Как художник николай ярошенко совместил несовместимое - дослужился до генерала и стал всемирно известным живописцем. Художник Ярошенко Николай Александрович Биография Николая Ярошенко

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Николай Ярошенко (1 декабря 1846, Полтава - 26 июня 1898, Кисловодск) - русский живописец и портретист.

Биография Николая Ярошенко

Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследствии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.

В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова.

Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской.

В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.

Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служба на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование.

Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

Творчество Ярошенко

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».

В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова.

После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину «Невский проспект ночью», которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики.

В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины «Кочегар» и «Заключенный», представленные на выставке передвижников.

Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская «Курсистка», юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины «Кочегар» и «Заключенный».

Полотно «Курсистка» стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени.

Одной из лучших работ Ярошенко стала картина «Студент», появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный «исторический» портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.

Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную.

Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин.

Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.

  • Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
  • Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» - оправдывался Репин. «Дело не в стенах, - возражал ему Ярошенко, - а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», - пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.
ярошенко николай александрович бердяев, ярошенко николай александрович булганин
1 (13) декабря 1846(1846-12-13) Место рождения:

Полтава, Российская империя

Дата смерти: Место смерти:

Кисловодск, Пятигорский отдел, Терская область, Российская империя

Подданство:

Российская империя Российская империя

Жанр:

живопись

Работы на Викискладе

Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 декабря 1846, Полтава - 26 июня 1898, Кисловодск) - русский живописец и портретист.

  • 1 Биография
  • 2 Творческая деятельность
  • 3 Общественное признание
  • 4 Галерея
  • 5 Интересные факты
  • 6 Семья
  • 7 Адреса
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Биография

Военный по образованию и по службе. 1863 году окончил Полтавский кадетский корпус. Вступив в 1878 году в число членов Товарищества передвижных художественных выставок, выставлялся со своими произведениями постоянно и исключительно на этих выставках. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно «мотивы гражданской скорби».

Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, так называемую «Белую Виллу», где жил и работал вплоть до самой смерти.

В 1892 году мастер вышел в отставку (дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, 1892).

В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет.

Умер 26 июня (7 июля) 1898 года. Похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца.

Творческая деятельность

«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», - писал в статье, посвящённой памяти Николая Александровича Н. К. Михайловский. Это высказывание дополняют слова Н. Н. Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования». Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. Достаточно назвать лишь несколько имен, ограничившись утверждением современников, что это самые выдающиеся люди того времени, - представители передовой интеллигенции в различных областях науки, литературы, искусства, являющиеся гордостью России, нередко запечатленные кистью художника. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, юрист В. Д. Спасович, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, общественный деятель A. M. Унковский, педагог А. Я. Герд, этнограф М. М. Ковалевский, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и другие. Нельзя не упомянуть в связи с этим Л. Н. Толстого, писавшего в одном из писем: «Ярошенко мы все любим и, разумеется, очень рады бы были его видеть» и Д. И. Менделеева, воскликнувшего спустя значительное время после того, как не стало Николая Александровича: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»

«Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», - таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.

«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, -признавался М. В. Нестеров, - и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», - вспоминал М. В. Нестеров.

Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».

Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко - «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. Лучшие из этих произведений - портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Кроме жанров и портретов, Н. А. Ярошенко писал также пейзажи, очень хорошо воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. Среди таких его работ - ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.

Известно, что Николай Александрович был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Выставки становились крупными общественными событиями. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске, в залах Дворянского собрания. её организации под влиянием И. Е. Репина принимала участие М. К. Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и других, в том числе и уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится ныне в фондах Калужского областного художественного музея.

Общественное признание

Почетный гражданин города Кисловодска.

Галерея

  • «Кочегар» (1878)
  • «Заключённый» (1878)
  • «Заход солнца» (1880-е годы)
  • «Курсистка» (1880)
  • «Студент» (1881)
  • «Террористка» (1881)
  • «Шат-гора (Эльбрус)» (1884)
  • «Портрет П. А. Стрепетовой» (1884)
  • «Портрет скульптора Л. В. Позена» (1885)
  • «Цыганка» (1886)
  • «На качелях в селе Павлищево на Духов день» (1888)
  • «Всюду жизнь» (1888)
  • «Портрет учёного
    А. Я. Герда» (1888)
  • «Портрет художника Николая Николаевича Ге» (1890)
  • «В теплом краю» (1890)
  • «Похороны первенца» (1893)
  • «Эльбрус в облаках» (1894)
  • «Владимир Соловьев» (1895)
  • «Портрет Николая Николаевича Обручева» (1898)
  • Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
  • Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» - оправдывался Репин. «Дело не в стенах, - возражал ему Ярошенко, - а в измене идеалам Товарищества!». гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», - пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.

