляем сразу всех.

Пусть звучат с его приходом

Песни, музыка и смех.

Пусть каждый день и каждый час

К вам новое прибудет.

Пусть добрым будет ум у вас

И сердце добрым будет.

Пусть же песня моя пролетает, как птица,

Новый год вот уже на пороге.

Будем с вами, друзья, мы сейчас веселиться,

Чтобы прочь улетели тревоги.

(исполнение песни «Кабы не было зимы…»)

И беседу свою поведу я о том,

(То не сказки, а. истинно, были).

Вспоминайте родимый отеческий дом

И того, кого верно любили.

И ненадобно сердцу томительной скуки,

Уважаемый, милый народ.

Отработали ваши проворные руки,

Но стучатся сердца в новый год.

(исполнение песни «Течет ручей»)

Мы сегодня раскроим вам наши секретики,

Пожеланья плывут чередой:

Низкий-низкий поклон уважаемым медикам,

Вас обходит болезнь стороной.

Мы вам желаем любви и ласки,

Пусть метели веют,

Пусть герои доброй сказки

Сердце вам согреют.

(Инсценировка «Сказка о золотой рыбке на новый лад»)

Пусть для вас в новый год расцветает смородина,

Зажигают костры рыбаки.

И поклон до земли тебе, милая Родина,

Пусть не знают нужды старики.

(Исполнение песни «Дорогие мои старики»)

Любо при честном народе закружиться в хороводе

И поплыть, как по волнам, в песнях бабушек и мам.

Вспомним песенку такую, про утушку луговую.

Любит весь честной народ наш старинный хоровод.

(Хоровод «Выйду на улицу…»)

Четырнадцатый год тысячелетья нового…

И пускай пролетают года.

Я хочу, чтобы вы всегда были здоровыми

И весёлыми были всегда.

Навсегда пусть уйдёт из души скука – лишенько…

Пусть сияют во ржи васильки.

Пусть счастливо живёт интернат – наши «Вишенки»,

Пусть без горя живут старики.

Пусть летит над землёй моя песня несмелая!

Посмотрите – а жизнь хороша!

Я считаю, что вы не совсем престарелые,

Коль у вас молодая душа.

С Новым годом! Желаем вам счастья и радости.

Встретить утренний мирный рассвет.

Пусть останутся в старом печали…

Вам – радости.

И без горя прожить сотню лет.

(Исполнение песни «Мы желаем счастья вам»)

Музыкально-литературная композиция

«Волшебная книга зимы»

Цель: - Совершенствовать песенно-хоровые навыки при передаче настроения песни.

Развивать артистизм при передаче танцевального образа

Научать видеть и слышать красоту слова, музыки, движения. Находить изобразительные средства для передачи цвета настроения зимнего образа.

Развивать музыкально-образной мышление, чувство гармонии природы в творчестве.

(Звучит «Зимняя сказка» музыка В. Шаинского , в зал входит Зима)

Зима: Здравствуйте, дорогие гости! (слайд 1)

Добро пожаловать в нашу сказочную страну!

Давайте познакомимся,

И чтобы вам меня узнать – загадку нужно отгадать.

Слушайте внимательно:

Дел у меня не мало, я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю.

Белю поля, дома, зовут меня…..

Гости: ……………….Зима!

Зима : Правильно, я – Зимушка – Зима, сколько снега намела.

Белый город, белый лес и полным-полно чудес.
Я рисую белой краской на окошках ночью сказки.
Утром погляди в окно, так красиво и светло.
Все деревья в серебре, так чудесно на дворе.
Да, я - зимушка-зима, волшебство вам принесла.

Всё сбывается на свете, если только пожелать,

Вас на зимнюю прогулку, мы задумали позвать. (входят 3 детей)

Дети – ведущие: Презентация «Зима»

  1. Попадём мы в мир мечтаний, (слайд 2 спят)

В мир волшебных детских грёз,

Где любовь, добро и счастье, (слайд 3 ребенок)

Водят с нами хоровод. (Е. Стрижакова)

  1. Волшебная книга зимы открывается, (слайд 4 книга)

Добрые слова о матушке Зиме – появляются:

Талантлива-хрустальна, чиста и холодна

Узоры кружевные плетёшь нам не спеша, (слайд 5 колыбель)

  1. Ты можешь убаюкать тихим голоском, (слайд 6 снег)

Согреть большую землю пушистеньким снежком,

А можешь раствориться льдинками звеня, (слайд 7 лед)

Колдунья, чаровница, Зимушка – Зима. (Е. Стрижакова) (слайд 8 зима)

(Девочки ст.гр. уходят) (слайд 9 зимушка - зима)

Песня «Зима – красавица» подг.гр.

