Строение, виды и особенности тарелок для ударных установок. Тарелка (музыкальный инструмент) Анатомия тарелки и её влияние на звук

Строение тарелок

Если взять тарелку в руку, присмотреться, а также погладить и пощупать:-), мы определенно увидим купол. В самой середине купола обычно располагается отверстие, необходимое для крепления тарелки. Рядом с куполом находится тело тарелки, так называемая ride-зона. Край тарелки тоньше, его называют ударной или crash-зоной.

Все три части (зоны) тарелки в руках настоящего барабанщика превращаются в игровое пространство. И если у вас все в порядке с головой и фантазией, вы сможете удивить окружающих не просто виртуозной игрой, но и количеством разнообразных звуков, извлекаемых из раскатанной болванки, ставшей произведением искусства - тарелкой, которую вы держите в руках!

Итак, барабанщик может ударить в одну из трех зон, от которых зависит звучание тарелки:

Игра в купол рождает колокольный звук, отличающийся от остальных. Это улучшает динамику игры;

Игра в ride-зоне раскрывает звук тарелки не сразу. Это так называемый ping с обертонами, присущими именно этой тарелке, поэтому здесь звучание более четкое. Ударяют сюда в основном головкой палки и ведут ритмическую партию (например, во время припева);

Игра в crash-зоне демонстрирует полный звук тарелки. Это ее самая тонкая и громкая часть, так что здесь четкость снижается за счет увеличения громкости. Сюда музыкант лупит постоянно, выделяя синкопы, стоп-таймы, начало или конец песни. В край можно рубить, чтобы поднять динамику исполнения на самый громкий уровень.

Современные барабанщики, когда играют соло на тарелках, могут также после удара в край в ритме композиции прислонять к цоколю ладонь и делать звуковую волну (попробуйте!).

Что влияет на звучание тарелки?

Два параметра, влияющих на звучание тарелки, – это размер и ее вес (толщина).

Размер тарелки – это ее диаметр, который измеряют в дюймах и обозначают значком ". Тарелки с большим диаметром используют на больших площадках, так как они могут прокачать звучание вашего сета, а вот тарелки с маленьким диаметром более взрывные. Но на больших площадках они пропадают, теряются, хотя в небольшом клубе их будет достаточно слышно. Значение также имеет размер купола: тарелки с более крупными, более профилированными куполами производят больше обертонов, поэтому играют звонче и громче.

Вес (толщина) влияет на громкость звука, общее звучание и мощь тарелки. Тонкие инструменты имеют быструю атаку и звучат сочнее. Их хорошо использовать на тихой и средней громкостях, не ударяя во всю силу.

У тяжелых тарелок звук более широкий и громкий, ударять по ним нужно во всю силу. Тяжелые crash"и дают большую атаку и лучше прорезают, а тяжелые hat"ы и ride"ы рождают четкую и ясную артикуляцию, так что слышен каждый удар. Средние тарелки являются компромиссным решением на все случаи жизни. Но чтобы получить максимум разнообразия, лучше иметь и толстые, и тонкие тарелки.

Профиль тарелки (profile) - важный параметр: чем он больше, тем выше звучание. От сужения и толщины металла в нем (taper) зависит звук: будет ли он более crash"евым или же более ride"овым. Край тарелки может быть также изогнут вверх или вниз (такие тарелки называются сhina, или «чайники»).

Сейчас модно делать тарелки с дырками, клепками, бубенцами - это все влияет на тембр звучания и кастомизирует его. Тарелки с дырками дают звучание между china"ой и crash"ем, ride"ы с клепками хороши в джазе, они «сыплют» так, что мама не горюй! А бубенцы на hat"е подходят для безумцев, которым мало звука простого hat"а.

По форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши или соска, но его размеры могут колебаться от mini-cup до половины радиуса тарелки. У распространенных видов купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5 от диаметра тарелки.

Дорогие тарелки профессиональных серий сначала отливают, затем полученные болванки куют, обрабатывают резцами, делая на поверхности так называемые звуковые борозды, от которых зависит звучание. Особо ценятся тарелки, полностью изготовленные вручную. Их комфортный и теплый звук часто называют «ламповым». Объясняется это просто: размер и расположение ударов ковки достаточно важны, и чем разнообразнее звуковые борозды, тем более сочный и интересный звук. У тарелок, произведенных вручную, расположение и сила ударов ковки более разнообразны и непредсказуемы.

Тарелки, изготовляемые машинным способом, тоже разные, но более похожи по звуку друг на друга.

Тарелки делают из самых разных сплавов. Выделяют четыре основных, но в основе каждого из них лежит медь: колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver - сплав меди, цинка и никеля).

Тарелки ученических серий штампуются из листовой бронзы, но и они могут пройти процесс ковки и обработки резцом. Так что в этих сериях попадаются достойные экземпляры.

Современная маркировка тарелок включает серию, вес, тип тарелки и диаметр.

Например, маркировка 16" 2002 Thin Crash говорит о следующем: 2002 – наименование серии тарелок фирмы Paiste; Thin – указание на вес тарелки; Crash – тип тарелки.

Вес тарелки, как правило, обозначают так:

  • extra-thin (сверхтонкий) или paper-thin (тонкий как бумага);
  • thin (тонкий);
  • medium thin (полутонкий);
  • medium (средний);
  • medium heavy (полутяжелый);
  • heavy (тяжелый);
  • extra-heavy (сверхтяжелый).

Иногда можно встретить такие обозначения веса:

  • studio (для студии – medium thin, полутонкий);
  • stage (для концерта – medium heavy, полутяжелый);
  • rock (для рока – heavy, тяжелый);
  • power (мощный – heavy, тяжелый);
  • metal (для металла – extra-heavy, сверхтяжелый).

Также маркировка может содержать следующие слова: bell (колокольный), bright (яркий), brilliant (блестящий), crush (сокрушительный), dark (мрачный), deep (глубокий), dry (сухой), fast (с быстрой атакой), full (полный), fusion (фьюжн), light (легкий), power (мощный), projection (прорезающий), thrash (пробивающий), tight (плотный), trash (грязный).

Виды тарелок

Тарелки типа крэш (crash)

Звучат мощно и используются в основном для акцентов, в оркестрах играют парами (звук извлекают путем удара тарелок друг о друга).

Тарелки типа крэш (crash)

Тарелки crash могут быть самого разного веса, от тончайших до очень тяжелых, но край тарелки всегда достаточно тонкий. Для профиля этих тарелок характерна наибольшая толщина у купола, плавно уменьшающаяся к краю, за счет этого crash’и имеют плотный широкополосный звук. Типичный размер (диаметр) – 16" или 18". Крупные производители предлагают тарелки от 14" до 20", а при выполнении на заказ диаметр может быть от 8" до 28". Пары оркестровых тарелок обычно имеют диаметр от 16" до 21".

Тарелки типа хай-хэт (hi-hat)

Тарелка хай-хэт (hi-hat)

Hi-hat представляет собой пару тарелок (по профилю таких же, как crash, но обычно немного толще), закрепленных на специальной стойке с ножным механизмом, позволяющим ударять одной тарелкой о другую. Различают открытое и закрытое положения. Звук извлекают как ударом палочки в обоих этих положениях, так и путем нажатия ногой на педаль, вследствие чего тарелки ударяются друг о друга. Некоторые барабанщики используют два crash"а и пытаются тем самым добиться звучания старых шипящих hat"ов середины XX века. Также иногда встречаются hat"ы с отверстиями в нижней тарелке и изогнутой поверхностью. Эти технические ухищрения способствуют быстрому оттоку воздуха и более четкому звучанию.

Обычно используются 13" и 14" тарелки, а для тяжелой музыки встречаются и 15".

Тарелки райд (ride)

Тарелки райд (ride)

Ride применяют для обозначения тарелок из ударных партий. Раньше производители не делили тарелки на ride"ы и crash"и, их просто разделяли по весу и диаметру. Каждый музыкант сам выбирал, какая тарелка и для чего подойдет ему в игре.

Чем больше и толще ride, тем лучше он звучит в более громкой музыке. В отличие от crash’ей край тарелки ride обычно достаточно толстый.

Чаще всего встречаются ride’ы диаметром 20", но стандартными считаются размеры от 18" до 22". Крупные производители изготовляют ride’ы диаметром от 16" до 26".

Тарелки типа сизл (sizzle)

Тарелки типа сизл (sizzle)

Тарелки типа sizzle (в переводе с англ. «шипеть», «шкварчать») – это ride"ы, к которым для изменения звучания добавлены какие-либо «погремушки», чаще всего заклепки или цепочки. Подобные тарелки, которым прочили великое будущее в конце 1980-х и начале 1990-х, пережили пик своей популярности, так и не став заменой ride-тарелкам.

Тарелки типа сплэш (splash)

Тарелки типа сплэш (splash)

Очень тонкие и маленькие тарелки. Их толщина не меняется от цоколя к краю, поэтому издают они шипящий акцентированный звук.

Splash-тарелки используются для игры акцентов, чаще всего синкопированных, причем играют по ним очень жестко.

Диаметр splash-тарелок - от 6" до 12", самые популярные размеры - 8" и 10".