Семья

Ярошенко Николай "Портрет М.П.Ярошенко, жены художника" 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск

Отец - Александр Михайлович Ярошенко, генерал-майор

Мать - Любовь Васильевна (урождённая Мищенко) (1822-1890)

Брат - Василий Александрович, инженер, химик, был женат на Елизавете Платоновне (урождённой Степановой, в первом браке Шлиттер)

Сестра - Софья Александровна, мать Бориса Савинкова.

Супруга (с 1874 года) - Мария Павловна Невротина (- 14 сентября 1915) (есть версия, что Крамской писал с неё Неизвестную, в то время она была невестой Н. А. Некрасова).

Адреса

Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко (жена Василия Ярошенко). Художник Ярошенко Николай Александрович

в Санкт-Петербурге

  • лето 1874 - дача Крамского на Сиверской
  • 1874-1879 - доходный дом А. И. и И. И. Кабатов - Бассейная улица, 27;
  • 1879 - весна 1898 года - доходный дом Шрейберов - Сергиевская улица, 63.

Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни «посетителей». Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.

По воспоминаниям М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил кар­тины Ярошенко. По указанию Владимира Ульянова уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены.

В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Ярошенко. доме Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».
11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885-1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. доме на ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Собинова, бывали друзья-единомышленники художники Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи, артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов.

В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846-1898). Среди его творческих работ - эскизы и рисунки. Имеются послужной список генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. числе поступлений последних лет - воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936 г.

Музей хранит графические работы русских художников А. И. Куинджи, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Е. Репина.
Среди фотодокументов - фотопортреты художника, фотографии семьи Симановских, на которых запечатлен Н. А. Ярошенко, эпизоды похорон Н. А. Ярошенко, групповые и семейные снимки передвижников, в том числе Н. А. Касаткина и М. В. Нестерова.

в Калужской губернии

усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой) Павлищев Бор , где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее.: это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи - няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения - на Духов день в соседней деревушке Павлищево.

Примечания

  1. 1 2 3 Ярошенко Н. А. глазами современников. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  2. Биография Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  3. Леонид Степченков. Каменный свидетель эпох // Смоленская газета, октябрь, 2012.
  4. Калужская живопись первой половины ХX столетия
  5. Календарь государственных праздников Российской федерации, памятных дат и знаменательных событий Ставропольского края на 2011 год. Проверено 17 января 2015. Архивировано из первоисточника 17 января 2015.
  6. 1 2 В. Кеворков. Непреклонный Ярошенко. Эссе
  7. Биография Н. А. Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  8. Малознакомый Кисловодск. Н. А. Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  9. 1 2 «БЕЛАЯ ВИЛЛА». Музей-усадьба художника Ярошенко // Биография
  10. Ставропольский Край. КИСЛОВОДСКИЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА ХУДОЖНИКА Н. А. ЯРОШЕНКО. Архивные документы в библиотеках и музеях Российской Федерации. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  11. История Калужского областного художественного музея. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  12. Валентин Смирнов. Краеведческий туризм
  13. Н. А. Ярошенко. На качелях. 1888

Литература

  • Федосеенко Л. «Террористка» // Филателия СССР. - № 11. - 1974. - С. 30.
  • Прытков В. А. Н. А. Ярошенко. М., 1960.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869-1899. 2-х т. - М.: Искусство, 1987.
  • Трусова Наталья Николаевна (урождённая Купчинская) (1884-1969). Воспоминания. - кн.: Секлюцкий В. В. Николай Александрович Ярошенко. Ставрополь, 1963, с. 103-105. - ст. «Встреча с племянницей Ярошенко».
  • Верещагина А. Г. Николай Александрович Ярошенко. - Л.: Художник РСФСР, 1967. - 56 с. - (Народная библиотечка по искусству). - 20 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Жизнь и творчество Николая Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Ярошенко, Николай Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • В.И. Порудоминский. «Ярошенко». Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Ярошенко Николай Александрович: биография, 99 картин художника. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Кисловодский музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013.
  • Юлия Пионтковская, Наталья Пестова. Отблеск прибрежной Италии // «Калужские Губернские Ведомости» (приложение к газете «Весть») № 2 (60), 14.02.2008
  • Алиев, Кази-Магомет. Художник Н. А. Ярошенко в Карачае
  • Творчество Николая Ярошенко на портале vsdn.ru

ярошенко николай александрович бердяев, ярошенко николай александрович булганин, ярошенко николай александрович морозов, ярошенко николай александрович романов

Николай Александрович Ярошенко родился 1 декабря (13 декабря по новому стилю) 1846 года в Полтаве. Отец его, Александр Михайлович, был военным, дослужившимся до чина генерал-майора. Мать, Любовь Васильевна, также происходила из офицерской семьи. Способности мальчика к рисованию проявились достаточно рано, но никак не повлияли на принятое отцом решение отдать его в военную службу. О несгибаемом характере Александра Михайловича наш герой впоследствии вспоминал: "Честь и служение долгу были для него святыней, перед которой должно было преклоняться все в жизни".

