Мечты жюля верна сбылись. Физик-самоучка из курской области знает, как построить машину времени Какое открытие предсказал жюль верн

Не удивляйтесь: Жюля Верна, писателя-фантаста, непревзойденного мечтателя и книжного путешественника, в среде любителей фантастики кое-кто действительно считает... пришельцем. Правда, не с других планет, а с других времен, из будущего. Или же из параллельного нам мира, это уже как кому по нраву. Иначе, как он в ХІХ веке мог спрогнозировать на будущее 108 открытий: технических, научных, и даже – социальных и политических?

И немногие сегодня считаются с одной незаметной, но важной деталью творческой биографии писателя: он детский писатель. Жюль Габриэль Верн родился на острове в устье реки Луары, похожем очертаниями на корабль, плывущий в открытое море. Как здесь не замечтаться о морских приключениях, дальних странах и вообще – о странствиях? Отец Жюля, Пьер Верн, был известным состоятельным адвокатом. Сыну желал, как заведено, того же – закончить лицей, переехать в Париж, стать лиценциатом юридической практики и, в конце концов, заменить отца в адвокатской конторе.

Но Жюль начал образование с частных уроков, которые давала вдова капитана парусного судна, не вернувшегося из плавания. От нее услышал много романтических историй. Потом хорошо учился в семинарии, был в десятке лучших учеников, а затем – оказался в лицее парижской Школы права. Дорога в родительскую контору была открыта. Но море! Портовый город Нант, его атмосфера, не могли не повлиять на развитие мальчишки. И повлияли! Когда ему было 11, за небольшие деньги уговорил своего друга Фройдо, который служил юнгой на одном из кораблей (его название было «Коралы»), который захватил воображение Жюля – поменяться местами и отправиться в неизвестные страны вместо него. И так бы и произошло, если бы отец не догнал парусник на паровом катере уже на выходе в открытое море.

А затем молодой Жюль Верн оказался в Париже. Что-то там все-таки было в воздухе, в атмосфере, в этом городе, если молодые люди, получив лицейные или университетские дипломы, бросались в водоворот литературы, поэзии, театра. Так произошло и с молодым новоиспеченным юристом, которого с тщетной надеждой на адвокатские практики поддерживал средствами отец Пьер. Поддерживал, чтобы юноша не «пустился в бега» в наполненном искушениями свободном городе, и посылал 100 франков в месяц. Но именно в это время состоялась встреча, которая перевернула всю жизнь Жюля и определила его путь на длинные десятилетия: знакомство с самим Александром Дюма! Дюма давно уже не писал сам – это делали за него «литературные подмастерья», вот он и искал себе таких грамотных, фантазеров. Несколько дней пробыл Жюль Верн в гостях у литературного монстра, в его замке «Монте-Кристо», а тот присматривался к гостю. И разошлись, оба удовлетворенные знакомством. «Э! – сказал себе Дюма. – Этот талантливый, с хорошим воображением парень не годится, он слишком самостоятельный.» «Э! – вскоре сказал себе Жюль Верн – если он придумал исторический роман, то и я придумаю такое, чего еще не было. Географический роман!»

Но первыми литературными попытками стали… водевильные пьески, которые Верн носил на показ Александру Дюма. Одну из них – «Сломаные соломинки» даже поставили в театре, которым владел Дюма. Но ни денег, ни славы, она не принесла. Жюль продолжал учиться – он сообразил: если не будет это делать, хотя бы формально изображать свое стремление к адвокатской мантии, не видеть ему от отца и тех 100 франков. Он и учился, и писал, а еще – перелистывал тонны научной и географической литературы в библиотеках и что-то старательно выписывал, начав создание своей знаменитой картотеки.

Мало того, за время, остававшееся до выхода первого романа, успел даже жениться. С вдовой Онорин, которая сначала спокойно восприняла и подъемы молодого мужа в пять утра (это осталось у него на всю жизнь), и поздние вечера при свечах с бумагами и рукописями. А он продолжил и свои странные знакомства. То был Дюма, а здесь еще встретился старый, слепой путешественник Жак Араго, который длинными вечерами «забивал баки» молодому то ли адвокату, то ли брокеру, или может, журналисту, рассказывая о своих приключениях в неизведанных странах. Жюль запоминал и записывал. Он начал писать – «научный» роман, даже не подозревая, что именно этим прославит себя. Потом в кругу знакомых появился знаменитый фотограф Надар, который увлекался аэронавтикой. Его рассказы так поразили начинающего-романиста, который твердо решил: первый роман будет о путешествии на воздушной пуле!

И еще одно знакомство, которое тоже определило последующую писательскую судьбу. В Париж после длинных политических скитаний и преследований прибыл из изгнания знаменитый издатель Гетцель. Роман «Пять недель на воздушном шаре» был написан, и Жюль дрожащими руками во время первой же встречи передал его издателю. Гетцель прочитал, и у него тоже задрожали руки: этот юноша нужен ему! Для дальновидных планов: он собирался издавать необычный для тех времен «Журнал воспитания и развлечений». Нужны были авторы, которые умели не только описывать приключения, но и делать это интересно, увлекательно, чтобы дети не только следили за событиями, но и попадали под определение научных исследований и достижений, которые ежедневно высыпались из научных лабораторий. Это был он!

Предвидения исполнились… почти все

Жюля Верна как литературное явление породил издатель Гетцель. И не пожалел, поскольку между ним и Жюлем возникли дружеские отношения, которые никогда не переходили границу деловых. Но потом были времена, когда разбогатевший Жюль Верн выручал Гетцеля в затруднении. Издатель сделал очень точный выбор. Уже первый роман смели с полок за несколько дней. Мало того: в этом романе начались те чудеса предвидения, которые сопровождали Верна и дальше. И, в конце концов, дали потомкам повод заподозрить его в том, что он вообще «не из этого мира и времени».

Что можно сказать о таком описании: «Инструмент, напоминающий большое пианино. Вы нажимаете на клавиши и сразу получаете данные любого характера, выполняете разные операции и расчеты…» Это же наш компьютер, не так ли? А между прочим, написал эти строки Жюль Верн в 1863 году в романе «Париж в 1968 году». В своем первом произведении он описал путешествие к истокам реки Нил, которые не были открыты! Там еще никто из людей не побывал, никто не видел озеро Виктория и знаменитого гигантского водопада на реке Замбези. Исследователи доберутся туда только через два года! А он – написал. И множество романов, в которых изображал такое, чего не было и вроде бы и быть не могло. А затем, через несколько десятилетий, все исполнялось – откуда он знал?

Так предвидел появление акваланга, подводного скафандра, электромобиля, гигантских подводных лодок, космических путешествий, регенерацию воздуха во время этих путешествий, видеосвязь и телевидение, гигантскую башню в центре Европы (Эйфелева появилась через 10 лет!), строительство Турксиба, местонахождение будущего американского космодрома на мысе Канаверал. Даже электрический стул для казни преступников описал задолго до его появления.

Откуда ему это извесно? О самолетах, вертолетах, электросварках, всепланетной телефонной связи, о факсе, в конечном итоге! О космических путешествиях. Или он и в самом деле – посланец из будущего? Причем иногда все, что он описывал, так не укладывалось в головы современников, что один из рассказов, написанный по просьбе американского газетного магната Беннета, просто запретили. И он увидел свет лишь в ХХ веке. А рассказ был очень интересным! Назывался «Один день американского журналиста в 2829 году». И описывалась там. Американская империя доллара, которая стала самой мощной в мире, и ей могли противостоять лишь Россия и Китай. Это так напоминает сегодняшние времена, что начинаешь понимать, почему американцы спрятали рукопись этого рассказа от человеческих глаз на долгие годы.

Нет смысла анализировать все романы Жюля Верна. Но известно, что после их прочтения, причем в детстве, сотни тысяч мальчиков и девочек нашли свою профессию, увлеклись путешествиями, замечтались о подчинении космоса и подводных глубин, решили стать инженерами. Он писал так, что издатель Гетцель уже после ознакомления со вторым романом предложил контракт на 20 лет! При условии, что писатель будет «издавать на-гора» по два романа. И выдавал! Иногда его упрекали, что как-то очень слабо прописывает «женские» (любовные) линии в своих романах. Жюль Верн отвечал: «Дети, мои читатели, интересуются совсем другим».

Так и вышло, что детского писателя Жюля Верна и сегодня серьезно обсуждает очень взрослая литературная критика и ученые. И среди вопросов, которые они задают отныне сами себе: «Кто он и откуда, Жюль Верн»?

Из будущего? В это легко поверить. На его могиле писатель так и изображен – с рукой, протянутой к звездам. К будущему.

В детстве многие из нас зачитывались книгами Жюля Верна , непревзойденного мастера и рассказчика фантастических историй, географа, исследователя и путешественника. Кто из нас не мечтал изучить подводный мир вместе с бесстрашным капитаном Немо, слетать на Луну или хотя бы совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре

А ведь в то время, когда он писал свои истории, мало кто помышлял о том, что все это возможно. И мало кто знает сегодня, что из 108 фантастических идей этого человека, в ХХI в. нереализованными останутся лишь десять. Без ответа до сих пор остается и самый главный вопрос - "Откуда он все это знал?".

К признанию и славе на воздушном шаре

"Придет время, когда наука опередит фантазию", - уверял Жюль Верн современников. Известность пришла к нему только в 35 лет, когда свет увидел роман "Пять недель на воздушном шаре", после было написано еще 60 романов и почти в каждом - новое предсказание. Но это вовсе не означает, что француз обладал даром ясновидения и мог предсказывать будущее - он всего лишь очень интересовался наукой, внимательно следил за передовыми достижениями того времени и постоянно общался с учеными. И именно эта его прозорливость вкупе с хорошим воображением сделали его гениальным фантастом.

Жюль Верн мечтал о том, что когда-нибудь человек полетит на Луну

Однако "полетами на воздушном шаре" Жюль Верн ограничиваться вовсе не собирался, мысль его летела намного дальше. В романах "Властелин мира" и "Робур-Завоеватель" он описал, как должны выглядеть, самолет и вертолет, поднимающие человека в небо, а в "Необыкновенных приключениях экспедиции Барсака" поведал читателям, что такое самолет с переменным вектором тяги.

Самым смелым "пророчеством" писателя считается предположение о полете человека в космос, на Луну. Герои его романа "С Земли на Луну" отправились исследовать спутник Земли на "лунной пушке". Кстати, француз не только предсказал путешествие и высадку человека на Луну, но и рассчитал приблизительную стоимость этого предприятия. Кроме того, Верн точно описал размеры ракеты, место отправления (Флорида) и даже экипаж, состоящий из трех человек. Межгалактические путешествия описываются также в его романе "Гектор Сервадак".

Загадочный мир капитана Немо

Современники Жюля Верна утверждали, что он не любил, когда его называли предсказателем. "Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются".

Первую в мире атомную подлодку символично окрестили "Наутилусом"

Именно так случилось с известной всем подводной лодкой "Наутилус" - уже в то время ученые и судостроители проводили эксперименты и пытались строить подводные суда, которые смогли бы находиться в плавании долгое время. Более того, в то время, как Верн приступил к написанию романа "20 тысяч лье под водой", во Франции была спущена на воду первая механическая подводная лодка, окрещенная "Ныряльщиком". Писатель вовсе не скрывал, что собирал о ней все необходимые сведения. Например, то, что судно может погрузиться на глубину не более 10 м, внутри него с трудом помещается команда из 12 человек, а подводная скорость достигает лишь 4 узла в час.

Дело оставалось за малым - полетом фантазии. "Наутилус" капитана Немо претерпел значительные изменения. Во-первых, он был просторным, словно океанский лайнер. Во-вторых, глубина его погружения исчислялась километрами, а скорость достигала 50 узлов - даже атомные субмарины ХХI в. не способны соперничать с великим "Наутилусом". Да, Жюль Верн немного увлекся и зашел слишком далеко в своих фантазиях, но нельзя не отметить, что общие тенденции развития подводных кораблей он предугадал точно. Кстати, первую в мире атомную подлодку ее создатели символично окрестили "Наутилусом".

Что связывает электрический стул и Эйфелеву башню?

Французский фантаст ушел из жизни в начале ХХ столетия, в 1905 г., и ужасы мировых войн были ему неведомы. Однако, как всякий разумный человек, он уже в то время задумывался о том, какой разрушительной силой обладает оружие и к каким страшным конфликтам может привести его усовершенствование и распространение. В романе "Пятьсот миллионов бегумы" он коснулся этой темы, рассказав историю немецкого профессора по имени Шульце - одержимого националиста, жаждущего мирового господства, который изобрел гигантскую пушку, способную поражать цель на огромных расстояниях с помощью снарядов с ядовитым газом. Очень похоже на современное химическое оружие, не правда ли? Ну а сам Шульце напоминает не кого иного, как Гитлера, приход к власти которого Жюль Верн, получается, попросту предвосхитил.

Сегодня роман "Париж в 20 веке" некоторые литераторы называют первой антиутопией

Это сегодня мы называем его гениальным фантастом, а ведь был момент, когда писателя окрестили бездарным и едва не лишили возможности заниматься любимым делом. Случилось это с его вторым романом "Париж в ХХ веке", написанным в 1863 году. В нем тогда еще малоизвестный автор нарисовал картину, как будет выглядеть мир и, в частности, Париж, спустя столетие.

Герои романа раскатывают по Парижу 1960-х на автомобилях и метро. "Электрические канделябры" на Елисейских полях освещают огромные рекламные надписи, а над городом парит ажурная башня, которую построят лишь в 1889-м. Ничего не напоминает? Неужели сам Эйфель рассказывал Верну о своей задумке построить "красавицу"?

Кроме того, там есть "Машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам", а также "фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье". "Чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды" - это телефонная сеть опутала планету.

В "Париже будущего" высятся небоскребы и ни одно учреждение не обходится без "инструмента, чем-то напоминающего большое пианино, которое может осуществлять любые расчеты", а преступников казнят с помощью... электрического разряда. И кто знает, что бы гениальный писатель еще придумал и каких бы историй написал бы, проживи он немного дольше.

Эйфелеву башню Жюль Верн тоже предсказал

Сбывшиеся предсказания Жюля Верна

Электрический стул ("Париж в ХХ веке") Подводная лодка ("20 тысяч лье под водой") Самолет ("Властелин мира") и самолет переменным вектором тяги ("Необыкновенные приключения экспедиции Барсака") Вертолет ("Робур-Завоеватель") Космические корабли и пилотируемые полеты в космос, в том числе - на Луну и межпланетные ("С Земли на Луну", "Гектор Сердавак") "Кружевная" башня в центре Европы ("Париж в ХХ веке") Видеосвязь и телевидение ("Париж в ХХ веке") Строительство Турксиба ("Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин)") Ядерное оружие ("Пятьсот миллионов бегумы") Компьютер, ксерокс и факс ("Париж в ХХ веке").

«Огонёк», 11/1902

Оглянувшись на истекшее столетие, нетрудно, конечно, предсказать, что наступающий век будет чреват великими усовершенствованиями. В самом деле, еще пятьдесят лет назад люди восторгались применением пара как гениальной новинкой, и верили в его бессмертие. Теперь мы жалуемся на неудовлетворительность пара и нашли ему несравненно лучших заместителей. Пароходу и локомотиву едва исполнилось сто лет от роду; спичкам нет еще и семидесяти. Но есть такие пророки, слова которых заслуживают серьезного внимания и доверия. Таков, прежде всего, Жюль Верн, родоначальник натуралистического романа. Этому талантливому писателю исполнилось ныне семьдесят три года; он потерял в последнее время зрение; но с не слабеющей энергией отдается он литературным занятиям, диктует жене новый роман, чуть ли не сотый. В своих пророчествах Жюль Верн, как известно, предсказал за десятки лет то, к чему искусство и наука пришли только теперь. «Паровой дом» является прообразом автомобиля; «Наутилус» капитана Немо («20 000 верст под водой») - подводной лодки; «80 дней вокруг света» предопределило быстрое развитие способов сообщения; «Миллионы Бегумы» - рост металлургии, тресты и некоторые филантропические идеи; а «Пять недель на аэростате» может быть поставлено в связь с проектируемым полетом на воздушном шаре через Сахару. Ближайшим образом вот что думает Жюль Верн о прогрессе ХХ века.

«Наступающее столетие, – сказал маститый писатель интервьюеру, – превзойдет самые смелые предположения в области, так называемого «научного волшебства». Таким термином я обозначаю приложение механических сил; но не в этом еще одном задача грядущего: остается еще множество целей. Не могу я спокойно слышать только о тех успехах, которыми якобы ознаменовались последние пятьдесят или шестьдесят лет. Понятно, мы имеем железные дороги, телеграф, телефон, богатое фабричное производство, антисептику в хирургии, дешевый комфорт и пр. Но характерная черта нашего поколения – это боязливость в применении того, что дает нам наука.

История учит нас тому, что человечество неохотно покидает проторенную дорожку и боится всего того, что раньше не существовало. Есть у нас, например, телефон и подъемная машина. Но до сих пор один квартирный телефон приходится чуть ли не на 10 000 городских жителей. Трудно понять также, почему телефон составляет предмет роскоши. Но надо надеяться, что нарастающие поколения будут чужды наших предрассудков. Двадцатый век проявит себя смелым, и создаст эру в теории и ее осуществлении. Еще немного времени, и наши телефоны и телеграфы покажутся смешными, а железные дороги – слишком шумными и отчаянно медленными. Конечно, автомобилю не заменить рельсовых путей; их сферы совершенно различны. Но по рельсам будут ездить с несравненно большей быстротой до 300 – 500 верст в час. Железные дороги послужат в качестве главных артерий, а автомобильные линии капиллярным сосудом, посредством которого культура проникнет в самые глухие деревенские углы. Мы и теперь переживаем чрезвычайное развитие железнодорожного сообщения. Никто не хотел верить в осуществление моей идеи проведения сибирской дороги. Сегодня этот путь уже готов, а через пятнадцать лет, быть может, будут готовы и другие великие стратегические пути. Линию Капштадт – Каир надо считать осуществленной. Александрия соединяется, с одной стороны, с Иерусалимом, Бейрутом, Смирной, а с другой – с Константинополем. От Марокко до Гибралтара дорога пройдет по туннелю; а туннель Каллэ-Дуэ в 32 мили длиной, через два десятка лет уступит другим сооружениям, при помощи которых Англия войдет в подводное сообщение с Бельгией и Ирландией. Ведь и теперь уже прожектеры мечтают о туннеле под Атлантическим океаном, между Брестом и Нью-Йорком. И это не безумие. Стоит только собрать нужные миллионы, и, спустя тридцать лет, все будет готово. Но когда что-нибудь действительно необходимо, за деньгами остановки не бывает. В Азии интересы двух великих держав требуют проведения путей: от Бомбея до Константинополя, через Белуджистан и Персию, и от Пешавера (Индия) до Бухары через Кабул. В Америке, конечно, будет построена великая северная и южная линия по Мексике и Истму, с разветвлениями Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Перу – Эквадор и Венесуэла»


Иллюстрация к книге «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут» / Public Domain

Жюль Верн красиво рисует грядущей формации путешественника; не выходя из спального вагона, можно будет объездить весь свет. «Как ни тесна наша земная келья, мы не в силах хоть раз нащупать ее стены. Жалкое, ограниченное существование!» Романист представляет себе дорогу ХХ века в таком виде: ни закруглений, ни капризных подъемов не будет. Два американца ведь проектируют уже линию Чикаго – Сент-Луис, прямую, как стрела: эту задачу облегчат туннели и мосты. Только на очень больших протяжениях сохранятся, пожалуй, анахронизмы. Большое значение придает Жюль Верн применению водяной энергии: за последние пять лет оно достигло широких размеров в Америке, Франции и Германии; отчасти эксплуатируется уже сила Ниагарского водопада; Франция пользуется энергией в 1½ миллиона лошадиных сил, Германия – в миллион. Река Рона дала Женеве возможность обзавестись дешевым электричеством. Но водопады, существующие на нашей планете, могут дать вшестеро больше того количества двигательной энергии, которое люди имеют сейчас в своем распоряжении. А издержки по применению этой энергии составили бы одну двенадцатую расходов, вызываемых употреблением угля.


Локомотив образца 1901 года / Public Domain

Жюль Верн предсказывал, что все станут двигаться на шинах, туристы беспрепятственно проникнут в глубь недоступных ныне стран, и у каждого будет своя летательная машина, подобно нынешнему велосипеду.

Еще раз заговорил Жюль Верн со своим собеседником об автомобилях. Уличное движение должно все больше утрачивать свой шумный, базарный характер. Все и всё станут двигаться на шинах. Подобно героям «Парового дома», туристы беспрепятственно проникнут в глубь недоступных ныне стран. Одновременно разрешаются задачи воздухоплавания. Опыты Сантос-Дюмона, как ни далеки они от совершенства, являются, однако, благоприятным показанием в этом вопросе. Но центр задачи в моторе, который бы не обусловливал увеличения самого шара. Нужен мотор, питаемый динамитом или иным взрывчатым веществом. Но никогда воздушный шар не вытеснит надежного сухопутного сообщения, так как для больших переездов воздушное путешествие и дорого, и рискованно. Напротив, для домашнего, так сказать, обихода летательная машина весьма ценные услуги, и настанет время, когда каждый заведет свою машину, подобно нынешнему велосипеду.


Пионер авиации Сантос-Дюмон тестирует свой летательный аппарат / Public Domain

Наконец, осуществление «Наутилуса» – устройство подводных лодок – обещает человеку новое царство, быть может еще более богатое, нежели земное. Откроют новую флору и фауну, новые материки; народится новый спорт; откроют доселе неведомые перспективы и создадутся новые науки. Дно океана станет предметом широкого изучения и целью путешествий; оно будет иметь своих мучеников, свои собственные трагедии. Богатая француженка сумела уже устроиться в подводном царстве при помощи специально построенной для нее яхты. Трое русских моряков, работавших в водолазных костюмах над поднятием затонувшего судна, подверглись нападению стаи акул. «Разве охота на тигров может сравняться с охотой на акул? – восклицает Жюль Верн. – Вместо того, чтобы гоняться за дичью в Африке и Индии, грядущее поколение займется животным населением морских зарослей. Настанет день, когда люди сумеют эксплуатировать недра океана так же, как теперь золотые россыпи. Законодатель создаст земельное право на дно океана, и под прикрытием надежных мин раскинутся подводные колонии.

– Моя жизнь, – закончил Жюль Верн свою беседу, – была полным-полна действительными и воображаемыми событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные создавались моей фантазией. И все же я чувствую, что слишком рано пришлось мне совершать свой земной путь; и сердце мое полно грусти, что нужно проститься с жизнью на пороге эпохи, которая обещает столько чудес!

34-летний физик-самоучка Алексей Расулов из деревни Воронцово Курского района уверен, что путешествия во времени возможны. Свою теорию он подкрепляет необходимыми расчетами и схемами «машины будущего».

Деревня Воронцово, обозначенная далеко не на всех картах и даже невидимая для спутникового навигатора, укрылась в настоящей сельской глубинке. Это, однако, не мешает ее жителю Алексею Расулову заниматься исследованиями глобального масштаба.

Дома у курского ученого-самоучки на полках аккуратно расставлены тома энциклопедий, справочников и монографий по физике, механике и проблемам исследования Вселенной.

Если других воронцовцев больше интересуют огород и хозяйство, то у Расуловых в повседневном обиходе непонятные многим «адронные коллайдеры», «кванты», «дейтерии» и «черные дыры». Насколько проекты Алексея научно обоснованы и реальны для воплощения в жизнь, судить сложно, но мы откликнулись на приглашение приехать к нему в гости, чтобы воочию увидеть место, где обсуждаются возможности холодного ядерного синтеза и разрабатывается машина времени.

Родился Алексей в семье инженеров, что и определило выбор специальности. Отучился на инженера-электрика сначала в Курском железнодорожном техникуме, а затем в «политехе» (ныне – ЮЗГУ). Уже тогда ум пытливого студента бередила теория холодного ядерного синтеза, предполагающая осуществление атомной реакции без нагревания вещества.

Расулов с детства любил много читать, хорошо учился, а физика была одним из любимых предметов в школе. 10 лет назад став инвалидом, он полностью посвятил себя исследованиям, юношеские увлечения переросли в нечто большее. Но корни всего, без сомнения, оттуда.

«Тот же Жюль Верн предугадал многие научные открытия, в чем мы убеждаемся по прошествии лет, – говорит курянин. – В том числе он полагал, что из воды и воздуха можно добывать энергию. Оперируя тем, что закись азота появляется из-за высокого напряжения на линиях электропередач, я предположил, что она существует и в тучах – там тоже высокая напряженность электрического поля».

Алексей, разумеется, не столь наивен, чтобы опираться лишь на художественную литературу. Не одну неделю провел в областной научной библиотеке им. Н. Н. Асеева, с упорством изучая все имеющиеся по интересующей его тематике труды. Особый упор делал на работы Мигеля Алькубьерре, Курта Геделя, Джона Ричарда Готта и нобелевского лауреата по физике Виталия Гинзбурга.

Машина времени – послание инопланетян

Дебютом на научной арене Расулов считает выступление на международном конгрессе «Фундаментальные проблемы естествознания и техники» в Санкт-Петербурге в 2010 году. Откликом на прочитанный им доклад о холодном ядерном синтезе стала рецензия организаторов: «В небольшом эссе Расулова предлагается заслуживающая особого внимания идея о необходимости учета в ядерных реакциях азота, который участвует в процессах распада и синтеза с положительным энергетическим выходом».

Курянин публиковался в газете «Аномалия», журналах «Изобретатель и рационализатор», «Итоги» и даже в «Энергетике», входящей в список рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ и включенной в список международных баз цитирования.

В теории холодного ядерного синтеза кроется и секрет путешествия во времени. На ее основании Расулов построил догадку: как будет выглядеть и действовать механизм, способный переместить человека в прошлое или будущее.

«Огромная установка размером с Курскую область или даже больше должна быть построена под землей подобно адронному коллайдеру на границе Швейцарии и Франции, – поясняет Алексей. – Внутри по диаметру находятся несколько дуг электромагнитов, взаимодействующих с шаром из электронов на ядерном уровне.

Чтобы создать гравитационное поле, достаточное для образования черной дыры, шар необходимо разогнать до скорости света. В этот момент пространство и время деформируются, а в черной дыре появляется «червоточина» – туннель, через который человек сможет путешествовать во времени».

Кстати, в свое время Расулов пытался разгадать тайну кругов на полях, которые якобы оставляют инопланетные цивилизации. По его мнению, не исключено, что этими загадочными рисунками НЛО изображают машину времени, благодаря которой они сами попадают на Землю. Он в 2014 году наблюдал похожие круги недалеко от Курска – об этом даже снял сюжет один из областных телеканалов.

Проект по созданию машины времени требует колоссальных денежных вложений, но есть и техническая сложность. Исследователь признает: в мире пока не существует компьютера, мощности которого хватило бы на управление новой киберсистемой. Однако человечество не стоит на месте, и в будущем это станет возможно.

«Путешествия в другие миры, прошлое и будущее позволят переписать историю, избежать многих войн и катастроф, – говорит Расулов. – Это было бы достоянием всех людей. Лично я бы использовал машину времени для того, чтобы отправиться на несколько лет назад, когда можно было предотвратить трагедию, сделавшую меня инвалидом».

«Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются» , - так объяснял Жюль Верн изобретения и явления, некоторые из которых уже при жизни писателя начали воплощаться в жизнь.

Мы решили вспомнить, какие научные феномены, предсказанные фантастом, стали частью нашей жизни.

Полеты в космос и на Луну

Где предсказано: романы «Из пушки на Луну », «Вокруг Луны » и «Гектор Сервадак»

Помимо, собственно, самих космических полетов Жюль Верн точно предсказал широкое использование алюминия при создании летательных и космических аппаратов. В XIX веке производство этого легкого металла было крайне дорогостоящим, так что для современников словосочетание «машины из алюминия» звучали примерно так же, как для нас сейчас «машины из золота».

Интересно, что в качестве стартовой площадки для лунной экспедиции выбрана местность Стоунз-Хилл во Флориде. Напомним, что современный американский космодром на мысе Канаверал расположен неподалеку.

Как у Жюля Верна, так и в реальности в 1969 году, во время первого полета на Луну экипаж состоял из трех человек.

Быстрые путешествия вокруг света

Всем известно, что герой Жюля Верна, англичанин Филеас Фогг, совершил кругосветное путешествие за 80 дней. Однако в романе не единожды говорится о том, что придет время, и Землю можно будет объехать всего за 80 часов!

Что ж, фантаст был не так далек от истины: сейчас минимальное время кругосветного путешествия составляет около 72 часов (трое суток). Хотя в марте 2010 года швейцарский летчик поставил рекорд, преодолев это расстояние за 58 часов на пассажирском самолете бизнес-класса.

Быстроходные подводные лодки

История подводного кораблестроения началась еще в... XVII веке! Уже тогда британский механик и физик Корнелиус Дреббель сконструировал и построил гребное судно, способное погружаться под воду. А во времена Гражданской войны в США субмарина была впервые успешно применена как оружие. Так что у Жюля Верна было под рукой много фактологических материалов, когда он придумывал «Наутилус».

Однако писатель сумел предсказать и то, как будут развиваться подлодки. Корабль капитана Немо погружается на многие километры, развивает скорость до 50 узлов, позволяет проводить исследования морского дна и эффективно воевать. По правде сказать, многие из показателей «Наутилуса» и сейчас выглядят крайне фантастически. Но наука не стоит на месте, и мы все это знаем. С другой стороны, у современных подводных лодок есть то, что Жюль Верн и вообразить себе не мог, например - атомный двигатель и способность находится под водой без всплытия на поверхность несколько месяцев подряд.

Акваланг

В том же романе Жюль Верн описал прообраз современного акваланга, изобретенного в 1943 году другим не менее известным французом - Жаком-Ивом Кусто. Водолазные костюмы на момент жизни писателя-фантаста уже существовали и довольно широко применялись, но работать в них было крайне трудно и опасно.

Самолеты и вертолеты

Первый в мире самолет братьев Райт поднялся в воздух еще при жизни Жюля Верна в 1903 году, однако именно он наряду с другим писателем-визионером, Гербертом Уэллсом, предсказал широкое применение летательные аппаратов, похожих на современные самолеты и вертолеты, в военных целях. Названия романов говорят сами за себя: «Властелин мира» и «Робур-Завоеватель». Самолет с переменным вектором тяги Верн описал в «Необыкновенных приключениях экспедиции Барсака» (к сожалению, писатель не успел закончить эту книгу при жизни, ее дописывал его сын - она была опубликована лишь в 1919 году).

Электрический стул

Где предсказано: «Париж в ХХ веке»

В раннем романе-антиутопии, написанном в 1860-м, Жюль Верн показал столицу Франции в 60-е годы теперь уже прошлого столетия. Смертные приговоры приводились в исполнение при помощи мощного электрического разряда, пропущенного через человеческое тело. Впервые подобный способ казни был применен в США 6 августа 1890 года в Обернской тюрьме штата Нью-Йорк. Но на родине писателя долгие годы продолжали использовать гильотину, а электрический стул широкого распространения так и не получил.

Видеосвязь, телевидение и современные компьютеры

Где предсказано: «Париж в ХХ веке»

В том же романе автор описал прообраз телевидения, а также возможность общаться, видя собеседника на мониторе. При этом, вычислительные операции в банках выполняли специальные машины, похожие на громоздкие ЭВМ второй половины XX века.

Транссибирская и Трансмонгольская железнодорожные магистрали

Приключенческий роман «Клодиус Бомбарнак», написанный в 1893 году, рассказывает об открытии большой Трансазиатской магистрали (из России в Пекин). К тому моменту строительство Транссиба только-только началось, но в Европе многие люди считали этот проект авантюрой. Тем не менее, к 1916 году дорога была достроена. К сожалению, Жюль Верн не дожил до этого знакового события. Писатель умер в 1905-м.

Гигантские пушки и химическое оружие

Опубликованный в 1879 году роман «Пятьсот миллионов бегумы» рассказывает о немецком профессоре Шульце, одержимом националисте, создателе гигантской пушки, которая была способна отправлять тяжелые снаряды, начиненные ядовитым газом, на многие километры вдаль. Подобное оружие было применено во время Первой мировой войны.

Взрывы колоссальной мощности

Изобретение Тома Рока, героя романа «Флаг родины», очень напоминает ядерное оружие. Суперснаряд «фульгуратор Рока» способен уничтожить все живое в радиусе нескольких квадратных километров. Но в книге писателя оно так и не попадает в руки военных. Также в романе действуют целых две подводных лодки.