Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни. Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Проект "Преемственность ДОУ и начальной школы"

2017-2018 учебный год

Проект: преемственность в работе детского сада и школы

«Скоро в школу»

Для старших дошкольников с ЗПР

Составитель проекта: учитель - дефектолог Климова Е.В.

Шлиссельбург

Паспорт проекта:

Участники:

- дети старшего возраста с ЗПР;

Воспитатели, учитель-дефектолог;

Учителя и ученики СОШ №1г.Шлиссельбурга

Вид проекта:

Долгосрочный 2017-2018 г.

Образовательный, тематический

Задачи и цели проекта

Проект имеет такие цели:

Формирование желания к обучению в школе;

Объяснение значимости труда школьного учителя;

Обогащение детей с ЗПР знаниями о профессии учителя и о школьном образовании.

В связи с целями можно выделить такие задачи:

Образовательная. У ребенка с ЗПР нужно сформировать и закрепить представления и знания о школе.

Развивающая. Необходимо развить интерес к школе, желание обучаться в ней. Детей знакомят с самой школой, объясняют им школьные понятия (урок, перемена и т. д.), приучают связно общаться.

Воспитательная. Ребенка учат уважать труд учителя, правильно вести себя в школе, воспитывают дисциплину.

Актуальность

Время обучения в детском саду пролетает быстро, малыши быстро растут, и вот уже не за горами первый школьный класс. Поступая в начальную школу, выпускникам ДОУ необходимо приспособиться к новым условиям. Адаптация к школе у всех происходит по-разному: одни с нетерпением ждут первого учебного дня, готовят рюкзаки и принадлежности, другие нервничают по поводу поступления в школу, а третьи вообще не хотят идти учиться.

Каждый ребенок относится к этому по-своему, тем не менее, привыкать к школе придется им всем. Чтобы помочь деткам привыкнуть к школьной жизни, был создан проект о преемственности школы и детского сада.

Введение:

Почему преемственность необходима?

Преемственность позволяет установить связи между смежными звеньями, чтобы в будущем последовательно решать задачи в воспитательно- обучающем процессе детей. Она предполагает передачу в школу детей с подходящим уровнем воспитанности и развития, который будет отвечать всем школьным требованиям, а также опирается на знания, качества и умения, ранее приобретенные дошкольниками.

Чтобы осуществить преемственность между садиком и школой, определяют подходящее содержание и воспитание детей, а также приемы, методы и формы для организации воспитания и обучения.

Чтобы обеспечить детям грамотную и комфортную адаптацию к школе, был создан проект «Преемственность работы детского сада и школы».

Детей нужно подготавливать к школьному обучению.

Насколько ребенок будет хорошо обучаться в школе, зависит от его физической и психологической подготовки. Федеральный образовательный стандарт предполагает создание условий для хорошей социализации ребенка, его развития в инициативном, познавательном и творческом планах. Для этого используются соответствующие возрасту виды деятельности. Нужно активировать процесс дошкольного воспитания и сформировать интерес к различным учебным дисциплинам.

Учебная деятельность потребует высокой внимательности, хорошей памяти, умения контролировать поведение, быть ответственным, дисциплинированным, организованным, самостоятельным и т. д.

Важно подготовить ребенка психологически, воспитывая в нем волю и нравственную основу. Моральные качества помогут влиться в школьный коллектив: он должен быть готов не только к занятиям, но и к социальной роли ученика, предполагающей новые обязанности и права.

Для более полного осуществления преемственности, которая достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания и был разработан данный проект в соответствии с ФГОС.

Этапы проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Мониторинг

Ознакомление детей с помещениями школы, учителями, учениками, формами и методами работы.

Продуктивная деятельность

Беседы с детьми, о предстоящей деятельности

Организация совместного творческого вечера с элементами театрализации.

Ожидаемые результаты

Анкетирование родителей

Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях обучения в школе. Участие в мастер - классах.

Проведение заключительного мониторинга процесса адаптации детей с ЗПР к школе

Заключение соглашения о совместной деятельности со школой

Формирование представлений детей о школе, как источнике знаний.

Составление совместного плана работы со школой над проектом

Участие детей в открытых занятиях для организации возможности продемонстрировать свои успехи в развитии и постижении программ ДОУ.

Мониторинг №1: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе»

Хочешь ли ты идти в школу?

*Имена детей зашифрованы под номерами.

Обследование идёт по десяти-бальной системе. Баллы складываются.

10 баллов - полный ответ, уверенность в знаниях

9 баллов - полный ответ, неуверенность в знаниях

8 баллов - полный ответ с небольшими недочётами, неуверенность в знаниях

7 баллов - полный ответ с незначительной помощью педагога

6 баллов - полный ответ по наводящим вопросам педагога

5 баллов - отвечает на часть вопроса самостоятельно

4 баллов - отвечает на часть вопросас незначительной помощью педагога

3 баллов - отвечает на часть вопроса по наводящим вопросам педагога

2 баллов - отвечает на часть вопроса, допустив множество ошибок

1 баллов - неверный ответ или отказ от ответа

Результаты мониторинга приведены в диаграммах

Мониторинг №2: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель-дефектолог Климова Е.В.)

Обследование психологической готовности детей к школе

Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре.

Опросник «Готовность ребёнка к школе:

Хочешь ли ты идти в школу?

Привлекает ли тебя в школе то, что ты там много узнаешь?

Степень стеснительности ребёнка в присутствии незнакомых взрослых.

Знает ли ребёнок свой адрес и название города, в котором он живет

Знает ли ребёнок название страны и её столицы.