Тарелки типа чайна (china)

Тарелки типа чайна (china)

Тарелки имеют грязное громкое звучание. Их край вывернут наверх против основного направления изгиба тела, которое само практически не меняет толщину от купола к краю. В ударной установке они считаются эффект-тарелками, предназначенными для игры как crash-, так и ride-партий. Но для последних нужен купол, поэтому некоторые china кажутся вывернутыми. Барабанщик Rolling Stones Charlie Watts использует china вместо crash, и его это не смущает. К тому же он вешает тарелку неправильно, выгнутым краем вверх, как будто специально хочет расколоть ее палкой. Но в звуковой палитре коллектива это звучит потрясающе.

Тарелки china выпускаются с диаметром от 6" до 27". Тарелки размером 12" и менее часто называют china splash или mini chinese.

Тарелки типа swish и pang

Тарелки типа swish и pang

Это тарелки так называемой китайской группы, предназначенные для игры ride-партий. Они появились в результате сотрудничества Gene Krupa и фирмы Avedis Zildjian Company.
Swish чаще всего используют с клепками, что придает звучанию мощные грязные оттенки. Обычные размеры для тарелок swish – от 16" до 22", а для pang – от 18" до 20".

В конце XX века интерес к этим тарелкам совсем упал, однако в начале 2000-х они снова появились в каталогах ведущих производителей, например, Zildjian и Paiste, а pang-тарелки можно приобрести у несколько менее известных фирм, например, Istanbul.

Как ухаживать за тарелками

На рынке есть огромное количество специальных моющих составов. Они действительно хорошо справляются со своей задачей, но стоят довольно дорого. Поэтому можете воспользоваться обычным хозяйственным мылом и поролоновой губкой. Главное - не использовать жесткие или металлические средства (это поставит крест на внешнем виде, равно как и на звучании тарелки). Мойте тарелку под струей воды плавными движениями по кругу, начиная с центра и увеличивая диаметр. Когда удалите все следы от палок и пальцев, протрите тарелку мягкой тканью и дайте ей высохнуть до конца.

Если совершать эту процедуру после каждого концерта, тарелка долго будет выглядеть достойно.

Еще несколько полезных советов.

  • Хранить тарелки лучше в горизонтальном положении. Если ставить их вертикально, рано или поздно они покоробятся.
  • Не стоит класть тарелки друг на друга. Если в этом все-таки есть необходимость, прокладывайте между тарелками слой мягкой ткани.
  • Не экономьте на чехле для транспортировки: он поможет сохранить хрупкие тарелки.

Всем удачи в творчестве!

В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.

Среди основных приёмов игры: удары различными палочками и колотушками по подвешенным тарелкам, удары парных тарелок друг о друга, игра смычком. Звук прекращается от прикладывания музыкантом тарелок к своей груди.

Как правило, удары тарелок приходятся на сильную долю , одновременно с большим барабаном . Их партии пишутся рядом. Звук тарелок в forte резкий, блестящий, дикий, в piano - таинственно шелестящий и гораздо мягче. В оркестре тарелки прежде всего динамически подчёркивают кульминацию, но нередко их роль сводится к красочной ритмике или специальным изобразительным эффектам .

На жаргоне музыканты иногда называют комплект тарелок «железом» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Музыка 3. Музыкальные инструменты симфонического оркестра - Академия занимательных наук

Субтитры

Парные тарелки

Сплавы для тарелок

Тарелки производят из 4 основных сплавов, в основе каждого из них лежит медь : колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver, сплав меди, цинка и никеля).

Колокольная бронза (Bell bronze), B20

Также известна как колокольный металл , это сплав , традиционно используемый для создания тарелок высокого качества, гонгов , и, как можно понять из названия, колоколов . Как правило указывается, что состоит сплав из одной части олова к четырем частям меди. Такой состав наиболее распространен. Некоторые производители колоколов, гонгов и тарелок используют небольшие, но значительно меняющие характер сплава, элементы, а именно - серебро, золото и фосфор. Этот сплав относится к так называемым двухфазным - имеется в виду, что определённая часть олова не растворилась в «зернах» меди, а разместилась между ними. Таким образом металл приобретает твердость, но становится более хрупким, чем однофазные сплавы, это также влияет на то, как металл реагирует на ковку (hammering) и точение (lathing) металла. Таким образом применение механизированных методов производства очень ограниченно.

Выдается из общего ряда в этой группе фирменный сплав Пайсти (Paiste Signature Alloy), известный раньше как звуковой сплав (Sound Alloy) и запатентованный во многих странах. Патент США особенно интересен, так как в нем обсуждаются сравнительные преимущества колокольной и ковкой бронзы (см. ниже), и даются указания на то, что Paiste владеет секретной технологией, которая позволяет делать тарелки из листового металла. В больших оркестрах, как правило, используются тарелки из колокольной бронзы, которые обладают большим динамическим диапазоном, чем любые другие.

Примеры: Sabian HH и HHX, Sabian AA и AAX, большая часть Sabian Signature, Zildjian A и A Custom, Zildjian K и K Custom.

Ковкая бронза (malleable bronze), B8

Это сплав олова и меди, содержащий не более 8% олова. Это однофазный сплав и ему может быть методом холодной прокатки придана листовая форма, что невозможно в случае колокольной бронзы (исключение - тарелки среднего ценового уровня нового поколения Sabian XS20; они изготавливаются методом листовой прокатки сплава В20, что значительно снижает стоимость производства, без существенной потери звуковых качеств литых тарелок В20). Этот сплав доступен в готовой форме как листовой металл различных категорий и уровней толщины. Большинство тарелок учебных серий делаются из ковкой бронзы, которая является подходящим для этого материалом. Тарелки из ковкой бронзы хорошего качества могут быть запущены в широкое производство, являются выгодным приобретением и, так как их чувствительность ниже, чем у колокольной бронзы, более подходят для начинающих музыкантов. Начиная с середины XX века, делались попытки создать тарелки высшего качества из ковкой бронзы, изначально в целях экономии. Как говорится в уже упомянутом патенте Paiste: «Менее, чем три десятилетия назад, в целях экономии проводились эксперименты с обычными бронзовыми листами или пластинами, которые содержат 8 весовых частей олова. В результате было подтверждено и признано правильным „правило старой бронзы“. Необходимо понять, что путём тщательной обработки тарелки можно добиться значительных результатов в качественном отношении, используя бронзовый лист или пластину, которая содержит 8 весовых частей олова, но эти результаты не могут даже близко подойти к тому, чего добивались с традиционно изготовленными тарелками, которые содержат 20 весовых частей олова.» Не все согласятся с этим неутешительным заявлением, написанным по прошествии значительного времени после создания очень успешной серии Paiste 2002. В частности, тарелки высшего качества из ковкой бронзы оказались особенно подходящими для громкой музыки. Лучшие из них в данный момент приближаются, а некоторые заявляют, что достигли результатов, равных по качеству лучшим тарелкам из колокольной бронзы. [ ]

Примеры: Harpy H, Meinl One of a Kind, Meinl Custom и Amun, Meinl Lightning и Raker, Meinl Classics и отдельные Generation X, Meinl Trooper и Cadet, Meinl Meteor и Marathon B18, Orion Solo Pro и Solo Pro Master, Orion Viziuss, Paiste 2002 и Giant Beat, Paiste 802 и Alpha, Paiste Pst8 и Pst5, Paiste 502 и отдельные Exotic Percussion, Pearl Pro, Sabian B8 и B8 Pro, Sabian Pro Sonix, Sabian APX , Saluda Glory, Zildjian ZXT и ZBT.

Латунь (Brass)

Некоторые из лучших традиционных гонгов и тарелок типа china изготавливаются из латуни, но в основном этот сплав используется для изготовления тарелок для начинающих и игрушек, а также для «демонстрационных» тарелок, которые некоторые производители ударных установок предоставляют для демонстрации в витринах магазинов. Обычная латунь для тарелок - это около 38% цинка в меди, сплав, легко поддающийся обработке, легкодоступный на рынке в виде листов и самое дешёвое сырье для тарелок, которое обычно используется. Тембр звучания - тёплый, но тусклый, по сравнению с любой бронзой и очень немногие барабанщики пользуются такими тарелками.

Примеры: Harpy B, Meinl HCS и Marathon M38, Orion Twister, Zildjian Planet Z, Sabian Solar и SBr, Paiste 302,Paiste PST 3, 101 Brass и некоторые Exotic Percussion; Pearl, Royal и Stagg.

Нейзильбер (Nickel silver)

Это сплав меди и никеля (обычно без серебра), и для некоторых типов ученических тарелок используется около 12 % никеля. Очень немногие специализированные тарелки высшего уровня также изготавливаются из этого сплава, также как и гонги, которые приобретают более современное и экзотическое звучание.

Нейзильбер поддается ковке и доступен в виде листов, обладает ярким звучанием, но без мерцания и чувствительности бронзовых сплавов с оловом. В первой половине XX века тарелки из никелевых сплавов производились и использовались в гораздо больших масштабах, нежели сейчас, и большинство старых записей были сделаны, скорее всего, с использованием тарелок, которые содержали значительное количество никеля.

Примеры: Некоторые модели Foremost, Meinl Streamer и Marathon N12, Paiste 402, Trowa и некоторые Exotic Percussion, Sabian Signature Glennies Garbage, Saluda SSX, некоторые Zilco.

Прочие металлы

Также тарелки делают из бронзы с добавлением кремния и алюминия, но эти сплавы не получили большого распространения.

Немецкая компания MEINL использует четыре различных бронзы. Это сплавы B20 (80 % меди, 20 % олова, следы серебра), B12 (88 % меди, 12 % олова, следы серебра), B10 (90 % меди, 10 % олова, следы серебра), B8 (92 % меди, 8 % олова, следы серебра).