Таким образом, по десятому году Николая отдали в Полтавский кадетский корпус. Несмотря на то, что это заведение находилось поблизости от его родного дома, жизнь "кадета Ярошенки" мало отличалась от жизни его товарищей, привезенных из дальних уездов. То же казарменное житье. Разве что родителей можно было навещать почаще.

В кадетском корпусе мальчик не оставил занятий рисованием. И немногие сохранившиеся от этого времени рисунки позволяют сделать вывод, что он делал изрядные успехи. Усидчив и прилежен был будущий художник и в других науках, поэтому, окончив в 1863 году корпус, он безо всяких затруднений поступил в Павловское военное училище в Санкт-Петербурге. Вскоре его перевели в Михайловское артиллерийское училище, где он также шел среди первых учеников.

Занятия "художествами" Ярошенко, однако, в это время по-прежнему не оставлял. Сначала он занимался у А. М. Волкова, а чуть позже поступил в вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художеств, где его наставником стал Иван Николаевич Крамской. В 1867 году, одновременно со "вступлением" в Михайловскую артиллерийскую академию, Ярошенко начинает в качестве вольнослушателя посещать Академию художеств.

Следует отметить, что "не отдавался" искусству полностью молодой художник не только из боязни нарушить волю отца. Обладая возвышенной душой, он был в то же время юношей весьма прагматическим и прекрасно понимал, что удачный дебют на живописном поприще еще не обеспечивает успеха. Рассчитывать же на материальную поддержку семьи он не мог. Напротив, предвидел, что в недалеком будущем ему самому придется "лелеять старость" своих родителей. Продвигаться по службе в ущерб искусству наш герой, тем не менее, не хотел. Его жена вспоминала: "От чина полковника Николай Александрович отказывался в течение пяти лет, так как с этим чином ему предлагали такие места, которые не давали ему возможности заниматься живописью..."

Портрет Марии Павловны Ярошенко. 1875
Портрет Марии Павловны Ярошенко, жены художника. 1880-e
Вероятно, будь Ярошенко несколько смелее (и даже не столько смелее, сколько "безогляднее"), то уже к концу 1860-х годов художественные критики заговорили бы о нем в полный голос. Но совмещать военную службу с занятиями живописью было не так-то легко, и первые заслуживающие внимания ярошенковские "пробы кисти" относятся лишь в 1874 году. Этот год вообще стал поворотным в судьбе художника. В начале лета он женился на Марии Павловне Навротиной (между прочим, бывшей курсистке), затем провел месяц на даче Крамского, а после этого отправился на Кавказ. Но - по порядку.


Шат-гора (Эльбрус). 1884
Холст, масло. 70 x 159 см. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко
Лето 1874 года выдалось неласковым. Крамской вспоминал, что едва ли десять солнечных дней можно было насчитать за весь сезон. Дождь лил как из ведра, и молодая супруга Ярошенко, должно быть, провела немало томительных часов на сырой даче Крамского (печи топили каждый день), ожидая своего мужа, в ту пору гвардии штабс-капитана, со службы. Отпуск был положен Ярошенко в конце лета, а пока приходилось почти каждый день ездить в Петербург со станции Сиверская Варшавской железной дороги.

Месяц, проведенный на Сиверской, сыграл большую роль в сближении обитателей дачи (Ярошенко уже давно знал Крамского, но столь "долгим" его гостем был впервые). 26 августа, уже после отъезда молодого живописца с женой на Кавказ (через Малороссию, чтобы повидаться с родителями), Иван Николаевич писал передвижнику Константину Савицкому: "Жил со мной здесь один месяц Ярошенко Николай Александрович; Вы знаете, офицер, уехал уже полтора месяца в Киев, а парень хороший". Если бы не это письмо, мы бы, возможно, не обратили внимания на самый факт пребывания Ярошенко в гостях у Крамского. Нужно сказать, что наш герой, будучи человеком прямым и честным, в то же время не слишком был расположен распространяться насчет подробностей своей жизни. Так, известно, что он сжигал все письма, которые писались ему, и просил, чтобы его адресаты делали то же самое в отношении его корреспонденции. В силу этой "установки" у нас практически не осталось эпистолярных свидетельств жизни Ярошенко - а ведь письма, вкупе с дневниками, являются ценнейшими "человеческими документами", позволяющими достаточно точно восстановить не только биографию писавшего их, но и атмосферу самой эпохи. Увы, подобной возможности в случае Ярошенко мы практически лишены.