Знает ли ребёнок имена и отчества своих родителей и месте их работы

Знает ли ребёнок времена года, их последовательность и основные признаки

Знает ли ребёнок названия месяцев, дней недели

Знает ли ребёнок основные виды деревьев и цветов

Знает ли ребёнок домашних и диких животных и их детёнышей

ВЫВОД : в сентябре 2017 года был проведен мониторинг на начало проекта, можно сделать вывод, что среди старших дошкольников с ЗПР есть пробелы в знаниях времена года, названиях месяцев, недели, окружающего мира, виден низкий уровень психологической готовности и мотивации к обучению в школе.

В ноябре 2017 года мы провели промежуточный мониторинг, где мотивация детей к предстоящему обучению в школе существенно повысилась.

Анкетирование родителей: «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель - дефектолог Климова Е.В.)

Хочет ли ваш ребёнок в школу?

Чувствуете ли вы, что Ваш ребёнок психологически готов к школе?

Достаточно ли он самостоятельный?

Развита ли у него волевая сфера?

Готов ли Ваш ребёнок усидчиво заниматься 30 и более минут подряд? (например: собирать конструктор, раскрашивать)

Поддерживаете ли Вы проект по преемственности детского сада и школы и готовы ли помогать педагогам?

Ответы в форме: ДА=3, НЕТ=1, НЕ ЗНАЮ=2

Результаты анкетирования родителей:

ВЫВОД: На основе представленных данных можно с уверенностью сказать, что большинство родителей поддерживают проект по преемственности детского сада и школы и готовы помогать педагогам.

План совместных мероприятий по преемственности детского сада и школы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Золотой ключик» и МБОУ «ШСОШ №1» для детей с ЗПР (гр. «Карамельки») в рамках соглашения о сотрудничестве от 01.09.2017года.

Экскурсия детей ЗПР подготовительной подгруппы «Карамельки» по школе. Рабочее место ученика. (ноябрь)

Организация совместных праздников для учащихся начальной школы и гр. «Карамельки»- «Здравствуйте, дорогие гости» (декабрь)

День открытых дверей в школе. Мастер классы для дошкольников. (январь)

Открытое занятие в подготовительной подгруппе ЗПР (гр. Карамельки) для учителей начальной школы. (апрель)

Основной этап:

Реализация проекта:

Формы преемственных связей

Как можно осуществлять преемственные связи?

Чтобы подготовить детей к обучению, необходимо установить связи и сотрудничество между школой и детским садом. Знакомя дошкольников со школой, можно расширить у них представления о школе, развить желание и интерес учиться там.

Организовать работу с детьми по ФГОС можно разными способами:

Утренники, праздники, мероприятия, музыкально-литературные вечера;

Школьные экскурсии;

Организация выставок поделок и рисунков и т. д.

Связь между детьми с ЗПР и школьниками нужно поддерживать весь год.

Методы:

Игровой метод:

(дидактические игры, инсценировки, подвижные игры).

Словесный метод:

(чтение стихов; беседы;)

Практические методы:

(совместные действия, выполнение поручений)

Наглядный метод:

(показ, наблюдения, рассматривание, использование театров)

Принципы:

В основу игр заложены три основных принципа- интерес, познание, творчество.

Каких результатов мы ожидаем?

У детей будут сформированы представления о школе (об учениках, учительском труде и т. д.).

Знакомство со школьными принадлежностями: ребенок узнает, для чего нужны и как используются портфель, учебники, пенал, тетради, мел.

Сформированное желание обучаться в школе и стать учеником первого класса.

Появление интереса к обучению, его выражение через самостоятельные игры и рисунки.

Психологическая готовность учиться, соблюдать правила поведения и школьного распорядка, быть ответственным и самостоятельным.

Творческое выражение дошколят при подготовке и проведении общего открытого занятия.

Родители понимают важность психологической подготовки в период дошкольного возраста.

Заключение

Преемственность заложена в природе детского воспитания и обучения. Под ней понимается переход от одной ступени к другой, которая выражена в сохранении и изменении содержания и методов воспитательно-обучающих технологий.

Этот проект был разработан в соответствии с правилами ФГОС, чтобы качественно осуществить преемственность, которая будет достигнута на основе совместной подготовки и деятельности сотрудников ДОУ и учителей начальной школы, организации и использования общего образовательного пространства, методов и форм воспитания и обучения.

Я считаю, что процесс преемственности в обучении дошкольников и качественная подготовка каждого ребёнка необходимы для успешной адаптации детей с ЗПР в школе.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155

2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПБ ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. -560 С.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014.

Татьяна Егорова
Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Наш детский сад ведет работу по преемственности со школой уже не первый год . Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким , учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

При поступлении в школу , важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником , когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью . Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы . Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том , что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу , ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы .

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации : долгосрочный

По целевой установке : образовательный

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы ;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы ;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования .

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника ;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

-выработать единую стратегию в работе с родителями ;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

Создание развивающей среды в группах :

- «Уголок школьника » ;

Уголок «Читаем сами» ;

Уголки для игр «в школу » ;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка : обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни , школьниках , их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей» . Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе . Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами , с работниками школы . Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма.