Meinl FX9 - это сплав меди, марганца, олова и алюминия, который применяется в производстве новой серии Meinl Generation X, вышедшей в 2003 году. Предыдущие модели этой серии изготавливались из ковкой бронзы. Компания Meinl описывает сплав FX9 (69 % меди , 15 % марганца , 15 % цинка , 1 % алюминия) не как бронза, что должно означать, что в основе лежит не медь. Вместе с этим, существует мнение, что слово «бронза» должно быть использовано в отношении двухфазных сплавов, которые используются в данных ситуациях.

Сплавы Saluda GH это серия из четырёх различных сплавов, каждый основан на меди и состоит в общем из одиннадцати элементов. Все они уже сняты с производства. Saluda описывает их как «гибкая бронза» (flex bronze).

В отличие от тарелок, некоторые гонги изготавливают из нескольких металлов, сплавленных вместе. Используется множество различных металлов. Части некоторых традиционных гонгов, как то лучшие из «сосковых» гонгов, делаются из сплавов, основанных на железе.

Секретные сплавы

В прошлом сплавы, которыми пользовались некоторые мастера, были тщательно охраняемыми секретами. Современный химический анализ сделал такой подход невозможным, тем не менее некоторые источники до сих пор делают подобные заявления. Изготовление тарелок содержит множество секретов, но состав сплава к ним не относится.

Производители тарелок

Основная статья: Список производителей ударных инструментов

Статья о том как же выбрать тарелки для барабанов.

Как найти именно те тарелки, которые нужны, и как их отыскать среди большого разнообразия моделей различных производителей?

Во-первых, задумайтесь, какие требования к звуку и ощущениям тарелки вы предъявляете (чистая или грязная, тёмная или яркая, мощная или аккуратная должна быть). Каков музыкальный контекст, в котором вы собираетесь её использовать (стиль, количество инструментов группы и их громкость). Аппликатуры, которые вы создаёте (персональный стиль игры, основные темпы и ритмы, громкость, ощущения во время удара по тарелке).

Во-вторых, проштудируйте (со словарём) литературу о тарелках, посетите музыкальные форумы и сайты производителей тарелок:

  • И многие другие в поисковиках

На многих сайтах можно послушать звуки тарелок и скачать их. Прежде чем кидаться покупать тарелки той фирмы, которой пользуется ваш любимый барабанщик, посмотрите и послушайте товар других производителей. Например, большинство моих любимых барабанщиков пользуется или пользовались, в своё время, тарелками Zildjian. Мне же их звук абсолютно не подходит и выбор в сериях не устраивает. Долгое время я играл на Тарелках Sabian, после я пользовался тарелками MEINL, теперь же я играю на тарелках PAISTE, так как мне они, всё же, подходят больше других.

На сайтах производителей есть множество сносок на комплекты тарелок, которыми пользуются разные барабанщики; так вот, попробуйте послушать одни и те же тарелки у разных людей и в разных музыкальных контекстах, а вдруг окажется, что вам нужно совершенно не то, на что вы уже собрались потратиться.

Ну что же, переходим к тем критериям, которые помогут вам найти нужный звук. Наибольшее внимание при выборе обращайте на размер и толщину.

Эти характеристики являются базовыми, так как определяют звук тарелки в целом: высота, тон звучания и сустейн (длительность звучания).

Как это взаимосвязано: одна и та же модель меньшего размера будет звучать выше и короче, чем тарелка большего размера.

В свою очередь тонкая и толстая тарелки одного размера звучат так: тонкая – ниже и короче, а толстая – выше и дольше. Также, тонкие тарелки звучат тише, чем толстые.

Тарелка может звучать очень ярко или очень темно, что зависит от преобладания низких или высоких частот в её звуке. Низкие – темно, высокие – ярко. В любой тарелке есть и те другие, но в разных пропорциях, что зависит от материала изготовления (сплава), формы тарелки (чем ближе к плоскости, тем ниже, темнее и теплее, чем ближе к конусу, тем выше, ярче и острее) и методов обработки (ручные или машинные ковка и точение, полировка, обработка поверхности).

Соответственно выделяются диапазон частот тарелки (узкий или широкий). Чем шире диапазон, тем объёмнее звук, чем диапазон уже, тем компактнее и определённее звучит тарелка.

Широкий диапазон предполагает, что тарелка в большинстве аппликатур будет звучать адекватно. Узкий (или близкий к нему) диапазон тарелки предполагает, что она может не под все гармонии подходить, но с другой стороны такая тарелка не «потеряется» за мощными «драйвовыми» гитарами даже в очень тяжёлой музыке. Очень хорошо прослушивается диапазон, если тарелку маллетами или палочками «провести» от тишины до громкого «шшш». «Раскачав» таким образом тарелку, вы вначале услышите мерное гудение низких или средне-низких частот, затем нарастание средних и, наконец, «всплеск» высокой середины и осыпание высоких частот.

Каждая тарелка обладает своим частотным миксом, от очень чистого (ясного) до очень комплексного (грязноватого).

Эти термины определяются преобладанием каких-либо частот в миксе тарелки или же их «равными частотными пропорциями. Основной «голос» тарелки определяется этим миксом. Ни тот, ни другой варианты микса не являются единственно верными; они отлично слушаются в сочетании тарелок. Иногда необходимо очень чёткое и ясное звучание крэш тарелки, а иногда, просто никак не обойтись без «грязненького» крэш-райда и наоборот. Всё зависит от того, что и как вы играете.

Анатомия тарелки и её влияние на звук

«Чаша» (bell) – центр тарелки; форма и размер её определяют звучание тарелки. Большая и высокая «чашка» делает тарелку «выше» и громче. Маленькая и низкая (плосковатая), соответственно – тише и «темнее» (ниже). Обычно чаша производит высокий чистый тон с небольшими обертонами. Её используют для игры ритмических фигур (имеется в виду игра на «райд» (ride) тарелке).

«Край» (edge) – удар по краю реализует самый полный и громкий звук тарелки. Край является самой деликатной частью тарелки, так как в большинстве случаев (crash, splash, crash-ride,china) это наиболее играемая часть тарелки. Соответственно, не играйте лишнего и не усердствуйте без надобности, чтобы не помять, не погнуть или не разбить тарелку.

Чаще всего от чаши к краю тарелка постепенно утончается, так как тонкий край быстрее реагирует и больше вибрирует, что влияет и на большую громкость. Чаша обычно толще края, чтобы можно было использовать её в ритмической артикуляции, но есть и тарелки, у которых поверхность от чаши до края одинаково тонкая. Как правило, это модели с не очень громким, тёплым, густым, осыпающимся звуком и предполагают использование в таких стилях как jazz, country, latin, reggae, drum’n’bass.

«Поверхность» (surface) тарелки производит наибольшее количество вибраций, а соответственно и определяет звук тарелки. За счёт игры в разных точках поверхности и разными инструментами (палочки, щётки, маллеты) можно извлекать совершенно разные звуки как по громкости так и по характеру.

Подводя итог уточним ещё раз все моменты, которые необходимо знать и от которых нужно отталкиваться при выборе тарелок:

  • Стиль музыки
  • Количество инструментов в группе и их звучание
  • Уже имеющиеся тарелки (если вы докупаете что-то к ним в комплект)
  • Ваши барабанные палочки (тонкие палки не подойдут к толстым тарелкам, а толстые палки «убьют» тонкие тарелки)
  • Размер ваших барабанов (большие тарелки перекрывают звучание небольших барабанов и наоборот)

И самое главное: выбирайте тот звук который вы хотите слышать и которым вы хотите наслаждаться

30.04.2010

Тарелки (cymbals) - это более или менее плоская пластина металла обычно круглой формы, изготовленная из специального сплава. Тарелки используются во многих ансамблях, начиная от симфонического оркестра, ансамблей ударных, джазовых бэндов, заканчивая рок-группами и военными оркестрами. Барабанные установки обычно включают, по крайней мере, Крэш (Crash Cymbal ), Хай-хэт (Hi-Hat) и Райд (Ride Cymbal).

Большинство современных тарелок - инструменты неопределенной высоты, то есть шумовые . Однако, существуют и тональные тарелки , то есть такие, которые дают определенную ноту. Среди современных тарелок - это маленькие тарелки в форме чаши. Существуют также кротали (crotales , от латинского crotalum ) - наборы тональных тарелок, в которых используются плоские тарелочки диаметром около 10 см с соском в центре. Такие инструменты мало похожи на современные тарелки и звучат как маленькие тональные колокольчики. Однако они делаются производителями тарелок из тарелочных сплавов; кроме того, существуют "промежуточные" тонально-шумовые инструменты (например, эффект-тарелки Zil Bell фирмы Zildjian).

Строение тарелок

Понимание строения поможет Вам правильно выбрать тарелки для Вашей установки.

В строении обычной тарелки выделяют: купол (или цоколь, или колокол, bell ) и тело (bow , "уклон"). В самой середине купола обычно располагается отверстие, необходимое для крепления тарелки. Тело тарелки условно делят на зону "crash " (ближе к краю) и зону "ride " (ближе к куполу) - в соответствии с тем, как обычно играют на этих типах тарелок.

Всего три поверхности для удара барабанщика, от которых зависит звучание тарелки:

  • при игре в купол звук получается практически колокольный.
  • в ride-зоне звук тарелки как бы раскрывается не сразу, поэтому здесь звук будет более четкий.
  • при игре в crash-зоне тарелка сразу демонстрирует свой полный звук, так что четкость снижается за счет увеличения мощи звучания.

