Сказка о глупом мышонке в детском саду. Сказка о глупом мышонке читать

Наталья Азерьер
Инсценировка сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Хочу предложить коллегам из опыта работы свою версию инсценировки сказки С . Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке » .

В текст сказки я вставила музыкальные номера на основе хорошо знакомых детям песен, но с новым авторским текстом, соответствующим героям.

Дети легко освоили материал, и получилось очень интересно.

МЫШКА : Спи, мышонок , замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Мышка поёт : «КОЛЫБЕЛЬНАЯ» из сказки «Котята-поварята» муз. Тиличеевой

Баю-баю-баю-бай,

Спи, мышонок , засыпай.

Ты ложись в кроватку,

Спи, мышонок , сладко.

Баю-баю-баю-бай,

Лучше, мама, не пищи.

Стала утку в няньки звать.

МЫШКА : Приходи к нам тётя Утка,

Нашу детку покачать.

(появляется Утка, идет, поёт)

ПЕСНЯ УТКИ (муз. Соснина «Уточки» )

Поёт УТКА : Я уточка, я уточка,

Я топаю по улочке.

Иду качать мышонка я

Про это песенка моя.

Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

Ты не бегай мышка зря.

Лучше няньки не сыскать,

УТКА : Га-га-га, усни, малютка,

После дождика в саду

Отвечает ей спросонок :

Стала жабу в няньки звать :

МЫШКА : Приходи к нам, тётя Жаба,

Нашу детку покачать.

Песня ЖАБЫ (муз. Филиппенко «Про лягушек и комара» )

Поёт ХОР : Тётю Жабу Мышка –мать

К сыну пригласила,

Колыбельку покачать,

Песню спеть просила.

Поёт ЖАБА : Громко квакать до утра

Буду над кроваткой,

Спать уже давно пора,

Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок , до утра,

Отвечает ей спросонок :

Тётю Лошадь в гости звать :

МЫШКА : Приходи к нам тётя Лошадь

Нашу детку покачать!

Песня ЛОШАДИ (муз. Кишко «Игра с лошадкой» )

Поёт ЛОШАДЬ : Накорми-ка, Мышка,

Ты меня травою,

Напои-ка, Мышка.

Чистою водою.

А потом поеду

К твоему сыночку,

Люльку покачаю,

Будет спать всю ночку.

ЛОШАДЬ : Спи, Мышонок , сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Отвечает ей спросонок :

Тётю Свинку в гости звать :

МЫШКА : Приходи к нам, тётя Свинка,

Нашу детку покачать!

Песенка СВИНЬИ (английская нар. пес «Три поросёнка» )

Поёт СВИНКА : Вам сумею я помочь,

Я помочь, я помочь.

Буду хрюкать я всю ночь,

Я всю ночь, да!

Будет ваш Мышонок спать ,

Будет спать, будет спать.

Эй, ложись скорей в кровать,

Ну-ка, марш в кровать !

Непослушного баюкать :

СВИНКА : Баю-баюшки, хрю-хрю,

Отвечает ей спросонок :

«Надо Курицу позвать!»

МЫШКА : Приходи к нам, тётя Клуша,

Нашу детку покачать!

Песня КУРИЦЫ (муз. Филиппенко «Цыплята» )

Поёт ХОР : Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

Но пришла к ней Мышка :

«Всё не спит сынишка!»

Поёт КУРИЦА : Ко-ко,ко-ко,ко-ко,ко,

До рассвета далеко.

Дай тебя укрою,

КУРИЦА : Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло.

Отвечает ей спросонок :

Стала Щуку в гости звать :

МЫШКА : Приходи к нам, тётя Щука

Нашу детку покачать!

Песенка ЩУКИ (муз. Тиличеевой «Колыбельная» - без слов)

Не услышал он ни звука :

Разевает Щука рот,

А не слышно, что поёт…

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок :

Стала Кошку в няньки звать :

МЫШКА : Приходи к нам, тётя Кошка,

КОШКА : Мяу-мяу, спи мой крошка,

Мяу-мяу, ляжем спать

Отвечает ей спросонок :

Очень сладко ты поёшь!

Песня о КОШКЕ (муз. Витлина «Серенькая кошечка» )

Поёт ХОР : Серенькая кошечка

Прыгнула в окошечко,

Спела песню мышке-

Поглядела на кровать.

Ищет глупого мышонка ,

А мышонка не видать…

Выходят ВСЕ герои сказки :

…С Кошкой он пошел играть!

ИГРА «КОШКИ-МЫШКИ» (Все участники постановки и дети группы)

Мы вольно интерпретировали конец сказки , так как дети категорически отказались верить в несчастливый конец.

Театрализованная игра по мотивам сказки С. Маршака «Сказка про глупого мышонка» с участием детей второй младшей группы.

Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа;

Воспитывать коммуникативные качества;

Совершенствовать творческие проявления.

Материалы и оборудование:

Элементы костюмов к «Сказка про глупого мышонка»,

Подборка песен и мелодий для персонажей сказки,

Оформление зала в русско-народном стиле,

Волшебный сундучок

Магнитофон

Волшебная палочка

Игрушки героев сказки

Предварительная работа:

Чтение сказки;

Разучивание с детьми диалогов персонажей;

Инсценировка сказки с помощью настольного театра;

1 Организационный момент.

Ведущий: Дети! Сегодня к нам в гости пришло много гостей. Что надо им сказать? (дети здороваются) Молодцы! (в руках у воспитателя красивая коробочка внутри игрушки по сюжету сказки). Ребята, посмотрите, какая красивая у меня коробочка. Она не простая, а волшебная. Как вы думаете что в ней? (ответы детей). А может сказка?