Встречи с выпускниками и учителями :

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём » ;

Проведение выпускного утренника в детском саду ;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

Результаты реализации проекта :

Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;

Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;

Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;

У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБДОУ ЦРР – Детский сад №7 и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов № 2»

№ Мероприятие Участники Сроки проведения

1. Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы завуч школы , старший воспитатель детского сада

сентябрь

2. Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка » завуч начальных классов , старший воспитатель

сентябрь-октябрь

Проведение праздника «День Знаний» дети старшей и подготовительной к школе групп , педагоги детского сада

4. Оформление уголков в группе для игры «Школа » дети и родители сентябрь

5. Подборка книг о школе . Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников октябрь

6. Организация в методическом кабинете выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе »

педагоги, родители воспитанников

7. Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы октябрь

8. Педагогический совет «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ

9. Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы ноябрь

10. Посещение учителями начальных классов школы № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду учителя начальной школы , воспитатели

11. Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников (стенды, папки-передвижки) воспитатели ноябрь

12. Концерт для

дошкольников учащиеся школы ноябрь

(в дни школьных каникул )

13. Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Скоро в школу » администрация, учитель начальной школы , родители воспитанников

14. Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности, «Зачем учиться в школе дети и воспитатели подготовительной к школе группы

в течение года

15. Познавательный досуг с элементами кукольного театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения) дети подготовительной к школе группы

16. Экскурсия детей подготовительной группы в школу дети , воспитатели, завуч, учителя начальной школы декабрь

17. Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе » дети подготовительной группы декабрь

18. Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе » старший воспитатель, воспитатели

19. «Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда) школьники -выпускники ДОУ и воспитанники детского сада

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы» дети подготовительной группы, первоклассники и родители

21. Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

22. Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду ».

педагоги ДОУ и школы

23. Консультация : «Скоро в школу » родители подготовительной группы

24. Анкетирование родителей детей предшкольного возраста педагоги ДОУ, родители

25. Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада дети , родители, педагоги детского сада апрель

26. День открытых дверей в школе . Выступление детей на родительском собрании в школе «Скоро в школу мы пойдем » педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Собеседование с завучем начальных классов . Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год старший воспитатель, завуч начальной школы

28. Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники » ; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики ; иллюстрации «Все о школе »

дети, родители, педагоги детского сада

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства » дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы )

Литература :

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе », Москва, Школьная пресса , 2008.

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Поговорим о преемственности » , Р. Стеркина, «Обруч» , №1, 1997г.

4. «Преемственность : так в чем проблема?» , Е. Сербина, «Обруч» , №1, 1997г

5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»,- О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

6. Преемственные связи ДОУ , школы и родителей будущих первоклассников : Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Бэлэкэч»»

по Бавлинскому району РТ г. Бавлы

Проект по теме:

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Подготовила: Яруллина Э. С.

г. Бавлы

2015-2016 гг.

Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы».

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы. Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы.

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации: долгосрочный.

По целевой установке: образовательный.

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между

дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бес стрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

Выработать единую стратегию в работе с родителями;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

1 этап

Создание развивающей среды в группах:

- «Уголок школьника»;

Уголок «Читаем сами»;

Уголки для игр «в школу»;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка: обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Применение сюжетно-ролевой игры «Школа» в режимных моментах

2 этап

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. - В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей».

Проведение мониторинга «Психологическая готовность к школе»

Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. (Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма).

Знакомство родителей с учителями начальной школы.

3 этап

Встречи с выпускниками и учителями:

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём»;

Проведение выпускного утренника в детском саду;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

План работы по реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Участники

1

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка».

сентябрь-октябрь

завуч начальных классов, старший воспитатель

2

Проведение праздника «День Знаний»

1 неделя сентября

воспитатели

3

Оформление уголков в группе для игры «Школа» дети и родители

сентябрь

воспитатели

4

Подборка книг о школе.

Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников.

октябрь

воспитатели

5

Организация выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе».

октябрь

педагоги,

воспитатели

6

Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы

октябрь

психолог

воспитатели

7

8

Педагогический совет о « Предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы»

1.Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме «Подготовка детей к школе». 2.Подготовка к новому году и выпускному.

октябрь

октябрь,

декабрь

старший воспитатель

психолог

воспитатели

9

Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы.

ноябрь

Муз. работник

воспитатели родители

10

Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности). «Зачем учиться в школе? ». Непосредственно образовательная деятельность.

Беседы о школе. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.

Ознакомление с пословицами и поговорками.

Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

в течение года.

дети и воспитатели подготовительной к школе группы

11

«Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда)

декабрь

воспитанники детского сада воспитатели

12

Консультация: «Скоро в школу» родители подготовительной группы

декабрь

воспитатели

13

Экскурсия детей подготовительной группы в школу №7

январь

Дети,завуч начальных классов, воспитатели

14

Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе»

январь

дети подготовительной группы

15

Познавательный досуг с элементами театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения)

Январь-февраль

дети подготовительной к школе группы

воспитатели музык. работник

16

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы».

февраль

дети подготовительной группы и родители

17

Организовывать консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника». Памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой

В течение года

старший воспитатель

психолог

воспитатели

18

Совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», «Моя будущая школа».

март

Дети, воспитатели

19

Как хорошо, что есть семья!(Семейный праздник для детей подготовительной группы и их родителей).

март

Дети, воспитатели родители

20

Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду».

Апрель-май

Педагоги школы и ДОУ

21

Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

Апрель

психолог

воспитатели

22

Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники»; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики; иллюстрации «Все о школе».

Апрель-май

23

Консультация для родителей «Скоро в школу». -Анкетирование родителей.

апрель

педагоги ДОУ

24

День открытых дверей в школе. Показ занятий для учителей начальных классов.

Апрель-май

старший воспитатель

психолог, воспитатели

25

Выступление учителей начальной школы на родительском собрании «Готовимся к школе».

май

Учителя нач.школы, психолог.

26

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства».