Два основных и самых очевидных параметра, влияющих на звучание тарелки, - это, конечно же, размер и её вес (толщина).

Размер тарелки - это ее диаметр, обычно обозначаемый в дюймах. Большие тарелки, как правило, дают более громкий звук, длинный сустейн (звук дольше «затухает») и меньшую атаку, по сравнению с маленькими тарелками. Значение также имеет размер купола : тарелки с более крупными, более профилированными куполами производят больше обертонов (звонче) и громче.

Вес (толщина) сильно влияет на громкость звука, четкость/артикуляцию, общее звучание и мощь тарелки. Более тонкие тарелки имеют быструю атаку (поскольку тонкий металл начинает колебаться быстрее) и звучат более сочно. Тонкие crash "и дают взрывной и сочный звук, а вот тонкие ride "ы дают больше тона и скорее "заводятся", не давая особой четкости. Вообще тонкие тарелки лучше звучат на малой или средней громкости. Тяжелые тарелки имеют более широкий и громкий звук; тяжелые crash "и дают бóльшую атаку и лучше прорезают, а тяжелые hat ’ы и ride "ы дают четкую и ясную артикуляцию, так что слышно каждый удар. Средние тарелки являются компромиссным решением "на все случаи жизни", но, возможно, лучше иметь как тонкие, так и тяжелые тарелки, чтобы получить максимум разнообразия.
Вывод : тяжелые тарелки дают бóльшую громкость, сустейн и высоту звучания.

Профиль тарелки (profile) - другой важный параметр (см. рисунок выше). Чем больше значение профиля, тем выше звучание. Низкие звуки хорошо сливаются с музыкой. Высокие звуки - более резкие и лучше подходят при громкой игре.
Вывод : чем выше профиль, тем выше звучание, яркий и прорезывающий звук.

Сужение (taper) - степень уменьшения толщины металла от центра к краю тарелки, от которого зависит более "crash "евый" или более "ride "овый" звук. Толщина металла crash "ей плавно уменьшается сразу от центра к краю тарелки, а толщина металла ride "ов почти одинакова и сходит на нет только у самого края тарелки.

По форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши или соска, но его размеры могут колебаться от практически незаметных до порядка половины радиуса тарелки. Тем не менее, у распространенных видов тарелок купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5 диаметра тарелки.
Тело тарелки может иметь различную форму, обычно зависящую от вида тарелки. По оси отверстия в куполе тарелки чаще всего бывают круглые, однако встречаются овальные, восьмиугольные и прочие формы.

Профиль тарелки может быть абсолютно плоским, искривленным, иметь форму конуса, но чаще всего это эллипсоид (чашеобразная форма), как и форма купола, только с гораздо большим радиусом кривизны. Край тарелки может быть также изогнут вверх (у тарелок типа china ) и вниз. Кроме того, иногда над тарелками производят дополнительные действия, чтобы тем или иным способом повлиять на тембр звучания, например, проделывают отверстия, вставляют заклепки или прикрепляют металлические части другой формы и т. п.

Изготавливают тарелки с применением литья, точения, ковки, прессования, после чего их иногда чеканят с помощью машин или вручную . Малейшие отклонения в кривизне металла создают в нем механические напряжения, могущие серьезно повлиять на звук. Размер и расположение ударов ковки достаточно важны: чем более разнообразные искривления металла от ковки, тем более сочный звук. Поэтому больше ценятся тарелки ручной ковки: у них расположение и сила ударов ковки более разнообразна и непредсказуема.

Сплавы для тарелок бывают самые различные. Выделяют 4 основных сплава, в основе каждого из них лежит медь: колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver, сплав меди, цинка и никеля).

Маркировка тарелок

Современная маркировка тарелок включает серию, вес, тип тарелки и диаметр.

Например: 14" A Custom Medium Crash (A Custom - наименование серии тарелок фирмы Zildjian, Medium - указание на вес тарелки, Crash - тип тарелки).

Обозначение веса тарелки обычно выбирают из ряда extra-thin ("сверхтонкий") или paper-thin ("тонкий как бумага") - thin ("тонкий") - medium thin ("полутонкий ") - medium или без маркировки ("средний") - medium heavy ("полутяжелый") - heavy ("тяжелый") - extra- heavy ("сверхтяжелый").

Иногда используют другие прилагательные, указывающие на вес: studio ("для студии" = medium thin , полутонкий), stage ("для концерта" = medium heavy , полутяжелый), rock ("для рока" = heavy , тяжелый), power ("мощный" = heavy , тяжелый), metal ("для металла" = extra- heavy , сверхтяжелый).

Также в маркировке можно встретить следующие слова:
bell ("колокольный"), bright ("яркий"), brilliant ("блестящий"), crush ("сокрушительный"), dark ("мрачный"), deep ("глубокий"), dry ("сухой"), fast ("с быстрой атакой"), full ("полный"), fusion ("фьюжн"), light ("лёгкий"), power ("мощный"), projection ("прорезающий"), thrash ("пробивающий"), tight ("плотный"), trash ("грязный") и другие.

Подобные обозначения у каждой фирмы-производителя свои, они должны помочь при выборе тарелки, указывая на специфику ее звучания. Если Вы имеете дело с signature -серией, маркировка тарелки состоит только из имени собственного, часто без указаний на вес или тон.

Виды тарелок

Тарелки типа крэш (Сrash)

Звучание : производят при игре мощный широкополосный атональный звук.

Применение
Пара таких тарелок используется как оркестровые тарелки, и звук извлекают путем удара тарелок друг о друга, отсюда английское название hand cymbals .
Одну или более одиночных подвесных тарелок типа crash применяют в ударных установках, причем звук извлекают чаще всего ударом плеча палочки по краю тарелки.
В обоих случаях тарелки типа crash используют в основном для игры акцентов .

Вид
Тарелки типа crash производят самого различного веса, от тончайших до очень тяжелых, но край тарелки должен быть достаточно тонким. Вообще для профиля тарелок типа crash характерна наибольшая толщина у купола, плавно уменьшающаяся к краю, за счет чего crash ’и имеют плотный широкополосный звук. Типичный размер (диаметр) crash -тарелок - 16" или 18", хотя крупные производители предлагают тарелки от 14" до 20", а на заказ производят тарелки от 8" до 28". Пары оркестровых тарелок обычно имеют диаметр от 16" до 21", но производятся пары вплоть до 5".

Хай-хэт (Hi-Hat)

Хай-хэт (англ. hi-hat или hihat ), часто называемый просто "хэт", - другой вид парных тарелок, имеющих в своих истоках оркестровые тарелки и, затем, low-sock .
Хай-хэт представляет собой пару тарелок (по профилю таких же, как crash ), закрепленных на специальной стойке с ножным механизмом, позволяющим ударять одной тарелкой о другую, причем конструкция этой стойки мало изменилась со времени ее создания.

Звучание
Различают открытое (тарелки разведены) и закрытое (тарелки соприкасаются, поскольку педаль нажата) положение хай-хэта, причем звук извлекают как ударом палочки в обоих этих положениях, так и путем нажатия ногой на педаль, вследствие чего тарелки ударяются друг о друга.

Вид

Конструкция привода
Изначально возникла идея "сэкономить музыканта", играющего на тарелках, и совместить его функцию с "основным" барабанщиком. В результате этого был изобретен механизм для соударения тарелок - так называемый low-sock , - представлявший собой педальный привод, установленный на полу, к которому крепилась пара оркестровых тарелок. Такое устройство позволило высвободить руки барабанщика для игры на других барабанах. Сами тарелки при этом находились у пола, поэтому играть по ним палочками было невозможно. Позже один из легендарных пионеров джаза Gene Krupa совместно с Armand Zildjian придумали современную конструкцию стойки, где тарелки располагались горизонтально выше малого барабана.

Вообще различают педальные приводы типа sock ("ударять") и типа choke ("надавливать"): в первом из них подвижной является нижняя тарелка, а во втором - верхняя. Современные приводы обычно второго типа. Кроме того, существуют тросиковые приводы, позволяющие закрепить пару тарелок практически где угодно и управлять их соударением педалью через тросик. Современные стойки для hi-hat также имеют специальный регулировочный винт, который приподнимает одну сторону нижней тарелки, так что при нажатии на педаль тарелки соударяются не одновременно по всей окружности, а как бы начиная с одного края. Такое направление соударения нужно для того, чтобы воздух быстрее выходил из пространства между тарелками.

Размеры тарелок
До 1960-х годов выпускались хай-хэты 14" и, реже, 13". В начале 1970-х барабанщики тяжелого рока, в первую очередь John Bonham, начали использовать 15"-е хай-хэты. В конце 1970-х фирма Sabian выпустила свой революционный 10" mini hats , дававшие четкое прорезающее звучание, идеальное для записи на студии. Позднее производители начали экспериментировать с заклепками, вставляемыми в нижнюю тарелку, однако к концу 1990-х оказалось, что все эти ухищрения не прижилась, и сейчас в подавляющем большинстве случаев используются тарелки 13" или 14" без всяких заклепок.

Технические решения для быстрого оттока воздуха
Другой интересной идеей стала попытка обеспечить быстрый отток воздуха из пространства между тарелок - с целью получить более четкий звук. Прижились два технических решения: отверстия в нижней тарелке и изогнутая плоскость. Последнее решение имеет два варианта: изогнутым может быть сам край тарелки или между тарелками вставляют дополнительный элемент волнистой формы.