Корреспонденты художника, за редким исключением, следовали его воле, уничтожая полученные письма. Но те из них, что сохранились, представляют немалый интерес. Так, чрезвычайно "поучительно" письмо Ярошенко, сохраненное хозяйственным Павлом Михайловичем Третьяковым. В нем мастер объясняет свой взгляд на взаимоотношения живописца с "экономической частью" его ремесла. "По моему положительному убеждению, - пишет он, - художник не должен отступать от цены, раз назначенной, даже в том случае, если он, назначив по ошибке цену слишком высокую, рискует вовсе не продать свою картину. Я не стану затруднять Ваше внимание изложением причин, почему сложилось у меня такое убеждение, - прибавлю только, что, прежде чем остановиться на определенной цене, я опросил мнение всех знакомых мне художников и окончательно назначил цены - самые низшие из тех, какие мне были заявлены". Еще более безапелляционным и по-военному четким тоном отличаются "диспозиции" художника, писанные им тем, кто сопровождал очередную передвижную выставку: "Со дня открытия в Полтаве Вы продержите там выставку 14 дней; переедете в Елисавет-град и тоже будете там держать выставку 14 дней; оттуда поедете в Кишинев и пробудете там с выставкой столько времени, чтобы между 1 и 10 декабря открыть выставку в Одессе. Ко времени приезда вашего в Одессу я Вам сообщу дальнейший маршрут..." Многие из участников Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) вспоминали о "силе характера" Ярошенко и "некотором деспотизме", присущем ему...

Портрет Веры Глебовны Успенской ~ Портрет Г.И. Успенского. 1884

Портрет художника Ивана Николаевича Крамского. 1874
Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой. 1884

Портрет Д.И. Менделеева. 1885
Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. 1886

Портрет М.А. Плещеева. 1887 ~ Портрет И.А. Гончарова. 1888

Портрет художника Николая Николаевича Ге. 1890
Портрет философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева. 1895

Портрет Николая Николаевича Обручева. 1898
Портрет С.В. Паниной. 1892

Мужской портрет. 1875 ~ Женский портрет. 1880

Старик с табакеркой. 1873 ~ Портрет молодого человека. 1886
Впрочем, этот ярошенковский "деспотизм", проявившийся в полной мере после того как он занял после смерти Крамского место "вождя" передвижников, служил, по мнению подавляющего числа его соратников, к укреплению "моральных и идеологических основ Товарищества", а потому воспринимался ими благосклонно. Но некий покровительственно-доброжелательный деспотизм в обращении мастера с "товарищами по цеху" все-таки имел место быть. "Мне сдается, - пишет он Н. Касаткину, приглашая того к себе в Кисловодск (дом здесь он приобрел в 1885 году), - что Вы напрасно проводите летнее время по городам, вместо того, чтобы хорошенько отдохнуть и укрепиться физически и морально где-нибудь на лоне природы".

Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни "посетителей". Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.

В 1892 году мастер вышел в отставку (дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора). За два года до этого врачи заподозрили у него чахотку, и Ярошенко понял, что "пора собираться". Он даже составил завещание, по которому все его картины оставались Марии Павловне. Когда она, всегда и во всем желавшая справедливости, попыталась возразить, что часть их необходимо передать его родственникам, художник строго возразил: "Это была не их жизнь, а наша". 25 июня (7 июля по новому стилю) 1898 года Ярошенко умер в Кисловодске. Но не от чахотки, а от паралича сердца, на состояние которого доктора, озабоченные развитием процесса в легких, не обратили внимания.


на Яндекс.Фотках . Кисловодск. Могила Ярошенко на территории Храма


на Фото.Сайте . 06.07.2009 (c) Александр С. Аксенов


на Яндекс.Фотках
Свято-Никольский кафедральный собор в Кисловодске освящен 22.05.2008 г.
Первая православная церковь в городе-курорте появилась вместе с его основанием. В конце 1888 г. главный Храм города был освящен в честь одного из самых почитаемых святых - Святителя и Чудотворца Николая.
В 1900 г. рядом с собором, в том же архитектурном стиле, была сооружена пятиярусная колокольня.
В 1936 г. собор был взорван. 12 сентября 1993 г., в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, состоялась закладка собора. В качестве основы были использованы сохранившиеся фотографии, чтобы максимально воплотить прежний облик.
Высота храма - 54 метра. Собор рассчитан на 3500 человек.


на Фото.Сайте . 13.01.2009 (c) Шурыгин Александр
Кисловодск. Вид на город и его окрестности с отрога Джиналского хребта. На ПП внизу – вершина Красное Солнышко с одноимённым кафе, один из живописнейших уголков огромного кисловодского парка, пользующийся особой популярностью у отдыхающих и жителей города-курорта.


на Фото.Сайте . 15.07.2009 (c) Александр С. Аксенов


на Яндекс.Фотках
Историческая справка. В 1792 году у Кислого источника, как тогда называли источник Нарзан, был сооружен пятиугольный редут на возвышении между речками Ольховкой и Березовкой. Командующий войсками Кавказской линии генерал Ираклий Иванович Марков в 1798 году провел с семьей все лето у источника Нарзан. В составе его свиты был адъютант Ребров. По распоряжению генерала Маркова на горе Святого Духа был установлен каменный крест из серого песчаника - символ Православной веры, которую русские принесли на Кавказ, и гору стали называть Крестовой.
с увеличением населения и возникновением слободы, появилась необходимость в строительстве приходского храма. Для создания проекта были приглашены Джузеппе и Иоганн Бернардацци, главные устроители Кав-минвод.

