Эль Греко. Картины: история и описание. Биография эль греко

» Эль Греко

Творчество и биография - Эль Греко

Эль Греко , настоящее имя - Доменико Теотокопули , великий испанский живописец.

Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Крит в те времена был владением Венеции. Учился, по всей вероятности, у местных иконописцев, еще сохранивших традиции средневекового византийского искусства. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Знакомство с произведениями итальянских мастеров, особенно венецианских - Тициана, Тинторетто и Бассано, - имело большое значение для развития его мастерства. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. 1572). В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены ( «Мальчик, раздувающий лучину» , ок. 1576) и др. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.

Однако надолго художник в Риме не задержался: в этот период в Риме буквально боготворили Микеланджело, Эль Греко же позволил себе критически отозваться об одной из его фресок, что вызвало ненависть коллег, Эль Греко пришлось уехать.

В 1577 Эль Греко прибыл в Испанию. После недолгого пребывания в Мадриде он поселился в Толедо, городе старой феодальной аристократии, продолжавшей жить идеалами рыцарского прошлого. Сразу же включившийся в работу, Эль Греко в образе жизни не захотел отстать от толедской знати, он арендовал бывший дворец маркиза де Вильена, пользовавшийся славой пристанища духов. Сам не чуждый всяческой магии, художник зажил на широкую ногу в королевских апартаментах, завел большую библиотеку и домашний оркестр.

Ему не удалось добиться покровительства короля Филиппа II, но его ранняя работа в соборе Толедо была благожелательно принята в испанских религиозных кругах и повлекла за собой множество крупных заказов. Сведущий во многих областях искусства, Эль Греко исполнял не только росписи, но и архитектурно-скульптурное убранство алтарей во многих мадридских и толедских церквах. Популярность мастера была столь велика, что духовенство смирилось с незаконной женой художника и внебрачным сыном.

Первые написанные в Испании картины Эль Греко еще сохраняли черты, присущие его произведениям итальянского периода («Снятие одежд с Христа» , 1579). В 1579 мастер добился заказа от двора и создал картину «Видение Филиппа II» . В этой картине впервые художник применил новые творческие приемы: подчеркнуто вытянутые пропорции фигур, удивительная мерцающая колористическая гамма, беспокойная, подвижная линия рисунка. Картина не могла понравиться королю, и больше он с заказами к мастеру не обращался. В следующих картинах новая манера письма художника воплощена с наибольшей полнотой. Это - «Похороны графа Оргаса» (1586), «Благовещение» (ок. 1595-1600).

1590-е - период наибольшей активности и популярности Эль Греко. После смерти Филиппа II (1598) живопись Эль Греко получила официальное признание. Художника провозгласили Апеллесом своего времени. Вокруг него группируются художники, теологи, представители испанской интеллигенции.

На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600-14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов ( «Толедо в грозу» , 1600-10; «Встреча Марии с Елизаветой» , после 1609; «Апостолы Петр и Павел» , 1612-14). Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Терезы и других испанских мистиков XVI века. Огромной выразительностью психологической характеристики обладают портреты Эль Греко: надменного Родриго Васкеса , президента Кастильского совета (ок. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.

Подборка знаковых работ художника.

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко , был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков. Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма . Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.

#10 Святая Троица

Год создания: 1577

Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.

#9 Христос исцеляет слепого

Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого , касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.

#8 Поклонение пастухов

Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя. В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур.

#7 Успение Богородицы

Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко. Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда. «Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.

#6 Лаокоон

Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона. Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания. Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.

#5 Портрет пожилого дворянина

Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.

#4 Снятие одежд с Христа

Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.

#3 Открытие пятой печати

Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет. На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды. Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Звездной ночью

Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием. Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.

Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко .

10 известных картин Эль Греко обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580. Предположительно автопортрет Эль Греко

В этом году исполнилось 400 лет со дня кончины Эль Греко.
Про великого мастера эпохи Возрождения со странным именем, наверное, слышали все. Его портреты и работы на религиозные темы можно найти во всех учебниках по искусству Ренессанса. И сегодня, глядя на его гениальные холсты, трудно понять, почему мировая слава пришла к нему лишь спустя три столетия после его смерти. Что он был за человек? Почему носил такое прозвище? В чем видел смысл своего творчества?
О художнике рассказывает историк, богослов Тимофей Китнис.

Триста лет забвения

У Эль Греко есть очень известная работа - «Портрет старика», 1604 года. Она считается автопортретом мастера, так что, рассмотрев ее, можно представить себе, каким он был. Но вместе с тем, если вглядеться в лица героев его работ последнего десятилетия - например, апостола Павла или евангелиста Луки, то станет очевидно, что они похожи на «Портрет старика», а значит, и на самого Эль Греко. Личности апостолов по какой-то внутренней причине были для него особенно значимы.

Мастер умер 7 апреля 1614 года в возрасте 73 лет. Перед смертью он исповедался и причастился. А дальше произошла очень характерная история. Дело в том, что после смерти художника о нем… на триста лет забыли. Показательно, что до наших дней не сохранилась его могила, разрушен и дом в испанском Толедо, где он жил…

Почему так произошло? Тому есть несколько причин. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни в одну из школ. В живописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять и воспринять. Во-вторых, из-за своих независимых взглядов он так и не стал придворным художником короля Филиппа II, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. Так или иначе, имя Эль Греко три столетия не вспоминали. В этом смысле его судьба схожа с участью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению - до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала в руки Мендельсону и он фактически заново не открыл этого гения. Точно так же в XIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли и мастерства - и принялись за изучение. В результате холсты Эль Греко стали высоко цениться и дорого продаваться - конечно, вполне заслуженно.
Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест в истории живописи. Слава Богу, что так. Его работы можно увидеть в лучших музеях Европы. И, пожалуй, именно эти холсты могут теперь, по прошествии стольких лет, наиболее полно рассказать нам об этом фантастическом мастере, ни на кого не похожем. Который, кажется, знал, что такое божественный свет.

Между Западом и Востоком

Апостолы Пётр и Павел. 1592

Эль Греко - не фамилия художника, а прозвище, отсылающее к его греческому происхождению. От рождения он носил другое имя - Доменико Теотоко́пули.

Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Условной - потому что в 1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. От этого события и отсчитали время его появления на свет, но проверить данный факт уже вряд ли возможно.
Крит в то время принадлежал Венецианской республике. Там сосуществовали две христианские общины - католическая и православная. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына в своей традиции. Однако он с ранних лет, как только взял в руки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, возникшей внутри греческой православной культуры. В то время - в XVI веке - она переживала свой расцвет. К его первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский. Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были в него заложены на Крите. Что, в общем-то, справедливо. К примеру, у него осталось то особое ощущение света и пространства, особый символизм, которые были в иконографическом искусстве того времени. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, что тоже перекликается с критской традицией.
Однако на Крите он провел только часть жизни. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Чтобы развиваться как живописец, он в 1567 году переехал в Венецию. В его работах очевидны следы пребывания там: он учился в мастерской Тициана и одно время находился под сильным впечатлением от его творчества. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Однако вряд ли это справедливо. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого и копировал, то только самого себя. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Эстетика великого венецианца все же была ему чужда, хотя он и считал его гениальным живописцем, мастером рисунка. Но сам Эль Греко склонялся к более глубоким исследованиям человеческой натуры. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным - скорее внешним, чем внутренним. Эль Греко же был в своих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Многие приемы - игру света и тени, мазки, тему и стиль позднего маньеризма он взял у этого итальянского художника.

Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим.

Он свободно владел четырьмя языками - греческим, латынью, итальянским, позднее и испанским. Постоянно собирал библиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он со временем перебрался на постоянное место жительства. Она включала 131 том только наиболее ценных экземпляров на разных языках, не считая прочих книг.

Путь к апостолам

В связи с этим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся к живописи, чем к иконописи? Дело в том, что Эль Греко вырос в среде римо-католиков, иконопись и западная живопись были ему равно близки. При этом он был человеком Ренессанса. И хотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние. В искусстве он пошел своим самобытным путем.
Здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, в своей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы и Тициана, и Тинторетто там определенно есть. Не осталось у него и учеников. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом - тот тоже был абсолютно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии… И гость был поражен нестандартностью мыслей Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем принялся за Микеланджело: дескать, он, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело - когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле - речь в обоих случаях идет о конце времен.
У Эль Греко была возможность пожить в Риме: он перебрался туда в 1570 году, когда покинул Венецию. Город оказал на него огромное воздействие. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как и положено, значимые античные объекты… Но там он долго не задержался. С 1575 года и до конца своих дней - до 1614 - он прожил в Толедо. Именно этот город стал для него в определенном смысле второй родиной.
Толедо и сейчас - один из самых блестящих городов Испании, а в то время… Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату.
Эль Греко поселился в «мистическом» доме - в поместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Художник прожил в его доме до конца своих дней. Там, в мастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. К этому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Он стал зрелым художником и при этом был полон сил, энергии. В это время он создал один из самых известных своих холстов - «Апостолы Петр и Павел». Конечно, у него были и другие весьма значимые работы, и немало. Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, в конце которой он создал целый апостольский цикл. Сейчас он находится в Толедо. Можно сказать, этот цикл подвел черту в художественной биографии Эль Греко. И, пожалуй, символично, что на этих холстах изображены люди, посвятившие себя проповеди Христа.

Записала Алла Митрофанова

«Благовещение»

В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль о том, что в лице Богородицы человечество сделало Богу… приношение. Ведь в деле спасения людей участвует не только Господь, но и мы сами - это соработничество. Потребовалось много тысяч лет, прежде чем человечество, ценой серьезных внутренних усилий и подвига отдельных людей, смогло произвести на свет такое чистое Дитя. И как только это произошло, стало возможно пришествие в мир Спасителя - Бог вышел навстречу человеку. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это и не может удержаться от движения к Божией Матери.

«Христос исцеляет слепого

К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им в Италии. Самый известный - тот, который сейчас находится в Парме (1570–1575). Вообще, Эль Греко на протяжении всей своей жизни обращался к образу Христа, Он был для мастера центральной фигурой. Это хорошо видно в «Исцелении слепого». На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Слева - человек, который куда-то показывает и призывает следовать за собой. А Христос пребывает как будто отдельно от них. В этой композиции проявляется важная черта живописи Эль Греко - его глубокая внутренняя религиозность и понимание сути христианства. Мастер подчеркивает, что Спаситель, с одной стороны, остается в нашем мире, но с другой - миру не принадлежит. И Его Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом с Ним. На глазах у них происходит чудо - человеку даруют зрение. Но каждый из них в этот момент находится внутри себя, они видят Христа - но в то же время не видят. Как Понтий Пилат, который спрашивал, что есть истина, в тот момент, когда Истина в лице Христа стояла перед ним.

«Несение креста»

В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. На холсте мы видим Спасителя в благородном алом одеянии. В сочетании с окружающим мраком это выглядит - наверное, правильно будет сказать - мистически. Вообще, многие искусствоведы, кто занимался творчеством Эль Греко, отмечали, что в Испании к нему пришел именно мистический настрой. И эта внутренняя настроенность явно отразилась в его работах. Чем ближе мастер к концу жизни, тем более иррациональным становится его творчество.
В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает к Небесному Отцу и молится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, - черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции.) И это всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Но при этом Христос, опять же, и вместе с людьми - и как бы вне их. Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез… Но Сам Он при этом светел. Как это возможно?.. Наверное, только в том случае, если Он Сам - источник этого света.

«Поклонение имени Христа»

Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. В «Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. И все люди, умершие и живые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них и Карл V, отец Филиппа II) - время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. В этой работе совмещены сцены рая и ада, небесного и земного. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, а тех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.

«Снятие одежд с Христа»

Уже будучи в Толедо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд с Христа», или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят к распятию. И вновь фигура Христа здесь - центральная. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями и делами. Некоторые из них застыли в своих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Однако это не вполне справедливо - все же он абсолютно самобытный, стоящий вне какой бы то ни было школы художник. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. От Него исходит Божественная благодать, она изливается на всех людей, которые Его окружают. При этом видно, что Господь в молитве обращается к Богу-Отцу. Как и в сюжете с исцелением слепого, Он, находясь среди людей, пребывает в постоянном общении с Отцом Небесным. С богословской точки зрения это очень точная мысль.

Автор - Александр_Ш_Крылов . Это цитата этого сообщения

Великая Испания. Эль Греко

Сегодня пост о самом любимом испанском художнике, греке по происхождению, Доменико Теотокопулосе. Великом неповторимом Эль Греко, уроженце острова Крит,
(родился в Ираклионе в 1541 году) - художнике эпохи Позднего Возрождения.
Эль Греко прожил почти сорок лет в Испании, где нашёл вторую родину. Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы, не похожи на традиционные произведения церковного искусства, в персонажах нарушена привычная гармония черт. Не существует достоверных портретов Эль Греко, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Так же можно только догадываться каковы были черты дорогих ему людей: сына Хорхе Мануэля, матерью которого была молодая аристократка Херонима де Куэвас.

Эль Греко не имел последователей- современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти (Умер Эль Греко в 1614 году) - мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Одна из самых любимых картин Эль Греко - пейзаж "Вид Толедо" 1604-1614

Предполагаемый "Автопортрет" Эль Греко 1600, Метрополитен, Нью-Йорк

"Апостолы Петр и Павел" 1587-1592, Эрмитаж

"Portrait of the Poet Alonso Ercilla y Zuniga" 1590-1600

"The burial of Count Orgaz" / "Погребение графа Оргаса" 1586

"Святое семейство" 1585

"Дама в мехах" 1577-1580

Вероятно, «Дама в мехах» - первая работа Эль Греко, созданная им в Толедо, сохранившаяся до наших дней. По манере письма это произведение близко к портрету Винченцо Анастази, написанного мастером во время его непродолжительного пребывания в Риме, а также к картинам, созданных сразу после переезда в Испанию.

Роскошные меха, облаком обволакивающие юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазками, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.

Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и время создания произведения, и свободная, даже интимная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.

"Святое семейство со святой Анной и младенцем Иоанном Крестителем" 1595 - 1600

"Христос как Спаситель" 1610 - 1614

"Мадонна с младенцем и Святыми Maртиной и Агнес" 1597 - 1599

"Поклонение пастухов" 1612 - 1614, Музей Прадо

"Мученичество святого Маврикия" 1580 - 1582

"Christ on the Cross Adored by Donors" 1585-1590

"Сошествие Св. духа" 1604-14, Прадо

"La Piedad" 1575-1577

"Благовещение"

"Коронация Богоматери" 1591 - 1592, Прадо

"Чудо исцеления слепого" / "Сhrist healing the blind" 1574-1578 Метрополитен

"Тайная вечеря"

"Молитва святого Доминика" 1585-1590

"Святое семейство"

"Благовещение Марии"

"Портрет Антонио де Коваррубиас"

"Иоанн Креститель"

"Христос на кресте" Ок. 1577

"Портрет кавалера с рукой на груди" 1577–1579

Один из самых ранних - так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579; Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.

С годами портретное искусство мастера обогащается новыми психологическими гранями.

"Портрет монаха Ортенсио Парависино" 1609

Светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609; Бостон, Музей изящных искусств). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Парависино, сидящий в кресле, изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.

"Мадонна покрова"

"Рождество Христово"

"Поклонение пастухов" 1610

"Распятие" 1596

"Воскресение" 1584-1594

"Святая троица" 1577-79, Музей Прадо

"Иоанн Богослов" 1595-1605

"Эсполио" (Срывание одежд с Христа) 1577–1579

"Portrait of the Artist"s Son Jorge Manuel Theotokopoulos"

"Святая Вероника с Нерукотворным Образом" 1579

"Портрет кардинала Fernando Nino de Guevara"

"Антонио де Коваррубиас" ок. 1600, Париж, Лувр

"Диего де Коваррубиас" (брат Антонио де Коваррубиас у Лейва, 1512-1577) ок. 1600,Толедо, Музей де Эль Греко

"Поклонение имени Иисуса" или "Видение Филиппа ІІ"

"Благовещение"

"Портрет прелата Франциско де Пиза" 1601-1609

"Coronation of the Virgin" 1603, Photo - Alexander S. Onassis Public Benefit Foundation Collection

"Крещение Христа"

"Моление о чаше"

"Giulio Clovio"

"Апостол Лука Панселина" 1602-1606

"Св.Иероним, как кардинал" 1600

"Святое семейство с Марией Магдалиной"

"Благовещение"

"Благовещение"

"Благовещение", деталь верхней части картины

"Христос на кресте" 1600 - 1610

Творчество позднего Эль Греко кажется совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Тема религиозного экстаза, искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины "Пир у Симона-Фарисея" (Чикаго, Институт искусств), "Вознесение Марии" (Толедо, церковь Санта Крус), "Встреча Марии и Елизаветы" (Думбартон Окс) и самую смелую картину мастера "Снятие пятой печати" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко.

"Христос на кресте" 1610

"Святой Ильдефонс" 1610-1614 Музей Эскориал

"Вознесение Марии" 1612-1613

"Пир в доме Симона фарисея" 1608 - 1614

"Снятие пятой печати" 1610-1614

"Лаокоон" ок. 1610 Вашингтон, Национальная галерея

"Христос Распятый на фоне Толедо" 1604 - 1614

"Обручение Богоматери" 1613-1614 Национальный музей искусств, Будапешт

Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них «Обручение Богоматери». Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера. Кисть Иосифа, протянутая в сторону юной невесты, осталась недописанной.

Третья справа фигура предположительно является автопортретом самого художника, и напоминает фигуру апостола с «Сошествия Святого Духа».

В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого.

Многослойная живопись, сложная по технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер: фактура динамична, краски переливаются, вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный свет. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в поздних картинах.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610-1614; Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. одухотворения и оцепенелости. Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.

«…Но никто не сможет ему подражать», - писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.

В течение трех столетий Эль Греко находился в забвении. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства.

Татьяна Каптерева

"Дворянин с рукой на груди" 1578 - 1580, Музей Прадо

"Портрет пожилого дворянина" 1584 -1594

"Автопортрет" великого Эль Греко - Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса» 1586–1588

Оригинал записи и комментарии на

- (El Greco) (собств. Теотокопули, Theotocopuli) Доменико (1541 1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом (см. МАНЬЕРИЗМ) и выражают… … Энциклопедический словарь

- (el greco) (Доменико Теотокопули) (1541, о. Крит – 1614, Толедо), испанский живописец, грек по происхождению. Учился на Крите, по видимому, у иконописцев, что во многом определило своеобразие его творчества. После 1560 г. уехал в Венецию, где,… … Художественная энциклопедия

- (El Greco) (собств. Теотокопули Theotocopuli) Доменико (1541 1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние … Большой Энциклопедический словарь

- (El Greco; собств. Теотокопули, Teotocopuli) Доменико (1541, о. Крит, 7.4.1614, Толедо), испанский живописец. По происхождению грек. Первоначально учился, по видимому, на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его … Большая советская энциклопедия

Эль Греко - Доменико (El Greco, Domenico), наст. имя Доменикос Теотокопулос 1544, Кандия, о в Крит 1614, Толедо. Испанский живописец. Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в Кандии в… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Эль Греко Д. - ЭЛЬ ГРÉКО (El Greco) (наст. фам. Теотокопули, Theotocopuli) Доменико (1541–1614), исп. живописец. По происхождению грек критянин. Религ., мифол., жанровые картины, портреты, пейзажи отличаются повыш. одухотворённостью, часто… … Биографический словарь

ЭЛЬ ГРЕКО - (El Greco), собств. Т е о т о к о п у л и, Доменико (1541–1614), исп. живописец. Род. на о. Крите в греч. семье. Первые уроки живописи брал у местных иконописцев. Однако творчество его сформировалось в художеств. атмосфере зап. школ. Ок. 1560 он… … Библиологический словарь

См. Теотокопули … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (наст. имя Доменико Теотокопули; 1541–1614) – исп. живописец. По происхождению грек (отсюда пс.). Повыш. одухотворенность образов, мистич. экзальтация сближают кризисное состояние худож. культуры позднего Возрождения. Религ., мифологич., жанровые … Энциклопедический словарь псевдонимов

Эль Греко «Портрет старика (Автопортрет?)» Имя при рождении: Доменикос Теотокопулос Дата рождения: 1541(1541) … Википедия

Книги

  • Эль Греко , Астахов Юрий. Картины Эль Греко при первом знакомстве с ними - сплошное безмолвное удивление и тихий восторг. И чем больше его произведений видишь, чем продолжительнее всматриваешься в них, тем шире и…
  • Эль Греко , Жукова Л.. Серия "Большая художественная галерея" представляет наиболее известные картины великих отечественных и зарубежных художников. Удобный небольшой формат книги не мешает детальному рассмотрению…