Использование сказок и мультфильмов при обучении обж. Про детей-героев наших дней

Если исходить из названия, «Основы безопасности жизнедеятельности» - предмет, простите за каламбур, жизненной важности. При этом незаслуженно обойдённый вниманием.

ОБЖ начали преподавать в школах в последний год существования Советского Союза. Он был призван, с одной стороны, повысить культуру личной безопасности подрастающего поколения, с другой стороны, подготовить молодых людей к военной службе. Так как материальная база многих школ оставляла желать лучшего, а методика обучения была отдана на откуп преподавателям (многие из которых не являлись профессиональными педагогами), то ученикам больше запоминались уроки с надеванием противогазов и разборкой автомата Калашникова, чем скучные монотонные лекции о землетрясениях и пожарах. Школам же было проще отдавать этому предмету часы по остаточному принципу, чем думать, как повысить его эффективность.

Вопрос о реальной пользе ОБЖ поднимается давно и часто. Одна из причин - слишком теоретизированная программа, которая не учитывает реальных потребностей детей. Об этом была дискуссия , возникшая вокруг статьи в «Учительской газете» в 2013 году.

Я спросила у девочки-семиклассницы, что они изучают по программе ОБЖ? «Смерчи, лавины, землетрясения», - без запинки ответила школьница. Часто ли на ваш город, уважаемые читатели, обрушивались смерчи? Лавины? Землетрясения? Или всё-таки дети чаще гибнут от шальных автомашин, пожаров, в результате прогулок по тёмным паркам, в полынье на хрупком весеннем льду, их выносит на дорогу при катании с «ватрушек»… Входят ли эти случаи в программу ОБЖ? Если да, проходят ли они через сердце ребенка? Или их записывают в виде таблицы в тетрадку? Почему дети продолжают гибнуть и зачем нужен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», если он не спасает жизни детей?!

Светлана Потаповасобственный корреспондент «Учительской газеты»

Из дальнейших обсуждений становится ясно, что поиск подхода к детским сердцам полностью ложится на плечи преподавателя, который вряд ли найдёт подмогу в учебниках по ОБЖ с выдержками из нормативных актов.

Другая всеми отмечаемая проблема курса ОБЖ - отставание от реальных вызовов современности, с которыми сталкивается подрастающее поколение. Вот, например, совсем недавнее письмо читателя Newtonew в редакцию:

Работаю почти год преподавателем-организатором ОБЖ, а также совмещаю с должностью учителя физической культуры и педагога-организатора. Одна из проблем - моральное устаревание некоторых программ. На примере ОБЖ: детям давно пора изучать кибербезопасность, безопасность в интернет-пространстве, способы психологической защиты, однако по программе они до сих пор изучают опасность радиации и отравления химическими веществами.

Виталий Щинниковпреподаватель ОБЖ

Ещё один вопрос, который часто возникает при обсуждении программы ОБЖ: каково соотношение в этом предмете «допризывной военной подготовки» и «формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности»? Нужно ли в рамках одного курса учиться тушить пожары и обращаться с автоматом Калашникова?

Напомним, в 2012 году общественность обсуждала введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые оставляли в старшей школе шесть обязательных предметов. Среди не вызывающих вопросов базовых дисциплин оказался и предмет ОБЖ. По этому поводу Ефим Рачевский, директор центра образования № 548 «Царицыно», высказался в своём интервью газете «Взгляд» :

ОБЖ... Ну что тут поделаешь... ОБЖ надо давать в начальной и подростковой школе, а потом с этим предметом необходимо расставаться. Но у нас же есть Министерство обороны, и надо посмотреть, где сильнее степень влияния на принятие решений: в Минобразе или в Минобороны...

Ефим Рачевскийдиректор центра образования №548 «Царицыно»

С наступлением холодов пора вспомнить правила поведения на льду.

Просветительский проект для широкой аудитории «Моя энергия»

Проект энергетического гиганта «ТГК-1» в лёгкой доступной форме рассказывает о том, что такое электроэнергия и как её безопасно и экономично использовать. Материалы на сайте не только развивают навыки личной безопасности, но и настраивают на осознанное потребление.

Здесь есть материалы для учителей, которые можно интегрировать в курс ОБЖ. Детям предлагается установить интерактивную обучающую программу «Безопасное и экономное энергопотребление» для iPad. По словам разработчиков, она создана совместными усилиями энергетиков и педагогов.

Выживание в экстремальных условиях

Наши возможности гораздо больше, чем мы себе представляем. И мы можем справиться с ситуациями, которые нас пугают, если будем к ним готовы. Чтобы понять это, можно почитать форумы и посмотреть видеоканалы людей, которые сделали экстрим своим профессиональным занятием. Плюс таких ресурсов в том, что они говорят о безопасности ненавязчиво, представляя её необходимым условием активной, увлекательной жизни.

Кибербезопасность

Поговорите с детьми о том, что опасность в Интернете может быть не менее реальна, чем в жизни офлайн. И речь не о том, что твоего героя убьют в компьютерной игре. Мошенники в социальных сетях, воровство личных данных, кибербуллинг - если вы и сами не очень верите в эти опасности, почитайте блог «Лаборатории Касперского» , в котором доступным языком описываются и проблемы, и решения. А чтобы понять, как об этом говорить с детьми, пригодится онлайн-журнал «Дети в информационном обществе» .

Подробно о кибербезопасности мы писали в обзорах и .

И помните, что основы безопасности - это образ жизни, а не отдельный урок.

