Национальные традиции армянского народа. Происхождение армян, урарту, богиня анаит, семитская кровь

Армяне - один из древнейших народов...

Армяне живут в более чем в 85 странах мира, преимущественного в городах. Всего армян в мире насчитывается порядка 7- 11 млн человек. Армяне - христиане, в основном верующие армянской апостольской церкви, относящейся к группе дохалкидонских (миафизитских) древневосточных православных церквей. Есть верующие униатской армянской католической церкви, а также протестанты.

Об образовании армянского народа ходят не только легенды, но и многочисленные научные теории. Но случай с армянами это как раз тот случай, когда легенда всё объясняет, а научная теория всё только запутывает.

История армян началась тогда, кода ассирийский царь Салманасар V завоевал Северное Израильское царство, населённое десятью из двенадцати колен Израиля. Всё население царства было уведено в неизвестном для евреев направлении. Однако будучи неизвестным для евреев, это направление было хорошо известно самим ассирийцам.
Уведены они были на Армянское Нагорье, на то место, где ещё недавно располагалось государство Урарту, также разгромленное Ассирией. Жителей Урарту увели на западное побережье Персидского залива, жителей тех мест переселили на место бывшего Израильского царства, а самих израильтян поселили вокруг озера Ван и у подножья Арарата. Там, слившись с остатками местного населения, ранее находившегося под властью Урарту, бывшие израильтяне переняли их язык, но в основном сохранили свой антропологический тип. Вот почему армяне так похожи на евреев.

Подтверждение этой легенды даёт и генетика - большинство армян обладают гаплогруппой J2. Она хотя и нееврейская, но имеет с евреями общего предка. Предок это жил задолго до Авраама. Носитель исходного базового гаплотипа армянской и еврейской популяций жил 6200 лет назад, то есть за две с половиной тысячи лет до исхода Авраама из Ура в Ханаан.

В самой Армении больше распространена другая версия происхождения армян: армянским государством, от наименования которого происходи самоназвание армян, была Хайаса, о которой достаточно подробно рассказываются в древних хеттских клинописях между 1500—1290 гг. до н. э., ещё ранее, между 1650—1500 гг. до н. э. эта страна встречалась в хеттских клинописях под названием Арматана. Сами же армяне называют себя хай, а свою страну - Хайястан. Однако вторая версия ничуть не противоречит перврой: сначала урарты захватили Хайясу, а потом на эту территорию привели протоевреев, и те смешавшись, с хайястанцами, образовали армянский этнос.

Армянский язык относятся к индоевропейской семье языков. Новейшие исследователи предполагают, что в древности он вместе с фракийским и фригийским языками входил в южную группу индоевропейских языков. Вместе с тем армянский язык имеет черты сходства с кавказскими языками. Они прослеживаются в словарном составе, фонетике и грамматическом строе.

Древнеармянский язык сохранился вплоть до XIX в. в качестве литературного языка. Однако вследствие эволюции живой речи и взаимодействия с другими языками (персидским, греческим, арабским, грузинским, тюркскими) древнеармянский язык постепенно становился только языком письменности, получив название «грабар» («письменный язык»). Простой народ перестал понимать ого, и он сделался достоянием лишь узкого круга образованных людей и церкви.

В языке армянского народа был обнаружен и вкратце описан 31 диалект. Некоторые из них имеют столь глубокие звуковые расхождения с национальным языком, что непонятны армянам, не говорящим на этом диалекте. Таковы мсгрипский, карадагский, карчеванскии, агулисский, зейтунскнй, малатийский, сасупский и многие другие диалекты. Городское население современной Армении говорит на литературном армянском языке, а армяне диаспоры пользуются Западно-Армянским диалектом.

Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом.

Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.

Из всех компонентов традиционной культуры армян наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы.

Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам - жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса - каша с разваренным до волокон мясом, кюфта - мясо-крупяные тефтели в супе, толма - овощные голубцы с мясом и крупой и т.д. Очень широк набор консервантов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.

Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в 19 веке стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю.


Первое упоминание названия Армении, выступавшей тогда её синонимом Урарту, встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. После разгрома Персидской империи войсками Александра Македонского Армения попала в зависимость от Селевкидов и управлялась особыми наместниками, из которых. двое, Артаксиас и Зариадр, в 190 до н.э., объявили себя независимыми и образовали два государства: Великую и Малую Армении.

Правитель первой из них Тигран Великий объединил обе в 70 году до н.э. При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря, но вскоре Армянскокое Царство попало в полувассальную зависимость сначала от Рима, а потом и от Византии, которая в итоге поделила её территорию с персами.

Постоянные сношения все с новыми народами развили в армянах любовь к торговле, и вскоре они поняли, какой огромной силой является капитал в повседневной жизни не только человека, но и целых государств. В 301 году нашей эры Армения стала первой в мире христианской страной, но не приняв участия в IV Вселенском соборе, армяне сохранили, то есть отвержение в Иисусе Христе Богочеловека.


В 405 году армянским ученым и просветителем Месропом Маштоцем создается армянский алфавит, используемый армянами и до сих пор. До Машатоца армяне, как в прочих эллинистических государствах Передней Азии в государственной и культурной жизни пользовались сирийским и греческим письменами.

«Так претерпел он много лишений в [деле] оказания доброй помощи своему народу. И ему было даровано такое счастье всемилостивейшим богом святой десницей своей, он, как отец, породил новое и чудесное дитя - письмена армянского языка. И там он поспешно начертал, дал названия и расставил [письмена по порядку], расположил [их] по силлабам-слогам».

В середине VII века армянские земли были захвачены арабами, но в 860-е годы княжеский род Багратидов объединил большую часть армянских земель и сверг власть Арабского халифата.

В 885 году арабы и византийцы признали независимость Армянского царства Багратидов которое являлось самым большим и мощным феодальным государством древней Армении.

В 908 году образовалось Васпураканское царство, в 963 году — Карсское царство, в978 году — Ташир-Дзорагетское царство, и в 987 — Сюникское царство.

Все эти армянские государства находились в вассальных отношениях с родом Багратидов. В 1064 году бо́льшая часть Армянских земель, за исключением Сюника и Ташир-Дзорагетского царства, была завоёвана турками-сельджуками.

В конце XII века, во времена правления грузинской царицы Тамары, армянские земли вошли в состав усилившегося Грузинского царства. В первой половине XIII века армяне подверглись нашествию монголов, а позднее и войск Тамерлана. В результате многовековых иноземных нашествий армянские земли оказались заселены тюркскими кочевыми племенами. В середине XVI века Оттоманская империя и Персия после 40-летней войны договорились о разделе сфер влияния. Восточные армянские земли отошли к персам, а западные - к туркам.

Под владычеством турок, довольно индифферентных во всех отношениях к покоренным ими народам, армяне спокойно отправляли свой религиозный культ и, объединившись вокруг католикоса - главы армянской церкви - смогли сохранить язык, письменность и культуру. Но иногда турецкий индифферентизм исчезал сам собой, и покорители обращались к карманам покорённых.

Больнее всего это, конечно, приходилось армянам, ставившим главной целью в жизни капитал. Сопротивление будило боевые инстинкты турок, и поэтому нередко начинались армянские погромы.

В 17-м столетии у турок появился смертельный враг — Россия. Армяне это заприметили и, когда увидели, что этот враг мало-помалу наносит тяжелые удары Турции и постепенно движется на юг, то несмотря на то, что Россия была еще далека от Армении, воспользовались этим и стали просить защиты у русских. Уже Потемкин стал их ярым защитником.

Для того, чтобы еще более вызвать сочувствие, армяне прибегли к обману со своей религией и выставили себя такими же православными. Когда Император Павел принял на себя звание Гроссмейстера Мальтийского ордена и вместе с тем звание защитника христиан всего мира, армяне отправили к нему депутацию с просьбой о принятии под свою защиту. В 1799 году Павлу I даже был представлен чин литургии, составленный специально для этого епископом Иосифом Аргутинским. В этой литургии говорилось, что положено молиться и за Православного Императора Всероссийского и Августейший Дом. С тех пор в России армян стали считать «православными-братушками». Обман раскрылся лишь в 1891 году, когда Восточная Армения уже находилась в составе России.

Ещё в 1779 году армяне появились на Дону. Переселением армян на Дон из Крыма командовал прославленный полководец Суворов. Ими был основан Нахичевань-на-Дону, который в 1928 году слился с Ростовом. Вот почему Армян так много в Ростове-на-Дону.

В результате русско-персидской войны (1826—1828) Россия завладела Эриванским и Нахичеванским ханствами и Ордубадским округом. К XIX веку на этих территориях, в результате многовековой эмиграции и изгнания Армянского населения], Армяне составляли лишь 20 % населения. Русские власти организовали массовое переселение в Закавказье Армян из Персии и Турции, что привело к значительным изменениям демографии региона, учитывая также наличие массовой эмиграции в Турцию мусульманского населения из областей, присоединённых к России.


Согласно камеральному описанию армянской области генерала Мерлини за 1830 год, в Нахичеванской провинции (сюда не входили Шарур и Ордубад) проживало 30.507 человек, из которых 17.138 человек являлись мусульманами, 2.690 человек — коренными армянами, 10.625 человек — армянами, переселёнными из Персии и 27 человек — армянами, переселёнными из Турции. В 1830 ещё примерно 45 тысяч армян Эрзурумского и Баязетского пашалыков иммигрировали на земли бывшего Эриванского ханства и поселились к юго-востоку от озера Севан. К 1832 численность армянского населения Эриванской губернии достигла 50 %. Этнический состав региона подвергся большим изменениям также и во второй половине XIX века. В результате войны 1877—1878 годов Российская империя одержала победу над Турцией и захватила часть южной Грузии, которая впоследствии составила Батумскую область. За два года (1890—1891) из области были выселены более 31 тыс. мусульман, место которых заняли армянские и частично грузинские переселенцы из восточных районов Османской империи. Переселение армян из этих районов в Батумскую область продолжалось вплоть до начала XX века.

В Турции отношения между армянами и мусульманами обострились во 2-й половине 19 в. Неоднократно турки вырезали армянское население целых областей (Сасунская резня 1896, Аданская резня 1909), а во время первой мировой войны турки решили истребить армян поголовно. По личному приказанию Николая II русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых из 1 миллиона 651 тысячи душ армянского населения Турции было спасено 375 тысяч, то есть 23%.

В 1918 году армяне обрели независимость, но остались один на один с турками и азербайджанцами, которые и не думали отказываться от планов поголовного уничтожения всех армян. 24 сентября 1920 года началась армяно-турецкая война. Турецкие войска под командованием Кязыма Карабекира взяли сначала Сарыкамыш, потом Ардаган, а 30 октября пал Карс. На запрос о намерениях Антанты, сделанный в Тифлисе армянским представителем Александром Хатисовым, представитель Англии Стокс заявил, что Армении не остается ничего кроме как выбрать из двух зол меньшее: мир с Советской Россией.

29 ноября 1920 года группа армянских большевиков при помощи советской 11-й армии и войск советского Азербайджана вошла в город Иджеван и провозгласила создание Революционного комитета, восстание против армянского правительства и установление советской власти в Армении. Воевать с русскими турки не стали, тем более, что их главу Мустафу Кемаля большевики поддерживали деньгами и оружием.

Армения вошла в Закавказскую Федерацию, а в её составе в 1922 году вступила в СССР. В 1991 году с развалом СССР Армения стала независимой. Уже несколько лет к тому времени она вела войну с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, которая завершилась в итоге армянской победой.