Современные хай-хэты обычно гораздо тяжелее современных crash -тарелок, что отражает общую тенденцию к утяжелению хэтов и облегчению crash ’ей. Последним нововведением оказалось использование разных тарелок в одном хай-хэте, причем некоторые барабанщики используют вместе тарелки из разных серий, от разных производителей и даже разного размера.

Тарелки типа райд (Ride)

Термин ride применяют для обозначения как роли тарелки в партии ударных (т. е. для указания на тарелку, с помощью которой ведут ритм), так и типа самой тарелки. Многие производители тарелок изготавливают не только тарелки типа ride , но и типа ride/crash или crash/ride . В то же время ride -партию, то есть ритмическую канву, часто играют на тарелках других типов - china , sizzle , swish , pang и даже crash .

С другой стороны, ничто не мешает использовать тарелку типа ride как crash , то есть сыграть на ней акцент. Достаточно сильный удар по краю ride" а дает мощный и долго затухающий звук. Например, Keith Moon вообще часто пользовался только ride -тарелками, самые большие из которых служили также crash ’ами. Вообще деление базовых тарелок на crash и ride - это довольно современное решение. Старые тарелки именовали только по размеру и весу, а то и вообще никак не именовали, а уж как именно ее использовать, каждый барабанщик решал для себя сам.

Звучание
При игре тарелка типа ride дает долгий звонкий, несколько шипящий звук, в отличие от быстро затухающего звука crash ’ей.

Вид
Чаще всего используют ride ’ы диаметром 20", но стандартными считаются размеры от 18" до 22". Крупные производители изготовляют ride ’ы диаметром от 16" до 26", но возможно найти ride ’ы вплоть до 8".
Чем больше и толще ride , тем лучше он звучит в более громкой музыке, причем, в отличие от crash ’ей, край тарелки ride обычно достаточно толстый. Часто ride - самая большая тарелка в установке, но иногда барабанщики как второй ride используют тарелки типа china или sizzle , которые в этом случае бывают больше, но тоньше ride ’а.

Тарелки типа Sizzle

Тарелки типа sizzle (в переводе с англ. "шипеть", "шкварчать") - это ride ’ы, к которым для изменения звучания добавлены какие-либо погремушки, чаще всего заклепки или цепочки.

Звучание
При этом звук, естественно, становится более громким и прорезающим, но зато снижается динамический диапазон, поскольку при очень тихой игре может оказаться недостаточно энергии, чтобы погремушки колебались.

Вид

Первый вариант - заклепки. Заклепки устанавливают в отверстиях, проделанных в тарелке, так, чтобы заклепки могли колебаться, но не выпадали. В классической sizzle -тарелке заклепки расположены в нескольких (обычно четырех и более) отверстиях, равномерно расположенных вдоль края тарелки.

Были другие варианты расположения заклепок, но «прижился» лишь один - это расположение на тарелке всего трех заклепок в отверстиях вдоль края тарелки, рядом. Подобные тарелки, которым прочили великое будущее в конце 1980-х и начале 1990-х, пережили пик своей популярности, так не став заменой ride -тарелкам.

Было много попыток (в основном безуспешных) вставлять заклепки в нижние тарелки хай-хэтов, в тарелки типа crash , splash и даже bell-splash . В настоящее время, кроме ride "ов, заклепки применяют в тарелках типа swish и иногда pang , которые чаще употребляются для игры в стиле фьюжн и в джазе. Некоторые производители говорят, что если из их тарелки вынуть заклепки, то ее тембр восстановится, несмотря на отверстия. В большинстве случаев это не так, и отверстия делают звук хуже, хотя некоторые классические тарелки действительно восстанавливают свой тембр.

Второй вариант - применение цепочек, без дополнительных отверстий. Несомненным достоинством является то, что цепочки можно легко удалить, превратив тарелку в обыкновенный ride . Такие погремушки имеют вид шариковых цепочек и бывают двух видов:
- цепочка (rivet sizzlers), которая одним концом крепится на стойке, а вторым свисает на тарелку,

Целая конструкция (сhain sizzlers) из цепочек, которые крепятся на горизонтальной планке. Планку надевают на стойку так, чтобы цепочки касались поверхности тарелки.

Тарелки типа Сплэш (Splash)

Тарелки типа splash - один из главных типов эффект-тарелок (наряду с тарелками china ) - это маленькие и тонкие тарелки.

Вид и звучание
По конструкции splash представляет собой очень тонкий и маленький crash , причем тело тарелки практически не меняет толщину от купола к краю, а купол немного толще, поэтому издаваемый звук воспринимается как "пустой" и менее плотный, чем crash , но, тем не менее, прорезающий и с очень резкой атакой.

Splash-тарелки используются для игры акцентов, чаще всего синкопированных, причем играют по ним обычно очень жестко. Для более тихой игры некоторые производители предлагают тонкие splash ’и, у которых профиль похож на crash , но край у них получается такой тонкий, что при неосторожно сильном ударе тарелка может сломаться.

China -тарелки диаметром 12" и меньше часто называют china splash , а иногда mini chinese . Существуют, однако, china splash "и, которые отличаются по форме от классических china.

Еще одним способом использования тарелок splash явилось применение их совместно с другими тарелками, когда тарелка типа splash устанавливается на ту же стойку так, чтобы иметь постоянное соприкосновение со второй тарелкой.

Обычно splash -тарелки имеют диаметр от 6" до 12". Некоторые производители изготовляют тарелки, маркируемые как splash , диаметром до 22", хотя их скорее надо было бы назвать тонкими crash ’ами. Тем не менее, наиболее популярными размерами для splash остаются 10" и 8".

Тарелки типа чайна (China)

Звучание
Тарелки типа china ("китайские") в западной музыке - это тарелки, чей звук обычно описывают как содержащий "грязный" тон, чем они похожи на гонг.

Вид
Настоящие тарелки типа china имеют купол цилиндрической или усеченно-конической (то есть в сечении прямоугольной или трапециевидной) формы, а край тарелки вывернут вверх, то есть против основного направления изгиба тела. Само тело тарелки практически не меняет толщину от купола к краю, и центральная область, включая внутреннюю часть купола, обычно не полированная. Однако у некоторых china -тарелок нет некоторых из этих признаков, поэтому точно определить можно скорее по тембру - звук их происходит скорее из Китая, чем из Турции, родины традиционного западного производства тарелок. Некоторые производители, тем не менее, различают china , swish и pang , а другие обозначают все эти три типа одним словом china , хотя на самом деле тарелки swish и pang объединяют некоторые характеристики турецкого и некоторые китайского дизайна.

Тарелки china выпускают от 6" до 27" в диаметре. Тарелки размером 12" и менее часто называют china splash или mini chinese . Иногда эти тарелки подвешивают куполом вверх, как и обычные, но чаще всё-таки куполом вниз. В составе ударной установки они считаются эффект-тарелками.

Известно, что некоторые обычные тарелки, если их подвесить куполом вниз, могут давать грязноватый тон, которому, правда, далеко до гениального "китайского" тембра. И наоборот, тарелки china , если их подвесить куполом вниз, могут дать бОльшую широту тембров, однако нужно играть осторожно, поскольку есть вероятность раскола, если вывернутый край china при таком подвесе попадет под сильный удар.

Играют по china -тарелкам как crash -, так и ride -партии, а для последних нужен купол, поэтому некоторые china имеют вывернутый купол, чтобы можно было их подвешивать куполом вверх, но вывернутые края при этом были направлены вниз и не попадали под удар.

Тарелки типа Swish и Pang

Тарелки типа swish и pang - это тарелки "китайской группы", предназначенные больше для игры ride -партий (т. е. ведения ритма, ритмической канвы), которые появились более-менее в результате сотрудничества Gene Krupa и фирмы Avedis Zildjian Company.

Вид
И swish и pang имеют вывернутый край, как и china , и похожий тембр, но обычный круглый купол. Тем не менее, некоторые (но не все) производители называют их тоже china .
Обычные размеры для тарелок swish - от 16" до 22", а pang - от 18 до 20".

Звучание
Swish
имеет более высокий тон, чем pang , более размытый и с менее заметным звоном, причем есть подозрение, что названия этих тарелок происходят от звука ими издаваемого. Разница в тембрах swish и pang существенна, так как изначально тарелки swish продавали с заклепками (см. sizzle -тарелки), а pang - без заклепок. Естественно, некоторые храбрые барабанщики тут же попробовали вынуть заклепки из swish , а также вставить заклепки в pang . Через некоторое время в продаже появились оба типа тарелок в обычной и в sizzle -версии, что давало два разных тембра.

В конце двадцатого века интерес к этим тарелкам совсем упал, однако в самом начале нового века swish -тарелки снова появились в каталогах ведущих производителей, например, Zildjian и Paiste , а pang -тарелки в принципе можно приобрести у несколько менее известных фирм, например, Istanbul. Однако, как уже говорилось ранее, в каталогах некоторых производителей, например, Sabian , можно найти много моделей china , которые «china» лишь по наименованию, а по форме и тембру фактически являются swish -тарелками.

*Другие разновидности тарелок

Пальцевые тарелки

Пальцевые тарелки, или zil (турецк. zil - "тарелка"), изначально использовались в танце живота. Набор zil -тарелок состоит из четырех тарелочек, надеваемых на пальцы (по паре на каждую руку). Тарелочки крепятся к пальцам при помощи резинок: одна надевается на средний палец, другая - на большой.