Марфа Ивановна: Здравствуйте, ребята! Как я рада снова оказаться у вас в гостях! Вы, конечно же, любите загадки отгадывать? Да? Вот и хорошо. Я для вас приготовила много интересных загадок. Слушайте:

Странная звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала (снежинка)

Скатерть бела

Всю землю одела (снег)

Бегут по дорожке

Доски да ножки (лыжи)

Снег на полях

Лёд на реках,

Ветер гуляет,

Когда это бывает? (зимой)

Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, как вы думаете, почему я все загадки вам загадывала о зиме?

Дети: Потому, что сейчас зима.

Марфа Ивановна: Правильно, сейчас зима. Ух, морозная, снежная.

Выбегает Стобед.

Стобед: Марфа Ивановна, можно я пойду на улицу, погуляю немного.

Марфа Ивановна: На улицу? Ну что ж, иди, погуляй, только оденься потеплее, да будь осторожен.

Стобед: Да что со мной случится?! Я на игровой площадке буду играть!

Марфа Ивановна: Долго не задерживайся. Скоро обед будет готов.

Стобед: Хорошо, хорошо.

Игровая площадка. Девочка Оля лепит снеговика. Стобед поднимается на горку. Подходит Оля.

Оля: Ты куда это полез? Сейчас на горке не катаются.

Стобед: Это почему не катаются?

Оля: Потому что зима, холодно. Горку снегом замело, она холодная, скользкая.

Стобед: Так это же и хорошо, что скользкая: быстрее съеду.

Оля: Съедешь-то, съедешь, да вот только брюки будут мокрые. А в мокрых брюках долго не поиграешь, замёрзнешь.

Стобед: Подумаешь, мокрые. Я и под дождём, и по лужам бегал – и ничего.

Оля: А когда это было?

Стобед (задумчиво): Когда было…Летом, когда же ещё!

Оля: Ах, летом. Летом тепло, солнце светит. А сейчас какое время года?

Стобед: Зима, вот что!

Оля: Конечно зима. А если зимой у тебя будут мокрые брюки то, что произойдёт?

Стобед: Да ничего не произойдёт.

Оля: Ещё как произойдёт. Зимой морозно, холодно. И вода превращается во что?

Стобед: Ни во что! Вода и всё тут!

Оля: Ребята, а вы знаете, что происходит с водой зимой? И что будет с мокрой одеждой?

Дети дают ответы.

Оля: Вот видишь, Стобед, ребята знают, что и вода, и мокрая одежда на морозе замёрзают.

Стобед: Ой, и напугали вы меня, не буду кататься на горке. Пойду лучше на качелях покатаюсь.

Оля: Ты будешь зимой на качелях кататься?

Стобед: А почему бы и нет.

Оля: Мы же говорили, что зимой холодно, мороз, ветер. Простудиться можно.

Стобед: Ну вот, опять нельзя. А во что же зимой можно играть?

Оля: Ребята, а вы знаете, в какие игры лучше играть зимой, на чём кататься?

Дети дают ответы.

Стобед: Ух, ты! Можно кататься на санках, лыжах, коньках, скользить по ледяным дорожкам, играть в снежки, лепить снежную бабу! Как здорово!

Оля: Да. Зимой можно очень весело и интересно проводить время. Но нужно быть осторожным.

Стобед: Ну вот, опять. Что же может случиться? Ого, ледяная дорожка. Ох, и прокачусь!

Скользит по ледяной дорожке и падает.

Стобед: Ой-ой-ой, как больно-о-о-о. Мои бедные коле-е-е-ночки.

Оля: Я же тебе говорила, надо быть осторожным. Вставай я тебе помогу. Можешь идти?

Стобед: Ой-ой, больно.

Оля: Может тебя домой отвести?

Стобед: Домой? Нет, домой я не хочу. Да мне уже почти не больно.

Оля: Не больно? Ну, тогда пойдём снеговика лепить.

Лепят снежные комочки, Стобед бросает в Олю снежком.

Оля (обиженно): Ой. Что ты делаешь? Больно же. Прямо в лицо попал. Разве можно так?

Стобед (с непониманием): Но, ты же сама говорила, что можно в снежки играть…

Оля: Можно, но осторожно. Нельзя бросать снежки в лицо. Лучше бросать снежки в определённую цель, как снайперы.

Стобед: Ух, ты! «Снайперы» – хорошее название для игры. Ребята, а почему нельзя бросать снежки в лицо?

Дети дают ответы.

Стобед: И то, правда, а я об этом и не подумал.

Оля: Прежде чем что-то сделать, всегда надо подумать. Ведь никогда не знаешь, чем игра может закончиться и к чему она может привести.

Стобед: Все меня учат, пугают. Надоело. (Подходит к качелям). А что это такое на железке беленькое? Похоже на сахар, на сладкое мороженое… Надо мне обязательно попробовать. (Лижет языком и примерзает, стонет) -Э-э-э-э-э-э.

Оля: Ну что ещё?

Стобед: -Э-э-э-э-э-э (показывает на язык).

Оля: Ну, зачем ты языком трогал железную ручку качелей? Неужели ты не знаешь, что в мороз язык прилипает к железу!? Даже если мокрой ладошкой дотронуться до железа, то можно примёрзнуть. Пойду, позову Марфу Ивановну. Она поможет.

Уходит, возвращается с Марфой Ивановной.

Марфа Ивановна: Стобед, что же ты наделал? Стой тихонько, сейчас, я тебе помогу (освобождает Стобеда).

Стобед: (стонет) Ой, мой бедный язычок. Я же не знал, что так получится. Я только хотел попробовать, что это такое белое на качелях, думал вкусное что-то, сладкое…

Марфа Ивановна: Это иней. Его кушать нельзя. Ребята, расскажите Стобеду, почему нельзя кушать снег?

Дети дают ответы.

Марфа Ивановна: Верно. Снег грязный, холодный. А ещё может заболеть горло. Ну что ж, Стобед, идём домой, обед готов. Да Оленьку приглашай в гости. Ой, скользко-то как. Будьте осторожны на дорожке.