По распоряжению командующего войсками Кавказской линии генерала А.П. Ермолова один из братьев отправился в горы для разыскивания православных храмов древних алан. Им был создан альбом зарисовок храмов, дано их описание и сделан обмер. Все эти данные были использованы при строительстве храмов на Кавказских Минеральных Водах. В 1824 году братья Бернардацци создали проект храма в Кисловодске. В 1826-27 гг. церковь была возведена из дерева, без применения гвоздей, на пожертвования слобожанки Толмачевой. Новый храм, как и прежняя крепостная церковь, был освящен архимандритом Товией в честь Святителя и Чудотворца Николая..."

"...Никольский храм стали называть - «Белый собор». Строительство было закончено в 1888 году, освящение состоялось 22 октября (4 ноября по н. ст.). Главный Престол был посвящен Святителю Николаю, южный придел - Архистратигу Божию Михаилу, северный - святому благоверному князю Александру Невскому.

Центральный иконостас был высоким, сооруженным из дерева, и отличался искусной резьбой. Никольский собор повторял традиционную схему пятиглавого храма, выработанную в XII веке зодчими Успенского собора во Владимире, но от древнерусских храмов отличался тем, что четыре малых барабана были декоративными, а не световыми. Собор имел прекрасную акустику и был рассчитан на 500 человек. На уровне второго яруса были устроены обширные хоры, центральный купол и барабан богато украшены росписью. Величественный храм расписывали знаменитые художники России - братья Васнецовы, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, М.В. Нестеров, который и венчался в этом соборе. Великие сыны России Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов пели в хоре Свято-Никольского собора. "
!
http://www.pravoslaviekmv.ru/index.php?page=66&art=114


на Яндекс.Фотках


на Фото.Сайте . 30.12.2008 (c) Шурыгин Александр
Дача Ф.И.Шаляпина в Кисловодске, сейчас - музей "Дача Шаляпина". Здесь регулярно проводятся концерты известных музыкальных коллективов и солистов (классическая музыка, вокал), пользующиеся большой популярностью у отдыхающих и жителей города.


на Яндекс.Фотках . Дача Шаляпина


на Яндекс.Фотках . Виды Кисловодска. 10.12.2007


на Яндекс.Фотках


на Яндекс.Фотках
Антон Иванович Твалчрелидзе (1858-1930) - очень известный в своё время на Ставрополье человек, бывший инспектор народных училищ края. Побывав во всех уголках губернии, составил справочник о Ставрополье, своеобразную энциклопедию краеведческих знаний почти на 700-х страницах. Он был женат на дочери не менее известного своими ратными делами терского казака Тимофея Астахова (о нём много можно и должно рассказать отдельно), которому и принадлежал участок земли, на котором Твалчрелидзе была построена эта дача.
У Твалчрелидзе в 1915 году здание приобрел для своей больной жены (дочери Н.И.Прохорова, хозяина "Трёхгорной мануфактуры") Н.В.Лежнев, владелец Еланского конного завода в Саратовской области.
Что касается Кшесинской, то известно, что она очень недолгое время жила в Кисловодске в 1918 году, но был ли местом ее пребывания здесь этот особняк, с достоверностью не известно.


на Фото.Сайте . 06.01.2009 (c) Шурыгин Александр


на Фото.Сайте . 08.07.2009 (c) Александр С. Аксенов


на Яндекс.Фотках . Нарзанные ванны


на Яндекс.Фотках
Главные нарзанные ванны расположены недалеко от Нарзанной галереи. Название «Главные» они получили не случайно: еще в конце XIX века в Кисловодске были выстроены ванны Скальковского - деревянное одноэтажное строение, которое, конечно, ни по внешнему виду, ни по пропускной способности не могло сравниться с новым красивым зданием ванн, которые так и назвали - Главные нарзанные ванны.
Здание отличается богатой отделкой фасада с использованием архитектуры, главным образом характерной для северной Индии.
Ванны выстроены в 1901-1903 годах к столетию курорта. Об авторе и о времени постройки напоминает мемориальная доска: "Проектировал и построил инженер А.Н. Клепинин. 1901-1903".


на Яндекс.Фотках


на Яндекс.Фотках
Здание Нарзанной галереи расположено в центре Кисловодска, здесь же находится и источник нарзана, существовавший еще во времена пребывания в Кисловодске М. Ю. Лермонтова.
Раньше галерея называлась Воронцовской и предназначалась для прогулок в ненастье после питья нарзана.
Сейчас здесь расположен главный питьевой центр (здесь 16 бюветов), где отпускается нарзан трех разновидностей - общий, доломитный и сульфатный



на Яндекс.Фотках
В 1895 году было закончено строительство Курзала. Рядом в этом же году было закончено строительство легкого ажурного здания вокзала, который вместе с Курзалом представляет как бы один архитектурный ансамбль. Здания эти прекрасны и являются памятником старинной архитектуры. В свое время русский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк писал о Кисловодске: «Город чудесный, разметавший свои улицы по крутым берегам реки. Общий вид был очень красив, а великолепный вокзал мог бы украсить любую столицу».


