Развивающие приложения для детей до года. Раннее развитие детей до года и обучение ребенка – различные понятия

Может показаться, что малыш первых месяцев жизни большую часть времени спит, и главная роль родителей в этот период обеспечить его едой и удобной одеждой, на самом деле это далеко не так. Именно в этот период ребенок активно познает мир и его законы, в этот период закладываются основы его зрительного и слухового восприятия, мышления. Поэтому уже с первых месяцев жизни малыша мамы и папы должны не забывать проводить несложные занятия по раннему развитию. Это вовсе не дань моде на вундеркиндов, а посильная и нужная Вашему ребенку помощь в успешном освоении окружающего его пространства.

Для раннего развития на первом году жизни важно развивать слуховое восприятие малыша.

Для этого он должен постоянно слышать разнообразные приятные по тембру звучания звуки разной громкости и интенсивности.

Это может быть ласковая речь взрослого , обращенная к нему, колыбельная песенка , можно включить в программу таких развивающих мини-уроков прослушивание сборников классической или народной музыки, а также звуков природы , специально аранжированных для малышей. Примерно в 2-3 месяца с младенцем уже можно играть при помощи колокольчика или яркой погремушки.

Как играть с ребенком для развития слуха?

Станьте рядом с кроваткой малыша на расстоянии примерно 10-20 см, слегка потрясите игрушку, добейтесь того, что ребенок услышал этот звук и нашел его источник, затем медленно переместите погремушку на другую сторону кроватки. Можно также поиграть с малышом в своеобразные прятки. Накройтесь широким платком или пеленкой, а затем позовите из-под неё малыша, когда Вы увидите, что ребенок догадался, откуда раздается звук, поразите кроху, сбросив с себя импровизированную маскировку.

Важно, чтобы малыш научился рано понимать речь взрослого.

Для этого старайтесь беседовать с ребенком первого года жизни простыми, интонационно окрашенными фразами , выделяя основные моменты. Не менее важно, предметно показать, что именно Вы хотите от ребенка. Если Вы хотите уложить малыша, можно похлопывать по подушке, если приглашаете к трапезе – показать бутылочку или тарелочку с кашей и т.п. Выдержите паузу, возможно, в первые минуты ребенок будет осмыслять и вспоминать, что же ему необходимо сделать, и лишь затем, если действий не последовало, терпеливо объясните еще раз. Примерно к полугоду с малышом можно разучивать простейшие игры-сценки , это классические «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая».

Простые ритмизованные слова легко усваиваются ребенком, а повторение забавных жестов помогает развитию координации движений.

Стимулируйте познавательный интерес полугодовалого малыша.

Для этого вполне подойдут простые вопросы : «Где мама? Где папа?», «Где лампочка?» и т.п. Теперь можно поиграть с ребенком в такую игру: вначале спросите ребенка о местоположении игрушки или погремушки, после того как он повернул голову и отыскал глазами заданный предмет, переместите игрушку в другой конец комнаты и повторите вопрос. Малыш начнет исследовать пространство в поисках «пропавшей» погремушки.

Можно уже начинать показывать развивающие мультфильмы .

В восемь-девять месяцев можно предложить ребенку строить пирамидки из кубиков и купить простой конструктор с крупными деталями. Примерно в этом же возрасте ребенок способен разобрать пирамидку. Обязательно поощряйте любые успехи малыша, во втором полугодии жизни кроха уже отлично умеет отличать речь взрослого по интонации.

Развивайте цветовое восприятие ребенка. В процессе игры называйте самые основные цвета, делайте акцент на отличие цветов друг от друга.

Постепенно ребенок становится заметно активнее, он уже умеет сидеть и ползать, его игровые навыки и координация движений совершенствуются. В возрасте 8-9 месяцев важно организовать для ребенка максимальное количество пространства, в котором он будет свободно и безопасно перемещаться.

Старайтесь удовлетворять любопытство малыша, рассказывая на доступном уровне о названии и предназначении различных предметов, показывая, как ими можно манипулировать. Поощряйте разнообразные предметные игры.

Для успешного раннего развития мышления и речи важна тренировка мелкой моторики рук

Можно предлагать занятия с крупной мозаикой или пазлами , состоящими из 2-3 элементов. Отлично совершенствуют координацию движений и рамки-вкладыши, которые также помогут малышу лучше воспринять понятие формы предметов.