(Звучит песня «Зимушка – красавица» подг.гр.)

Зима : Кто скажет, что такое снег?

  1. В ладонь возьмёшь, его как нет,

Одна вода из рук бежит,

А на земле лежит, блестит!

Неслышно падает, ложится,

На солнце зимнем весь искрится,

Как будто весь из самоцветов,

Поэтами в веках воспетых. (Е. Стрижакова)

(На музыку «Вьюга» выбегают снежинки)

  1. Летела снежинка, парила, кружилась,

И на руку тихо ко мне приземлилась,

Кристальная грань, белоснежны узоры,

Ты таинство, чудо великой природы. (Е. Стрижакова)

Танец «Вальс Снежинок» на музыку Г. Свиридова «Метель» ст.гр.

  1. То, что стужа – не беда,

В дверь стучится Коляда.

Рождество к нам в дом идет, много радости несёт!

Чтобы полон был ваш дом и добром и благом,

Хорошо чтоб жили в нём без забот и тягот.

Танец «Коляда» гр. «Иван купала»

Зима: Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,

Приходите поиграть,

Зимний вечер скоротать!

Хохломские ложки мы возьмем,

И на них играть начнем.

Музыкальный оркестр «Субботея»

Зима : Сколько снега вам Зима

Ребятишки намела.

  1. Эх! Зима, зима, зима,
    Белая метелица.
    Снег кружится и метёт,
    Под ногами стелется.
  2. Можно на коньках кататься

И на санках с горки мчаться.

  1. Ну, а можно непростой

Дом построить ледяной:

И с окошком, и с крылечком,

Только без трубы и печки!

Зима: Приглашаю вас сейчас поскорей пуститься в пляс!

Заводите круг смелее и пляшите веселее!

(Танец «Зима» У леса на опушке…муз. Ханка)

  1. Пришла зима веселая
    С коньками и салазками,
    С лыжнею припорошенной,
    С волшебной старой сказкою.
  2. Новогодний праздник скоро,

Смех, веселье, кутерьма.

Всем забавные подарки

Приготовила Зима.

Хоровод «Зимушка хрустальная» муз.Евдотьевой подг.гр)

Зима : Я сегодня нагуляюсь, наиграюсь от души,

Раскраснеюсь на морозе, ваши пляски хороши!

  1. Незаметно пролетел зимний день зимы,

Мы с тобой полюбоваться им сполна смогли.

  1. Книга зимы закрывается,

Но чудеса продолжаются,

В картинах, что рисуем мы,

В стихах и музыке зимы.

Зима : Чтобы зимний праздник в памяти был ярок,

Вы от нас примите снеговичков в подарок.

(Под песню «Потому что зима – это здорово…» дети выходят из зала)


Цели:
- пополнять и закреплять знания детей одостопримечательностях и знаменитых людях (поэтах) своего города;
- продолжать совершенствоватьхудожественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении прозыи стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию);
- продолжать знакомить смузыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов;
- воспитывать любовь и умение видеть красоту родного края в любое время года.

Ведущие мальчик и девочка подготовительной группы, в ходе композиции прозвучали стихи Тобольских поэтов: Лелии Мезенцевой, Валентины Хохряковой, Ираиды Зубовой, а также фрагменты произведений П.Чайковского и Вивальди «Времена года», вокальныепроизведения: «Холодно, холодно», муз. А. Гречанинова, «Зима», муз. Ц. Кюи, «Береза», муз. В. Веселова.