Zil -тарелки делают чаще из латуни, чем из бронзы, диаметром около 2". По тембру танцовщицы танца живота различают "серебристый тон" и "золотистый тон" zil ’ов, знают целый ряд приемов игры на них и могут иметь несколько наборов для разных танцев.

В современной музыке zil ’ы применяются редко. В этом случае их называют просто "пальцевыми тарелками" и используют для придания музыке "ближневосточного" звучания.

Классификация тарелок
по уровню качества и стоимости

Тарелки продаются отдельно от установки и бывают:

  • Sub-entry level,
  • Entry level,
  • Student level
  • Pro level.

Стандартный набор тарелок для начинающего на установке из пяти барабанов состоит из 20" ride cymbal, 16" crash cymbal, и пара 14" hi hats.

Если вы не планируете засиживаться в начинающих, и уже кое-что умеете, лучше пропустить тарелки из нижних категорий и прикупить достойный вариант.

1. Sub-Entry Level Cymbals ($100 до 150 за набор)

Тарелки в данной ценовой категории обычно не содержат бронзы, сплав из тускло звучащией латуни или никелированное серебро. Быстро тускнеют, а так как очень тонкие, то недолговечны.

  • Paiste 302
  • Sabian Solar
  • Pearl Cymbals
  • Meinl Marathon
  • Meinl Headliner
  • Camber
  • Yamaha Cymbals
  • Zildjian Planet Z

2. Entry Level/beginner Cymbals ($150 до $250 за набор)

Многие модели представляют собой довольно неплохой выбор. Большинство используемых сплавов содержат бронзу B8/CuSn8 (92% Меди, 8% Олово). Стандартные размеры набора 14" hi-hats, 16" crashes и 20" rides. В набор могут входить тарелки splash и china. Это оптимальный по цене вариант для самой первой установки.

  • Zildjian ZBT
  • Sabian B8
  • Paiste 502, 802
  • Meinl MCS

3. Student Level Cymbals ($200 до $300 за набор)

Широкий выбор моделей, лучший выбор для начала, но если вы меняете свой набор уровня entry/beginner , то лучше оставить такой вариант без внимания и обратиться к более дорогим тарелкам. Тарелки student level прочнее entry/beginner , но большой разницы нет. Используется все тот же сплав B8.

  • Sabian B8 Pro
  • Sabian XS20
  • Zildjian ZXT
  • Paiste Alpha
  • Tosco by Sabian (B20 сплав)
  • Alchemy A.R.T. (by Istanbul Agop, b8)
  • Meinl Raker
  • Meinl SoundCaster

4. Professional Level Cymbals ($300 за набор и выше,
как правило, в продаже каждая тарелка по отдельности)

Используются сплавы из бронзы. "Европейский " сплав В8 звучит ярко, в то время как "Turkish" B20 сплав (20% олова и 80% меди) более тонально насыщен. Со временем разница между этими сплавами стала расплывчатой, и сейчас часто встречаются их комбинации.

  • Avedis (A), A Custom by Zildjian
  • AA, AAX, HHX and Evolution by Sabian
  • Sound Formula, Dimensions, Signature, Innovations by Paiste
  • Meinl M-Series
  • Meinl One of a Kind

* Rock Cymbals

Специально разработанные серии с ярко выраженным громким звучанием и высокими частотами.

  • Sabian AA Metal X
  • Sabian Pro Sonix
  • Zildjian Z Custom
  • Paiste Rude
  • Zildjian Z
  • Bosphorus Gold
  • Meinl Mb20
  • Meinl Mb10
  • Meinl Mb8

* Jazz Cymbals

В данной классификации тарелки обладают суховатым звучанием с "темными" тонами и предназначены для исполнения музыки в стиле джаз.

  • Sabian HH (Hand Hammered)
  • Paiste Traditionals
  • Zildjian K (Kerope)
  • Zildjian K Custom
  • Zildjian K Constantinople
  • Bosphorus Antique, New Orleans, Turk, Traditional, Versa, Master, Hammer
  • Wuhan
  • Istanbul Agop
  • Istanbul Mehmet
  • Turkish
  • Spizz (Spizzicino)
  • Meinl Amun, Byzance

Справляемся с дребезжанием, настраиваем барабан, правильно храним и т.п.

На том или ином этапе своей карьеры каждый барабанщик сталкивается с вопросами, касающимися инструмента и техники игры: как убрать нежелательное дребезжание пружины рабочего барабана, как полировать тарелки, или как сделать звук бочки объёмней.

Чтобы помочь вам достичь лучших результатов и быстро справиться с проблемами, мы составили лист ответов на наиболее частые вопросы, возникающие перед барабанщиками в тот или иной момент. В качестве эксперта у нас выступает Джефф Николс из Black Sabbath и его друзья.

Итак, начнём.

В каких условиях хранить барабан?

Рассказывает Simon Jayes из The London Drum Company: «На складе у нас хранится около 120 малых барабанов. Все они лежат без кейсов и всегда настроены. Я считаю, что не нужно расстраивать или уменьшать натяжение барабанов. Я уверен, что хранение барабанов в настроенном состоянии сохраняет их в форме. Так меньше вероятности, что они будут расстраиваться, когда вы начнёте играть на них. Натяжные устройства у нас всегда в активном состоянии, чтобы пружины не повредились и оставались натянутыми».

«Единственное золотое правило при хранении барабанов - избегать сырости и влажности любой ценой. Барабаны могут перенести экстремальные температуры - холод и жару, но главное, чтобы ваше помещение было сухим и вентилируемым (если это возможно). Тогда ваши барабаны будут в отличном состоянии. Ну и, конечно, раз в несколько месяцев их надо смазывать, стирать пыль и тому подобное».

Что нужно для того, чтобы играть на электронной барабанной установке вживую?

Проще говоря, чтобы электронные барабаны хорошо звучали на концерте, им требуется серьёзное усиление. Независимо от того, насколько дорогие, качественные ваши e-drums, вы можете сильно проиграть в звуке, если не будет достойного усилителя. Даже дешёвенькая акустическая установка имеет гораздо больший динамический диапазон, чем электронная, и в небольших помещениях вообще не нуждается в усилении. Хотя технологии PA стала весьма распространённой в последние годы, для большинства начинающих групп с компактными PA и слабенькими мониторами использование электронных барабанов станет серьёзным испытанием на пределы.

Поскольку барабаны имеют широкий спектр экстремально пробивной динамики, вам требуются специальные усилители, способные справляться с самым широким частотным диапазоном. Фактически вам понадобятся хорошие активные кабинеты и саббуфер, общая цена которых составит от $800 до $1700.

Системы Yamaha и Roland обойдутся в $650-$830. Они хорошо подходят для персонального мониторинга. Но всё же многие барабанщики ориентируются на более профессиональные мониторы. Эксперт по электронным барабанам Simon Edgoose советует: «Я бы рекомендовал приобрести две Mackie SRM450 или что-то того же уровня для использования в качестве небольших мониторов. Только так вы сможете услышать себя. Трюк состоит в том, чтобы запустить динамики примерно на половину мощности (надо брать с запасом, колонки не должны работать на максимуме). Тогда вы получите отличный звук. Большая колонка, работающая на половину громкости звучит намного лучше, чем небольшая на полную громкость».

Нужно ли чистить тарелки?

Помимо звучания, есть ещё два момента, касающихся очистки тарелок: (1) насколько это безопасно для них; и (2) как вы хотите, чтобы выглядело ваше «железо»? В музыкальной деятельности очень важным является имидж. Для некоторых групп требуется кристальная чистота и опрятность, другим что-то, скорее, по гранжу.

Независимо от ваших предпочтений тарелки должны всегда быть сухими. Повышенная влажность на репетиционных точках и в концертных залах, потные руки и кислотные отложения представляют серьёзную угрозу для «железа». Привередливые барабанщики используют хлопчатобумажные перчатки, протирают тарелки мягкой тканью и хранят их в специальных чехлах. Современные чехлы с шерстяными прокладками сохраняют тарелки в тепле и сухости.

Тем не менее, как бы тщательно вы не заботились о своём «железе», со временем оно пачкается. В канавки набивается грязь, и звук становится другим. В плане звука есть аргументы как за, так и против чистки.

Знаменитый британский барабанщик Steve White делится своим опытом: «Я особенно не волнуюсь о чистке тарелок. Мне нравится, когда на них скапливается патина, так как она смягчает звон, характерный для новых тарелок. Это моё субъективное мнение, но если бы я собирался почистить своё «железо», то использовал бы тёплую воду и немного моющего средства. Всё остальное может его поцарапать».

Действительно, патина на тарелках даёт им более мягкий звук, который приходится по нраву многим барабанщикам. «Патина» является неопределённым термином. Это особый внешний вид, сочетание различных химических соединений на медных и бронзовых сплавах, в том числе оксидов, сульфидов, карбонатов, сульфатов. Помните характерный зелёный цвет Статуи Свободы? - Она сделана из меди. В отличие от ржавчины на предметах из железа, патина не разрушает, а, наоборот, защищает медь и бронзу от разрушения.

Компании выпускают тарелки ослепительно чистыми и блестящими. Так они имеют весьма привлекательный внешний вид, и кажется, что так они звучат намного лучше. Однако это не совсем правда, а, скорее, психологический эффект.

Если вы всё-таки хотите очистить своё «железо», будьте внимательны. Дорогие тарелки сделаны из сильно закалённого сплава, многие имеют специальные защитные покрытия. Некоторые чистящие вещества могут нанести царапины, а слишком интенсивная полировка может повлиять на характер звучания.