Откуда произошли армяне? И кто такие зоки? - Есть мнение О происхождении армян имеются различные версии, но первое, и к тому же до сих пор не потерявшее своего значения, самое достоверное упоминание об этом принадлежит «отцу истории» Геродоту. Этот древнегреческий историк, живший в V веке до н.э., писал, что предполагаемые предки армян - фриги (фригийцы) переселились в Малую Азию из Европы, с территории по соседству с Македонией. Bизантийский писатель Стефан (конец V века - начало VI века) приводит сообщение жившего до него 1000 лет назад греческого автора Книдли Эвдокса, которое следующим образом звучит в переводе видного востоковеда И.М.Дьяконова: «Ар­мяне – родом из Фригии и по языку очень похожи на фригийцев». Другой византийский автор - Евстафий (XII век), ссылаясь на сообщение жившего за десять веков до него греческого автора Дионисия Периэгета, также отмечает сходство армянского и фригийского языков. Современные исследователи, основываясь на эти сведения, приведенные древнегреческими авторами, также предполагают, что предки армян – племена фригов, покинули общим потоком свою родину на Балканском полуострове, переселились в конце II тысячелетия до н.э. в Малую Азию, на территорию современной Турции. Любопытно, что хотя это переселение и произошло в хронологическом отношении в период упадка самого могущественного государства на территории Анатолии - Хеттского царства, в хеттских текстах нет никаких сведений ни о фригийцах, ни об армянах. Вместе с тем известно, что фриги в VIII веке до н.э. создали в долине Сангария (современная Сакарья) царство с центром в Гордионе и стремились влиять на политические процессы в регионе. О событиях последующего периода (VIII-VII веков до н.э) наиболее полные сведения дают ассирийские и урартские тексты, где также нет никаких сведений об армянах. Много интересного о фальсификации фактов, связанных с происхождением армян, рассказал в беседе с корр. 1news.az известный азербайджанский историк Ильгар Нифталиев. По его словам, все написанное про предков армян относительно периода с середины XII века до н.э. (то есть со времени предполагаемого переселения «протоармян» с Балканского полуострова в Малую Азию) и до падения армянского царства в конце IV века построено в основном на предположениях и допущениях греческих и римских авторов, а также умозаключениях армянских хронистов, которые не подтверждаются ни результатами археологических раскопок, ни сведениями ассирийских летописей, ни филологическим анализом названий мест и имен личностей. Кстати, фригийский и армянский языки, хотя и относятся к индоевропейской языковой семье,но имеют между собой достаточно много различий. Причем различия не ограничиваются лишь лексикологическим материалом и некоторыми грамматическими показателями. По этому поводу в свое время известный русский историк- востоковед И.M.Дьяконов писал: «…близость армянского языка с фригий­ским не очень велика, чтобы можно бы­­ло вывес­ти армянский из фригийского». Не случайно во фригийских текстах, содержание которых удалось определить, не приводится ни один факт касательно армян. Как появился Тигранакерт Известно, что армяне со свойственной им изворотливостью прибегают к различным уловкам в попытках обосновать свои территориальные претензии на Карабах. И одним из примеров тому является фальсификация фактов, связанных якобы с выявлением на территории оккупированной части Агдамского района Азербайджанской Республики развалин столицы мифической «Великой Армении» города Тигранакерта. По мнению азербайджанского ученого Ильгара Нифталиева, эта псевдоидея с самого начала была подброшена армянами с политической целью. «Мировая научная общественность давно уже привыкла к подобным «шокирующим находкам» армянских псевдоученых. Еще в 60-80-х гг. ХХ века в Карабахе азербайджанскими учеными-археологами были проведены широкие исследовательские работы. В Агдаме ученые исследовали находящееся на окраине современного города и относящееся к первой половине II тысячелетия д.н.э. (период средней бронзы) поселение Узерликтепе, обнесенное крепостными стенами. Азербайджанскими археологами были изучены на территории селений Агдама - Шыхбабалы и Паправенда - поселения, обнесенные крепостными стенами и относящиеся к XII-IX векам до н.э. Эти памятники свидетельствуют о формировании ранней городской культуры в Азербайджане, особенно в его Карабахской области. Что же касается временной и пространственной локализации Тигранакерта, то из источников следует, что идеи армянских псевдоученых просто не выдерживают критики. К примеру, современник царя Тиграна, правившего в I веке до н.э., греческий географ Страбон писал в своей «Географии», что « … Тигран близ Иберии, между этим местом и Зевгмой над Евфратом построил город. Он переселил сюда население 12 разграбленных им греческих городов и назвал город Тигранакерт. Однако воевавший с Митридатом VI (понтийский царь) Лукулл (римский полководец, его поход на Тигранакерт датируется примерно 69 г. до н.э.) не только отпустил население в свои родные места, но и разрушил построенный до половины город, оставив на его месте только небольшое селение», - рассказал ученый. Армянский историк М.Нерсесян в книге «История армянского народа с древнейших времен до наших дней», изданной в 1980 году, отмечает, что Тигранакерт был построен на берегу одного из верхних притоков реки Тигр. Тигранакерт, который к тому же так и не был достроен, и находился не только за пределами Карабаха, но и Кавказа, на юго-западе озера Ван, на территории современной Турции. Данной версии придерживаются также авторы второго тома «История древнего мира», изданной в 1989 году под редакцией И.М.Дьяконова. Миф об Армянском нагорье Немало домыслов имеется о происхождении так называемого Армянского нагорья. И.М.Дьяконов отмечал в связи с этим: «Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья… ясно, что он занесен сюда извне…. протоармяне в эту область пришли в VII – VI веках до н.э… («Армянское нагорье» – вымышленный армянскими авторами термин - A.M.) По мнению И. Нифталиева, у древнегреческих и римских историков, а также у древнеармянских хронистов нет понятия об «Армянском нагорье», так как оно появилось с легкой руки европейцев в конце XIX - начале XX вв. Позже армянские авторы политизировали данное понятие, по-своему интерпретировав его географические очертания и размеры. Если исходить из армянской версии, получившей отражение в Армянской советской энциклопедии, изданной в 70-е годы прошлого века, это нагорье охватывает часть территории СССР (вся территория Армянской ССР, южная часть Грузинской ССР и западная часть Азербайджанской ССР), Ирана и Турции, и располагается между Иранским и Малоазиатским плоскогорьями, Черным морем, Закавказской и Месопотамской равнинами. Там же отмечалось, что территория Армянского нагорья составляет 400 тыс. квадратных километров, и она целиком входила в состав территории «Великой Армении», где якобы с древних времен формировался армянский народ. Хотя на территории т.н. Армянского нагорья еще за 600 - 1000 лет до появления здесь предков современных армян, а также после их появления существовали различные государства и жили различные народы, почему-то название нагорья было обозначено как армянское. «А верно ли вообще связывать название горного рельефа с именем народа, который на протяжении более тысячелетий не играл сколь-нибудь решающей роли в политических процессах, имевших место на карте Ближнего и Среднего Востока, не был государствообразующим этносом на данной территории, долго жил в основном в границах мусульманских тюркских государств, и лишь в 1918 году, в силу благоприятного стечения обстоятельств, впервые создал свое национальное государство?», – задался вопросом ученый, отметив следующую немаловажную деталь. «Несмотря на то, что нагорье называется Армянским, в названии составляющих его горных вершин нет ни одного армянского топонима. Большинство их носят тюркские названия: Кабирдаг, Агдаг, Кероглыдаг, Зордаг, Сичанлыдаг, Карачумагдаг, Парченисдаг, Памбугдаг или Хачгедук и т.д. Эти горные вершины составляют с запада на восток Агрыдагский хребет - потухший вулкан, который в армянской исторической литературе получил название Арарат»,- указал Нифталиев, добавив, что в древних источниках этот горный рельеф называется горой Тавр. К слову, армянские историки до того увлеклись фантазией о древней Армении, что все еще путают основательно разнящиеся между собой этнические и географические понятия. «Известно, что одни страны названы по имени населяющих их народов (Турция, Германия, Франция, Англия), другие, в соответствии с географическим или административным названием, определяющим и имя насельников - по территории (Грузия, Италия, Азербайджан и т.д.). В древние времена в современной Анатолии, которую армяне считают колыбелью армянского народа, не имелось географических названий, которые объединяли жителей этих местностей независимо от их этнической принадлежности. Соответственно, здесь никогда не было общностей, называемых по названию этих географических понятий. То, что Армения является географическим понятием, известно давно. Естественно, что все насельники древней Армении, или Арминии назывались армянами, независимо от своей языковой и этнической принадлежности. Название географического пространства перешло к названию различного по этнолингвистическому составу населения. Это то же самое, что жители древней Кавказской Албании назывались албанами, хотя и состояли из объединения 26 племен, отличавшихся по своему языковому и этническому составу. Таким образом армяне – это собирательное название всех жителей Арминии и не выражающее названия какого-либо одного этноса», - продолжил историк. По его словам, между населением и территорией древней Армении (находившейся вне пределов Кавказа) и армянами и территорией современной Армении никакой преемственности не прослеживается - ни этнической, ни языковой, ни географической. По оценкам азербайджанского ученого, утверждение современных армянских исследователей, что в этих местах со времени первого упоминания в письменных источниках понятия «армянин» проживали предки нынешних армян - такой же миф, как утверждение о том, что армяне произошли от Ноя. «Термин, схожий с географическим названием «Aрмения», впервые встречается в надписи Дария I (522-486 гг. до н.э.) на Бехистунской скале (территория современного Ирана). В этой надписи среди стран, входящих в состав Ахеменидской империи, упоминается и «Армина». В Бехистунской надписи Aрмина упоминается в ряду стран, восставших против Ахеменидов после прихода к власти Дария I в 522 году до н.э. Но в надписи ничего не сообщается ни о восставшем в Армине народе, ни о руководителе восстания. Последующие сведения о территории расположения Aрмины мы встречаем в вышеупомянутом труде Геродота «История». Согласно сообщению греческого автора, Aрмения, или Армина располагалась к северо-западу от озера Ван, в районе истоков реки Евфрат. Геродот включал Армению в XIII округ (сатрапию) Ахеменидской империи. Причем греческий автор, упоминая названия некоторых племен, населявших XIII сатрапию, называет каспиев, пактиев. Следовательно, на территории, входившей, согласно Геродоту, в XIII сатрапию Ахеменидского государства, проживали различные этносы, и в Бехистунской надписи этот округ был назван Армина не по этническому признаку, а по древнему наименованию территории, что не имеет никакого отношения к современным армянам», - пояснил И.Нифталиев. Армяне-зоки-евреи? К слову, существующие версии о происхождении армян-зоков также весьма любопытны. К примеру, русский этнограф конца в XIX века В.Девицкий писал о том, что зоки жили в селении Акулис (Айлис) по соседству с Ордубадом (нынешняя Нахчыванская Автономная республика), в 7-8 деревнях, имели самостоятельный язык, большая часть слов которого в корне совершенно отличалась от армянского. Это давало основание утверждать, что зоки были остатками какого-либо самостоятельного этноса, которые приняв религию и богослужебный язык армян, постепенно арменизировались, хотя между собой продолжали говорить на своем языке. Развивая тему, азербайджанский историк дополнил ее еще одним интересным фактом. По его словам, существует также версия, что это были евреи, которые в силу исторических обстоятельств (потери государственности, переселения) оказались соседями армян и приняли христианство. Интересно, что армянские авторы отрицают эту версию, заверяя, что зоки - это те же армяне, название которых не выражает этнического содержания и произошло от особенностей местного диалекта. Таким образом, несмотря на тщетные старания армянских псевдоисториков, рьяно утверждающих, что армянский народ - автохтонный, реальные факты, отраженные в собраниях мировых ученых, говорят об обратном, что ставит под большое сомнение раздутый миф о древнейшем происхождении армян. Матанат Насибова

На самом деле название «Хайастан « возникло в 20 года ХХ ВЕКА и ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ НЕ КАК НАЦИОНАЛЬЫЙ ИЛИ ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, А КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРМИН. Канапцян, критикуя другого армянского ученого А.Хачатряна, писал, что «А.Хачатрян в книге «Армянская история в период письмен «михи» повествует о связях страны Хайасы с армянами. Но сравнительный анализ его Хайасы с армянским термином Хайастан (Хайас+тун)(дом), то есть «дом хайасов) показывает, чтов противовес армянским грамматическим нормам он является открытой аккомодацией, ложной этимологией.

Канапцян Г.Хайаса,с.163

Канапцян писал, что в «связи с хай-армянами, не отрицая факт некоторого культурно-бытового и этнического влияния и авторитета фригийцев, нет достаточных сведений о формировании армян из этих пришлых фригийских племен, об их политическом и культурном руководстве, о родстве их языков и о том, что именно этими фригийцами было принесено из Балкан название этноса «армин».

Дьяконов И.М. Предыстория…

Моисей Хоренский писал, что « как ив настоящее время, в прошлом хаи не питали никакого интереса к наукам, к передающимся по устам песням.Поэтому излишне говорить о слабоумных, невежественный и диких людях»

История Армении Моисея Хоренского.М…,1893,с4.

В VII веке д.н.э древне – тюркского происхождения –кемерийцы(киммерийцы),сле дуя из северных степей Черного моря, пришли на Кура-Араксинскую низменность и территорию сегодняшней Армении.Не случайно, как это признают и армянские источники, что на территории нынешней Армении а 29 памятниках (11 из них мест проживания) обнаружены предметы принадлежащие скифам (сакам).Это факт, что территория нынешней Армении полностью относилась к царству Саков. Армянский автор С.Еремян писал, что племена саков захватив Кура-Араксинскую низменность, вытеснили оттуда киммерийцев, перешли на Араратскую долину, а оттуда- к басейну озера Урмия.(1)
По Канапцяну,саки возглавляли движение на юге и юго-востоке сраны «Хайаса»(2).Известный грузинский ученый Г.А.Меликишвили ещо более развивший эту мысль и подтвердивший принадлежность территории нынешней Армении древне-тюркским землям,писал, что « нахождение предметов скифского типа в районах Еревана и Севана (до 20-х годов ХХ века в армянских источниках название этого озера отмечалось как есть тюркским словом Гёйча – А.М) указывает на проживание на этих территориях киммерийцев и саков.(3)

1.Еремян С.Т. Нашествие киммерийцев и скифских племен и борьба Урарту и Ассирии против кочевников.-« Историко-филологический журнал»,1968,№2. с.93-94
2.Капанцян Г.Историко-лингвистические работы к начальной истории армян- Древняя Малая Азия.Ереван,1956,с.150
3.Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии…,с.225

Как известно, царство Саков охватывало территорию Северного Азербайджана и нынешней Армении(Западного Азербайджана).Значит, первым государственным образованием на территории Армении являлось царство Саков- государство древне-тюркского происхождения.
В БИБЛИИ данное царство называется «Ашкеназ».С этим связано и сведение армянского историка V века Корйона «Хаи из рода Ашкенази(скифов)».Эту мысль подтвержадет и Канапцян.

КанапцянГ. Хайаса.,с.151

Моисей Хоренский писал об армянах (то есть называющих себя «хай»ами), что «мы (то есть хайи) малый, малочисленный, слабый и во многих случаях,живущий под чужим господством, народ»

История Армении Моисея Хоренского.М..,1893,с.4

По признанию армянского ученого Хованнисяна, « за исключением короткого периода в древние времена, земли, простирающиеся от Киликии до Кавказа, никогда не принадлежали армянам»

Richard G.Hovannissian. The republic of Armenia. Lps-An-s. vol.2, p 332

В книге «Истороя армянского народа» отмечено, что «ещо никто ничем не доказал, что Тигран,Арташес,Артавазд и другие являлись армянами »

История армянского народа …,с.80

Известный армянский ученый В.Ишханян тоже принзал, что на территории Западного Азербайджана исторически не существовало армянских государств. Он писал, что « армяне расселились в различных частях Кавказа лишь в течении последних веков»

Ишханян Б. Народности Кавказа(Статистическо- экономическое исследование), Петроград,1916, с.16.

Добавлено через 17 минут
Территория Армении ещо более расширилась во времена местного правителя ТигранаII.Армянский автор Микаэлян пишет,что» большинство войн, которые вел ТигранаII, носили захватнический характер»

Микаэлян Г.Г. История Киликийского армянского госудаства.Эреван,1952,с51

Для подтверждения собственных предположений об империи созданной ТигранаII, Микаэльян приводит в качестве примера мнение Сталина:»Государство (империя)ТигранаII соответствует следующему выражению Сталина,что» оно не обладало собственной экономической базой и представляло собой временное, слабое военно-административное объединение,а также конгломерат племен и народов, живущих своей жизнью и обладающих своими языками»

Микаэлян Г.Г.История Киликийского армянского государства.Эреван,1952,с.31-32

Видный армянский ученый Ишханян, приглашая заблудших армянских писак на правильный путь писал,что « в дневнеисторическом смысле,истинная родина армян-«Великая Армения » располагалась в Малой Азии, то есть за пределами России(здесь именуется в виду царская Россия- А.М)»

Ишханян Б, Народностиююю, с.18

Тацит писал, что « армяне своим двуличным поведением приглашали вооруженные силы то одной, то другой стороны, по состоянию своих земель, схожести характера они близки к парфянам, смешались с ними брачными связями, свобода им чужда, они более склонны к рабству»

Тацит Корнелий.Сочинения.т.2,СПБ,18 87,с.395-396

Моисей Хоренский писал,что назначенного в 1веке правителем западной части Армении звали Горк. Перечисленные в произведении Моисея Хоренского все названия провинций Армении и имена лиц, назначенных туда Тиридадом, имеют тюркское происхождение.
Моисей Хоренский, повествуя о назначении албанского государя Арана правителем территории, расположенной к югу от Куры отмечал, что в связи с передачей Кура-Араксинкая низменность Арану, все остальные правители его рода могли получить лишь провинции, расположенные на териитории нынешней Армении.Очевидно, что провинции, расположенные на территории Армении, управлялись правителями тюркского происхождения.Несомненно и то,что эти правители являлись главами тюркских племен, проживающих на тех же территориях.

М.Хоренский.I I кн.Гл.8

Образованный в I I I веке д.н.э. в Южной Монголии союз племен Сюнну,в дальнейшем правратился в могущественное кочевое государство. В ходе внутренней борьбы Сюнну разделилась на две части, одна из которых ешо в 1 веке, покинув свои места обитания, поселилась на исконно азербайджанской земле в Зангезурской области.
То что население Сисакана являлось саками тюркского происхождения, видно и из утверждения Степана Орбелиана (X I I I век), что « сисаки являются предками не только сюннов, но и албанцев и, даже по сравнению с ними, являются более древними »(1)
Эта мысль ещо раз подтверждается видным армянским историком Адонцом Геворковым.Он, ссылаясь на древние письменные источники, писал, что «несмотря на вхождение Сюника в состав Армении, они отличались стремлением к отделению.Это, прежде всего, нужно связать с этническими особенностями страны»(2)
Он отмечал, что «и Прокопи указывал, что сюниты, а точнее сюники являлись отдельным народом, не имевшим никакого отношения к фарсам-армянам »(3)

1.Степанос Орбелиан. Из истории рода Сисакан.Научный архив института истории АН Азербайджан.Инв.,1274.
2.Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана.М.1968,с.421.
3.Адонц Н. Там же ….,с221.

Моисей Хоренскй отмечал, что правители Сюника принадлежали не к хайской, а к Сисакской династии(1)
Надо отметить, что существовавшие на территории современной Армении как государство Саков, так и указанные в древних источниках государства, принадлежащие династии иранского происхождения Ервандов и династии тюркского происхождения Арташам, не являлись политическими объединениями, называвшими себя «хаями».С другой стороны, в древних греческих иармянских источниках тюрков представляли фарсами.Это признают и армянские авторы.Юзбашян писал, что« некоторые авторы, например Аристакес Ластивеверци, пытаясь придерживаться рамок классической лексики, называл тюрков фарсами »(2)

1.Моисей Хоренский.кн.1, гл12.
2.Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи багратидов и Византия IX-XI вв. М…,1988,с.217.

По словам армянского историка V века Фавста Бюзанда, армяне лишь чисто внешне приняли название «христианин », так как идолопоклонничество всё ещо продолжает проявляться в разных сферах общественно- политической жизни.

Налбандян В.С.Армянская литература.М..,1976,с.18

К книге «История армянского народа» говорилось, что «насильное распространение христианства, его крайне натерпимое отношение другим идеологиям,оказала существенное отрицательное воздействие на развитие армянской культуры»

История армянского народа.,с.89

Армянский историк Фавст Бюзанд писал, что когда из-за внутренний распрей правитель из династии Аршаков Вараздат (374-380) бежал в Рим, страну возглавил Манвел Мамиконян.Когда сын Варазда Пап убил брата Манвела Мишеля, Манвел сказал ему:
«Мы(то есть китайцы) не являемся вашими рабами, мы ваши друзья и даже выше вас.Так как наши предки были правителями страны китайцев(имеется в виду Китайский Туркменистан) и в результате распрей, возникших между братьями дабы ещо раз не допустить кровопролития между братьями, мы отдалились оттуда (то есть от Китайского Туркменистана), чтобы обрести покой и, придя сюда, поселились здесь (то есть в Армении)»

ЕРЕВАН, 22 окт — Sputnik. Армяне - это древний народ, который преимущественно говорит на армянском языке. Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца 2 тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э.

Несмотря на то, что армян объединяет одна история, одна кровь и множество общих черт, как внешне, так и внутренне, представители этой нации кардинально отличаются друг от друга. Портал Sputnik Армения попытался понять, каким в действительности бывает армянин.

Одно сердцебиение

Преимущественно во всех крупных странах мира проживают представители армянских общин. Больше всего армян проживает в России, Франции и США. В частности, во многие страны армяне перебрались после Геноцида армян в Османской империи. Самое интересное, что у армян порядка 50 диалектов, при этом, существуют западноармянский и восточноармянский языки, на которых говорит подавляющее большинство представителей этой нации. Что касается восточноармянского, то это один из современных вариантов армянского языка, на котором говорят в современной Армении.

Вторая разновидность армянского языка распространена среди армянской диаспоры, которая появилась после Геноцида. Эта группа армян преимущественно проживает в Северной и Южной Америке, Европе и Ближнем Востоке. Несмотря на то, что диалекты очень сильно отличаются, армяне могут спокойно общаться друг с другом, говоря на своем диалекте. Самые сложные для понимания армянские диалекты у жителей Сюникской области и Нагорно-Карабахской Республики (Арцах). Именно по этой причине многие армяне не говорят на родном языке, но прекрасно владеют языком той страны, в которой проживают.

Если вы общаетесь с армянами, то, несомненно, успели заметить, что этим людям присуще яркое чувство юмора. Они могут поднять вам настроение за несколько минут, рассказать огромное количество забавных историй, анекдотов, и сделать так, чтобы вы ходили с приподнятым настроением ближайшие несколько дней.

Невозможно не отметить тот факт, что в мире очень много известных армян-юмористов. В частности, известные всем Евгений Петросян, Гарик Мартиросян и Михаил Галустян. На самом деле, несмотря на свой веселый нрав и задор, армяне являются очень серьезными людьми, особенно если речь идет о людях старшего поколения, на долю которых выпало немало трудностей.

Бывают и вечно недовольные армяне. Обычно, это те люди, которые никак не найдут свое место в жизни. Больше всех, на мой взгляд, недовольны армянские таксисты и водители общественного транспорта. Оно и ясно - стиль вождения в Ереване и в других городах Армении отличается особым темпераментом.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Если вы близкий армянину человек, то, скорее всего, он ради вас готов на многое, а может быть и на все. Наверно, только армяне умеют отдавать близкому человеку все без остатка, окружить его заботой, вниманием и лаской.

Армяне очень любят и ценят семью. В армянской семье родитель - это царь. И на самом деле, это все взаимно, поскольку множество армянских родителей растят своих детей в большой любви и делают ради них все, даже невозможное. Отношение к детям в нашей стране особое, и это можно назвать культом детей. Также армянский мужчина боготворит любимых женщин (маму, сестру, жену).

Гостеприимность

Еще одна национальная черта - это гостеприимность. Если вы в гостях у "правильного" армянина, то он вас обязательно чем-нибудь угостит. Но если вы заранее договорились наведаться в гости к армянину или армянской семье, то вас ждет целое праздничное угощение! И особенно, вкуснейший армянский коньяк.

Об армянских блюдах можно говорить вечно и писать долго, но самые излюбленные армянами кушанья - это долма (голубцы из листьев винограда), хаш - пряный суп из говяжьих ножек с чесноком, спас - полезный суп на основе мацони, армянский салат табуле из крупы булгур и мелко порубленной петрушки.

Армянские привычки

Большинство армян отличаются трудолюбием. Если армянин нашел работу по душе, то он трудится, не покладая рук.

Солнечная погода Армении позволяет жителям страны вывешивать белье на улицах. Такая привычка традиционна, например, для жителей Италии, когда от здания к зданию вывешивается огромное количество одежды.

© Sputnik / Асатур Есаянц

"Классический" армянин отличается тем, что любит употреблять большое количество хлеба и кофе, организовывает шикарные свадьбы, дни рождения, помолвки, крестины и иные праздники. И на самом деле, у армянина может не быть денег… Он их возьмет в кредит, будет погашать долг месяцами. Но если душа хочет праздника, то он не сможет отказать себе и своим близким в этом.

Армяне любят дорогие машины, одежду и аксессуары. Наверно, эта черта характерна всем национальностям.

А еще многие армяне открывают все окна в машине, когда в ней звучит их любимая песня, независимо от того, нравится вам эта музыка или нет. Но меломан проедет по городу, прослушав несколько раз любимый трек, даже зимой.

Если вы в Армении решили воспользоваться общественным транспортом, а в нем уже нет места, куда можно присесть, то вам обязательно его уступят.

А еще армяне очень любят здороваться друг с другом. "Барев" и "Бари луйс" ("привет" и "доброе утро") - это то, что может поднять настроение человека или стать поводом для дальнейшего общения. Не зря говорят в Армении, что "приветствие принадлежит Богу".

Очень часто армяне вместо традиционного "спасибо" говорят "мерси". Может, просто лень каждый раз произносить красивое слово "шноракалуцюн".

Кстати, только армянин купит себе дорогущий гаджет - телефон, ноутбук, планшет или нетбук, и сам поленится изучать его, чтобы правильно эксплуатировать. Он обязательно начнет расспрашивать у окружающих, как все настроить и заставить заработать.

На самом деле, привычек у армян очень много, и положительных и отрицательных, да и черты характера очень разнообразны. Темперамент и менталитет армян - очень сложная вещь. Однако в данной статье собрано все то, что может отличить армянина от представителей других национальностей.

Мы рады, если армянские привычки свойственны и вам.

Об армянах словами известных людей и самих армян

"Об армянах издревле сложилось плохое мнение, - и это, разумеется, не лишено основания, так как иначе оно не могло бы возникнуть у целых народов и притом в разные времена. Именно армяне склонны кричать по всякому поводу. Не пустят их в чужой дом, или раскроют какие-либо их козни, или отдадут под суд их воришек, - они не только сами поднимают крик, но и заставляют кричать глупых или продажных людей из иноплеменников".

Армяне об армянах

Отец армянской истории Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) в V веке говорил о своих соплеменниках:
"-я хочу указать на жестокосердие, как и высокомерие нашего народа,...
-отвергающее благое, изменяющего истине,...
-народ строптивый и преступный,..
-ДУША, КОТОРОГО НЕ ВЕРИТ БОГУ!
-вы совершили прогневленное и в ложах ваших не принесли раскаяния
-вы заклали заклание и беззакония и уповающих на господа презрели
-поэтому найдут на вас сети того, кого вы не прознали и добыча, за который вы гонялись, сделает вас своей добычей, и вы попадете в те же сети..."

Профессор Лео (армянский автор нескольких крупных произведений об армянской истории, являющийся одним из создателей мифической армянской истории, которая на деньги армянской церкви и миллионеров распространялась в Европе, Америке и России) был вынужден признать:

"Лишь малая часть армянского ашугского творчества, можно сказать самая незначительная ее часть, относится к нашей литературе. Большая же ее часть (дастаны, героические песни) на тюркском языке. Для ашугов, чтобы выразить изображенную в сказках и песнях жизнь, более удобен тюркский язык, нежели армянские народные наречия, он более образен и намного богаче".

В 1914 году армянский историк Геворг Аслан в книге "Армения и армяне" писал:
"У армян не было государственности. Они не связаны чувством Родины и не связаны политическими узами. Армянский патриотизм связан только с местом проживания." Химерическая идея о воссоздании "Великой Армении", которая как государство никогда не существовала, - общенациональная концепция, объединившая всех хайев мира.

Армянский журналист Р.Ачарян в своей книге "Тюркские заимствования в армянском языке" писал, что в армянском языке используется более 4200 тюркских слов.

Х.Абовян (XIX век) писал:
"... в нашем языке половина слов тюркские, либо фарсидские слова".

Армянскому поэту Егише Чаренцу принадлежат слова:
"В нас лицемерие появляется еще в утробе матери".

Русские об армянах

Воспоминания русского дипломата генерала Маевского. Из книги"Массовые убийства, чинимые армянами"

"Слышал ли кто-либо о народном героизме армян? Где высечены названия их сражений за свободу? Нигде! Потому что, "герои" армян больше были палачами своего народа, чем спасителями".

"Исторические корни Карабаха уходят в античную эпоху. Это одна из исторических провинций Азербайджана. Этот регион является важным политическим, культурным и духовным центром Азербайджана... Пресловутая Карабахская проблема была создана сфальсифицированными идеями армян"

А.С. Пушкин: Ты раб, ты трус, ты армянин...

А.С.Грибоедов в рапорте 11-13 сентября 1819 года писал Мазаревичу: "Что за подлое отродье эти армяне. Никто из них и знать меня не хотел, а при этом всегда на ухо шепчут, что мы их будущие покровители. Хорошее протеже. Они нас продают тем же персам, которые готовы их распинать и варить под любым соусом"

Русский исследователь В.Л.Величко (конец 19 -начало 20 века):

"Армянские женщины всегда имели связь с другими народами, пусть иногда и насильно. Иранские солдаты, турки, грузины и горцы, видимо никогда и не ждали от армянских женщин, давно потерявших свои честь и достоинство, приличия и благородства. Именно поэтому в жилах армян течет столько разной крови".

" Мы еще не говорим об армянских учебниках, которые взяли на себя общемировую миссию "окультурить" всех своих соседей, учебниках, в которых написано об этой горе-стране - "Великой Армении". В церковных школах распространяются даже карты Великой Армении, столицей которой указывается Тифлис, и границы которой доходят аж до Воронежа".

"Студент Патканова, господин Марр все обещает, что сможет вырвать-таки у грузин что-нибудь в пользу армян и доказать армянскую принадлежность этого. По его мнению, известная грузинская поэма "Витязь в тигровой шкуре" заимствованное произведение. Это необходимо армянским политиканам, ибо за весь период своего существования армяне не имели ни одного мощного поэтического произведения, то есть свидетельства процветания народной культуры. Не смотря на старания Юрия Веселовского и ему подобных литераторов, которые стараются убедить русскую публику в существовании хорошей армянской литературы, дальше пустых разговоров продвинутся в этом деле не могут. Потому что, сколько не старайся - чего нет, того нет".

Историк А.Аннинский в конце XIX века писал:
"В связи с тем, что не сохранилось ничего, что свидетельствовало бы о былой политической мощи и важности культуры древних армян, следует полагать, что они не обладали ни тем, ни другим. Видимо они всегда были малочисленным и диким племенем. Никогда не обладали полной политической независимостью. С этим и связана вопиющая бедность художественного творчества армян. Говорить же о науке вообще не приходится. Армяне за весь период своего существования не создали ничего самобытного".

Исследователь В.Елиховская писала:
"Рассыпанные по всему свету армяне перенимают обычаи, одежды, традиции народов, с которыми вместе живут. В Турции армянина не отличишь от турка, в Персии армянин - типичный перс.

Мысли знаменитых

Великий Амир Тимур (Тамерлан) сказал: История не простит мне 2 вещи:
"1) То, что я хотел уничтожить армян как этнос, 2) а второе- за то, что я не сделал этого. Правда есть и хорошие среди армян, но в целом народ гадкий. Никогда не выскажет своих мыслей в лицо, поэтому и кажется культурным, а в удобный случай зарежет".

Фридрих Энгельс:

"Армянские рабыни и наложницы были первыми танцовщицами и проститутками прислуживающими в Коринфе ("наложницы Афродиты") и даже в храмах Индии.

Карл Маркс:

"Армяне, первая нация, начавшая использовать своих женщин в качестве подстилки под другие народы, как способ выживания"

Александр Дюма (Отец), "Кавказское путешествие":

"Армяне всегда жили под властью правителей, служивших отличной от армянской религии. В результате они превратились в людей, скрывающих свои мысли, чувства и намерения, превратились в мошенников и лжецов".

Английский путешественник Вильсон: Армяне жадные, корыстолюбивые и подлые, ни кого не уважают. Они мастера раздувать всякие мелочи, любители интриг

П.Кероп Патканов. Ванские надписи и значение их для истории Передней Азии. СПб.1981, стр. 36-37. Из книги Магди Нейман "Армения". СПб, 1899.
"Армения, как государство, не играла никакой значительной роли в истории человечества, ее название было географическим термином, распространенным армянами, она была местом разрешения споров сильных государств - ассирийцев, мидийцев, иранцев, греков, монголов, русских..."

"Сразу после заключения Туркменчайского договора (10 февраля 1828 года) под руководством Паскевича в Азербайджан были переселены 40 тысяч армян из Ирана и 90 тысяч армян из Турции. В общей сложности в 1828 - 1896 годах из Ирана и Турции было переселено более 1 миллиона 200 тысяч армян. Из них 985 тысяч 460 человек были размещены на западных землях Азербайджана, а остальная часть - в Карабахе и Елизаветпольской (Гянджинской) губернии. После благоустройства армяне начали вытеснять азербайджанских тюрков, они же произвели массовые погромы и грабежи, а также варварски истребили огромное число людей".

Адам Мец, по происхождению швейцарский еврей (Москва изд-во > 1973 г.стр.144, Швейцарский Востоковед А.Мец, 1869-1917 г,эту книгу написал за 25 лет) освещая историю и культуру халифата писал:
"Армяне самые плохие рабы из белых также как негры (зинджи) самые плохие из чернокожих. Они имеют безобразные ноги, стыдливость у них отсутствует, воровство очень распространено... Их натура и их язык грубы. Если оставишь раба-армянина хоть на час без работы, то его натура тотчас толкнет его на зло. Он работает хорошо из-под палки и из страха. Если видишь, что он ленится, то лишь потому, что это доставляет ему удовольствие, а вовсе не от слабости. Тогда следует взять палку, вздуть его и заставить делать то, что ты хочешь".

Грузинский писатель и мыслитель И.Чавчавадзе: Ваше превосходительство, не разрешайте поселение армян на центральных русских землях. Они из такого племени, что прожив несколько десятков лет, начнут кричать на весь мир, что это земля наших отцов и прадедов.

Грузинский писатель Серги Саджая: "Армяне не львы, а лишь - шакалы, прислуживающие более сильным народам"

Германский деятель и ученый Кольмер фон дер Гольц, "Анатолийские эскизы"
"Все кто знаком с основной массой населения в провинциях Анатолии, быстро привыкают уважать и любить тюрков, презирать греков и ненавидеть армян. Местная пословица "грек обманет двух евреев, а армянин - двух греков" повсюду себя оправдывает. Если где-либо в Анатолии вас обманули, то с точностью можно сказать, что вы повстречались с армянами. Я обхожусь без всякого письменного договора, когда имею дело с тюрком, ибо достаточно лишь его слова. Когда имею дело с греком или другими левантинцами - я заключаю письменный договор, ибо с ними нельзя вести дел иначе. С армянами же я не имею даже письменно заверенных дел, ибо от интриг и лжи армян не убережет даже письменное условие".

Американские историки Жастин и Кэролин Маккарти:

"Современная территория Армении принадлежит не армянам, а азербайджанцам. Именно это и служит причиной того, что большая часть географических наименований на территории Армении относятся к азербайджанцам".

Использованная литература:

Аннинский А. История армянской церкви, Кишинев, 1900

Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы, Баку, Изд-во "Элм", 1990

Тагаев М. Москва, или Центр международного терроризма и геноцида. Изд-во "Искра", 2001

Шавров Н.И. Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам, СПб. 1911

Шопен И. Исторический памятник состояния армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи, СПб. 1852.

Обозрение российских владений за Кавказом, СПб., 1836.

Полное собрание публицистических сочинений, СПб., т. I, 1904

Материал собран и исследован Амиром Эйвазом