Мальчик: Еще совсем недавно в нашемгороде Тобольске стояли осенние денечки, но вот пришла зима, кажется каждый год одно и то же: снег, да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
1-ий ребенок: "Зимняя песенка"
Снова на окнах снежинки,
Снова идет снегопад.
С неба - белые льдинки,
В белом кружеве сад.
Вот и зима наступает -
Осени красок уж нет.
В белеющей дымке тает
Последний осенний букет.
Белое, белое царство
Зимушки - зимы,
Снежного богатства
Закрома полны.
Девочка: Как красив снегопад вбезмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, как прекрасный сказочный цветок, и каждый цветокнеповторим. (звучит музыка Ц. Кюи «Зима», на экранепоявляются слайды зимнего Тобольска).
2-ой ребенок: читает стихотворение Л. Мезенцевой. " Снежинка"
Снежинка серебристая
На моемокне.
Пушистая, красивая!
Тает наруке.
Шестьлучиков имеет
Снежная звезда,
Очень ее любит Зимушка-зима.
Мальчик: После снегопада так красиво,как в сказке. Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливые арки, покрытые снегом. Елочки и сосенки напоминают снегурочек в белых пушистых шубках. Кажется, что потрудился, какой - то волшебник. А наша поэтысса Валентина Хохрякова видит в хороводе снежинок, в красавице зиме, удаль беспредельную и раздолье русское. (звучит музыка Вивальди «Времена года» наэкране появляются слайды зимнего Тобольска).
3-ий ребенок: читает стихотворение В. Хохряковой.
Хлопьями снежинки
Кружат в поднебесье,
Тающие льдинки
На ветвях развесив.
Песни хороводные
В городе украшенном,
Елка новогодняя
Ледяные башенки.
Мчится тройка белая
По тропинке узкой.
Удаль беспредельная
И раздолье русское.
Девочка: Можно сказать, что ни одновремя года так не волшебно, как зима. Летом и весной все шумит жизнью, все зеленеет и цветет, дышит, радуется теплу и свету. Зимой же красотасовсем другая: деревья в кружевах, снежинки танцуют вальс на проводах, березки - красотульки стоят, прижавшись в полусне. (звучит музыка В. Веселова «Береза», на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
4-ий ребенок: Читает стихотворение И. Зубовой "Зимняя рапсодия"
Зима.
Тобольск.
Иду счастливая.
Во взглядерадость нараспах.
Ну, до чего
Зима красивая!
Ночь. А совсем не манит спать.
Хожу - брожупо зимним улочкам.
Стоят деревья в кружевах.
Снежинки, крепко взявшись за руки,
Танцуют вальс на проводах.
Вот двеберезки - красотульки
Стоят тихонько в стороне,
Гирляндами огней мигнули,
Слегка прижавшись в полусне.
Мальчик: Но вот пейзаж меняется и перед нами картины суровой зимы ведь она иногда превращается и в грозного воеводу Мороза.(звучит музыка «Холодно,холодно», А. Гречанинова, на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
5-ий ребенок: читает стихотворение Л. Мезенцевой "Зимние приметы"
Ох и морозецзавтра грянет!
Из трубдымок столбом уж тянет,
И солнцекрасное заходит,
То ветертучи нам наводит.
Девочка: Как много замечательных игр и развлечений принесла с собойволшебница зима: снежные игры, катание с ледяных горок, катание на лыжах и коньках и не страшны ребятишкам ни метель, ни вьюга, ни мороз, ведь в снежки играет Народец озорной, Весело мне сними На горкеледяной. (звучит музыка Чайковского «Времена года»,на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
6-ой ребенок: читает стихотворениеЛ.Мезенцевой "Зима"
Зима дорожки забелила,
Метелью, вьюгой закружила.
В инее стоят березки,
Их веточки, словно стрекозки.
Вот с горки саночки несутся,
Детишки радостно смеются.
Им любо с горочки скатиться,
С зимой метельной подружиться.
Румяны щечки, красен нос,
Но не пугает их мороз.
На лыжах, наконьках кататься -
С зимою быне расставаться.
Мальчик: А еще и много чудес принеслаона с собой ведь зима- самое красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество А сколько Дедушек Морозов И Внучек вгороде моем! И в томпоэзия и проза. Куда же мы отних уйдем? Ну, аершовские герои? Как онирадуют народ! Поздравитьих хочу, не скрою,У них ведьтоже Новый год! И. Зубова (звучит музыка «Дед Мороз» из «Альбома дляюношества» Р. Шумана, на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
7-ой ребенок: читает стихотворение "С Новым годом!"
Засверкал вогоньках городок-
Снежный,праздничный с елкой зеленой.
Веселиться морозный Дедок:
«С Новым Годом, друзья!
С Новым Годом!»
Фейерверка цветные огни
В темном небе взрываются ярко.
Весь Тобольск осветили огни,
Стало дедушки нашему жарко.
Не на шутку пустился он в пляс,
Гармониста поймал ненароком.
Вот так елкасегодня у нас!
«С Новым Годом, друзья!
С Новым Годом!»
Валентина Хохрякова. Литературно-музыкальная композиция заканчивается, на столах зажигаютсясвечи и девочки в нарядных платьях танцуют «Вальс » музыка Г.Свиридова из кинофильма «Метель».