на Яндекс.Фотках . Дом-музей художника Ярошенко



на Яндекс.Фотках (c) vik6169 (Железногорск, Курская обл.)
Музей был основан в 1959 году. Он расположен на территории усадьбы с садом, парком и постройками, включающими четыре мемориальных здания, принадлежавших семье Н.А.Ярошенко с 1885 по 1915 годы. Здесь великий русский художник прожил свои последние годы жизни. Усадьба была широко известна как «Белая вилла», Очень необычна и биография самого художника. Он был генерал-майором артиллерии и одновременно руководил Товариществом передвижных художественных выставок. На территории его усадьбы по субботам собирались известные деятели искусств России: А.И.Куинджи, А.М.Васнецов, И.Е.Репин, Л.Н.Толстой, Ф.И.Шаляпин. Эти встречи получили название «ярошенковских суббот».

У меня с Кисловодском связаны самые радужные воспоминания о летнем отдыхе с родителями в 1958 году
- Кисловодск жемчужина КМД. Сейчас там все налаживается и благоустраивается, приводится в порядок. А пробьют тоннель в горах до моря полчаса езды будет

О! Похоже, очередная фото-экскурсия ожидает нас с появлением нового альбома;-) Уже приготовилась смотреть и читать:-)
- Прошлогодние фотографии считал не совсем удачными, была плохая погода. Но вот решился насобирать на альбом


на Яндекс.Фотках
Усадьба была сложившимся комплексом жилых, служебных и хозяйственных построек и занимала одно из лучших мест в Кисловодской слободке – форштадте при старой крепости. Месторасположение усадьбы было очень удачным, она занимала край верхней террасы над речкой Ольховкой и Ольховой балкой, где располагались надворные постройки и фруктовый сад, который примыкал к Курортному парку.
Со стороны слободки усадьба ограничивалась улицей Нижней Ольховкой (с 1903 г. – Дондуковская, переименована в улицу Ярошенко в 1918 г.), слева находилось имение полковника Аглинцева, а затем шла казенная земля здания Слободского Управления, справа располагалось имение помещика Бондарева, другой же стороной усадьба была обращена к курортному Кисловодскому парку.
Эта часть города начала заселяться в конце 1830-начале 1840-х гг. преимущественно солдатами и офицерами крепостного гарнизона, а после упразднения по Высочайшему Повелению 1861 г. Кисловодской крепости (когда форштадт был переведен в статус казачьей Слободы), существующая застройка вместе с землей отошли в частное владение домохозяев.

Чистенько, уютно. Как и должно быть в усадьбе. Спасибо за подробное описание. Я там не была, так с Вами попутешествую!
- В трех зданиях выставки самого Ярошенко, его современников и новые картины.


на Яндекс.Фотках
В своих мемуарах «Давние дни» М.В. Нестеров, впервые побывавший в Кисловодске в 1890 г. писал. «У собора, в двух шагах, находилась усадьба Ярошенко. Мария Павловна купила ее случайно за бесценок, постепенно обустроилась там, заменив белые хатки небольшими домами, в коих стали летом проживать знакомые Ярошенко: В.Г. Чертков с семьей, большая семья историка С.М. Соловьева. Сами Ярошенко поместились в ближнем домике, где была и небольшая мастерская Николая Александровича. К домику примыкал балкон, очень вместительный; на нем, как на балконе доктора Средина в Ялте, постоянно были посетители. Николай Александрович задумал расписать балкон в помпейском стиле по увражам; ему в этом помогала дочь историка Соловьева Поликсена Сергеевна (Аллегро).

Просторная терраса. Это и есть балкон?
- Да. Они называют её балконом.


на Яндекс.Фотках
Флигель №1. Это здание возведено в 1888 г. на месте служебной постройки прежних владельцев и является первым сооружением, осуществленным Ярошенко в процессе переделки и благоустройства усадьбы. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). Своеобразие внутренней планировки говорит о том, что первоначально этому зданию отводилась роль главного усадебного дома с парадной и жилой частями, а также внутренним служебным коридором для прислуги. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «белую виллу». Характерно, что при этом они пристроили к новому Главному дому две комнаты того же размера, что были выстроены для жилья в первом доме, обращенном потом в гостевой (в 1890-х гг. здесь жила, по свидетельству М.В. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»).


на Яндекс.Фотках
Флигель №2. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название ее – «турлук». Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). Первоначально здание имело традиционный для этих мест вид белой мазанки под соломенной крышей. Примерно в 1890 г. при благоустрой­стве усадьбы флигель получил новый внешний вид: мазаные глинобитные стены были оштукатурены, соломенная крыша заменена железной кровлей, по коньку устроен гребень из металлической решетки.

Во всех усадьбах-музеях не хватает "жилого духа". А?
- Хозяина. Это точно.