Оля: Я сейчас схожу, возьму ведёрко с песком и посыплю лёд, чтоб он не был скользким.

Стобед: Марфа Ивановна, можно я Оле помогу?

Марфа Ивановна: Конечно помоги. Я буду ждать вас дома.

Стобед: Мы быстро! Пойдём, Оля.

Уходят, возвращаются с ведёрком и лопаткой, посыпают лёд песком.

Оля: Вот так, хорошенько посыплем, чтоб никто не упал.

Стобед: Вот, кажется, и всё. Какие мы молодцы!

Оля: Пойдём домой, но только сначала попрощаемся с ребятами. До свидания. Будьте осторожны на игровой площадке зимой!

Стобед: Как говорится, учитесь на чужих ошибках. До свидания, ребята!

Брошюра "Сказки по ОБЖ"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Солнышко»

Сборник сказок

Составила: Наделяева Г.А 2016 год воспитатель высшей категории

В пособии предлагается структура работы с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Безопасность» .

Изучить основы безопасности жизни помогут сказки, они увлекают ребенка, способствует запоминанию дошкольником определенных правил безопасности.

Жила на свете машина. Звали ее Лада. Лада была голубого цвета и считала себя очень красивой.

Однажды голубая красавица решила проехать по городу, показать свою красоту.

Сначала она съездила на мойку для машин. Там ее помыли ароматной шампунькой, натерли до блеска.

Когда Лада выезжала с машинной мойки, она подъехала к зеркалу, чтобы полюбоваться своим отражением.

Ах, какая я красавица! – Восхищалась собой Лада. – Я самая красивая, самая очаровательная, самая…

Ты что не видишь знак «Остановка запрещена» ? Любуется она собой! Лучше бы выучила правила дорожного движения! - Кто-то громко прокричал ей на ухо. Это был старый Грузовик.

Подумаешь, какие-то правила. – Гордо сказала Лада. - Я и без правил могу ездить. Я такая красивая, что все мне будут уступать дорогу. Могу обойтись без знаков.

Лада еще раз покрутилась перед зеркалом и выехала на дорогу.

Она еще не знала, что дорожные знаки все слышали и обиделись на нее. Они решили больше не помогать Ладе. И как только Лада приближалась к какому-нибудь дорожному знаку, он отворачивался от нее.

Подумаешь, очень надо. – Проворчала красавица и поехала вдоль березовой аллеи.

Березки приветствовали ее своими тонкими изящными веточками, любуясь ее красотой и блеском.

Машина блестела так, что в ней отражалось все, мимо чего она проезжала: нежно-голубое небо, яркое солнышко. От этого у Лады еще больше вскружилась голова, и она продолжала ехать, ничего не замечая перед собой.

Впереди показался знак «Дорожные работы» . Он специально отвернулся от Лады, поэтому красавица и не заметила, что дальше дороги нет, не заметила, что прямо перед ней выросла большая куча песка, который привезли для строительства дороги.

Она ехала и воображала, какая она умная, великолепная. И вдруг…

Ой, я ничего не вижу! Ой, помогите мне! Я кажется, ослепла! – Завизжала Лада. - Что такое? Куда я попала?

Лада попыталась выехать, но колеса забуксовали в песке.

«Что же делать?» - подумала она.

В это время мимо проезжал Буксир. Буксир всегда помогал машинам, которые попали в беду. Он был очень сильным. И на этот раз он решил помочь нашей красавице.

Он подцепил Ладу на трос и вытащил из кучи песка. Она быстро окинула себя взглядом с крыши до колес и увидела, что весь ее блеск пропал.

Спасибо! – Поблагодарила голубая красавица Буксир. – Если бы не вы? Я надолго бы застряла здесь.

Но вы же должны быть внимательной. Впереди на дороге, стоял знак «Дорожные работы» , он вас предупреждал об опасности.

Лада обиженно сказала:

Да чтобы я подчинялась каким-то знакам! Я случайно попала в песок. Больше со мной такого не случится. – Лада отряхнула с себя песок, но к ее огорчению, она больше не блестела так, как раньше.

«Ничего, я все равно самая красивая и самая обаятельная!» - подумала про себя Лада.

Но как же вы сможете ездить без помощи дорожных знаков? – Возмутился Буксир. – Они же нас предупреждают об опасности на дороге, помогают избежать беды. Вы – очень гордая, а еще - глупая. Желаю вам не попадать в аварию. – Буксир развернулся и поехал по своим делам.

Как посмел он назвать меня глупой! - Возмутилась красавица.

У нее испортилось настроение, и свой дальнейший путь она продолжала, думая о том, что все вокруг не понимают ее. А она просто не хочет быть похожей ни на кого, она не хочет выполнять правила, которые придумали для всех, она хочет делать только то, что ей нравиться.

Дорожные знаки, мимо которых проезжала Лада, отворачивались от нее. Но она даже и не замечала этого.

Голубая красавица так сильно задумалась о своей жизни, что не заметила, как подъехала к перекрестку. Она не обращала внимания на светофор, который показывал ей красный свет. Лада продолжала ехать вперед.

Неожиданно, кто-то ее очень ударил в правое крыло.

У нее вылетели все стекла, отвалились колеса. От страха

у Лады погасли фары, она потеряла сознание.

Лада не видела, как приехала милицейская машина, которая установила, что в аварии виновата Лада. Она не видела, как ее собирали по частям и складывали на грузовую машину аварийной службы.

Очнулась она на свалке старых, никому не нужных машин.

Какая же я была глупая и гордая!

Если бы все вернуть назад, я бы

никогда так не поступила. Я бы попросила прощения у дорожных знаков и была бы очень внимательной на дороге.

Наша история начинается заново:

Жила на свете машина. Ее звали…

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Нас ждет в гости сказка. Поднимите руку, кто хоть раз, слышал хотя бы одну сказку. Поднимите руку, у кого есть любимые сказки, чем они вам нравятся. (ответы детей) . Чему нас учат сказки?

Добро побеждает зло.

Быть справедливым

Быть честным

Быть добрым

Быть внимательным

учат правильно себя вести и это самое главное.

Сказка нас сегодня будет ждать на станциях *погуляем* *на природе*, *один дома*, *незваный гость*. Затем мы пройдем с вами тест и выполним задание.

Провожать к станциям нас будет волшебный клубочек, чтобы мы не запутались в сказочной стране.

Итак, на старт! Сказочная страна нас ждёт.

Чтобы войти в сказочные ворота, нужно вспомнить, какие бывают сказки. (народные, авторские) и народные и авторские сказки могут быть: волшебные, бытовые, о животных и богатырские.

Войдем в ворота и посмотрим, какие сказки нас сегодня ждут (народные сказки) . Покатился наш клубочек от старта к первой станции *погуляем*

Чтобы войти на станцию отгадайте загадку:

И от бабушки ушёл, и от дедушки ушёл, круглый сам, румяный бок, он зовётся…

Правильно! Это колобок. С чего началась сказка! Что случилось дальше? Чем заканчивается сказка «Колобок» ? (ответы детей) Почему так произошло? (ответы детей) Можно ли в нашей жизни поступать как колобок: уходить из дома без разрешения? Разговаривать с на прогулке с незнакомыми? Гулять одному? Посмотрите, сказка нас научила правилам, которые мы должны выполнять, чтобы не случилось беды на прогулке.

Катиться дальше наш клубочек и привел он нас на станцию *На природе* Эта станция встречает нас мультфильмом. (фрагмент *Сестрица Аленушка и братец Иванушка*) . Посмотрите внимательно и подумайте, чего нельзя делать на природе? Чтобы сохранить свое здоровье, необходимо слушаться взрослых, не брать в рот незнакомые растения и не пить из незнакомого источника.

А наш клубочек, тем временем, прикатился на станцию *один дома*.

Составьте из букв

название сказки. («Курочка ряба» ) на какого из героев, вы похожи оставаясь один дома? (На мышку) Почему мышка заставила Деда и Бабу плакать? Хотела ли она разбить яичко? Почему так получилось? Как нужно вести себя дома? (внимательно и аккуратно) Можно ли играть дома с таблетками, моющими средствами, посудой, электроприборами, спичками? Почему? Если дома никого нет, а у вас случилась беда, что нужно делать?

Таким образом, сказка «Курочка Ряба» научила нас правилам:

Будь внимательным и аккуратным.

НЕ играй с опасными предметами

Если случилась беда, зови на помощь.

Наш клубочек бежит к следующей станции, на которой нас ждет новое задание и новая сказка. А что это за сказка? (*Волк и семеро козлят*) . Чему нас учит эта сказка? Давайте сыграем в игру: Один ученик будет ребенком дома, а второй ученик будет незваным гостем, которому нельзя открывать дверь. Выиграет тот, кто сможет выполнить свое задание. Первый. должен сказать так, чтобы гость не обиделся и ушел, второй должен сказать так, чтобы ему открыли дверь.

Запомните правила:

Не открывать дверь незнакомым людям

Запиши телефоны родителей или соседей, в случае опасности им звони.

Запомни фразу:

  • меня закрыли на замок, я не могу открыть дверь*

Посмотрите на экран. Что это за сказка («Петух, лиса и заяц» ) и чему она нас учит? Как петушок выгнал лису из зайкиной избушки? Придумайте правила к этой сказке. (В случае опасности, громко кричи)

Вот так несколько русских народных сказок нас научили некоторым правилам безопасности в жизни.

А сейчас давайте пройдет тест и посмотрим, все ли правила мы запомнили, внимательно ли мы слушали.

Следующее задание, надо будет выполнить цветными карандашами. У вас на столах лежит раскраска к сказке гуси лебеди.

Посмотрите как компьютер раскрасил этот рисунок. Какие правила эта сказка спрятала в себе? Подумайте, пока раскрашиваете рисунок, а дома поиграйте в игру сказки учат правилам безопасности со своими родителями.

Расскажите им правила, 4оторые спрятались в сказке «Гуси-лебеди» и обсудите, все ли правила вы нашли, может эта сказка учит ещё чему – нибудь?

Наша встреча подошла к концу, в следующий раз нас ждут в гости авторские сказки, которые тоже научат нас правилам себя вести. Всем спасибо,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Разработали:

Лаврентьев Никита Олегович, Зубков Максим Валерьевич

Руководитель:

учитель основ безопасности жизнедеятельности

Н.В.Борминова

Большое Анненково

Название проекта: «Основы безопасности жизнедеятельности в сказках»

(«Учимся правилам безопасного поведения на примерах героев сказок»)

Цель проекта:

Вопросы , на которые должны ответить школьники в результате проектной деятельности:

* Как защитить себя в чрезвычайных ситуациях.

* Как предупредить бытовые травмы.

* Какие существуют правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.

Аннотация к проекту:

В сказках накоплена вековая мудрость народа. Проект призван научить детей основным правилам безопасного поведения дома и на улице через данный литературный жанр. Для этого детям предлагается проанализировать сказки, ответить на поставленные вопросы, подготовить рисунки, сочинить свои поучительные сказки, в которых герои расскажут о правилах безопасного поведения.

Выходы/ результаты деятельности учащихся:

* рисунки, фотографии;

* творческие работы;

* сказки собственного сочинения.

Этапы проведения проекта.

1 этап: регистрация в проекте, знакомство с участниками.

2 этап: организация поисковой деятельности.

Учащимся на уроках предлагаются следующие вопросы:

* В каких сказках герои нарушали правила личной безопасности дома.

* Кто из героев соблюдал правила безопасности и тем самым выручил других из беды.

* Назовите сказочные указатели движения, которые помогали героям идти к намеченной цели.

* Кто из героев сказок не соблюдал правила личной безопасности на улице и к чему это привело (Приведите примеры).

* «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее жгли...» - Откуда эти строчки? В каких сказках огонь приносит зло?

* В каких сказках предмет специально предназначенный для получения огня был абсолютно безопасен в противопожарном отношении.

* Назовите сказочные транспортные средства и придумайте правила безопасного использования их.

* Придумай для младшего друга поучительную сказку, в которой герои расскажут о правилах безопасного поведения.

3 этап: защита проекта.

    Введение .

    Основное содержание работы

    Заключение

5. Приложения

«Сказка - неиссякаемый источник

познания народной жизни»

Н.Паутинцев

Введение

Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить всем, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, мы научим детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.

Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением и учебником жизни. Слушая сказку, узнаешь все правила основ безопасности жизнедеятельности . И уже точно не откроешь дверь своего дома, как это сделали семеро козлят. А если будешь пить воду из открытых водоемов, то в лучшем случае «козленочком станешь», а то и в больницу угодишь с кишечной инфекцией. Именно из сказки узнаешь, что нельзя быть слишком доверчивым к чужим людям, а то попадешь в беду.

Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях.В общем, сказка – ложь, но что-то в ней есть… И если мы будем не просто читать ребенку на ночь сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то возможно на примере сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности. Ну, как еще доходчивее можно объяснить детям, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок. Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот…

Почти в любой сказке, народной или авторской, есть достойные обсуждения моменты. Это и упомянутые «Три поросенка» и «Волк и семеро козлят», и «Красная Шапочка», и даже «Колобок». У А. Усачева в книге «Маленькая собачка Соня» есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством. А чудесная сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» – это просто учебник по основам безопасности жизнедеятельности. Только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон.

Цель: Обеспечить практическое применение правил основ безопасности жизнедеятельности через поисковую деятельность для развития творческих способностей учащихся.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

1. Научить детей основным правилам безопасного поведения дома и на улице через данный литературный жанр;

2. Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

3 .Выработать у детей навык правильного анализа и адекватного поведения, то есть грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на жизненном пути;

4. Помочь детям в доступной и увлекательной форме усвоить правила безопасного поведения дома, на городской улице, в лесу, в парке, транспорте, школе, возле водоёмов.

Объект исследования: процесс развития навыков безопасного поведения.

Предмет исследования: безопасное поведение учащихся.

Гипотеза: черезсказки, учащиеся учатся безопасному поведению.

Формы исследования: чтение поучительных сказок.

Основное содержание работы

Картотека сказок с правилами дорожного движения.

История про Грузовичок…

В одном маленьком городке жили самые разные машины. И почти все жители этого городка жили дружно и счастливо: они были вежливыми и добрыми, знали все правила дорожного движения и очень уважали дорожные знаки и великого учителя Светофора. А почему все жители? Да потому что жил в этом сказочном городке один непослушный Грузовичок, который ни с кем не дружил, никого не слушал и не хотел учить правила дорожного движения…

Крутой поворот

Эта история произошла с маленьким Лисёнком, который жил в лесу недалеко от дороги. Очень часто зверята перебегали через эту дорогу в соседний лес в гости к друзьям, при этом нарушали Правила дорожного движения, так как никто их не научил, как надо переходить дорогу. Однажды Зайчонок попал под колесо машины и сломал ножку, и тогда родители зверят решили провести в звериной школе урок по Правилам дорожного движения. Все зверята очень внимательно слушали, изучали знаки. Теперь они знали, что дорогу можно переходить не спеша, под прямым углом, убедившись в безопасности, а лучше всего дойти до пешеходного перехода

Приключения Бабы Яги

Однажды Баба Яга летела в ступе над городом. Ступа у неё сломалась, и пришлось её пешком идти домой в лес через город. Попыталась Баба Яга перейти дорогу в неположенном месте, но её милиционер остановил: «Как Вам, бабушка, не стыдно! Из-за Вас может произойти авария. Разве Вы не знаете, что дорогу нужно переходить на перекрёстке, там, где есть светофор, или по «Зебре»?» Баба Яга ничего о дорожных правилах не знала, испугалась: «Как это по зебре? Что такое перекрёсток?» Милиционер удивился такой безграмотности и подвёл её к перекрёстку…

Светофор

Мы остановились, и все другие автомобили остановились, и автобус остановился. Я спросил: «Почему?»

Мама объяснила: «Вон, видишь, красный фонарик? Это светофор».

На проволоке над улицей я увидел фонарик. Он горел красным светом.

«И долго мы стоять будем?»

«Нет. Сейчас вот проедут, кому через улицу надо переезжать, и мы поедем».

И все смотрели на красный фонарик.

Вдруг он загорелся жёлтым светом, а потом зелёным.

И мы поехали.

Потом еще раз на улице горел красный фонарик.

«Дядя, стойте! Красный огонь!»

Шофёр остановил машину, оглянулся и говорит: «А ты молодчина!»…

Сказка о том, как мальчик Миша стал всегда соблюдать ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!

В одном городе жил один мальчик. Звали его Миша. Миша был неплохим мальчишкой, но совершенно не хотел соблюдать правила дорожного движения. И учителя в школе учили Мишу правилам, и родители, и даже посторонние взрослые, но мальчик твердил одно: «Неправильные правила, зачем они?» А когда Мише делали замечания и порой ругали, он обвинял всегда кого-то другого, но себя никогда не считал виноватым…

Спор на дороге.

Однажды поссорились между собой сигналы светофора.

Я – главный,- сказал красный огонек,- потому что когда я загораюсь, все останавливаются и не смеют двигаться дальше.

Нет, я главный,- сказал желтый огонек,- когда я загораюсь, все готовятся к движению – и пешеходы и машины.

А когда я загораюсь,- сказал зеленый огонек,- все начинают движение. Значит, я самый главный и все должны мне подчиняться…

Медвежий сон.

Ходил-ходил медведь по лесу, устал и решил отдохнуть. Прилег он под елочкой и не заметил, как задремал. Спит Мишка и видит сон. «Подарили ему на день рождения велосипед. Рад медведь такому подарку,- он давно о нем мечтал. Сел Мишка на велосипед и поехал показать свой подарок друзьям – волку, ежу, зайцу. Все друзья жили в березовой роще и чтобы к ним добраться, надо обязательно пересечь широкую дорогу. Медведь был очень нетерпеливым и не стал дожидаться, когда на светофоре загорится зеленый огонек. Только он выехал на проезжую часть, как рядом появилась большая грузовая машина. Грузовик не успел затормозить и наехал на Мишку. Новенький велосипед сломался – рама погнулась, руль искривился, колеса отлетели, а сам Мишка попал в больницу». Проснулся медведь от испуга и решил, что никогда не будет нарушать правила дорожного движения.

Урок светофора.

Жил-был светофор. Надоело ему стоять на одном месте и огоньками мигать: «Пойду я погуляю, все посмотрю, себя покажу».

И пошел светофор по дороге. Шел-шел и свернул в лес. Увидели его дикие звери, птицы, насекомые и думают каждый про себя: муравей думает «Какой высокий», сорока думает «Какой важный», ящерица думает «Какой красивый», заяц думает «Я его боюсь». А ежик подошел и спросил:

Ты кто такой? Что-то мы в своем лесу никогда не встречали трехглазого зверя.

Я не зверь, я – светофор и глаза мои не простые. Они помогают регулировать движение на дорогах. Я гулял по лесу и не увидел ни одного знака, ни светофора. Как же вы обходитесь без них?

А что такое дорожные знаки и для чего они нужны?- спросили звери, птицы и насекомые у светофора.

Светофор поморгал своими глазами, удивленно посмотрел на всех – он не понимал, как можно не знать, что такое знаки и для чего они нужны. Но он решил помочь обитателям леса – рассказать обо всем, что знал сам…

Правила дорожного движения

Одну простую сказку, а может быть не сказку, а может не простую, хочу вам рассказать. О правилах движения, о мудром светофоре, о вежливых водителях. Ну, будем начинать.

Жил светофор обычный, для всех людей привычный, всегда служил отлично, но вдруг он заболел. Светить не хочет красным, и не горит зелёный, моргает только жёлтый, наверно что-то съел.
А этот светофор стоял на перекрёстке, стоял он возле школы, где дети там и тут. И здесь через дорогу, детишки и подростки всегда без промедленья бегут, бегут, бегут. Нельзя без промедленья, есть правила движенья, хоть даже ваш любимый болеет светофор. Ты посмотри налево, затем взгляни направо иди, если не слышен поблизости мотор…

Как Чебурашка, Крокодил Гена и их друзья учили правила дорожного движения

Чебурашка жил в телефонной будке, а утром пошёл в зоопарк. Там работал крокодилом его самый лучший друг - крокодил Гена. Неизвестно, что бы случилось дальше, если бы на улице не появился Светофор Мигайлович. Когда Чебурашка переходил улицу в неположенном месте, то все машины, трамваи, троллейбусы остановились как вкопанные. А Светофор Мигайлович сказал:

Ты не умеешь ходить по улицам. Очень стыдно! Правила дорожные ты должен знать всегда, чтоб не случилась с тобою беда!
Чебурашка спросил:

А что такое правила дорожного движения?

Вот они, правила. Над головой знаки развешаны…

Приключения ёжика

Жил – был колючий ёжик. Мама учила его: «Сынок, от дома далеко не уходи, заблудишься. Лес – большой, а ты – маленький».
Однажды ёжик остался дома один, ему стало скучно, и он решил погулять. Вышел из дома, походил рядом. Вдруг он услышал, что за берёзой что – то хрустнуло, он пошёл посмотреть. Потом зашуршало за кустиком, он побежал туда. И так, кустик за кустиком, деревце за деревцем, он не заметил, как ушёл далеко от дома…

СКАЗКА ПРО ГОРОД ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

В одном славном сибирском городе жил-был мальчик Ванечка Иванов. Мальчик, как мальчик, ничем от других мальчиков сильно не отличался. Но была у него одна нехорошая привычка: любил Ванечка играть на проезжей части дороги, где туда сюда мчатся машины…

Творчество детей «Правила школьной жизни»

Буратино на льду.

Выпал первый снег. Озера и реки покрылись тонким и неустойчивым льдом. Однажды утром Буратино увидел, что озеро покрылось льдом. А еще ему захотелось покататься на новых коньках. Он оделся потеплей, надел коньки. Ребята его отговаривали, но он их не послушался.

Пришел Буратино на озеро. «Ах, как красиво! Покатаюсь!!!» Но только ступил на лед, он под ним треснул. Буратино провалился в воду, стал кричать, звать на помощь. В это время по берегу проходил Пьеро. Он был храбрым мальчиком, поэтому не растерялся и позвал на помощь взрослых. Когда Буратино вытащили из воды, он сказал: «пока он не окрепнет!» Ребята, не ходите на лед.

Сказка про мальчика, который остался один дома.

Жил-был мальчик Гена, он учился в школе, в 5 классе. Он остался один дома, учил уроки. В этот момент кто-то позвонил в дверь. Он решил, что это его друг Сережа, который должен был принести кассету. Но это был не Сережа...

Это был почтальон, который принес телеграмму. Гена спросил: «Кто там?»В ответ послышалось: «Вам телеграмма.» Гена удивился: от кого?. Почтальон сказал: от бабушки. Стоп! Бабушка живет в соседнем подъезде, она не могла прислать телеграмму, она бы позвонила или пришла сама. Почтальон сказал: «Получите и распишитесь.» Голос был подозрительно ласковым. Ну нет,-подумал Гена,-я не открою. На уроках ОБЖ нам говорили, что может произойти. Он не стал открывать. Вечером пришли родители, они рассказали, что в подъезде случилась кража. Тут Гена понял, кто был этот почтальон. Мама с папой похвалили Гену. Не зря все-таки в школе есть урок ОБЖ.

Сест p ица Аленушка и б p атец Иванушка.

Жила была сестрица Аленушка и братец Иванушка. Они шли домой с поля. Иванушка захотел пить. Но напиться было негде. Он попросил у Аленушки напиться из лужи. Но Аленушка не разрешила. Иванушка не послушался и напился.

У него поднялась температура, стал болеть живот. Но к счастью Аленушка вылечила Иванушку. И объяснила, что из луж и водоемов пить нельзя.Они могут быть заражены. И с тех пор Иванушка стал послушным и стал слушать что ему говорит сестра.

О неправильном поведении.

На основании сказки о глупом мышонке я хочу рассмотреть неправильное поведение мышки-мамы.

Начинается сказка с того, что мышка - стала звать зверей, чтобы они попели и убаюкали ее мышенка. Никто из зверей хорошо не пел, тогда мышка - мать позвала тетю Кошку. Мышонку понравилось, как поет Кошка. Тогда мышка - мать оставила мышонка с няней Кошкой, а сама ушла по своим делам. За то время, пока мышка - мать ходила, Кошка успела съесть мышонка и к приходу мышки - матери ушла. Потом мышка - мать долго горевала.

В этой сказке о глупом мышонке мышка - мать поступает не правильно. Мышонок остался один на один со своим врагом, а это очень опасно. Враг может искалечить, а может быть и убить того, кто с ним рядом, тем более, если это ребенок. А ребенка тем более нельзя оставлять с незнакомыми, потому, что он вообще ничего не сможет сделать, чтобы себя защитить. Нельзя оставлять детей без присмотра родителей или знакомых, которых вы знаете, доверяете. Нельзя приглашать незнакомых к себе в дом, а потом самому уходить потому, что они могут украсть какую либо вещь, деньги. А если там есть и ребенок, то могут украсть и его.

Том и Джерри.

Как-то раз Джерри ехал на велосипеде, а Том его тайком догонял. Когда Джерри обернулся и увидел Тома, то он поехал от него быстрее. И вот, как всегда началась погоня. Джерри успел проехать на ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ, а том поехал на КРАСНЫЙ СВЕТ и чуть - чуть не попал в аварию. Его остановил миллиционер и сказал, что НЕЛЬЗЯ ездить на красный свет и отпустил Тома.

Спустя некоторое время Том пригласил Джерри к себе в гости. Когда Джерри пришел, они попили чай и разыгрались. Они начали шалить: Том сунул ШПИЛЬКУ в розетку, чего делать, конечно, нельзя и его «стукнуло» током. Затем они взяли без разрешения спички и стали зажигать газовую плиту. Газ не

зажегся, а стал поступать в квартиру. Том и Джерри продолжали резвиться.

Когда пришла хозяйка, Том и Джерри лежали на полу без сознания. Хорошо, что хозяйка не включила свет, иначе произошел бы ВЗРЫВ. Она быстро открыла форточки, закрыла газ и вызвала врача. Врач выходил Тома и Джерри. Они дали честное слово, что никогда не будут нарушать ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ.

Заключение

В работе представлен материал по сказкам, в которых рассказывается о правилах дорожного движения, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Во время подготовки этого проекта я узнал много нового. Оказывается, что сказок правилами дорожного движения очень и очень много. Изучая множество источников, я уверен, что культура поведения – залог безопасного движения, и в этом нам помогут сказки.

Список использованной литературы

1. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание.

3. Картотека сказок с правилами дорожного движения.

Приложения

Приложение 1

А ведь мама говорила:

1.Никуда не сворачивай;

2. Не разговаривай с незнакомцами.

Приложение 2

Неосторожные козлята стали жертвой волка, изменившего свой голос.

Приложение 3

Этот наивный малый мало того, что вместо школы пошел на представление, так и еще поверил в «сказки» мошенников о «Поле чудес».

Приложение 5

Вечеринки до добра не доводят…

Приложение 6

Девочка Маша зашла в чужой дом, ела из чужой посуды, спала на чужой постели, еще и стул сломала. Эх, Маша, Маша… полиции на тебя нет.

Приложение 7

Грубое пренебрежение правилам личной гигиены.

Приложение 8


Говорила сестра: «Не пей из лужи», не послушался Иванушка и в результате мутировал в козленка. Вот до чего доводит пренебрежение правилам гигиены.

Приложение 9

Самонадеянный колобок потерял бдительность и попал на обед к лисе.

Приложение 10

Нельзя нарушать правила дорожного движения! Кай решил прокатиться с ветерком, прицепил санки к экипажу Снежной королевы и оказался на Северном полюсе.

Лемеш К.И.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

Наша жизнь неразрывно связана со сказками. В детстве родители нам читали их, придумывали свои, рассказывали. И мы жили в мире чудес, волшебства, фантазии, пытались распознать, где добро, а где зло. Спустя время мы и сами их выучили и начали рассказывать другим. Сегодня мы знаем множество сказок, да и посей день, они сочиняются и печатаются. Но знаем ли мы их смысл? Как они влияют на нас? И на формирование культуры безопасности человека? Думаю, не каждый задумывался об этих вопросах.

С давних времен старшее поколение передавало свой опыт младшим. И чтобы как-то этот опыт мог заинтересовать юных ребят, взрослые решили передавать важную информацию с помощью различных сказок. Шло время и постепенно люди стали забывать, что в сказках заложена мудрость их предков и начали писать детские рассказы, сказки не для защиты детей, а с целью заработка.

Чтобы разобраться в поставленной мной проблеме, следует привести несколько определений. Сказка в словаре трактуется, как один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел .

Культура безопасности - «это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области» .

Теперь, разобравшись в ключевых терминах, перейдем к сути проблемы, а именно к влиянию сказок на формирование культуры безопасности человека.

Сказка, как способ обучения, развития и воспитания, является одним из самых древних методов. Именно через сказки наши предки передавали подрастающему поколению свой жизненный опыт, традиции и обычаи. Как пишет Елена Коровина: «Сказки имеются у каждого народа, потому что процесс их создания и есть самопонимание этого народа» .

Слушая или читая сказки, дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. Те персонажи, которые препятствуют осуществлению их замыслов, начинают выглядеть в отрицательном обличие. А их любимые герои становятся примером для подражания. Дети начинают копировать своих кумиров, их поведение, стиль речи и то, как они себя ведут в то или иной ситуации. В том числе, которая может представлять угрозу их безопасности.

Стоит отметить, что существенное влияние на формирование культуры безопасности ребенка могут оказать некоторые упражнения. Одно из самых известных - это анализ сказки. Ребенок отвечает на вопросы, такие как: кто главные герои, какие они, что у них произошло, почему они так поступили, как бы ты поступил на их месте, почему и чему нас учит эта сказка. Родители, занимающиеся со своим ребенком таким образом постепенно закладывают базу знаний, которые в дальнейшем формируют культуру безопасности.

Сюжет в сказках зачастую один и тот же, в принципе, как и мораль, но все же имеются различия. Это отмечал и известный русский фольклорист: «Фольклор, и в частности сказка, не только единообразен, но при своем единообразии чрезвычайно богат и разнообразен» .

Давайте теперь разберемся на самих примерах сказок, обучающих культуре безопасности.

К числу таких произведений можно отнести сказку «Мальчик с пальчик». О приключениях этого героя мы знаем из сказки великого сказочника Шарля Перро. Его вариант считается классическим. Самый младший сын, которого за малый рост прозвали Мальчик с пальчик, спасает себя и своих братьев в непроходимом страшном лесу. Чтобы отыскать дорогу домой, он по пути кидал в лесу белые камушки, которые даже в траве останутся заметными. Именно по этим камушкам Мальчик с пальчик и вывел всех ребят из леса к родному дому. Смышленый малыш не только спасает своих братьев, но и еще приносит домой много денег. Какова же мораль сей сказки? И чему же она может научить? Да тому, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Порой не стоит полагаться на других, а действовать самим. Разве это не помогает сформировать культуру безопасности?

Далее можно рассказать о сказке «Гуси-лебеди». Эта сказка любима многими. С детства родители нам ее рассказывают. Но для чего? Неужели она тоже помогает формировать культуру безопасности? Конечно. Ведь если будешь слушаться старших, то сможешь избежать бед и опасностей. А безопасность - не главное ли в жизни каждого человека?

Вспомним сказку о Винни-Пухе, одну из самых забавных и изумительных историй на свете. Автор этого произведения - английский писатель Алан Милн, на русский язык его «пересказал» русский сказочник Борис Заходер. Известность и народную любовь сказка обрела сразу же после выхода из печати. Забавный медвежонок стал любимым героем многих детей и взрослых. Думаю, все помнят эту сказку, что даже и пересказ не нужен. Разве что следует напомнить эпизод, когда Винни-Пух летит на своем воздушном шаре к пчелам за медом (самой главным лакомством для медведя на свете). На мой взгляд, этот эпизод является ярким примером небезопасности. Стоит ли подвергать себя опасности, пусть даже и ради чего-нибудь желанного, но без которого можно и обойтись? Именно такой урок можно извлечь из сказки. Прежде чем рисковать ради чего-нибудь, следует задуматься об уровне безопасности задуманного предприятия. А это и является одним из ключевых факторов культуры безопасности человека.

Ну и наконец, следует вспомнить сказки о Красной шапочке и о волке и семерых козлятах. На первый взгляд не понятно: что объединяет эти сказки. Но если научиться читать между строк, то скрытый смысл этих произведений прямо-таки бросается в глаза. Во-первых, эти сказки учат тому, что нужно слушаться родителей, иначе это может привести к опасности. Во-вторых, нужно пытаться избегать общения с не знакомыми людьми. Эти знания, безусловно, помогают сформировать культуру безопасности.

Мы провели опрос среди подрастающего поколения в возрастной категории 12 - 19 лет о знании сказок и влиянии их на формирование культуры безопасности. Была выявлена закономерность в том, что чем старше представители данной группы, тем больше понимают и ценят сказки, нежели, чем в двенадцатилетнем возрасте. Возможно, на первой стадии подросткового возраста ребят волнует больше стремление стать взрослым, поэтому они перестают читать сказки, так как воспринимают их, как легкий детский жанр, не до оценивая существенную смысловую нагрузку, в частности и аспект культуры безопасности. Недаром Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает - тем урок».

Список литературы

1. Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк/Е.А. Коровина. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.-381 с., ил.

2. Литературный энциклопедический словарь, 1988

3. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки, Ленинград, 1946

4. Современный комплекс проблем безопасности / Под ред. В. В. Сапронова. — М., 2009