Сказка спряталась в загадку.

Ну, попробуй, отгадать.

Если верной будет отгадка

Сказка к нам придёт опять!

(воспитатель начинает загадывать загадки).

1. Серая, пугливая, внешне даже милая, любит зёрнышки и крошки, но не дружит она с кошкой! (Мышка)

2. Маленький шарик под шкафом шарит. Под полом таится, кошки боится. (Мышонок) .

3. Летом в болоте вы её найдёте. Зелёная квакушка, кто это? (Лягушка) .

4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок) .

5. Спереди пятачок, сзади – крючок, посередине – спинка, а на ней щетинка. (Свинка) .

6. Мягкие лапки, а в лапках – цап – царапки. Молоко пьёт, песенки поёт. Чисто умывается, а с водой не знается. (Кошка) .

7. Кто быстрее ветра мчится? Пыль из-под копыт клубится, грива шелковая вьется, ржанье звонкое несется:
«Иго-го, иго-го, убегу я далеко!» Что, узнали вы, ребятки? Это резвая... (лошадка)!

8. Как на речку прилетает, сразу в воду залезает. "Кря" - нырнула на минутку. Вы узнали? Это... (Утка)

Ведущий: Молодцы, детки! Все загадки отгадали, вот, сколько игрушек подарила нам волшебная коробочка!

Ведущий: Тише, тише, не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса.

Сказка спряталась пока!

(воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до игрушек)

Сказка, сказка, приходи, и игрушки оживи!

Дети закрывают глаза, звучит песня «Чудо-сказки!» муз. Филипповой , герои сказки занимают свои места.

Ведущий: Сказка здесь уже, друзья.

А сейчас, детки, тихо посидите, да сказку про глупого мышонка посмотрите.

Она может и мала, но про важные дела.

Мы расскажем про мышонка –

Про капризного ребёнка!

2 Инсценировка сказки.

Песня «Петухи запели». Утро, пение птиц. На кроватке спит Мышонок. Входит Мама – мышка с полотенцем на плече, в фартуке; будит сына. В это время выходят все персонажи и танцуют.

Мама Мышка

Сынок, пора вставать

Да кроватку заправлять.

Мышонок

Не хочу! Вставать мне лень –

Буду я лежать весь день!

Мама Мышка

Кто поможет? Как же быть?

Как Мышонка разбудить? (Убегает.)

Ведущий :

Звери разные спешат

Кто ж разбудит малыша

Все на помощь приходили

Непослушного будили

Звучит песня «На шагающих утят…». Утка танцует, пытается разбудить Мышонка, заходит то справа, то слева.

Утка

Кря-кря-кря, вставай, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду!

Мышонок

Не хочу! Вставать мне лень –

Буду я лежать весь день!

Утка

Какой непослушный ребёнок! (Уходит.)

Выпрыгивает Лягушка. Звучит песня «Вот лягушка по дорожке». Лягушка танцует: согнутые в локтях руки и пальцы в стороны.

Лягушка

Ква-а-а, Мышонок, есть пора.

Дам тебе я комара!

Мышонок

Не хочу! Вставать мне лень –

Буду я лежать весь день!

Лягушка

Какой капризный ребёнок! (Уходит.)

Поскоками движется Лошадь под песню «Молодая лошадь»: делает круг, затем обходит кроватку с Мышонком.

Лошадь

И-и-и-го-го! Вставай, дружок,

Дам тебе овса мешок!

Мышонок

Не хочу! Вставать мне лень –

Буду я лежать весь день!

Лошадь

Какой ленивый ребёнок! (Уходит.)

Звучит песня «Ехал поросёнок на рассвете». Идёт Хрюшка в руках руль.

Хрюшка

Эй, Мышонок, хрю – хрю.

Поднимайся, говорю!

Мышонок

Не хочу! Вставать мне лень –

Буду я лежать весь день!

Хрюшка

Какой невоспитанный ребёнок! (Уходит.)

Под песню «Петушок», высоко поднимая колени, идёт Петушок: руки внизу выпрямлены, как крылышки, пальцы вытянуты и прижаты друг к другу.

Петушок

Кукареку! Просыпайся – На прогулку собирайся!

Встань, Мышонок,

Глянь в окно,

Детки бегают давно.

Все цыплята на лугу

И утята на пруду!

Мышонок

Не хочу! Вставать мне лень –

Буду я лежать весь день!

Петушок уходит, качая головой

Под песню «Я кошка, кошка, кошка…» мягкими шагами, выполняя руками, круговые движения перед собой, входит Кошка, танцует.

Кошка

Мяу – мяу, спи, мой сладкий!

Мяу – мяу, всё в порядке!

Всё равно ночной порой

Мы бы встретились с тобой!

Не нужны нам «кошки – мышки» -

Надоела беготня!

Спи, Мышонок, сладко – сладко…

Мышонок (быстро вскакивая, грозит пальцем).

Ты мены не проведёшь!

Стремительно убегает, Кошка за ним.

Воспитатель

Друзья! Давайте маму слушать

И не лениться никогда!

Поверьте, вас не смогут скушать,

Когда послушны вы всегда!

Артистами ребята побывали!

И сказку, вы, ребята, показали!

Артисты и зрители – все были хороши

Похлопаем, друг другу от души.

Ведущий: А теперь я вам предлагаю всем вместе станцевать весёлый танец «БУГИ-ВУГИ»

Сценарий Олеси Емельяновой
для постановки спектакля
в детском кукольном театре

Продолжительность спектакля: 35-40 минут; количество актеров: от 2 до 16.

Действующие лица:

Мышь-мама
Мышонок
Утка
Жаба
Лошадь
Свинья
Курица
Щука
Кошка
Хорек
Первая Белка
Вторая Белка
Еж
Ежиха
Сова
Мышата
Рассказчик

Действие первое

Мышиная нора. Посреди сцены стоит маленькая колыбелька. Появляется Рассказчик.

Рассказчик

Жил да был малыш-мышонок,
Капризуля – просто жуть!

На сцену выбегает Мышонок, за ним гонится мама-Мышь. Она пытается его поймать, он убегает. Наконец ей удается поймать его и посадить в колыбельку.

Мышь (ласково)

Спать пора! Уснул теленок,
И тебе пора уснуть.

Мышь укладывает Мышонка в колыбельку и поправляет одеяло.

Мышь (поет)

В теплой норке спят мышата,
Спит за печкою сверчок,
Спят у речки камышата,
Спит на грядке кабачок.
Спят усталые ромашки,
И полянки тоже спят.
Спят под листиком букашки,
Ручейки во сне журчат…

Мышонок пытается выбраться из колыбельки.

Мышонок (капризно)

Не хочу я спать нисколько!

Мама-мышь снова укладывает Мышонка.

Мышь (ласково)

Спи, мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
(снова начинает петь колыбельную)
Баю-баю, мой мышонок…

Мышонок опять выглядывает из колыбельки.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Утку в няньки звать.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку важно выходит Утка и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Утка (важно)

Здравствуй, деточка! Я Утка!

Утка укладывает Мышонка в колыбельку и начинает ее качать.

Утка (громко поет)

Кря! Кря! Кря! Усни, малютка!
После дождика в саду
Червячка тебе найду!
Спи скорее засыпай,
Червячков во сне копай!

Мышонок (капризно)

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Утка уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Жабу в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Жаба и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Жаба (монотонно поет)

Ква-ква-ква, не надо плакать,
Разводить в кроватке слякоть!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара,
Дам сороконожку,
Дам жука и мошку!

Мышонок выглядывает из кроватки.

Мышонок (капризно)

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Жаба уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Лошадь в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Лошадь,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Лошадь и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Здравствуй, крошка! Я Лошадка!

Лошадь укладывает Мышонка в колыбельку и начинает ее качать.

Лошадь (поет)

Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!
Не уснешь, копытом
Буду бить в корыто!

Мышонок выглядывает из кроватки.

Мышонок (капризно)

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Лошадь уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Свинку в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Свинка,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Свинья и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Буду, буду хрюкать,
Деточку баюкать!
Баю-баюшки-хрю-хрю,
Две морковки подарю
И ведро помоев!
Спи, ну, что ж такое!

Мышонок выглядывает из кроватки.

Мышонок (капризно)

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Свинья уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать,
Стала Клушу в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Клуша,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Курица и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Здравствуй, детка! Я наседка!

Курица достает Мышонка из колыбельки.

Куд-куда! Не бойся, детка.
Забирайся под крыло, –
Там и тихо и тепло.

Курица засовывает Мышонка себе под крыло и начинает баюкать.

Курица (поет)

Куд-куда-куда-куда…

Мышонок вырывается.

Мышонок (капризно)

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Курица уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Щуку в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Щука и садится возле колыбельки. Мышь уходит. Щука укладывает Мышонка, качает колыбельку, открывает рот, но ничего не слышно. Мышонок выглядывает из колыбельки.

Мышонок (капризно)

Где же песня, тетя Щука?
Не услышал я ни звука!
Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!

Мышонок громко плачет. Прибегает Мышь. Щука уходит.

Рассказчик

Позвонила мышка-мать –
Стала Кошку в няньки звать.

Мышь достает телефон и набирает номер.

Мышь (по телефону)

Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать!

На сцену под музыку выходит Кошка и садится возле колыбельки. Мышь уходит.

Здравствуй, сладенький! Я Кошка!

Кошка берет Мышонка на руки и начинает баюкать.

Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, чтобы спать,
Не нужна тебе кровать,
Не нужна подушка,
Спи, моя игрушка!

Мышонок засыпает. Кошка убегает с ним со сцены. Наступает утро. Возвращается Мышь.

Рассказчик

Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет своего мышонка,
А мышонка не видать.

Мама-мышь закрывает мордочку лапками.

Действие второе

Слева кусты, справа забор.

Рассказчик

Унесла мышонка Кошка.

Из-за кустов выходит Кошка с Мышонком на руках. Мышонок вырывается.

Мышонок (испуганно)

Кошка (вкрадчиво)

Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!

Кошка отпускает Мышонка.

Ну, давай, малыш, смелее!

Кошка трогает Мышонка лапой, он пятится.

Мышонок (испуганно)

Я, наверно, не умею!
В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.

Кошка (раздраженно)

Ну, а мне какое дело,
Что она вам не велела?
(сменив тон на ласковый)
Поиграй со мной, мой свет!
(снова сердито)
Ты играешь или нет?

Поиграл бы я немножко,
Только чур я буду кошкой!
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!

Вот еще! Я – кошка Мурка!
Слушай, дымчатая шкурка,
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать!
Не уйти тебе от Мурки!

Кошка наступает и снова трогает Мышонка лапой, он пятится.

Мышонок (испуганно)

Ну, тогда сыграем в жмурки,
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.

Кошка (нехотя)

Ладно! Завяжи мне глазки!

Мышонок завязывает Кошки глаза. Кошка сдвигает повязку с одного глаза и ловит Мышонка.

Мышонок (жалобно)

Ты глядишь из-под повязки.
Не дала мне отбежать,
А уже когтями – хвать!

Кошка отпускает Мышонка и снова ловит, катая его по сцене, как мячик.

Рассказчик

Кошке – смех, мышонку – горе…
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок и исчез.

Мышонок подбегает к забору и исчезает. Кошка снимает повязку и оглядывается.

Мяу-мяу, где ты, крошка?
Заигрались мы немножко.
Покажись скорей, мой свет!

Мышонок (из-за забора)

Там, где был, меня уж нет!

Мышонок теряет равновесие и с громким писком исчезает. Вместе с ним исчезает забор и Кошка.

Рассказчик

Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.

На сцене появляется пригорок с норой. Мышонок кубарем скатывается по склону и падает возле входа в нору.

Рассказчик

В этой норке жил зверек –
Длинный узенький хорек.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.
Вот пришел хорек с охоты.

Из-за кустов выходит Хорек и направляется к Мышонку. Мышонок поднимается и отряхивается.

Отвечай скорее, кто ты?
Коль попал ко мне в нору,
Поиграй в мою игру!

В кошки-мышки или в жмурки?
Поиграем, я ведь юркий!

Хорек медленно и хищно приближается.

Хорек (коварно)

Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».

Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй.
Я – зверек,
И ты – зверек,
Я – мышонок,
Ты – хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!

Мышонок бросается бежать, Хорек гонится за ним. Они носятся по сцене и скрываются за кустами. Пригорок исчезает.

Рассказчик

Рассердившись на мышонка,
Побежал хорек вдогонку,
А мышонок – прямо в лес
И под старый пень залез.

Посреди сцены появляется пень. Мышонок выбегает и прячется за пень. Хорек пробегает мимо. Из-за кустов выбегают две белки и начинают под музыку резвиться на полянке. Одна из них забирается на пенек и начинает на нем прыгать.

Мышонок (испуганно)

Кто там прыгает?

Белки (хором)

Мы, белки!

Первая Белка

Выходи играть в горелки!

Мышонок осторожно выглядывает из-за пня.

Вторая Белка

Самый шустрый победит!

Без игры спина горит!

Белки убегают.

Рассказчик

В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Назывался зверь тот еж.

Справа выходит Еж.

Рассказчик

А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.

С другой стороны выходит Ежиха. Мышонок прячется. Еж и Ежиха подходят к пню и сердито его обнюхивают.

Я большой колючий еж!
От меня ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною – в чехарду.
Выходи скорей – я жду!

Не хочу я в чехарду:
На иголки попаду!

Рассказчик

Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул – и был таков!

Мышонок быстро пробегает за спинами ежей и прячется в кусты. Пенек и ежи исчезают. Темнеет. Солнце садится, всходит луна. На сцене появляется лопух и стог сена. Мышонок выбегает из-за кустов и останавливается на середине сцены, тяжело дыша.

Рассказчик

Перевел он дух едва,
Глядь, к нему летит сова!

Вылетает Сова и начинает кружить над Мышонком, стараясь схватить его. Мышонок уворачивается.

Мышонок (испуганно)

Как снаряд по небу мчится,
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки!

Я тебя поймаю! Ух!

Из-под лопуха выглядывает Белка.

Быстро прячься под лопух!

Мышонок прячется под лопух. Сова продолжает с уханьем кружить над спрятавшимися.

Рассказчик

А сова все ближе, ближе,
А сова все ниже, ниже...

Я – царица тьмы ночной!
Поиграйте же со мной!

Я согласен только в прятки!

Сова вырывает лопух.

Мышонок (Белке)

Побежали?

Без оглядки!

Белка и Мышонок с визгом и писком разбегаются в разные стороны. Мышонок прячется в стог. Сова улетает вслед за Белкой.

Мышонок (радостно)

Мягко в скошенной траве,
Не найти меня сове!

Сова еще несколько раз пролетает над сценой. Всходит солнце.

Рассказчик

До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села старая на дуб
И глазами – луп да луп.

Сова садится на край сцены и засыпает. Мышонок осторожно выбирается из стога и начинает отряхиваться и прихорашиваться.

Рассказчик

А мышонок вымыл рыльце
Без водички и без мыльца
И пошел искать свой дом,
Где остались мать с отцом.

Мышонок шагает по сцене.

Мышонок (поет)

Солнце светит на дорожку,
В небе радуга цветет.
Ни одна на свете кошка
Лучше мамы не поет!
Я капризничать не стану
Ни за что и никогда,
Если есть на свете мама,
Остальное – ерунда!

Рассказчик

Шел он, шел, взошел на горку
И свою увидел норку.

На сцене появляется нора с украшенным входом. Из нее выбегает Мышь и обнимает Мышонка.

Рассказчик

То-то рада мышка-мать –
Ну мышонка обнимать!

Из норы выбегает целая толпа мышат и обнимают Мышонка.

Мышонок (радостно)

Эй, сестренки и братишки!
Поиграем в мышки-мышки?
(зрителям)
Для мышонка, детвора,
Это лучшая игра!

Мышонок и его друзья мышата веселятся на сцене под музыку. Конец.


Сценарий праздника, посвященного Дню Мам в средних группах

«ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКА» по мотивам «Сказки о глупом мышонке»

Вед. На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно.

Из двух слогов простое слово МАМА.

И нету слов нужнее, чем оно.

СЦЕНА 1.

Рассказчик (зрителям) – Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я очень рад вас всех видеть. Сегодня

я хочу познакомить вас с одним маленьким забавным зверьком, которого зовут… Нет,

пожалуй, сначала я загадаю про него загадку:

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

Короткие ножки, быстрее кошки. В норке живет, корку грызет.

Кто это? (ответы детей)

Верно, мышонок! (Исполняет «Песенку про мышонка»)

«Песенка про мышонка»

Этот маленький мышонок и забавный, и смешной,

Про него сегодня сказку мы послушаем с тобой.

Непоседливый мышонок натворит немало бед.

Может, в маленьком мышонке ты увидишь свой портрет. А почему бы нет?

(Появляется Мышонок.)

Мышонок – Здравствуйте, ребята! Это я – серый мышонок – Чёрные глазки, Длинный хвостик,

Маленький носик. (замечает Рассказчика) Ой, здравствуйте! (Подбегает к Рассказчику,

протягивает ему руку для рукопожатия)

Р-к – (пожимая руку Мышонку) Здравствуй, здравствуй, Мышонок. Ну вот, ребятам ты уже

представился, а теперь расскажи, где ты живёшь и что больше всего на свете любишь делать?

Мышонок – Живу я с мамой Мышкой во-он там, в норке, а больше всего на свете я люблю… бегать!

(звучит музыка, мышонок бегает по всей поляне) А ещё… прыгать! (начинает прыгать вправо –

влево). И, конечно же, танцевать!

Р-к – А с кем же ты танцуешь?

Мышонок. – С моими друзьями мышатами. Стоит мне только тихо-онько сказать: «Мышата!», и они

тут же прибегут сюда отовсюду.

Р-к – Тут же и прибегут?

Мышонок – Не верите? Тогда смотрите. «Мы-ша-та!».

Р-к (оглядывается) – Ну и где они?

Мышонок – Сейчас-сейчас! «Мы-ша-та!». (По-прежнему ничего не происходит. Мышонок смотрит по сторонам, взволнованно бегает по поляне, останавливается и что есть силы кричит: «Мышата!» Наконец, со всех сторон выбегают дети-мышата)

Мышонок – Ну вот! Я же говорил!

«Танец-игра «Мышки»

Мышки пляшут на дорожке: пи-пи-пи, пи-пи-пи! (ножки на пятку)

Выставляют мышки ножки: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Мышки в ладушки играют: пи-пи-пи, пи-пи-пи! (хлопают в ладоши справа и слева)

И в ладошки ударяют: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Мышки хвостиком вертели: пи-пи-пи, пи-пи-пи! (слегка приседают и вертят «хвостиком»)

И по сторонам глядели: пи-пи-пи, пи-пи-пи! (поворачивают голову вправо-влево)

Мышонок - А однажды с нами произошла страшная история!

«Вышли мышки как-то раз»

Вышли мышки как-то раз, тс-с-с! Посмотреть, который час, тс-с-с!

1, 2, 3, 4, мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон: БОМ-БОМ-БОМ-БОМ-БОМ-БОМ-БОМ!

Убежали мышки вон!

(В конце все мышата убегают, остаётся один Мышонок – Чёрные глазки).

Мышонок - А ещё очень люблю свою маму Мышку. А она очень любит, когда все спят…

Р-к – А ребята даже знают песенку про твою маму!

«Вот маленькая мышка по городу бежит»

Вот маленькая мышка по городу бежит,

глядит ко всем в окошко и пальчиком грозит: (мышка появляется и поет вместе с детьми)

«А кто не лег в кроватку? А кто не хочет спать?

Такого непослушного я буду щекотать!»

Мышонок – Мамочка! (бросается к Мышке)

Мышка – Сыночек (обнимает Мышонка)

Мышонок . – Я люблю слушать мамины сказки и засыпать под мамины колыбельные песенки!

Мышка – Но больше всего мой Мышонок любит… (Мышонку) Что?

Мышонок – А что я люблю делать больше всего?

Мышка – Покушать.

Мышонок – Ой, и правда, люблю. Вот и сейчас, так ку-ушать захотелось… Мам, кушать хочу!

Мышка (вздохнув) – Ну вот, что я говорила!

(Звучит музыка. Мышка приносит бутафорские сосиски. Мышонок «съедает» их и просит: «Кушать хочу!» . Мышка приносит ему еще. Мышонок «съедает» и снова: «Ку-ушать хочу!» . Наконец, мама приносит коробочку сока. Мышонок «пьет». Наконец, он обессилено ложится на спину, держась за раздувшийся неимоверно живот: «Уф, кажется, наелся!» )

Мышка (зрителям) – Ну вот, теперь и вы знаете, что больше всего на свете любит мой серый

Мышонок – Чёрные глазки, Длинный хвостик, Маленький носик. (уходят с мышонком)

(Негромко звучит мелодия «Песенки про мышонка»)

Р-к – Вот таким он был, наш маленький Мышонок – забавным и смешным. И все его любили. Но

больше всего на свете его любила, конечно же, кто? Правильно, его мама Мышка. Но однажды

вечером маленький Мышонок так разбаловался, так раскапризничался, стал таким непослушным!

Очень он тогда огорчил и обидел свою маму. А как начиналась эта история и чем она

закончилась, вы сейчас узнаете.

СЦЕНА 2.

(Негромко звучит мелодия песни «Колыбельная». Появляется Мышонок. Он несёт подушку и играет с ней, следом идёт Мышка с одеялом. Она пытается уложить сына на лавку и накрыть одеялом)

Р-к (поёт) – Там сыночка Мышка-мать уложить не может спать,

Всё баюкает, качает, песню тихо напевает……….

Мышка (поёт) – Спи, мой маленький Мышонок, В колыбельке до утра.

(Мышонок, ненадолго затихнув на лавке, снова начинает играть)

Р-к (поёт) – А мышонок спать не хочет: то затихнет, то хохочет,

То запрыгает в кроватке, то играет с мамой в прятки.

(Мышонок прячется от мамы то за лавкой, то под лавку, но Мышка его находит и снова укладывает спать, накрывает одеялом, поёт «Колыбельную Мышки»)

«Колыбельная Мышки»

Светит на небе луна, всем ребятам спать пора.

Спит котёнок, поросёнок, и послушный медвежонок.

Только маленький Мышонок не ложится до утра.

Мышонок. (вскакивая с лавки) – Я сегодня спать не хочу! Не хочу и не буду!

Мышка (горестно) – Все я сказки рассказала, книжки все перечитала,

Песни все давно пропела, больше петь я не могу.

Мышонок. – Не хочу спать и не буду!

Мышка – Я сейчас с ума сойду!...

Мышонок . (зрителям) – Да-да, не хочу и не буду! Ты только пищишь, с тобой и не уснешь! Лучше

позвони кому-нибудь, пусть меня покачают!

Мышка (набирает номер) - Тетя Утка? (- Кря!) Приходите пожалуйста, мышонка покачать!

Звучит музыка, появляется Утка- торопливая, добрая (красные тканевые сапожки, шапка гуся.

Платочек, юбки-сетки, ридикюль, зонтик)

1. УТКА – Кря-кря-кря, ты спи, малютка, у меня одна минутка.

А как дождь пройдет – пойду, червяка тебе найду!

Мышонок – Как же громко ты поешь! Нет, с тобою не уснешь!

УТКА – Какой невоспитанный ребенок! (уходит)

Мышонок – Мам, может ты еще кого – нибудь позовешь?

Мышка – Тетя Жаба? Приходите мышонка покачать!

2. Звучит музыка, появляется Жаба (старая, любопытная – коми-сарафан, зеленая борода – волосы,

шапка лягухи, белая блузка, комар)

ЖАБА – Ква-а-а, мышонок спи, от игрушек отдохни,

Спи до самого утра - дам тебе я комара.

Мышонок – Нет, я комаров не ем - они невкусные совсем!

Жаба – Чтоб ты понимал-то! (уходит)

Мышонок

Мышка – Тетя Лошадь? (- Игого!) Приходите к нам мышонка покачать!

3. Звучит музыка, входит лошадь (легкий бег). (соломенная шляпа с венком, сарафан, галоши, мешок,

лопата, бусы-колокольчики, хвост-шиньон, локоны в волосах)

Мышка – Здравствуйте! Проходите, пожалуйста!

ЛОШАДЬ – Иго-гошеньки-го-го, спи, мышонок, сладко, дам тебе лопатку,

А как ляжешь на бочок, дам тебе овса мешок!

Мышонок – Не-е-ет, овес-то мне зачем? Я его вообще не ем! (Лошадь уходит, качая головой)

Мышонок – Мам, позвони еще кому-нибудь!

Мышка – Тетя Хрюша? Приходите к нам мышонка покачать!

4. Звучит музыка, входит Хрюша – учительница, вся правильная, говорит строго. (розовое мохнатое платье, парик длинный, ушки и пятачок, сумочка-хрюша)

Мышка – Здравствуйте! Проходите, пожалуйста!

ХРЮША – (обращается к детям) – Так, вы кашку кушали? Молочко пили? Спали? Ага!

Вот он, непослушный мышонок!)

Очень долго буду хрюкать, непослушного баюкать,

Баю-баюшки-баю, успокойся, говорю! Хрю!

Хрюша – Какой капризный ребенок! (уходит)

Мышка – Ну никак не хочет спать! Может, курицу позвать? (звонит) Алло?

Приходи к нам, тетя Клуша, мышонка покачать!

5. (Звучит музыка, входит Курица) (сетка для яиц, капор, накидка, туфли, цветастая юбка)

КУРИЦА – Куд-куд-куд-куд-куд-куда! Все откуда и куда?

Ты меня не бойся, детка, быстро слушайся наседку!

(Клуша уходит, качая головой)

Мышонок – Мам, может, тетю Щуку позовем?

6. (Мама звонит, звучит музыка, появляется Щука в образе поэтессы (зеленое бархатное платье, серебристый парик, рыболовная сеть), ходит мимо мышонка, читает стихи - выразительно открывает рот, но ничего не слышно)

Мышонок – Что-что? Ничего не слышно! А? Что вы сказали? Ничего не слышу! (Щука уходит)

Мышонок – Мам, позови еще кого-нибудь!

Мышка – Ну не знаю, выйду во двор, посмотрю.

(уходит, звучит музыка, появляется кошка)

7. КОШКА – Мяу! Здравствуй, мой мышонок!

Мышонок – Здравствуйте, а вы кто? Я вас что-то не знаю?

Кошка – Мяу, просто тетя Кошка, мяу-мяу, спи мой крошка!

Тебя надо покачать, мяу-мяу, надо спать!

(Кошка уносит заснувшего мышонка. Возвращается мышка – мама)

Мышка – Никого я не нашла. Эй, мышонок, как дела?

Выходи, шалун, уже поздно. Пора спать, а не в прятки играть!

Нет нигде! Наверное, на улицу вышел! Ах, какой непослушный ребенок.

Действие на втором плане.

Кошка – Ты меня не бойся, крошка, я воспитанная кошка.

И не тороплюсь совсем. Я тебя не сразу съем!

Поиграем час-другой в «кошки-мышки», дорогой!

Мышонок – Мама не велела мне в них играть!

Кошка – Ну а мне какое дело, что она тебе велела?

Поиграй со мной, мой свет, а потом ты – мой обед!

Мышонок – Поиграл бы я немножко, только, чур, я буду кошкой!

А ты – мышкой хоть на час!

Кошка – Из тебя какая Мурка? Не подходит твоя шкурка!

Как тебя не называть – мышке кошкой не бывать!

Мышонок – Ну, тогда играем в прятки! (в сторону) Удираю без оглядки!

Кошка – Ладно! 1, 2, 3, 4, 5, я иду тебя искать! Убежал? Ну, я его еще поймаю и тогда с

ним поиграю!

Действие на первом плане.

Мышонок – Мама, мамочка, прости меня, пожалуйста! Я капризничать не буду, послушным буду,

просто чудо!

Рассказчик – Ребятки, а вы послушные? Вы не капризничаете, когда надо ложиться спать?

Вед. - Нет, мы очень послушные и мам своих стараемся не огорчать! И споем для них песенку.

Богомолова Людмила Анатольевна

воспитатель

КГУ «Качирский детский дом» управления образования Павлодарской области

Цели: Формировать желание создавать сказочные образы. Воспитывать в детях любовь и интерес к сказке как источнику народной мудрости. Развивать речь, отзывчивость, дружелюбие, способность изображать образы персонажей.

Активизировать речевую деятельность детей.

— обратить внимание детей на интонационную выразительность речи;

— развивать развивать память, речь, выразительность голоса;

Материалы и оборудование: Волшебный ларец (ларчик, игрушка Мышонка в ларчике) кровать с постельным набором, запись веселой музыки, волшебная палочка, декорации к сказке, карточки с изображением эмоций,

костюмы сказочных персонажей из сказки «глупый мышонок» -(мышка мама, мышонок, лягушка, курочка, свинка, утка, кошка).

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки; чтение загадок о героях сказок; использование театрализованных игр в свободной деятельности детей; рисование по мотивам сказок, чтение сказки «Глупый мышонок», заучивание слов по ролям.

Методы и приемы: Словесный, наглядный,художественное слово, беседа, игра-приветствие, драматизация сказки, физминутка.

Словарная работа

Огарочек свечи, тетя клуша, наседка, вовсе, сладко поешь

Билингвальный компонент: свинья – шошқа, мышка-тышқан, кошка – мысық, утка -үйрек, курица — тауық, жаба- бақа.

Ожидаемый результат:

Иметь: представление о литературном жанре сказка

Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки. Изображать персонажей сказки и выполнять музыкально ритмичные движенья.

Ход занятия

Под песню «Улыбка» ребята входят в зал

I. Вводная часть

Воспитатель:

Добрый день мои друзья!

Вас снова видеть рада я!

Надеюсь, встречу эту ждали.

Гостям вы «Здравствуйте!» скажите,

Друг друга за руки возьмите.

В круг вас встать я прошу

Игру-приветствие начну.

Игра-приветствие «Хоровод настроения»

Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и улыбаются

— Ко мне вернулась улыбка, и моё настроение стало еще лучше!

— Присаживайтесь.

II. Основная часть

Воспитатель: Обращаем внимание на гостей.

Очень рады мы гостям,

Приглашаем в гости к нам.

(Воспитатель предлагает ребятам сесть на стулья по кругу, напоминает о посадке)

Игра «Разминка театральная»

Воспитатель: Для начала я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Разминка театральная».

А в них играть?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Иль на волку, иль на козу?

Или на принца, или на Бабу Ягу?

(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора).

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, или в грозу,

Или в бабочку, или в осу?

Что поможет здесь, друзья?

Ответы: жесты и конечно мимика.

Что такое мимика?

Ответ: выражение нашего лица

Верно, ну, а жесты?

Это движения

Бывает, без сомнения,

У людей разное настроение.

Его я буду называть,

А вы попробуйте показать.

Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да.

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жеста жду.

Слова для показа жестами: «Думаю», «здравствуйте», «отстань», «тихо», «нет», «да», «нельзя», «до свидания».

Подошла к концу разминка,

Постарались все сейчас.

А теперь вопрос для вас: сказки знаете?

Много сказок мы узнали с вами, благодаря книгам. И сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке, которую вы знаете.

Хотите туда отправиться? Дети: Да.

В. Послушайте загадку и скажите отгадку.

Маленький рост,

длинный хвост,

пушистая шубка,

остренькие зубки.

/Живёт под полом малышка, кто же это? /

В: А если это маленький детёныш мышки, то как его можно назвать?

Д: Мышонок, мышоночек, мышенька…

В. Сегодня у нас на занятии в гостях вот этот беленький мышонок. Давайте мы с ним познакомимся поближе:

Игра «Доскажи словечко»

1. Мышка-мама большая, а Мышонок — …… (маленький)

2. Мышка – мама серая, а Мышонок — …….. (белый)

3. У Мышонка есть голова, …….(туловище, хвост)

4. Шерстка у него …..(пушистая, мягкая, гладкая, теплая)

5. Мордочка…. (вытянутая, длинная)

6. На мордочке…. (ушки, нос, глаза, усы)

7. Ушки…. (маленькие, розовые, чуткие)

8. Глазки…. (красивые, чёрные, круглые, как бусинки)

9. Носик…. (розовый, маленький)

10. Усы…. (длинные, тёмные)

11. У мышонка есть…. (4 лапки: 2 передние и 2 задние)

12. Лапки…. (маленькие, цепкие с коготками-царапками)

13. Хвостик …. (длинный, гибкий, подвижный)

В. Нравится вам мышонок?

Молодцы ребята!

ФИЗМИНУТКА

В тёмном лесу есть избушка(Шагаем)

Стоит задом наперёд(поворот)

В той избушке есть старушка(наклоны)

Бабушка-яга живёт(поворот обратно)

Нос крючком(показать нос)

Глаза большие(показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая?

Дыбом волосы стоят.

Дети садятся. Воспитатель напоминает о правильной посадке.

В: Этот забавный зверек нравится не только вам, но и писателям. И один из них даже сочинил сказку.

Воспитатель показывает книгу и портрет С. Я. Маршака.

Д. Эта сказка называется «Сказка о глупом мышонке», а написал её Самуил Яковлевич Маршак.

В. Ребята, давайте мы с вами сейчас покажем эту сказку.

Но чтобы попасть в сказку, нам нужно быть настоящими артистами. Все артисты могут изменить себя, чтобы быть похожими на героев.

— что они для этого делают? (накладывают грим, надевают маски, изменяют голос, имитируют движения). Вот мы сейчас превратимся в артистов.

Ребята, есть у меня волшебная палочка, которая и поможет нам очутиться в сказке. Отправляемся?

(Дети встают в круг, воспитатель делает взмах волшебной палочкой(дети закрывают глаза), воспитатель считает:1,2,3-в сказку попади, и все переносятся в сказку дети поприветствовать всех от лица сказочного персонажа (мышка, лягушка, утка, свинка итд).

«Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, и героя

Хочу вам показать.

Его я помню с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помню,

Но буду вспоминать.»

/Драматизация сказки / действующие лица

8 героев /мама мышка- Малютина Н, мышонок- Булич С, утка- Иванов С, жаба- Христодоров В, свинья – Кутбеева М, курица- Желнин С, щука – Рябых А, кошка- Айтжанов Д/

Драматизация «Сказка о глупом мышонке»

Рассказчик: Пела ночью мышка в норке

Мышка: Спи мышонок, замолчи

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Рассказчик: Отвечает ей мышонок:

Ты мне мама не пищи

Лучше няньку поищи.

Рассказчик: Побежала Мышка-мать,

Стала Утку в няньки звать:

Мышка: Приходи к нам, тетя Утка,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Утка:

Утка: Баю-бай, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду!

Отвечает ей спросонок:

Очень громко ты поешь.

Стала Жабу в няньки звать:

Мышка: Приходи к нам, тетя Жаба,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала Жаба важно квакать:

Жаба: Ква-ква-ква – не надо плакать,

Спи, Мышонок, до утра

Дам тебе я комара

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

отвечает ей спросонок:

Очень скучно ты поешь.

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

Стала Свинку в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя Свинка,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала Свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать…

Свинка: Баю-баюшки,

Успокойся, говорю!

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень грубо ты поешь.

Рассказчик: Стала думать Мышка-мать

Мышка: Надо Курицу позвать…

Приходи к нам, тетя Клуша,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Закудахтала Наседка:

Курица: Куд-куда, не бойся детка..

Забирайся под крыло,

Там и сухо и тепло.

Рассказчик: Глупый, маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

Эдак вовсе не уснешь!

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

Стала в няньки Щуку звать

Мышка: Приходи к нам, тетя Щука,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь Мышонку Щука

Не услышал он не звука

Разевает Щука рот

И не слышно, что поет.

Рассказчик: Побежала Мышка мать,

Стала в няньки Кошку звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя Кошка,

Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Кошка

Кошка: Мур-мур-мур,

Усни, мой крошка…

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу на кровать.

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок

Очень сладко ты поешь.

Рассказчик: Прибежала Мышка-мать,

Посмотрела на кровать,

Ищет глупого Мышонка,

А мышонка …

Все: … Не видать!

Артистами мы побывали,

И сказку вам показали

мы старались, молодцы.

Похлопайте нам от души!

В. Ребята, как вы думайте, почему мама – мышка так расстроилась?

Д. Мама мышка расстроилась, потому что мышонок пропал.

В. Как вы думаете, куда он делся?

Д. Мышонка утащила кошка.

В. Как вы думаете, почему в сказке мышонка называют «глупым»?

Д. Мышонка называют глупым, потому что он не слушался маму, потому что он был маленький и не знал других животных.

В. Правильно, он был ещё маленьким и многое не знал и не понимал.

Д. Мама мышка и все няньки пошли искать мышонка. Мышонок успел убежать от кошки и вернулся домой.

3 часть. Заключительная

В. А сейчас, чтобы запомнить нашего белого мышонка, я предлагаю вам сделать его. (закрепить технику безопасности)

Дети выполняют мышонка из заготовки, вклеивают ему из нитки хвостик, глазки, носик, усики.

Воспитатель дарит вместе с детьми мышат гостям занятия.

– Ребята, о ком мы на занятии говорили? (о мышонке)

– Какую сказку мы сегодня обыграли? («Сказку о глупом мышонке»)

– Кто ее написал? (С. Я. Маршак)

— А сейчас в хороводе пройдитесь, и друг другу улыбнитесь.

— Спасибо всем за внимание, а ребятам за старание!