май

дети, родители, педагоги детского сада

Результаты проекта:

у детей, родителей, выпускников появится интерес к сотрудничеству, партнерству;

дети научатся выражать свои чувства и понимать чувства других;

они станут более уверенными в себе, научатся преодолевать робость, сопереживать;

адаптационный период у первоклассников будет более благоприятной;

у учителя начальной школы появятся мотивация к взаимодействию с ДОУ.

речь детей станет связной, выразительной, расшириться их словарный запас;

Литература:

1. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; Доскин В. А. под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.

2. «Поговорим о преемственности», Р. Стеркина, «Обруч», №1, 1997г

3. «Преемственность: так в чем проблема? », Е. Сербина, «Обруч», №1, 1997г

4. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка», - О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Районный конкурс «Учитель -2013» Номинация «Лидер в образовании» Управленческий проект: «Преемственность: детский сад и школа» Автор проекта: Учетова Любовь Владимировна Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ имени А.П. Чехова» 2013 год 1

2 Паспорт проекта Наименование проекта Управленческий проект: «Преемственность: детский сад и школа» Разработчики Руководитель Учетова Любовь Владимировна Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ имени А.П. Чехова» Учетова Любовь Владимировна Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ имени А.П. Чехова» Состав участников Педагоги начальной школы МБОУ «ООШ 8 имени А.П. Чехова» Заместитель директора по УВР школы Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Учащиеся 1 класса школы МБ «Детский сад», Дети старшей и подготовительной групп Педагоги дополнительного образования МБУ ДОД «ДДТ «Юность» Родители Цель Обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Задачи Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника. Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной. Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования. 2

3 Механизм реализации Работа над проектом проводится поэтапно. Деятельность по реализации проекта осуществляется в трех основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. Методическая работа с педагогами: Совместные педагогические советы по вопросам преемственности. Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей по подготовке детей к обучению в школе. Семинары-практикумы. Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей. Разработку и создание единой системы диагностических методик предшкольного образования. 1. Работа с детьми включает в себя: Знакомство детей со школой, учителями. Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий. 2. Работа с родителями включает в себя: Совместное проведение родительских собраний. Проведение дней открытых дверей. Посещение уроков и адаптационных занятий родителями. Открытые занятия педагогов дополнительного образования. Консультации психолога и учителя. Организация экскурсий по школе. Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных 3

4 соревнований. Ожидаемый результат Этапы реализации Совершенствование системы работы по преемственности детского сада и школы. Создание единого воспитательного пространства, нормативного и методического поля для сетевого взаимодействия между детским садом, и МБУ ДОД «ДДТ «Юность». Формирование личности ребенка способной принять на себя новую социальную роль ученика. На подготовительном этапе: август сентябрь 1. Сбор и анализ информации мониторинговых обследований детей подготовительной группы детского сада и учеников 1 класса. 2. Подготовка проекта. 3. Утверждение проекта на педагогическом совете школы. 4. Представление проекта на совместном методическом совещания с участниками сети. 5. Организационно методическое консультирование педагогов в рамках проектной деятельности. 6. Презентация проекта на родительском собрании в детском саду. совместно с обучающимися. На основном этапе: сентябрь - декабрь, январь май: 1. Работа временных творческих групп (далее ВТГ), по рабочему плану проекта. Заключительный этап июнь 2013г 1. Презентация творческих отчетов по работе ВТГ. 4

5 2. Проведение совместного педагогического совета на тему: «Преемственность между детским садом и школой: итоги и перспективы». 3. Организация и проведение совместного мероприятия (дети, педагоги и родители) «На встречу школе!» 5

6 Обоснование необходимости проекта Поступление в школу это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития. Важно, чтобы ребёнок смог совершить плавный, бесстрессовый переход от игровой деятельности к учебной под руководством опытных педагогов. Управленческий проект «Преемственность между детским садом и школой» актуален, так как логически вписывается в требования, продиктованные временем, расширение образовательных и воспитательных возможностей общеобразовательного учреждения, посредством формирования интегрированного воспитательного пространства с участием социальных партнёров. В основу проекта мы предлагаем ввести метод сетевого взаимодействия школы, дошкольного образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей, обосновывая это предложение следующими аргументами: Во-первых, проанализировав списки детей, подготовительной группы, мы отметили, что 2-3 ребенка имеющие высокий и средний уровни, по результатам диагностики «Готовность в школу» проводимой детским садом, уходят в другие школы. Тем самым выявив проблему отсева детей с высоким и средним уровнями. Решение этой проблемы мы видим в информационно-просветительской работе с родителями. Во-вторых, провели сравнительный анализ мониторинга «Готовность к школе» и мониторингового обследования «Качество подготовки детей к обучению в школе», которое проводится в школе. Результаты следующие: процент детей с высоким и средним уровнем в детском саду был выше, а в школе этот процент снижался. Из этого следует вторая проблема, несоответствие учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в детском саду и начальной школе. Решением этих проблем, мы считаем выстраивание взаимоотношений по построению преемственной развивающей образовательной системы «детский сад - начальная школа». 6

7 Цели и задачи проекта Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Задачи: Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника. Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности. Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования. Участники проекта Для реализации проекта необходим следующий педагогический ресурс: Педагоги начальной школы МБОУ «ООШ имени А.П. Чехова» Заместитель директора по УВР школы Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Учащиеся 1 класса школы, осуществляющий организационно методическое сопровождение проекта. Дети старшей и подготовительной групп Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «Юность» Родители Механизм реализации проекта Работа над проектом проводится поэтапно. Деятельность по реализации проекта осуществляется в трех основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. 1. Методическая работа с педагогами включает в себя: 7

8 Совместные педагогические советы по вопросам преемственности. Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей по подготовке детей к обучению в школе. Семинары-практикумы. Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей. Разработку и создание единой системы диагностических методик предшкольного образования. 2. Работа с детьми включает в себя: Знакомство детей со школой, учителями. Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий. 3. Работа с родителями включает в себя: Совместное проведение родительских собраний. Проведение дней открытых дверей. Посещение уроков и адаптационных занятий родителями. Открытые занятия педагогов дополнительного образования. Консультации логопеда и учителя. Организация экскурсий по школе. Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований. Этапы реализации (проект реализуется с августа 2012 по июнь 2013): На подготовительном этапе: август сентябрь 1. Сбор и анализ информации мониторинговых обследований детей подготовительной группы детского сада и учеников 1 класса. 2. Подготовка проекта. 3.Утверждение проекта на педагогическом совете школы. 4. Представление проекта на совместном методическом совещания с участниками сети. 5. Организационно методическое консультирование педагогов в рамках проектной деятельности. 6. Презентация проекта на родительском собрании в детском саду. 8

9 На основном этапе: сентябрь - декабрь, январь - май: 1. Работа временных творческих групп (далее ВТГ), по рабочему плану проекта. Название ВТГ Задачи ВТГ Состав ВТГ Инструментар ий Итоговый продукт 1 Аналитики Осуществление Зам.директора Тесты, Таблицы, и анализ по УВР анкеты. диаграммы. стартового, промежуточного школы Руководитель Подведение итогов и итогового ШМО аналитической мониторинга учителей работы и воспитанников, начальных определение учащихся и классов путей решения родителей. вопросов и детского сада проблем возникших в ходе работы. 2 Педагоги Выработать единую систему Занятия, тренинги, Методические рекомендации работы при семинары, по обучению подготовке мастер-классы грамоте, выпускника учителей математике и детского сада и переходу начальных классов письму. ребенка в 1 класс. 3 Логопеды Организация Логопед Консультация, Логопедическое логопедического детского сада диагностическ заключение на сопровождения Логопед ие тесты, каждого детей и школы упражнения. выпускника консультация родителей в подготовительно й группы. проектный период. 4 Досуг Организация совместный мероприятий с детьми, педагогами и родителями. Педагоги дополнительн ого образования Соревнования Конкурсы Экскурсии Походы Разработка совместных мероприятий, выпуск листовок и памяток по итогам мероприятий. 9

10 Заключительный этап июнь 2013г 1.Презентация творческих отчетов по работе ВТГ. 2. Проведение совместного педагогического совета на тему: «Преемственность между детским садом и школой: итоги и перспективы». 3. Организация и проведение совместного мероприятия (дети, педагоги и родители) «На встречу школе!» Рабочий план по реализации проекта общий план проекта состоит из планов работы ВТГ. План работы на учебный год временной творческой группы «Аналитики» Мероприятия Сроки Место 1 Проведение тестирования «Готовность к школе» 2 Проведение тестирования «Качество подготовки детей к обучению в школе» 3 Анкетирование родителей 4 Выступления на родительских собраниях 5 Посещение занятий в и уроков в школе 6 Оказание методической помощи воспитателям, педагогам Ноябрь 2012 Апрель2013 Сентябрь 2013 Ноябрь 2012 Апрель2013 Сентябрь 2013 Ноябрь 2012 Апрель2013 Сентябрь 2013 проведения Ответственные Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора 10

11 7 Консультирование родителей по УВР Зам. директора по УВР План работы на учебный год временной творческой группы «Педагоги» Мероприятия Сроки Место 1 Методическое совещание «Общие понимания и требования готовности ребенка к школе» 2 Методический семинар «Разнообразие программ в начальной школе» 3 Открытые уроки для воспитателей детских садов 4 Серия встреч, тренингов, мастерклассов «Образовательные технологии, используемые в и начальной школе» 5 Посещение учителями занятий в подготовительных группах детского сада 6 Круглый стол: «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков и занятий» Сентябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь2012 Январь Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 проведения Ответственные 7 Семинар-практикум: «Май

12 Преемственность детского сада и начальной школы в условиях обновления содержания образования» План работы на учебный год временной творческой группы «Логопеды» Мероприятия Сроки Место 1 Диагностическое тестирование детей 2 Взаимопосещение занятий 3 Консультирование родителей 4 Подготовка логопедического заключения на детей 5 Выступление на семинаре-практикуме: «Преемственность детского сада и начальной школы в условиях обновления содержания образования» Сентябрь 2012 Декабрь 2012 Май 2013 Апрель-май 2013 Май 2013 проведения Ответственные Логопед Логопед Логопед школы Логопед Логопед школы Логопед Логопед школы 12

13 План работы на учебный год временной творческой группы «Досуг» Мероприятия Сроки Место 1 Приглашение будущих первоклассников на линейку «1 Сентября!» 2 Презентация творческих объединений в ДДТ «Юность» 3 Родительское собрание «В семье будущий первоклассник» 4 Экскурсия детей подготовительной группы в школу 5 Спортивные соревнования Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Октябрь 2012 Октябрь 2012 проведения МБОУ ДОД «Юность» МБОУ ДОД «Юность» Ответственные Педагогорганизатор Педагоги ДО Педагоги ДО 6 Творческие конкурсы МБОУ ДОД «Юность» Педагоги ДО 7 Конкурсы декоративноприкладного искусства МБОУ ДОД «Юность» Педагоги ДО 8 «День открытых дверей» в школе для родителей будущих первоклассников 9 Оформление уголка для родителей будущих первоклассников со сменным материалом 10 Консультации для родителей будущих первоклассников Апрель

14 11 Родительское собрание «Подготовка к школе в системе «детский садсемья-школа» Май 2013 Ожидаемые результаты Совершенствование системы работы по преемственности детского сада и школы. Создание единого воспитательного пространства, нормативного и методического поля для сетевого взаимодействия между детским садом, и МБУ ДОД «ДДТ «Юность». Формирование личности ребенка способной принять на себя новую социальную роль ученика. Оценка эффективности проекта Работа по преемственности эффективна при наличии определенных условий: 1. совместная деятельность участников проекта; 2. общее информационное пространство, наличие механизмов, создающих необходимые условия для сетевого взаимодействия; В основу деятельности временных творческих групп должны быть положены следующие ключевые параметры: при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок; идет процесс диалога между сетевыми учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом; опыт участников проекта оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы; 14

15 оценка качества образования проводится ВТГ «Аналитики»; оценка методического сопровождения определяется путём диалогового общения на заседания ВТГ «Педагоги»; оценка общественного мнения проводится через анкеты, разработанные участниками ВТГ «Досуг». Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска РИСКИ МЕРЫ 1 Отсутствие педагогов- психологов в данных учреждениях Ввести в штатное расписание педагогов-психологов 2 Завышенные требования родителей Консультирование и к готовности ребенка к школе информирование родителей о готовности ребенка к школе 3 Недостаточная обеспеченность Создать условия для учебно-воспитательного процесса обеспечения учебновоспитательного методическими материалами и процесса дидактическими пособиями. методическими материалами и дидактическими пособиями Дальнейшее развитие проекта 1. Данный проект можно использовать ежегодно с небольшими изменениями в механизм реализации проекта, т. к. дети и родители каждый год будут другие. 2. Практическая значимость проекта заключается в том, что он может быть использован другими образовательными учреждениями района. 3. Информацию о результатах деятельности можно увидеть: на школьном сайте и на оформленном уголке в подготовительной группе детского сада. 15


«Утверждаю» «Утверждаю» МА директор МБОУ башкирский детский сад 308 лицей 136 имени М.Искужина Ф.Р.Мусабирова Ш.Х. Хабибрахманов 2012 года 2012 года Программа преемственности между дошкольным и начальным

МОУ «СЕРТОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ 2 ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Цель: обеспечение преемственности и

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Задачи: Согласовать цели и задачи

Приложение 2 к Годовому плану МДОУ ЦРР д/с 48 Истринского муниципального района ПЛАН совместной работы по преемственности МДОУ ЦРР д/с 48 и МОУ СОШ 3 на 2016 2017 учебный год г.истра 2016г Цель: обеспечение

ПЛАН РАБОТЫ ГОРОДСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Руководитель: заместитель заведующего по ВМР МДОБУ ЦРР ДС 12 «Непоседы» Таценко Ангела

План взаимодействия по преемственности МБ ЦРР-д/с 75 и МБОУ СОШ 41 на 2014-2015 уч.год г. Белгород, 2014г. Цель: обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях введения

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга 192212 г. Санкт-Петербург, пр. Славы д.12 кор.з литера А тел/факс

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 6» городского округа Троиц Утверждаю Директор школы /Веригина Н.А./ План работы по преемственности ДОУ 8 и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 6» в свете ФГТ

Сегодня дошкольник, завтра успешный первоклассник! Разработали: Заведующий МБДОУ «Детский сад 163» г.чебоксары Ванеева Л.И. Директор МБОУ СОШ 50 Васильева И.В Директор МАОУ Лицей 4 Коновалова Н.В АКТУАЛЬНОСТЬ

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Великосельский детский сад 14» 2014 2016 учебный год Муниципальная инновационная площадка Тема: «Преемственность в работе детского сада и

План работы ШМО учителей начальных классов на 2015-2016 учебный год Методическая тема: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного

Блоки Ответственные Основные мероприятия Директор МОУгимназии, заведующая МБДОУ Административный блок Методический блок Завучи по УВР, зам. зав по УВР 1. Совместные административные совещания, круглые

Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул.

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год Основная тема работы МО учителей начальных классов: повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок» Районная педагогическая конференция «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Преемственность выступает одной из главных задач дошкольной образовательной организации и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 5» План взаимодействия МБДОУ «Детский сад 5» и МБОУ «Средняя образовательная школа 6» План разработан: старшим воспитателем

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ «Ступеньки: дошкольник-младший школьник» Цель: реализация преемственности и единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому

План работы МО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год Руководитель МО: Живцова Г.М. Основная тема работы МО учителей начальных классов: повышение эффективности и качества образования в начальной

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж

ПЛАН работы ШМО учителей начальных классов МКОУ Верх- Красноярской СОШ на 2015/2016 учебный год Руководитель ШМО Тема: Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 2 городского округа Электросталь Московской области» УТВЕРЖДАЮ: Директор школы-интерната

Система преемственности дошкольного и начального школьного образования МБОУ СОШ 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 1 города Белогорск» (далее - ДОУ). 1.2. Положение регламентировано:

1. Разработка необходимой документации. Приведение условий реализации к проектным требованиям. Обсуждение и утверждение документов в образовательной организации. Разработка Адаптированной основой образовательной

План работы школьного методического объединения учителей, реализующих ФГОС НОО на 2016-2017 учебный год ТЕМА: «М А Е Е Е М ЕТЕ Т Е А» Цель: совершенствование учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год Методическая тема: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО». Цель: Совершенствование

План работы МО учителей начальной школы 2016 2017 учебный год Тема работы методического объединения начальных классов: «Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Давыдовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Лискинского муниципального района Социальный проект «Диалог

ПЛАН работы ШМО учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО, на 2015-2016 учебный год ТЕМА: «Формирование творческой индивидуальности личности младшего школьника через использование развивающих технологий.

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 1874 «Согласовано»

1 1.4. Анализ исполнения документов работниками ОУ: положение о рабочей программе; положение о портфолио обучающегося; положение о портфолио учителя; положение о безотметочном обучении, формах и порядке

ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год. Методическая тема ШМО учителей начальной школы: «Повышение эффективности и качества образования в начальной

Утверждаю: директор МБОУ СОШ 3 И.С.Жиданова План работы школы будущего первоклассника на 2013-2014 учебный год Цель работы: способствовать развитию у детей будущих первоклассников предпосылок успешного

Преемственность дошкольного образования и осуществляется по следующим направлениям: Целевая согласование целей и задач воспитания и обучения детей на отдельных ступенях их развития; Содержательная преемственность

План работы методического объединения учителей начальных классов МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 2» на 2017-2018 учебный год Методическая

ПРОЕКТ «Создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями в дошкольном образовательном учреждении» Составитель: Доброходова Н.С. заведующий МАДОУ детский сад комбинированного

СОГЛАСОВАНО Совет руководителей Павловского школьного протокол 1 от 13.10.2016г. УТВЕРЖДАЮ директор базовой приказ 25-О от 13.10.2016г. План работы Павловского школьного на 2016-2017 учебный год Цели -

Годовое планирование заседаний психолого-педагогического консилиума на 2015-2016 учебный год п/п Мероприятия Сроки Ответственные Диагностическое направление В течение года 1. Наблюдение и обследование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 67 имени Героя Российской Федерации В.Н. Шатова УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 67 Э.Ю. Мешкова ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 12» Утвержден на педагогическом совете 1 от 28.07.2014 г. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ на 2014/2015 учебный год п. Скреблово Основные задачи на 2014-2015

План работы МО начальных классов на 2012-2013 учебный год Тема: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

ФГОС. КОМПЛЕКСНО ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МОУ СОШ 19 И МДОУ 35 «ЗВЕЗДОЧКА» НА 2016 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД. Цель: 1. Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального

Перспективный план работы ШМО начальных классов и подготовительных групп детского сада на 2015-2016 учебный год. Руководитель ШМО: Семёнова Т. А. Цели и задачи работы ШМО Цели: Реализация современных технологий

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ 86 А.Р.Хазиева 2015 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ 31 Р.Г.Галиахметов 2015г. План работы по преемственности «Детский сад начальная школа» 2015-2016 учебный год Цель: реализовать

Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа 1242 «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа 1242 Палехова И.В. «01» сентября 2017 года Рассмотрено

План работы Службы здоровья государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 619 2014-2015 учебный год Санкт-Петербург 2014 I Организация и проведение диагностики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 6» xy»yy,ui, у РАССМОТРЕН: на заседании педагогического совета Протокол от 25 августа 2017г 1 УТВЕРЖДЕН: приказом МБДОУ.«Детский

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи 41» Р.Р. Замолдинова г ПЛАН методического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО МБДОУ «Детский

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г. Надыма» Утверждаю Директор МОУ СОШ 2 г. Надыма Г.В. Валова Комплекс мер по повышению качества образования учащихся МОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Браженская средняя общеобразовательная школа» Ежемесячная циклограмма деятельности учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год Составила учитель-логопед:

«Утверждаю» 6 Birptm Д.В. 2017г. ЯЬ Утверждаю» \3аведу ю щи й М детского сада 44 _ 061 азвивающего вида лькова Н.Н. уж 2017г. Перспективный план совместной работы но осуществлению преемственности между

План работы педагога-психолога МОУ «Лицей 22» на 2016-2017 учебный год Приложение 9 к приказу от 201 г. Виды работы: 1) психопрофилактика, просветительская работа; 2) психологическое консультирование;

Сентябрь кадрами 1. Определение тематики самообразования 2. Консультация «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС» задачи, содержание. 3. Консультация «Задачи воспитателя в адаптационный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 5 4 П Л А Н работы по вопросам преемственности МБОУ Одинцовской гимназии 13 и МБДОУ центра развития ребенка

Анализ выполнения плана мероприятий по подготовке учащихся 4,7,8 классов к региональным экзаменам в 2014-2015 учебном году. На основании приказа Отдела образования администрации МО Красногвардейский район

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад 114» г. Сыктывкара ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол 3 «18» февраля 2015г. «^ з о

Тема работы методического объединения начальных классов: «Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности

План ШМО МБОУ «Центр образования 3» на 2016 2017 учебный год Направления Темы Ответственный Цель I четверть 1 Заседания МО 1. «Организация образовательного процесса в школе» (август) Директор, зам. директора

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 15 н.п. Нивский» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ООШ 15 н. п. Нивский» 2014 г. ПРОГРАММА ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год Основная тема работы МО учителей начальных классов: Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества

Утверждаю Директор школы М.А. Низамутдинов План работы методического объединения учителей классов на 2016-2017 учебный год Основная тема работы МО: повышение эффективности и качества образования в начальной

План работы подготовительной группы по осуществлению преемственности со школой Срок выполнения - сентябрь 1. Посещение торжественной линейки в школе 2.Проведение праздника Дня Знаний для детей старшей

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида NQ48 г. Томска Рассмотрено на педагогическом совете

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА ПРАВА И ЭКОНОМИКИ» План работы методического объединения учителей на 2015-2016 учебный год: Методическая тема: «Реализация образовательного

Утверждаю: ГБОУ СОШ с.березняки А. Н. Савченко Приказ от Перспективный план поэтапного введения и реализации ФГОС НОО в деятельности ГБОУ СОШ с.березняки на 2011-2015 гг. Цель: управление процессом реализации

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 12" Руководитель МО: АвраменкоА.В., учитель высшей квалификационной

План работы МО учителей начальной школы на 2016 2017 учебный год Методическая тема школы: Тема работы методического объединения начальных классов: «Непрерывное совершенствование уровня профессиональной

ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ 279 г.гаджиево Мурманской области на 2016-2017 учебный год Руководитель: Михайлова И.А. ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

С этим файлом связано 292 файл(ов). Среди них: 39.rar , 38.rar , 37.rar , 36.rar , 34.rar , preemstvennost_proekt_moj.rar , 96.rar , 85.rar , 84.rar , 83.rar и ещё 282 файл(а).
Показать все связанные файлы
Ни для кого не секрет , что переход ребенка из начальной школы в среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни: увеличивается число учебных предметов, появляется несколько учителей, предъявляющих разные требования; усложняется материал учебных программ, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; меняется социальный статус детей. Именно 10 -12 летний возраст связан с двумя кризисами в жизни школьника: с одной стороны, с переходом от детства к отрочеству, с другой стороны, с переходом от начальной к основной ступени образования.

Поэтому, снижение успеваемости, падение интереса к учёбе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний , снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – является стандартным перечнем проблем, наблюдаемых при переходе на 2 ступень обучения.

Это происходит вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной в основной школу. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т. е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе , учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя.

С связи с переходом на 2 ступень обучения ломаются привычные стереотипы, под угрозой самооценка ребёнка – теперь его оценивают не один педагог, а несколько. Таким образом, результат обучения в 5 классе напрямую зависит от того, как проходит процесс адаптации.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием, а так же напрямую связана с их психологи­ческой готовностью к переходу в V класс.

Интерес к проблемам адаптации представлен во многих работах отечественных психологов и педагогов. Но, несмотря на многочисленные исследования, проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю , ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца. В частности, недостаточно изучены психолого-педагогические основы адаптации школьников на самом первом этапе перехода в среднюю школу. Это и определило тему моего исследования.

Начиная работу над проектом, я выделила объект и предмет исследования, а также наметила цель своей работы. Исходя из цели, я выделила ряд гипотез исследования. Ведь в связи с возрастными особенностями происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Для проверки сформулированных гипотез мною были определены задачи исследования, которые направлены на обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений , навыков, способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.

Для обеспечения благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода возникла необходимость сохранения и развития основных способов и форм организации образовательного процесса начальной школы в работе с учениками 5–6-х классов, а также создание эмоциональной обстановки в классе, близкой начальной школе.

Для реализации поставленных задач в работе использован комплекс методик, опросников, анкет. Достоверность выводов проверялось с помощью методов математической статистики - вычисление средних значений.

Базой исследования стали мои выпускники 2008 года, а затем уже они стали пятиклассниками. В исследовании участвовали учителя и родители.

Исследование проводиться в три взаимосвязанных этапа.

Полученный материал на первом этапе позволил выдвинуть основную рабочую гипотезу и наметить программу исследования, а также определить цели и задачи, объект и предмет исследования.

Второй этап состоял из 2 периодов: доадаптационного и адаптационного. Этот этап сыграл важную роль в проверке и уточнении концепции, определения социальных психолого-педагогических аспектов решения проблемы, позволил накопить фактический материал и экспериментально его проверить.

Часто учителя–предметники сетуют на некачественную подготовку учащихся начальной школы, обвиняя этим работу учителя начальных классов. Мне довелось быть и в роли обвинителя и в роли обвиняемого. Я работаю учителем начальных классов и преподаю уроки математики в 5 классе. Познакомившись с программами математики начальных классов и 5 класса, изучив учебники, я поняла, что они имеют разный уровень работы , предполагают различные виды деятельности. Поэтому на совместной встрече учителей-предметников и учителей начальных классов я предложила углубить работу по преемственности 1 и 2 ступеней.

Мною была разработана программа по обеспечению преемственности, составлен психологический паспорт выпускного класса и разработано портфолио для каждого учащихся.

В конце 4 класса выпускники выполнили контрольные работы по трем основным предметам: русскому языку, математике, окружающему миру. В конце сентября бывшие выпускники, а ныне пятиклассники выполнили те же работы. Затем, сравнивая срезы, я заметила некоторое снижение результатов, но все же резких скачков не было. Тем не менее, отметки за повторные контрольные работы совпали на 98%. Это явилось показателем, что мы смогли добиться определённых результатов в совместной работе.

Третий этап включает в себя обработку и анализ полученных результатов исследовательской работы, уточнение теоретических и практических положений.

Анализ качества знаний моих выпускников показал, что адаптационный период проходит успешно. Учащиеся подтверждают свои знания.

Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе может быть успешно решена только путем формирования команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды. Этого мы добивались , работая строго по намеченному плану, составленному в соответствии с программой по преемственности.

Основываясь на своём опыте, я считаю, что если один из предметов учебного плана 5 класса ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы, то это благоприятно скажется на адаптации учащихся на 2 ступени.

Особая роль в обеспечении преемственности отводится классным руководителям, поэтому я думаю, что может существовать и другой вариант – когда роль классного руководителя в 5 классе остаётся за учителем начальной школы.

В заключении хотелось бы сказать об одном из важнейших тандемов «учитель начальной школы – учитель среднего звена», т. к. осуществление всей этой работы зависит только от взаимоотношений прошлого и будущего.

МОУ СОШ № 11

с углубленным изучением ряда предметов

Курского муниципального района

Ставропольского края

«Психолого - педагогические основы адаптации учащихся

на 2 ступени обучения »