Тарелки со сколами могут звучать менее высокочастотно. И для многих игроков, которые любят тёмный таинственный тембр традиционно ассоциирующийся с очень старыми Zildjians, это плюс.

Многие педали бас-барабана и хай-хэта имеют заглушки, установленные для противодействия проблеме, но давайте посмотрим на возможные причины. Если ваша нога давит сильнее, чем вы хотите, это создаёт нежелательную напряжённость в вашей осанке, что влияет на исполнение. Если у вас большие ноги (и вы высокий), это может усугубить проблему, но причина, скорее всего в другом. Что-то заставляет вас нажимать на педаль, когда вы уже хотите остановить давление. Это, скорее всего, напряжённость. В идеале угол колена должен быть немного больше, чем 90 °, то есть ваша голень должна быть наклонена немного вперед. Это даёт вам свободу и определяет, будет ли поднята ваша пятка или нет, чтобы двигаться вверх и вниз без сковывания ноги. Но если всё ваше тело наклонено вперёд, то угол в колене может упасть ниже 90 ° до острого угла вызывающего напряжение.

Вышеупомянутые причины вызваны нервным напряжением. Чем больше вы напряжены, тем больше вы будете «съезжать» вперёд, а если вы более расслаблены, то тем более вы будете сидеть ровно. В общем, если по любой причине вы напряжены, то есть естественная тенденция «съезжать» вперед. Это может повлиять на вашу позицию во время игры, так что вы можете заметить, что и по малому барабану вы попадаете не точно в центр. Или вы просто можете заметить как ваши голени «сползают» вперёд, так что угол колена становится больше, чем 90 °. В этом случае это может быть слишком большой угол для эффективной мощности и управляемости во время игры.

В любом случае есть два пункта, которые вы можете взять на вооружение. Во-первых, запишите на видео (или, по крайней мере, сфотографируйте) свою игру и внимательно проанализируйте то, что происходит. Во-вторых, тщательно изучите профессиональных игроков с хорошей осанкой.

Зачем проделывать отверстие в моём бас-барабане?

Прорезание отверстия в передней части увеличивает атаку, сокращает длительность ноты и уменьшает резонанс. Ещё в конце 60-х и 70-х барабанщики полностью удаляли переднюю часть и использовали различные аттенюаторы для приглушения, вкупе с близким расположением микрофонов и использованием нескольких микрофонов.

В 80-х барабанщики вернули обратно переднюю часть, но вырезали «иллюминатор». Сегодня некоторые барабанщики возвращаются к использованию цельной передней части.

Также в 70-х такие рок-легенды, как Кози Пауэлл играли на более маленьких 14-дюймовых глубоких бочках с большими диаметрами, т.е. 24 или 26 дюймов. Сегодняшние барабанщики задаются вопросом, почему они не могут получить звук как в 26x14 из 22x18 (или даже из 20x20). Вы получите глубокое звучание, но у вас никогда не будет такого удара и хлопка, как у 14-дюймового барабана.

Иэн Пэйс из Deep Purple добавляет:

«Есть много моментов, которые следует учитывать при настройке большого барабана, демпфировании и настройке микрофонов. Во-первых, единственный случай, в котором вы можете вырезать отверстие в передней части, это для микрофона. Акустически, бас-барабан звучит лучше с двумя цельными частями. Это даёт глубину, длительную ноту и «тепло» - то, что микрофон действительно не любит! Лично я люблю звук бас-барабана «старой школы» (с цельными частями), но я понимаю, что в современном мире музыки с усилением это часто не будет работать, также как и попытки «вылечить» звук с помощью вызвучки микрофона.

Размер бас-барабана тоже важен. Меньшие барабаны - 20 или 22 дюймов легче контролировать, так как они работают на более высокой частоте, чем более крупные барабаны. Для подзвучки меньшего по размеру бас-барабана с «иллюминатором», оснастите его чем-то вроде Remo Powerstroke, и расстройте пластик почти до той точки, когда они начинают выглядеть морщинистыми. Это даст мощный, энергичный звук. Очень полезно (и для меня это абсолютно необходимо) иметь хорошие мониторы, которые позволяют услышать бас-барабан правильно, так как большая часть объёма акустического барабана устраняется для того, чтобы разместить микрофон.

Большие барабаны имеют свои собственные проблемы, но если вы настроите их правильно, они дадут вам больше удовлетворения и, если требуется, более мощный звук. Вы должны использовать больше внутреннего приглушения для того, чтобы искоренить обертоны и призвуки, присущие барабану. И я действительно так и не смог найти метод, который прекрасно работал бы для каждого барабана. Колотушка для бас-барабана тоже важна: если колотушка мягкая - вы теряете импульс, если жёсткая - вы теряете глубину.

Многие из нас в настоящее время переходят обратно в неглубокие барабаны. Идея состоит в том, что чем ближе стенки друг к другу, тем быстрее передняя стенка реагирует на удар колотушки. Мои сценические комплекты имеют бас-бочку 26x14 дюймов, и я использую 24x14 в студии. На нашем последнем альбоме я использовал 24x14 с цельными стенками и достиг того, что я думаю это лучший звук, который я когда-либо записывал. Помните: если барабан звучит хорошо для ваших ушей, это, вероятно, будет звучать хорошо и через микрофон».

Могу ли я исправить повреждённые тарелки?

Если вы продолжаете играть на треснутой тарелке, то очень вероятно, что трещина будет все больше и больше, пока тарелка не станет совершенно бесполезной. Как долго тарелка сможет прожить нельзя сказать, но в то же время вы будете играть на тарелке с необычайно дрянным звуком.

Можно спасти треснувшие тарелки, после чего они смогут прожить годы. Это подразумевает, что вы знакомы с базовой обработкой металла. Как альтернатива, можно найти специалиста. Проверенное временем решение, которое барабанщики использовали десятилетиями с разной степенью успеха - это просто просверлить маленькое отверстие в конце трещины, используя сверло по металлу (возможно 1 / 8 или 3 / 16 дюйма). Идея состоит в том, что округлые края отверстия предотвращают трещины от дальнейшего прогрессирования.

Тарелка должна быть зажата и вы должны иметь полную защиту для рук и глаз, и т.д. Можно применить изоленту, чтобы остановить сверло от скольжения. Старайтесь не давить, просто дайте инструменту делать свою работу. Проблема с этим состоит в том, что вы по-прежнему будете иметь зазубренные края в отверстии. Можно, конечно сделать их более гладкими. Но, скорее всего, трещина появится снова, если вы случайно ударите рядом с ним. Так что, как правило, лучше вырезать всю область вокруг трещины.

Это делается путем подпиливания и шлифования напильником с круглыми краями вокруг и немного за пределами существующей трещины. В итоге у вас останется округлый вырез в виде буквы "U" на краю тарелки, и он должен быть сглажен с помощью негрубого напильника и шлифовки.

Для того, чтобы свести к минимуму возможность появления трещин на тарелках, проверьте то, как вы играете. Краевые трещины обычно возникают на краш-тарелках потому, что по ним бьют с определенным усилием, используя ребро палочки. Чтобы свести к минимуму эффект «шока» на металл тарелки, наклоните ваши тарелки под углом немного к вам. То есть: не устанавливайте их по горизонтали, чтоб не ударять по их ребру.

Скользящий удар идёт почти всегда от тарелки, а не в неё. Это также даёт вам наиболее полный тембр. Не бейте по тарелке сильно, поскольку нет никакого смысла добиваться максимальной громкости тарелки. Кроме того, убедитесь, что ваш зажим из войлока и центровочные втулки всегда в точной позиции, чтоб не было контакта металл-металл. И не затягивайте сильно гайку с ушками - позвольте тарелке раскачиваться свободно.

Как правильно настроить резонансные пластики?

Резонансные пластики называют так потому, что они добавляют максимальный резонанс к вашему звуку, когда натяжение реагирует на удар основного пластика. Получается, что удар придаёт «чувство» и атаку, в то время как резонанс - тембр и сустейн. Это естественно даёт большое натяжение вашему верхнему пластику, так как для вас он звучит отлично, пока вы сидите. А когда вы встаёте из-за барабанов и слушаете чужую игру со стороны, барабаны звучат скучно. Это часто является результатом пренебрежения резонансным пластиком!

Начните с удаления обеих пластиков от малого тома и протрите несущие рёбра. Если вы можете себе это позволить, то вообще купите новые пластики. Самый простой вариант - иметь одинаковые пластики как сверху, так и снизу. Попробуйте однослойный Coated или Clear Remo Ambassador, Evans G1 или Aquarian Classic/Coated. Если вы предпочитаете более «жёсткую одёжку», то попробуйте двуслойные (Remo Emperors, Pinstripes или Evans G2s) Но при этом всё ещё желательно иметь однослойный резонансный пластик для лучшего сустейна и яркости.

Теперь вы узнали о трёх вариантах настройки: резонансный пластик натянут так же, как и основной; или выше (ниже), чем основной. Настраивайте верхний и нижний пластики одновременно для максимально чистого, открытого тембра. Настройте резонансный пластик ниже для фанкового звучания, насыщенного, глубокого звука (но будьте осторожны, он может звучать скучно для слушателя «снаружи»). Или немного выше для небольшой дополнительной «искры». Некоторые игроки настраивают основной пластик посредине для «жирности», но с достаточным натяжением для хорошего отскока палочки, и нижний пластик немного выше, чтобы скрасить эффект, особенно если нет микрофонной подзвучки.

Попробуйте начать с нижнего пластика, затем установить основной и экспериментировать с тремя вариантами. Нет рецепта, как сделать это точно, кроме того, как делать это много раз, экспериментировать. Гитаристы должны настроиться каждый раз, когда они играют. А барабанщики могут забыть про настройку в течение недель, месяцев и лет!

Топовый сессионный барабанщик Ральф Сальминс добавляет:

«Я обычно получаю больше тональности от нижнего пластика. После того, как пластики установлены, я пытаюсь получить примерно одинаковую высоту, настраивая выше или ниже. Это даёт чистое, резонансное затухание. Попробуйте найти высоту звучания того барабана, который, кажется наиболее естественным. Я нахожу её обычно не слишком высоко, ближе к нижней границе диапазона настройки. Я предпочитаю пластики Clear Ambassador в качестве резонансного и Coated Ambassador в качестве основного. Я использую Coated Emperors на напольных томах для небольшой дополнительной «жирности».

Я снимаю барабаны с их держателей и настраиваю нижний пластик, если я не получаю звук, который я хочу. Это лишние хлопоты, но они необходимы - это действительно влияет на весь звук. Я меняю нижние пластики только когда они изношены - раз в несколько лет, вероятно. Изношенность конечно тоже влияет на звук».

Какой лучший способ убрать шум малого барабана?

Все барабанщики, даже могущественные Портной и Ланг, борятся с побочным призвуком малого барабана - шумом или гулом. Это характерно для физической конструкции малого барабана - что барабан будет реагировать ответными посторонними частотами в определённый момент. Небольшая корректировка натяжения тома или, может быть, усиление стяжных болтов по обе стороны барабана часто может облегчить проблему. Тот факт, что вы не слышите ответного шума на записи Портного или Ланга не означает, что они никогда не борятся с ним.

Однако, есть методы при записи / подзвучке, которые убирают нежелательные шумы. Томас и Майк дают несколько советов о том, как они справляются с этим. Томас говорит, «Большинство моих записей сделано с закрытым-микрофоном и каждый барабан подзвучен микрофоном и контролируется / обрабатывается эквалайзером / комперссируется индивидуально. Это, как правило, исключает шум малого барабана из микса».

Майк добавляет: «Основная причина, по которой вы не слышите слишком много шума вживую или в студии со мной в том, что я предпочитаю использовать больше микрофонов в топе (для большей атаки), чем нижних микрофонов (который являются более характерными для звука малого барабана) в моих миксах и звуках барабана».

Настройка и затухание, очевидно, важны, хотя Майк добавляет: «клейкая лента на пластике (как на малом барабане, так и на томах) помогает контролировать избыточный шум».

Вот ещё советы от Томаса:

«Шум малого барабана в значительной степени зависит от настройки всех барабанов, а также от комнаты / окружающей среды, от типа пружин и от стрейнера, которые вы используете. Лично мне нравится шум и я чувствую, что чего-то не хватает, когда его нет. Без шума и призвука барабаны ощущаются как много отдельных инструментов, а не цельный «набор». Существует ограничение на количество шума, с которым мне комфортно работать, и в случае слишком большого шума я делаю настройку и, возможно, меняю угол тома, а не натяжение пружин.

«Я воспринимаю шум как «клей», который связывает отдельные компоненты всей установки вместе. Может быть, если смотреть с такой позиции, то этот шум становится немного более приятным! Если вы просто не можете влюбиться в него, то экспериментируйте с тюнингом вашего малого барабана - натяжением нижнего пластика и стрейнером. Существуют десятки различных барабанов (24, 12, 16, некоторые с щелями, медными пружинами, струнами и т.д.), и каждый имеет немного другой звук, реакцию и количество шума. Так можно подобрать идеальное количество шума индивидуально».

В чём секрет низкого, гулкого звука бас-барабана?

Самые большие, гулкие бас-барабаны - это огромные оркестровые барабаны, которые имеют диаметр от 26 до 36 дюймов, но зачастую неглубокие - всего от 10 до 16 дюймов. Они сконструированы для акустического звучания, не затухают, и имеют большие диаметры, потому что чем больше диаметр, тем глубже основной тон. Наоборот, многое из того, что произошло на протяжении десятилетий с комплектами барабанов было направлено на управление гулом, особенно в связи с использованием близкого расположения микрофонов.

Прорезание отверстия в переднем пластике, демпфирование внутри и использование пластика, который имеет демпфирующие элементы в себе или использование двуслойных пластиков - всё это уменьшает гул и помогает управлять звуком. Например, очень приглушённый Aquarian SuperKick - это отличный пластик, если вы хотите получить плотный, глухой удар. Он довольно фанковый, хотя и не сильно гулкий.

Использование кольца типа «port hole» усиливает удар, но снижает гулкость, позволяя звуку / волне рассеиваться вперёд. Чем больше отверстие, тем чётче звук барабана, но менее интенсивная реверберация от корпуса. Демпфирование (пластика или корпуса) снижает уровень ВЧ и делает звук барабана гораздо глубже.

Таким образом, для гулкости следует использовать однослойные пластики, оба должны быть цельными, плюс барабан с большим диаметром и небольшой глубиной. Присмотритесь: а не получается ли у нас формула Джона Бонэма и Бадди Рича, оба из которых играли на 26x14 барабанах? Всё верно! Это и есть большой размер, характерный для старых групп, предназначенный для акустического звучания, используемый повсеместно перед эрой «близко расположенных микрофонов».

Близко расположенные микрофоны усложняют картину потому, что это довольно трудно для микрофона обрабатывать гулкий бас-барабан «в упор». Но это уже совсем другой вопрос.

Возвращаемся к исходному вопросу: когда мы говорим о «гулкости», сразу вспоминается Саймон Филлипс. Саймон является не только одним из великих барабанщиков в мире, он также является одним из талантливых инженеров и продюсеров. Он советует:

«Я бы рекомендовал использовать передний и задний пластики Remo Clear Ambassador. Не использовать демпфирования, настраивать их одинаково, более высоко, чем вы обычно настраиваете - с этого и начинать. Очевидно, размер корпуса будет иметь огромное значение. Однако, если корпус слишком глубокий (глубже 16 дюймов), то он не будет звучать здорово. Для этого типа настройки глубина 14 дюймов является лучшей, на мой взгляд. Если он слишком гулкий, то вы можете экспериментировать с демпфированием на передних и задних пластиках. Также экспериментируйте, настраивая передний пластик выше и задний ниже. Есть очень много вариантов, как может звучать бас-барабан - всё зависит от вас, что вы предпочитаете, и, что более важно, как это подходит для музыки, которую вы играете».

В чём разница между деревянными, стальными и синтетическими корпусами барабанов?

На самом деле большую роль в характере звука играют размер корпуса, пластик и настройка. Когда дело доходит до материалов корпуса, каждый барабанщик слышит звучание по-своему. Можно часто услышать уважаемых барабанщиков, которые противоречат друг другу при описании преимуществ металла или оргстекла, или даже клёна и берёзы. Таким образом, нет единого мнения.

Карл Палмер, который анализировал различные барабанные материалы больше, чем многие из тех, кто любит об этом рассуждать, говорит:

«Для меня проблемой дерева всегда был этот «уютный», тёплый звук! Это отлично подходит для джаза / биг-бэнда и некоторых типов рока. Например, у меня есть комплект Брэди в в эвкалиптовой (дерево Джарра) отделке, лучшие деревянные барабаны, на которых я когда-либо играл. Звук полный, громкий, глубокий и ясный. Джарра может выдержать давление 1800 ф\кв.дюйм (фунтов на квадратный дюйм). Настроены очень хорошо в низком регистре, но всё становится не так хорошо в высокой области, скажем, на томе 12x8 дюймов. Чтобы получить чёткую и яркую картину на высоких частотах, вам может понадобиться пластик «меньшего калибра», например, Ambassador, а не Emperor. Эта древесина предлагает очень хорошую звуковую картину на всех уровнях - необходимо учитывать только влияние пластика, чтобы получить широкий спектр настройки. Этого не скажешь для многих других типов древесины, которые все еще используются для производства барабанов».

«Нержавеющая сталь мой личный фаворит, - продолжает Карл, - потому, что звуковая картина в большинстве условий чрезвычайно хороша - ясная, громкая и с быстрой реакцией. Отлично подходит для прог-рока! Яркость на высоких очень хорошая, и звук, кажется, проходит через корпус очень быстро - нет зернистости (как у дерева). Также у вас есть дополнительное преимущество при игре на томах в этом случае, так как томы реагируют всегда медленнее».

«Перспекс (плексиглас) не такой громкий, как нержавеющая сталь, но имеет некоторые сходства в звуковой картине и настройке. Установка Blue Ludwig Vistalite, которая у меня есть, в Европе всегда звучала хорошо и новые сварные швы, используемые в конструкции корпуса, делают настройку намного быстрее и лучше. Барабаны сохраняют своё звучание в целом на протяжении всего концерта. Они не такие громкие, как некоторые деревянные барабаны, но очень чисто звучащие. И чем мощнее пластик, например Emperor или CS Black Dot, тем лучше общее звучание. Барабаны звучат вдохновляющие, когда вы находитесь за ними, но со стороны, в целом звук легче. Тем не менее, эти барабаны имеют определённую магию, когда вы записываете их. Напольные томы могут звучать фантастически».

Игорь Емельянов и Farmatique, 20.09.2014

Обратите внимание: