Музыкотерапия. Дети и музыка. Музыкотерапия для детей

Что такое музыкальная терапия?

Музыкальная терапия (МТ) - это клиническое и научно-обоснованное использование музыкального воздействия, направленное на достижение индивидуальных целей и осуществляемое аккредитованным профессионалом, прошедшим подготовку в рамках утвержденной программы.

Музыкальная терапия заняла прочную позицию среди смежных с медициной профессий, таких как трудотерапия и физическая терапия. Она заключается в терапевтическом использовании музыки для решения вопросов, возникающих в физических, психологических, когнитивных, поведенческих и/или социальных сферах жизни.

Музыкальная терапия является мощным, не имеющим побочных эффектов средством, благодаря которому можно достичь выдающихся результатов. Это уникальный способ, позволяющий с помощью музыкальных переживаний достичь изменений в поведении ребенка и способствовать развитию его/её коммуникативных, социальных, эмоциональных, сенсомоторных и/или познавательных навыков.

МТ включает в себя взаимодействие квалифицированного терапевта и ребенка; детей между собой; ребенка и его семьи; музыки и участников. Эти отношения выстраиваются таким образом, чтобы через элементы музыки создать благоприятные условия для успешного развития.

Как музыкальная терапия влияет на ребенка?
  • Музыка стимулирует все чувства и вовлекает ребенка на многих уровнях. Этот «мультимодальный подход» облегчает развитие многих навыков.
  • Качественное обучение и максимальное вовлечение в процесс происходят тогда, когда ребенку позволено наслаждаться игрой.
  • Музыка очень мотивирует, но она также может иметь успокаивающий и расслабляющий эффект.
  • Музыкальные мероприятия разработаны так, чтобы помочь ребенку быть более уверенными в себе.
  • Музыкальная терапия может помочь ребенку управлять болью и стрессовыми ситуациями.
  • Музыка может способствовать социализации, самовыражению, общению и двигательному развитию.
  • Поскольку мозг обрабатывает музыку в обоих полушариях, музыка стимулирует познавательные способности и может быть использована для восстановления некоторых речевых/языковых навыков.

Случай из практики

Музыкальный терапевт, работающий в школе музыкального сообщества, отзывается об одной из своих учениц как о «музыкальном ребенке». Шестилетняя девочка, у которой наблюдается задержка физического и умственного развития, имеет ограниченные возможности взаимодействия с другими людьми.

Когда она начала проходить музыкальную терапию в 3 года, выяснилось, что у нее от рождения исключительные музыкальные способности. Уже в два года она могла играть композиции для фортепиано на слух, хотя у нее только по четыре пальца на каждой руке. Она говорила редко, но пела очень гармонично.

За последние 3 года произошел значительный рост. Сначала она занималась еженедельно по 45 минут, затем – по 60 минут. В результате улучшилась продолжительность концентрации внимания, степень независимости и способность следовать указаниям. Теперь она легко произносит одну или две фразы самостоятельно. Есть заметное улучшение социальных навыков.

В дополнение к пению и игре на синтезаторе и фортепиано ребенок сейчас играет на омнихорде (электронный музыкальный инструмент –прим.пер. ), арфе, колокольчиках, колоколах, ксилофоне, ударной установке и различных мелких ударных инструментах.

В период начальной стадии прохождения музыкальной терапии она никому не позволяла играть одновременно с ней. Теперь она играет мелодию, а музыкальный терапевт ей аккомпанирует.

Учитель начальной школы попросила ее сыграть для других детей в классе, тем самым используя ее музыкальный талант для адаптации в группе.

Что делают музыкальные терапевты?

Музыкальные терапевты вовлекают детей в пение, слушание, движение, игру и творческую деятельность, которая может способствовать более успешному развитию.

Они оказывают влияние на развитие самосознания ребенка, его уверенности в себе, доверия, необходимых навыков, способности быстро усваивать информацию, социальное поведение, а также могут научить техникам для управления болью. Музыкальный терапевт исследует, какие стили музыки, методы и инструменты наиболее эффективны и служат лучшей мотивацией для каждого конкретного ребенка. Он использует ее в естественной, спонтанной игре ребенка с целью решения поставленных задач.

