Альберт лиханов биография. Краткая биография альберта лиханова самое главное. Армянская Апостольская Святая Церковь

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор научно-исследовательского института детства, академик нескольких академий, почетный гражданин г.Кирова и Кировской области.

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в городе Кирове. Отец его был слесарем, мама работала мед. лаборантом в больнице, а в годы войны – в госпитале. В 1953 г. поступил в Уральский государственный университет в г. Свердловске на отделении журналистики.

В 1958 г. после окончания университета Альберт Лиханов возвращается в Киров, где работает литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет редакцию газеты «Комсомольское племя». В Кирове в 1959 г. выходит его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах».

В 1963 г. вышла в свет книга, с которой писатель ведет свой творческий отсчет. «Да будет солнце!» - это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли. Потом он уезжает в Западную Сибирь, где два года работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», затем его переводят в аппарат ЦК ВЛКСМ. С 1975 г. он главный редактор журнала «Смена» (20 лет проработал в этом журнале, из них 13 лет в качестве главного редактора).

Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране. Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. «Своей главной темой и аудиторией, - говорит писатель, - я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.

В 1987 г. Альберт Лиханов организовал Детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а теперь – России и СНГ, и все они работают в настоящее время. Вот лишь некоторые из проектов, по которым постоянно работает организация: «Теплый дом», «Детская библиотека», «Дар жизни», «Детский диабет», «Детский церебральный паралич», «Глухие дети». Ему же принадлежит идея создания семейных детских домов.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребенка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.

Сейчас А. Лиханов – председатель правления Российского Детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, академик Российской академии образования, директор научно-исследовательского института детства. Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров.

Творческая и общественно-педагогическая деятельность Альберта Лиханова удостоена многочисленных наград: Государственная премия России, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования.

"Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком".

А.А. Лиханов

Альберт Анатольевич Лиханов, человек, звания и регалии которого можно перечислять очень долго – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почётный доктор и профессор целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио), почетный гражданин г. Кирова и Кировской области. Альберт Лиханов удостоен множества премий и наград: Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, имени Ф.М. Достоевского, имени С.Т.Аксакова, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования, премия Правительства РФ в области культуры и многие другие награды. С сегодняшним юбиляром нас знакомит библиотекарь Яна Скипина.


Родился Альберт Анатольевич Лиханов 13 сентября 1935 г. в Кирове. Отец его был слесарем, а мама медицинским лаборантом и всю жизнь проработала в госпиталях. В 1953 г. Альберт поступил на отделение журналистики Уральского государственного университета в городе Свердловске. В 1958 г. после окончания университета возвратился в Киров, где работал в газете «Кировская правда», а с 1961 г. возглавлял редакцию газеты «Комсомольское племя».

Там же в Кирове в 1959 г вышла его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах». В 1963 году вышла книга об итальянском художнике XIX века Э. Андриолли под названием «Да будет солнце!», с нее писатель ведет свой творческий отсчет.

С 1975 г. А. А. Лиханов стал главным редактором журнала «Смена». К этому времени писатель уже становится известным, в 1986-1987 гг. вышло первое собрание его сочинений в 4-х томах, изданное в Молодой гвардии. В 1983 году была написана книга, за которую автор был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г., под названием «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций». Эта книга о проблемах педагогики, современном воспитании была написана на основе размышлений над письмами читателей.

Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров в России и 106 книг за рубежом на 34 языках. Книги А.Лиханова переведены на многие языки мира – такие, как английский, немецкий, испанский, французский, китайский, вьетнамский, греческий, японский, языки стран СНГ, и др.

Альберт Анатольевич автор множества книг для детей и подростков. Основными направлениями творчества Альберта Лиханова являются: детство, юность, проблемы молодежи и подростков. Писатель раскрывает темы воспитания, роли семьи, школы, окружения в становлении личности. Этой проблематике он остается верен на протяжении не только всей литературной, но и общественной деятельности.

«Своей главной темой и аудиторией я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать»

Особое место в творчестве Альберта Лиханова занимают книги о военном детстве и войне глазами ребенка. О том, как формируются представления о жизненных ценностях, о чести, о подвиге и осознании своего места в подвиге всего народа. Произведения о военном детстве написаны автором на основе собственных воспоминаний и чувств, испытанных в детские годы. К примеру, сборник повестей «Музыка», повести «Магазин наглядных пособий», «Мужская школа», «Последние холода» показывают, как дети осознавали войну, как она меняла их детство, окружающую действительность, очень рано приучала ценить жизнь и маленькие радости.

Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон», в романе «Мой генерал».

Наряду с выдающейся литературной деятельностью Альберт Анатольевич Лиханов добился высоких результатов в общественной работе. Его внимательное неравнодушное отношение к проблемам детей и воспитания позволило повлиять на политику государства в этом направлении, и в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 г. по инициативе Альберта Лиханова создан Советский детский фонд имени В.И.Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учрежден Российский детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а позднее России и СНГ. В октябре 2006 года Общероссийский общественный фонд "Российский детский фонд" переименован в общественный благотворительный фонд "Российский детский фонд". Фонд и его 74 региональных отделения активно способствуют реализации общероссийских долгосрочных благотворительных программ, направленных на оказание дополнительной социальной помощи нуждающимся детям России в содружестве с органами государственной власти, коммерческими структурами, другими общественными организациями.

Альберту Анатольевичу принадлежит идея создания семейных детских домов. По инициативе А.Лиханова в Подмосковье создан Реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов.

Во многих городах России открыты детские библиотеки имени Альберта Лиханова (в Кировской, Ростовской и Белгородской областях) и проводятся Лихановские чтения.

Кроме того, в Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для школьных, детских и сельских библиотекарей, а для учителей начальной школы учреждена премия имени первой учительницы А.Лиханова Апполинарии Николаевны Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина.

Есть в творчестве А. А. Лиханова и книги для взрослого поколения. Повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» если и не для детей, то про детей, про ответственность за них, про смысл жизни, который утрачивается, если взрослые их предают.

По произведениям Альберта Лиханова сняты фильмы: «Мой генерал», «Семейные обстоятельства» (по повести «Обман»), Карусель на базарной площади» (по повести «Голгофа»), «Последние холода, «Благие намерения», «Команда 33» (по повести «Воинский эшелон»)

  • Попробуй понять! Раздавить легче всего. Попробуй понять, вот что самое главное.
  • На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь-спасибо говорят. А правду простить не могут.
  • Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет. Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители. Если даже их нет.
  • Есть люди, похожие на магниты. Они ничего особенного не делают, а к ним тянет.
  • ...взрослые всего лишь бывшие дети.
  • У каждого времени своя жестокость. А доброта - одна, на все времена.
  • Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Хрупкая, ломкая эта вещь - душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..
  • Ах, взрослые, умные, мудрые люди! Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики! Как неправильно – не звучит, а действует ваше слово, в которое, может, и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, звучит, как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы. Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым, совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу. Жизнь впереди долга, и требуется немало важных истин вложить в эту упрямую голову. Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Глянь, хороший ребенок вдруг становится дурным взрослым, которому ни товарищество, ни любовь, ни даже святая материнская любовь не дороги, не любы. Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..
  • Школой жизнь не кончается,.. а только начинается.
  • Когда не знаете, как поступать, поступайте естественно.
  • Каждому ребенку нужны близкие люди. А если их нет, чего ни делай, все не то.
  • Воспитать человека можно, только отдав ему часть себя.
  • Я верю, что сострадание – в человеческой природе. Сострадание как талант – дано или не дано. Но чаще дано, потому что это особый талант. Без него трудно оставаться человеком.
  • В каждой случайности есть своя закономерность.
  • Все беды - это солнечные затмения, а вся жизнь - само солнце.
  • Человек умирает, если он не нужен близким.
  • Жизнь невозможно начать сначала. Её можно только продолжать.
  • Взрослые часто недооценивают своих собственных детей, но маленькие люди горюют и радуются куда более трагично и возвышенно, чем иные взрослые, потому, может быть, что чувства эти велики, а тела-то еще не большие, вот и занимают эмоции всего маленького человечка, без остатка...
  • Доброе слово будто крылышки за спиной.
  • Педагогика - форма творчества.
  • Успех постоянен, когда лишь сам постоянно меняешься.

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, академик, общественный деятель, детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования родился 13 сентября 1935 в г. Кирове.


Альберт Анатольевич писал в предисловии к одной из своих книг: «Люди не выбирают родителей, люди не выбирают детства… Наше детство пришлось на войну, и нас прозвали детьми войны». Ему было хорошо известно о жизни людей в те нелёгкие военные годы, которые тенью легли на детство таких же мальчишек, как он. Страшные, долгие, нелёгкие четыре года. Это проводы отца на фронт, работа матери в госпитале, общение с бабушкой, Марией Васильевной.

Как и герои его будущих книг, голодал, ходил на занятия в холодную нетопленую школу, помогал взрослым, писал письма на фронт и ждал возвращения отца. Всё это и многое – многое другое и станет впоследствии тем богатым писательским основанием для многочисленных произведений, читая которые мы задумываемся и о своём прошлом, и о настоящем, и о будущем.

Трудно назвать книгу А.А. Лиханова, в которой он совсем не говорил бы о войне, о военном времени, повлиявшем на характеры и судьбы детей и подростков. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представление о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Альберт Лиханов говорит: «На войне было трудно всем: солдатам и генералам, мужчинам и женщинам. Но детям было всего трудней».


А.А. Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. В них он передаёт ощущения пережитого в годы Великой Отечественной войны.

Повести «Магазин ненаглядных пособий», «Последние холода», «Детская библиотека» составляют своеобразную трилогию о военном детстве. Они близки интонационно, написаны в одном психологическом ключе, рассказаны одним и тем же героем – мальчиком Колей.

Повесть «Последние холода» (1984) – одно из наиболее драматических произведений о военном детстве. Как и другие произведения этого цикла, она адресована не только детям, но и взрослым – родителям, учителям. Рассказ в произведении ведётся от имени мальчика Коли, ученика третьего класса. Повесть написана в форме раздумий мальчика о самом себе, о жизни, о родителях, друзьях, школьных учителях. Эта книга о милосердии, о доброте, о человечности. Она учит быть чутким к чужой беде. По повести в 1993 году был поставлен одноимённый фильм.


Военную тему Лиханов затрагивает в повести «Воинский эшелон», в романе «Мой генерал».

Книгу «Мой генерал» (1975), жанр которой Лиханов определил как роман для детей, он адресует подросткам и юношеству. Роман этот о любви к людям, своей стране, о душевных переживаниях героя – ученика современной школы, о большой и сложной жизни страны. Роман вошёл в число произведений, за которые автор был удостоен Государственнойпремии им. Н.К. Крупской, переведён на иностранные языки. По нему поставлен одноимённый фильм.


Роман в повестях «Русские мальчики» и роман «Мужская школа» составляют дилогию о военных действиях.

В повести «Крутые горы» автор поднимает актуальные проблемы становления характера и нравственного воспитания подростков. Показывает, как происходит развитие и обучение детей в сложное военное время, раскрывает истоки рождения любви к Родине.

Маленькому герою повести «Крутые горы» Коле приходится быстро усвоить очень много грустных понятий, которые принесла с собой война. Отец ушёл на войну, и всем его стало не хватать. Особенно маленькому Коле. Провожая отца на войну, он ещё ничего не понимал, радовался, приветливо махал вслед. Совсем по – другому проходило прощание с отцом второй раз, после непродолжительной встречи: «Я бросился к отцу…обнимал, жадно вдыхал отцовские запахи, стараясь запомнить их, и едва сдерживался, чтобы не зареветь». Коле не хватало отцовской поддержки, защиты и помощи. А что такое война мальчик узнавал постепенно.

Сначала это были письма, а точнее открытки, на которых была нарисована женщина и надпись «Родина-мать зовёт!». Потом талоны на продукты. А когда мука заканчивалась, Колина мама доставала из гардероба очередное платье и меняла его на еду.

Злая шутка, розыгрыш соседей. Только так вначале герой повести оценил кражу: «Меня всего колотило, меня трясло – кража только доходила до моего сознания». Следы жестокой и беспощадной силы вызывали протест в душе ребёнка, желание свести счёты. После того как их ограбили и вынесли из дома всё ценное: вещи, папин костюм, деньги, талоны на продукты, после двух дней голода мать Коли не выдержала и чтобы спасти мальчика, пошла и сдала кровь за паёк продуктов.

Донорский паёк. Какая цена была заплачена за него: «Я смотрел на кулёчки, которые лежали передо мной, вгляделся в мамино лицо и заплакал оттого, что оказался подлецом. Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…».

Во вторую военную осень Коля пошёл в школу. Школа была старая, маленькая, не приспособленная для такого множества учеников. А ведь большие и удобные школы были отданы раненым, под госпитали. Потому что была война. И писали на газетах, а не на тетрадях, потому что фабрики, где делали тетради, разрушены. И вместо лампочек горели керосинки, потому что энергии не хватало заводам, которые работали на всю мощь, чтобы сделать побольше снарядов.

Интересен образ учительницы Анны Николаевны. Строгая, всегда подтянутая, она вызывала уважение учеников: «Она шла по узким коридорам, зажигала свечи… всё видела, всё понимала… и больше всего не любила обмана». Похоронка, которая ей пришла, заставила Колю понять, что от войны никуда не денешься.

Именно Анна Николаевна повела своих учеников к санитарному поезду, где они впервые увидели раненных и убитых солдат. Это отложило свою печать на их душах. После этого Коля стал задумываться о войне и ненавидеть её. Ведь война отняла у него детство, да не только у него, а у многих детей. И мальчик для себя решил, чтобы как-то помочь Родине он будет хорошо учиться, шить кисеты и ненавидеть фашистов.

Целая корзина кисетов для бойцов. Потом, раздавая кисеты бойцам, мальчишки не смогут удержать слёз, ведь это им бойцы кричали «ура!». Такое никогда не забудется, сколько бы времени не прошло.

Коля понял цену любви к матери, к бабушке, к отцу, который мог не вернуться с войны, к солдатам, которые защищали Родину, чтобы такие как он детишки могли жить и учиться.

В конце повести мы видим главного героя, провожающего молчаливый эшелон с людьми, готовыми воевать.

«…Поезд уходил на войну. Война продолжалась… И много было впереди всего. У меня – крутых гор. У отца – трудных дней…».

Владимир Набоков говорил: «Настоящее достоинство писателя… способность возбуждать в других душевный трепет». Таким писателем для детей и взрослых является Альберт Анатольевич Лиханов.

Крапивин, В. П. Дырчатая луна [Электронный ресурс] ; Самолёт по имени Серёжа: повести / В. Крапивин; читает И. Князев. Волшебник Земноморья: роман / читает М. Иванова. Левая рука Тьмы: роман / У. Ле Гуин; читает Ю. Заборовский. Магазин ненаглядных пособий; Музыка. Кикимора; Последние холода; Чистые камушки: повести / А. Лиханов; читает Ю. Заборовский. Глаз волка / Д. Пеннак; читает А. Човжик. – М. : Логосвос, 2014. – 1 фк., (69 час.33 мин.).

Лиханов, А. А. Детская библиотека [Звукозапись] : повести / А. А. Лиханов. – М. : ЦП УПП МГП ВОС, 1987. – 3 мфк., (11 час.30 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Советский писатель, 1982.

Лиханов, А. А. Детская библиотека [Текст] : повести / А. А. Лиханов. – М. : Детская литература, 1986. – 254 с.

Лиханов, А. А. Мальчик и девочка [Текст]. – М. : Астрель, 2003. – 429 с.

Лиханов, А. А. Мой генерал [Текст] : повесть / А. А. Лиханов. – М. : Детство. Отрочество. Юность, 2002. – 190 с.

Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно оказывается воспитательницей сирот-первоклассников. Но выбор ее прям и благороден. Тяготы чужого предательства она принимает на себя и служит детям.
А. Лиханов говорил: "...новая повесть "Благие намерения" - о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить"...

Борис Андреевич Цариков - разведчик 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта. Ефрейтор. Герой Советского Союза.

На алтарь собственного благополучия приносят в жертву своего сына Игоря в общем-то благополучные люди, а слышит и сострадает ему только бабушка Софья Сергеевна, про которую Игорь однажды узнает, что она не родная и не кровная.

Герой этой повести - фронтовик, шофер по профессии, списанный после ранения, случайно в гололед сбивает женщину, везущую под гору тележку с хлебом, мать троих детей. Он признан невиновным в трагедии, но судит себя сам, своим высоким судом.

Альберт Лиханов собрал вместе свои книги для младших и для старших, собрал вместе своих маленьких героев и героев-подростков. И пускай "День твоего рождения" живет вольно, не ведая непроницаемых переборок между классами. Пускай живет так, как ребята в одном дворе и на одной улице, все вместе.
Самый младший в этой книжке - Антон из романа для детей младшего возраста "Мой генерал".

Окончилась война, но отец мальчика, героя повести, все никак не вернется домой. Но это поправимо. А вот у его друга Васьки отец не вернется никогда. Горе целой деревни постигает мальчик.

"Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком".

А.А. Лиханов

Альберт Анатольевич Лиханов, человек, звания и регалии которого можно перечислять очень долго – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почётный доктор и профессор целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио), почетный гражданин г. Кирова и Кировской области. Альберт Лиханов удостоен множества премий и наград: Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, имени Ф.М. Достоевского, имени С.Т.Аксакова, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования, премия Правительства РФ в области культуры и многие другие награды. С сегодняшним юбиляром нас знакомит библиотекарь Яна Скипина.


Родился Альберт Анатольевич Лиханов 13 сентября 1935 г. в Кирове. Отец его был слесарем, а мама медицинским лаборантом и всю жизнь проработала в госпиталях. В 1953 г. Альберт поступил на отделение журналистики Уральского государственного университета в городе Свердловске. В 1958 г. после окончания университета возвратился в Киров, где работал в газете «Кировская правда», а с 1961 г. возглавлял редакцию газеты «Комсомольское племя».

Там же в Кирове в 1959 г вышла его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах». В 1963 году вышла книга об итальянском художнике XIX века Э. Андриолли под названием «Да будет солнце!», с нее писатель ведет свой творческий отсчет.

С 1975 г. А. А. Лиханов стал главным редактором журнала «Смена». К этому времени писатель уже становится известным, в 1986-1987 гг. вышло первое собрание его сочинений в 4-х томах, изданное в Молодой гвардии. В 1983 году была написана книга, за которую автор был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г., под названием «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций». Эта книга о проблемах педагогики, современном воспитании была написана на основе размышлений над письмами читателей.

Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров в России и 106 книг за рубежом на 34 языках. Книги А.Лиханова переведены на многие языки мира – такие, как английский, немецкий, испанский, французский, китайский, вьетнамский, греческий, японский, языки стран СНГ, и др.

Альберт Анатольевич автор множества книг для детей и подростков. Основными направлениями творчества Альберта Лиханова являются: детство, юность, проблемы молодежи и подростков. Писатель раскрывает темы воспитания, роли семьи, школы, окружения в становлении личности. Этой проблематике он остается верен на протяжении не только всей литературной, но и общественной деятельности.

«Своей главной темой и аудиторией я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать»

Особое место в творчестве Альберта Лиханова занимают книги о военном детстве и войне глазами ребенка. О том, как формируются представления о жизненных ценностях, о чести, о подвиге и осознании своего места в подвиге всего народа. Произведения о военном детстве написаны автором на основе собственных воспоминаний и чувств, испытанных в детские годы. К примеру, сборник повестей «Музыка», повести «Магазин наглядных пособий», «Мужская школа», «Последние холода» показывают, как дети осознавали войну, как она меняла их детство, окружающую действительность, очень рано приучала ценить жизнь и маленькие радости.

Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон», в романе «Мой генерал».

Наряду с выдающейся литературной деятельностью Альберт Анатольевич Лиханов добился высоких результатов в общественной работе. Его внимательное неравнодушное отношение к проблемам детей и воспитания позволило повлиять на политику государства в этом направлении, и в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 г. по инициативе Альберта Лиханова создан Советский детский фонд имени В.И.Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учрежден Российский детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а позднее России и СНГ. В октябре 2006 года Общероссийский общественный фонд "Российский детский фонд" переименован в общественный благотворительный фонд "Российский детский фонд". Фонд и его 74 региональных отделения активно способствуют реализации общероссийских долгосрочных благотворительных программ, направленных на оказание дополнительной социальной помощи нуждающимся детям России в содружестве с органами государственной власти, коммерческими структурами, другими общественными организациями.

Альберту Анатольевичу принадлежит идея создания семейных детских домов. По инициативе А.Лиханова в Подмосковье создан Реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов.

Во многих городах России открыты детские библиотеки имени Альберта Лиханова (в Кировской, Ростовской и Белгородской областях) и проводятся Лихановские чтения.

Кроме того, в Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для школьных, детских и сельских библиотекарей, а для учителей начальной школы учреждена премия имени первой учительницы А.Лиханова Апполинарии Николаевны Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина.

Есть в творчестве А. А. Лиханова и книги для взрослого поколения. Повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» если и не для детей, то про детей, про ответственность за них, про смысл жизни, который утрачивается, если взрослые их предают.

По произведениям Альберта Лиханова сняты фильмы: «Мой генерал», «Семейные обстоятельства» (по повести «Обман»), Карусель на базарной площади» (по повести «Голгофа»), «Последние холода, «Благие намерения», «Команда 33» (по повести «Воинский эшелон»)

  • Попробуй понять! Раздавить легче всего. Попробуй понять, вот что самое главное.
  • На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь-спасибо говорят. А правду простить не могут.
  • Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет. Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители. Если даже их нет.
  • Есть люди, похожие на магниты. Они ничего особенного не делают, а к ним тянет.
  • ...взрослые всего лишь бывшие дети.
  • У каждого времени своя жестокость. А доброта - одна, на все времена.
  • Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Хрупкая, ломкая эта вещь - душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..
  • Ах, взрослые, умные, мудрые люди! Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики! Как неправильно – не звучит, а действует ваше слово, в которое, может, и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, звучит, как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы. Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым, совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу. Жизнь впереди долга, и требуется немало важных истин вложить в эту упрямую голову. Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Глянь, хороший ребенок вдруг становится дурным взрослым, которому ни товарищество, ни любовь, ни даже святая материнская любовь не дороги, не любы. Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!..
  • Школой жизнь не кончается,.. а только начинается.
  • Когда не знаете, как поступать, поступайте естественно.
  • Каждому ребенку нужны близкие люди. А если их нет, чего ни делай, все не то.
  • Воспитать человека можно, только отдав ему часть себя.
  • Я верю, что сострадание – в человеческой природе. Сострадание как талант – дано или не дано. Но чаще дано, потому что это особый талант. Без него трудно оставаться человеком.
  • В каждой случайности есть своя закономерность.
  • Все беды - это солнечные затмения, а вся жизнь - само солнце.
  • Человек умирает, если он не нужен близким.
  • Жизнь невозможно начать сначала. Её можно только продолжать.
  • Взрослые часто недооценивают своих собственных детей, но маленькие люди горюют и радуются куда более трагично и возвышенно, чем иные взрослые, потому, может быть, что чувства эти велики, а тела-то еще не большие, вот и занимают эмоции всего маленького человечка, без остатка...
  • Доброе слово будто крылышки за спиной.
  • Педагогика - форма творчества.
  • Успех постоянен, когда лишь сам постоянно меняешься.