на Яндекс.Фотках
Николай Александрович Ярошенко родился в 1846 г. в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Выполняя волю отца, он с отличием окончил военную академию и был распределен на Санкт-Петербургский патронный завод. Однако несение службы не мешало юному Николаю в течение четырех лет посещать по вечерам классы Академии художеств. Прослужив на заводе более 20 лет, Ярошенко вышел в отставку в чине генерал-майора и полностью посвятил себя живописи.
Наиболее известные картины Ярошенко - "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь", "Студент", "Сестра милосердия" , "Курсистка", "Старое и молодое", "Причины неизвестны" и "Невский проспект ночью".
Летом 1898 года, как и во все прежние годы, супруги из Петербурга приехали в Кисловодск на дачу. Во время одной из прогулок по любимому парку Николай Александрович Ярошенко попал под дождь и стал быстро спускаться с гор. Уже вечером он почувствовал недомогание.
25 июня утром сердце замечательного человека остановилось, прервав жизнь сидящего за мольбертом Ярошенко.

Древние камни...Сколько же они повидали на своём веку.
- Этой дорогой хозяева и гости спускались в нижний парк усадьбы и через городской парк шли пить нарзан.

Понятно:-) Теперь и продолжение рассказа появилось:-) Интересно.
- Вы как раз попали на установку. Кстати есть любопытный факт Борис Савенков был племянником Ярошенко.


на Яндекс.Фотках
Здесь находился когда-то «менделеевский» флигель, ещё в годы гражданской войны разобранный на топливо. Ходил миф, согласно которому в этом флигеле имел обыкновение работать, в окружении колб и реторт великий химик. Позднее стало понятно, что этого не могло быть, так как Менделеев побывал у Ярошенко в Кисловодске только однажды, проездом в Баку, куда вместе с ним через три дня отправился и художник. Кроме того, согласно данным сотрудников Музея-квартиры Д. Менделеева в Петербурге, в последние десятилетия жизни учёный занимался теоретической работой, и химическая посуда ему не требовалась. Название флигеля, как думается сейчас, скорее было связано с именем вдовы химика, которая действительно гостила у Л.П. Ярошенко.
». 1889 (c) Н.А.Ярошенко

Личное дело

Николай Александрович Ярошенко (1846 - 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного. Его отец сумел сделать блестящую военную карьеру, дослужившись от рядового до генерал-майора. Он считал, что сын тоже станет военным и, хотя мальчик с детства проявлял способности к рисованию, отдал его в Полтавский кадетский корпус. По свидетельству жены художника, Николай Ярошенко поступил в Полтавский кадетский корпус в 1855 году. Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте. В Полтаве Ярошенко начал учиться живописи, первым его наставником стал местный художник Иван Зайцев, служивший в кадетском корпусе учителем рисования.

С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге. После окончания кадетского корпуса Ярошенко в августе 1863 года поступил в Павловское военное училище. Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования. Одним из его учителей стал художник Андриан Волков. Позже Николай Ярошенко посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал . Завершив обучение в училище, он по воле отца продолжил военное образование, поступив в Михайловскую артиллерийскую академию. Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств. Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок. На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью». 7 марта 1876 года Николай Ярошенко был принят в Товарищество, а вскоре был избран в его правление.

После окончания военной академии Николай Ярошенко поступил на военную службу на Санкт-Петербургском патронном заводе, где прослужил более 20 лет, выйдя в отставку в 1892 году в чине генерал-майора. Все это время параллельно со службой он занимался живописью. Был постоянным участником передвижных выставок.

В 1874 году Ярошенко женился на слушательнице Бестужевских курсов Марии Невротиной. Из свадебного путешествия на Кавказ он привез множество горных пейзажей, вызвавших высокую оценку критиков и посетителей выставок. Среди друзей Николая Ярошенко были не только художники: , Нестеров, Куинджи, но и Сергей Рахманинов, Леонид Собинов, Глеб Успенский, Лев Толстой. Многие из них были частыми посетителями «ярошенковских суббот» в петербургской квартире художника.

В 1885 году художник покупает дом в Кисловодске, где проводит каждое лето. Там тоже его часто навещают друзья.

После выхода в отставку Николай Ярошенко живет большую часть времени в своем кисловодском доме. Но в 1897 году он совершил большое путешествие по Поволжью, Италии, Ближнему Востоку и Египту. Затем отправился на Урал, где работал над этюдами для задуманной им серии картин о жизни горнозаводских рабочих.

Умер Николай Ярошенко в Кисловодске 26 июня (7 июля) 1898 года. Похоронен возле городского Свято-Никольского собора.

Чем знаменит

Автопортрет 1895 г.

Наиболее известен Николай Ярошенко как портретист, автор жанровых картин и изображений социальных типов его времени («Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия», «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны»). В портретах он пытался в первую очередь передать психологию героя. Жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Известны выполненные им портреты И. Крамского, Н. Ге, Вл. Соловьева, Г. Успенского, актрисы П. Стрепетовой.