Если же Ваш ребенок пока не проявляет интереса к подобного рода занятиям, лучше не заставлять его, попробуйте предложить ему сортировать камешки или пуговицы , можно поиграть в «рисование» пальчиками по гречке или другим видам круп. Главное, следите, чтобы кроха не поддался соблазну потянуть мелкие предметы в рот. В этом же возрасте можно попробовать вместе с малышом выкладывать простейшие логические цепочки. В качестве материала для выкладывания таких последовательностей подойдут карточки с крупными четкими изображениями, кольца пирамидки или наборы отличающихся по размеру стаканчиков.

Примерно в этом же возрасте можно предложить малышу пальчиковые краски . Будучи нетоксичным материалом, они будут безопасны для здоровья крохи, даже если случайно попадут в рот. Для начала можно попробовать «нарисовать» отпечаток ладошки, это задание малышу нетрудно выполнить, а получившийся эффектный и яркий отпечаток наверняка доставит маленькому художнику массу приятных впечатлений. Занятия с пальчиковыми красками стимулируют развитие тактильного восприятия, помогают в формировании цветовых эталонов, стимулируют развитие творческого мышления.

К десятому месяцу жизни ребенок должен знать имена всех членов своей семьи, уметь показать основные части тела и лица (руки, ноги, глаза, рот и т.д.).

В этом возрасте важно научить ребенка реагировать на Ваши словесные просьбы, это могут быть простые поручения «дай», «принеси». Малыш в этот период с радостью выполняет любые поручения взрослых. Чаще всего, на первых порах ребенок будет отдавать или приносить ту игрушку, которую он держит в руках или, которая находится ближе к нему. Постарайтесь, используя эту его склонность, постепенно расширять пассивный словарный запас, предлагая запомнить названия все новых и новых предметов, которые нужно помочь принести маме.

Развитие речи и мышления стимулирует и чтение первых детских книг.

Можно остановить свой выбор на коротких народных сказках («Курочка Ряба», «Колобок») или легко запоминающихся четверостишиях Агнии Барто. Можно приобрести и специальные детские книжки, страницы которых шуршат, пищат и обладают прочими звуковыми эффектами. Занятия с такой книгой разнообразят опыт тактильных ощущений ребенка первого года жизни, помогут улучшить координацию движений и мелкую моторику.

В последние месяцы первого года жизни ребенок с удовольствием произносит свои первые слоги и звуки.

Это увлечение также стоит использовать для раннего развития ребенка, предлагая повторять за взрослым простые звукоподражания и слоги: «ма-ма», «ня-ня», «му-му» и т.п.

Для малыша первого года жизни нет необходимости устраивать специальные развивающие занятия, все элементы развития являются неотъемлемой частью игры. Все обучающие и развивающие упражнения нужно внедрять в игровой процесс, когда малыш пребывает в хорошем настроении, не устал и полон сил. Внимание к развитию ребенка в первый год жизни не потребует от Вас каких-то особых навыков, все развивающие занятия по силам каждой маме, если найти для них время, они станут надежным фундаментом для дальнейшего гармоничного развития.

Р одители стараются вырастить детей, максимально подготовив их к учебе в школе, маленькими гениями, которые будут лучшими эрудитами в классе. Методики раннего развития детей, разработанные известными учеными – практиками мира, помогут выбрать наиболее подходящий вариант.

Достоинства и недостатки методики Монтессори

Итальянка Мария Монтессори занималась обучением детей с отклонениями умственного развития. Разработанная ею методика дала отличные результаты: дети не только догнали сверстников, но стали учиться намного лучше их. Главный принцип системы – разрешить малышу выбрать занятие по душе, причем старшие дети добровольно помогают младшим освоиться. Методика подходит для многодетных семей, имеющих детей разного возраста от 1 года до 12 лет.

изображение с сайта www.planeta-d.com

Игровая комната делится на 5 тематических зон, изучение которых пригодится в практической жизни:

  • самообслуживание, в которой можно в реальности постирать вещи, выгладить их, научиться одеваться-раздеваться, застегивать пуговицы, пришить петельку от вешалки;
  • математическая зона, где с помощью старших детей ребенка обучают азам счета;
  • грамматическое отделение, в котором малыша учат читать и писать;
  • сенсорная часть комнаты посвящена изучению предметов по их признакам;
  • космическая зона учит правильно воспринимать окружающий мир.

Система раннего развития Монтессори абсолютно не уделяет внимания творческому развитию личности малыша. Считает вредным занятием игры с игрушками: куклами, машинками и прочими. Рисование относится к бесполезному времяпровождению.

Методика для раннего развития ребенка по Монтессори абсолютно не подходит, как для замкнутых детей, так и для гиперактивных.

Обучение малышей с помощью кубиков Зайцева


Изображение с сайта romashkovo24.ru

Прогрессивная методика Николая Зайцева учит ребенка чтению по слогам, пропуская этап соединения букв в слоги. Запоминая написанные на гранях кубиков слоги, каждый из которых имеет свое музыкальное оформление, можно научить малыша читать с более раннего, чем обычно, возраста.

В детских учреждениях рекомендуется использовать кубики Зайцева с 2-х летнего возраста. При домашнем воспитании начинать можно с 1 года. Музыкальные таблицы и чтение слогов нараспев под руководством мамы позволяет улучшить зрительную память малыша, увеличить словарный запас.

Противники системы развития ребенка по Зайцеву заостряют внимание на несоответствии метода обучения школьному. Хотя, умеющий быстро читать ученик, без проблем выучит и буквы, из которых состоят слова.

Метод Домана

Система представляет мир в виде карточек, с которыми можно знакомить ребенка, начиная с 1 месяца от роду. На черно-белом рисунке изображены картинки окружающего человека мира: животные, птицы, растения, слова, числа, пейзажи и природные явления. Карточки следует показывать тематическими сериями по 10 секунд каждую, сопровождая изображение словесным названием. Количество картинок, показанных за 1 раз, не рекомендуется больше 10 штук.


Изображение с сайта www.planeta-d.com

Метод развития умственных способностей маленького человека основан на внешнем раздражении головного мозга, способствующему улучшению его работы. На подсознательном уровне младенец, даже возрастом меньше 1 года, запоминает большой объем информации, увеличивающийся с каждым днем.

Недостатком служит полученное теоретическое знание без практического применения. Крошка не получает творческого, эмоционального восприятия окружающего. Большая нагрузка многим деткам не нравится, они отказываются от обучения вообще.

Сесиль Лупан - исследователь в области методики воспитания детей.

Разработав и опробовав методы развития ребенка на своих дочерях, Сесиль советует начинать обучение малюток при возникновении у них интереса к чему- либо. Время занятий тоже выбирают сами дети. Используются подручные, окружающие человека дома, вещи и материалы. Дополнительно приобретать ничего не нужно. В основу положен усовершенствованный метод Глена Домана. Свои советы по раннему воспитанию малышей от 1 года С. Лупан изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая за короткое время стала настоящим бестселлером.

Методика рекомендует учить детей плаванию с самого раннего возраста, исключив все остальные виды спорта , что является препятствием для многих мам, не готовых нырять вместе со своим крохой, которому не исполнилось и 1 года..

Методика А. Лопатиной и М. Скребцовой «Добрые сказки»

Авторы собрали более 200 неизвестных широкому кругу читателей сказок, притч писателей с мировыми именами, а также придумали более 1000 своих собственных, в которых детей учат добру, пониманию окружающего мира, сопереживанию близким и чужим людям.

Дети на примере добрых сказок учатся лучше общаться со своими сверстниками, решать свои проблемы, улучшается взаимопонимание в семье.

Методика направлена на восприятие крошкой окружающего мира с позиций добра, справедливости, любви.

При выборе методики по раннему развитию малыша родителям следует обращать внимание на доступность метода и соответствие его возможностям семьи. Не обязательно в точности соблюдать все рекомендации авторов. Каждый родитель волен улучшить систему своими наработками.

Для крохи в младенчестве важнее именно психическое, физическое развитие. Ребенок, правильно развивающийся в маленьком возрасте, лучше обучается в последствии. Родители обязаны постоянно следить за своим чадом и помогать ему. Дите не должно долго находиться в одной позе, иначе может развиться искривление позвоночника или плоскостопие. Из-за неподвижности у малыша замедляется процесс кровообращения, идет значительная нагрузка на мышцы одной и той же группы, поэтому необходимо периодически переворачивать грудничка.

В раннее развитие детей до года обязательно включается создание максимально удобных и комфортных условий для развития движений ребенка. Чтобы малыш научился ползать, нужно его подготовить к этому: учить с первых дней, лежа на животике, поднимать голову и удерживать ее, переворачиваться со спинки на животик и обратно. Когда ребенок будет свободно ползать, можно помогать ему, учиться садиться. Все движения, которые малыш до года производит, оказывают благотворное влияние на его общее развитие. Ведь если кроха будет малоподвижным, пассивным, то плохо окрепнут его опорно-двигательный аппарат, мышцы. Двигаясь, ребенок проявляет самостоятельность, настойчивость и упорство, получает массу удовольствий и находится в хорошем настроении.

Раннее развитие детей до года заключается и в ведении беседы с малышом еще до того момента, как он начнет лепетать. Постоянно комментируйте то, что вы совершаете в присутствии ребенка, рассказывайте о предметах, находящихся в его окружении, читайте сказки, пойте песенки. Малыш учится слушать, затем узнает слова, которые часто слышал, а это положительно влияет на процесс формирования речи.

Мамам и папам необходимо научиться играть со своим ребенком. Игры доставляют удовольствие малышу, помогают ему осваивать мир, способствуют развитию. Существуют разнообразные развивающие игры, помогающие родителям реализовать раннее развитие детей до года. Подобрать такие игры можно самим, либо положиться на рекомендации специалистов детской консультации или педагогов в специализированных школах.

Маленькому ребенку будет интересно все: пересыпать песочек, переливать водичку из одного ведерка в другое; складывать пирамидки; составлять из кубиков узоры; находить и прятать предметы; рвать траву, бумагу; открывать и закрывать двери, коробочки; разглядывать и разрисовывать книжки; слушать сказки. В дальнейшем ребенок поймет, что все предметы различны и научится сравнивать их, сортировать по цвету, структуре, форме. В этот период времени незаменимым станет общение с природой. Пусть малыш узнает, что котенок теплый и пушистый, снежок холодный, дерево шершавое и т.д.

Успешное раннее развитие детей до года подтверждается формированием у них новых навыков. Так как ребенок растет быстро, то и воспитательные средства должны меняться. Нужно понимать, когда малышу, например, начинать демонстрировать картинки, а когда учить лепить из пластилина или рисовать. Но в любом случае, раннее развитие детей до года следует начинать с самого рождения.

Раннее развитие детей до года должно основываться на заботе и любви к малышу. Ведь именно родительская любовь и ласка дает ребенку возможность чувствовать себя защищенным, эмоционально развиваться и стремиться познать окружающий его мир.

Может показаться, что малыш первых месяцев жизни большую часть времени спит, и главная роль родителей в этот период обеспечить его едой и удобной одеждой, на самом деле это далеко не так. Именно в этот период ребенок активно познает мир и его законы, в этот период закладываются основы его зрительного и слухового восприятия, мышления. Поэтому уже с первых месяцев жизни малыша мамы и папы должны не забывать проводить несложные занятия по раннему развитию . Это вовсе не дань моде на вундеркиндов, а посильная и нужная Вашему ребенку помощь в успешном освоении окружающего его пространства.

Для раннего развития на первом году жизни важно развивать слуховое восприятие малыша. Для этого он должен постоянно слышать разнообразные приятные по тембру звучания звуки разной громкости и интенсивности. Это может быть ласковая речь взрослого, обращенная к нему, колыбельная песенка , можно включить в программу таких развивающих мини-уроков прослушивание сборников классической или народной музыки, а также звуков природы, специально аранжированных для малышей. Примерно в 2-3 месяца с младенцем уже можно играть при помощи колокольчика или яркой погремушки . Станьте рядом с кроваткой малыша на расстоянии примерно 10-20 см, слегка потрясите игрушку, добейтесь того, что ребенок услышал этот звук и нашел его источник, затем медленно переместите погремушку на другую сторону кроватки. Можно также поиграть с малышом в своеобразные прятки. Накройтесь широким платком или пеленкой, а затем позовите из-под неё малыша, когда Вы увидите, что ребенок догадался, откуда раздается звук, поразите кроху, сбросив с себя импровизированную маскировку.
Важно, чтобы малыш научился рано понимать речь взрослого. Для этого старайтесь беседовать с ребенком первого года жизни простыми, интонационно окрашенными фразами, выделяя основные моменты. Не менее важно, предметно показать, что именно Вы хотите от ребенка. Если Вы хотите уложить малыша, можно похлопывать по подушке, если приглашаете к трапезе – показать бутылочку или тарелочку с кашей и т.п. Выдержите паузу, возможно, в первые минуты ребенок будет осмыслять и вспоминать, что же ему необходимо сделать, и лишь затем, если действий не последовало, терпеливо объясните еще раз. Примерно к полугоду с малышом можно разучивать простейшие игры-сценки, это классические «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая». Простые ритмизованные слова легко усваиваются ребенком, а повторение забавных жестов помогает развитию координации движений.
Стимулируйте познавательный интерес полугодовалого малыша. Для этого вполне подойдут простые вопросы: «Где мама? Где папа?», «Где лампочка?» и т.п. Теперь можно поиграть с ребенком в такую игру: вначале спросите ребенка о местоположении игрушки или погремушки, после того как он повернул голову и отыскал глазами заданный предмет, переместите игрушку в другой конец комнаты и повторите вопрос. Малыш начнет исследовать пространство в поисках «пропавшей» погремушки.
В восемь-девять месяцев можно предложить ребенку строить пирамидки из кубиков и купить простой конструктор с крупными деталями. Примерно в этом же возрасте ребенок способен разобрать пирамидку. Обязательно поощряйте любые успехи малыша, во втором полугодии жизни кроха уже отлично умеет отличать речь взрослого по интонации.
Развивайте цветовое восприятие ребенка. В процессе игры называйте самые основные цвета, делайте акцент на отличие цветов друг от друга.
Постепенно ребенок становится заметно активнее, он уже умеет сидеть и ползать, его игровые навыки и координация движений совершенствуются. В возрасте 8-9 месяцев важно организовать для ребенка максимальное количество пространства, в котором он будет свободно и безопасно перемещаться.
Старайтесь удовлетворять лю бопытство малыша, рассказывая на доступном уровне о названии и предназначении различных предметов, показывая, как ими можно манипулировать. Поощряйте разнообразные предметные игры.
Для успешного раннего развития мышления и речи важна тренировка мелкой моторики рук, поэтому крохе можно предлагать занятия с крупной мозаикой или пазлами, состоящими из 2-3 элементов. Отлично совершенствуют координацию движений и рамки-вкладыши , которые также помогут малышу лучше воспринять понятие формы предметов.

Если же Ваш ребенок пока не проявляет интереса к подобного рода занятиям, лучше не заставлять его, попробуйте предложить ему сортировать камешки или пуговицы, можно поиграть в «рисование» пальчиками по гречке или другим видам круп. Главное, следите, чтобы кроха не поддался соблазну потянуть мелкие предметы в рот. В этом же возрасте можно попробовать вместе с малышом выкладывать простейшие логические цепочки. В качестве материала для выкладывания таких последовательностей подойдут карточки с крупными четкими изображениями, кольца пирамидки или наборы отличающихся по размеру стаканчиков.
Примерно в этом же возрасте можно предложить малышу пальчиковые краски . Будучи нетоксичным материалом, они будут безопасны для здоровья крохи, даже если случайно попадут в рот. Для начала можно попробовать «нарисовать» отпечаток ладошки, это задание малышу нетрудно выполнить, а получившийся эффектный и яркий отпечаток наверняка доставит маленькому художнику массу приятных впечатлений. Занятия с пальчиковыми красками стимулируют развитие тактильного восприятия, помогают в формировании цветовых эталонов, стимулируют развитие творческого мышления.
К десятому месяцу жизни ребенок должен знать имена всех членов своей семьи, уметь показать основные части тела и лица (руки, ноги, глаза, рот и т.д.). В этом возрасте важно научить ребенка реагировать на Ваши словесные просьбы, это могут быть простые поручения «дай», «принеси». Малыш в этот период с радостью выполняет любые поручения взрослых. Чаще всего, на первых порах ребенок будет отдавать или приносить ту игрушку, которую он держит в руках или, которая находится ближе к нему. Постарайтесь, используя эту его склонность, постепенно расширять пассивный словарный запас, предлагая запомнить названия все новых и новых предметов, которые нужно помочь принести маме.
Развитие речи и мышления стимулирует и чтение первых детских книг. Можно остановить свой выбор на коротких народных сказках («Курочка Ряба», «Колобок») или легко запоминающихся четверостишиях Агнии Барто. Можно приобрести и специальные детские книжки , страницы которых шуршат, пищат и обладают прочими звуковыми эффектами. Занятия с такой книгой разнообразят опыт тактильных ощущений ребенка первого года жизни, помогут улучшить координацию движений и мелкую моторику.
В последние месяцы первого года жизни ребенок с удовольствием произносит свои первые слоги и звуки, это увлечение также стоит использовать для раннего развития ребенка , предлагая повторять за взрослым простые звукоподражания и слоги: «ма-ма», «ня-ня», «му-му» и т.п.
Для малыша первого года жизни нет необходимости устраивать специальные развивающие занятия, все элементы развития являются неотъемлемой частью игры. Все обучающие и развивающие упражнения нужно внедрять в игровой процесс, когда малыш пребывает в хорошем настроении, не устал и полон сил. Внимание к развитию ребенка в первый год жизни не потребует от Вас каких-то особых навыков, все развивающие занятия по силам каждой маме, если найти для них время, они станут надежным фундаментом для дальнейшего гармоничного развития.