Часто, работая в составе междисциплинарной команды, музыкальный терапевт может координировать план занятий с другими специалистами, такими как специалисты по раннему вмешательству, медицинскими работниками, детскими специалистами, психологами, физио- и эрготерапевтами, логопедами, тренерами, преподавателями искусства и танцев. Также они могут предоставлять семье ресурсы и рекомендации для занятий с ребенком дома.

Музыкальный терапевт развивает контакт с ребенком. Он обращает внимание на поведение, на то, как ребенок взаимодействует с окружающими. Он оценивает коммуникативные, познавательные, двигательные, социально-эмоциональные и музыкальные навыки своего подопечного. После постановки практических целей и показателей, которые нужно достичь, музыкальный терапевт составляет план и осуществляет систематические музыкально-терапевтические лечебные программы с использованием процедур и методов, разработанных специально для конкретного ребенка.

Музыкальный терапевт ведет отчетность, проводит постоянную оценку прогресса и дает рекомендации другим членам команды и семьи в отношении достигнутого прогресса. Он также дает рекомендации относительно того, как использовать давшие хороший результат музыкально-терапевтические техники в других аспектах жизни ребенка.

Кто такой музыкальный терапевт?

Выпускники колледжей или университетов, работающих по более чем 70 утвержденным музыкально-терапевтическим программам, имеют право сдать государственный экзамен, проводимый Сертификационной Комиссией Музыкальных Терапевтов (CBMT), независимым некоммерческим агентством, имеющим полную аккредитацию в Национальной комиссии по сертификации агентств.

После успешного прохождения экзамена CBMT выпускникам выдается удостоверение, дающее право на профессиональную практику – MT-BC (Music Therapist-Board Certified).

Кроме MT-BC, другими признанными обозначениями наличия профессиональной аккредитации, перечисленными в Национальном музыкально-терапевтическом реестре, являются RMT (Registered Music Therapists), CMT (Certified Music Therapists) и ACMT (Advanced Certified Music Therapist).

Любой, кто не имеет специальной подготовки и аккредитации, не имеет права предоставлять услуги в области музыкальной терапии.

Что можно ожидать от музыкального терапевта?

Музыкальная терапия указывается в IEP (Individualized Education Program, Индивидуальной Программе Ребенка) как «сопутствующие услуги» и может предоставляться детям до 3х лет как часть IFSP (Individualized Family Service Plan, Индивидуального Плана по Обслуживанию Семьи).

Музыкальный терапевт составляет индивидуальную программу, отслеживает процесс, оценивает результаты и предоставляют отчетную документацию.

Специалист, работающий с маленькими детьми, должен обладать хорошими музыкальными знаниями и опытом в сфере раннего развития.

Также музыкальный терапевт через музыку может обеспечить структурированное или полуструктурированное взаимодействие здоровых детей и детей с инвалидностью.

Настоящим специалистом в этой области может стать только творческая, энергичная и позитивная личность. Музыкальный терапевт должен уметь хорошо выражать свои мысли через слова и письменно, а также хорошо взаимодействовать с членами семьи и другими специалистами.

Где музыкальные терапевты работают?

Кроме центров раннего развития, дошкольных и школьных учреждений, музыкальные терапевты работают в различных условиях, индивидуально и в группах.

Вот некоторые из вариантов: реабилитационные центры, поликлиники, психиатрические клиники, оздоровительные центры, школы, дома престарелых, частная практика, хосписы и исправительные учреждения.

Некоторые музыкальные терапевты занимаются индивидуальной трудовой деятельностью и могут быть наняты на договорной основе, чтобы обеспечить диагностику, консультирование или лечение детей и взрослых.

Каким образом музыкальная терапия помогает семьям?

Семья может научиться использовать музыку как воспитательный процесс и игру с глубоким смыслом.

Музыкальная терапия может служить позитивным вариантом веселой активности, в которой могут принимать участие родители, братья, сестры и другие члены семьи.

Часто музыкальная терапия помогает семье увидеть ребенка в новом свете, ведь на музыкальных занятиях могут проявиться его сильные стороны.

Какие исследования и ресурсы доступны для обоснования и поддержки музыкальной терапии?

Посредством изданий Журнал Музыкальной Терапии , Перспективы Музыкальной Терапии и других ресурсов АМТА (American Music Therapy Association, Американская Ассоциация Музыкальных Терапевтов) популяризирует множество исследований, направленных на изучение преимуществ музыкальной терапии с маленькими детьми. Кроме того, в состав АМТА входит Сеть Раннего Развития, которая распространяет полезную информацию для заинтересованных в этой теме.

Почему именно музыкальная терапия?

Музыкальная терапия может воздействовать сразу на несколько сфер жизни в позитивной и увлекательной манере. Она обеспечивает удовольствие при обучении, что является залогом успеха. Кроме того, музыкальная терапия может значительно повысить качество жизни маленького ребенка и его семьи. Музыка часто становится тем, что ребенок с легкостью воспринимает. Она представляет собой «универсальный язык», который преодолевает все культурные границы.

Музыка присутствует в нашей повседневной жизни и сопровождает нашу деятельность и досуг. Музыка предоставляет ориентированные на время и реальность структуры, дающие возможность участвовать каждому на собственном уровне подготовки и способностей.

Музыкальные способности дают ребенку возможность «сиять» и, кроме того, могут быть использованы для достижения немузыкальных целей.

Большинство людей, особенно дети, наслаждаются музыкой, поэтому музыкальная терапия может может усиливать эффект всех остальных методов лечения.

Директор образовательных услуг системы государственных школ утверждает:

«Включение музыкально-терапевтических уроков дает возможность дошкольникам найти новых друзей и узнать многое о себе и других. Я видел значительные успехи в социальных навыках детей и в их способности к концентрации внимания. Я искренне поддерживаю программу и считаю, что каждый ребенок может получить от нее пользу.»

Профессиональный врач пишет:

«Мне нравится работать в одной команде с музыкальным терапевтом. Я замечаю, что дети в этом случае гораздо более мотивированы на преодоление трудностей при работе с такими вещами, как хорошая координация и объем двигательной активности.»

Отец 5-летнего ребенка с диагнозом Дефицит внимания/Гиперактивность отмечает:

«Музыкальная терапия помогла моему сыну улучшить концентрацию и внимание. Его способность к зрительному контакту улучшилась с тех пор, как началась терапия. Более того, я считаю, что улучшения в его речи отчасти связано с посещением музыкально-терапевтических занятий. И наконец, он полюбил музыку. (Проходил индивидуальную терапию 1,5 года).

Мать 6-летнего ребенка с синдромом Дауна говорит:

«Музыкальная терапия помогла моему сыну научиться очередности, разделению и умению слушать, выучить некоторые цвета, животных, части тела и одежды. (Ребенок 2 года участвовал в групповой музыкальной терапии в дошкольном возрасте, и затем 1 год в индивидуальной терапии).

Мать 7-летних близнецов, один с диагнозом Синдром Тауретта, у второго диагностирована задержка в развитии:

«Одному сыну музыкальная терапия, кажется, помогла сократить крайнюю чувствительность к звукам. Большую часть времени мальчики существуют как бы в параллельных вселенных, но на пути домой с музыкальных занятий они всегда находят общую тему для беседы. (Мальчики принимали участие в небольших группах или с партнером в течение 2 лет).

Мама 8-милетнего ребенка с Синдромом Аперта и дефицитом внимания замечает:

«Музыкальная терапия 1) улучшила самостоятельную речь у моей дочери, 2) научила ее обращаться руками с различными текстурами и независимо друг от друга, 3) расширила ее природные музыкальные способности, 4) научила сосредотачиваться и тренировать терпение, используя музыку в качестве мотиватора». (Ребенок в течение полутора лет участвовал в малых группах в дошкольном возрасте и затем 4 года в индивидуальной терапии).

Родитель проходящего лечение от рака ребенка:

«Музыкальная терапия принесла огромную пользу не только нашему ребенку, но и всей семье. Во время музыкальной терапии он может делать забавные вещи, которые помогают ему забыть о своей боли. Мы счастливы проводить какое-то время с ним, делая то, что помогает улыбке вернуться на его лицо».

Музыкотерапия в работе с детьми

В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах и школах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. Музыкотерапия позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между психологом и ребенком; помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; повышает самооценку на основе самоактуализации; развивает эмпатические способности; помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки - игры на музыкальных инструментах; помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция . Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми .

Для детей с ограниченными возможностями здоровья полезность музыкотерапии очевидна, т.к.

Помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

Помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

Музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

Косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Например с целью коррекции страхов у детей с аутизмом целесообразно использовать индивидуальную музыкотерапию. Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии:

Коммуникативный,

Реактивный

Регулирующий

На коммуникативном уровне усилия педагога направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, педагог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, чтобы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погладить по спине и пр.

На реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмичной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструкцией психолога: «„Страшилка" начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».

На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в которых могут оказаться «страшилка» и ребенок. Ребенка просят выбрать музыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляющую или быструю, активизирующую. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка и его отношение к пугающим объектам.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

Рецептивной;

Активной;

Интегративной.

Рецептивная музыкотерапия Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

После прослушивания в беседе с «пациентом» психолог выясняет, что он «видел», «чувствовал», «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние человека.

В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию.

В таблице вы видите перечень произведений, которые способны воздействовать на эмоциональное состояние как ребенка так и взрослого. Я использую эти произведения как и на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности .

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние

Способ

воздействия

Название

произведения

Время

Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) можно и нужно использовать множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. Это различные методы. Мне бы хотелось рассказать о тех методах, которые я использую постоянно в своей работе.

Большой отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. У каждого героя сказки своя собственная мелодия, причем она может менятся в зависимости от настроения ребенка.

Также я очень активно использую метод вокалотерапии В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или в сопровождении аккомпанемента. Я заметила, что дети которые поют, становятся эмоционально отзывчивей, раскрепощенней в незнакомой для них обстановке, Также снимаются мышечные зажимы, артикуляционно ребенок становится более пластичным, что тоже благотворно влияет на общее эмоциональное состояние, как правило ребята после занятий вокалом прибывают в позитивном настроении. Ну и конечно хотелось бы сказать о приеме музицирования на детских шумовых инструментах. И вот уже несколько лет в нашей школе существует ансамбль ложкарей. Для меня было неожиданностью, то с каким огромным желанием дети начали заниматься на ложках, преодолевая боль в пальцах, жертвуя переменой. В ансамбле есть дети неуровновешенные, часто агрессивно реагирующие даже на самые безобидные замечания. Так вот и я, и педагогический коллектив заметили, что с началом обучения игры на ложках, дети стали более адекватно и спокойно реагировать на замечания в свой адрес. Ансамбль стали приглашать на различные фестивали и концерты. Сколько гордости, радости было в детских глазах. Потому как наша школа в основном участвует в мероприятиях среди коррекционных учреждений. Подводя итог, могу сказать, что игра на ложках повысила самооценку детей. Ведь это достаточно трудное занятие и подвластно далеко не каждому. И вот это осознание ребенком того что «я могу» возвышает его в собственных глазах и придает уверенности в своих силах в повседневной жизни.

Таким образом , музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

Подобраны специальные музыкальные произведения;

задействованы все органы чувств у детей;

Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Список литературы:

1) Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета.

2)Маркус Л. И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время Сделай сам. - 1990. - № 3. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.

3) Союз художников, 2004. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003.

5) http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/muzykalnaya-terapiya

6) http://darmuz.ucoz.ru/

В последнее время мы часто слышим как от педиатров, так и от психологов о преимуществе музыки для детей. Конечно, это совсем неудивительно, ведь уже наши бабушки пели песни детям, чтобы успокоить их. Существуют ли какие-нибудь медицинские исследования по этому поводу?

В начале двадцатого века ученые уже могли видеть, что музыка - классическая музыка и колыбельные - являлись целительными средствами для детей, эта музыка не только развивает детей, но также делает их здоровее. Учение решили найти научное обоснование музыкальной терапии. И первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, были родившиеся преждевременно дети. Что же показали исследования? Как правило, если ребенок страдал от кислородной недостаточности в период перинатального развития, вне зависимости от того, родился ли он преждевременно или нет, деятельность ферментных клеток была занижена. После прослушивания классической музыки, деятельность детских ферментных клеток возрастала. Это показал цитохимический анализ. Врачи также измеряли кровяное давление детей, пульс, ритмичность дыхания. И они всегда наблюдали классическую реакцию адаптации: организм сам привыкал к окружающей среде, и ребенок начинал чувствовать себя лучше. Что ж, может быть, дети реагируют подобным образом на любой звуковой раздражитель - тиканье часов, разговор? Может быть, созвучие и мелодия никак не связаны с этим? Исследователи переключились на метроном, который отбивал тихий ритм со спокойной частотой. Дети вели себя достаточно хорошо: успокаивались и засыпали. Но цитохимический анализ четко показал: на фоне работающего метронома ферменты в клетках подавлялись. К тому же существует доказательство факта, что рок-музыка с резко выраженным ударным ритмом является вредной для маленьких детей. Когда родители собираются забрать своих детей из больницы, доктора рекомендуют продолжать выполнять процедуры музыкальной терапии дома, вместе с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде. Родители по-разному реагировали на эти рекомендации, некоторые из них включали музыку своим детям, некоторые - нет. Но когда через год эти дети проходили проверку, были обнаружены интересные факты. Дети, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справлялись с неврологическими дефектами, чем те, чьи родители не поверили в целительную силу музыкальной терапии. Таким образом, появилась обоснованная статистика. Какую музыку должны слушать дети? Поразительно, беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом - «адажио», «анданте». Как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов написаны в таком ритме. Немецкие ученые разработали основную научную литературу по этому поводу, и немецкая и венская музыка преобладали в их программах: Моцарт, Шуберт, Гайдн. Позже они добавили Вивальди и Чайковского. К примеру, это может быть вторая часть «Короткой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая Дама», колыбельные. Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Язык пения совсем не имеет значения, новорожденные дети могут с радостью слушать, например, колыбельную Брамса или Рождественские церковные песнопения на немецком языке. А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна. К примеру: вальсы из балетов Чайковского «На тройке», из его «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевую музыку.

Процедуры музыкальной терапии также являются полезными для здоровых, нормально развивающихся детей. Их нужно успокаивать или наоборот иногда подбадривать. Это можно сделать при помощи расслабляющей или энергичной музыки. Ни в коем случае не надевайте на ребенка наушники. Наши уши приспособлены к рассеянному звуку по природе. Недоразвитый мозг может получить слуховую травму в результате прямого звука. Музыкальная терапия противопоказана:1. Детям с предрасположенностью к судорогам; 2. Детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма; 3. Детям, страдающим от отита; 4. Детям, у которых резко повышается внутричерепное давление. Теперь у родителей есть огромный выбор лекарств - они могут приобрести аудиодиски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или диски с классической музыкой, записанной специально для детей. Такая музыка сопровождается звуком колокольчиков. Некоторым может понравиться такое сопровождение, некоторым - нет. Родители сами должны наблюдать за реакцией ребенка.

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца - Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.

Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ - решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;

ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности - силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;

самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые;

Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, - считает руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.

Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» - пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине.

Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Десять - двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показали исследования?

У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель - тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?

Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то - нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

Какую музыку должны слушать младенцы?

ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе - «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Музыкотерапия противопоказана:

* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Мамам на заметку!!!

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

СЕЙЧАС у родителей большой выбор - они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то - нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила - у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы.
А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы - шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.
Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.

Использованные источники.

Сумасшедший ритм современной жизни, агрессивная окружающая обстановка делает многих детей более нервными, возбудимыми. Порой организм маленького ребенка нуждается в простых и приемлемых способах расслабления и успокоения. В стародавние времена этим способом были бабушкины песни, мамины колыбельные. Поэтому в последнее время психологи и врачи-педиатры уделяют большое внимание музыкальной терапии для детей.

Проведенные педагогами различные исследования подтверждают необходимость эмоциональной разгрузки детей. В частности, при помощи музыки можно снимать стрессы, существенно повышать работоспособность ребенка, усиливать интерес к учебе, развивать художественные способности. Самое важное достижение музыкальной терапии – это возможность лечить детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, страдающих от таких заболеваний, как синдром Дауна, детский церебральный паралич. В этих случаях главное – правильно подобрать музыку.

Свое исцеляющее воздействие музыка оказывала на протяжении многих лет. В настоящее время с применением компьютерных технологий музыкотерапия получила новое развитие. Неоднократно отмечалось, специально подобранная музыка оказывает неоценимую помощь при таких заболеваниях, как неврастения, невроз, бессонница, нарушения органов дыхания, переутомление, психические отклонения. Она совершенно незаменима для детей, страдающих от заболеваний психоэмоционального характера и других хронических недугов. Детские психологи неоднократно отмечали, насколько эффективна терапия музыкой для так называемых «трудных» детей.

Доказано, что хорошая спокойная музыка благоприятно влияет на новорожденных малышей. Общеизвестно, что еще во внутриутробном состоянии ребенок может слышать музыку и реагировать на нее. Особенно положительно она действует на младенцев, подвергшихся родовым травмам. Музыкотерапия нормализует их дыхание, работу сердечно-сосудистой системы.

В конце прошлого столетия российские ученые-медики впервые применили музыкальное лечение к недоношенным новорожденным детям. Потрясающие результаты не могли оставить равнодушными никого. Обычно у таких младенцев во время внутриутробного развития по причине недостатка кислорода наблюдаются серьезные негативные отклонения. Отмечалось, что уже после первого сеанса музыкотерапии активность ферментов клеток у недоношенных новорожденных существенно повышалась. Малыши начинали чувствовать себя значительно лучше, а приспосабливаться к новой обстановке гораздо быстрее.

Конечно, существуют определенные отличия между музыкальной терапией для детей и такими же сеансами для взрослых людей, нуждающихся в эмоциональном воздействии. Как правило, ребенок неусидчив, поэтому детский организм требует более осторожного и бережного к себе отношения. При составлении специальной программы музыкальные произведения необходимо подбирать очень внимательно. Ведь человеческий мозг, особенно детский, биологически восприимчив только к определенной музыке. Подготовкой программы музыкальной терапии занимается специальный врач, который в зависимости от заболевания ребенка, поможет грамотно подобрать музыку, установить продолжительность сеанса и длительность полного курса лечения.

Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом («анданте», «адажио») должны слушать беспокойные дети. Согласно мнению медиков, таким детям подойдет немецкая или венская музыка из произведений Шуберта, Моцарта, Гайдна, а также рождественские церковные песнопения. А заторможенным детям с плохим аппетитом, испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать музыку в темпе «аллегро», «аллегро модерато», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции. Неоднократно отмечалось, что значительно сильнее влияют на ребенка мелодии со словами. Причем язык практически не имеет значения.

Противопоказана музыкальная терапия для детей с предрасположенностью к судорогам, при таком заболевании, как отит, и детям, у которых резко повышается внутричерепное давление. Не стоит использовать для прослушивания музыки наушники. Наблюдайте за реакцией ребенка на музыку. Запоминает ребенок исключительно то, что ему интересно. Слушайте музыку вместе с ним и, конечно, пойте ему колыбельные песни!