Многие картины Ярошенко вызывали оживленные споры среди критиков. Художника часто обвиняли в тенденциозности, часто возникали дискуссии вокруг общественных проблем, которые были отражены в его картинах. Менее знамениты пейзажи работы Ярошенко, хотя у коллег-художников они получали самую высокую оценку. Репин даже писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи...».

О чем надо знать

Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников. Картина изображает обитателей арестантского вагона: троих мужчин и женщину с ребенком, кормящих через зарешеченное окно голубей. Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей, и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог». Многие зрители пытались додумать, что же привело за решетку героев картины: вдову в черном платке, старика крестьянина и других. «За решеткой в окне вы увидите святое семейство. Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертою для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру лысого Иосифа», - писал критик Ковалевский. В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к "униженным и оскорбленным", раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным».

Прямая речь

«У Николая Александровича была цельная натура. Он всегда и везде держал себя открыто, без боязни выражая свои взгляды, он никогда не шел ни на какие сделки. <…> Николай Александрович, правдивый, принципиальный, не выносил фальши ни в людях, ни в искусстве; он не терпел пошлости и людей, пораженных этим недугом. Николай Александрович не был, что принято называть, «политиком», его действия не были хитросплетенными махинациями — они были просты, трезвы и прямолинейны. Он не знал и компромиссов. С его взглядами можно было расходиться, их оспоривать, но заподозрить в побуждениях мелких, недостойных — никогда. Нравственный облик его был чистый, нелицемерный».
Художник о Николае Ярошенко

«Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: ее мать так метила своих Гапок и Палашек «за грех»... Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Ее некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрет от родов или тифа, не будет скандала на похоронах».
Профессор права Петр Цитович в картине «Курсистка»

«Таких девушек "с книжкой под мышкой", в пледе и мужской круглой шапочке, всякий из нас видал и видит ежедневно и уж много лет подряд... И вот художник, выбирая из всей этой толпы "бегущих с книжками" одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, "зрителю", "публике", самое главное... Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли... Главное же, что особенно светло ложится на душу, это нечто прибавившееся к обыкновенному женскому типу — опять-таки не знаю, как сказать, — новая мужская черта, черта светлой мысли вообще (результат всей этой беготни с книжками)... Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской, не мужской, а "человеческой" мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку, и плед, и книжку, и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий».
Глеб Успенский «По поводу одной картинки» (о картине «Курсистка»)

«Портрет Глеба Успенского, выставленный одновременно с портретом Стрепетовой, воспринимался зрителями почти как парный к нему. Живопись (композиция, колорит) не давала оснований для сопоставления; портреты роднил переданный в них "общий характер» " изображенных лиц.
Портрет Глеба Успенского, пожалуй, "открытее", обращеннее к зрителю, чем стрепетовский, сердечная связь между зрителем и человеком на портрете устанавливается мгновенно (Ге говорил в таких случаях: "Как Ромео и Джульетта, взглянул туда и обратно — и все, чувство, любовь"). Стрепетова, написанная Ярошенко, больше "в себе", ее портрет требует от зрителя более напряженной душевной работы: идея портрета, "мысль по поводу", "сумма признаков" и "общий характер" вбираются, осознаются зрителем, вызывают в нем определенные мысли, создают определенное настроение, с которыми он, как бы с более высокой духовной точки, продолжает постигать портрет. Наверно, Крамской, говоря о портрете Стрепетовой, вспомнил Достоевского не потому только, что нашел сходство в работе писателя и художника, но потому также, что перед ярошенковским портретом Стрепетовой ему пришел на память портрет самого Достоевского, написанный Перовым, — тоже весь "в себе".
Подойдя к портрету Глеба Успенского, зритель встречает прямо в глаза, в душу ему направленный взгляд, и в этом взгляде такая скорбь, такая неутаенная боль, что вызывает мгновенный отзыв. В "Стрепетовой" могущество общего характера явственнее, в "Глебе Успенском" эта гармония — гармония трагизма в человеке восьмидесятых годов — несколько нарушена, взломана — преобладанием боли».
В. И. Порудоминский о портретах работы Ярошенко

Семь фактов о Николае Ярошенко

  • Учащиеся Полтавского кадетского корпуса, воспитанником которого был Николай Ярошенко, принимали участие в восстановлении укреплений русской армии на месте Полтавского сражения.
  • Один из ранних рисунков Николая Ярошенко озаглавлен им «Шик немалый». Он изображает кадетов в летнем лагере. На фоне палаток один из них раздувает самовар сапогом, а остальные готовятся к чаепитию.
  • Героя картины «Кочегар» Ярошенко встретил в одной из мастерских завода, где он служил.
  • Прототипом «Курсистки» стала Анна Черткова (Дитерихс), жена секретаря Льва Толстого Владимира Чертхова, слушательница Высших женских курсов.
  • Первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» была утрачена в годы Второй мировой войны.
  • В доме Ярошенко в Кисловодске собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны.